Динамика физической подготовленности студентов в вузе
Калинина Ирина Федоровна,
кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
E-mail: [email protected]
Иванова Лариса Владимировна,
старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» E-mail: [email protected]
Крамаренко Георгий Васильевич,
старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» E-mail: [email protected]
Лапшин Виктор Васильевич,
старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы динамики физической подготовленности студенческой молодежи в современном обществе и их конкурентоспособности как будущих специалистов, а также мотивации и формирования потребностей к двигательной активности в сфере физической культуры и спорта. Изучены и проанализированы факторы, оказывающее негативное влияние на динамику физической подготовленности студентов. В изучении вопроса о внедрении индивидуальных программ самостоятельных занятий в учебный процесс по физической культуре был проведен опрос студентов 1 курса. Определялось значимость факторов, которые влияют на здоровье студентов.
В исследовании использовались метод социологического опроса и педагогический эксперимент среди студентов первого курса Российского государственного университета туризма и сервиса.
Ключевые слова: здоровье, динамика физической подготовленности, физическая культура, студенты, мотивация к занятиям физической культурой и спортом.
Основной целевой установкой в вузе является здоровье студента и высокая профессиональная деятельность будущего специалиста. Высокие требования к профессиональной деятельности специалиста, работоспособности, защитным силам организма в любой отрасли возрастают, в связи с этим значение физической культуры и спорта в жизни студента увеличивается и формирует потребность в здоровом образе жизни и двигательной активности.
Основным стимулом для успешной учебы в вузе в системе физического воспитания предлагается:
- посещение практических занятий;
- выполнение контрольных нормативов.
Эти стимулы не мотивируют к дальнейшей двигательной активности студентов и имеют сугубо прагматическое значение, обеспечивая им успешную аттестацию.
Актуальность исследования. Стимулирование студенческой молодежи к двигательной активности и здоровому образу жизни, средствами физической культуры.
Цель исследования: экспериментальное обоснование эффективности данной методики, изучение отношения студентов к внедрению индивидуальных программ самостоятельных занятий в учебный процесс по физической культуре и их отношение к двигательной активности. Изучение динамики роста физической подготовленности студентов на основе данной методики.
Методы исследования: Для выявления эффективности использования данной методики и выявлении динамики развития физической подготовленности студентов были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. В состав групп вошли студенты 1 курса основной медицинской группы Российского государственного университета туризма и сервиса. Контрольная группа состояла из 227 студентов (117 девушек и 110 юношей), экспериментальная группа - 224 студента (115 девушек и 109 юношей). Контрольная группа занималась по учебной программе дисциплины «Физическая культура». Программа экспериментальной группы состояла из блока индивидуальной и самостоятельной работы (теоретический и практический разделы). Теоретический раздел предусматривал изучение вопросов медико-биологические основ, профилактики заболеваний, повышение ответственности за сохранение здоровья. Практический раздел состоял из упражнений, направленных на повышение физической подготовленности студентов и сохранение их здоровья. В программу включены два раза в неделю академических занятия в рамках учебной программы и одно самостоятельное во внеучебное время.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
см со
Контроль за эффективностью программы и ее корректировка производилась 1 раз в месяц в экспериментальной группе. Динамику физической подготовленности студентов в контрольной и экспериментальной группах производились в 3 этапа - начале, середине и в конце учебного года по общим тестам учебной программы «Физическая культура» утвержденной Министерством образования РФ. За контролем физической подготовленности использовались 5 двигательных тестов: челночный бег 4 х 9 м.; прыжок в длину с места; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; бег на 2000 м (ж) и 3000 м (м); сгибание-разгибание туловища лежа на спине, руки за головой.
Результаты исследования: В изучении вопроса о внедрении индивидуальных программ самостоятельных занятий в учебный процесс по физической культуре был проведен опрос студентов 1 курса контрольной и экспериментальной групп. В результате опроса на начальном этапе выяснилось, что 72% респондентов в контрольной группе не видят смыла внедрения экспериментальной программы в учебный процесс, 25% считают это лишней тратой времени, 3% воздержались, 64% не верят в эффективность применения методики. В экспериментальной группе 86% хотят изменений и внедрения новой методики в учебный процесс по физической культуре, 14% сомневаются в ее реализации из-за не хватки времени, 74% верят в ее эффективность (табл. 1, 2).
