Анализ состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи
Калинина Ирина Федоровна,
кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Российский государственный университет туризма и сервиса, Московская область, Пушкинский район, дп. Черкизово, Россия E-mail: [email protected]
Шульженко Андрей Васильевич,
кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Российский государственный университет туризма и сервиса, Московская область, Пушкинский район, дп. Черкизово, Россия E-mail: [email protected]
Иванова Лариса Владимировна,
старший преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Российский государственный университет туризма и сервиса, Московская область, Пушкинский район, дп. Черкизово, Россия E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы о значении здоровья и здорового образа жизни студенческой молодежи в современном обществе и их конкурентно способности как будущих специалистов. Мотивация и формирование потребностей к двигательной активности в сфере физической культуры и спорта. Определение места и роли здорового образа жизни, способов популяризации физической культуры среди студенческой молодежи, изучение ценностных ориентаций. Изучены и проанализированы факторы, оказывающее негативное влияние на здоровье студентов, а также способы их предотвращения. Отмечаются существенные нарушения в режиме дня студентов. Основными причинами являются: недостаточная двигательная активность, заболевания, нарушение режима дня, дефицит сна, не соблюдение режима питания, вредные привычки, большой объем учебной нагрузки, стрессы. Исследования проводились методом социологического опроса (анкетирования) студентов первого курса Российского государственного университета туризма и сервиса.
Ключевые слова: ценностные ориентации, здоровье, образ жизни, режим дня, физическая культура, студенты, мотивация к занятиям физической культурой и спортом.
о с
CJ
Изменения в социальных,экономических и политических процессах современного общества меняют психологию, ценности, поступки людей, особенно молодого поколения как наиболее восприимчивого компонента социального общества.
Требования общества к состоянию здоровья и физической подготовленности будущих специалистов возрастают, в связи с этим значение физической культуры и спорта в жизни студентов увеличивается, что формирует потребность в двигательной активности и здоровом образе жизни.
Изменение привычного образа жизни, смена условий проживания, питания, сна, повышение психоэмоционального напряжения из-за большого объема учебных нагрузок и сложности изучаемого материала приводит к психическому и соматическому изменению здоровья студентов.
Актуальность исследования. Изучение места и роли здорового образа жизни студентов всегда будут иметь первостепенное значение. Также очень важно отношение студентов к своему здоровью и к занятиям физической культурой и спорту. Диагностика факторов риска, решение профилактических задач является одним из важных направлений сохранения здоровья студентов.
Цель исследования: изучение состояния здоровья, образа жизни и физической активности студентов первых курсов Российского государственного университета туризма и сервиса (РгУТиС).
Методы исследования. Основными методами исследования было анкетирование, опрос, анализ и сравнение. Исследование проводилось в декабре 2019 года на базе Российский государственный университет туризма и сервиса, в котором приняли участие 246 студентов первого курса, из них 128 девушек и 118 юношей. Анкетирование включало вопросы об основах здорового образа жизни, отношение к занятиям физической культуры, приоритетные направления двигательной активности и другое. Каждый вопрос в анкете имел несколько вариантов ответа. Студенты выбирали из различных вариантов ответ соответствующий их мнению. Для определения тяжести заболеваний и распределения студентов по группам, были подвергнуты изучению медицинские справки (форма 086/у).
Результаты исследования. Результат опроса выявил следующее отношение студентов к своему здоровью: «отлично» себе поставили 16,6% респондентов, оценку «хорошо» - 38,9%, «удовлетворительно» - 44,5%. Оценку «плохо» себе не поставил ни один из студентов.
Проведенное анкетирование дало понять, что почти совсем не болеют - 23,3%, болеют не боль-
ше одного раза в месяц - 35,6%, болеют, но не более одного раза в два месяца - 41,1%. Причины болезней чаще всего следующие: недомогание -44,6%, сезонные вирусные инфекции - 32,4%, хронические заболевания - 9,2%.
Симптомами хронической усталости у студентов является: утомляемость - 57,3%, слабость - 48,1%, раздражительность - 39,8%, нарушение сна -26,5%, снижение работоспособности и внимания -23,5% и 34,2%, причинами которого могут быть эмоциональные перенапряжения, стрессы, болезни.
