Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ'

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное развитие / социальный интеллект / поведение / социальное поведение / социальный образец / совместная деятельность / мотивация к деятельности / social development / social intelligence / behavior / social behavior / social pattern / joint activity / motivation for activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аскерова Милана Руслановна

В статье рассматривается понятие «социальный интеллект» с различных научных подходов общепсихологического, психометрического, структурно-генетического и когнитивного. Актуальность исследования определяется тем, что социальный интеллект определяет процесс коммуникации человека и определенных целей совместной с другими людьми деятельности, в целом, социализацию личности. Проблема исследования заключается в выявлении теоретических и методологических основ изучения условий формирования социального интеллекта, различных подходов к его развитию. Результаты исследования выражены в следующем: 1) показано, что социальный интеллект рассматривается как способность понимать собственное поведение, свой внутренний мир, поведение других субъектов, участников социального взаимодействия, для достижения эффективного построения процесса коммуникации и определенных целей совместной деятельности; 2) представлены условия формирования социального интеллекта, заключающиеся в развитии представлений о межличностных отношениях, в развитии когнитивных структур, в усвоении ребенком социальных ролей и в принятии определенной социальной роли, в наличие положительного социального образца, в наличие совместной деятельности, в мотивации к деятельности; 3) показано, что нарушение выделенных условий препятствует формированию социального интеллекта. В выводах обобщены результаты исследования, отражающие высокую значимость изучаемой проблемы, подчеркнута необходимость дальнейших исследований в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the concept of "social intelligence" from various scientific approaches general psychological, psychometric, structural-genetic and cognitive. The relevance of the research is determined by the fact that social intelligence determines the process of human communication and certain goals of joint activity with other people, in general, the socialization of personality. The problem of the research is to identify the theoretical and methodological foundations for studying the conditions for the formation of social intelligence, various approaches to its development. The results of the study are expressed as follows: 1) it is shown that social intelligence is considered as the ability to understand one's own behavior, one's inner world, the behavior of other subjects, participants in social interaction, in order to achieve effective construction of the communication process and certain goals of joint activity; 2) the conditions for the formation of social intelligence are presented, consisting in the development of ideas about interpersonal relationships, in the development of cognitive structures, in the child's assimilation of social roles and in accepting a certain social role, in the presence of a positive social pattern, in the presence of joint activity, in motivation for activity; 3) it is shown that violation of the highlighted conditions prevents the formation of a social intelligence. The conclusions summarize the results of the study, reflecting the high importance of the problem under study, and emphasize the need for further research in this area.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ»

В ходе реализации проекта получены следующие результаты:

- более 40 студентов МГПУ имени М.Е. Евсевьева стали наставниками младших школьников в рамках профориентационной деятельности;

- 11 общеобразовательных организаций, а также ведущий педагогический вуз Республики Мордовия стали сетевыми партнёрами проекта;

- более 25 профориентационных образовательных событий реализовано студентами-наставниками;

- более 480 младших школьников стали участниками образовательных событий Школы юных профессионалов;

- создана модель медиаконтента «РКОфессии», размещенного по ссылке https://nadezhdahriukina.wixsite.com/mysite/single-project.

Промежуточный срез показал 1) заинтересованность детей в профориентационной деятельности, а также повышение уровня знаний детей о мире профессий; 2) эффективность взаимодействия студентов-наставников с детьми по вопросам профориентации. Положительный результат получен в проявлении наставнического потенциала студентов педагогического университета, а также повышение их мотивации, направленной на достижение высоких результатов.

Заложенная основа и реализованные механизмы обеспечат дальнейшее развитие проекта в виде:

- формирования системы работы с младшими школьниками по подготовке к будущему выбору профессии;

- создания условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов;

- организацию успешной практики наставничества и её дальнейшей популяризации, распространения взаимодействия студентов и младших школьников по различным аспектам профессиональной ориентации.

В заключении еще раз подчеркнем, что успех работы по подготовке подрастающего поколения к будущему выбору профессии зависит не только от методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, но и от уровня подготовки педагога, его стремления совершенствовать свои профессиональные навыки, способности к творческому поиску, проявлении заинтересованности в судьбе каждого ребенка.

