Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / ценностные ориентации / безопасность жизнедеятельности / студенты вуза / педагогический феномен / formation / value orientations / life safety / university students / pedagogical phenomenon

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонина Екатерина Евгеньевна, Афонина Екатерина Евгеньевна, Олешко Юлия Дмитриевна

Безопасность жизнедеятельности является одной из важнейших сфер, которая требует особого внимания и заботы. Особенно актуальной она становится в контексте студенческой среды, где молодые люди сталкиваются с новыми вызовами и рисками. Формирование ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности студентов педагогического вуза является важным педагогическим феноменом, который способствует созданию безопасной и благоприятной образовательной среды. В рамках данной работы проведен сравнительный анализ ценностей и ценностных ориентаций. Изучены ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (ФГОС ВО) и профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», на основе которых сформулированы ценностные ориентации в области безопасности жизнедеятельности студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афонина Екатерина Евгеньевна, Афонина Екатерина Евгеньевна, Олешко Юлия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life safety is one of the most important areas that requires special attention and care. It becomes especially relevant in the context of a student environment, where young people face new challenges and risks. The formation of value orientations in the field of life safety of students of a pedagogical university is an important pedagogical phenomenon that contributes to the creation of a safe and favorable educational environment. As part of this work, a comparative analysis of values and value orientations was carried out. The Federal State Educational Standard for Higher Education in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two profiles of training) (bachelor's level) (Federal State Educational Standard for Higher Education) and the professional standard “Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)”, on the basis of which value orientations in the field of life safety of students of a pedagogical university are formulated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. - 2017. - №7. - С. 63-68

2. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. -СПб.: Питер, - 2003. - 544 с.

3. Лисина, М.И. Общение со взрослыми детей первых семи лет жизни. Хрестоматия по возрастной психологии / М.И. Лисина. М.: Мысль, 1994. -367 с.

4. Манина, К.Е. Становление социального интеллекта в онтогенезе / К.Е. Манина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №6-2. - С. 63-65

5. Матвеева, Л.Г. Анализ понятия «Социальный интеллект» / Л.Г. Матвеева // Психология. Психофизиология. - 2008. -№33 (133).-С. 51-55

6. Пагаева, Э.В. Теоретические подходы к изучению социального интеллекта / Э.В. Пагаева, М.В. Верещагина // Образовательный вестник «Сознание». - 2022. - №11. - С. 74-82

7. Рахматуллин, Р.Ю. Личностный образец как фактор социализации / Р.Ю. Рахматуллин // Вестник ВЭГУ. - 2013. -№3 (65). - С. 114-121

8. Саенко, Л.А. Развитие аналитических умений у обучающихся на разных возрастных этапах в процессе экспериментирования / Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2022. -№4(91).-С. 260-265

9. Саенко, Л.А., Соломатина Г.Н. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния / Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина // Научно-педагогическое обозрение. - 2021. - № 4 (38). - С. 68-75

10. Саутина, Е.С. Связь социального и общего интеллектов / Е.С. Саутина // Территория науки. - 2006. - №1. -С. 156-161

11. Сморкалова, Т.Л. Исследование взаимосвязи социального интеллекта и копинг-стратегий (на примере групп с разным уровнем развития социального интеллекта) / Т.Л. Сморкалова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2018. -Vol. 9.-№ 12.-C. 181-194

12. Соломатина, Г.Н. Воспитание позитивных форм поведения у приемных детей / Г.Н. Соломатина // Детский дом -2012.-№2(43).-С. 30-36

13. Соломатина, Г.Н. Этапы формирования нравственных ценностей у приемных детей / Г.Н. Соломатина // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 3,- С. 14.

14. Шнейдер, Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Б. Шнейдер. -М.: Издательство Юрайт, 2023. -219 с.

15. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования/Д.Б. Эльконин. -М.: Академия, 2011. -383 с.

