Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТИВНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / UDENTS-ATHLETES / VALUE ORIENTATIONS / HEALTH CULTURE / PHYSICAL CULTURE / SPORTS AND PROFESSIONAL MOTIVATION / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленкович С.С.

Статья посвящена изучению формирования ценностных ориентиров и культуры здоровья у студентов физкультурного вуза в процессе профессиональной подготовки. Выявлены ведущие мотивы занятий физической культурой и спортом у студентов-спортсменов в динамике четырех лет обучения. Показано, что критериями сформированности культуры здоровья студентов-спортсменов являются ценностные ориентации на здоровый образ жизни, ведущие мотивы и высокий уровень мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS THE STUDENTS OF SPORTS HIGH SCHOOL IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

The article is devoted to the study of the formation of value orientations and health culture among students of physical culture University in the process of professional training. The leading motives of physical culture and sports among students-athletes in the dynamics of four years of training are revealed. It is shown that criteria of formation of culture of health of students-athletes are value orientations on a healthy lifestyle, leading motives and high level of motivation to occupations by physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 378.09:796

Павленкович С.С., к.биол.н.

доцент

кафедра теоретических основ физического воспитания ФГБОУВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Россия, г. Саратов ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Аннотация: статья посвящена изучению формирования ценностных ориентиров и культуры здоровья у студентов физкультурного вуза в процессе профессиональной подготовки. Выявлены ведущие мотивы занятий физической культурой и спортом у студентов-спортсменов в динамике четырех лет обучения. Показано, что критериями сформированности культуры здоровья студентов-спортсменов являются ценностные ориентации на здоровый образ жизни, ведущие мотивы и высокий уровень мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, ценностные ориентации, культура здоровья, физическая культура, спортивная и профессиональная мотивация, вузовское обучение.

Pavlenkovich S.S.

Saratov State University Russia, Saratov THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS THE STUDENTS OF SPORTS HIGH SCHOOL IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING Abstract: the article is devoted to the study of the formation of value orientations and health culture among students of physical culture University in the process of professional training. The leading motives of physical culture and sports among students-athletes in the dynamics of four years of training are revealed. It is shown that criteria of formation of culture of health of students-athletes are value orientations on a healthy lifestyle, leading motives and high level of motivation to occupations by physical culture and sports.

Keywords: udents-athletes, value orientations, health culture,physical culture, sports and professional motivation, higher education.

Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен, и должен строится с учетом особенностей самих студентов, наличием у них собственных мотивов и ценностей, так как ценностные ориентации и мотивы выбора профессии студентами играют важную роль в отношении к профессии, профессиональным достижениям, выбором дальнейшего профессионального

пути [1, 2].

Успешное решение задач по совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров тесно связано с укреплением и охраной здоровья студенческой молодёжи [3, 4].

Студенты составляют особую социальную группу, объединённую специфическими условиями учебного труда и жизни. В связи с этим приоритетными задачами современного этапа модернизации высшего образования должно стать сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни [4, 5].

Цель исследования - изучение формирования ценностных ориентиров у студентов физкультурного вуза в процессе профессиональной подготовки.

Оценка уровня спортивной и профессиональной мотивации осуществлялась на основе тестовых методик «Мотив занятий физической культурой и спортом», «Оценка уровня спортивной мотивации», «Соревновательная и тренировочная мотивация» Н.П. Фетискина, «Уровень профессиональной направленности студентов» Т.Д. Дубовицкой и «Выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности. Анализ отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности у студентов осуществлялось анонимно с помощью опросника «Отношение к здоровью и здоровому образу жизни». Исследование особенностей формирования системы ценностных ориентаций у студентов-спортсменов осуществлялось с помощью тестовых методик М. Рокича «Ценностные ориентации» и В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной «Морфологический тест жизненных ценностей» [6, 7]. Все результаты исследований были подвергнуты статистической обработке по критерию Стьюдента.