Таблица 1. Результаты исследования уровня физической подготовленности КГ
Показатели 1 курс девушки 1 курс юноши
контрольной 1 2 3 1 2 3
группы этап этап этап этап этап этап
Бег 2000 м, мин/с 12,16±1,2 12,18±1,4 12,05±1,1 1 1 1
Бег 3000 м, мин/с 1 1 1 16,10±1,6 16,06±1,2 15,56±1,8
Прыжок в длину с места, см 165,1±1,8 168,1±1,5 167,4±1,6 196,2±1,8 197,1±1,4 198,3±1,2
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу, раз 11±1,1 13±1,4 13±1,5 34±1,6 35±1,1 36±1,2
Сгибание-разгибание туловища лежа на спине, руки за головой, раз 48±1,6 52±1,4 53±1,6 52±2,1 52±1,6 54±1,6
Челночный бег 4х9 м, с 11,5±2,4 11,2±1,4 10,8±2,6 10,2±2,1 10,0±2,4 ,4 44 ,6 9,
Результаты исследования физической подготовленности показали, что на начальном этапе
обе группы имели не большие расхождения в показателях тестирования и были почти идентичны.
Таблица 2. Результаты исследования уровня физической подготовленности ЭГ
Показатели экспериментальной группы
Бег 2000 м, мин/с
Бег 3000 м, мин/с
Прыжок в длину с места, см
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу, раз
Сгибание-разгибание туловища лежа на спине, руки за головой, раз
Челночный бег 4х9 м, с
1 курс девушки
1
этап
,4
2
этап
,4 2,
+1
3
этап
1 курс юноши
1
этап
+1
со
со
+1
,2 4,
2
этап
,3
3
этап
,4
44
,4
44
,4 9,
Статические достоверные улучшение результатов произошло в обеих группах. Наибольшую динамику результативности показала экспериментальная группа. У студентов экспериментальной группы показатель теста на 2000 м у девушек улучшился с 12,13 мин/с на начальном этапе до 11,23 мин/с в конце учебного года, у юношей в беге на 3000 м улучшилось с 16,18 мин/с до 15,16 мин/с, что свидетельствует о правильной методике и своевременной корректировки программы для улучшения такого важного качества как выносливость. В контрольной группе показатели бега на 2000 м и 3000 м почти не изменились, хотя у девушек было небольшое ухудшение на 2 этапе тестирования с 12,16 мин/с до 12,18 мин/с на 3 этапе 12,05 мин/с, этот показатель ухудшился из-за перехода студентов на практические занятия в залах, а дополнительных занятий для кроссовой подготовки не было.
В результате систематического использования физических упражнений в индивидуальных и самостоятельных занятиях при контроле и корректировке учебных программ, было выявлено позитивное воздействие на динамику физической подготовленности студентов в экспериментальной группе, что подтвердили результаты тестирования.
Таким образом, учебный процесс по физической культуре, основанный на индивидуальном подходе в работе со студентами, показал свою
достаточно высокую эффективность. Согласно данным опроса в конце учебного года, студенты контрольной группы изменили свою позицию к данной методике, что повысило мотивацию к занятиям двигательной активности, так как выяснилось, что 18% девушек экспериментальной группы при помощи занятий сбросили вес, изменили свое телосложение около 23% студентов, меньше стали болеть 13%.
Проведенное исследование позволило выявить роль занятий по физической культуре и спорта в жизни студентов. Значимость факторов распределилась следующим образом:
1) укрепление здоровья - 23,5%;
2) физическое развитие - 21,6%;
3) моральное удовлетворение - 17,3%;
4) снижение психической нагрузки - 12,8%;
5) снижение общей утомляемости - 11,6%;
6) уверенность в себе - 9,4%;
7) повышение умственной работоспособности -3,8%.
Наиболее важными мотивами студентов для занятий физической культурой и спортом и формирования сознательного отношения к ним стали: 1) сохранение красоты тела - 16,1%, 2) укрепление здоровья - 15,7%, 3) достижение хорошего физического развития - 13,2%, 4) снятие стресса -12,4%, 5) развитие волевых качеств - 11,4%, 6) совершенствование физических качеств - 8,4%, 7) хорошая форма проведения досуга - 7,6%, 8) воспитание нравственных качеств - 6,2%, 9) необходимая жизненная потребность - 3,2%, 10) достижение высоких результатов - 2,6%, 11) возможность общения со сверстниками - 1,4%, 12) способ завести новые знакомства - 0,8%, 13) следование спортивной моде - 0,6%, 14) привычка к занятиям с детства 0,4%.
