создания афиши пригласительных билетов и т.д. То есть при наводящих вопросах учителя дети самостоятельно обозначают этапы работы.
Третий этап: подготовка к КТД. Дети рисуют афишу, билеты для родителей, предварительно самостоятельно решив, кто будет рисовать.
Четвертый этап: проведение КТД. Открытие выставки. Можно детям предложить подготовить последовательность открытия, помочь составить приветственное слово. Инициативная группа детей самостоятельно обращается к гостям, презентует работы.
Пятый этап: коллективное обсуждение проведенного КТД. Подведение итогов. Что получилось? Что не получилось? Что понравилось? Что не понравилось? Что было трудно?
Шестой этап: последействие проделанной работы. Планирование новых коллективных творческих дел.
В такой форме подразумевается проявление инициативы и самостоятельности детей, решение задач по оформлению, рисованию афиш предполагается активную творческую деятельность.
4. Организация экскурсий (виртуальных или реальных). Например, посещение местного музея изобразительного искусства. Если нет возможности посещения музея, можно организовать просмотр виртуальной экскурсии. По итогам, учителю важно организовать рефлексию, чтобы каждый желающий смог поделиться своими впечатлениями. Способность выражать свои эмоции, позицию, приводить аргументы также является показателем творчески активной личности.
Различные виды и формы уроков, беседы об изобразительном искусстве имеют эффективное значение при развитии творческой активности. Любая разнообразная деятельность на уроках будет способствовать у детей формированию инициативы в организации мини-проектов, а также позволит не бояться проявлять свои способности, ставить перед собой все более сложные творческие задачи.
Выводы. Для формирования творческой активности ребенка на уроках изобразительного искусства есть широкие возможности. Важно создавать творческую атмосферу, поощрять творческие идеи детей, а также использовать различные способы организации уроков. Это помогает разнообразить уроки и в большей степени включить ребят в работу, заинтересовать их.
Аннотация. В данной статье авторы пытаются изучить проблему формирования творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства. Важным аспектом этого процесса является приобщение детей к продуктивной деятельности. С теоретической точки зрения было уточнено понятие «творческая активность на уроках изобразительного искусства». Также были рассмотрены особенности формирования творческой активности в младшем школьном возрасте. С учетом этих особенностей были предложены способы формирования творческой активности и инициативности на уроках изобразительного искусства.
Ключевые слова: творческая активность, урок изобразительного искусства, младший школьный возраст, групповая работа, мастер-класс, коллективно творческое дело, экскурсия.
Annotation. In this article, the authors try to study the problem of the formation of creative activity of younger schoolchildren in the lessons of fine arts. An important aspect of this process is the introduction of children to productive activities. From a theoretical point of view, the concept of "creative activity in the lessons of fine arts" was clarified. The features of the formation of creative activity in primary school age were also considered. Taking into account these features, ways of forming creative activity and initiative in the lessons of fine art were proposed.
Keywords: creative activity, art lesson,junior school age, group work, master class, collective creative work, excursion.
Литература:
1. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
2. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - Москва: Академия,1996. - 320 с.
3. Кудейко, М.В. Развитие творческой активности младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности: автореферат дис. ... канд-та пед. наук: 13.00.02 / Кудейко Михаил Викентьевич. - Минск, 2015. - 27 с.
4. Манеева, О.Г. О развитии творческой активности учащихся на уроках / О.Г. Манеева // Одаренный ребенок. -1994,-№4,-С. 12-15
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 400807193/ (дата обращения: 15.05.2023)
6. Прохорова, Т.Н Проблема творчества и творческой активности в современной педагогике и психологии / Т.Н. Прохорова // Гуманитарные исследования. -2015. - № 2. - С. 143-147
7. Рюмина, Ю.Н. Педагогическая технология формирования творческой активности в процессе интеграции различных видов деятельности детей дошкольного возраста: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Рюмина Юлия Николаевна. - Екатеринбург, 2003. - 253 с.
8. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - Москва: Просвещение, 1979. - 160 с.
