DOI: 10.24412/cl-37095-2024-1 -30-35
Пастухова О. О.
студент, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Фаизова Л. Х.
кандидат филологических наук, доцент,
Тюменский государственный университет, г. Тюмень
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СМЕШАННЫМ ТЕХНИКАМ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ТЕХНОЛОГИИ
Ключевые слова: младший школьный возраст, творческие способности, изобразительное искусство, смешанные техники в изобразительном искусстве. Аннотация. Статья посвящена определению особенностей развития творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством обучения смешанным техникам рисования и декоративно-прикладного искусства. Также в статье представлен пример использования смешанных техник в ходе изучения отдельных тем на уроках изобразительного искусства и технологии (3 класс, образовательная программа «Школа России»).
На сегодняшний день одной из важнейших задач педагогической теории и практики является воспитание творческой личности, обладающей пытливым умом, изобретательностью, инициативностью, самостоятельностью и неординарностью в решении поставленных задач, способной к творческому восприятию и осмыслению мира.
В. Д. Щадриков под способностями понимает индивидуальные свойства личности, которые позволяют ей успешно выполнять одно или более одного видов деятельности [1, с. 61]. Творческие способности, по мнению В. Д. Щадри-кова, в свою очередь, представлены индивидуальными чертами, позволяющими отличить одного человека от другого [1, с. 61].
Занкиевские чтения
Несмотря на то, что к проблеме развития творческого начала личности в своих трудах неоднократно обращались и отечественные (Л. С. Выготский, В. Д. Щадрикова и др.), и зарубежные (Дж. Гилфорд, Э. П. Торранс, И. Я. Лернер и др.) ученые, данный вопрос все еще остается актуальным и требует дальнейших исследований.
В связи с этим перед современными родителями и педагогами встает задача по определению наиболее эффективных технологий, методов и средств развития творческих способностей подрастающего поколения.
Психологи считают, что сензитинвым в развитии творческих способностей является младший школьный возраст. Это обусловлено тем, чо ведущим типом деятельности ребенка становится учебная деятельность, данный период характеризуется активным развитием памяти, воображения, мышления; меняется сама роль ребенка в обществе - он становится учеником, вследствие чего происходят перемены в отношениях с действительностью.
ФГОС НОО признает уникальность каждой личности, среди требований к результатам освоения программы начального общего образования выделено требование по обеспечению системного и гармоничного развития личности обучающегося, формированию в нем таких качеств, компетенций, способностей, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения и жизни в современном обществе [2].
Одной из задач реализации ФОП НОО является «становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости» (17.3) [3].
В условиях начальной школы, по мнению Е. В. Муссалитиной, для развития самобытности, уникальности и творческих способностей личности является необходимым создание условий, позволяющих повысить продуктивность работы в этом направлении. К таковым она относит:
1) отсутствие образца регламентированного поведения;
2) наличие положительного образца творческого поведения;
Занкиевские чтения
3) представление творческого поведения и создание условий для подражания ему;
4) социальное подкрепление (одобрение) творческого поведения [4, с. 307].
Поскольку достижение личностных результатов освоения программы
начального образования осуществляется в единстве учебной и воспитательной, урочной и внеурочной видов деятельности, для успешного решения задачи по развитию творческих способностей обучающихся педагогу необходимо обратить особое внимание на возможности как уроков, так и разнообразных форм работы, проводимых вне урока.
Наиболее эффективными в решении задач развития творческих способностей детей являются учебные предметы эстетического цикла - изобразительное искусство, музыка, технология.
Согласно ФОП НОО уроки изобразительного искусства имеют целью развитие творческого потенциала младших школьников, уроки технологии направлены на развитие способностей к изобретательской деятельности, активности, инициативности, творческого отношения к продуктивной деятельности [2].
В ходе анализа федеральных рабочих программ по учебным предметам «Изобразительное искусство» и «Технология» мы определили, что содержание уроков представлено работой по формированию представлений детей о пропорциях, силуэте и навыка видения целостности; по обучению работе с гуашью, акварельными красками, карандашами, пластилином, глиной, подручными нехудожественными материалами; формированию представлений о рисовании с натуры, составлении тематических композиций, конструировании из бумаги, текстиля и др. [3].
Под творчеством на уроке мы понимаем работу по созданию / изготовлению продукта / изделия / способа решения, отличающегося оригинальностью.