Литература:

1. Антонова, М.В. Система пропедевтической подготовки младшего школьника к будущему выбору профессии: диссертация ... доктора, пед. наук: 5.8.1 / Антонова Марина Владимировна. - Москва, 2023. - 314 с.

2. Антонова, М.В. Модель педагогической поддержки профессионального самоопределения / М.В. Антонова. - Текст: непосредственный // Педагогика. - 2022. - Т. 86. - № 7,- С. 57-65

3. Бурнатова, Н.П. Формирование готовности педагогов к профориентационному содействию школьникам (В системе повышения квалификации): диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Бурнатова Наталья Павловна. - Челябинск, 2004. - 192 с.

4. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев. - Москва: ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. - 38 с. - Текст: непосредственный.

5. Курочкина, Л.В. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере профессиональной ориентации школьников / Л.В. Курочкина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7097 (дата обращения: 15.11.2023)

6. Родичев, Н.Ф. Концептуальные основания подготовки педагогов к профессиональной ориентации обучающихся / Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова, И.И. Соколова. - Текст: непосредственный // Педагогика. - 2017. - № 2,- С. 84-97

7. Селезнев, В.А. Подготовка будущих учителей к профориентационной работе со школьниками в условиях профилизации: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Селезнев Валерий Анатольевич. - Волгоград, 2009. - 302 с.

8. Чаптыкова, О.Ю. К вопросу о подготовке будущего учителя к профориентационной деятельности: сборник трудов конференции / О.Ю. Чаптыкова // Развитие современного образования: от теории к практике: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. - С. 53-57. - ISBN 978-5-6040559-1-5.

Педагогика

УДК 37.022

специалист центра развития детей и подростков Аскерова Милана Руслановна

«Школа жизни» (г. Ставрополь)

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается понятие «социальный интеллект» с различных научных подходов -общепсихологического, психометрического, структурно-генетичесского и когнитивного. Актуальность исследования определяется тем, что социальный интеллект определяет процесс коммуникации человека и определенных целей совместной с другими людьми деятельности, в целом, социализацию личности. Проблема исследования заключается в выявлении теоретических и методологических основ изучения условий формирования социального интеллекта, различных подходов к его развитию. Результаты исследования выражены в следующем: 1) показано, что социальный интеллект рассматривается как способность понимать собственное поведение, свой внутренний мир, поведение других субъектов, участников социального взаимодействия, для достижения эффективного построения процесса коммуникации и определенных целей совместной деятельности; 2) представлены условия формирования социального интеллекта, заключающиеся в развитии представлений о межличностных отношениях, в развитии когнитивных структур, в усвоении ребенком социальных ролей и в принятии определенной социальной роли, в наличие положительного социального образца, в наличие совместной деятельности, в мотивации к деятельности; 3) показано, что нарушение выделенных условий препятствует формированию социального интеллекта. В выводах обобщены результаты исследования, отражающие высокую значимость изучаемой проблемы, подчеркнута необходимость дальнейших исследований в этой области.

Ключевые слова: социальное развитие, социальный интеллект, поведение, социальное поведение, социальный образец, совместная деятельность, мотивация к деятельности.

Annotation. The article examines the concept of "social intelligence" from various scientific approaches - general psychological, psychometric, structural-genetic and cognitive. The relevance of the research is determined by the fact that social intelligence determines the process of human communication and certain goals ofjoint activity with other people, in general, the socialization of personality. The problem of the research is to identify the theoretical and methodological foundations for studying the conditions for the formation of social intelligence, various approaches to its development. The results of the study are expressed as follows: 1) it is

shown that social intelligence is considered as the ability to understand one's own behavior, one's inner world, the behavior of other subjects, participants in social interaction, in order to achieve effective construction of the communication process and certain goals of joint activity; 2) the conditions for the formation of social intelligence are presented, consisting in the development of ideas about interpersonal relationships, in the development of cognitive structures, in the child's assimilation of social rôles and in accepting a certain social rôle, in the presence of a positive social pattern, in the presence of joint activity, in motivation for activity; 3) it is shown that violation of the highlighted conditions prevents the formation of a social intelligence. The conclusions summarize the results of the study, reflecting the high importance of the problem under study, and emphasize the need for further research in this

Key words: social development, social intelligence, behavior, social behavior, social pattern, joint activity, motivation for activity.

