Научная статья на тему 'Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста'

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изобразительное искусство / нетрадиционные техники рисования / творческие способности / дети младшего школьного возраста / fine arts / non-traditional drawing techniques / creativity / children of primary school age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Александровна Меньшикова, Анастасия Александровна Макарова

Исследуется влияние нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства на уровень развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Проанализированы основные направления в изучении данной проблемы, выявлено противоречие, побудившее к исследованию влияния нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей обучающихся. В ходе исследования выявлены и экспериментально проверены условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства средствами нетрадиционных техник рисования, разработаны технологические карты уроков изобразительного искусства. Представлены результаты экспериментального исследования, проведенного с детьми младшего школьного возраста, показавшими положительную динамику развития творческих способностей. Предлагаемые рекомендации могут быть использованы в педагогической практике учителями начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Александровна Меньшикова, Анастасия Александровна Макарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using non-traditional drawing techniques to develop the creative abilities of children of primary school age

The article is devoted to the study of the influence of non-traditional drawing techniques in art lessons on the level of development of creative abilities of children of primary school age. The authors analyzed the main directions in the study of this problem, such as the study of creative abilities and the development of creativity tests, the identification of the level of development of creative abilities of primary school children, the development of non-traditional drawing techniques, as well as the use of non-traditional drawing techniques for the development of creative thinking of primary school students. A key contradiction has been revealed that prompted the authors to study the influence of non-traditional drawing techniques on the development of creative abilities of primary school children. In the course of the study, the conditions for the development of creative abilities of primary school-age children in fine art lessons by means of non-traditional drawing techniques were identified and experimentally tested, technological maps of fine art lessons for students were developed. The results of an experimental study conducted with children of primary school age who showed positive dynamics of the development of creative abilities are presented. The recommendations proposed in the article can be used in pedagogical practice by primary school teachers.

Текст научной работы на тему «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста»

Научно-педагогическое обозрение. 2024. Вып. 2 (54). С. 7-16 Pedagogical Review. 2024, vol. 2 (54), pp. 7-16

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Научная статья УДК 37 . 013

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2024-2-7-16

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

Елена Александровна Меньшикова1, Анастасия Александровна Макарова2

1 Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия, menshikovaea@tspu.edu.ru 2МБОУ «СОШ№ 45», Кемерово, Россия, makarova.ayo@yandex.ru

Аннотация

Исследуется влияние нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства на уровень развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Проанализированы основные направления в изучении данной проблемы, выявлено противоречие, побудившее к исследованию влияния нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей обучающихся. В ходе исследования выявлены и экспериментально проверены условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства средствами нетрадиционных техник рисования, разработаны технологические карты уроков изобразительного искусства. Представлены результаты экспериментального исследования, проведенного с детьми младшего школьного возраста, показавшими положительную динамику развития творческих способностей. Предлагаемые рекомендации могут быть использованы в педагогической практике учителями начальных классов.

Ключевые слова: изобразительное искусство, нетрадиционные техники рисования, творческие способности, дети младшего школьного возраста

Для цитирования: Меньшикова Е. А., Макарова А. А. Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. Вып. 2 (54). С. 7-16. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2024-2-7-16

GENERAL EDUCATION

Original article

Using non-traditional drawing techniques to develop the creative abilities of children of primary school age

Elena A. Menshikova1, Anastasiya A. Makarova2

1 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation, menshikovaea@tspu.edu.ru 2MBOUSOSH№ 45, Kemerovo, Russian Federation, makarova.ayo@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to the study of the influence of non-traditional drawing techniques in art lessons on the level of development of creative abilities of children of primary school age. The authors analyzed

© Е. А. Меньшикова, А. А. Макарова, 2024

the main directions in the study of this problem, such as the study of creative abilities and the development of creativity tests, the identification of the level of development of creative abilities of primary school children, the development of non-traditional drawing techniques, as well as the use of non-traditional drawing techniques for the development of creative thinking of primary school students. A key contradiction has been revealed that prompted the authors to study the influence of non-traditional drawing techniques on the development of creative abilities of primary school children. In the course of the study, the conditions for the development of creative abilities of primary school-age children in fine art lessons by means of non-traditional drawing techniques were identified and experimentally tested, technological maps of fine art lessons for students were developed. The results of an experimental study conducted with children of primary school age who showed positive dynamics of the development of creative abilities are presented. The recommendations proposed in the article can be used in pedagogical practice by primary school teachers.

