Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций средствами изобразительного искусства: на материале творчества дагестанских художников'

Формирование ценностных ориентаций средствами изобразительного искусства: на материале творчества дагестанских художников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДАГЕСТАНА / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ART PEDAGOGICAL EDUCATION / FINE ARTS OF DAGESTAN / DOMESTIC CULTURE / ART CRITICISM CONVERSATIONS / ESTHETIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамаданова С. Р.

Изобразительное искусство как форма познания, отображения и преобразования действительности является важным средством развития аналитического образного мышления и художественного воображения, способствуя эффективному решению образовательно-воспитательных задач. Систематическое ознакомление молодежи на лекционных и практических занятиях с наследием отечественного искусства, творчеством мастеров прошлого и современности, формирует эстетическое восприятие национальной культуры, активизирует ассоциативное видение образов и потребность в самостоятельном творчестве, является важным средством нравственно-эстетического становления личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дамаданова С. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS BY MEANS OF THE FINE ARTS: ON MATERIAL OF WORKS OF THE DAGESTAN ARTISTS

The fine arts as a form of knowledge, display and transformation of reality are an important development tool of analytical figurative thinking and art imagination, promoting the effective solution of educational and educational tasks. Systematic acquaintance of youth on a lecture and practical training with heritage of domestic art, creativity of masters of the past and the present, forms esthetic perception of national culture, intensifies associative vision of images and need for independent creativity, is important means of moral and esthetic formation of the personality.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций средствами изобразительного искусства: на материале творчества дагестанских художников»

Уровень сформированное™ отдельной компетенции оценивается путем суммирования результатов контроля по каждому компоненту компетенции. Оценка усвоения компетенции по разным дисциплинам умножается на соответствующий весовой коэффициент. Например, дисциплине современные информационные технологии присваивается коэффициент 1; общая и экспериментальная психология - 2; качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований - 3. Полученный результат суммируется и по результатам оценивается уровень освоения компетенции: менее 300 баллов -компетенция не освоена; от 300 до 420 баллов - низкий уровень, от 420 до 540 - средний уровень, 540-600 баллов - высокий.

Данный метод оценки сформированное™ компетенции можно применять и для других профессиональных компетенций, при реализации этого будет необходимо изменить компонентный состав компетенции и весовые коэффициенты отдельных дисциплин.

Таким образом, предложенный метод оценки сформированности компетенции применения качественных и количественных методов в психологических и педагогических исследованиях, который представляет собой алгоритм целостного процесса оценивания (с сохранением традиционных принципов, обновлением структуры и организации процесса), позволит объективно представить результаты профессиональной подготовки на всех ее уровнях.

Литература

1. Гарафутдинова Г.Р., Солошенко Л.П. Технология квалиметрического оценивания уровня сформированности компетенций студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №2.

2. Юрьева Т.А. Формирование компетенции применения качественных и количественных методов исследования в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе: дис. канд. пед. наук: - Хабаровск, 2012. - 178 с.

3. Федотова А.Д. Система оценочных средств как инструмент подтверждения сформированности компетенции // Ученые записки ЗабГУ. - 2013. № 6(53). - С. 117-124.

References

1. Garafutdinova G.R., Soloshenko L.P. Tehnologija kvalimetricheskogo ocenivanija urovnja sformirovannosti kompetencij studentov vuza // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2013. - №2.

2. Jur'eva T.A. Formirovanie kompetencii primenenija kachestvennyh i kolichestvennyh metodov issledovanija v processe professional'noj podgotovki social'nyh pedagogov v vuze: dis. kand. ped. nauk: - Habarovsk, 2012. - 178 s.

3. Fedotova A.D. Sistema ocenochnyh sredstv kak instrument podtverzhdenija sformirovannosti kompetencii // Uchenye zapiski ZabGU. - 2013. № 6(53). - S. 117-124.

Дамаданова С. Р.

Кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА: НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА ДАГЕСТАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Аннотация

Изобразительное искусство как форма познания, отображения и преобразования действительности является важным средством развития аналитического образного мышления и художественного воображения, способствуя эффективному решению образовательно-воспитательных задач. Систематическое ознакомление молодежи на лекционных и практических занятиях с наследием отечественного искусства, творчеством мастеров прошлого и современности, формирует эстетическое восприятие национальной культуры, активизирует ассоциативное видение образов и потребность в самостоятельном творчестве, является важным средством нравственно-эстетического становления личности.