Введение. Современное общество характеризуется трансформацией общественных ценностей, что приводит к изменению социальных процессов в обществе, оказывающих влияние на социальное развитие личности и ее социализацию. В социализации личности огромную роль играет социальный интеллект, который предполагает способность понимать собственное поведение, свой внутренний мир, поведение других субъектов, участников социального взаимодействия, для достижения эффективного построения процесса коммуникации и определенных целей совместной деятельности [2]. Поэтому актуальными проблемами современности являются вопросы изучения условий формирования социального интеллекта, подходов к его развитию.

Цель статьи - провести анализ понятия «социальный интеллект» с учетом различных подходов к его изучению, выделить условия формирования социального интеллекта.

Методы исследования: теоретический анализ литературных данных, их систематизация, синтез, сравнение и обобщение.

Задачи научной статьи: 1) рассмотреть дефиницию понятия «социальный интеллект» с позиций различных методологических подходов; 2) выделить условия формирования социального интеллекта; 3) определить подходы к развитию социального интеллекта.

Практическая значимость статьи: рассмотрены условия формирования социального интеллекта, которые определяют направления педагогической деятельности при формировании социального интеллекта ребенка в системе общего образования.

Изложение основного материала статьи. Проблема формирования социального интеллекта является предметом исследований в психологической и педагогической науке в связи с тем, что в постоянно изменяющимся мире происходит поиск условий для использования потенциала современного человека и развития его личности. Предъявляемые требования к современному человеку в области социальных отношений чрезвычайно высоки. Особенности коммуникативных умений, понимания и интерпретации происходящих социальных изменений, а также собственного поведения объединяются понятием «социальный интеллект» [4, 5, 13].

Социальный интеллект в настоящее время рассматривается в рамках общепсихологического, психометрического, структурно-генетичесского и когнитивного подходов. С позиций общепсихологического подхода социальный интеллект начал разрабатываться Д. Веслером, Дж. П. Гилфордом, Г.Ю. Айзенком и другими психологами, которые понимали под этим термином способности и возможности человека, направленные на понимание действий окружающих людей, способствующие эффективному взаимодействию с ними. При этом личность, обладающая социальным интеллектом, способна оценивать социальную ситуацию взаимодействия, понимать собственную роль в процессе коммуникации, учитывать позицию участников социального взаимодействия [6].

С точки зрения психометрического подхода социальный интеллект рассматривается как трехкомпонентная модель, включающая абстрактный, механический и социальный интеллект. При этом абстрактный интеллект является способностью к пониманию и оперированию идеями, механический интеллект - способностью к познанию отдельных предметов, а социальный интеллект - способностью к пониманию и познанию других людей. Социальный интеллект играет важную роль в прогнозировании собственного поведения и действий других людей, что определяет межличностное взаимодействие и отношения (Э. Тордайк, Дж. Ф. Килстром, Н. Кантор [6]).

Структурно-генетический подход предполагает изучение социального интеллекта с точки зрения иерархической модели организации интеллектуальных качеств личности, выражающихся в компетенциях, умениях, навыках, особенностях интеллектуальной деятельности, и проявляющихся в социальных отношениях личности с социумом. Социальное поведение людей отличается друг от друга в связи с индивидуальными отличиями каждой личности и объемом знаний, которые проявляются в непосредственном социальном взаимодействии (Ж.Ж. Пиаже, Р.Б. Кеттел [6]).

В рамках когнитивного подхода социальный интеллект представлен как когнитивная структура, компонентами которой является познавательные способности и индивидуальный опыт выстраивания социальных отношений. Когнитивные процессы определяют социальное поведение человека, его оценку и прогнозирование последствий поведенческих действий (Дж. Брунер, O.K. Тихомиров [10]).

