Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций у студенческой молодежи в сфере физической культуры и спорта'

Формирование ценностных ориентаций у студенческой молодежи в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1808
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смирнов Александр Александрович, Калинина Ирина Федоровна

В настоящее время со стороны современного общества увеличиваются требования и к физической подготовке и состоянию здоровья будущих специалистов. В этих условиях повышается актуальность профилактической работы со студенческой молодежью по формированию представлений о значимости здорового образа жизни и развитию потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Однако особенности деятельности значительного количества вузов заключаются в том, что направление, связанное с формированием компетенции в области здорового образа жизни не всегда является приоритетным направлением. Актуальность представленного исследования состоит в системном пересмотре ценности и роли здоровья для студенческой молодежи и популяризации физической культуры и спорта. Целью исследования заключается в оценки отношения к физической культуре и спорту студентов вуза посредством исследования совокупности их ценностных ориентаций. В статье приводятся данные проведенного авторами исследования, ориентированного на исследование отношения молодежи к таким значимым социальным категориям как здоровый образ жизни и занятия спортом. Исследования проводились методом социологического опроса (анкетирования) студентов Технологического университета г. Королев, изучение и обобщение литературы по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Смирнов Александр Александрович, Калинина Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций у студенческой молодежи в сфере физической культуры и спорта»

Формирование ценностных ориентации у студенческой молодежи в сфере физической культуры и спорта

Смирнов Александр Александрович

кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет», s.s.smirnov@mail.ru

Калинина Ирина Федоровна

кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет», kalininaif@mail.ru

В настоящее время со стороны современного общества увеличиваются требования и к физической подготовке и состоянию здоровья будущих специалистов. В этих условиях повышается актуальность профилактической работы со студенческой молодежью по формированию представлений о значимости здорового образа жизни и развитию потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Однако особенности деятельности значительного количества вузов заключаются в том, что направление, связанное с формированием компетенции в области здорового образа жизни не всегда является приоритетным направлением. Актуальность представленного исследования состоит в системном пересмотре ценности и роли здоровья для студенческой молодежи и популяризации физической культуры и спорта. Целью исследования заключается в оценки отношения к физической культуре и спорту студентов вуза посредством исследования совокупности их ценностных ориентаций. В статье приводятся данные проведенного авторами исследования, ориентированного на исследование отношения молодежи к таким значимым социальным категориям как здоровый образ жизни и занятия спортом. Исследования проводились методом социологического опроса (анкетирования) студентов Технологического университета г. Королев, изучение и обобщение литературы по данному вопросу. Ключевые слова: ценностные ориентации студенческой молодежи, здоровый образ жизни, физическая культура, студенты, мотивация к здоровому образу жизни, спорт.

СО

О

сч

Российское обществом в современных условиях находится в состоянии трансформации ключевых социально-экономических и политических явлений и процессов. В первую очередь они связаны изменениями в психологии личности, ценностные ориентации, поступки людей. Новое поколение студентов как активная социальная группа, в большей по сравнению с остальными степени подвержена данным трансформациям [1. с. 9]. Однако при этом сохраняются социальные ценности, значимость которых не снижается: к ним относится - физическая культура и спорт.

Значимость исследования определена объективной значимостью переоценки места и роли здорового образа жизни и отношения к физической культуре и спорту среди студенческой молодежи.

Физическая культура и спорт рассматриваются и изучаются различными дисциплинами - это и анатомией, физиологией, педагогикой, психологией, медициной, политологией, социологией. Понятие «физическая культура и спорт» - это деятельность, направленная на укрепление здоровья, развитие физических и духовных способностей, всестороннее совершенствование и социальная адаптация, а также достижение максимально высоких результатов путем физического воспитания, физических упражнений, гимнастики и соревновательной деятельности, требующей демонстрации физической силы в условиях соперничества [4. с. 445].

В современных условиях общество предъявляет требования к состоянию здоровья и физической подготовки будущих специалистов. В этих условиях ключевое значение приобретает работа со студенческой молодежью по развитию потребности в регулярных занятиях физической культуры и спортом. Однако особенности большинства вузов заключаются в том, что физическое воспитание не во всех случаях является приоритетным направлением [5. с. 93].

