Научная статья на тему 'ЦЕННОСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» КАК ОТРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ЦЕННОСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» КАК ОТРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОПЫТ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS / PERSONAL VALUES / EXPERIENCE OF PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Галина Владимировна

Для сохранения здоровья молодежи, если ее рассматривать как профессиональный ресурс государства, требуется, чтобы физическая культура нашла свое отражение как ценностная категория, обеспечивающая здоровый образ жизни, в системе современных приоритетов молодых людей. В статье показаны результаты исследования, направленные на изучение места физической культуры в образовательной деятельности студентов, и соотношение наличия у них физкультурного опыта и заинтересованности в занятиях спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боброва Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE VALUE OF "PHYSICAL CULTURE" AS A REFLECTION OF PERSONAL COMPETENCIES OF UNIVERSITY STUDENTS

To preserve the health of young people, if it is considered as a professional resource of the state, it is necessary that physical culture is reflected as a value category that ensures a healthy lifestyle in the system of modern priorities of young people. The article shows the results of research aimed at studying the place of physical culture in the educational activities of students, and the ratio of their physical education experience and interest in sports.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» КАК ОТРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЦЕННОСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» КАК ОТРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА Боброва Г.В. Email: Bobrova6102@scientifictext.ru

Боброва Галина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Аннотация: для сохранения здоровья молодежи, если ее рассматривать как профессиональный ресурс государства, требуется, чтобы физическая культура нашла свое отражение как ценностная категория, обеспечивающая здоровый образ жизни, в системе современных приоритетов молодых людей. В статье показаны результаты исследования, направленные на изучение места физической культуры в образовательной деятельности студентов, и соотношение наличия у них физкультурного опыта и заинтересованности в занятиях спортом. Ключевые слова: физическая культура, студенты, личностные ценности, опыт физической активности.

HE VALUE OF "PHYSICAL CULTURE" AS A REFLECTION OF PERSONAL COMPETENCIES OF UNIVERSITY STUDENTS

Bobrova G.V.

Bobrova Galina Vladimirovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE, ORENBURG STATE UNIVERSITY, ORENBURG

Abstract: to preserve the health of young people, if it is considered as a professional resource of the state, it is necessary that physical culture is reflected as a value category that ensures a healthy lifestyle in the system of modern priorities of young people. The article shows the results of research aimed at studying the place of physical culture in the educational activities of students, and the ratio of their physical education experience and interest in sports.

Keywords: physical culture, students, personal values, experience of physical activity.

УДК 796.011.1: 378

Для студентов высшего учебного заведения, не связанного со спортом, учебная программа по предмету «физическая культура» является завершающей в многолетнем процессе преподавания дисциплины, если ее рассматривать в рамках непрерывного образования. В будущем в профессиональной деятельности у специалиста практически будут отсутствовать рычаги, влияющие на систематические занятия физической культурой и спортом. Следовательно, к началу профессиональной деятельности накопленный опыт физической культуры у выпускника вуза должен соответственно отражаться как ценность культуры личности. В тоже время двигательная активность выпускника университета, если профессиональная деятельность не предъявляет высоких требований к уровню физической подготовки, постепенно сокращается и не находит своего места в жизнедеятельности специалиста. Таким образом, встает вопрос о становлении у студенческой молодежи глубокой мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельности, о создании опыта и, соответственно памяти физического и морального удовлетворения от занятий спортом. В связи с этим повышается необходимость изучения сформированного в школьные годы уровня компетентности в сфере физической культуры,

преобразование ее в ценность личности, отражающейся на степени инициативы проявляемой к занятиям спортом.

Проблема совершенствования процесса физического воспитания в вузе уже многие годы является предметом исследования ученых и специалистов. Физическая культура входит в число учебных предметов в вузе и не может быть исключена из учебной программы. Перед преподавателями кафедры физического воспитания стоит главная задача - добиться эффективности преподавания дисциплины, на фоне иногда существующей неудовлетворенности физической культурой как учебным предметом.