Исследования проводились в течение четырех лет обучения (2014-2018 гг.) на базе Института физической культуры и спорта СГУ имени Н.Г. Чернышевского, в котором приняли участие 20 юношей-студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура».

В соответствии с преобладающими мотивами занятий спортом студенты на каждом этапе обучения распределились на 3 группы (табл. 1): со спортивным (1 группа), самоутверждающимся типом личности (2 группа) и типом личности, склонным к развлечениям (3 группа).

Отметим, что на каждом этапе обучения у студентов существенно менялись преобладающие мотивы занятий физической культурой и спортом. У первокурсников спортивного типа преобладающим мотивом оказался спортивный результат, при переходе на второй курс - соперничество, на третий и четвертый курс - оздоровление. У студентов самоутверждающегося типа на 1 и 2 курсе таковым является мотив самоутверждения, при переходе на 3 курс - достижение успеха, а на выпускном курсе - карьерные достижения. Эмоциональная разрядка - ведущий мотивов первокурсников типа личности, склонного к развлечениям. На втором курсе у студентов ведущими мотивами стали эмоциональная разрядка и способ общения, при

переходе на 3 курс - эмоциональная разрядка и удовольствие, а на выпускном курсе - удовольствие.

Таблица 1

Динамика показателей мотивационной заинтересованности в занятиях физической культурой и спортом у студентов-спортсменов _в течение 4 лет обучения, %_

№ Мотив Группы обследования

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

1 группа - спортивный тип личности

1 Спортивный результат 60 35 30 20

2 Оздоровление 10 20 50 60

3 Соперничество 30 45 20 20

2 группа - самоутверждающийся тип личности

1 Самоутверждение 70 15 10 10

2 Карьерные достижения 10 15 30 70

3 Достижение успеха 20 60 60 20

3 группа - тип личности, имеющий склонность к развлечениям

1 Эмоциональная разрядка 40 35 40 30

2 Удовольствие 30 30 40 45

3 Способ общения 30 35 20 25

По результатам тестовой методики «Оценка уровня спортивной мотивации» на каждом этапе обучения были выявлены обследуемые с высоким и средним её уровнем (табл. 2).

У юношей с высокой спортивной мотивацией во время обучения на 1 и 2 курсах установлена четко выраженная тенденция на соревнования, а у студентов со средней мотивацией - на тренировки.

На 3 курсе в обеих группах отмечается одинаковое распределение по степени выраженности спортивной мотивации.

На выпускном курсе большинство студентов в обеих группах характеризуются уравновешенностью соревновательной и тренировочной мотивации.

Таблица 2

Степень выраженности спортивной мотивации у студентов

физкультурного вуза в динамике четырех лет обучения в баллах

Группы Курс Спортивная мотивация Соревновательная мотивация Тренировочная мотивация

Высокая спортивная мотивация 1 45,1±0,4 7,7±0,3 7,4±0,3

2 47,9±0,2 7,3±0,3 7,2±0,3

3 43,3±0,3 7,1±0,3 7,1±0,3

4 41,4±0,4 7,0±0,3 7,1±0,2

Средняя спортивная мотивация 1 33,1±0,3* 6,7±0,3* 7,7±0,3

2 36,4±0,3* 6,0±0,3* 7,1±0,3

3 32,3±0,4* 6,3±0,3* 7,4±0,3

4 30,7±0,2* 6,5±0,3* 7,6±0,3

* - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей студентов

1 курса с высокой спортивной мотивацией

Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих центрах профориентации [8, 9].

По результатам методики Т.Д. Дубовицкой на каждом этапе обучения были выявлены студенты-спортсмены с высоким, средним и низким уровнем профессиональной направленности, который менялся у них при переходе с курса на курс:

• наибольшее число студентов с высоким уровнем профессиональной направленности выявлено на 1 (44%) и 4 (48%) курсах, а наименьшее на 3 курсе (30%);

• наименьшее количество лиц с низким уровнем профессиональной направленности зафиксировано также на 1 (12%) и 4 (16%) курсах;

• студентов со средним уровнем профессиональной направленности на каждом этапе обучения было приблизительно одинаковым (36-45%).

