Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2016. С. 103-113
УДК 37.017.93 Ильина Анна Михайловна, Смоленская Православная Духовная Семинария
формирование ценностных ориентаций школьников в процессе подготовки выпускников к экзаменационным сочинениям
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьников; итоговая аттестация выпускников; формирование ценностных ориентаций учащихся; базовые национальные ценности; итоговое сочинение; единый государственный экзамен по русскому языку; духовно-нравственные понятия
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся формирования ценностных ориентаций школьников в процессе духовно-нравственного воспитания и развития. Автор, опираясь на основные нормативные документы, анализирует особенности тематики и проблематики итогового сочинения и сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку, обращая внимание на усвоение необходимых для их успешного написания духовно-нравственных понятий. Приведенный фрагмент работы с текстом содержит описание отдельных приемов, способствующих определению необходимой для дальнейшего рассуждения проблемы и формулировки авторской позиции.
Современные образовательные стандарты основного общего образования в качестве приоритетных задач определяют духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьников, что, несомненно, свидетельствует о необходимости изучения вопроса о формировании ценностных ориентаций обучающихся, лежащих в основе фундамента мировоззрения и мировосприятия подрастающего поколения.
В настоящей статье предпринимается попытка обзора основных нормативных документов, регламентирующих сферу духовно-нравственного воспитания и развития, и особенностей итоговой аттестации выпускников, освоивших программу среднего (полного) общего образования в рамках предметной области «Филология» по русскому языку.
Обратимся к «Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования». В нем указаны личностные характеристики выпускника как человека, любящего «свой край и своё Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции» [9]. Личностные результаты освоения должны отражать уважительное и доброжелательное отношение «к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира ... развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам» [9]. Таким образом, изначально в качестве ценностных ориентаций определяются понятия «нравственных чувств» и «нравственного поведения».
Изучение предметной области «Филология» ... «должно обеспечить ...осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию, и формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, а также . ориентацию в системе моральных норм и ценностей, их присвоение» [Там же]. Нравственное развитие через усвоение моральных норм и ценностей, на наш взгляд, является смысловым, ценностным центром процесса обучения и воспитания в целом, наиболее ярко проявляясь в предметной области «Филология».
Планируемые результаты воспитания нравственных чувств, убеждений, этического сознания предполагают в том числе, «понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, понимание нравственной сущности правил культуры поведения, понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие» [Там же]. При этом считаем, что использование воспитательного потенциала художественной литературы способно формировать у школьников «личностно значимое отношение к явлениям идеологическим, нравственным и эстетическим, обеспечивать личностное постижение вырабатываемых обществом ценностей, идей, принципов» [10].
Еще одним значимым документом, регламентирующим формирование ценностных ориентаций учащихся, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [3].
Данная Концепция определяет характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, систему базовых национальных ценностей, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся [Там же]. Духовно-нравственное развитие личности, согласно Концепции, представляется последовательным расширением и укреплением ценностно-смысловой сферы личности, осуществляемым в процессе социализации, формированием способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нрав-
ственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [3].
Педагогически организованным процессом усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей является духовно-нравственное воспитание личности гражданина России [Там же].
Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество [Там же].
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности непосредственным образом связано с обеспечением готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Авторы Концепции считают ведущей универсальную духовно-нравственную установку «становиться лучше», которая подразумевает «укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; развитие совести как нравственного самосознания личности» [Там же]. При этом подчеркивается необходимость формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам [Там же].
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является одной из первостепенных задач современного образовательного процесса и включает необходимость формирования ценностных ориентаций школьников, основанных на понятиях нравственности и морали. К этим понятиям относятся совесть, моральные нормы, нравственная оценка, ценности семейной жизни; культурно-регионального сообщества, культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий, российской гражданской нации, мирового сообщества.
Система базовых национальных ценностей является основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Она включает патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, труд и творчество, науку, традиционные российские религии, искусство и литературу, природу, человечество. Национальные ценности лежат в основе «целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся» [3]. Система базовых национальных ценностей призвана стать смысловой основой пространства духовно-нравственного развития личности.
Несмотря на то, что базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности [3], необходимо все же отметить, что школьный курс литературы «способен не только дать радость, доставить одно из высоких духовных переживаний — эстетическое наслаждение, но и научить человека, помочь сформировать его личность. Литература является инструментом, который при столкновении с различными проблемами позволяет совершенствовать процесс формирования человека, особенно в плане его ценностных ориентаций, влияющих, в свою очередь, на целостное развитие личности» [10].