Многие годы специалисты в области физической культуры ведут дискуссию в поисках увеличения результативности занятий по предмету «физическая культура» в высшем учебном заведении, преобразования учебной дисциплины в компонент системы ценностей современной молодежи [2, 6, 8]. М.Я. Виленский видит приобщение молодежи к занятиям физической культурой через понимание ее ценности. Он отмечает: «Ценности мотивируют деятельность и поведение личности. Этот факт весьма важен для понимания их значения при формировании мотивационной сферы личности, в частности при рассмотрении здоровья человека как ценности и мотивационной потребности. Ценности определяют центральную позицию личности, общий подход к миру и самому себе. В этом заключается их значение в формировании мировоззрения личности; они стимулируют поведение и поступки, действуя как важный фактор мотивации личности» [3]. В.В. Баранов рассматривает физическую культуру как дополнительный ресурс в формировании конкурентно-способного специалиста [1].

В тоже время ученые и педагоги единодушны во мнении, что выполнение студентами требований предмета в рамках образовательного процесса способствует укреплению здоровья, всесторонней физической подготовленности, приобретению практически важных знаний по физической культуре, профессиональной подготовке. При обсуждении проблем современного обучения необходимо первостепенное внимание уделять формированию устойчивого интереса к физкультурно-спортивной деятельности. Решение проблемы может рассматриваться в разных аспектах, как со стороны совершенствования практических занятий, преподавания теории, так и со стороны привлечения молодежи к физкультурно-массовым мероприятиям, к волонтерскому движению в сфере физической культуры и спорта.

На базе Оренбургского государственного университета в феврале 2020 года были проведены исследования среди студентов первого курса факультетов технической специальности, задачей которого стало выявить «ожидания» студентов от образовательной дисциплины «физическая культура» и «багаж» знаний, опыта, полученный в средней школе в данной дисциплине, а также определить место физической культуры в системе ценностей студентов.

С целью выявления значимости физической культуры в жизни студенческого сообщества преподавателями кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета были проведены эмпирические исследования, включающие опрос и анкетирование. В основу исследовательской работы были взяты рекомендации ученых по качественному проведению и анализу результатов массового анкетирования в сфере образования [4, 5]. В исследованиях принимали участие юноши -студенты первого курса очного отделения факультета математики и информационных технологий всего 32 человека. Одной из задач исследования стало определение уровня компетенции студенческой молодежи в сфере физической культуры и спорта. В ходе исследований обсуждались вопросы: оправдались ли ожидания студентов от дисциплины «физическая культура» в вузе; каким бы они хотели видеть этот предмет в высшей школе; значимость физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; место физической культуры в категории их ценностей.

Студентам было предложено ответить на вопросы анкеты и поставить рейтинг, определяющий значимость физической культуры в их повседневной жизни, а также охарактеризовать каким бы они хотели видеть предмет «физическая культура» в вузе.

Результаты исследования среди первокурсников показали, что большинство студентов не имеют опыта регулярных занятий спортом. В школьные годы активно занимались спортом только 30 % опрашиваемых из них 12% студентов имеют разряды и продолжают заниматься спортом, еще часть студентов - 28% занимались в спортивных школах в начальных классах, 42 % респондентов имеют опыт занятий спортом на уровне школьной программы.

Уроки физической культуры в школе 72% студентов посещали регулярно, 18 % не регулярно и 10% занятия не посещали.

Анкетирование показало, что наличие дисциплины «физическая культура» в высшей школе для большинства студентов стало неожиданностью - 76 %, в то же время студенты отнеслись к этому с пониманием - 50 % опрошенных считают, что это полезный и нужный предмет, 10% респондентов отнеслись к наличию в программе высшей школы дисциплины «физическая культура» негативно. В плане ожиданий студенты хотели бы видеть различия в преподавании предмета между университетом и школой. По мнению студентов, «физическая культура» должна преподаваться на более высоком уровне (50%), в университете должны быть занятия по выбору (8%), в вузе должно быть больше самостоятельных занятий (12%), в вузе должно быть больше нагрузки (10%). 20 % студентов считают, что преподавание дисциплины в вузе не должно отличаться от занятий в средней школе.

На задание оценить степень заинтересованности к занятиям физической культурой по десятибалльной шкале только 14% респондентов поставили 10 баллов, 58% опрашиваемых оценили свое желание посещать дисциплину от 7 до 9 баллов, 16% оценили свое отношение к физической культуре как среднее (5 баллов), и еще 12% студентов отметили отсутствие интереса к предмету (0-2 балла).

Вопросы, которые относились к активности студентов-первокурсников в участии в спортивно-массовых мероприятиях, показали, что молодежь в курсе спортивной жизни университета они слышали об этом от преподавателей физической культуры - 100 % респондентов, но только 11 % планируют в них участвовать.

