Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная идентичность / ценностные основы / аксиология / студенты / компетенция / professional identity / value bases / axiology / students / competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э А. Фаварисов

Один из важнейших факторов формирования профессиональной идентичности – это её ценностные основы. Определены педагогические условия, способствующие формированию ценностного самосознания преподавателей физической культуры: включение в программу дополнительных курсов по аксиологии, внедрение аксиологических стратегий в процесс подготовки и применение их на практике. Выделены фундаментальные приоритеты студентов: бизнес, общение, индивидуализм, самоутверждение, принятия других людей; и подробно описано их влияние на формирование личности и развитие компетенции. В итоге нами был проведен анализ формирования ценностных основ профессиональной идентичности у обучающихся факультета физической культуры и предложены варианты применения аксиологического подхода на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Э А. Фаварисов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE BASES OF PROFESSIONAL IDENTITIES OF STUDENTS OF THE FACULTY OF PHYSICAL EDUCATION

One of the most important factors in the formation of professional identity is its value foundations. The pedagogical conditions contributing to the formation of the value self-awareness of physical education teachers are defined: the inclusion of additional courses in axiology in the program, the introduction of axiological strategies in the training process and their application in practice. The fundamental priorities of students are highlighted: business, communication, individualism, self-affirmation, acceptance of other people; and their impact on personality formation and competence development is described in detail. As a result, we have analyzed the formation of the value foundations of professional identity among students of the Faculty of Physical Culture and proposed options for applying the axiological approach in practice.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Э.А. Фаварисов, преподаватель

Казанский приволжский федеральный университет (Россия, г. Казань)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-205-208

Аннотация. Один из важнейших факторов формирования профессиональной идентичности - это её ценностные основы. Определены педагогические условия, способствующие формированию ценностного самосознания преподавателей физической культуры: включение в программу дополнительных курсов по аксиологии, внедрение аксиологических стратегий в процесс подготовки и применение их на практике. Выделены фундаментальные приоритеты студентов: бизнес, общение, индивидуализм, самоутверждение, принятия других людей; и подробно описано их влияние на формирование личности и развитие компетенции. В итоге нами был проведен анализ формирования ценностных основ профессиональной идентичности у обучающихся факультета физической культуры и предложены варианты применения аксиологического подхода на практике.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, ценностные основы, аксиология, студенты, компетенция.

Профессиональная идентичность играет важную роль в формировании личности студента. Она определяет его отношение к будущей профессии, мотивацию к обучению, уровень самооценки и самоопределения. Так как физическая культура имеет особое значение для здоровья и общего благополучия общества, важно изучать, какие ценности и убеждения формируются у студентов, которые будут работать в данной области. Важно иметь понимание процессов формирования личности студентов, их отношения к профессии и ценностям, что может привести к улучшению качества образования и подготовки специалистов в области физической культуры. Исследование формирования ценностных основ профессиональной идентичности студентов факультета физической культуры представляет собой значимую тему, особенно в контексте современного образования и профессиональной подготовки специалистов в области спорта и физической активности. Ценностные основы профессиональной идентичности влияют на профессиональную ориентацию, а это может способствовать более осознанному выбору карьерного пути и повышению мотивации к обучению у студентов; на формирование личности, на то, какие ценности преобладают в их профессиональной среде, и как эти ценности могут повлиять на формирование их

профессиональной идентичности; на профессиональное развитие и улучшение своих профессиональных навыков и компетенции, соответствуя ценностям отрасли. Целью данного исследования является изучение процессов формирования и выявление ценностных ори-ентаций профессиональной идентичности у студентов факультета физической культуры. Для достижения этой следует решить несколько задач исследования: проанализировать научную литературу по вопросам профессиональной идентичности и ценностей в области физической культуры; провести анализ полученных данных и выявить основные закономерности.

Через формирование ценностных установок у студентов можно эффективно развивать их физическую подготовку [2, с. 83]. ]Цен-ностные ориентации студентов играют важную роль в их профессиональной подготовке. Улучшение качества образования студентов педагогических вузов можно достичь путём формирования их ценностных установок, включая физическую культуру. Взаимосвязь между формированием ценностных установок, развитием физической подготовки и профессиональным образованием студентов обусловлена необходимостью удовлетворения личностных потребностей студентов, содержанием образовательной программы по под-

готовке учителей и требованиями государственного образовательного стандарта. Основной связью подобных процессов является физкультурно-спортивная деятельность учащегося. Это приводит к формированию личности, что является фундаментом для педагогической профессии. К главным качествами реализованной в этой профессии личности являются физическое развитие, целеустремленность, эмоциональная устойчивость [1, с. 23]. Значимость данного вопроса базируется на наличии достаточного уровня предъявлений к профессионально-педагогической подготовке преподавателей, способных развиваться физически, сохранять здоровье, самостоятельно улучшать свои навыки, умения и знания и находить им творческое применение в своей работе.

В настоящее время определены некоторые педагогические условия, способствующие формированию ценностного самосознания преподавателей физической культуры [3, с. 5]. К таким условиям относят внедрение аксиоматических стратегий в процессе подготовки в университете, включение в программу учебного процесса дополнительных курсов по аксиомологии и применение аксиоматического подхода непосредственно в педагогической практике. Рассмотрим первое условие, связанное с реализацией аксиоматических возможностей в области профессиональной подготовки. При этом учебный процесс базируется на основе личностно-ориентированного и личностно-деятельного подхода. Оно базируется на верификации междисциплинарных связей среди общегуманитарного, социально-экономического и общепрофессионального цикла. Основной стратегией такого процесса является деятельность самого учащегося, который непосредственно включается в процессе образовательного обучения в качестве субъекта и соавтора. Поэтому, значимый акцент был направлен на совершенствование субъективных характеристик студента, к которым можно отнести самостоятельность, самодисциплина, внутренняя самодостаточность, саморегуляции, самоконтроль, самоуправления и способность к рефлексии [5, с. 202]. Также для достижения последовательного структурированного развития ценностей у студентов в процессе образовательного становления необходимо уделять внима-

ние на взаимодополняемость спортивно-педагогических предметов и теоретических дисциплин (педагогка, физическая культура и теория спорта, психология). Изучение теоретических предметов необходимо для укрепления профиля факультет; корелляционные связи спорта и педагогики необходимы для анализа функциональных и ценностных ресурсы физической культуры и спортивной деятельности.