Keywords: fine arts, non-traditional drawing techniques, creativity, children of primary school age

For citation: Menshikova E. A., Makarova A. A. Ispol'zovaniye netraditsionnykh tekhnik risovaniya dlya razvitiya tvorcheskikh sposobnostey detey mladshego shkol'nogo vozrasta [Using non-traditional drawing techniques to develop the creative abilities of children of primary school age]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2024, vol. 2 (54), pp. 7-16. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2024-2-7-16

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте закладывается психологическая основа для такого вида деятельности, начинают формироваться интересы, склонности, развиваются потребности, лежащие в основе творчества, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность. У детей развиваются воображение и фантазия, активность и инициатива, творческие способности [1]. Вопросами развития творческих способностей занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Одни исследователи (Б. М. Теплов, Я. А. Пономарёв и др.) раскрыли психологическую природу способностей, творчества и творческих способностей; вторые (Д. П. Гилфорд, Э. П. Торренс и др.) разработали диагностические методики, направленные на выявление уровня развития творческих способностей, тесты креативности; третьи (Р. Г. Казакова, Е. М. Седова, Т. И. Сайганова и др.) разработали нетрадиционные техники рисования, апробировали специально составленные программы, приемы и формы организации учебной работы с младшими школьниками [2, 3]. Ряд ученых (Л. И. Шаханина и др.) использовали нетрадиционные техники рисования для развития креативного мышления у детей младшего школьного возраста [4]. Учеными отмечалось, что при анализе творческого мышления стоит учитывать интеллектуальный потенциал детей, адекватный их возрастному развитию. Так, например, в исследовании С. М. Чурбановой говорилось о том, что результаты решения дивиргентных задач зависят от уровня интеллектуальной готовности детей [5]. Ряд исследователей (Л. В. Горина, Ю. Ю. Ко-лесниченко и др.) отмечали важность профессиональной компетентности педагога, так как, осваивая художественную деятельность в создаваемых педагогом игровых ситуациях, дети получают возможность развивать интегративные качества личности, необходимые для самовыражения в разных видах художественно-творческой деятельности [6]. Однако особенностям развития творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования в практике школьного обучения, на наш взгляд, уделялось недостаточно внимания. Это и побудило обратиться к данной проблеме.

Уроки изобразительного искусства в начальной школе помогают учителю раскрыть творческие способности ребенка. Однако творческие уроки у учителя порой занимают намного больше времени на подготовку, чем остальные, поэтому не все учителя стремятся вкладывать свое время и силы в такой вид деятельности. Если же педагог ставит перед собой цель - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, желание и умение учиться, то он готов применять ин-

дивидуально-дифференцированный подход, реализовывать принцип систематичности и последовательности, учитывая при этом возрастные особенности детей. С 1 сентября 2022 г во всех школах России вступили в силу обновленные ФГОСы НОО и ООО, которые расширяют возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний, использование различных форм организации образовательной деятельности обучающихся [7]. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (ст. 47, п. 3) основные профессиональные права педагогических работников определены следующим образом: «Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания» [8]. Поэтому учитель при изучении конкретных тем на уроках изобразительного искусства вправе выбирать методики, средства и приемы обучения, в том числе и нестандартные техники. Например, на уроках изобразительного искусства использовать нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники рисования - это способ развития воображения, творчества, выражения индивидуальности. Любому человеку, не только ребенку, нравится делать то, что хорошо получается. То же происходит и с рисованием у детей. Но карандаши и кисти требуют от ученика достаточно высокого уровня владения техникой рисования, сформированных приемов работы, навыков и знаний. Если же ребенок не владеет этими навыками, то у него быстро пропадает интерес к данному виду деятельности, так как, прилагая усилия, он не получает желаемый результат, близкий к его замыслу или реальному объекту. Нетрадиционные же техники рисования не требуют от детей высокого уровня развития навыков рисования. Дети учатся применять и комбинировать разные приемы в одном рисунке, делать самостоятельный выбор способа достижения цели, чтобы образ получился более выразительным, что способствует созданию ситуации успеха у учащихся, помогает закрепить мотивацию к изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники дают непредсказуемые варианты художественного изображения и позволяют учащимся быстро достичь желаемого результата, что способствует развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Познакомившись с опытом работы педагогов, можно сделать ряд выводов о том, что нетрадиционные техники рисования оказывают существенное влияние на развитие личности детей. Ученики начальной школы становятся независимыми от мнения окружающих, уверенными в себе и своих возможностях, нетрадиционные приемы рисования помогают раскрыть потенциал ребенка.

