Научная статья на тему 'Специфика саморазвития студентов языкового вуза в условиях модернизации российского образования'

Специфика саморазвития студентов языкового вуза в условиях модернизации российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. / SELF-DEVELOPMENT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT TERMS / A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старицына Светлана Григорьевна

В статье рассматривается термин «саморазвитие» как философское, психологическое и педагогическое явление. Проблемы профессионального и творческого саморазвития привлекают большое внимание в последних научно-исследовательских работах. Автор выявляет условия, способствующие актуализации профессионального саморазвития студентов языкового вуза: самостоятельную диагностику индивидуальных целей профессионального саморазвития; участие преподавателя в планировании самостоятельной работы студента; разработку принципов и форм самостоятельной работы, исходя из цели профессионального саморазвития; формирование у студентов постоянной потребности в самостоятельной разработке и реализации личностных стратегий изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старицына Светлана Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF LINGUISTIC MAJOR STUDENTS' SELF-DEVELOPMENT IN MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION

In the article the term self-development is regarded as philosophical, psychological and pedagogic phenomenon. The problems of professional and creative self-development attract the great attention in the latest research works. The author identifies conditions conducive to the actualization of professional self-development of the university students: self diagnostics of individual goals of professional self-development; teacher involvement in planning the student's independent work; the development of principles and forms of self-study, based on the purpose of professional self-development; the formation of the students' constant need for self-development and implementation of personal strategies for learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «Специфика саморазвития студентов языкового вуза в условиях модернизации российского образования»

УДК 413.163

СПЕЦИФИКА САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Светлана Григорьевна СТАРИЦЫНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры лингвистики и лингводидактики,

e-mail: staritsina@rambler.ru

В статье рассматривается термин «саморазвитие» как философское, психологическое и педагогическое явление. Проблемы профессионального и творческого саморазвития привлекают большое внимание в последних научно-исследовательских работах. Автор выявляет условия, способствующие актуализации профессионального саморазвития студентов языкового вуза: самостоятельную диагностику индивидуальных целей профессионального саморазвития; участие преподавателя в планировании самостоятельной работы студента; разработку принципов и форм самостоятельной работы, исходя из цели профессионального саморазвития; формирование у студентов постоянной потребности в самостоятельной разработке и реализации личностных стратегий изучения иностранного языка.

Ключевые слова: саморазвитие; профессиональное развитие; условия профессионального развития; иностранный язык.

Модернизация системы образования в России происходит параллельно с изменениями в социально-экономической сфере. В настоящее время ситуация в системе образования носит неоднозначный характер. Большинство ученых называет ее кризисной, что обусловлено несоответствием качества образования потребностям личности и общества из-за изменений, происходящих в мире. Хотя отмеченное несоответствие качества образования наблюдается практически во всем мире, в России это несоответствие заметно больше, чем у развитых стран. Изменение ситуации к лучшему возможно при условии появления новой образовательной политики, практики проведения независимых экспертиз имеющихся трудностей, системного анализа, эффективной методологии, опоры на новые теории и методики образовательной деятельности, научно обоснованных стратегий модернизации, независимых центров настоящих педагогических измерений. «Модернизация имеет судьбоносное значение для выживания России в современном мире. Полномасштабное решение этой задачи равноценно формированию конкурентоспособного общества, которое будет в состоянии выйти на передовые позиции в мире и обеспечить высокие показатели благосостояния граждан. Для этого должна быть перестроена основа основ эффективного функционирования общества, а именно, создана социально-эконо-

мическая система, способная к саморазвитию и качественному росту» [1, с. 10].

Главными в оценке эффективности образовательной деятельности вузов становятся не планирование и реализация учебного процесса, а результаты образования: полученные студентами знания, компетенции и навыки, в т. ч. за счет их самостоятельного обучения и самообразования. Становится очевидным, что осуществление процессов модернизации образования требует актуализации личностного, творческого и профессионального потенциала педагога. Приоритетное направление профессионального образования заключается в воспитании активной и способной к саморазвитию личности, готовой самостоятельно воспринимать и оценивать новую информацию, принимать решения и формулировать новые профессиональные идеи.

Теоретические представления о развитии личности, основы которых заложены в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, В.С. Ильина, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна и др., составляют методологическую основу изучения субъектного начала человека. Проблема самореализации личности была освещена в работах таких зарубежных и отечественных психологов, как А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл и др.