Педагогика

УДК 378:614(045)

кандидат педагогических наук Афонина Екатерина Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель факультета физической культуры Тарасова Светлана Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студентка факультета физической культуры Олешко Юлия Дмитриевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У

СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Аннотация. Безопасность жизнедеятельности является одной из важнейших сфер, которая требует особого внимания и заботы. Особенно актуальной она становится в контексте студенческой среды, где молодые люди сталкиваются с новыми вызовами и рисками. Формирование ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности студентов педагогического вуза является важным педагогическим феноменом, который способствует созданию безопасной и благоприятной образовательной среды. В рамках данной работы проведен сравнительный анализ ценностей и ценностных ориентаций. Изучены ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (ФГОС ВО) и профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», на основе которых сформулированы ценностные ориентации в области безопасности жизнедеятельности студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: формирование, ценностные ориентации, безопасность жизнедеятельности, студенты вуза, педагогический феномен.

Annotation. Eife safety is one of the most important areas that requires special attention and care. It becomes especially relevant in the context of a student environment, where young people face new challenges and risks. The formation of value orientations in the field of life safety of students of a pedagogical university is an important pedagogical phenomenon that contributes to the creation of a safe and favorable educational environment. As part of this work, a comparative analysis of values and value orientations was carried out. The Federal State Educational Standard for Higher Education in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two profiles of training) (bachelor's level) (Federal State Educational Standard for Higher Education) and the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)", on the basis of which value orientations in the field of life safety of students of a pedagogical university are formulated.

Key words: formation, value orientations, life safety, university students, pedagogical phenomenon.

Работа проводилась в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействии (ФГБОУВО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме «Исследованиеуровня сформированности ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности студентов факультета физической культуры»

Введение. Проблема профессиональной подготовки студентов на современном этапе становится наиболее значимой для политической, социальной, экономической и культурной жизни общества, что предполагает повышение профессионального уровня и качество их подготовки. Изменения, происходящие в области отечественного педагогического образования, строятся на определенной совокупности ценностей, которые в свою очередь, оказывают существенное влияние, как на определение стратегии развития образования, так и на процесс развития ценностных установок у студентов.

Ориентация на ценности имеет огромное значение в жизни каждого индивидуума, путем определения поведения, мышления и выбора, мы можем влиять на них. Это является основой педагогического процесса, где формирование безопасных ценностных установок приобретает особое значение при подготовке студентов.

Изложение основного материала статьи. Изначально необходимо было установить значение понятия «область безопасности жизнедеятельности студентов вуза» и что она из себя представляет.

На наш взгляд область безопасности жизнедеятельности студентов вуза является сложным процессом, включающим в себя учебную деятельность (участие в конкурсах, олимпиадах), воспитательную работу (участие в различных событиях гражданско-патриотической направленности, проведение и организация мероприятий, формирующих умения и навыки безопасной культуры поведения), а также приспособление к социальной среде (умение использовать и применять полученные навыки в быту, на работе, учебе.

Для обеспечения безопасности необходимо учитывать области физического, психического, социального и информационного характера. Кроме того, в каждой из этих областей могут использоваться различные методы и технологии для обеспечения безопасности, для гарантирования безопасности и поддержания благополучного состояния организма. Уровень безопасности в каждой из этих областей может быть различным, поэтому необходимо принимать во внимание их структурные особенности и индивидуальные параметры на этапе формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности у студентов вуза.

Ценность следует рассматривать, как свойство любого объекта окружающей действительности иметь значение для человека и общества в культурном, социальном и личностном аспектах [7].

Профессиональное образование формирует свои ценности, которые оказывают влияние на освоение учебных программ, практический опыт и формирование профессиональных навыков, играет важную роль в подготовке будущих педагогов. В процессе обучения студенты приобретают необходимые знания и умения, которые помогут им успешно работать в образовательной сфере.

Проанализированы научные материалы из отечественной и зарубежной литературы в которых исследуется тема ценностей такими авторами как И.В. Дубровина, Мюнстерберг, В.П. Шелер и другими.