Наблюдения в учебной деятельности показывают, что использование нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства позволяет сохранить высокую работоспособность у учащихся на протяжении всего урока, так как детей она не утомляет, а увлекает. Нетрадиционные техники дают ребенку свободу, позволяют ему выразить свои чувства и эмоции в рисунке, а также повышают самооценку, так как дают уверенность в результате своей деятельности, дети не боятся допустить ошибку, а это способствует развитию активной познавательной позиции ученика [9].

На начальном этапе исследования мы выдвинули гипотезу: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства будет успешным, если в процессе обучения реализуются следующие педагогические условия:

1) выявлен уровень актуального развития творческих способностей детей младшего школьного возраста;

2) разработана и реализована система занятий педагога по изобразительному искусству с применением нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих способностей обучающихся;

3) проведен сравнительный анализ результатов исследования и выявлена положительная динамика в развитии творческих способностей детей.

Для подтверждения данного предположения проведено исследование на базе МАОУ лицей № 1 имени А. С. Пушкина города Томска. Данная работа проводится с детьми младшего школьного возраста на протяжении всего периода их обучения в начальных классах. Представленный эксперимент яв-

ляется лишь частью (фрагментом) работы педагога с обучающимися четвертого класса, иллюстрирующей систему работы учителя с применением нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства.

В эксперименте приняли участие учащиеся 4 «Б» класса в количестве 25 человек (16 девочек и 9 мальчиков). На начальном этапе исследования был выявлен уровень развития творческих способностей учащихся данного класса с помощью теста Э. П. Торренса. В данном классе мы провели диагностическую методику «Круги», задача которой заключалась в том, чтобы превратить в различные изображения одинаковые круги. Ученикам можно было выполнять рисунок как за кругом, так и внутри него и для каждого рисунка использовать новый круг. В результате рисования дети должны были постараться получить уникальные неповторяющиеся рисунки. Каждому рисунку необходимо было дать название. Работа должна была выполняться слева направо. Время на выполнение было ограничено (10 минут). Оценивание результатов проводилось по трем показателям: скорость, гибкость, оригинальность [10].

Результаты диагностики детей были проанализированы и подсчитаны по данным показателям путем суммирования баллов по всем пунктам. Общий балл соотносился с уровнем развития творческого мышления у каждого ученика. Характерным признаком любой творческой деятельности является новизна продукта деятельности. Когда ребенок выполняет задание строго по указаниям учителя, с его помощью и по его задумке, результат его выполнения не будет являться творчеством, несмотря на то, что для ребенка он будет новым и необычным. Когда же ученик использует свое мышление как механизм для решения задачи, это способствует формированию у него умения решать нестандартные задачи, что и будет являться творческим процессом. Большинство знаний, умений, навыков, компетенций, а также способности учащихся можно разделить на уровни их сформированности. Мы предложили охарактеризовать уровни сформированности творческих способностей младших школьников следующим образом. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Учащийся с активностью и интересом выполняет все творческие задания, может без помощи и контроля учителя выполнять задания творческого характера, применяет оригинальность и воображение Ученик проявляет инициативность не в полной мере, задания творческого характера выполняет под контролем учителя, но может проявить и свои творческие способности, может показать оригинальность, но не всегда успешно Ученик неактивный в творческой деятельности, творческие способности не демонстрирует, ему трудно создавать и придумывать что-то новое, творческих заданий старается избегать

В работе также использовалась характеристика уровней развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. (За основу взяты характеристики Л. А. Лебедевой, дополнены нами):

1. Высокий уровень. Данный уровень проявляется у учащихся, которые могут брать на себя ответственность при выполнении задания и проявляют желание в принятии решений. Для них характерна свобода выражения своих действий и состояний. Ученики демонстрируют высокий уровень развития мышления и воображения. Такие дети не боятся создавать что-то необычное и оригинальное, в помощи учителя не нуждаются. Учитель только направляет таких детей, чтобы развить у них потребность в творческой деятельности.

2. Средний уровень. У таких учащихся проявляется достаточно хороший уровень развития логического и наглядно-образного мышления. Они самостоятельны, но иногда нуждаются в помощи учителя. Могут работать над заданиями творческого характера, но чаще всего оригинальность и воображение не проявляют.