По мнению В.Н. Куницыной, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша [2], социальный интеллект определяет возможности личности в межличностном взаимодействии, социальной адаптации, социализации. Благодаря способности к прогнозированию собственных поступков и действий окружающих людей человек способен вступать в разнообразную социальную деятельность, приспосабливаться к новой социальной ситуации, определять свою социальную позицию.

В работах Т.Л. Сморкаловой [11] социальный интеллект представлен как важнейшее качество личности, определяющее ее социальную адаптацию и регуляторное поведение в кризисных ситуациях.

Как и другие качества личности, социальный интеллект не является врожденным, а формируется на протяжении всего периода развития человека. Поэтому рассмотрим условия формирования социального интеллекта.

Одним из важнейших условий формирования социального интеллекта является развитие представлений о межличностных отношениях в младенческом возрасте, когда в процессе ситуативно-личностного общения происходит социальная категоризация окружающих взрослых. Механизмом влияния эмоционально-положительного общения является постоянное подкрепление взрослым положительных эмоциональных реакций ребенка, их поддержка и подкрепление [3]. Эмоционально-положительное общение ребенка со взрослым в дальнейших периодах развития становится основой выстраивания социальных отношений. В случае, если происходит нарушение формирования эмоционально-положительного общения ребенка со взрослыми, наблюдаются тяжелые расстройства взаимодействия ребенка с социальным миром [13].

Вторым условием формирования социального интеллекта является развитие когнитивных структур. В работе С.С. Беловой, Д.В. Ушакова [1] показано, что для развития социального интеллекта особое значение имеют четыре когнитивных операции - социальное понимание, социальная память, социальное восприятие, социальная креативность. При этом социальное понимание определяет способность к социальным умозаключениям, социальная память - к накоплению

социального опыта, социальное восприятие - к созданию представлений о себе и об окружающих, социальная креативность - к проявлению социально-когнитивной гибкости при взаимодействии с окружающим социальным миром.

В работе Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатиной [9] подчеркивается, что важным когнитивным навыком формирования социального интеллекта являются аналитические способности, которые способствуют накоплению, систематизации и обобщению получаемой информации о социальных отношениях.

Когнитивные структуры обеспечивают развитие способности личности к пониманию и моделированию социальных взаимоотношений и явлений, позволяют научиться понимать других людей и мотивы, которые определяют их поступки.

Нарушения когнитивных структур приводят к отсутствию способности выстраивать социальные отношения. Например, при умственной отсталости или задержке психического развития ребенок способен осуществлять общение только в знакомой ситуации.

Третьим условием формирования социального интеллекта является усвоение ребенком социальных ролей и принятие определенной социальной роли. В процессе межличностного взаимодействия в семье, в детском коллективе, в процессе игровой деятельности происходит постепенное усвоение функционально-ролевых и личностных позиций партнеров по взаимодействию.

Примеривание различных социальных ролей происходит в особом виде детской деятельности - сюжетно-ролевой игре, в которой моделируются различные взаимоотношения окружающего социального мира. В процессе игровой деятельности происходит осмысление и воссоздание системы социальных отношений деятельности взрослых [15].

Усвоение социальных ролей и принятие определенной социальной роли развивает способность относиться к себе и окружающим людям как к субъектам социального взаимодействия. В тех случаях, когда нарушается этот процесс, возникают различные формы отклонений социально-психологического взаимодействия с окружающим социальным миром, а в школьном возрасте эти нарушения приводят проявления девиантного поведения.

Четвертым условием формирования социального интеллекта является наличие положительного социального образца. Под положительным социальным образцом мы понимаем личность, которая является носителем положительных социальных качеств, необходимых для воспроизводства социальных норм и правил, установленных в конкретном социальном обществе.

