Научная статья на тему 'Формирование творческого потенциала студентов в условиях личностно-ориентированного обучения'

Формирование творческого потенциала студентов в условиях личностно-ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевадрикова Л. С.

В статье рассматривается творческое саморазвитие личности студента в образовательном пространстве. Автор раскрывает творчество как вид человеческой деятельности, направленный на предметную деятельность и человека, на самосозидание, на развитие в нем всех сущностных сил и способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевадрикова Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование творческого потенциала студентов в условиях личностно-ориентированного обучения»

Л.С. Шевадрикова,

Сергиев-Посадский филиал Высшей школы народных искусств (института)

Формирование творческого потенциала студентов в условиях личностно-

ориентированного обучения

Проблемы формирования творческого потенциала, саморазвития личности будущих специалистов, приобщения студентов к творческой деятельности чрезвычайно актуальны и значимы на современном этапе развития образования и общества в целом.

Реформирование российского образования обуславливает поиск и совершенствование методов содержания обучения и воспитания студентов.

От уровня и качества образования и воспитания российского студента зависит многое:

- быть ли ему творчески саморазвивающейся, конкурентно способной, самодостаточной личностью или

- быть посредственным специалистом, умеющим осуществлять лишь репродуктивную деятельность.

Развитие творческого потенциала личности представляет собой существенный компонент процесса обучения в высшей школе, так как общество остро нуждается в квалифицированных грамотных специалистах с развитым творческим началом, умеющих активно проявить себя в профессиональной деятельности.

Для развития творческого саморазвития студента необходимо преодоление традиционной когнитивной модели обучения, в рамках которой доминирует репродуктивная деятельность обучаемых и экстенсивный характер образовательного процесса.

Достаточно отметить, что соотношение удельного веса использования

репродуктивных и творческих заданий чаще всего при обучении таково, что на

учебно-творческую деятельность студентов отводится не более пяти процентов

55

учебного времени.

При этом преобладает недооценка вопросов развития творческой активности студентов, которые выступают пассивными объектами учебно-познавательной деятельности.

Попытаемся раскрыть один из возможных путей творческого саморазвития студентов в учебном процессе - через реализацию интеллектуальной творческой инициативы студентов, самостоятельную разработку и презентацию своих находок, создание собственных «портфолио».

Творчество как вид человеческой деятельности, характеризуется рядом необходимых существенных признаков, которые всякий раз проявляются в их единстве.

Творчество - это «вид человеческой деятельности», для которой характерно:

а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности;

в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

г) наличие субъективных (личностных качеств, знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

д) новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков мысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть творческой.

Творчество имеет два вектора:

- один направлен вовне, в предметную деятельность,

- другой - на самого человека, на самосозидание, на развитие в нем всех сущностных сил и способностей.

Второй вектор представляется более значимым, поскольку тесно связан с

такой стороной личности, как творческий потенциал.

56

Как известно, творческий потенциал - это сложная личностно-деятельностная характеристика, присущая человеку, которая включает в себя интеллектуальный, мотивационный и саморазвивающийся компоненты.

Именно они отражают совокупность личностных качеств и способностей индивида, его психологическое состояние, знания, умения и навыки, необходимые для осуществления своего развития и саморазвития через актуализацию своих творческих сил и возможностей как в учебе, так и в реальной практике.

Концептуальную основу творческого саморазвития составляет философия «самости», т.е. самопознания, самоопределения, самоактуализации, свободы творчества, самосовершенствования, самореализации, раскрытая в работах М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, А. Маслоу, К. Рождерса, П.А. Флоренского и других.

Формирование готовности к творческому саморазвитию нами понимается как одна из высших форм саморегуляторной активности личности, обеспечивающей опережающее приспособление студента как будущего специалиста к социально-профессиональной среде в соответствии с тенденциями развития общества. В результате у личности в процессе интенсификации ее «самости» формируется «Я-концепция» творческого саморазвития.

В понимании «механизма» творческого саморазвития личности немалую роль играет потребностно-мотивационная сфера студентов. В связи с этим следует иметь в виду, что для педагогического стимулирования творческого саморазвития большое значение имеет исходная мотивация студента (его желания, интересы, ценности, установки), т.е. степень ориентации на творческое саморазвитие.

Успешному творческому саморазвитию способствует обучение, построенное на таких общеизвестных методологических подходах, как:

гуманистический - развитие и становление отношений взаимного уважения, свободы, творчества в процессе профессионального образования (Е.И. Артамонова, С.Я. Батышев, А.М. Новиков, В.А. Сластенин и др.);

личностный - реализация субъектной позиции обучающихся (В.И. Андреев,

57

Н.В. Кузьмина, Л.Б. Соколова, В.В. Сериков и др.);

деятельностный - включение студентов в активную деятельность (А.Н. Леонтьев, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.).

