Научная статья на тему 'Профессиональное становление преподавателя вуза в контексте творческого саморазвития личности'

Профессиональное становление преподавателя вуза в контексте творческого саморазвития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ / УСЛОВИЯ / ЭТАПЫ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залуцкая Светлана Юрьевна, Панина Светлана Викторовна

Статья раскрывает содержание и особенности творческого саморазвития преподавателя вуза как важнейшего компонента его профессиональной деятельности. Определены условия, этапы, технологии формирования профессионально ориентированного творческого саморазвития педагога высшей школы. Представлены результаты промежуточного исследования готовности современного преподавателя вуза к инновационной деятельности, предполагающей наличие высокого уровня развития творческих способностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Залуцкая Светлана Юрьевна, Панина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление преподавателя вуза в контексте творческого саморазвития личности»

ресурс]: введен в действие с 1 июня 2007 года Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2006г. № 309-ст. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Тамбовцев, В. JI. Конечные результаты отрасли образования и проблемы их измерения. [Текст]/ В. J1. Тамбовцев//Вопросы образования. 2006. -№ 1.-С. 5-24.

7. Хилл, Н. Измерение удовлетворенности потребителя по стандарту ИСО 9000:2000 [Текст]/ Н. Хилл, Б. Сельф, Г. М. Роше. М.: Издательский дом «Технология», 2004. - 192 с.

8. Srikanthan G., Dalrymple John F. Developing a Holistic Model for Quality in Higher Education / G. Srikanthan // Quality in Higher Education. 2002. Vol. 8. № 3. P. 215-224.

УДК 37.036.5

Залуцкая Светлана Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, zs-saha@mail.ru, Якутск

Панина Светлана Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, zs-saha@mail.ru, Якутск

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Zalutskaya Svetlana Yuryevna

Post-graduate student North-Eastern Federal University, zs-saha@mail.ru, Yakutsk

Panina Svetlana Victorovna

Post-graduate student North-Eastern Federal University, psvl 148@rambler.ru, Yakutsk

THE HIGH-SCHOOL TEACHER PROFESSIONAL FORMATION IN A CONTEXT OF A PERSON CREATIVE SELF-DEVELOPMENT

Преобразования современного мира актуализировали одну из самых сложных в науке проблем саморазвития личности как важнейшей структурообразующей онтогенеза, обеспечивающей непрерывное совершенствование индивида, который в созидательной деятельности преобразовывает не только объекты, но и самого себя. «Позитивно ориентированное саморазвитие <...> делает человека субъектом собственного становления» [1, с. 46].

Требования нового, изменяемого самим человеком исторического пространства определили цель современного образовательного процесса, которая должна включать не только передачу и усвоение знаний, культурных норм и образцов, выработанных человечеством, «не простое наследование

213

сотворенного, а создание, сотворение нового в окружающем мире и в самом себе» [2, с. 18], что является основным смыслом человеческого существования.

Конструировать содержание, организовывать и направлять процесс, обеспечивающий формирование творческой личности, призван педагог, в профессиональные характеристики которого входит готовность к созданию, развитию и реализации собственного творческого потенциала. Поэтому претерпевшая различные трансформации современная модель компетентности преподавателя вуза наряду с профессиональной и аутопсихологической, общекультурной и гуманистической, коммуникативной и социально-психологической компетенциями включает креативную, инновационную, акмеологическую компетенции, предполагающие сформированность нестандартного мышления, владение инновационными педагогическими стратегиями, адаптацию к изменениям содержания, средств и методов, условий педагогической деятельности. Такое понимание профессионализации педагога как его творческое самосовершенствование в процессе профессиональной деятельности актуализирует педагогическую деятельность в новых условиях развития общества.