Для осуществления мер по включению молодежи в социальные процессы по занятию физической культурой и спортом нужны данные об отношении студенческой молодежи к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом. На основании которого, в феврале - марте 2018 г. на базе Технологического университета г. Королев нами было проведено социологическое исследование среди студентов 1 - 3 курсов. В исследовании приняли участие 236 студентов Технологического университета г. Королев. Возраст опрашиваемых варьировался в диапазоне от 16 до 24 лет. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся на трех курсах: первый курс - 106 студентов, второй - 71, третий - 59. Целью исследо-

вания заключалось в оценке состояния здоровья обучающихся; а также изучения сущности отношения студентов к занятиям физкультурой и спортом, а также мотивов студентов к физической активности и ее воздействие на развитие профессиональных, морально-волевых качеств.

Суммируя данные исследования, необходимо соотнести картину мира студенческой молодежи о состоянии здоровья, здорового образа жизни и их реальными действиями, ориентированными на достижение своих целей.

По результатам опроса приоритетной ценностью у студентов является здоровье - 68%, но занимаются спортом только 42% студентов, 58% не проявляют никакой спортивной активности. В связи с этим, можно сделать вывод, что студенты не видят связи между здоровьем и физкультурой, не задумываются о том, что физические упражнения являются основным фактором поддержания здоровья, поэтому достаточно пассивно относится к занятиям физической культурой и спортом.

Вторым наиболее значимым фактором в жизни студентов является хорошее телосложение -41,2%. Однако выяснилось, что из этих молодых людей занимаются спортом только 48,3%, остальные не видят в занятиях физической культуры и спортом того, что поможет овладеть хорошим телосложением и предпочитают изменения за счет диет - 23,9%, пластических операций - 27,8 %.

Значимость физической подготовленности к будущей профессии оценивают 36,4% студентов, среди них занимаются физической культурой и спортом 57,8%, не занимаются 22,1%, не занимаются по состоянию здоровья 20,1%.

Согласно данным нашего опроса, 78,9 % студентов придерживаются здорового образа жизни, из них 67,8% занимаются физической культурой и спортом; 32,2% не проявляют никакой физической активности и не ассоциируют занятия физической культурой и спортом с понятием «здоровый образ жизни».

Несоответствие ценностных представлений студентов о здоровом образе жизни и занятиями физической культуры и спорта с их реальными действиями к достижению целей хорошего здоровья, телосложения, физической подготовленности ведут к парадоксу. Согласно их восприятию здоровье является данностью, поэтому не предпринимают усилий по его поддержанию и развитию при помощи физической культуры и спорта и не ставят себе целей по приложению усилий для реализации потребности в регулярных занятиях физкультурой, у них отсутствует активная жизненная позиция по отношению к занятиям. Причина такого отношения, могут быть ряд факторов: ограниченное инвестирование государства в программы формирования у студентов потребности в занятиях физической культурой и спортом; социальная стратификация современного российского общества; возрастные особенности отношения студентов к спорту, у старшекурсников формируется личностное отношение к спорту и оценке его нравственных, эмоциональных аспектов, повышается моти-

вация; невысокий уровень просвещения молодежи в вопросах физической культуры; личностные качества: низкая сила воли, лень и апатия; отсутствие в семье традиций, связанных с занятием физической культурой.

Формирование сознательного отношения и мотивация студентов к занятиям физической культуры и спорта студенты назвали: поддержание красоты тела 16,1%, поддержание здоровья 15,7%, совершенствование физического развития 13,2%, снятие напряжения 12,4%, воспитание волевых качеств 11,4%, развитие физических качеств 8,4%, интересная форма досуга 7,6%, воспитание нравственности 6,2%, жизненная потребность 3,2%, достижение значимых результатов 2,6%, инструмент общения - 1,4%, способ завести новые знакомства 0,8%, следование спортивной моде 0,6%, привычка к занятиям с детства 0,4%.

На основании результатов исследования можно сделать вывод, что большинство студентов здоровье признают первостепенной ценностью своей жизни и занятия физической культурой и спортом ассоциируются с укреплением здоровья, развитием мускулатуры и т.д., а в реальности не проявляет особого стремления к занятиям.

По результатам опроса была выявлена роль занятий по физической культуре и спорта в жизни студентов. Между ключевых по значимости факторов, формирующих эффективность регулярных занятий физкультурой и спортом является укрепление здоровья 23,5%, физическое развитие 21,6%, моральное удовлетворение 17,3%, снижение психической нагрузки 12,8%, снижение общей утомляемости 11,6%, уверенность в себе 9,4%, повышение умственной работоспособности 3,8%.

