ботка результатов но каждой компетенции корректировала процесс формирования компетенций на промежуточном этапе: данные диагностики помогали увидеть динамику развития компетенций не только всего класса или группы, но и выстроить индивидуальную стратегию для каждого ученика, помочь старшекласснику в построении индивидуальной образовательной траектории.
При очевидной важнейшей роли традиционной системы оценивания знаний, умений и навыков компетентностиый подход требует оценивания способностей учеников применять ЗУНы на практике. Однако если принять ЗУНы не за конечную цель обучения, а рассматривать их в приложении к определенному виду деятельности, то мониторингу должен подвергаться сам процесс движения к результату образования.
Библиографический список
1. Болотов, В. А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. -
2003. -№ 10.-С. 8-14.
2. Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А. Дахин // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 136-137.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 1'. // ЬЦр://\уулу. т,05ес1и. ш/ШШг/сЬситегЛз/тазгег/погтаЙуе
4. Хуторской, А. В. Индивидуализация и профильность обучения в старшей школе / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 20 апреля.
УДК 378.02:372.8
Р. И. Платонова
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В последние годы ряд российских ученых (С. П. Арсенова, Е. В. Вонда-ревская, С. Г. Вершловский, Г. Г. Гранатов, М. Е. Дуранов, Е. А. Климов, А. Ю. Козырева, С. А. Кугель, А. К. Маркова, Т. В. Орлова, Л. С. Подымова, А. Н. Сергеев и др.) указывают в своих работах на острую потребность развивающейся отечественной системы образования в педагоге нового типа, способном работать в новых социально-экономических условиях, нетрадиционно подходить к решению различных педагогических проблем, создавать уникальные авторские технологии обучения и воспитания. Для каждого этапа развития отечественного социума, по мнению В. И. Андреева,
Д. Б. Богоявленской, Н. С. Лийтёс, Н. Д. Никандрова, характерна постановка новых социокультурных критериев, определяющих общественный заказ на подготовку конкурентоспособного, квалифицированного, компетентного молодого специалиста, способного эффективно работать в меняющихся условиях. В начале XXI в. студенту педагогического вуза - будущему специалисту в области начального образования необходимо не только овладеть определенным набором профессиональных знаний и навыков, но и освоить креативные умения по решению педагогических задач, управлению процессами создания детского коллектива, выработке способностей исследователя (М. Н. Аплетаев, А. Я. Найн, В. А. Сластенин, Н. В. Сычкова).
В условиях развивающейся конкурентной борьбы на региональных рынках образовательных услуг, каждый вуз стремится расширить сферу своего влияния, создавая собственный «качественный образовательный продукт» - выпускника, формируя познавательную активность студента, выработку профессиональной культуры и творческого отношения к будущей профессиональной деятельности.
Вуз определяет судьбу своих студентов, активное самоопределение их личностей как субъектов деятельности. Важнейшими условиями формирования творческого отношения к будущей профессиональной деятельности педагога выступают;
• качественная базовая подготовка;
• личностная ответственность;
• активная учебно-исследовательская деятельность.
Под воздействием данных факторов организованная личность трансформируется в субъекта обучения. Основные направления в системе высшего профессионального образования в современных социально-экономических условиях - развитие познавательной активности студента педагогического вуза, поиск инновационных форм и методов обучения и воспитания, переход от стандартного обучения и воспитания к индивидуально - ориентированному развитию креативной личности, опора на самостоятельную работу, самовоспитание и творческую самореализацию.
Р. А. Литвак в качестве основного профессионально важного качества выдвигает педагогическую креативность, обеспечивающую единство всех компонентов готовности студентов педагогической специальности к будущей профессиональной деятельности (таблица).