По сути, социальный образец поведения является объектом подражания. Под подражанием профессор Р.Ю. Рахматуллин [7] понимает поведенческий акт, которому предшествует совершенный другим человеком сходный акт. При этом при выполнении подражательного действия отсутствует умственная работа. Подражание лежит в основе формирования социальной памяти, в которой каждое предшествующее поведенческое действие выступает как образец для подражания для выполнения последующего социально-поведенческого действия.

По мнению М.И. Лисиной [3], подражание является основой обучения и усвоения социальных навыков взаимодействия, поскольку ребенок воспроизводит увиденное действие не сразу, а через некоторый промежуток времени, иногда даже длительный.

Положительный социальный образец вначале на основе бессознательных, а затем и сознательных процессов, становится источником развития способности определять правильные и негативные поступки окружающих людей, а затем анализировать и собственное поведение. Таким образом развиваются аналитические умения, накапливается социальный опыт поведенческих действий [8]. В случае отсутствия положительного социального образца ребенок усваивает негативные формы поведения, у него нарушается процесс формирования социального интеллекта.

Пятым условием формирования социального интеллекта является наличие совместной деятельности, в процессе которой не только решается поставленная задача посредством усилий партнеров, но и проявляется активное сотрудничество участников деятельности, основанное как на положительном общении, так и на потребности в получении результата деятельности. В совместной деятельности все действия участников подчинены общей цели, однако результат деятельности зависит от отдельных действий других участников. В совместной деятельности ее участники демонстрируют самостоятельный выбор способа взаимодействия с партнерами, оценивают себя и других участников, что приводит к появлению потребности совершать аналитические действия в отношении социальной ситуации, выделять личностные качества у окружающих и себя, необходимых для выполнения совместной деятельности, а соответственно и развитию социального интеллекта [12].

Еще одним условием формирования социального интеллекта является мотивация к деятельности. Мотивация представляет собой личностную социально обусловленную структуру, определяющую поведение человека при взаимодействии с окружающими людьми. Мотивация побуждает человека к деятельности, определяет отношение к выполняемым заданиям, характер самой деятельности и особенности поведенческих действий в процессе деятельности, его целеустремленность и активность. Мотивационная сфера складывается и меняется в процессе формирования личности. Так, в младшем дошкольном возрасте мотивация носит ситуационный характер, поэтому и поведение ребенка связано с его социальными или физическими переживаниями. В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются личностные мотивы, которые связаны, по мнению Л.Д. Шнейдер [14], с построением собственного положительного образа. Личностные мотивы определяют отношение ребенка к деятельности, к окружающему социальному миру, к собственному поведению, в связи с чем он начинает регулировать свои поведенческие реакции и критически относиться к окружающим. Перечисленные навыки позволяют считать, что поведение ребенка принимает управляемый и целеустремленный характер, а ребенок стремится к установлению или поддерживанию взаимоотношений с окружающими людьми, к постепенному выделению определенных качеств у себя и партнеров по взаимодействию, необходимых для реализации совместной деятельности. Таким образом, мотивация к деятельности определяет характер построения взаимоотношений с окружающими людьми, понимание личностных качеств других людей и собственных особенностей поведения, соотнесение собственных интересов с интересами партнеров по деятельности, сознательное изменение собственного поведения в соответствии нормами и правилами данной группы. Все эти качества определяю формирование социального интеллекта.

Выводы. Таким образом, теоретический анализ научной литературы позволил сформулировать следующие выводы: Социальный интеллект рассматривается как способность понимать собственное поведение, свой внутренний мир, поведение других субъектов, участников социального взаимодействия, для достижения эффективного построения процесса коммуникации и определенных целей совместной деятельности. Социальный интеллект не является врожденным, а формируется на протяжении всего периода развития человека. Условиями формирования социального интеллекта являются развитие представлений о межличностных отношениях, развитие когнитивных структур, усвоение ребенком социальных ролей и принятие определенной социальной роли, наличие положительного социального образца, наличие совместной деятельности, мотивация к деятельности. Необходимо проведение дальнейших исследований социального интеллекта: поиск оптимальных методов и технологий формирования социального интеллекта у подрастающего поколения.