Роль спортивной деятельности для некоторых студентов оценивался отрицательно и связано это с негативным прошлым опытом. Например, не может добиться поставленной цели, проигрыш на соревнованиях, разочарование в себе, объект моббинга со стороны как окружающих, так и сверстников.

Следовательно, согласно данным исследования, было выявлено, что спорт значим, однако при этом современная молодежь, в самом общем смысле, значительно повышает эффективность от занятий спортом, в первую очередь связывая ее с укреплением здоровья.

В ходе исследования мы оценили влияние занятий на развитие личностных качеств, как еще одной ценностной ориентации студентов, для того чтобы получить полное представление о характере и содержании физической культуры и спорта. Результаты анкетирования в процентном соотношении распределились почти равномерно: профессиональные 35,4% (внимание, оперативность, усидчивость, исполнительность, самостоятельность, инициативность), волевые 32,8% (целеустремленность, сила воли, настойчивость, самообладание, твердость, самоотверженность) и нравственные 31,8 (добросовестность, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, аккуратность). В значительной степени занятия физиче-

ской культурой оказывают воздействие на формирование волевых качеств: высоко оценены такие качества, как выдержка, настойчивость, самообладание. Из нравственных качеств в значительной степени выявляется дисциплинированность, из профессиональных - внимательность и инициативность.

По мнению студенческой молодежи, заниматься физической культурой и спортом в современной России модно 23,1%, прибыльно 19,8%, престижно 18,3%, дорого 16,4%, скорее не нужно, чем необходимо 14,2%, лучше любительски, чем профессионально 8,2%. Данные результаты в совокупности отражают достаточно позитивную картину восприятия занятий, однако очевидный факт: современная студенческая молодежь не считает нужным заниматься физической культурой и спортом.

Зависимость спортивной активности от социального окружения студентов не подтвердилась. Результаты показали, что наличие спортивных традиций в семье не влияет на вероятность и зависимость спортивной активности студента заниматься физкультурой и спортом: наличие спортивных традиций да - 23,7 % , нет - 30,8 %; отсутствие спортивных традиций да - 76,3 %, нет - 69,2 %.

Следовательно, в результате исследования была достигнута цель по определению места значения физической культуры и спорта в структуре ж студента. Суммируя оценку жизненных ценностей данных, полученных в результате исследования, необходимо говорить о том, что для значительной доли опрошенных студентов наиболее значимой жизненной ценностью является крепкое здоровье. В этих условиях физическая культура и спорт как ценность находится ближе к нижней части иерархии ценностей. В течении всего периода анализа данных выявляется весьма нетипичная зависимость. В условиях того, что значительная доля студентов как ключевых жизненных ценностей выделяют здоровый образ жизни, в дальнейшем они не прикладывают никаких усилий, чтобы реализовать эти потребности и не проявляют самостоятельности к занятиям спортом. Все это стало допустимым из-за низкого уровня мотивации к занятиям спортом; наличия каких-либо других объективных экономических, социальных, политических причин. А главное, на наш взгляд, просто из-за отсутствия понимания важности понятия «спорт», недооценивания его основных функций и просто из-за такого субъективного фактора, как человеческая лень. В этом, как мы полагаем, и заключается противоречивость понятия спорта как ценности.

Было также установлено и неоднократно проверено полное несоответствие ценностных представлений молодых людей с их реальной деятельностью, направленной на достижение ценностей.

В рамках исследования были выявлены ключевые факторы мотивации студентов к занятиям физической культурой - в первую очередь, это улучшение состояния здоровья, а также были выявлены основные показатели эффективности спортивной активности и влияние занятий спортом на развитие личностных качеств молодых людей.

Таким образом, значение физической культуры и спорта определяется каждым участником спортивной деятельности субъективно. Для одной части опрошенных спорт весьма значим как способ жизни; для другой части студентов - ключевой инструмент укрепления здоровья и сохранения оптимального телосложения; для остальных спорт -это лучшая форма проведения досуга и снятия эмоциональной усталости. Несмотря на всю совокупность возможных ролей спортивной деятельности, рекомендация к занятиям спортом остается неизменной.