Ключевые слова: художественно-педагогическое образование, изобразительное искусство Дагестана, отечественная культура, Искусствоведческие беседы, эстетическое воспитание

Damadanova S. R.

PhD in Pedagogy, associate professor, Dagestan state pedagogical university, Makhachkala, Russia FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS BY MEANS OF THE FINE ARTS: ON MATERIAL OF WORKS OF THE

DAGESTAN ARTISTS

Abstract

The fine arts as a form of knowledge, display and transformation of reality are an important development tool of analytical figurative thinking and art imagination, promoting the effective solution of educational and educational tasks. Systematic acquaintance of youth on a lecture and practical training with heritage of domestic art, creativity of masters of the past and the present, forms esthetic perception of national culture, intensifies associative vision of images and need for independent creativity, is important means of moral and esthetic formation of the personality.

Keywords: art pedagogical education, fine arts of Dagestan, domestic culture, Art criticism conversations, esthetic education

В современных условиях гуманизации системы образования особую актуальность приобретают дисциплины художественноэстетического цикла, направленные на воспитание гармонически развитой творческой личности. Изобразительное искусство как форма познания, отображения и преобразования действительности является важным средством художественно-педагогического образования подрастающего поколения. Развитие способности эстетического восприятия живописных, графических, скульптурных, архитектурных произведений, формирование аналитического образного мышления и художественного воображения способствуют плодотворному решению как образовательных, так и воспитательных целей.

Эффективным средством художественного образования и эстетического воспитания в региональной системе образования является систематическое ознакомление молодежи с отечественным наследием выдающихся художников, являющееся эталонным ориентиром для восприятия ценностей мировой культуры. Применение дидактических возможностей национального своеобразия изобразительного искусства Дагестана, являющегося гармоничным сочетанием локальных художественных особенностей с прогрессивными традициями русской и мировой культуры, благотворно влияет на формирование этнического самосознания, эстетического восприятия национальной культуры, активизирует потребность в самостоятельное творчество, развивая воображение, ассоциативное поэтическое видение образов, является важным средством нравственно-этического становления личности.

Необходимость использования в процессе эстетического воспитания самобытного профессионального творчества дагестанских художников, обусловлена: эмоциональным восприятием близких по духу сюжетов; возможностью непосредственного восприятия подлинных произведений дагестанских художников в творческих мастерских, музеях и выставочных залах республики; формированием у молодежи патриотизма, чувства гордости и достоинства, навеянного героическими портретными образами соотечественников; развитием интереса молодежи к истории отечества и традиционной культуре в процессе изучения художественных произведений, отображающих исторические события; поэтизацией лирических и величественных картин природы в произведениях дагестанских художников, способствующих новому видению незамеченных ранее явлений окружающей действительности; расширением представлений жителей Дагестана о многовековой материальной и духовной культуре народов многонациональной республики в процессе освоения предметных композиций и др.

12

Формирование мировоззрения подрастающего поколения средствами изобразительного искусства осуществляется в процессе искусствоведческих лекционных и практических занятий, на которых основана система художественно-педагогического образования - рисовании с натуры, декоративном, тематическом рисовании, и искусствоведческих беседах об изобразительном искусстве. На практических занятиях, в процессе тематического, декоративного рисования и работы с натуры, учащиеся развивают изобразительные способности, умения и навыки, демонстрируют уровень понимания усвоенных знаний, а так же способность к творческому воображению, зрительной памяти, наблюдению, активному анализу и синтезу объекта изображения. В процессе приобщения к изобразительному наследию мастеров прошлого и современности на лекционных и практических искусствоведческих занятиях студенты обретают теоретические навыки творческого анализа художественных произведений, познают воспитательную значимость их эмоционального восприятия [1, с. 280].

Так, например, обращаясь к творчеству художников, стоявших у истоков формирования профессионального изобразительного искусства, следует подробнее остановиться на фактах биографии основоположников живописи, графики и скульптуры Дагестана -Х.-Б. Мусаева, М.-А. Джемала, Х.-Б. Аскар-Сарыджи.