УДК 372.8
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА
студентка ПершиковаМария Олеговна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);
ассистент кафедры искусства Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. Одна из главных проблем современного мира является экологическое состояние нашей планеты. И в большинстве случаев это связанно с тем, что какая-то часть население Земли «безграмотна» с экологической точки зрения. Это обусловлено тем, что проблемы экологии мало освещаются на просторах Интернета, средств массовой информации.
Образовательные учреждения, как один из основных институтов воспитания детей сосредоточены на решении задач обучения, получения знаний. И только в последние годы, школы вновь признают значимость не только процесса обучения,
но и воспитания, что отражается в новом федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Там мы видим нацеленность на получение результатов в области экологического и других видов воспитания.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения является одним из результатов обучения в средней школе [3].
Вопросами взаимосвязи природы и воспитания человека занимались такие педагоги как, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. Василий Александрович считал, что непосредственное взаимодействие с природой, воспитание бережного отношения является основой формирования экологической культуры [4]. Так, например, в своем педагогическом опыте он совместно с воспитанниками расчищал поляны в лесах, облагораживали лужайки, осуществляли прогулки по школьной усадьбе и любовались красотой цветов и деревьев.
Таким образом, экологическое воспитание подростков должно быть направлено на формирование бережного отношения к природе, формирование знаний о проблемах и способах их решения, правил экологического поведения, экологического грамотности.
Одним из эффективных видов деятельности, является творческая деятельность на уроках изобразительного искусства, а именно работа с пейзажем, изучение произведений искусства. Когда ребенок рисует природы, он не просто передает ее состояния - погода, времена года, день или вечер, но и испытывает эмоциональное отношение к изображаемому. Рисуя пейзаж, школьник осознает красоту этого мира, осознает свою ответственность по ее сохранению. Все это является одной из задач духовно-нравственного развития детей на основе базовых национальных ценностей, одной из которых является природа - родная земля, природа, планета [1].
Изложение основного материала исследования. Обратимся к изучению понятия «экологическое воспитание». Как мы уже отметили выше, необходимость экологического воспитания в образовательных учреждениях закреплена во ФГОС ООО. В документе говорится о том, что рабочие программы по воспитанию должны содержать аспекты, которые обеспечат осознание обучающимися взаимосвязи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья... [3].
Исследователь Л.Ю. Чуйкова рассматривает понятие «экологическое воспитание» не только как процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности, но и необходимость подготовки обучающегося к повышению уровня экологически грамотной, производственной, общественной и культурной жизни [5]. По С.Н. Николаевой экологическое воспитание - единство экологического поведения и сознания, призванное формировать активную природоохранную позицию [2].
Отсюда можно сделать вывод, что это процесс, связанный с формированием ценностных ориентации, поведенческих норм и специальных знаний в области экологии, направленных на бережное отношение к природе, постоянное самовоспитание в этой сфере.
Если рассматривать экологическое воспитание относительно уроков изобразительного искусства, то нужно отметить, что обучающиеся не просто развивают свои художественные способности, но и активно включаются в творческую деятельность, связанную с познанием связи искусства и окружающей действительности. Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным действующим лицом является природа вокруг нас. В пейзажной живописи дети учатся наблюдать за природой и в своих работах пытаются отразить свое видение происходящего, то есть передать свое отношение. Но уроки изобразительного искусства включают в себя не только творческую работу, но и анализ художественных произведений. Анализ работ на экологическую тематику также способствует любованию природы, изучению художественного образа природы, каким языком автор передают то или иное состояние природы. Так развивается эмоциональная отзывчивость и чувствительность к прекрасному, что, несомненно, является одной из важных составляющих экологической культуры ребенка.
Таким образом, мы попытались дать рабочее определение «экологическое воспитание в процессе выполнения пейзажа» - это формирование ценностного и бережного отношения к природе и животным через работу с выразительными средствами пейзажа, а также анализ художественных живописных произведений на экологическую тематику.