Реализация социального заказа на саморазвивающуюся личность преподавателя возможна при условии, что образовательную деятельность в вузе осуществляют научно-педагогические кадры, способные становиться субъектом творческого процесса, обладающие творческой индивидуальностью и отвечающие следующим требованиям:

- осознание, что преподаватель является определяющим фактором в системе обучения и творческого развития студентов;

- обладание такими качествами, как зрелость, успешный опыт педагогической работы, эмоциональная стабильность, целеустремленность; «креативность - наивысший уровень творческой инициативы, умение творчески решать профессиональные задачи, новаторство» [3, с. 57]; способность создавать развивающую образовательную среду для творческого становления обучающихся;

- наличие специальной подготовки по теории творчества, тесно связанной с опытом практической деятельности, как фактора профессиональной компетенции педагога;

- готовность преподавателя к работе с различными сегментами обучаемых, дифференцируемых по уровню обученности, уровню интеллектуального и творческого развития, имеющимся общим и специальным способностям, склонностям и интересам, качествам личности и др.;

- знание и умение применять в образовательном процессе соответствующие концептуальные модели совершенствования творческой личности обучаемого и обучающего;

- готовность к реализации принципа преемственности между различными ступенями довузовского и послевузовского образования, также ответственного за формирование и развитие творческих способностей личности;

- наличие инновационных способностей: способность к нововведениям, разработка инновационных моделей обучения и др.

Соответствие научно-педагогических кадров вуза предложенным требованиям позволит повысить уровень их профессиональной компетенции и решить задачу создания инновационной образовательной среды, способствующей максимальному раскрытию внутреннего потенциала как обучаемых, так и обучающих как субъектов образовательного процесса.

Однако анализ педагогической практики высшей школы позволяет выявить ряд недостатков, препятствующих профессиональному становлению педагога как саморазвивающейся творческой личности:

- ориентация педагога на репродуктивные методы обучения;

- несформированность навыков творческого саморазвития и самореализации в научно-образовательной деятельности;

- отсутствие в вузах необходимой среды и системы стимулирования непрерывного повышения уровня творческого развития научно-педагогических кадров;

- активизация процесса стандартизации образовательной деятельности вузов в связи с введением системы менеджмента качества подготовки специалистов и обязательной ориентацией на государственные образовательные стандарты ВПО второго/ третьего поколения, зачастую несовершенные в части требований к творческим компетенциям специалиста и предполагающие доминанту воспроизводящей деятельности преподавателя, деятельности по шаблону, стандартному набору правил и требований.

Вышесказанное обуславливает необходимость разработки целостного представления о сущности, структуре, условиях, этапах, технологии формирования навыков профессионально ориентированного творческого саморазвития преподавателя высшего учебного заведения.

Особое значение в творческом саморазвитии педагога имеет начальный этап его педагогической деятельности в вузе, рассматриваемый как время делового становления, самоопределения, связанного с выявлением и развитием целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая творческие способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной специальности.

На данном этапе карьерного роста педагога наиболее интенсивно протекают процессы регулирования, накопления, сохранения, логической реструктуризации приобретенных в период обучения знаний, имеющегося практического опыта, их проецирования на педагогическую деятельность, в которой изменяются смыслы, ценностные установки, мотивация. Начало преподавательской карьеры в вузе характеризуется профессионализацией интересов, развитием самостоятельности, творчества, активности, углублением и обогащением отношений, стабилизацией характера и мировоззрения, потребностью в дальнейшем развитии.Успешность профессионального становления педагога в этот период во многом определяется пониманием значимости творческого саморазвития как сознательного процесса само-

стоятельной деятельности личности по совершенствованию ранее приобретенных творческих способностей и качеств, «связанных с самоидентификацией, самостимулированием, самоопределением, самоактуализацией» [4, с. 39]; как интегративной личностной характеристики педагога, обеспечивающей ему «успешность деятельности в типовых и неординарных педагогических ситуациях, в структуру которой входят психолого-педагогичес-кие знания, общекультурная эрудиция, профессиональное педагогическое мышление; специальные способности и умения; творческая готовность, образуемая комплексом творчески значимых личностных качеств» [5, с. 22].