По результатам исследования, нам удалось определить место и роль физической культуры в жизни студента. Наиболее значимой ценностью в жизни студента является здоровье и здоровый образ жизни, но для воплощения этих потребностей в жизнь студенты не хотят прикладывать усилия, из-за слишком малой мотивации к занятиям физической культуры и спортом. Негативное влияние на здоровье студента оказывают большие учебные нагрузки, нарушение режима труда и отдыха, питания, сна, гиподинамия, вредные привычки. Для компенсации затрат нервной и психической энергии, студенты выбирают недостаточные формы досуга и механизмы восстановления. Необходимо оптимизировать деятельность вуза в сфере здоровьесбережения, повысить профилактические меры используя новые технологии оздоровления, диагностики, лечения и реабилитации. Успех оздоровления зависит от организационных форм работы, методов оздоровления, материально-технической базы вуза. Для разработки и внедрения оздоровительных мероприятий необходимы совместные усилия государственных органов, педагогов вуза и самих студентов. Фор-
мировать положительное мировоззрение к здоровому образу жизни отображающихся в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах, способные удовлетворить потребности студентов.
Литература
1. Архипова Т.Ю. Вовлечение молодежи в здоровый образ жизни. Социально-гуманитарные технологии. 2018. № 2 (6). С. 61-64.
2. Архипов А.Б., Архипова Т.Н. Физическая культура и здоровье студенческой молодежи. Тенденции развития науки и образования. 2019. № 47-1. С. 11-13.
3. Смирнов А.А., Калинина И.Ф. Формирование ценностных ориентаций у студенческой молодежи в сфере физической культуры и спорта. Современное педагогическое образование.
2018. № 1. С. 38-41.
4. Ткаченко А.В., Калинина И.Ф. Занятия физической культурой как фактор укрепления здоровья студенческой молодежи. Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 2А. С. 443-448.
5. Чайковская О.Е. Здоровье - основа здорового образа жизни. Сборник: Современные тенденции физической культуры и спорта. Сборник докладов Международной научно-практической и учебно-методической конференции, посвященной 95-летию НИУ МГСУ. - М., 2016. С. 92-94.
HEALTH AND LIFESTYLE ANALYSIS STUDENT YOUTH
Kalinina I.F., Ivanova L.V., Kramarenko G.V., Lapshin V.V.
Russian State University of Tourism and Service
The article discusses the dynamics of the physical fitness of students in modern society and their competitiveness as future specialists, as well as the motivation and formation of needs for physical activity in the field of physical culture and sports. Studied and analyzed factors that have a negative impact on the dynamics of physical fitness of students. In studying the issue of introducing individual self-study programs in the educational process in physical education, a survey of first-year students was conducted. The significance of factors that affect the health of students was determined.
The study used a method of sociological survey and a pedagogical experiment among first-year students of the Russian State University of Tourism and Service.
Keywords: health, dynamics of physical fitness, physical education, students, motivation for physical education and sports.
References
1. Arkhipova T. Yu. Involving youth in a healthy lifestyle. Social and humanitarian technologies. 2018. No2 (6). P. 61-64.
2. Arkhipov A.B., Arkhipova T.N. Physical culture and health of students. Trends in the development of science and education.
2019.No 47-1. P. 11-13.
3. Smirnov A.A., Kalinina I.F. The formation of value orientations among students in the field of physical education and sports. Modern teacher education. 2018. No. 1. P. 38-41.
4. Tkachenko A.V., Kalinina I.F. Physical education as a factor in strengthening the health of students. Pedagogical magazine. 2017.V.7. No. 2A. P. 443-448.
5. Tchaikovsky O.E. Health is the foundation of a healthy lifestyle. Collection: Current trends in physical education and sports. Collection of reports of the International scientific-practical and educational-methodical conference dedicated to the 95th anniversary of NRU MGSU. - M., 2016. P. 92-94.
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со