Нарушение деятельности сердечно-сосудистой систем испытывают 43,2% респондентов, причинами этого могут быть курение, алкоголь, неправильный режим дня, гиподинамия, стрессы.
Не соблюдают режим питания 73,2% опрошенных. Получают четырехразовое питание 18,1%, трехразовое 46,6%, двухразовое 35,3%. Редко посещают столовую 78,2%, употребляют «вредную» еду 58,4%, что является нарушением режима питания и приводит к различным заболеваниям. Симптомами заболевания желудочно-кишечного тракта страдают 38,9% респондентов.
Анализа анкет показал, что различную хроническую патологию имеют 36,7% респондентов и 11,4% имеют более двух заболеваний. На лидирующей позиции заболевания органов зрения - 31,2%, далее желудочно-кишечного тракта - 27,3%, потом заболевания сердца и сосудов -25,1%. Замыкают список заболевания органов дыхания - 17,4%, костно-мышечной системы -15,4%, эндокринной системы - 7,1%, мочеполовой системы - 3,2%.
По данным медицинского осмотра студентов к основной группе относилось - 48,7%, к подготовительной - 38,3%, к специальной - 9,8% и полное освобождение имели - 3,2%.
Согласно данным нашего опроса приоритетной ценностью у студентов является здоровье - 67%, другим весомым фактором для студентов является хорошее телосложение - 43,2%. Однако выяснилось, что хорошим телосложением хотят овладеть при помощи занятий физической культуры и спортом - 47,3%, другие стараются добиться изменения при помощи диет - 27,8%. Некоторые прибегают к помощи пластических хирургов -24,9%.
Физическая подготовленность важна в будущей профессии для 36,4% студентов, не видят особой необходимости иметь хорошую физическую подготовку - 50,9% и 12,7% считают это ненужным.
По результатам опроса 71,3% осознают необходимость занятий физической культурой и спортом, не видят особой необходимости в двигательной активности 16,5%, отрицательно относятся 12,2%, но только 24,3% постоянно и целеустремленно приходят заниматься физкультурой и спортом, 27,8% - не регулярно тренируются в тренажерном зале и плавают в бассейне.
Малоподвижный образ жизни очень плохо влияет на здоровье студентов. На это указали 46,4%
респондентов. Причинами низкой физической активности является недостаток времени, финансовая составляющая, заболевания, стресс, недосыпание, вредные привычки, лень, другие интересы. Недостаток двигательной активности компенсируется занятиями дома или прогулками на свежем воздухе.
Из-за большого объема учебной нагрузки, студенты занимаются напряженной умственной работой перед сном, это затрудняет засыпание, поэтому 78% студентов испытывают дефицит сна, что приводит к усталости и головной боли. Ухудшение органов зрения приводит малоподвижная работа за компьютером. У 26,4% респондентов на это уходит менее одного часа в день, у 48,8% - более одного часа, у 24,8% - более двух часов.
Проведенное исследования выявило, что 18% девушек и 32,2% юношей подвержены такой вредной привычке, как табакокурение. Причем из них более двух лет курят 12,3% девушек и 24,1% юношей. Употребляют алкогольные напитки 31,2%, только по праздникам 9,6% респондентов.
Проведенное исследование позволило выявить роль занятий по физической культуре и спорта в жизни студентов. Значимость факторов распределилась следующим образом: 1) укрепление здоровья - 23,5%, 2) физическое развитие - 21,6%, 3) моральное удовлетворение - 17,3%, 4) снижение психической нагрузки - 12,8%, 5) снижение общей утомляемости - 11,6%, 6) уверенность в себе - 9,4%, 7) повышение умственной работоспособности - 3,8%.
Наиболее важными мотивами студентов для занятий физической культурой и спортом и формирования сознательного отношения к ним стали: 1) сохранение красоты тела - 16,1%, 2) укрепление здоровья - 15,7%, 3) достижение хорошего физического развития - 13,2%, 4) снятие стресса - 12,4%, 5) развитие волевых качеств - 11,4%, 6) совершенствование физических качеств - 8,4%, 7) хорошая форма проведения досуга - 7,6%, 8) воспитание нравственных качеств - 6,2%, 9) необходимая жизненная потребность - 3,2%, 10) достижение высоких результатов - 2,6%, 11) возможность общения со сверстниками - 1,4%, 12) способ завести новые знакомства - 0,8%, 13) следование спортивной моде - 0,6%, 14) привычка к занятиям с детства 0,4%.