Среди перечня различных современных образовательных технологий, способствующих развитию творческой активности студентов, особенно актуальна и значима технология личностно-ориентированного обучения, применимая в профессиональном образовании.

Центром этой системы является профессиональное развитие личности обучающегося. Однако до последнего времени разработанные личностно-ориентированные психолого-педагогические теории и модели обучения не находили должного применения в учебном процессе средне-специальных и высших учебных заведений, так как вопросы реализации личностно-ориентированного обучения не были исследованы в аспекте теоретико-методологических основ обеспечения системы подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности в контексте современной парадигмы образования.

С целью формирования творческого потенциала студентов необходимо создать условия для реализации личностно-развивающих функций образовательного процесса.

К личностным функциям образовательного процесса относят творчески преобразующую деятельность преподавателей и студентов, т.е. такую деятельность, которая могла бы способствовать развитию творчества преподавателей - в различных методах и приёмах передачи знаний, а также и студентов - в различных способах приобретения знаний.

Для реализации данной цели значимыми являются такие субъект-субъектные отношения, которые могут быть реализованы через такие формы общения преподавателя и студентов, как дискуссии, ролевые игры, круглые столы, игровые методы, «мозговые штурмы» и другие моделирующие ситуации.

Для каждого обучаемого должна создаваться разносторонняя среда,

дающая возможность проявить себя. Исследователи пришли к выводу, что

58

данный процесс зависит от того, насколько целостны и взаимосвязаны условия, создаваемые педагогами.

Эффективность творческой деятельности студентов зависит также и от творческого исследовательского потенциала преподавателя, который ее организует, от реализации принципа сотворчества преподавателя и студента.

Исходя из парадигмы личностно-ориентированного образования, основой творческой самореализации студентов в учебном процессе является диалог, а результатом такого общения является возникновение сотрудничества между студентами и преподавателями.

Таким образом, получая поддержку от креативно ориентированных педагогов в саморазвитии, целенаправленно расширяя опыт деятельности и общения, обучающиеся обретают новые «степени свободы»

- в социальном взаимодействии в виде навыков установления связей с людьми и их понимания;

- в организации деятельности;

- в групповом взаимодействии, в развитии творчества, в разрешении сложных ситуаций.

Педагогическим условием активизации процесса перехода развития личности в ее творческое саморазвитие является такое образование, которое способствует тому, чтобы личность студента сама все более осознанно и целенаправленно овладевала технологией самопознания, творческого самоопределения, самоуправления и творческой самореализации.

Формировать потребность в саморазвитии студентов ВШНИ необходимо через применение креативных форм организации учебной деятельности: проблемные лекции, семинары-дискуссии, научные творческие проекты, студенческое научное общество и методов обучения: рефлексия, метод «портфолио», тестирование, анализа результатов своей учебной и практической деятельности в процессе приобретения профессиональных знаний и навыков.

Использование таких методов позволят перенести акцент с обучающей

деятельности преподавателя на познавательную деятельность студентов, что

59

будет способствовать развитию у них творческой активности, гибкости мышления, самостоятельности.

Личностный опыт, который предстоит приобрести обучаемому, нельзя представить в обычной программно-конструктивной форме, задать в виде учебников и программ, так как он включает в себя и «непредметные» действия: рефлексию и критическое отношение к деятельности. При этом личностно-ориентированный подход позволит активизировать внутренние механизмы в структуре личности и сформировать готовность к самостоятельной работе по созданию своего «Я», готовность, необходимую студенту для дальнейшего профессионального самосовершенствования.

Анализ психолого-педагогической литературы, позволяет подтвердить гипотезу о том, что творческое саморазвитие личности студента в образовательном пространстве может иметь место, если:

во-первых, в педагогическом процессе осуществляется цель на творческое саморазвитие студентов;

во-вторых, образовательная среда способствует реализации устремлений студентов на саморазвитие;

в-третьих, оказывается педагогическая поддержка молодым людям в понимании ими сущности саморазвития и способов его осуществления.

Таким образом, творческое саморазвитие студентов - одна из важнейших задач в системе подготовки будущих специалистов, которая решается посредством комплекса творчески развивающих мероприятий и условий, способствующих развитию самоорганизации, интеллектуальной и практически действенной инициативы.

Эта задача может быть решена только в условиях творческого сотрудничества студентов и преподавателей, в творческой среде, которая сможет обеспечить динамику развития ценностных установок студентов и их профессиональное мастерство.

Список лиературы:

1. Божко Н.М., Озмидова Е.В., Месяц В.А. Активные методы преподавания как условие профессионально-личностного развития студентов // Управление персоналом. Ученые записки. Книга 3. / Под ред. В.К. Потемкина. СПб.: СПбАУП, 2005

2. Давыдова И.В. Развитие творческого потенциала студентов в процессе их совместной деятельности // Воспитание элиты - проектирование будущего страны СПб.: Учреждение РАОИПО, 2009.

3. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2008. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.