УДК 371
Педагогические науки
Габдуллина Ляззат Нуркатовна, учитель искусства Международная школа города Нур-Султан Магистр педагогических наук по специальности «Изобразительное искусство и черчения» Казахский Национальный педагогический университет им. Абая
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗО ПОМОГАЮТ РАЗВИТЬ КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ У УЧЕНИКОВ
Аннотация: В данной статье описывается творческое мышление учащихся, использующих нетрадиционные методы рисования на уроках рисования. Описаны виды нетрадиционных техник рисования и их значение в предмете.
Ключевые слова: творческое мышление, креативность, нетрадиционные техники, развитие, развития мышления.
Abstract: this article describes the creative thinking of students who use non-traditional drawing methods in drawing lessons. The types of non-traditional drawing techniques and their significance in the subject are described.
Keywords: creative thinking, creativity, non- traditional techniques, development, development of thinking.
Мышление отвечает за познавательную деятельность человека. Креативное мышление для будущего развития детей способствует школьный возраст. В школьном возрасте у детей активно развиваются все психические процессы, такие как внимание, мышление, восприятие, память, речь. Это все зависит от мышления ребенка.
Если вы прислушаетесь к мнению психологов, то все психические функции возникают и развиваются в процессе игры, работы, чтения и общения.
Поэтому необходимым методом формирования и развития творческого мышления у ребенка являются активные методы развития, являющиеся предметом изобразительного искусства.
По мнению советского психолога Льва Семеновича Выготского, выявлена ведущая роль творческой деятельности в формировании и развитии творческого воображения. В простейших условиях творческого мышления совокупность однородных элементов претерпевает агглютинацию- визуальные проекты и художественные проекты, которые иллюстрируют общие идеи и модели, которые должны быть идентифицированы или обнаружены [1].
Мировые психологи предлагают различные способы развития мышления: персонализация, фантастическое сложение, фантастический эффект, гиперболизация, типирование, эмоции, акцент на преобразовании элементов истины, частично используемых в образовательной деятельности.
На уроках изобразительного искусства вы можете добиться просветляющего эффекта, комбинируя различные методы и приемы обучения. Учитель изобразительного искусства должен исходить из традиционного, нетрадиционного, творческого подхода к использованию уроков в организации [2].
Одной из важных задач художественных уроков с нетрадиционной организацией учебного процесса является развитие воображения и развитие творческих способностей учащихся.
Во время урока учителя изобразительного искусства учителя должны разнообразить свои методы преподавания, а также сосредоточиться на жанрах изобразительного искусства. Они могут проводиться в разных жанрах: урок-история, урок- викторина, импровизация, урок - беседа, урок - путешествие, урок - репортаж с выставки и многое другое.
Многие учителя ИЗО сталкиваются с учениками которые неуверенные в своих силах, и перед учителем возникает вопрос «Как дать ему уверенности в его возможностях? , Как мне переубедить ученика?» и т.д. Для этого очень хорошо подходят нетрадиционные техники рисования. В интернете много
пишут о нетрадиционных техниках рисования в дошкольном возрасте. У меня возникает вопрос «Почему только дошкольном возрасте?». Ведь мы можем использовать эти техники и в школьном возрасте. И здесь хорошо можно использовать дифференциацию на уроке. Учитывать возможности учеников.
Я на своих уроках попробовала использовать нетрадиционные техники рисования, и он показал положительный результат. И теперь я стараюсь часто использую этот метод рисования. Потому что я вижу, как загораются глаза детей и им это гораздо легче и интересно. Так же на уроках изобразительного искусства нетрадиционные техники и методы рисования хорошо развивают творческое мышления и помогают показать свою индивидуальность.
Давайте же рассмотрим эти нетрадиционные техники рисования по отдельности.
Монотипия- это рисунок, который создаётся на ровной поверхности. Это возможно бумага или стекло. Для этого используют акварель либо гуашь.
Кляксография- эта техника уникальна своей неповторимостью в том, что для создания рисунка в этой технике используется трубочка для сока и краски гуашь.