Социологи, включая Н.М. Блинова, А.Г. Здравомыслова, Ф. Знанецкого и В.А. Ддова рассматривают ценности и ценностные ориентации с точки зрения различных аспектов: семья, дружба, карьера, материальное благополучие, здоровье, саморазвитие и другие. Они служат ориентирами, которые помогают принимать решения, определять наши приоритеты и формировать нашу жизненную позицию, играя роль фундаментальных норм.

Различные научные исследования способствовали развитию психологии ценностей. К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и других, изучают связь между понятиями «ценность» и «личностные ориентации» со «значением» и «личностным смыслом».

Проблематика ценностных установок в сфере высшего педагогического образования изучена в работах М.Я. Виленского, Б.С. Гершунского, И.Ф. Исаева, З.И. Равкина, В.А. Сластенина и других авторов.

Подготовка будущих преподавателей в сфере безопасности включает в себя различные аспекты. С.Н. Вольхина изучает вопросы, связанные с обеспечением безопасной жизнедеятельности. В.В. Гафнер рассматривает теоретические и практические вопросы информационной безопасности студентов. С.А. Лабутиной, В.Г. Ляшко, Л.А. Михайловой рассматриваются ценности и ценностные ориентации в области безопасности жизнедеятельности.

Процесс формирования и развития ценностных ориентаций в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности требует значительных усилий и времени. Одним из ключевых аспектов является осуществление глубокого анализа проблемы и комплексного подхода при изучении информации о возможных угрозах и способах защиты, а также формирование ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих, в том числе обеспечению безопасности в разнообразных ситуациях.

Существует необходимость в разработке и использования специфических образовательных курсов, цель которых -развитие на всех уровнях образования разнообразных форм и методов обучения, чтобы обеспечить полноценное освоение студентами ценностей, касающихся безопасности. Теоретическая и практическая проработка данного педагогического феномена, фокусировка на важности привлечения внимания к изучению безопасности жизнедеятельности как ценности [3].

Изученные нами нормативно-правовые документы в области образования, профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), а также ФГОС ВО также указывают на то, что у студентов должны активно развиваться навыки и знания в сфере безопасности жизнедеятельности. Большое внимание уделяется аксиологическим аспектам, которые являются важной частью профессионального развития педагога [4; 5; 6].

Компетентностный подход является основой стандарта, и ключевая концепция в нем - «компетентность». Понятие «компетентность» охватывает различные аспекты, включая теоретические знания, практические умения и навыки. Готовность студентов вуза к будущей профессиональной деятельности измеряется в компетенциях освоенных ими в процессе обучения [2].

В идее И.А. Зимней относительно понятия компетентность просматриваются скрытые внутренние резервы, которые ещё не проявились полностью или осознанно, но могут быть обнаружены и развиты при помощи специальных методик, являясь отражением их представлений, знаний, действий и системы ценностей [1].

В своей работе нами был использован аналитический и системный подход для выявления ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности. Нормативно-образовательные документы включают в себя принципы и методы организации образовательного процесса, требования к качеству образования, а также рекомендации по оценке знаний и умений учащихся. Они направлены на обеспечение эффективного обучения и развития личности студента в соответствии с современными требованиями и стандартами образования.

Кроме того, научно-методическая литература предлагает различные подходы и методики для преподавания предметов, в том числе и «Безопасности жизнедеятельности» и формирования ключевых компетенций учащихся. Все эти документы и литература играют важную роль в практической деятельности педагога и обеспечивают высокий уровень образования.

Нами, были выделены ценностные ориентации, формируемые на основе компетенций и направленные на обеспечение безопасности студентов вуза в различных сферах жизни, такие как:

• развитие навыков безопасного поведения;

• развития устойчивой гражданской позиции в области обеспечения безопасности в нашей повседневной жизни;

• стремление к постоянному росту и улучшению себя, повышение уровня компетенции в сфере обеспечения безопасности;

• получение практического опыта и развитие навыков, необходимых для достижения оптимальной эффективности поведения в обстоятельствах, связанных с экстремальными и рискованными ситуациями;

• обеспечение качественного образования и развитие учащихся для формирования безопасной культуры поведения;

• соблюдение стандартов и принципов безопасности, включая гарантирование обеспечение безопасности и сохранение здоровья учащихся во время образовательного процесса;

• соответствие курса «Безопасность жизнедеятельности» требованиям государственного стандарта в сфере высшего образования;

• профессиональная адаптация в области безопасности жизнедеятельности;

• изучение методов исследований в различных областях науки, а также изучение проблем, связанных с образованием в области обеспечения безопасности жизнедеятельности;

• развитие собственной деятельности и пропаганда указанных ценностей.