Первым представителем Дагестана, получившим специальное европейское образование еще в дореволюционный период, был уроженец Чоха Халил-Бек Мусаясул (1896 г. р.). Уже во время учебы под руководством Оскара Ивановича Шмерлинга в художественной школе Общества поощрения изящных искусств в Тифлисе, Мусаев участвовал не только в ученических, но и в преподавательских выставках, сотрудничал в сатирическом журнале «Молла Насреддин», его рисунки появляются в бакинских журналах «Келнийет» и «Барабан». Продолжая учебу в Мюнхенской Академии художеств, Х. Мусаев создает серию поэтичных акварельных портретов горянок, отличающихся идеализацией национального типажа, выразительностью, этнографической трактовкой и фольклорностью женственных образов, для большинства из которых ему позировала супруга - баронесса Мелани («Дагестанка», «За чтением Корана», «Саадат» и мн. др.). Тем не менее, блестящее европейское образование и немногие дошедшие до нас живописные работы Х. Мусаева все еще не составляют постоянной традиции реалистической живописи горских народностей Дагестана, формирование которой в тех исторических условиях оказалось возможной только в послереволюционный период [2, с. 34].

Основоположники национального профессионального изобразительного искусства Дагестана Муэддин-Араби Джемал (Мухутдин Абдул-Меджидович Джамалов) и Хас-Булат Нухбекович Аскар-Сарыджа (Аскаров), творчество которых во многом определило развитие дагестанской живописи и скульптуры, воспитывались на прогрессивных традициях русского реализма, оказавшего значительное воздействие на формирование мировоззрения, гражданских и идейно-нравственных представлений художников.

М.-А. Джемал, окончив Ленинградский художественно-технический институт, продолжает учебу в Тифлисской академии художеств у известного русского живописца Е. Е. Лансере. Большое значение для становления реалистического метода основоположника национального профессионального изобразительного искусства оказала поездка по Нагорному Дагестану в составе первой художественной экспедиции. Постоянное наблюдение самобытной натуры, этнографичных типажей, внимание к героическому прошлому народа имели решающее значение для становления реалистического метода двадцатилетнего Джемала. Здесь сформировались важные художественно-эстетические принципы творчества мастера - достоверность отображения действительности, умение подметить наиболее выразительное в окружающей среде, художественно обобщить разрозненные впечатления.

Подробное изучение отечественной истории, самобытной культуры родного края, глубокое проникновение в мир духовных ценностей соотечественников сыграли определяющую роль в становлении уникального индивидуального стиля Джемала-портретиста. Приемы, свойственные большинству портретных произведений художника, прослеживаются уже в первом в истории дагестанского искусства портрете народного поэта Г. Цадасы (1932 г.). В эти же годы впервые в творчестве Джемала получают развитие сюжетно-тематические произведения («Соха дедов», 1933; «Чабаны», 1934; «Первое мая в ауле Кубачи», 1935 и др.), в которых многочисленные этнографические подробности быта горцев свидетельствуют о стремлении живописца осмыслить и передать национальные черты характера, присущие горцам - спокойствие, юмор, чувство собственного достоинства.

Отвечающая духу нового времени, картина М. -А. Джемала «Объявление автономии Дагестана» (1936-1939) является первым произведением историко-революционного жанра в профессиональном изобразительном искусстве республики. Здесь же художник решает новую для отечественного творчества задачу создания многофигурной композиции. Изобразив только первые ряды, автор живописного произведения добивается впечатления переполненности зала, передает атмосферу торжественности, значительности исторического момента, всеобщее неподдельное ликование. При всем единодушии присутствующих, художнику мастерски удается индивидуализация образов. Учащимся предлагается охарактеризовать состояние каждого, подметить множество различных приемов выражения радости, ликования, одобрения, использованных художником.

Яркостью и многогранностью отличается профессиональное творчество основоположника дагестанской скульптуры Хас-Булата Нухбековича Аскарова. Разностороннее дарование Аскар-Сарыджи, проявившееся как в монументальной и мелкой пластике, живописи, научно-исследовательской работе, так и в драматургии, музыке (учился в Ленинградской консерватории), нашло применение и в активной общественной деятельности скульптора, принимавшего живое участие в художественных экспедициях.