Граттаж- это техника рисованием царапания поверхности. Для создания рисунка нужна бумага, гуашь, скотч и зубочистка
Рисование пальчиками-эту технику рисования на уроке изобразительного искусства можно использовать не только дошкольных учреждениях, но и в школе. Для этого нужна бумага и краски.
Рисование ладошками-данная техника схожа с рисованием пальчиками. Для него так же используют краски и бумагу.
Печать из ниток- техника отличается своей оригинальностью в том, что с помощью ниток можно создать полноценную картину. Распечатать репродукцию любого художника и обклеить поверхность цветными нитками. Картина получается объёмной.
Печать из картофеля или морковки- техника рисования хорошо подходит для детей младшего школьного возраста. Для него потребуется половина
картошки или морковки. Данную поверхность овоща покрывают гуашевой краской и печатают на бумагу.
Рисование мыльными пузырями- для него потребуется трубочка, бумага и любые краски. В стакан с краской добавляется мыльная основа. Можно использовать шампунь либо жидкость для мытья посуды. Готовую смесь набираем в трубочку и выдуваем на поверхность бумаги. Так получаются мыльные пузыри.
Рисование мятой бумагой- это, по моему мнению, один из самых самых простых способов рисования для младшего школьного возраста. Для этого можно взять любую ровную поверхность.
Рисование солью- здесь используется природный материал как соль. Создается рисунок с помощью клея ПВА, бумаги и краски.
Пластилинография- детям дошкольного и школьного возраста нравятся работать с пластилином. Так что эта техника весьма занимательная для детей. Для него понадобиться цветной картон и пластилины. На поверхности картона рисуем рисунок и сверху лепим пластилин в технике 2Д.
Фроттаж (фр. frottage — натирание, протирка) — нетрадиционная техника переноса на записываемую поверхность текстуры материала рельефа посредством натирающих движений не заточенного карандаша.
Рисование губкой- чтобы закрасить большую поверхность либо фон для пейзажа можно использовать губку. На губку набираем нужный цвет на губку и наносим хлопающими движениями на бумагу.
Рисование шариками- рисунок с помощью подручных материалов поможет вам детям создать неповторимую картину. Берем надутый шарик и рисуем краской рисунок какой вам нужен потом на ровную поверхность бумаги штампуем рисунок.
Рисование на песке- для создания понадобиться песок, бумага либо стекло с подсветкой. Сейчас есть готовые инструменты для создания рисунка на песке. Эта нетрадиционная техника рисования очень расслабляет. Детям очень нравиться рисовать в этой технике.
Отпечатки листьев- природный материал хорошо использовать для создания панно. Для создания картины с помощью листьев вам нужны не только сами листья, но и бумага с краской. Для начала закрашиваете нужным цветом лист и опечатываете на поверхность бумаги.
Рисование фольгой- данная техника очень похожа на технику «рисование бумагой». Используется гуашь и бумага.
Рисование ватными палочками- одна из простых и интересных нетрадиционных техник для рисования в стиле «пуантилизм». Набираете на ватную палочку краску и наносите точечными движениями на бумагу.
Штампики из пластилина- из пластилина делаем круг и вырезаем внутри круга нужный нам рисунок. После как создали рисунок набираем краску и штампуем на бумагу, можно использовать любую ровную поверхность.
Рисунок с помощью зубной щетки- для создания картины нужно для начала закрасить фон. Для этого можно использовать губку и гуашь. После нарисуйте, например, дерево, а ветки можно будет нарисовать брызгами на щетки. Предварительно нужно набрать на щетку краску нужного цвета [3; 4].
Библиографичееский список:
1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Союз, 1997.
2. Бочкова И. А. Карманная энциклопедия рисунка и живописи. М.: АСТ, Астрель, 2003. - 256с.
3. Использование нетрадиционных техник рисования каксредства развития творческого мышления школьников на уроках изобразительного искусства. [Электронный ресурс]. Режим доступа - infourok.ru/ispolzovanie-netradicionnih-tehnik-ris...itelnog-2929670.html.
4. Развитие зрительной памяти и творческого воображения младших школьников через уроки изобразительного искусства. [Электронный ресурс]. Режим доступа - studfile.net/preview/1791606/page:2/.