Ряд исследовательских работ посвящен изучению акмеологических основ и личност-

ных особенностей профессионального развития и саморазвития личности. Некоторые ученые занимались изучением закономерностей профессионального становления специалиста и его профессионального мастерства (Л.С. Подымова, В.А. Сластенин и др.), сущности творческого саморазвития в конкретных педагогических инновациях (В .И. Андреев, В.И. Звягинский, Л.А. Казанцева, А.В. Хуторской и др.).

Понятие «саморазвитие» впервые появилось в философских трудах Б. Спинозы, Г. Лейбница, Г. Гелеля и др., где рассматривалось как направленное, с необратимыми изменениями самодвижение, источником которого являются внутренние противоречия. Воздействие внешних условий на само-движущуюся систему происходит через внутренние источники. Чем лучше сформирована система и сильнее внутренние источники развития, тем меньше влияние на нее внешних воздействий, что способствует большей устойчивости системы. С точки зрения диалектической философии, основной предпосылкой саморазвития является развитие рефлексии. Саморазвитие личности приводит ее к большей независимости и стабильности, способности противостоять

внешним условиям, а в скором времени - к преобразованию этих условий. Последующее развитие понятие «саморазвитие» получило в рамках теории систем (Л. Берталанфи). В данной теории объекты рассматриваются как части системы, а взаимодействия между ними связывают систему в единое целое. Человек также представляет собой систему, обладающую сознанием. С одной стороны, система постоянно изменяется, с другой - должна стремиться остаться идентичной по отношению к окружению. Процесс саморазвития в теории систем подразумевает способность системы видоизменяться. Новообразования в системе возникают вследствие повышения уровня организованности элементов. Система реагирует на изменения требований и условий окружения, и сама, в свою очередь, меняет цель и способ развития. Основными факторами, влияющими на саморазвитие личности, являются характеристики среды и свойства самой личности. Представления теории систем легли в основу синергетики, которая рассматривает процесс саморазвития как всеобщий для сложных систем. Развитие

носит неравномерный характер, и на определенном этапе лишь небольшое воздействие на систему способно направить ее по заданному пути развития. Развитие личности происходит посредством общения и взаимодействия с другими, а процесс обучения должен носить открытый творческий характер [2].

В психологической литературе понятие «саморазвитие» рассматривается наряду с такими понятиями как «субъект», «субъект-ность», «личностный рост». Процесс развития происходит в трех формах:

1) созревание: характерно для животного и человека, совершается за счет генетической программы индивида в ранние годы жизни;

2) формирование: присуще животным и человеку, происходит под влиянием внешних факторов с первых лет жизни до возникновения субъектности;

3) саморазвитие: свойственно только

человеку, проявляется с возникновением у него субъектности и базируется на внутренней активности личности.

Переход от одной формы развития к другой определяется сменой детерминации развития. Таким образом, в случае саморазвития можно говорить о самодетерминации, когда внутренняя детерминация преобладает над внешней. Основными характеристиками саморазвития в психологии являются наличие внутреннего источника активности (противоречия), способность личности изменять внешнюю детерминацию и создание своей среды развития. Должно пройти достаточное количество времени, прежде чем потребность к саморазвитию превратится в устойчивое качество личности, но может таковым и не стать. Для целенаправленного процесса саморазвития личности важную роль играет поддержка развития субъектности человека с опорой на модель саморазвития, которая представляет собой этапы саморазвития и механизм. Механизмом саморазвития можно считать личностную рефлексию. В отношении этапов саморазвития мнения ученых неоднозначны. Н.Г. Григорьева дает следующую модель: «рефлексия и самооценка, формирование потребностей в самовоспитании, программирование саморазвития, самокор-рекция и самовоздействие, самоконтроль, рефлексия и самооценка» [3, с. 14]. В исследовании Н.Р. Битяновой в структуре модели

саморазвития можно выделить четыре процесса, которые сменяют друг друга: «самопознание, самопобуждение, программирование личностного и профессионального роста, самореализация» [3, с. 15]. Итак, главной особенностью процесса саморазвития можно считать ответственность личности за ее развитие.

В педагогических исследованиях в настоящее время все большее внимание уделяется вопросам личностно-профессионального и творческого саморазвития будущего педагога иностранных языков.