Литература:

1. Белова, С.С. Социальный интеллект: от измерения к теории / С.С.Белова, Д.В. Ушаков // Вестник Полоцкого

государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. - 2017. - №7. - С. 63-68

2. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. -СПб.: Питер, - 2003. - 544 с.

3. Лисина, М.И. Общение со взрослыми детей первых семи лет жизни. Хрестоматия по возрастной психологии / М.И. Лисина. М.: Мысль, 1994. -367 с.

4. Манина, К.Е. Становление социального интеллекта в онтогенезе / К.Е. Манина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №6-2. - С. 63-65

5. Матвеева, Л.Г. Анализ понятия «Социальный интеллект» / Л.Г. Матвеева // Психология. Психофизиология. - 2008. -№33 (133).-С. 51-55

6. Пагаева, Э.В. Теоретические подходы к изучению социального интеллекта / Э.В. Пагаева, М.В. Верещагина // Образовательный вестник «Сознание». - 2022. - №11. - С. 74-82

7. Рахматуллин, Р.Ю. Личностный образец как фактор социализации / Р.Ю. Рахматуллин // Вестник ВЭГУ. - 2013. -№3 (65). - С. 114-121

8. Саенко, Л.А. Развитие аналитических умений у обучающихся на разных возрастных этапах в процессе экспериментирования / Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2022. -№4(91).-С. 260-265

9. Саенко, Л.А., Соломатина Г.Н. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния / Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина // Научно-педагогическое обозрение. - 2021. - № 4 (38). - С. 68-75

10. Саутина, Е.С. Связь социального и общего интеллектов / Е.С. Саутина // Территория науки. - 2006. - №1. -С. 156-161

11. Сморкалова, Т.Л. Исследование взаимосвязи социального интеллекта и копинг-стратегий (на примере групп с разным уровнем развития социального интеллекта) / Т.Л. Сморкалова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2018. -Vol. 9.-№ 12.-C. 181-194

12. Соломатина, Г.Н. Воспитание позитивных форм поведения у приемных детей / Г.Н. Соломатина // Детский дом -2012.-№2(43).-С. 30-36

13. Соломатина, Г.Н. Этапы формирования нравственных ценностей у приемных детей / Г.Н. Соломатина // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 3,- С. 14.

14. Шнейдер, Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Б. Шнейдер. -М.: Издательство Юрайт, 2023. -219 с.

15. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования/Д.Б. Эльконин. -М.: Академия, 2011. -383 с.

Педагогика

УДК 378:614(045)

кандидат педагогических наук Афонина Екатерина Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель факультета физической культуры Тарасова Светлана Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студентка факультета физической культуры Олешко Юлия Дмитриевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У

СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Аннотация. Безопасность жизнедеятельности является одной из важнейших сфер, которая требует особого внимания и заботы. Особенно актуальной она становится в контексте студенческой среды, где молодые люди сталкиваются с новыми вызовами и рисками. Формирование ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности студентов педагогического вуза является важным педагогическим феноменом, который способствует созданию безопасной и благоприятной образовательной среды. В рамках данной работы проведен сравнительный анализ ценностей и ценностных ориентаций. Изучены ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (ФГОС ВО) и профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», на основе которых сформулированы ценностные ориентации в области безопасности жизнедеятельности студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: формирование, ценностные ориентации, безопасность жизнедеятельности, студенты вуза, педагогический феномен.

Annotation. Eife safety is one of the most important areas that requires special attention and care. It becomes especially relevant in the context of a student environment, where young people face new challenges and risks. The formation of value orientations in the field of life safety of students of a pedagogical university is an important pedagogical phenomenon that contributes to the creation of a safe and favorable educational environment. As part of this work, a comparative analysis of values and value orientations was carried out. The Federal State Educational Standard for Higher Education in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two profiles of training) (bachelor's level) (Federal State Educational Standard for Higher Education) and the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)", on the basis of which value orientations in the field of life safety of students of a pedagogical university are formulated.

Key words: formation, value orientations, life safety, university students, pedagogical phenomenon.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.