Проведенный опрос студентов позволил составить картину значимости физической культуры в жизни молодого человека, за основу исследований была взята методика факторного анализа предлагаемая Е.Е. Фоминой, где исходными выступала матрица, включающая ответы на вопросы с числом градаций: 7 «исключительно важная в качестве руководящего принципа Вашей жизни (обычно 1-2)», 6 - «очень важная», 5 - «достаточно важная», 3 - «не очень важная», 2 - «мало важная», 1 - «не важная», 0 - «совершенно безразличная» [7].

Проводимый опрос подтвердил тот факт, что в системе ценностей молодежи физическая культура занимает опосредованное место, уступая таким ценностям как семья, карьера, образование, друзья, путешествия, кроме того ценность «здоровье» для молодежной группы не является главенствующей. Не смотря на то что, для подавляющего большинства студентов физическая культура ассоциируется исключительно со здоровьем, физическая культура в системе ценностей отмечается как «не очень важная», тогда как «здоровье» - «достаточно важная».

Беспокойство вызывает тот факт, что 24 % студентов не видят необходимости после завершения обучения в вузе заниматься спортом или иными видами физической активности. Значительное большинство студентов - 76% не видят взаимосвязи физической культуры с их будущей профессиональной деятельностью, еще 24% понимают значимость физической культуры, как средство сохранения здоровья.

Результаты исследования показали, что «физическая культура» в категории ценностей занимает опосредованное место, при этом большинство студентов технических специальностей имели опыт занятий физической культурой и спортом на уровне школьной программы. Следовательно перед преподавателями кафедры «физического воспитания» встает вопрос о разработке методики преподавания дисциплины,

способствующей формированию у студентов устойчивого интереса к физкультурно-

спортивной деятельности, способного сохраниться и в постобразовательный период.

Список литературы /References

1. Баранов В.В. Физическая культура и спорт в университетском комплексе как факторы формирования конкурентного ресурса студента // Теория и практика физ. культуры, 2013. № 4. С. 100-103.

2. Боброва Г.В. Глазина Т.А. Физическая культура как категория ценностей студенческой молодежи // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2020. № 8. С. 22-32.

3. Виленский М.Я. Образовательные ценности физической культуры в высшей школе: содержание, свойства, функции// Культура физическая и здоровье, 2017. № 1. С.62-67.

4. Гуляева Т.И. Опыт количественного анализа результатов анкетирования студентов по вопросам качества обучения: методика, модели, перспективы // Интеграция образования, 2019. Т. 23. № 2. С. 284-302.

5. Николаев А.Н. Методика измерения физической активности спортсменов.// Спортивный психолог, 2016. № 4 (43). С. 12-15.

6. Пономарёв Г.Н. Физическая культура в вузе: изменение образовательной деятельности кафедры физической культуры // Культура физическая и здоровье, 2017. № 3(63). С. 55-58.

7. Фомина Е.Е. Факторный анализ и категориальный метод главных компонентов: сравнительный анализ и практическое применение для обработки результатов анкетирования// Гуманитарный вестник, 2017. Вып. 10. DOI: 10.18698/23068477-10-47.

8. Шокиров П.К. Использование современных оздоровительных технологий на занятиях по физическому воспитанию// Проблемы науки. № 10 (58), 2020.

СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРАТКОСРОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ [НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП] Булычёва М.Ф. Email: Bulycheva6102@scientifictext.ru

Булычёва Маргарита Фаритовна - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Военно-технический институт Национальной гвардии, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена описанию системного подхода к использованию наглядности. В статье перечислены задачи, которые помогает решить применение наглядности, и обозначены требования, предъявляемые к применению этих средств. В зависимости от её функциональной роли, наглядность принято разделять на языковую, призванную выявить законы языка, и речевую [слуховую, артикуляционную и зрительную]. Соответственно названным типам наглядность принято подразделять на виды. Использование различных видов наглядности, её содержание и характер находятся в прямой зависимости от целей и задач соответствующего типа учебной деятельности. Делается вывод, что применение наглядности даёт возможность делать каждое учебное действие коммуникативным, "внутренне оправданным" и помогает осуществлять постоянный контроль за процессом усвоения.

Ключевые слова: системный подход, наглядность, оптимизация процесса, учебная информация, запоминание, высказывание, творческая активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.