Если обратиться к специфике подросткового возраста, то можно отметить отношение к природе в этом возрасте неоднозначно. Все, что окружает нас - для подростка это и есть природа. Лишь некоторые способы в полной мере наслаждаться красотой мира и понимают ценностное отношение к ней. Так подростков условно можно поделить на группы:
- дети, которые относятся к природе как обязанности, следование общественным нормам и правилам поведения;
- дети, которые испытывают потребность в общении с ней, это может быть выражено в бережном отношении к растениям, любви к животным и другое.
Поэтому, экологическое воспитание подростков должно быть направлено на формирование экологической грамотности, развитие эстетических чувств (восхищение природой, умение оценивать и видеть ее красоту, желание сохранить ее), формирование природоохранных качеств ребенка.
Рассмотрим наиболее эффективные методы, направленные на экологическое воспитание подростков на уроках изобразительного искусства.
Беседа используется учителем с разными дидактическими целями: для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией); для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе. Диалог учителя с ребенком позволяет воспитывать у обучающихся интерес и любовь к искусству и изобразительной деятельности, также расширят представления об окружающем мире. Ценность применяемого метода заключается в том, что педагог способствует развитию у обучающихся логического мышления, помогает правильно высказывать свою позицию. Беседу лучше всего проводить в самом начале урока, но это не исключает того факта, что разговаривать с учениками можно и во время выполнения творческого задания. Например, учитель в начале урока рассказывает о новой теме, которая связана с экологией. Учитель может сопровождать разговор презентацией, наглядными пособиями, обучающими видео. Учитель должен заинтересовать учеников проблемными вопросами, которые требуют ответов, призвать подумать о своем отношении к природе и высказать свою позицию. Важно поощрять детей за мысли, нестандартные подходы к решению проблемы. Важно не одностороннее общение, а диалог учителя и учеников.
Наблюдение - это специально организованное учителем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. С помощью иллюстрационно-наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей о живой природе, происходящих ее изменениях, например, времена года, состояние природы (день, утро, ночь, вечер). Как правило, для лучшего усвоения темы, учащихся можно выводить на улицу, в парк, сквер или на территорию школы. Например, в живую можно детально разглядеть кору дерева, или листик сосны и при этом прочувствовать цвет природы. Живые цвета природы лучше улавливаются непосредственно в естественной среде, потому что камера на телефоне или фотоаппарате не передаёт точное состояние природы.
Анализ художественных произведений на уроке в форме беседы, дискуссии понимать взаимосвязь природы и человека. Важно дать понять ребенку, что на уроках изобразительного искусства он выступает в разных ролях: как автор и художник работ, и как ценитель искусства. Это будет для ребенка большим открытием, ведь он сможет самостоятельно выражать характер изображения, передать природу в разных состояниях различными способами и художественными средствами. Беседа и анализ произведений в какой-то мере тесно переплетаются, потому что при анализе работ также ведётся беседа с учителем. Но анализ работ можно провести в письменном формате, где ученики могут работать в парах, в группе или же одним. Здесь ученики подробно анализируют художественное произведение. Её цветовую гамму, композицию, историю, чувства, испытываемые при просмотре картины. Также можно сравнивать картины одного автора или нескольких. Допустим, работа Архипа Куинджи «Берёзовая роща» и «Берёзовая роща» Ивана Шишкина. Две работы с одинаковыми названиями, но разные. У них в первую очередь отличается стиль, у И. Шишкина более реалистическая картина, нежели у А. Куинджи. Отличаются и колорит картин, сюжет и композиция. Примерные вопросы для анализа: Что изображено на картине? Какое впечатление производит картина? Какие ощущения Вы испытываете? Как Вы думаете, какую главную мысль хотел выразить автор? Какое состояние природы показал автор? Какими выразительными средствами автор добился такого эффекта? Какую цветовую гамму использовал для этого художник?