В пору расцвета портретного искусства Х. Н. Аскар-Сарыджи (50-е годы), дагестанский скульптор создает двухметровые фигуры Шамиля и Махача Дахадаева, варианты портретов для памятников С. Стальскому и Г. Цадасе, характеризующихся умелой передачей анатомического строя натуры, естественностью и простотой обликов портретируемых. Героическая тема в творчестве художника с наибольшей силой выражена в конной статуе дагестанского революционера Махача Дахадаева, отличающейся гармоничным единством академических принципов творчества, традиций русского реализма и глубоко национального характера, свойственного лучшим произведениям мастера[3, с. 97].

В процессе творческого анализа произведений учащиеся приходят к выводу о том, что гармония общечеловеческого и национального в творчестве известных дагестанских мастеров стала возможной благодаря овладению высокими академическими требованиями в сочетании с активными художественными исканиями, опорой на национальные изобразительные традиции. Самобытное творчество первых профессиональных художников Дагестана Х.-Б. Мусаева, М.-А. Джемала и Х. Н. Аскар-Сарыджи подготовило основу для формирования профессионального изобразительного искусства республики.

В результате искусствоведческих бесед учащиеся приобщаются к таким художественно-эстетическим принципам творчества, как: сочетание в национальном изобразительном творчестве художественных традиций многовековой самобытной культуры Дагестана с прогрессивными традициями русского и мирового реалистического искусства; способность художника выразить отношение к наиболее значимым событиям в жизни общества, оказывая определенное влияние на формирование мировоззрения современников; глубокое проникновение в мир духовно-творческих запросов современников в целях обобщения художественного образа и др.

Таким образом, использование творческого потенциала профессионального изобразительного искусства в системе художественно-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения Дагестана способствует активизации их творческих способностей, развитию интереса к разнообразию жанров изобразительного искусства, формированию нравственноэстетических качеств молодежи.

13

Литература

1. Дамаданова С. Р. Творчество дагестанских художников в системе регионального художественно-эстетического образования // Наука и молодежь: Сборник статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. Выпуск № 6.-Махачкала, 2003.

2. Очерки истории советского искусства Дагестана. 1917-1941 / Отв. редактор чл.-корр. АН СССР Гамзатов Г. Г. - М., 1987.

3. Становление профессионального искусства Дагестана. (Творчество Г.А.Гасанова, М.-А Джемала, Х.-Б. Н. Аскар-Сарыджи) / Отв. редактор Якубов М. А. - Махачкала, 1982. - 110 с.

1. Damadanova S. R. Tvorchestvo dagestanskih hudozhnikov v sisteme regional'nogo hudozhestvenno-jesteticheskogo obrazovanija // Nauka i molodezh': Sbornik statej molodyh uchenyh i aspirantov po gumanitarnym problemam. Vypusk № 6.- Mahachkala, 2003.

2. Ocherki istorii sovetskogo iskusstva Dagestana. 1917-1941 / Otv. redaktor chl.-korr. AN sSsR Gamzatov G. G. - M., 1987.

3. Stanovlenie professional'nogo iskusstva Dagestana. (Tvorchestvo G.A.Gasanova, M.-A Dzhemala, H.-B. N. Askar-Sarydzhi) / Otv. redaktor Jakubov M. A. - Mahachkala, 1982. - 110 s.

References

1. Damadanova S. R. Tvorchestvo dagestanskih hudozhnikov v sisteme regional'nogo hudozhestvenno-jesteticheskogo obrazovanija // Nauka i molodezh': Sbornik statej molodyh uchenyh i aspirantov po gumanitarnym problemam. Vypusk № 6.- Mahachkala, 2003.

2. Ocherki istorii sovetskogo iskusstva Dagestana. 1917-1941 / Otv. redaktor chl.-korr. AN sSsR Gamzatov G. G. - M., 1987.

3. Stanovlenie professional'nogo iskusstva Dagestana. (Tvorchestvo G.A.Gasanova, M.-A Dzhemala, H.-B. N. Askar-Sarydzhi) / Otv. redaktor Jakubov M. A. - Mahachkala, 1982. - 110 s.