В итоге, формирование компетенций в области физической культуры у студенческой молодежи означает деятельность по целенаправленному, последовательному приближению ее к все более высокой стадии развития совокупности ее характеристик, способностей, свойств и возможностей в соответствии с возрастными, социальными и другими особенностями.

Ценностные ориентации определяют стержень личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, на общий подход к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности [2. с. 222].

Формирование ценностного отношения у молодежи к своему здоровью, понимание в необходимости укрепления данного, создание устойчивой ориентации на реализацию именно в сфере физической культуры.

В современных условиях развитие ценностных ориентаций студенческой молодёжи, в том числе и в отношении физической культуры, определяется мировоззрением, формирующимся в процессе воспитания, в условиях влияния традиций, уровня образования, социально-экономической среды [3. с. 4].

Данные ценности формируются в аспекте усвоения личностью социального опыта и рефлекси-руются в ее целях, предпочтениях, целевых установках, интересах. В них также отражены представления студентов о целях. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, создается системная неделимость физического, психического и социального развития личности.

Литература

1. Акопова М.А., Попова Н.В. Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья студентов гуманитарного профиля // Теория и практика физической культуры. 2015. № 2. С. 8 - 10.

2. Кирилина Т.Ю. Исследования представлений современной российской молодежи о будущем и об общественном идеале. В сборнике: Россия в системе современной социальной реальности. Материалы выступлений участников V Всероссийского социологического конгресса: сборник. Ответственные редакторы-составители: Д.К. Танатова, Т.Н. Юдина. 2017. С. 221-223.

3. Коновалова Г.М., Сердюкова Г.А. Вуз, здоровье и проблемы адаптации: монография. - Волгоград, 2011. - 158 с.

4. Ткаченко А.В., Калинина И.Ф. Занятия физической культурой как фактор укрепления здоровья студенческой молодежи. Педагогический журнал. 2017. Т.7. №2А. С. 443 - 448.

5. Чайковская О.Е. Здоровье - основа здорового образа жизни. Сборник: Современные тенденции физической культуры и спорта. Сборник докладов Международной научно-практической и учебно-методической конференции, посвященной 95-летию НИУ МГСУ. - М., 2016. С. 92 - 94.

Formation of valuable orientations in student youth in the

sphere of physical culture and sports Smirnov A.A., Kalinina I.F.

State Educational Institution of Higher Education Moscow Region

«University of technology» At present, from the side of modern society, the requirements to the state of health and physical training of future specialists are increasing. In this regard, special attention is paid to working with students in order to strengthen the opinion on the importance of a healthy lifestyle and the formation of the need for regular physical education and sports. However, the specificity of most universities is that physical education is not always a priority. The relevance of this study is to revise the significance and role of the value of health for the younger generation and the promotion of physical culture and sports. The purpose of this work is to determine the attitude to physical culture and sports of university students through the study of their value orientations. The article presents the research data aimed at studying the attitude of young people towards a healthy lifestyle and practicing physical culture and sports.

The research was carried out by the method of sociological survey (questioning) of students of the Technological University of Korolev, studying and generalizing the literature on this issue. Keywords: value orientations, health, physical culture, students, motivation for physical culture and sports, values of a healthy lifestyle. References

1. Akopova MA, Popova NV Organizational and pedagogical conditions for the formation of a culture of health of students in the humanities // Theory and practice of physical culture. 2015. № 2. With. 8 - 10.

2. Kirillina T.Yu. Studies of the ideas of contemporary Russian youth about the future and the social ideal. In the collection: Russia in the system of modern social reality. Materials of speeches of the participants of the V All-Russian Sociological Congress: a collection. Responsible editors-compilers: D.K. Tanatova, TN. Yudin. 2017. P. 221-223.

3. Konovalova GM, Serdyukova G.A. University, health and adaptation problems: monograph. - Volgograd, 2011. - 158 p.

4. Tkachenko A.V., Kalinina I.F. Physical training as a factor in

strengthening the health of student youth. Pedagogical Journal. T.7. №2А. Pp. 443 - 448.

5. O. Tchaikovsky. Health is the basis of a healthy lifestyle. Collection-nik: Modern trends in physical culture and sports. Collection of reports of the International scientific-practical and educational-methodical conference devoted to the 95th anniversary of the Moscow State University of Economics and Management. - M., 2016. P. 92 - 94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.