Научная статья на тему 'Образовательно-воспитательный потенциал академических принципов творчества дагестанского скульптора Аскар-Сарыджи'

Образовательно-воспитательный потенциал академических принципов творчества дагестанского скульптора Аскар-Сарыджи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ART-PEDAGOGICAL EDUCATION / SCULPTURE OF DAGESTAN / ANALYSIS OF WORKS OF ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дамаданова С.Р.

Творческий анализ произведений искусства в системе художественно-педагогического образования способствует приобщению студентов к творческому наследию мирового и отечественного искусства, эмоционально-эстетическому восприятию образов. Изучение творчества Аскар-Сарыджи, основоположника дагестанской скульптуры, получившего европейское образование, позволяет проследить гармонию академических и самобытных национальных традиций в произведениях мастера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Дамаданова С.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE ACADEMIC PRINCIPLES OF CREATIVITY DAGESTAN SCULPTOR ASKAR-SARAJI

Creative analysis of works of art in the system of artistic and pedagogical education contributes to the introduction of students to the creative heritage of world and national art, emotional and aesthetic perception of images. The study of the art of Askar-Saryja, the founder of Dagestan sculpture, who received European education, allows us to trace the harmony of academic and original national traditions in the works of the master

Текст научной работы на тему «Образовательно-воспитательный потенциал академических принципов творчества дагестанского скульптора Аскар-Сарыджи»

18 Norwegian Journal of development of the International Science No 17/2018

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE ACADEMIC PRINCIPLES OF CREATIVITY DAGESTAN

SCULPTOR ASKAR-SARAJI

Damadanova S.

Candidate ofpedagogics, Professor, Faculty of art and graphics, Dagestan state pedagogical University, Makhachkala, Russia

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АКАДЕМИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ТВОРЧЕСТВА ДАГЕСТАНСКОГО СКУЛЬПТОРА АСКАР-САРЫДЖИ

Дамаданова С.Р.

Кандидат педагогических наук, профессор, факультет искусства и графики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия

Abstract

Creative analysis of works of art in the system of artistic and pedagogical education contributes to the introduction of students to the creative heritage of world and national art, emotional and aesthetic perception of images. The study of the art of Askar-Saryja, the founder of Dagestan sculpture, who received European education, allows us to trace the harmony of academic and original national traditions in the works of the master.

Аннотация

Творческий анализ произведений искусства в системе художественно-педагогического образования способствует приобщению студентов к творческому наследию мирового и отечественного искусства, эмоционально-эстетическому восприятию образов. Изучение творчества Аскар-Сарыджи, основоположника дагестанской скульптуры, получившего европейское образование, позволяет проследить гармонию академических и самобытных национальных традиций в произведениях мастера.

Keywords: Art-pedagogical education, sculpture of Dagestan, analysis of works of art

Ключевые слова: Художественно-педагогическое образование, скульптура Дагестана, анализ произведений искусства

Известно, что различные виды изобразительного искусства, являющегося формой познания, отображения и преобразования действительности, выступают в качестве эффективного образовательно-воспитательного средства. Развитие способности эстетического восприятия, аналитического образного мышления и художественного воображения способствуют плодотворному решению как образовательных, так и воспитательных целей.

Важным средством художественного эстетического воспитания в региональной системе художественно-педагогического образования является систематическое ознакомление учащейся молодежи с творческим наследием выдающихся художников Дагестана. Такой подход способствует формированию эстетического восприятия национальной культуры, активизирует самостоятельное творчество студентов, развивая воображение, ассоциативное поэтическое видение образов, является эффективным средством нравственного становления личности [2, - с. 280].

Применение в вузовской образовательно-воспитательной системе национального своеобразия изобразительного искусства Дагестана, являющегося гармоничным сочетанием локальных художественных особенностей с академическими традициями мировой культуры, благотворно влияет на формирование художественного вкуса обучающихся, их отношения к явлениям действительности, развивает этническое самосознание молодого поколения.

Использование образовательно-воспитательного потенциала профессионального творчества дагестанских художников, обусловлена, прежде

всего, эмоциональным восприятием узнаваемых и близких по духу сюжетов, способствующих расширению представлений молодежи о многовековой материальной и духовной культуре народов многонационального Дагестана, а так же возможностью непосредственного восприятия подлинных произведений в творческих мастерских, музеях и выставочных залах республики.

В процессе творческого анализа произведений искусства на лекционных занятиях, студенты приобщаются к творческому наследию мастеров прошлого и современности, учатся эмоционально-эстетическому восприятию и обретают навыки самостоятельного анализа художественных произведений.

Так, например, изучая творчество основоположников дагестанского профессионального изобразительного искусства, студенты знакомятся с творчеством одного из первых представителей Дагестана, получившим в специальное европейское образование. Хас-Булат Нухбекович Аскар-Са-рыджа (Аскаров), произведения которого оказали заметное влияние на формирование национального изобразительного искусства и определили развитие дагестанской скульптуры, воспитывался на академических традициях мировой культуры [4, - с. 110].

