Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И НАКОПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА У ПОДРОСТКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И НАКОПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное развитие / социальный интеллект / поведение / социальное поведение / социальный образец / совместная деятельность / мотивация к деятельности / volunteering / sociocultural practices / socialization / communication / adolescents / social experience / volunteering

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Л.А. Саенко, И.С. Гришина, М.Р. Аскерова

В статье рассматривается понятие «социальный интеллект» с различных научных подходов – общепсихологического, психометрического, структурно-генетического и когнитивного. Актуальность исследования определяется тем, что социальный интеллект определяет процесс коммуникации человека и определенных целей совместной деятельности, специфику протекания социализации личности. Представлены проблемы развития социального и личностного опыта детей и подростков в процессе социализации, а также способы формирования социального интеллекта и практико-действенная основа осуществления данного процесса. Отражены различные подходы к его развитию. Показано, что социальный интеллект рассматривается как способность понимать собственное поведение, свой внутренний мир, поведение других субъектов, участников социального взаимодействия для достижения эффективного построения процесса коммуникации. Предложены способы создания необходимых условий формирования социального интеллекта, заключающиеся в развитии представлений о межличностных отношениях, когнитивных структур, в усвоении ребенком социальных ролей и в принятии определенной социальной роли, в наличии положительного социального образца, совместной деятельности, в мотивации к деятельности. Также отражено, что нарушение выделенных условий препятствует формированию социального интеллекта. В выводах обобщены результаты исследования, отражающие высокую значимость изучаемой проблемы, подчеркнута необходимость дальнейших исследований в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIAL INTELLIGENCE FORMATION AND ACCUMULATION OF SOCIAL AND PERSONAL EXPERIENCE IN ADOLESCENTS

The article examines the concept of “social intelligence” from various scientific approaches – general psychological, psychometric, structural-genetic and cognitive. The relevance of the study is determined by the fact that social intelligence determines the process of human communication and certain goals of joint activities, the specifics of the socialization of the individual. The work reveals what are the problems of development of social and personal experience of children and adolescents in the process of socialization, highlights methods for the formation of social intelligence and the practical basis for implementing this process. The researchers demonstrate various approaches to its development. It is shown that social intelligence is considered as the ability to understand one’s own behavior, one’s inner world, the behavior of other subjects, participants in social interaction in order to achieve effective construction of the communication process. Methods are proposed for creating the necessary conditions to form social intelligence, which consist in the development of ideas about interpersonal relationships, in the development of cognitive structures, in the child’s assimilation of social roles and in accepting a certain social role, in the presence of a positive social model, in the presence of joint activities, in motivation for activity. The authors reflect on the violation of the identified conditions that impedes the development of social intelligence. The conclusions summarize the results of the study, reflecting the high significance of the problem being studied, and highlight the need for further research in this area.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И НАКОПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА У ПОДРОСТКОВ»

References

1. Derkach A.A., Stepanova L.A. Akmeologicheskaya kul'tura lichnosti: soderzhanie, zakonomernosti mehanizmyrazvitiya. Moskva; Voronezh, 2006.

2. Desyatova A.V., Bicheva I.B., Hizhnaya A.V. Akmeologicheskie osnovaniya professional'nogo razvitiya pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya. Perspektivy naukiiobrazovaniya. 2018; № 2.

3. Maksimova V.N. Akmeologiya shkol'nogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg, 2000.

4. Maksimova V.N. Akmeologicheskijpodhod vpedagogike: monografiya. Sankt-Peterburg, 2007.

5. Plugina M.I. Suschnostnaya harakteristika psihologo-akmeologicheskogo soprovozhdeniya stanovleniya lichnosti i deyatel'nosti professional. Stavropol': RIO IDNK, 2006.

6. Shevchenko N.N., Kolesov V.l., Smolonskaya A.N. Akmeologicheskij podhod k professional'noj podgotovke buduschego uchitelya. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; № 6.