3. Низкий уровень. Данный уровень характерен для учащихся, которые умеют работать и приобретать новые знания, но в творческой деятельности пассивны. Таким ученикам требуется больше времени для обдумывания при решении какой-либо творческой задачи, поэтому они привыкли получать помощь учителя. Их решения шаблонны, оригинальность, самостоятельность и инициативность не проявляют [11].

На этапе формирующего эксперимента на уроках изобразительного искусства в 4 «Б» классе мы сделали акцент на реализацию принципа систематичности и последовательности. На нем строится принцип последовательного усложнения заданий [12].

Был проведен цикл уроков по изобразительному искусству: «Страна восходящего солнца» в технике «ватными палочками»; «Праздник в городе» в технике «набрызг»; «Города в пустыне» в технике «аэрография»; «Пейзаж родной земли» в технике «солевая живопись» и др. [13].

Принцип систематичности и последовательности на уроках изобразительного искусства раскрывался в том, что учащиеся в системе продолжали работать с нетрадиционными техниками рисования на всех уроках изобразительного искусства. В начальном этапе дети работали с более простой техникой - «ватными палочками». Затем систематично и последовательно через техники «набрызг» и «аэрографии» применялись более сложные приемы («солевой живописи»). Подобные задания способствовали развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Приведем фрагменты содержательных характеристик отдельных уроков. Урок «Страна восходящего солнца» в нетрадиционной технике рисования «ватными палочками». В данной технике учащиеся рисовали сакуру, а именно лепестки цветка. Именно эта техника помогла более естественнее передать внешний вид цветков дерева. Для данной техники рисования использовали бумагу для акварели, гуашь, тонкую кисть, простой карандаш, стакан с водой, клеенку, тряпку, палитру для разведения красок с водой, ватные палочки для изображения цветов. Урок «Праздник в городе» в нетрадиционной технике «набрызг». С помощью этой техники ученики рисовали фон. Суть данной нетрадиционной техники заключалась в разбрызгивании капель краски. Набрызг - это рисование брызгами, несложная и интересная техника для творчества. Краска разбрызгивалась с помощью зубной щетки, стеков или расчески. Материалами для работы послужили: бумага для акварели, стакан с водой, гуашь или акварель, разведенная водой. В качестве инструментов использовались: пластиковая расческа, зубная щетка для получения набрызга. Урок «Города в пустыне» в нетрадиционной технике рисования «аэрография». Эта техника очень похожа на технику «набрызг». С ней ученики уже были знакомы. Но в данной нетрадиционной технике еще дополнительно использовались шаблоны. Они позволили сделать работу детей более интересной.

При подготовке технологических карт к вышеперечисленным урокам учитывался актуальный уровень сформированности творческого мышления учащихся данного класса, который продемонстрировали дети на начало эксперимента. Технологические карты составлялись с учетом реализации принципа систематичности и последовательности.

На итоговом этапе эксперимента была проведена повторная диагностика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства с включением их в разные виды творческих работ с учетом реализации принципа систематичности и последовательности.

Итоговая диагностика показала, что результаты развития творческих способностей у четвероклассников улучшились. Низкий результат показали всего три человека (12 % от общего количества испытуемых). Количество учащихся со средним уровнем развития творческого мышления увеличилось на одного человека и составило 48 %. Увеличилось количество детей с высоким уровнем развития творческого мышления (на 7 человек) с 12 % до 40 % от общего количества испытуемых.

60 50

40 30 20

10

0

Высокий Средний Низкий

Рис. Сравнительная диаграмма уровня развития творческих способностей на начало и конец эксперимента, %

Из рисунка видно, что уровень развития творческих способностей учащихся по таким показателям, как скорость, гибкость, оригинальность, изменился в позитивную сторону. Дети продемонстрировали положительную динамику в развитии творческих способностей. Помимо положительных результатов в развитии творческих способностей четвероклассников мы заметили положительные результаты в развитии личности обучающихся, принявших участие в эксперименте. Так, например, Саша П. стал активнее работать на уроках по различным учебным дисциплинам и более уверенно проявлять себя в детском коллективе. У него стали развиваться рефлексивные умения. Маргарита С. начала качественнее выполнять домашние задания, у нее появился интерес к учебе. Вероника Г. заметно лучше стала работать на всех уроках, аккуратней вести свои записи в тетрадях при выполнении классных и домашних работ. Анна М. преодолела страх неудачи в рисовании, с большим желанием стала относиться к урокам по изобразительному искусству. У всех детей ушел страх допустить ошибку и неуверенность в процессе рисования и на других уроках. Это позволило предположить, что использование нетрадиционных техник рисования можно использовать не только для развития творческих способностей у детей, но и для развития их личности в целом, что может стать предметом самостоятельного исследования в дальнейшем.