1. Damadanova S. R. Tvorchestvo dagestanskih hudozhnikov v sisteme regional'nogo hudozhestvenno-jesteticheskogo obrazovanija // Nauka i molodezh': Sbornik statej molodyh uchenyh i aspirantov po gumanitarnym problemam. Vypusk № 6.- Mahachkala, 2003.

2. Ocherki istorii sovetskogo iskusstva Dagestana. 1917-1941 / Otv. redaktor chl.-korr. AN sSsR Gamzatov G. G. - M., 1987.

3. Stanovlenie professional'nogo iskusstva Dagestana. (Tvorchestvo G.A.Gasanova, M.-A Dzhemala, H.-B. N. Askar-Sarydzhi) / Otv. redaktor Jakubov M. A. - Mahachkala, 1982. - 110 s.

Дудник А.О.

Кандидат педагогических наук, МБОУ СОШ «Школа будущего»

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье рассматривается реализация межпредметных связей на уроке английского языка. Представлен синтез школьных предметов: география и английский язык. Дан обзор форм работы на уроке.

Ключевые слова: межпредметные связи, география, английский язык, картографический метод

Dudnik A.O.

PhD in Pedagogy, secondary school “Shkola buduschego”

REALIZATION OF INTERSUBJCT LINKS AT THE ENGLISH LESSON. Abstract

The article deals with implementing intersubject links at the English lesson. Combination of such school subjects as geography and English is presented. The paper also considers some ways of work in class.

Keywords: intersubject links, geography, English as a foreign language, cartographic method.

В последние десятилетия в России наблюдаются бурные социально - экономические преобразования, открываются новые перспективы международного взаимодействия, происходит всеобщее осознание важности изучения языков международного общения. Потребность в высококвалифицированных специалистах, способных обеспечивать конкурентоспособность страны на мировом уровне обуславливает необходимость модернизации школьного образования. В связи с этим наблюдается повышение требований к уровню владения иностранным языком будущих выпускников. В соответствии с требованиями ФГОС по английскому языку современный выпускник школы должен уметь «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;

• получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в образовательных и самообразовательных целях;

• расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;

• изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.»[5]

Освоение основной образовательной программы основного общего образования федерального государственного образовательного стандарта предполагает не только наличие определенных знаний и умений по предмету, но и умение «использования иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях»[5]. Иностранный язык как школьный предмет изучается как инструмент общения, познания, мышления, в котором можно определять различные тематики и речевые ситуации. Он позволяет интегрировать не только знания из разных сфер жизни, но и содержания других предметов. В связи с этим все больше осознается важность межпредметных связей на уроке иностранного языка, которые являются основой обновления и усовершенствования образования, а также средством повышения общеобразовательного общекультурного потенциала школы. Использование межпредметных связей на уроках способствует укреплению и углублению знаний, гибкости их применения, содействует воспитанию у учащихся познавательных интересов, предоставляет учащимся возможность применить полученные знания на практике. [3]

Обратимся к методам реализации межпредметных связей на уроках английского языка. В рамках раздела «Путешествие» дисциплины английский язык для 9-го класса рассматриваются такие темы как: «Жизнь и путешествия», «Известные путешественники», «Артикли с географическими названиями», «Проблемы глобализации. Россия, Великобритания, Америка», «Символика англоязычных стран и России» и т.д. Данная тематика располагает к синтезу таких школьных предметов как география и английский язык. Сегодня учителя английского языка все чаще разрабатывают и проводят интегрированные уроки, в частности и география на английском, активно вовлекая учеников в познавательный процесс. Анализ имеющихся разработок в данном направлении (а это - всевозможные презентации, кроссворды, викторины и т.п.) обнаруживает, что в качестве изучаемых стран рассматриваются Россия и страны изучаемого языка. Средства, используемые на уроке, направлены на углубление знаний о культуре, традициях, достопримечательностях, местоположении, населении, климате, символике данных стран. В связи с тем, что английский язык является языком международного общения, необходимо наличие знаний о разных странах мира, что будет способствовать обеспечению готовности выпускника к предстоящей межкультурной коммуникации, открывающей перспективы взаимодействия с партнерами, коллегами или просто, представителями разных стран мира.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.