Статья поступила в редакцию 06.03.24

УДК 371

Saenko L.A., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Department of Theory, History of General Pedagogy and Social Practices,

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: la-saenko@eandex.ru

Grishina I.S., social teacher, Education Center of Stavropol n.a. Hero of Russia V. Dukhin (Stavropol, Russia), E-mail: grisheena@yandex.ru

Askerova M.R., specialist, Center for Development of Children and Adolescents "School of Life" (Stavropol, Russia), E-mail: milashka_19_98@mail.ru

FEATURES OF SOCIAL INTELLIGENCE FORMATION AND ACCUMULATION OF SOCIAL AND PERSONAL EXPERIENCE IN ADOLESCENTS. The

article examines the concept of "social intelligence" from various scientific approaches - general psychological, psychometric, structural-genetic and cognitive. The relevance of the study is determined by the fact that social intelligence determines the process of human communication and certain goals of joint activities, the specifics of the socialization of the individual. The work reveals what are the problems of development of social and personal experience of children and adolescents in the process of socialization, highlights methods for the formation of social intelligence and the practical basis for implementing this process. The researchers demonstrate various approaches to its development. It is shown that social intelligence is considered as the ability to understand one's own behavior, one's inner world, the behavior of other subjects, participants in social interaction in order to achieve effective construction of the communication process. Methods are proposed for creating the necessary conditions to form social intelligence, which consist in the development of ideas about interpersonal relationships, in the development of cognitive structures, in the child's assimilation of social roles and in accepting a certain social role, in the presence of a positive social model, in the presence of joint activities, in motivation for activity. The authors reflect on the violation of the identified conditions that impedes the development of social intelligence. The conclusions summarize the results of the study, reflecting the high significance of the problem being studied, and highlight the need for further research in this area.

Key words: volunteering, socioculturel practices, socialization, communication, adolescents, social experience, volunteering

Л.А. Саенко, д-р социол. наук, доц., проф. кафедры теории, истории общей педагогики и социальных практик, ГБОУ ВО «Ставропольский

государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: la-saenko@eandex.ru

И.С. Гришина, соц. педагог МБВСОУ Центр образования г. Ставрополя имени Героя России В. Духина, г. Ставрополь, E-mail: grisheena@yandex.ru

М.Р. Аскерова, спец. Центра развития детей и подростков «Школа жизни», г. Ставрополь, E-mail: milashka_19_98@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И НАКОПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА У ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается понятие «социальный интеллект» с различных научных подходов - общепсихологического, психометрического, структурно-генетического и когнитивного. Актуальность исследования определяется тем, что социальный интеллект определяет процесс коммуникации человека и определенных целей совместной деятельности, специфику протекания социализации личности. Представлены проблемы развития социального и личностного опыта детей и подростков в процессе социализации, а также способы формирования социального интеллекта и практико-действенная основа осуществления данного процесса. Отражены различные подходы к его развитию. Показано, что социальный интеллект рассматривается как способность понимать собственное поведение, свой внутренний мир, поведение других субъектов, участников социального взаимодействия для достижения эффективного построения процесса коммуникации. Предложены способы создания необходимых условий формирования социального интеллекта, заключающиеся в развитии представлений о межличностных отношениях, когнитивных структур, в усвоении ребенком социальных ролей и в принятии определенной социальной роли, в наличии положительного социального образца, совместной деятельности, в мотивации к деятельности. Также отражено, что нарушение выделенных условий препятствует формированию социального интеллекта. В выводах обобщены результаты исследования, отражающие высокую значимость изучаемой проблемы, подчеркнута необходимость дальнейших исследований в этой области.

Ключевые слова: социальное развитие, социальный интеллект, поведение, социальное поведение, социальный образец, совместная деятельность, мотивация к деятельности

Актуальность представленного исследования продиктована тем, что глобальные изменения последних лет обусловили изолированность и отчужденность отдельной личности в современном обществе. Трансформация общественных ценностей повлияла на социальные процессы, изменила сформировавшуюся поколениями «среду обитания», которая являлась пространством для осознания человеком своей уникальности.

Особую значимость на сегодняшний день приобретает формирование социального опыта подростков в период взросления. Социокультурные практики, служащие развитию и становлению социального интеллекта подростков, способствуют самореализации, созданию ценностного мировоззрения, формируют навыки социального взаимодействия.

Используя собственные навыки познания мира, подросток приобретает уникальный опыт расширяет свой социальный интеллект. Необходимо учитывать особенности специфического периода взросления молодой личности, психологические нюансы юношества в период социализации, который накладывает отпечаток на ценностно-смысловую сферу личности. Все вышеуказанное позволяет сделать вывод о необходимости изучения воспитательных практик, используемых для приобретения социально-личностного опыта подростков с учетом особенностей взросления [1-10].