По нашему мнению, в рамках уроков изобразительного искусства и технологии развитие творческих способностей младших школьников будет наиболее продуктивным, если при выполнении творческих работ использовать различных
художественных материалы и техники, то есть использовать смешанные техники рисования и декоративно-прикладного искусства.
С. Погодина под техника в изобразительной деятельности понимает специфический живописный прием / навык / способ или совокупность образных приемов, в которых отображается предмет, объект или явление окружающей действительности и создается художественный образ» [5, с. 96]. Н. Шайдулова под техникой в искусстве понимает комплекс особых навыков / способов / приемов, с помощью которых реализуется произведение искусства.
Необходимость использования смешанных техник рисования отмечена и в ФОП НОО. Так, при составлении композиции «Времена года» (модуль «Живопись», 1 класс) рекомендуется использование гуаши, аппликации или смешанной техники.
Работа в смешанной технике - это процесс создания оригинальных работ, который представляет собой сочетание различных техник изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Задания, выполняемые в данных техниках, предоставляют учащимся поле для творчества, самореализации, отображения своего внутреннего «Я».
Примером смешанной техники может выступать: сочетание пейзажной монотипии с окрашиванием и рисованием цветным песком, аппликацией из сухих листьев и трафаретным напылением, энкаустикой и многое другое.
Далее представим примеры использования смешанных техник рисования и декоративно-прикладного искусства при изучении отдельных тем на уроках изобразительного искусства и технологии в третьем классе по программе «Школа России» (учебник «Изобразительное искусство. 3 класс» под редакцией Н. А. Горяевой [6] и учебник «Технология. 3 класс» под редакцией Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева [7]).
№ Учебный предмет (модуль) Тема урока Материалы Задание
1. Изобразительное искусство «Картина-пейзаж» Бумага формата А4, простой карандаш НВ, ластик, акварельные краски, трубочки, ватные палочки, губки, вата, штампы и др. Выполните изображение весеннего пейзажа в живописной технике с использованием подручных средств.
2. Изобразительное искусство «Посуда у тебя дома» Газеты, клей ПВА, кисть для клея, основа для папье-маше (одноразовая тарелка), гуашь, салфетки для декупажа Выполните тарелку в технике «Папье-маше». Выполните роспись посуды на свое усмотрение, учитывая основы композиции. Дополните роспись техникой «Де-купаж».
3. Технология «Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем?» Картон формата А5, простой карандаш НВ, ластик, пластилин, бумага для квиллинга, джут, клей для джута, бумага, клей ПВА. Выполните панно на тему «Осенний лес» используя ранее изученные техники («Пластил-линография», «Квил-линг», «Джутовая филигрань», «Бумагопла-стика» и др.). Работа должна включать минимум две техники, различные фактуры и объем.
4. Технология «Проверим себя» (Раздел «Мастерская инженера / конструктора / строителя / декоратора) Развертка здания, картон, простой карандаш НВ, ластик, пластилин, салфетки для декупажа, клей ПВА, контур витражный, акварель, гуашь, газеты, журналы. Выполните макет здания с использованием ранее изученных техник («Пластилинография», «Декупаж», «Бумагопла-стика», «Витраж», «Папье-маше», «Лепка», «Мозаика» и др.)
Таким образом, смешанные техники в рисовании и декоративно-прикладном искусстве способствуют активизации познавательной активности, развитию воображения и творческих способностей младших школьников в целом. Работа в смешанных техниках рисования и декоративно-прикладного искусства способствует повышению мотивации к учению в целом, появляется желание совершенствовать свои навыки, необходимые как на этапе обучения в начальной школе, так и на последующих ступенях обучения и дальнейшей жизнедеятельности.
Список источников и литературы
1. Щадриков В. Д. Способность и одаренность человека: монография. М. Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. 274 с.
2. Федеральной государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. https://shkolapriobskaya-r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/FGOS/1._Ob_utverzhdenii_feder almgo_gosudarstvenшgo_obrazovatelmgo_standarta_nachalmgo_obschego_o brazovani.pdf (дата обращения: 14.03.2024).
3. Федеральная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-372/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego/iv/173/173.13/ (дата обращения: 14.03.2024).
4. Муссалитина Е. В. Развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников: Автореф. диссерт. на соиск. канд.психол. наук. М. 2001. 18 с.
5. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2014. С. 126.
6. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник. 14-е изд., перераб. /под редакцией Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2023. 106 с.
7. Технология: 3 класс: учебник. 11-е изд., перераб / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева.. М.: Просвещение, 2023. 102 с.