Профессиональное творчество основоположника дагестанской скульптуры Х.-Б. Аскарова отличается яркостью и многогранностью дарования, проявившегося как в монументальной и мелкой пластике, живописи (учился у известного русского художника Е. Е. Лансере), научно-исследовательской работе, так и в драматургии, музыке (учился в

Norwegian Journal of development of the International Science No 17/2018

Ленинградской консерватории), активной общественной деятельности. Решающее значение оказала поездка по Нагорному Дагестану в составе первой художественной экспедиции, где наблюдение самобытной натуры, этнографичных типажей, внимание к героическому прошлому народа оказались определяющими для становления реалистического метода Аскар-Сарыджи [3, - с. 34].

Приемы гармоничного сочетания классических античных традиций и глубоко национальных художественных образов, свойственные большинству произведений скульптора, прослеживаются уже в ранних работах мастера: рассматривая «Голову мюрида» горельефной композиции «Последний защитник Гуниба» (20-е годы), нельзя не отметить аналогию художественных форм и решений, использованных в известных произведениях мирового искусства - «Лаоокон» (Агесандр, I век до н. э), «Восставший раб» (Микеланджело, XVI в.). (Рис. 1).

Художественные приемы выразительности, использованные мастером в более поздних работах, так же свидетельствуют о гармоничном сочетании академических традиций с национальным своеобразием произведений: в основе самобытного художественного решения статуи «Шамиль» (1943 г.) лежат традиции античности, выраженные в частности в скульптуре «Геракл» (II в. н. э. Римская копия), угадывается заимствование художественных приемов в решении «Давида» (Микеланджело, XVI в.). (Рис. 2).

Не менее выразительная лирическая тема в творчестве скульптора нашла воплощение в мемориальном произведении, мраморном надгробии народному поэту Дагестана Махмуду (1969 г.), в котором Х.-Б. Аскар-Сарыджа сочетает два вида пластики, - круглую скульптуру и рельеф, академические и местные художественные традиции антропоморфного решения надгробных стел [1, - с. 155]. (Рис. 3).

В пору расцвета портретного искусства Х. Н. Аскар-Сарыджи (50-е годы), дагестанский скульптор создает варианты портретов для памятников С. Стальскому и Г. Цадасе, характеризующихся умелой передачей анатомического строя натуры, естественностью и простотой обликов портретируемых. Героическая тема в творчестве художника с наибольшей силой выражена в конной статуе дагестанского революционера Махача Дахадаева, отличающейся гармоничным единством академических принципов творчества, традиций русского реализма и глубоко национального характера, свойственного лучшим произведениям мастера.

Гармония общемирового и национального в произведениях основоположника дагестанской

19

скульптуры стала возможной благодаря овладению профессиональными художественными средствами, совершенным знаниям высоких академических требований русской реалистической школы в купе с активными художественными исканиями, опорой на национальные изобразительные традиции, собственным осмыслением и личным эмоциональным опытом.

Самобытное творчество первого профессионального скульптора Дагестана Х. Н. Аскар-Са-рыджи, являющегося приверженцем высоких традиций мирового и русского реалистического искусства, подготовило прочную основу для формирования профессионального искусства Республики.

В результате лекционных занятий учащиеся приобщаются к таким художественно-эстетическим принципам творчества, как: сочетание в национальном изобразительном творчестве художественных традиций многовековой самобытной культуры Дагестана с академическими традициями мирового и русского реалистического искусства; глубокое проникновение в мир духовно-творческих запросов современников в целях обобщения художественного образа и др.

Таким образом, использование образовательно-воспитательного потенциала творчества Аскар-Сарыджи, - основоположника профессиональной скульптуры Дагестана, в системе художественно-педагогического образования и воспитания способствует активизации творческих способностей молодежи, развитию интереса к разнообразию жанров искусства, формированию нравственно-эстетических качеств личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гейбатова-Шолохова З. А. Хас-Булат Ас-кар-Сарыджа: Жизнь и творчество. - Махачкала, 2000.

2. Дамаданова С. Р. Творчество дагестанских художников в системе регионального художественно-эстетического образования//Наука и молодежь: Сборник статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. Выпуск № 6.-Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2003.

3. Очерки истории советского искусства Дагестана. 1917 - 1941. / Отв. редактор чл.-корр. АН СССР Г. Г. Гамзатов. - М., 1987.

4. Становление профессионального искусства Дагестана. (Творчество Г. А. Гасанова, М. -А Джемала, Х.-Б. Н. Аскар-Сарыджи) / Отв. редактор М. А. Якубов. - Махачкала, 1982.

Рис. 2

Рис. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.