Цель статьи - изучение особенностей формирования социального интеллекта и возможностей, которые на сегодня представляются подросткам для накопления социально-личностного опыта.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи исследования:

1) рассмотреть особенности научных подходов в вопросе изучения понятия «социальный интеллект»;

2) рассмотреть проблемы подростков в период социализации, их влияние на личность подростка;

3) определить факторы, влияющие на развитие личности, в том числе на формирование социально-личностного опыта подростков;

4) предложены педагогические условия формирования социального интеллекта, который в дальнейшем становится основой накопления социально-личностного опыта в подростковом возрасте.

Научная новизна статьи определяется обращением к вопросу специфики формирования социального интеллекта подростка как особому периоду в социализации и развитии личности; выявлению инструментов для приобретения социально-личностного опыта в период развития личности; способам для реализации инициатив подростка для накопления социального опыта, проявляющегося в коммуникативной деятельности.

Теоретическая значимость: рассмотрение особенностей подросткового возраста в период формирования социального интеллекта, а также предложенных средств и способов накопления социального и личностного опыта в подростковом возрасте.

Практическая значимость представлена выявленными педагогическими условиями, реализуемыми в подростковом возрасте по формированию социального интеллекта и накоплению социально-личностного опыта.

Методы исследования: обобщение и синтез понятий; интеграция научных идей, связанных с социальными практиками; систематизация научно-практического материала.

Развитие современного общества зачастую способствует обособленности личности. Изменение общественных процессов трансформирует нравственные ценности, придавая им рыночную направленность и потребительское отношение, что приводит к изменению процесса социализации юного поколения, обесценивает социальную и гражданскую ответственность каждого человека. Поэтому актуальна проблема социализации личности через культурные и социокультурные практики. Большое внимание уделяется способам формирования социального интеллекта.

В педагогической и психологической науках понятие «социальный интеллект» в различные периоды развитии приобретало разное понимание. В педагогическую науку данное понятие было введено Э. Торндайком в 1920 году Термин обозначал «способность понимать людей и управлять ими, поступать мудро в человеческих отношениях» [1].

Постоянному изучению теоретических моделей социального интеллекта и обоснованию их с точки зрения психологии и педагогики на сегодняшний день уделяется большое внимание теоретиков и практиков, пересматривается полученный опыт и предлагаются новые способы для решения проблемы этой предметной области.

Исследования в области развития социального интеллекта как проявлению индивидуальности направлены на выявление факторов, оказывающих влияние на формирование социального интеллекта личности, в то время как он рассматривается не только как способность понимать людей в ситуации сообщества, но и управлять взаимоотношениями окружающей среды, а также адаптироваться к ним [2].

В юношеском возрасте возникают новые цели, осваиваются новые социальные роли, продуктивное взаимодействие в рамках учебного процесса является важным фактором, обусловливающим дальнейшее становление и направленность личности. Также необходимо учитывать, что успешное развитие социального интеллекта способствует повышение уровня эмпатии, что важно, так как юношеский возраст - один из критических периодов в психологическом развитии, он накладывает отпечаток на ценностно-смысловую сферу личности, -отмечает В.В. Везетиу [3, с. 12].

Через социальный интеллект складывается взаимосвязь ценностно-смысловой ориентации как основы нравственного сознания оказывается влияние на жизненный выбор юношества, это проявляется в конкретных делах и поступках, в специфике целеполагания и вариантах целедостижения [4-11].

Д.А. Солоднева, П.А. Побокин [9, с. 35] пишут, что развитие социального интеллекта является залогом адаптации подростков к учебной деятельности и успешному взаимодействию с преподавателями и сверстниками.

В.Н. Куницына, Э.В. Пагаева [4] отмечают, что формирование и развитие интеллекта тесно связано с развитием коммуникативных навыков ребенка и происходит согласно естественным законам развития и созревания. Складываются различные типы личности, при этом нельзя отделять социальный интеллект от личностного интеллекта.

Изучение социального интеллекта подростков началось с середины 90-х гг. Доказано, что именно в начальном подростковом возрасте для детей особую значимость приобретает общение, складывается понятийное мышление, которое создает костяк мировоззрения личности и базу для ее дальнейшего развития.