По результатам исследования, нам удалось определить место и роль физической культуры в жизни студента. Наиболее значимой ценностью в жизни студента является здоровье и здоровый образ жизни, но для воплощения этих потребностей в жизнь студенты не хотят прикладывать усилия, из-за слишком малой мотивации к занятиям физической культуры и спортом. Негативное влияние на здоровье студента оказывают большие учебные нагрузки, нарушение режима труда и отдыха, питания, сна, гиподинамия, вредные привычки. Для компенсации затрат нервной и психической энергии, студенты выбирают недостаточные формы досуга и механизмы восстановления.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Необходимо оптимизировать деятельность вуза в сфере здоровьесбережения, повысить профилактические меры используя новые технологии оздоровления, диагностики, лечения и реабилитации. Успех оздоровления зависит от организационных форм работы, методов оздоровления, материально-технической базы вуза. Для разработки и внедрения оздоровительных мероприятий необходимы совместные усилия государственных органов, педагогов вуза и самих студентов. Формировать положительное мировоззрение к здоровому образу жизни отображающихся в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах, способные удовлетворить потребности студентов.
Литература
1. Архипова Т.Ю. Вовлечение молодежи в здоровый образ жизни. Социально-гуманитарные технологии. 2018. № 2 (6). - С. 61-64.
2. Архипов А.Б., Архипова Т.Н. Физическая культура и здоровье студенческой молодежи. Тенденции развития науки и образования. 2019. -№ 47-1. - С. 11-13.
3. Смирнов А.А., Калинина И.Ф. Формирование ценностных ориентаций у студенческой молодежи в сфере физической культуры и спорта. Современное педагогическое образование. 2018. № 1. - С. 38-41.
4. Ткаченко А.В., Калинина И.Ф. Занятия физической культурой как фактор укрепления здоровья студенческой молодежи. Педагогический журнал. 2017. Т. 7. - № 2А. - С. 443-448.
5. Чайковская О.Е. Здоровье - основа здорового образа жизни. Сборник: Современные тенденции физической культуры и спорта. Сборник докладов Международной научно-практической и учебно-методической конференции, посвященной 95-летию НИУ МГСУ. -М., 2016. - С. 92-94.
HEALTH AND LIFEsTYLE ANALYsis sTuDENT YouTH
Kalinina I.F.,
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, Russian State University of Tourism and Service, Moscow region, Pushkin district, dp Cherkizovo, Russia Shulzhenko A.V.,
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Ivanova L.V.,
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
The article discusses the importance of the health and healthy lifestyle of students in modern society and their competitive ability as future specialists. Motivation and the formation of needs for physical activity in the field of physical education and sports. Determining the place and role of a healthy lifestyle, ways to popularize physical education among students, the study of value orientations. The study of factors that have a negative impact on health and their prevention. Significant irregularities are observed in the day mode of students. The main reasons are: lack of motor activity, illness, violation of the daily routine, lack of sleep, lack of diet, bad habits, a large amount of training load, stress.
The studies were conducted by the method of sociological survey (questionnaire) of first-year students of the Russian State University of Tourism and Service.
Keywords: value orientations, health, lifestyle, daily routine, physical education, students, motivation for physical education and sports.
References
1. Arkhipova T.Yu. Involving youth in a healthy lifestyle. Social and humanitarian technologies. 2018. No2 (6). - P. 61-64.
2. Arkhipov A.B., Arkhipova T.N. Physical culture and health of students. Trends in the development of science and education. 2019. - No 47-1. - P. 11-13.
3. Smirnov A.A., Kalinina I.F. The formation of value orientations among students in the field of physical education and sports. Modern teacher education. 2018. - No. 1. - P. 38-41.
4. Tkachenko A.V., Kalinina I.F. Physical education as a factor in strengthening the health of students. Pedagogical magazine. 2017. V.7. - No. 2A. - P. 443-448.
5. Tchaikovsky O.E. Health is the foundation of a healthy lifestyle. Collection: Current trends in physical education and sports. Collection of reports of the International scientific-practical and educational-methodical conference dedicated to the 95th anniversary of NRU MGSU. - M., 2016. - P. 92-94.
о с
u