Вторым элементом является внедрение дополнительных курсов по аксиомологии. Он базируется на стратегии продуктивного приобретения студентами факультета физической культуры теорией педагогической аксиомоло-гии, а это достигается через собственной индивидуальный педагогический и профессиональный исследовательский опыт. Подобный опыт можно достичь с применением дидактических научных принципов, объединения теоретических и практических навыков, продуктивным взаимодействием студента и преподавателя, сознательностью студентов, их заинтересованностью и ответственностью, профессиональной направленностью образования [6, с. 98]. Проведение обучения по аксио-мологии возможно с применением таких инструментов, которые приводят к созданию следующих стратегий и видов деятельности: способность проводить дискуссии, проектирование собственного участия, активизация индивидуального опыта, самоопределение относительно существующих подходов, озвучивание проблем с рассматриваемыми положениями, проведение практической работы и научно-исследовательских положений, рефлексивное осознание образовательного процесса. Также возможно использование методики проведения занятий совместно с абстрактными стратегиями составления отчётов, что определяется современными условиями и тенденциями, в число которых входит педагогическая ситуация, задачи, анализ практических заданий, дискуссии, редактирование тезауруса, аксиомизация, решение деловых игр, образования, основные теоретические положения темы, эвристические вопросы, презентация будущих школьных проектов [4, с. 225]. Базисом практических занятий является процесс наблюдения. Задачей реализации третьего условия, применение аксиоматического подхода непосредственно в педагогической

практике, это воспитание и тренировки, совершенствование творческого характера, которое позволит отразить личностные и профессиональные качества. Внедрение аксиоматического подхода происходит на протяжении всей учебной образовательной практики студентов. Подобная стратегия позволяет оценить его как особую ценностную систему, которая совершенствует волевые стремления будущего преподавателя физической культуры: и духовные, и интеллектуальные. Такая система базируется на определённых ценностных приоритетах. Это в первую очередь индивидуальная педагогическая практика, являющийся инструментом саморазвития; это профессиональная практика, основанная на наличии профессиональной компетентности и методологической культуры; это социально-педагогическая практика, основанная на наличии навыков сотрудничества конкурентоспособности, самодостаточности, незави-

мощи личному развитию студентов в определённой деятельности, участие в педагогическом сообществе сотрудников, коллег образовательных учреждений.

Ценностные основы профессиональной идентичности влияют на профессиональную ориентацию, на формирование личности и на профессиональное развитие и улучшение своих профессиональных навыков и компетенции, соответствуя ценностям отрасли. Главными фундаментальных ценностями для абсолютного большинства учащихся будущих преподавателей физической культуры являются ценности самоутверждения, ценности общения и дела, индивидуалистические, ценности принятия других. Результаты исследования могут быть использованы для улучшения образовательных программ на факультете физической культуры, адаптации учебных планов и методик под формирование ценностей студентов.

симости, ответственности, способности по-

Библиографический список

1. Акамов В.В., Шукшина Т.И. Диагностика сформированности уровня развития ценностных основ профессионального самосознания студентов факультета физической культуры // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 8. - С. 22-25.

2. Майдокина Л.Г. Психолого-педагогическая модель развития субъектности будущего педагога в условиях вуза // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 4. - С. 82-84.

3. Шукшина Т.И., Акамов В.В. Педагогические условия формирования ценностных основ профессионального самосознания студентов факультета физической культуры // ТиПФК. - 2015. - №8.

4. Шукшина Т.И., Рябова Н.В. Мордовский базовый центр педагогического образования как региональная модель подготовки педагогических кадров // Педагогическое образование в государствах-участниках СНГ: современные проблемы, концепции и практика: сб. науч. ст. VII Междунар. конф. - 2014. - С. 225-231.

5. Clarke M., Hyde A., Drennan J. Professional Identity in Higher Education. - Dublin: University College Dublin, 2013. - 202 p.

6. Hogg M., Ridgeway C. Social Identity: sociological and social psychological perspectives // Social Psychology Quarterly. - 2003. - № 2. - P. 97-100.

FORMATION OF VALUE BASES OF PROFESSIONAL IDENTITIES OF STUDENTS OF THE FACULTY OF PHYSICAL EDUCATION

E.A. Favarisov, Lecturer Kazan Volga Federal University (Russia, Kazan)

Abstract. One of the most important factors in the formation of professional identity is its value foundations. The pedagogical conditions contributing to the formation of the value self-awareness of physical education teachers are defined: the inclusion of additional courses in axiology in the program, the introduction of axiological strategies in the training process and their application in practice. The fundamental priorities of students are highlighted: business, communication, individualism, self-affirmation, acceptance of other people; and their impact on personality formation and competence development is described in detail. As a result, we have analyzed the formation of the value foundations of professional identity among students of the Faculty of Physical Culture and proposed options for applying the axiological approach in practice.

Keywords: professional identity, value bases, axiology, students, competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.