Анализ ведущих мотивов профессиональной деятельности показал, что у студентов 1 и 2 курсов 1 место принадлежит мотиву профессионального мастерства (30% и 33% соответственно), у студентов 3 курса - мотиву самоутверждения в труде (30%), а на выпускном курсе - мотиву социальной значимости труда (39%).

Результатами исследований выявлены сходства и различия во мнениях студентов разных этапов обучения по поводу здорового образа жизни. Студенты-спортсмены 1 и 2 курсов считают, что содержание понятия «здоровый образ жизни» в первую очередь отражают «занятия спортом, поддержание оптимальной физической формы» (80%) и «здоровое питание» (80%), а на 3 и 4 курсах у студентов на 1 месте также осталось утверждение «занятия спортом, поддержание оптимальной физической формы» (80%), а вместо «здорового питания» стало утверждение «отказ от вредных привычек» (80%). На 2 месте у юношей 1-2 курсов стоит «отказ от вредных привычек» (70%) и «соблюдение режима дня» (70%) и на 3 месте -«благоприятный семейный климат» (60%) и «соблюдение правил гигиены» (60%). У студентов 3 и 4 курсов второе место стали занимать утверждения «здоровое питание» (70%) и «благоприятный семейный климат» (70%). На 3 месте оказались «соблюдение режима дня» (60%) и «соблюдение правил гигиены» (60%).

О необходимости придерживаться принципов здорового образа жизни задумываются лишь 30% первокурсников, 45% из них считают это важным, но не главным в жизни, а 25% юношей эта проблема вовсе не волнует. К завершению процесса вузовского обучения 60% студентов все больше стали задумываться о важности соблюдения правил ЗОЖ, 30% студентов по -прежнему считают это важным, но не главным в жизни. Только 10% юношей отметили, что эта проблема их вовсе не волнует.

Большинство студентов (55% юношей на 1 и 2 курсах; 60% студентов

на 3 и 4 курсах) утверждают, что здоровый образ жизни способствует успеху в других сферах человеческой деятельности, например, в учёбе или работе. По 30% студентов на каждом курсе отметили, что необязательно вести здоровый образ жизни, чтобы быть успешным в жизни, остальные обследуемые (15% юношей на 1 и 2 курсах; 10% студентов на 3 и 4 курсах) затруднились ответить на поставленный вопрос.

Проведенные исследования групповой иерархии ценностных ориентаций по методике В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной «Морфологический тест жизненных ценностей» у студентов-спортсменов в динамике четырех лет обучения выявили их существенную разницу

В списке терминальных ценностей лидирующие позиции у первокурсников занимают свобода и развлечения, при переходе на 2 курс у студентов превалируют здоровье и любовь, на 3 курсе - здоровье и общественное признание, на выпускном курсе - здоровье и развитие. Наименее значимыми ценностями для студентов на протяжении четырех лет обучения оказались творчество, красота природы и искусства.

При анализе групповой иерархии инструментальных ценностей студенты-спортсмены на протяжении вузовского обучения на 1 место выдвигают такие ценности, как жизнерадостность и независимость, на 2 место - честность, твердую волю. 3 место среди инструментальных ценностей у первокурсников занимают высокие запросы, во время их обучения на 2 и 3 курсе - терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения, а на выпускном курсе -образованность, исполнительность и ответственность.

На основании результатов исследования по морфологическому тесту жизненных ценностей М. Рокича также выявлены сходства и различия в приоритетах у студентов во время их обучения на разных курсах. Так, у студентов 1 и 2 курсов на первом ранговом месте находится «Сфера физической активности», на 2 месте - «Сфера увлечений», на 3 месте -«Сфера общественной активности», на 4 месте - «Сфера образования», на 5 месте - «Сфера профессиональной жизни», на 6 месте - «Сфера семейной жизни». Студенты 3 курса также на 1 место выдвигают «Сферу физической активности», на 2 место - «Сферу образования», на 3 место - «Сфера профессиональной жизни», на 4 место - «Сферу увлечений», на 5 место -«Сфера общественной активности», на 6 место -«Сферу семейной жизни». Студенты выпускного курса отдают предпочтение «Сфере профессиональной жизни», затем в ряду ценностей следуют «Сфера образования» (2 место), «Сфера физической активности» (3 место), «Сфера семейной жизни» (4 место», «Сфера увлечений» (5 место), «Сфера общественной активности» (6 место).