При проведении повторной диагностики четвероклассники проявили интерес к заданиям и увлеченность процессом их выполнения, что способствовало созданию благоприятной атмосферы, устраняло скованность детей, которую они проявляли на начальном этапе эксперимента. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что работа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста оказалась продуктивной. Это подтвердило занятие по реализации систематичного и последовательного включения детей младшего школьного возраста в разные виды работ творческого характера и осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к организации творческой деятельности на уроках изобразительного искусства. Результаты проводимой диагностики на конец эксперимента показали изменения в положительную сторону, что доказало выдвинутую гипотезу.

Как отмечалось ранее, работа с применением нетрадиционных техник рисования проводится в системе. Приведем пример тематического планирования, применяемого с обучающимися первого класса.

Таблица 2

Тематическое планирование уроков изобразительного искусства

с использованием нетрадиционных техник рисования (1-й класс)

Содержание (разделы, темы) Нетрадиционная техника Обоснование

Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть Пальчиковая техника С данной нетрадиционной техникой рисования лучше всего начинать обучение в первом классе, так как рисование пальцами для детей знакомо и понятно с самых ранних лет

Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме Кляксография Для темы «Пятно» кляксография подходит лучше всего. Дети учатся делать кляксы, видеть в них образы, предметы и отдельные детали

Изображать можно линией. Разноцветные краски Рисование ребром картона Данная техника помогает создать прямые и изогнутые линии для изображения рисунка. Развивает оригинальность мышления

Художники и зрители. Картина. Скульптура. Художественный музей. Обобщение темы Штампование В качестве штампа можно использовать штампики, деревянные фигурки, заготовки из сырых овощей (морковь, картошка) и пр. Необходимо нанести краску на штамп, а затем приложить его к листу. А затем дорисовать детали по получившемуся рисунку. Помогает получить оригинальные изображения

Изображать можно и то, что невидимо Рисование по мокрой бумаге Данная техника стимулирует творческое мышление и фантазию учеников. Когда бумага влажная, краска растекается и создает непредсказуемые и необычные эффекты, дети смогут изобразить то, что обычно не видят или не замечают в окружающем мире

Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

Мир природы полон украшений. Цветы Печатание листьями Данная техника отлично подходит к этой теме, так как используются природные материалы. Например, из печати листьев рябины можно получить ромашку, а также другие цветы. Развивается креативность

Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди Рисование свечой Рисование свечой позволяет ученикам увидеть и оценить тонкие цветовые переходы и оттенки, которые обычно не видны в других техниках рисования

Красивые рыбы Монотипия Передавая цвета и узор рыбы, можно использовать нетрадиционную технику рисования - монотипию. Рисунок гуашью с гладкого целлофана переносится на бумагу, получается зеркальное изображение рыбы

Украшения птиц. Объемная аппликация Рисование сыпучими материалами Для создания объемного рисунка (аппликации) в данной технике следует нарисовать рисунок клеем ПВА, а сверху насыпать крупу (манку) и раскрасить красками

Как, когда, для чего украшает себя человек Аэрография Аэрография позволяет создавать яркие и красочные изображения с помощью воздуха и краски. Эта техника идеально подходит для изучения темы украшения человека, так как она позволяет ученикам создавать красивые и оригинальные рисунки

Содержание (разделы, темы) Нетрадиционная техника Обоснование

Украшения помогают сделать праздник. Обобщение темы Метод тычка Для создания украшений праздника используется жесткая полусухая кисть и краска. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности

Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Дом для себя. Какие можно придумать дома Кляксография с трубочкой Кляксография с трубочкой - это техника рисования, которая позволяет создавать интересные и уникальные изображения. Она подходит для урока рисования домов, так как позволяет ученикам экспериментировать с формой и композицией. Развивает наблюдательность, пространственное мышление и воображение

Мастер Постройки помогает придумать город. Все, что мы видим, имеет конструкцию Рисование зубной щеткой Для рисования в данной технике понадобятся трафареты домов, ребенок смачивает в краске зубную щетку и направляет брызги на бумагу. Развивается оригинальность мышления