Вышеуказанные ценности были разделены на три группы, в зависимости от направленности: по отношению к учащимся; по отношению к себе как специалисту; по отношению к профессиональной деятельности.

При этом было обнаружено, что существует несколько ключевых факторов, которые влияют на успешность формирования ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности студентов. Один из них - это наличие четких ценностных установок, которые определяют цели и пути их достижения.

Еще одним важным фактором является грамотное распределение ориентиров и управление возможными рисками, с помощью которых следует обеспечивать эффективное взаимодействие между обучающимися и преподавателями. В целом, эти факторы помогают создать устойчивую и успешную обстановку для изучения и формирования ценностных ориентаций, которые необходимы формировать у студентов вуза в области безопасности жизнедеятельности.

В процессе обучения, ценностные ориентации в области безопасности жизнедеятельности играют важную роль в дальнейшей профессиональной карьере студента. Образовательная среда вуза помимо ценностей безопасной жизнедеятельности, способствует развитию таких ценностей, как ответственность, трудолюбие, толерантность и творческий подход к решению возникающих проблем. Студенты, осознавая важность этих ценностей, стремятся интегрировать их в свою жизнь и работу, что способствует их профессиональному росту и успеху. Они готовы активно участвовать в процессе обучения и проявлять инициативу, а также к постоянному самосовершенствованию и повышению своих навыков. В результате, студенты педагогического вуза становятся высококвалифицированными специалистами, способными успешно работать в современном образовательном пространстве, обеспечивая и формируя безопасную жизнедеятельность.

Выводы. Нами изучены ценностные аспекты области безопасности жизнедеятельности студентов вуза с использованием указанных методов.

В рамках данной работы в соответствии с требованиями ФГОС ВО, были выделены и систематизированы компетенции, которые, на наш взгляд, являются основой при формировании знаний, умений и навыков в области безопасности.

Изучение опыта других исследователей, а также нормативно-правовой документации в области образования, позволило выявить основные ценностные ориентации необходимые для эффективной профессиональной деятельности в области безопасности жизнедеятельности, которые были разделены на три группы: по отношению к учащимся; по отношению к себе как специалисту; по отношению к профессиональной деятельности.

Считаем необходимым подчеркнуть, что безопасность жизнедеятельности тесно связана не только с формированием определенных знаний в области обеспечения безопасности жизнедеятельности при возникновении различных чрезвычайных ситуаций и т. п., но также и с формированием ценностных ориентаций, которые направлены на подготовку к профессионально-педагогической деятельности.

Литература:

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma rezultata-obrazovaniya?ysclid=lpibhqehy0825307369 (дата обращения 28.11.2023)

2. Картавых, М.А. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности / М.А. Картавых, О.М. Филатова // Вестник Мининского университета. - 2014. -№ 3 (7). - С. 17-19

3. Кисляков, П.А. Методологические принципы подготовки будущего педагога в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения / П.А. Кисляков // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 4. - С. 23-26

4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года № 544-н [Электронный ресурс]. -URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения 19.09.2023)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) от 22 февраля 2018 года № 125 [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki 125/?ysclid=lpgmgrcds8669810944 (дата обращения 27.11.2023)

6. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-Ф3: [принят Государственной Думой 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. - Москва: Проспект, 2012. -404 с.

7. Якунчев, М.А. Модель формирования ценностных ориентаций подростков средствами культурно-образовательного проекта / М.А. Якунчев, Е.В. Поляков // Гуманитарные науки и образование. - 2020. - № 3. - С. 112-119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.