Важнейшей составляющей творческого саморазвития являются способности человека к творческой деятельности, то есть творческие способности, которые формируются постепенно, в процессе деятельности, характеризуются как сложные общие способности личности и включают в себя «память; гибкое мышление; творческое воображение и интуицию; способность быстро схватывать суть проблемной ситуации, выдвигать проблему, видеть взаимосвязи, присущие проблеме; способность обнаружить возможность реорганизовать элементы деятельности для нового функционирования, для решения новых проблем; способность ясно видеть несколько способов решения проблемы и выбрать из них наиболее рациональный; способность распознавать, перегруппировывать, изолировать и комбинировать элементы деятельности и распределять их в последовательности; способность к быстрому и широкому обобщению объектов, отношений, действий; способность выдвигать новые гипотезы решения проблемы и видеть альтернативу известному способу решения творческой задачи; способность видеть новые функции объекта; способность действовать в «уме» [6, с. 63] и другие.

Структура творческих способностей предопределяет вывод, что профессиональный рост педагога зависит не только от психолого-педагогичес-кой осведомленности о творческом процессе, от усвоения неких эталонов, стандартов как основы воспроизводящей деятельности, а от мобильности и гибкости мышления при принятии оптимальных творческих решений в условиях многогранного педагогического процесса. Педагог, решая бесчисленные образовательные задачи, работает в постоянно меняющихся обстоятельствах, требующих поиск и реализацию нестандартных подходов, опосредованных особенностями «объективно-субъективного созидания» в процессе педагогического взаимодействия с обучающимися.

Личностно-процессуальные аспекты творчества предполагают также наличие у личности и определенных качеств: соответствующего уровня интеллекта, притязаний и смыслов, творческой направленности, ее ориентации на саморазвитие, которая выражается в выборе преимущественно продуктивных средств и методов разных видов деятельности, осуществлении рефлексии в процессе деятельности, развитии способности к самоуправлению. В эмоционально-волевой сфере личности становятся важными способность концентрировать творческие усилия, упорство, смелость и независимость суждений, импровизационность, диалектичность, интегратив-

ность, мобильность, оригинальность, продуктивность, конструктивность, склонность к разумному риску и игре, оптимизм, юмор, достаточно высокий уровень самооценки личности, позитивное, в целом, самовосприятие и другие.

Осознание, выявление, мониторинг этих основных для конкретной личности составляющих творческого потенциала происходят на первоначальном этапе профессиональной деятельности. Их обогащение, развитие и реализация будут осуществляться в процессе всей профессиональной жизни педагога в соответствии с его индивидуальной траекторией самосовершенствования.

Следующим этапом профессионально ориентированного творческого саморазвития преподавателя вуза можно считать этап целенаправленного моделирования научно-инновационной и педагогической деятельности, характеризующегося корреляцией стратегии карьерного роста с критериями и показателями творческого саморазвития педагога, такими как «гносеологическая активность, технологическая активность, творческая готовность.

1. Гносеологическая активность как критерий компонента творческого саморазвития. Показателями являются: методологическая, интеллектуальная, исследовательская, психологическая, педагогическая компетенции.

2. Технологическая активность как критерий деятелъностно-развиваю-щего компонента творческого саморазвития. Показатели: эврологическая, организаторская, образовательная, методическая, технологическая компетенции.

3. Творческая готовность как критерий личностно-развивающего компонента профессионально-творческого саморазвития. Показатели: направленность на творческий характер деятельности; эмпатийность, креативность, рефлексивность, проницательность, коммуникативность, импро-визационность» [7, с. 107].

Технологический компонент процесса актуализации личностных творческих возможностей педагога на данном этапе профессионализации представлен технологиями, по целевым установкам и результату имеющими гуманитарную, личностно-ориентированную направленность и деятельностно-развивающий характер; обеспечивающими благоприятный психологический климат; стимулирующими готовность личности к самостоятельному творчеству. Указанным требованиям в частности соответствуют проектная деятельность, в т. ч. педагогическое, научное, социальное проектирование; технология решения изобретательских задач (ТРИЗ); игровая деятельность; кейс-технологии; групповые технологии решения творческих задач; диалогичность педагогической деятельности.

С целью выяснить, насколько педагоги высшей профессиональной школы имеют готовность к применению технологий творческого саморазвития, а значит, владеют инновационными образовательными технологиями, актуальными для создания развивающей образовательной среды вуза, нами проведено пилотажное исследование 93 преподавателей с опытом работы

в вузе свыше 5 лет с помощью анкетирования, включающего в себя следующие вопросы:

1. Владеете ли вы новыми образовательными технологиями?