Дом снаружи и внутри. Внутреннее устройство дома Рисование ватными палочками Ребенок обмакивает ватную палочку в краску и наносит желаемый рисунок на бумагу

Все предметы можно построить. Прогулка по родному городу Оттиск смятой бумагой Эта техника позволяет ученикам создавать объемные и текстурированные изображения, что делает их работы более реалистичными и привлекательными. Оттиск смятой бумагой развивает у учеников навыки композиции, так как они должны правильно расположить элементы своего рисунка на листе бумаги

Все имеет свое строение. Строим вещи Рисование солью Эта техника поможет ученикам развить мелкую моторику, научиться воспринимать трехмерные формы, стимулировать их креативность и воображение, развить чувство композиции и приобщиться к искусству

Город, в котором мы живем Ниткопись Данная техника на уроке «Город, в котором мы живем» позволит ученикам создать объемное изображение города, развить свои творческие способности и научиться работать с различными материалами

Обобщение темы Техника на выбор На данном уроке можно использовать любую нетрадиционную технику рисования, например, рисование пальцами, штампами, ниткографию, граттаж, монотипию и другие. Выбор техники зависит от предпочтения и индивидуальных особенностей учеников. Развивается самостоятельность мышления и креативность

Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно Объединение техник: ниткопись и рисование ватными палочками Ниткопись позволит создать объемное изображение сказочной страны, а рисование ватными палочками добавит ярких красок и деталей. Таким образом, ученики смогут проявить свои творческие способности, работая в разных техниках, и создать уникальное панно

«Праздник весны» Набрызг Эта техника позволяет создать яркие и красочные изображения, которые передают атмосферу праздника. Набрызг можно использовать для создания цветов, бабочек и других весенних элементов

Содержание (разделы, темы) Нетрадиционная техника Обоснование

Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! Техника на выбор На данном уроке можно использовать любую нетрадиционную технику рисования, например, рисование пальцами, штампами, ниткографию, граттаж, монотипию и другие. Выбор техники зависит от предпочтения и индивидуальных особенностей учеников. Развивается креативность и самостоятельность мышления

Список источников

1. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2017. 464 с.

2. Психология творчества: школа Я. А. Пономарёва / ред.-сост. Д. В. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2006. 624 с.

3. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Занятия по рисованию с дошкольниками. М.: Сфера, 2020. 128 с.

4. Шаханина Л. И., Федорищева Е. В., Рыжкова О. В., Чепиженко З. И. Нетрадиционное рисование как один из способов развития креативного мышления младших школьников // Научно-метод. электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 38. С. 191-195. URL: http://e-koncept.ru/2015/45146.htm. (дата обращения: 10.04.2023).

5. Чурбанова С. М. Развитие творческого мышления в детском возрасте // Национальный психол. журнал. 2018. Т 1 (29). С. 88-97. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_34940226_83143899.pdf (дата обращения: 05.04.2023).

6. Горина Л. В., Колесниченко Ю. Ю. Проблема оценки качества художественного образования в дошкольном учреждении // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 4. URL: http://psyedu.ru/ journal/2013/4/Gorina_Kolesnichenko.phtml (дата обращения: 26.03.2023).

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования». URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 29.02.2023).

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)]: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012. М.: Эксмо, 2023. 224 с.

9. Меньшикова Е. А. Психология: возрастная и педагогическая психология: развитие активной познавательной позиции у младших школьников: учебно-метод. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 160 с.

10. Туник Е. Е. Диагностика творческого мышления: креативные тесты // Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». 2006. Вып. 5 (11). 24.08.2006. С. 14-19.

11. Лебедева Л. А. Повышение интеллектуального уровня обучающихся через развитие творческих способностей. URL: https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2016/03/17/metodicheskiy-doklad-na-temu-povyshenie (дата обращения: 15.03.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Подласый И. П. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2006. 540 с.

13. Рабочая программа по изобразительному искусству образовательной системы «Начальная школа XXI века». URL: https://rosuchebnik.ru/material/izo-1-4-klassy-rabochaya-programma/ (дата обращения: 10.04.2023).

Referenсes

1. Dubrovina I. V., Danilova E. E., PrikhozhanA. M. Psikhologiya: uchebnikdlya studentovsrednikhpedagogicheskikh uchebnikh zavedeniy [Psychology: a textbook for students of secondary pedagogical educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2017. 464 p. (in Russian).