В работах, посвященных проблеме профессионального саморазвития, ключевым моментом является идея детерминации развития личности деятельностью, поэтому изучение человека ведется с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Становление профессионала возможно лишь в результате единства как профессионального, так и личностного развития. Изучение человека на всем протяжении его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается. Прослеживая особенности саморазвития личности как субъекта деятельности, можно выделить значение «профессиональной деятельности как оптимального условия его творческого саморазвития» [4].

Сущность профессиональной компетенции будущего педагога представляет собой целостное профессиональное саморазвитие, содержательными характеристиками которого являются: профессиональное самосознание, принятие себя как профессионала; постоянное самоопределение; саморазвитие профессиональных способностей, интери-альность, самопроектирование, построение собственной стратегии профессионального роста, построение и реализация своей профессиональной жизни и др. [5].

В условиях пересмотра концептуальной системы взглядов на профессиональное обучение в высшей школе актуальной становится проблема определения психолого-педаго-гических условий, стимулирующих самореализацию, самосовершенствование и саморазвитие студентов языкового вуза. Так, Е.П. Кошелева выделяет следующие требования к организации педагогических условий

саморазвития на этапе профессиональной подготовки студентов:

1) обучение должно стимулировать и развивать саморефлексию будущего специалиста, позволяющую осознавать противоречия между требованиями профессии и собственными возможностями;

2) среда обучения, наряду с высокими требованиями к студенту, должна обеспечивать широкий выбор возможных вариантов их выполнения, т. е. требования должны быть высокими, но не жесткими;

3) результатом подготовки должно стать формирование мобильности - умения видеть различные возможности реализации профессиональных целей и выбирать оптимальный путь;

4) необходимым условием формирования готовности к профессиональному саморазвитию является формирование личностнопрофессиональной перспективы на основе осознания собственной системы ценностей;

5) для формирования и осознания своей системы ценностей студенту необходим диалог как со своими сверстниками, так и с более компетентным человеком - педагогом [2, с. 230].

Важность саморазвития личности обусловливается ее регулирующей функцией. Принятие решений индивидом базируется на учете своих субъективных отношений к разным сторонам окружающей действительности. В его диапазон включается также отношение к себе как к субъекту социальных отношений и как личности в целом. Степень зрелости субъекта проявляется в способности принимать собственные решения и сознательно осуществлять выбор в сложных ситуациях. Известно, что человек, выбирающий профессию самостоятельно, на основе сформировавшейся системы отношений и ценностей, исходя из социальных требований, быстрее и легче адаптируется к условиям работы, испытывает удовлетворенность своей деятельностью. В этом отношении проблема профессионального саморазвития личности может считаться одной из наиболее актуальных проблем педагогики высшей школы [5].

Важнейшими факторами профессионального саморазвития студентов педагогического вуза, по мнению О.Д. Серебрянской, является внутренняя атмосфера вуза, взаи-

моотношения студентов, их участие и вклад в научно-исследовательскую и творческую деятельности, характер общения с преподавательским составом.

Развитие у студентов языкового вуза потребности в самообразовании, самосовершенствовании, самовоспитании и саморазвитии рассматривается как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Важность владения иностранным языком на высоком уровне в системе профессионально значимых качеств будущего преподавателя обусловливается тем, что иностранный язык - необходимое средство приобретения новых знаний и овладения новыми умениями, а также источник информации, особенно в век глобализации и расширения информационного пространства. «Языковое образование в наибольшей степени важно именно для развития самоанализа индивидуума, его развития и саморазвития» [5. с. 5].

Среди необходимых качеств для успешного процесса саморазвития студентов языкового вуза можно выделить следующие: внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя; способность к саморазвитию; понимание содержания и методических основ саморазвития.

В работе Л.Ф. Михальцовой выделяются следующие характеристики творческого саморазвития будущих педагогов: «смысложизненные ориентиры и ценности, которые направлены на формирование потребности в профессиональном саморазвитии; специфика учительской профессии творить себя и своих воспитанников; рефлексия опыта жизнетвор-чества, осознанное развитие личностных качеств и профессиональной компетентности» [6, с. 3]. Основным условием успешного развития творческого самообразования является формирование ценностных ориентаций обучающихся на творческое саморазвитие.