Рис. 1. Компоненты концепции социального интеллекта А.И. Савенкова

Последующее формирование социального интеллекта подростка позволяет вытеснить прагматические, эгоистические ценности отдельной личности и укрепить доминирование интеллектуально-духовных ценностей с учетом морально-этических норм общества. Непременным условием достижения нужного результата выступает учет человеческого фактора.

Исследователи Л.А. Саенко и Е.И. Зритнева [8, с. 433] отмечают, что опыт, полученный в подростковом возрасте, определяет дальнейшую самореализацию человека во всех сферах жизни. Развивающаяся личность - подросток постоянно ищет возможность проявления себя, направлений развития своей личности, осознания своей социальной ориентированности.

В работе И.А. Савенкова [6] выделены критерии понятия «социальный интеллект» как педагогического феномена. На рис. 1 отражены критерии их содержательного наполнения. Представим их более подробно.

1. Когнитивные:

- социальные знания: знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;

- социальная память: память на имена, память на лица;

- социальная интуиция: оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;

- социальное прогнозирование: формулирование планов собственных действий, отслеживание и рефлексия собственного развития, оценка неиспользованных альтернативных возможностей.

2. Эмоциональные:

- социальная выразительность: эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;

- сопереживание: способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);

- способность к саморегуляции: умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.

3. Поведенческие:

- социальное восприятие: умение слушать собеседника, понимание юмора;

- социальное взаимодействие: способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и к высшему типу этого взаимодействия - коллективному творчеству;

- социальная адаптация: умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.

Пользуясь выделенными критериями, можно разрабатывать способы выявления и количественной оценки каждого из обозначенных параметров социального интеллекта.

Л.П Матвеева [5, с. 52] отмечает, что на развитие социального интеллекта воздействуют две группы факторов.

Первая группа факторов - это «кристаллизованные социальные знания». Имеются в виду декларативные и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях. Под декларативными в данном случае следует понимать знания, полученные в результате социального научения, а под опытными - те, что получены в ходе собственной исследовательской практики.

Вторая группа факторов - социально-когнитивная гибкость. Речь идет о способности применять социальные знания при решении неизвестных проблем. Всем известно, что «знать» о чем-либо очень важно, но не следует путать сами знания с готовностью и способностями их применять.

Т.А. Фараева [10, с. 209] указывает, что, осуществляя свои новые запросы в самореализации, расширяя границы своего внешнего мира, подросток не только приобретает новые социальные связи, но и получает свой уникальный личностный опыт, расширяя горизонты своего внутреннего мира.

Стремясь закрепить за собой новую социальную роль и достойное положение в обществе, он вырабатывает в себе новые мотивы для социальной деятельности. Овладевая новыми для него нормами, ценностями и способами поведения в обществе, подросток расширяет свой социальный интеллект, что приводит к формированию нового мировоззрения и укрепления собственного самосознания молодой зреющей личности. Появляются перспективные, положительные для общества инициативы для личностного роста и, как следствие, приобретение нового социального опыта.

Можно утверждать, что широкий социальный интеллект способствует успешной дальнейшей интеграции подростка, лучшей социальной адаптации и получению опыта социальных отношений и деятельности.

Первым инструментом для формирования социального интеллекта является создание в младенчестве условий для необходимых представлений о различных формах личностных отношений взрослых. Для этого взрослым необходимо постоянно поддерживать и подкреплять эмоциями проявление положительных реакций ребенка. Именно положительные эмоции, закрепленные в детстве, создают основу для будущих социальных отношений с окружающим миром.

Второе необходимое условие формирования социального интеллекта - это развитие когнитивных структур. В работе С.С. Беловой, Д.В. Ушакова [1] показано, что для развития социального интеллекта особое значение имеют четыре когнитивных функции - социальное понимание, которое способствует формиро-

27(5

ванию умозаключений об окружении; социальная память, необходимая для накопления опыта; социальное восприятие - база для представлений об окружающих и о себе; социальная креативность - инструмент психологической гибкости в мире взаимоотношений. Нарушение указанных когнитивных функций приводит к отсутствию необходимой основы для выстраивания будущих социальных отношений и адаптации подростка в социум.