2. Psikhologiya tvorchestva: shkola Ya. A. Ponomareva [Psychology of creativity: school of Ya. A. Ponomarev]. Ed. by V D. Ushakov. Moscow, Institute of Psychology RAN Publ., 2006. 624 p. (in Russian).

3. Kazakova R. G., Sayganova T. I., Sedova E. M. Zanyatiyapo risovaniyu s doshkol'nikami [Drawing classes with preschoolers]. Moscow, Sfera Publ., 2020. 128 p. (in Russian).

4. Shakhanina L. I., Fedorishcheva E. V., Ryzhkova O. V, Chepizhenko Z. I. Netraditsionnoye risovaniye kak odin iz sposobov razvitiya kreativnogo myshleniya mladshikh shkol'nikov [Unconventional drawing as one of the ways of developing creative thinking of younger schoolchildren]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Koncept», 2015, vol. 38, pp. 191-195 (in Russian). URL: http://e-koncept.ru/2015/45146.htm (accessed 10 April 2023).

5. Churbanova S. M. Razvitiye tvorcheskogo myshleniya v detskom vozraste [Development of creative thinking in childhood]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal - National Psychological Journal, 2018, no 1(29), pp. 88-97 (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_34940226_83143899.pdf (accessed 5 April 2023).

6. Gorina L. V., Kolesnichenko Yu. Yu. Problema otsenki kachestva khudozhestvennogo obrazovaniya v doshkol'nom uchrezhdenii [The problem of assessing the quality of art education in preschool]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye psyedu.ru, 2013, no 4, pp. 144-152 (in Russian). URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Gorina_ Kolesnichenko.phtml (accessed 26 March 2023).

7. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 286 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obshchego nachal'nogo obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of May 31, 2021 No. 286 "On Approval of the Federal State Educational Standard for General Primary Education"]. Informatsionno-pravovoy partal. Garant.ru (in Russian). URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/400807193/ (accessed 29 February 2019).

8. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (redaktsiya ot 17 Fevralya 2023) (s izmeneniyami i dopolneniyami, vstup. v silu s 28 Fevralya 2023)]: odobren Sovetom Federatsii 26 dekabrya 2012 [Russian Federation. Laws. On Education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ]. Moscow, Eksmo Publ., 2023. 224 p. (in Russian).

9. Menshikova E. A. Psikhologiya: vozrastnaya ipedagogicheskayapsikhologiya: razvitiye aktivnoypoznavatel'noy pozitsii u mladshikh shkol'nikov: uchebno-metodicheskoeposobiye [Psychology: age and pedagogical psychology: the development of an active cognitive position in younger schoolchildren: an educational and methodological manual]. Tomsk, TSPU Publ., 2013. 160 p. (in Russian).

10. Tunik E. E. Diagnostika tvorcheskogo myshleniya: kreativnye testy [Diagnostics of creative thinking: creative tests]. Bibliotechka «Pervogo sentyabrya», seriya «Shkol'nyypsikholog», 2006, no. 5 (11), pp. 14-19 (in Russian).

11. Lebedeva L. A. Povysheniye intellektual'nogo urovnya obuchayushchikhsya cherez razvitiye tvorcheskikh sposobnostey [Improving the intellectual level of students through the development of creative abilities] (in Russian). URL: https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2016/03/17/metodicheskiy-doklad-na-temu-povyshenie (accessed 15 March 2023).

12. Podlasyy I. P. Pedagogika: uchebnik [Pedagogy. Textbook]. Moscow, Vyssheye obrazovaniye Publ., 2006. 540 p. (in Russian)

13. Rabochaya programma po izobrazitel'nomu iskusstvu obrazovatel'noy sistemy «Nachal'naya shkola XXI veka» [Working program on fine arts of the educational system "Primary school of the XXI century"] (in Russian). URL: https://rosuchebnik.ru/material/izo-1-4-klassy-rabochaya-programma/ (accessed 10 April 2023).

Информация об авторах

Меньшикова Е. А., доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

Макарова А. А., учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 45» (пр. Притомский, 27, Кемерово, Россия, 650023).

Information about the authors

Menshikova E. A., Assistant Professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

Makarova A. A., primary school teacher, MBOU SOSH № 45 (pr. Pritomskiy, 27, Kemerovo, Russian Federation, 650023).

Статья поступила в редакцию 24.04.2023; принята к публикации 21.02.2024 The article was submitted 24.04.2023; accepted for publication 21.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.