Н. В. Сычкова [2] отдает предпочтение творческому педагогическому мышлению, соотношению логического и интуитивного в исследовательско-поисковой деятельности, методологической культуре личности студента. Анализируя проблему развития личности будущего учителя в условиях развития творческого потенциала, исследователи выявляют возможные пути формирования мотивации и способов профессионально-творческой деятельности (Б. И. Коротаев, А. М, Матюшкин, В. С. Шубинский), рассматривают основы развития творческого потенциала личности (Е. В. Колесникова,
Единство компонентов готовности студентов педагошческой специальности
к будущей профессии
Эмоционально- мотивационный Организационноцелевой компонент Ценностно- познавательный компонент Оценочно-рефлексивный компонент
Ценностное отношение ЛИЧНОСТИ студента к осуществлению творческой педагог. деятельности Совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять целее-полагание в педагогия. деятельности Совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять познание в творческой педагогической деятельности Совокупность знаний, умений, навыков, позволяющих осуществлять анализ и рефлексию, оценку и самооценку
М. В, Колосова, И. О. Мартьппок, М. Г. Мерзлякова, В. Г. Рыпдак). В современной практике региональных вузов только закладываются предпосылки для реконструкции содержания и процесса профессиональной деятельности с точки зрения формирования творческого отношения студента как будущего носителя профессиональной культуры и традиции. Будущие педагоги отличаются друг от друга индивидуально-психологическими особенностями, условиями воспитания и свойствами темперамента, мировоззрением, системой ценностных ориентаций, уровнем общей культуры и профессиональной подготовленности, мотивациями и потребностями в предстоящей педагогической деятельности, что обуславливает взаимодействие с однокурсниками, преподавателями. Особую значимость в педагогическом вузе обретает проблема сформированное™ потребности в профессиональной педагогической деятельности на этапе обучения.
Формируя у студента творческое отношение к своей будущей профессиональной деятельности коллективу преподавателей выпускающей кафедры следует: • моделировать возможные изменения в организации, структурен содержании образовательного процесса; • своевременно и целенаправленно вносить коррективы в используемые педагогические технологии и методики; • формировать цели обучения и воспитания студентов с учетом образовательных. воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, результатов применения различных методов, приемов, средств образовательного процесса; • реализовать личностно-ориентированный подход к будущим педагогам на основе оценки потенциальных возможностей (интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-волевых), профессиональных качеств, креативности мышления, уровня коммуникабельности, самооценки личности; • обучать умению планировать и организовывать профессиональную деятельность.
Б. М. Бим-Бад, В. И. Кузнецов, B.C. Леднев, А. В. Петровский указывают, что на формирование творческого отношения к будущей профессиональной деятельности влияет сложная и многообразная система психологических предпосылок, адаптированных к каждой возрастной категории, каждому образовательному уровню, поэтому все виды и формы орга-
низации профессиональной деятельности в условиях педагогического вуза направлены на формирование у студентов положительной мотивации и удовлетворенности результатом своей профессиональной деятельности.
Условием формирования творческого отношения студента к будущей профессиональной деятельности являются доминирование активного познавательного интереса в мотивационной структуре личности обучающего и творческий характер учебно-познавательной деятельности. Первое условие реализуется, когда усилия преподавателей высшей школы направлены на развитие учебной самостоятельности студентов, активизирующей познавательные и операционные способности и стимулирующей у занимающихся выход за рамки образовательного стандарта. Второе условие - нацеленность участников процесса обучения в вузе на творчество, когда обязательные репродуктивные действия выступают как компоненты собственного творческого процесса формирования необходимых для творчества личностных качеств [1].
Основная цель творческого отношения - «разбудить» в личности будущего педагога творческое педагогическое мышление, развивать в нем заложенный творческий потенциал, воспитывать (и поощрять в образовательном пространстве вуза) смелость и нестандартность мышления, уверенность в собственных творческих силах, способность генерировать новые нестандартные идеи, имеющие социозначимую ценность, воспитать потребность в ведении творческого образа жизни. Творческое педагогическое мышление студента педагогического вуза выражается в умении проектировать и изменять педагогический процесс применительно к условиям конкретного класса с учетом целей, законов и принципов обучения, внося в содержание урока собственное видение проблемы, оригинальные способы решения поставленных на уроке задач.
Обучение в педагогическом вузе эвристическим способам решения педагогических исследовательских задач - одно из главных направлений формирования творческого отношения будущего педагога к своей профессиональной деятельности (Г. Г. Гранатов, В. Г. Рындак). В ходе решения типовых и оригинальных творческих задач, будущий педагог строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристики: • анализ педагогической ситуации; • проектирование результата в сопоставлении с исходными данными; • анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположений и достижения позитивного результата; • оценка полученных данных; • формулировка новой задачи. Задача выступает одновременно и как объект творческой деятельности, и как средство педагогической организации творческой деятельности.