2. Созданы условия в вашем вузе для введения инноваций в преподавании?

3. Насколько Вы готовы к созданию инноваций?

4. Чему Вы отдаете предпочтение в достижении личностных целей?

Результаты анкетирования показали, только 17% преподавателей считают, что владеют инновационными образовательными технологиями и используют их в обучении. По второму вопросу лишь 36% респондентов характеризуют среду учреждения высшего профессионального образования как творческую, развивающую личность обучаемого и обучающего, то есть среду, в которой создана соответствующая потребностям самосовершенствующейся личности материально-техническая платформа и уделяется достаточное внимание повышению уровня развития инновационных способностей, креативности вузовского преподавателя через систему дополнительного профессионального образования.

На третий вопрос о своей готовности к инновациям заявили 47% преподавателей, которые отмечают, что ориентируются в структуре и психологии личности, обладают нестандартным мышлением. В ответах на четвертый вопрос педагоги в большинстве своем (88%) отдают предпочтение физическому и психическому здоровью, а также общекультурному и профессиональному саморазвитию, изобретательности и сотворению своего «Я».

Исследование наглядно демонстрирует потребность, возможность и желание большинства педагогического сообщества высшей школы обладать творческой инициативой, высоким уровнем профессиональной мобильности, решать профессиональные задачи по-новому, в соответствии с усложняющимися требованиями современности, реализуя модели опережающего образования, в основе которых лежит идея развития личности, влияющей на основные общественные процессы. Отсюда становятся очевидными тенденции отечественного высшего профессионального образования: ориентация вузов на создание развивающей образовательной среды; изменение целевой ориентации системы профессионального образования на формирование компетенций; переход от массовых, коллективных форм обучения студентов к индивидуальным, к развитию творческих способностей на основе самообразования, саморазвития, самосовершенствования; выдвижение в качестве приоритетной гуманистической направленности современного профессионального образования; обращение к научным стратегиям креативной психологии и инновационной педагогики, - тенденции, формирующие необходимые условия для воспитания личности, созидающей будущее.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ...

Библиографический список

1. Гинсбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст]/ М. Р. Гинсбург // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. С. 45-49.

2. Бердяев, Н. А. Смысл творчества [Текст]/ Н. А. Бердяев. - М., 1959. - 133 с.

3. Кликунов, Н. Д. Институциональные изменения как способ адаптации системы высшего образования к современным социально-экономическим условиям [Текст]/ Н. Д. Кликунов. - Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2003. - 123 с.

4. Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности [Текст]/Л. Н. Куликова.

- Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2001. - 342 с.

5. Макарова, Л. Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся [Текст]/ Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

6. Панина, С. В. Содержание профессионально-личностных компетенций обучающегося: творческие способности и социальная активность личности [Текст]/ С. В. Панина, С. Ю. Залуцкая // Вестник Якутского государственного университета. - Якутск : Изд-во ЯГУ. - 2009. - Том 6, № 1. — С. 61-66.

7. Тутолмин, А. В. Становление профессионально-творческой компетентности педагога начального образования национальной школы: теория и практика [Текст]: монография / А. В. Тутолмин. - М : МГОПУ им. Шолохова. 2006. - 112 с.

УДК 377:1

Семенихина Алла Викторовна

Соискатель кафедры педагогики и психологии профессионального образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, bmipk-asp@ mail.ru, Уфа

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Semenikhina Alla Viktorovna

Competitor of chair ofpedagogics and psychology of vocational training of the Bashkir state pedagogical university of a name of Miftahutdina Akmully, btnipk-asp@mail.ru, Ufa

INDIVIDUALIZATION OF VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS IN SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL

TRAINING

Социально-экономические преобразования в современном обществе, структурная перестройка народного хозяйства обусловливают изменения, происходящие в системе дополнительного профессионального образования. Рынок труда ставит новые задачи по подготовке социально активного, инициативно мыслящего и профессионально мобильного квалифицированного специалиста. «Развивающемуся обществу нужны современно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.