В.И. Андреев определяет творческое саморазвитие личности как «особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости» среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности» [4]. В.И. Андреев выделяет

следующие стадии творческого саморазвития личности:

I стадия - выраженная мотивационная направленность личности на определенный вид творческой деятельности;

II стадия - повышенная интеллектуальная восприимчивость личности к наличию противоречий и проблем в определенной сфере творческой деятельности;

III стадия - повышенная профессионально-творческая активность личности в определенном виде деятельности;

IV стадия - этап первых значительных творческих достижений личности;

V стадия - этап высокой продуктивности личности, формирование индивидуального творческого стиля деятельности и мастерства;

VI стадия - период расцвета таланта;

VII стадия - гениальность.

Процесс творческого саморазвития студентов языкового вуза определяется динамичностью и активностью психической деятельности, дает предпосылки для возникновения творческой деятельности, которая в дальнейшем формирует творческую личность на более высоком уровне творческого саморазвития. Творческое саморазвитие будущих педагогов характеризуется последовательностью и непрерывностью, сформиро-ванностью индивидуального стиля деятельности, свободным выбором форм деятельности, средств деятельности, средств общения и т. п. Нельзя не отметить те психологические процессы, которые могут служить препятствием для творческого саморазвития студентов: личностные черты характера, индивидуальные особенности мышления, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, недостаточное развитие памяти, способностей саморегуляции; отсутствие умений входить в новый коллектив и устанавливать контакты, склонностей к творческой деятельности, ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности; низкий уровень самоорганизации, развития психологической культуры.

В свою очередь, также следует отметить системообразующие компоненты творческой деятельности:

- критическое мышление;

- нестандартное мышление;

- легкость генерирования идей;

- способность к переносу знаний, умений и опыта в нестандартные ситуации;

- способность к анализу и самоанализу.

Структурными компонентами творческого саморазвития студентов являются:

- рефлексивный компонент;

- регулирующий компонент;

- коммуникативный компонент.

Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. На основании вышеизложенного, можно выделить механизм творческого саморазвития личности:

1) осмысление студентом необходимости саморазвития;

2) оценка своей профессиональной деятельности, анализ трудностей;

3) выбор средств для преодоления противоречий между потребностью к самообразованию, самовоспитанию и возможностями ее реализации;

4) осознание препятствий для творческого саморазвития студентов и самостоятельный выбор педагогических средств для их преодоления;

5) выбор целей для своего творческого саморазвития [1].

В заключении можно сказать, что процесс саморазвития личности будущего педагога имеет большое значение в условиях модернизации образования. Перед студентами языкового вуза стоит задача формирования и постоянного совершенствования своих способностей к учению и самостоятельной работе в условиях непрерывно изменяющейся ситуации в мире. Условиями, содействующими актуализации профессионального саморазвития студентов языкового вуза, являются: самостоятельная диагностика индивидуальных целей профессионального саморазвития; участие преподавателя в планиро-

вании самостоятельной работы студента; разработка принципов и форм самостоятельной работы, исходя из цели профессионального саморазвития; формирование у студентов постоянной потребности в самостоятельной разработке и реализации личностных стратегий изучения иностранного языка.

Перед высшей школой стоит задача формирования у студентов творческих умений, коммуникативных способностей, помогающих определяться и действовать в неожиданных, противоречивых условиях, воспитания стремления к саморазвитию, организации возможностей для реализации этой творческой активности.

1. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М., 2010.

2. Кошелева Е.П. Условия и содержание профессионального саморазвития студентов вуза // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. М., 2005. Т. 3. С. 224-231.

3. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М., 2006.

4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Казань, 1996.

5. Серебрянская О.Д. Профессиональное саморазвитие студентов педагогического вуза (на примере изучения иностранного языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2002.

6. Михальцова Л.Ф. Формирование ценностносмысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2011.

Поступила в редакцию 9.12.2011 г.

UDC 413.163

SPECIFICITY OF LINGUISTIC MAJOR STUDENTS’ SELF-DEVELOPMENT IN MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION

Svetlana Grigoryevna STARITSYNA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: staritsina@rambler.ru

In the article the term “self-development” is regarded as philosophical, psychological and pedagogic phenomenon. The problems of professional and creative self-development attract the great attention in the latest research works. The author identifies conditions conducive to the actualization of professional self-development of the university students: self diagnostics of individual goals of professional self-development; teacher involvement in planning the student's independent work; the development of principles and forms of self-study, based on the purpose of professional self-development; the formation of the students' constant need for self-development and implementation of personal strategies for learning a foreign language.

Key words: self-development; professional development; professional development terms; a foreign language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.