Теоретический анализ различных конструктов учебно-творческих заданий (В. И. Андреев, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Сластенин), а также практическая разработка и применение в условиях факультета педагогики начального образования педагогического института Якутского госуниверситета им.
М.Аммосова позволили формировать творческую деятельность студентов 1-2-х курсов к будущей профессиональной деятельности в условиях их адаптации к новой форме обучения, к новому для них академическому коллективу, становлении грамотных деловых и личных контактов с профессорско-преподавательским и учебно-воспитательным персоналом института, формирование представлений о системе учебной, воспитательной и исследовательской работы, развитие научнопознавательных и социально значимых интересов и мотиваций одновременно с формированием первоначальных исследовательских умений, активная деятельность в социопрестижной общественной молодежной организации «РОСТ» и студенческом педагогическом отряде «Мир чудес».
Развитие творческого отношения к будущей профессиональной деятельности у студентов 3-4-х курсов ФПНО происходило в условиях практического овладения элементами и приемами творческой деятельности сначала в искусственно созданных условиях (третий курс - дополнительные специализации), затем на основе организации педагогического исследования в реальных условиях образовательного учреждения (летняя и производственная практики на четвертом-иятом курсах, написание курсовых и дипломного проектов, организация тематических мероприятий и воспитательных акций) в реальных условиях образовательных учреждений Республики Саха (Якутия). Студентов выпускного курса знакомили с процедурами организации педагогического эксперимента, оформления и защиты дипломного исследования, когда научно-исследовательские разработки носили реальный характер и представляли практическую ценность.
Информационное общество будущего, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, предъявляет новые и жесткие требования к профессиональной педагогической подготовке будущих учителей. В условиях рыночной экономики человек выступает активным субъектом труда, распоряжаясь своим конвертируемым «капиталом» (квалификацией, профессиональной компетентностью, креативностью) (3),
Разделяя мнение Н. В. Сычковой, что « сложившая к концу XX в. система педагогического образования привела к тому, .... учителя, объективно выступая носителями репродукгитвно-подражательной культуры, должны закладывать в сознание обучаемых принципиально новые ценности, отвечающие потребностям российского общества и Болонского стандарта» (2), можно с уверенностью утверждать, что разработка теоретических и методических основ формирования у студентов педагогических специальностей креативных и исследовательских умений является одной из приоритетных задач педагогического вуза, требующих оперативной реализации.
Формирование у будущих учителей творческого отношения к будущей профессиональной деятельности возможно, если в среде педагогического вуза:
1. Потенциал и ресурсы образовательного процесса будут направлены на достижение конечного результата - формирование и развитие креативной составляющей личности будущего педагога как исследователя, новатора, готового теоретически и практически решать профессиональные задачи как традиционными, так и эвристическими способами.
2. Для формирования у студентов творческого отношения к будущей профессиональной деятельности будет применяться методика, направленная на:
• непрерывное саморазвитие и самопроектироваиие будущим учителем идеала «Я как творческая личность (Я- исследователь)» на всех этапах профессионально-педагогической подготовки; • моделирование научно-педагогических исследований и творческих проектов, которые, создавая операционно-технологическое поле деятельности, помогают будущему учителю творчески строить технологию решения педагогических задач; * активизация социокультурной и профессиональной деятельности в педагогизируе-мом социуме (МОО «Рост», педагогический отряд «Мир чудес», ПИРС).
3. Реализация следующих педагогических условий:
• индивидуализированное обучение; • креативное воспитание и развитие личности студента; * стимулирование участия в творческих проектах и научно-исследовательской деятельности; * управление процессом формирования креативных умений и навыков.
Творческое отношение студента педагогической специальности к будущей профессиональной деятельности формирует «обобщенное итоговое отношение к жизни», в котором отражена взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего. Ценности профессиональной деятельности, принимая форму мотивов и целей, в своей совокупности образую!' «временную перспективу личности», выступают в качестве предпосылок и становятся критериями профессионального самоутверждения, самосовершенствования личности будущего учителя.
Библиографический список
1. Матюшкин, А. Н. Концепции творческой одаренности / А. И. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.
2. Сычкова, Н. В. Формирование умений исследовательской деятельности в дидактической подготовке студентов университета / Н. В. Сычкова. -Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 112 с.
3. Щадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. -
2004.-№8.-С. 27-31,