В иерархии жизненных ценностей студенты на 1 -3 курсах на 1 место ставят «активные социальные контакты», тогда как у выпускников превалируют такие ценности, как «развитие себя». На 2 месте у всех студентов стоят «достижения ощутимых результатов в любом виде

деятельности». 3 место у студентов 1 и 2 курсов занимает «высокое материальное положение», у третьекурсников - «собственный престиж», у выпускников - «активные социальные контакты». На 4 ранговом месте у большинства студентов-спортсменов всех этапов обучения находится «собственный престиж», а у студентов 3 курса - «высокое материальное положение». 5 место студенты 1 курса отдают «креативности», студенты 2 и 4 курсов - «сохранению собственной индивидуальности», студенты 3 курса - «развитию себя». 6 место в ряду жизненных ценностей у студентов 1 и 2 курсов стоит такая ценность, как «развитие себя», у спортсменов 3 курса -«сохранение собственной индивидуальности», у выпускников - «высокое материальное положение». На 7 и 8 месте у большинства студентов (2, 3, 4 курсов) оказались «духовное удовлетворение» и «креативность» соответственно. У студентов 1 курса 7 место занимает «сохранение собственной индивидуальности», а 8 место - «духовное удовлетворение».

Таким образом, проведенные исследования показали, что у студентов, обучающихся на 1 и 2 курсе, еще не вполне сложилась система ценностных ориентаций по сравнению со студентами третьего и особенно выпускного курсов.

Полученные данные указывают на необходимости уделять больше внимание профессиональной этике в процессе вузовского обучения. Для студентов выпускных курсов стремление к саморазвитию является одной из главных целей в освоении профессии педагога и ценность её очень важна на протяжении всего жизненного пути учителя физической культуры.

Выявленное высокое стремление к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности у большинства студентов-спортсменов объясняется самим характером учебной деятельности в физкультурном вузе. А большое количество достижений в учебной и спортивной деятельности служит для студентов основанием для высокой самооценки.

Использованные источники:

1. Павленкович С.С. Формирование гуманистической направленности личности студентов в образовательном пространстве физкультурного вуза // Образование в современном мире: сборник научных статей. Саратов. Издательство: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. 2017. С. 312-316.

2. Беспалова Т.А. Образование как ресурс развития личности безопасного типа // Образование в современном мире: сборник научных статей. Саратов. Издательство: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. 2018. С. 211 -215.

3. Верхорубова О.В., Подлесская О.С. Проблема формирования культуры здоровья у студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 4 (132). С. 148-150.

4. Павленкович С.С. Образование как ресурс формирования культуры здоровья студентов-спортсменов // Образование в современном мире: сборник научных статей. Саратов. Издательство: Саратовский национальный

исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. 2018. С. 309-315.

5. Шпитальная Е.Н. Актуальные проблемы в физическом воспитании учащихся // Современные направления развития системы физкультурного и технологического образования. Саратов, 2016. С. 11-16.

6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара.: Изд. Дом «Бахрах», 2002. 672 с.

7. Реан А.А. Психология изучения. Спб.: Питер, 1999. 523 с.

8. Павленкович С.С. Формирование культуры здоровья как профессиональной ценности у студентов физкультурного вуза // Современные направления развития системы физкультурного и технологического образования. Саратов, 2016. С.121-125.

9. Ларина О.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни у студенческой молодежи // Образование в современном мире: сборник научных статей. Саратов. Издательство: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. 2018. С. 278-283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.