Третьим условием формирования социального интеллекта является восприятие ребенком социальных ролей окружения, постепенное формирование и осознание своей уникальной роли. В процессе выстраивания отношений в семье, в детском коллективе происходит постепенное усвоение ролевых и личностных взаимодействий партнеров. Осознание различных социальных ролей у детей осуществляется в игре, где моделируется вся разнообразная палитра взаимоотношений мира социума. В увлекательном для них процессе игры происходит восприятие и осмысление системы социальных отношений деятельности взрослых.

Четвертым способом формирования социального интеллекта является наличие положительного социального образца. Здесь может служить примером конкретная личность, которой свойственны положительные социальные качества, являющиеся примером для следования социальным нормам и правилам, присущим конкретному социальному обществу. Носитель положительных социальных качеств выступает объектом подражания и способствует формированию социальной памяти, в которой каждое предшествующее поведенческое действие рассматривается как образец для подражания при выполнении последующего социально-поведенческого действия. Именно наличие положительного социального образца является основой обучения и способствует выработке социальных навыков взаимодействия на бессознательном уровне, предоставляя возможность приобрести опыт определения положительных и негативных поступков окружения. Происходит анализ собственного поведения, развиваются сознательные процессы, способствующие аналитическому мышлению, без которого невозможно формирование опыта положительных поведенческих действий подростка.

Пятый способ формирования социального интеллекта - это наличие совместной деятельности, в процессе которой все действия группы подчинены общей цели, и необходимость объединения усилий сплачивает партнеров. В процессе коллективной деятельности каждому участнику предоставляется возможность самостоятельного выбора для взаимодействия с партнерами и оценки как себя, так и других участников, но потребность получения результата у всех одна. Активное сотрудничество способствует положительному общению, создает необходимость аналитических действий в оценке социальной ситуации, личностных качеств и окружающих и способствует развитию социального интеллекта.

Библиографический список

Важным фактором формирования социального интеллекта является мотивация к деятельности. Для формирования правильных стимулов взаимодействия с окружающими людьми, побуждения подростка к социально ориентированной деятельности, аналитической оценки выполняемых заданий и характера самой деятельности важно регулировать свои поведенческие реакции, проявлять целеустремленность и инициативу.

В процессе формирования личности меняется и мотивация поведения ребенка, все большую значимость приобретают личностные мотивы, связанные с конструированием положительного образа индивидуума в соответствии с изменяющимся окружающим миром.

Приобретенный подростком опыт социализации предопределяет поведение ребенка в будущем, способствует правильному с точки зрения общества целеполаганию. Управляемый, целеустремленный характер подростка способствует лучшей в последующем адаптации и стремлению к установлению и поддерживанию устойчивых взаимоотношений с окружающими людьми.

Перспектива данного исследования видится в изучении вопроса личностного поведения подростка в период социализации, особенностей формирования социального интеллекта, воспитательных эффектов от включения подростков в социальную деятельность с целью приобретения опыта культурных взаимодействий. Следует развивать и вовлекать подростков в социальные практики, осуществлять поиск новых методов и педагогических средств в развитии социально-личностного опыта молодого поколения.

Таким образом, теоретический анализ научной литературы позволил сформулировать следующие выводы: социальный интеллект подростка определяется как приобретенное умение понимать собственное личностное поведение, поведение других участников социума.

Так как социальный интеллект не является врожденным, его формирование приходится на ответственный подростковый период. Важно учитывать особенности становления личности для достижения эффективного построения процесса коммуникации на этом этапе.

Условиями формирования социального интеллекта являются следующие: развитие представлений о межличностных отношениях, когнитивных структур, усвоение ребенком социальных ролей и принятие определенной социальной роли, наличие положительного социального образца, совместной деятельности, мотивация к деятельности.

Необходимо проведение дальнейших исследований социального интеллекта: поиск оптимальных методов и технологий формирования социального интеллекта у подрастающего поколения, так как важность данных исследований подтверждается государственной политикой [12; 13] в области развития национальной образовательной системы

1. Белова С.С., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: от измерения к теории. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2017; № 7: 63-68.

2. Белякова Н.В., Хасанова Д.Р Механизмы формирования социального интеллекта в подростковом возрасте. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2020; Т. 19, № 1 (154): 28-36.

3. Везетиу В.В. Психологические детерминанты развития социального интеллекта личности. Педагогический вестник. 2020; № 15: 12-14.

4. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение. Теоретические и прикладные вопросы психологии. 1995; Ч. 1: 48-61.

5. Матвеева Л.Г. Анализ понятия «Социальный интеллект». Психология. Психофизиология. 2008; № 33 (133): 51-55.

6. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005; № 2 (4): 94-101.

7. Пагаева Э.В., Верещагина М.В. Теоретические подходы к изучению социального интеллекта. Сознание. Образовательный вестник. 2022; № 11: 74-82.

8. Саенко Л.А., Зритнева Е.И Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.

9. Солоднева Д.А., Побокин П.А. Особенности развития социального интеллекта в юношеском возрасте. Ярославский психологический вестник. 2021; № 1 (49): 33-37.

10. Фараева Т.А. Развитие коммуникативных навыков, как основного фактора социально-личностного воспитания. Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. 2019; № 11: 209-210.

11. Абдурахманова П.Д., Артеменкова Л.Ф., Асадулаева Ф.Р и др. Актуальные проблемы психолого-педагогических наук: коллективная монография. Москва: Московский институт государственного управления и права, 2016.

12. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты. Этносоциум и межнациональная культура. 2020; № 1 (139): 69-76.

13. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в наступающем учебном году. Вестник института развития образования Чеченской Республики. 2019; № 17: 5-13.

References

1. Belova S.S., Ushakov D.V. Social'nyj intellekt: ot izmereniya k teorii. Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya E: Pedagogicheskie nauki. 2017; № 7: 63-68.

2. Belyakova N.V., Hasanova D.R. Mehanizmy formirovaniya social'nogo intellekta v podrostkovom vozraste. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2020; T. 19, № 1 (154): 28-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vezetiu V.V. Psihologicheskie determinanty razvitiya social'nogo intellekta lichnosti. Pedagogicheskij vestnik. 2020; № 15: 12-14.

4. Kunicyna V.N. Social'naya kompetentnost' i social'nyj intellekt: struktura, funkcii, vzaimootnoshenie. Teoreticheskie iprikladnye voprosy psihologii. 1995; Ch. 1: 48-61.

5. Matveeva L.G. Analiz ponyatiya «Social'nyj intellekt». Psihologiya. Psihofiziologiya. 2008; № 33 (133): 51-55.

6. Savenkov A.I. Social'nyj intellekt kak problema psihologii odarennosti i tvorchestva. Psihologiya. Zhurnal Vysshejshkoly 'ekonomiki. 2005; № 2 (4): 94-101.

7. Pagaeva 'E.V., Vereschagina M.V. Teoreticheskie podhody k izucheniyu social'nogo intellekta. Soznanie. Obrazovatel'nyj vestnik. 2022; № 11: 74-82.

8. Saenko L.A., Zritneva E.I Osobennosti formirovaniya social'noj aktivnosti podrostkov v sisteme obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.

9. Solodneva D.A., Pobokin P.A. Osobennosti razvitiya social'nogo intellekta v yunosheskom vozraste. Yaroslavskijpsihologicheskijvestnik. 2021; № 1 (49): 33-37.

10. Faraeva T.A. Razvitie kommunikativnyh navykov, kak osnovnogo faktora social'no-lichnostnogo vospitaniya. Social'noe razvitie sovremennogo rossijskogo obschestva: dostizheniya, problemy, perspektivy. 2019; № 11: 209-210.

11. Abdurahmanova P.D., Artemenkova L.F., Asadulaeva F.R. i dr. Aktual'nye problemy psihologo-pedagogicheskih nauk: kollektivnaya monografiya. Moskva: Moskovskij institut gosudarstvennogo upravleniya i prava, 2016.

12. Bajhanov I.B. Gosudarstvennaya politika kak faktor razvitiya nacional'noj obrazovatel'noj sistemy: bazovye aspekty. 'Etnosociumimezhnacional'naya kultura. 2020; № 1 (139): 69-76.

13. Bajhanov I.B. Kachestvo obrazovaniya kak strategicheskaya cel' regional'noj obrazovatel'noj politiki v nastupayuschem uchebnom godu. Vestnik instituta razvitiya obrazovaniya Chechenskoj Respubliki. 2019; № 17: 5-13.

Статья поступила в редакцию 10.03.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.