Метод творческих заданий - это метод, целью которого является формирование знаний и умений ученика в процессе практической деятельности. Это могут быть творческие задания на изображение природы в различных состояниях. Как уже было сказано, данный метод наиболее эффективный. На наш взгляд, на каждом уроке должно присутствовать практическое задание, благодаря которому дети закрепляют полученные теоретические знания. Творческое задание может быть реализовано в любой форме: индивидуальное или групповое. Подросткам всегда интересно работать нетрадиционными материалами и техниками рисования. Но на практике учителя используют только гуашь или акварель, при этом, не разрешая смешивать между собой материалы. Но для свобод творческого самовыражения, а также положительной мотивации к заданиям можно предложить детям смешивать художественные материалы, которые на первый взгляд не совместимы. Например, гуашь и цветные карандаши. В качестве необычных материалов для рисования могут выступить опавшие листья деревьев, веточки, камешки и другие.
Все эти методы хорошо работают в гармоничном сочетании, поскольку они обуславливают чередование видов деятельности. Ведь без обсуждения детям не будет понятен смысл урока, а без творческого задания у детей не будет возможности выразить свое отношение к проблеме.
Выводы. Проанализировав литературу и рассмотрев определение «экологическое воспитание», мы уточнили рабочее определение «экологическое воспитание в процессе выполнения пейзажа». Выявленные и описанные нами методы экологического воспитания подростков эффективны, так как они направлены на усвоение знаний в области сохранения природы, а также эмоциональное воздействие на детей, с целью формирования ценностного отношения к явлениям природы.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме экологического воспитания подростков на уроках изобразительного искусства. На теоретическом уровне авторы рассмотрели понятие «экологическое воспитание». Было выявлено, что большим потенциалом в развитии экологической культуры подростков являются уроки изобразительного искусства, как важной формы взаимодействия искусства и человека. Через работу с пейзажем дети учатся не только механически рисовать природу, но и формировать свое ценностное отношение к окружающему миру. С практической точки зрения, были подобраны методы экологического воспитания, направленные на формирование культуры бережного отношения к природе, формирования природоохранных качеств ребенка.
Ключевые слова: экологическое воспитание, пейзаж, подростковый возраст, методы экологического воспитания.
Annotation. The article is devoted to the actual problem of ecological education of teenagers in the lessons of fine arts. At the theoretical level, the authors considered the concept of "environmental education". It was revealed that the lessons of fine art as an important form of interaction between art and man have a great potential in the development of ecological culture of adolescents. Through working with the landscape, children learn not only to draw nature mechanically, but also to form their value attitude to the world around them. From a practical point of view, methods of environmental education were selected, aimed at forming a culture of respect for nature, the formation of environmental qualities of the child.
Keywords: environmental education, landscape, adolescence, methods of environmental education.
Литература:
1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, A.M. Кодаков, В.А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2009. - 29 с.
2. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / С.Н. Николаева. - Москва: Академия, 2002. - 336 с.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 30.04.2023)
4. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1977. - 380 с.
5. Чуйкова, Л.Ю. Экологическая культура, как продукт экологического образования, и ее связи с культурой общества / Л.Ю. Чуйкова // Астраханский вестник экологического образования. - 2012. - №1. - С. 20-33
УДК 378.2
ОБУЧЕНИЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
бакалавр Стрекаловский Иван Сергеевич Вятский государственный -университет (г. Киров); кандидат филологических наук, доцент Швецова Марина Геннадьевна Вятский государственныйуниверситет (г. Киров)
Постановка проблемы. Сегодня очень востребованными стали знания иностранных языков. Немало компаний и предприятий имеют партнёров за рубежом, работают на территориях разных стран или же имеют дело с импортным оборудованием. При должном знании иностранных языков человек не только может быть востребованным на рынке труда, но также способен развивать себя с культурной точки зрения встречаясь с иноязычной культурой, будь то непосредственные жители других стран или же источники информации на иностранном языке. Для того, чтобы работать с последним, необходимо уметь читать на иностранном языке. Чтение - это самое важное умение, которое школьник должен развить в процессе изучения иностранного языка. Потому самая важная задача для учителя иностранного языка в учебном