Сложно переоценить роль сочинения как одного из основных видов творческой работы школьников. В рамках урока литературы написание сочинений является далеко не только формой контроля и проверки знаний учащихся, но и своеобразным средством формирования ценностных ориентаций, освоения и присвоения норм нравственности и морали путем постижения художественных произведений классической литературы.
К сожалению, на протяжении нескольких последних лет сочинению в современной школьной программе уделялось все меньше внимания. Оставляя за рамками данной статьи дискуссионный вопрос о причинах и возможных последствиях этого, отметим своеобразный процесс возвращения сочинения в образовательное пространство старшеклассников с 2014 года.
Введенное в 2014—2015 учебном году для выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, итоговое сочинение, с одной стороны, «носит надпредметный характер, нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию» [8]. С другой стороны, оно «является лите-ратуроцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал» [Там же].
Ежегодно для выпускников формулируется пять общих тематических направлений, в рамках которых непосредственно в день экзамена старшеклассники выбирают для написания одну из пяти тем.
Анализируя комментарий к открытым тематическим направлениям специалистов ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на протяжении трех последних лет [Там же], обратим внимание на традиционные формулировки, ориентирующие выпускников на необходимые для раскрытия темы рассуждения:
— размышления о нравственном выборе человека на войне;
— рассуждение о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п.;
— рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об эти-ко-нравственных, философских, социальных аспектах бытия;
— размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней;
— раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки...
— рассуждения о полярных понятиях, связанных с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия;
— размышления о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом;
— рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта [6, 7].
Конкретные формулировки тем сочинений чаще всего предполагают ответ на проблемный вопрос. Приведем некоторые примеры: «Хорош ли принцип "живи сегодняшним днём"?», «Какие вопросы называют "вечными"?», «Какие нравственные ценности укрепляют семью?», «Почему в любви важно понимать и прощать?», «Что значит идти дорогой чести?», «На пути к благородной цели все ли средства хороши?», «Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?», «Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?», «Можно ли добиваться победы любыми средствами?», «Как Вы понимаете выражение "нравственная победа"?», «В чём различие между ошибкой и преступлением?», «В чём причины вражды между людьми?», «Что разрушает дружбу?» [Там же].
Весьма очевидным представляется прямое соотнесение как общих тематических направлений, так и формулировок тем с указанными выше базовыми национальными ценностями — патриотизмом, социальной солидарностью, гражданственностью, семьей, человечеством в широком смысле данного слова.
Говоря о предварительных оценках данного вида сочинений учащихся, обратится к «Методическим рекомендациям ФГБНУ «ФИПИ» по подготовке к итоговому сочинению (изложению)», разработанным на основе анализа работ участников итогового сочинения (изложения) [4].
Авторы «Методических рекомендаций» отмечают: несмотря на то, что в критериях оценивания сочинения отсутствует требование соблюдения этических норм, «проверка работ позволяет сделать вывод о том, что выпускники придерживаются общепринятых нравственных ориентиров» [Там же].
Приводя образцы лучших сочинений, обладающих рядом несомненных достоинств, разработчики свидетельствуют о том, что «в массе своей работы выпускников не свободны от множества ошибок и недостатков» [Там же]. В частности, анализ типичных недостатков сочинений, выявленных при оценке по критерию № 1 «Соответствие теме» показал, что выпускники испытывают затруднения в понимании самой темы сочинения, что в дальнейшем приводит
к частичному или полному несоответствию теме. Также они корректируют, «дописывают» тему по своему желанию (частичная подмена темы), подменяют тему вследствие невнимательного ее прочтения (невнимание к формулировке темы). При этом типичными недостатками являются неумение рассуждать по предложенной проблеме, демагогические рассуждения, подмена рассуждения на заданную тему пространными размышлениями, отсутствие индивидуального подхода к раскрытию темы; категоричность выводов, нарочитая прямолинейность суждений [4].
Приведем фрагмент из сочинения о роли семьи в жизни человека: «Каждая семья имеет свои уникальные нравственные ценности. В одних семьях — это милосердие, любовь, патриотизм. Но есть такие семьи, в которых преобладает поклонение деньгам, карьеризм, стремление стать хозяевами жизни» [Там же]. В данном случае очевидно, что выпускник не понимает значение понятия «нравственные ценности», выстраивает неверное рассуждение.
Учитывая, что подавляющее большинство тем представляет собой проблемный вопрос, при ответе на который обучающийся должен раскрыть смысл духовно-нравственного понятия, проблема формирования ценностных ориента-ций учащихся становится остро актуальной в том числе и в рамках подготовки к написанию итогового сочинения, существенных изменений в особенностях проведения которого не планируется в течение следующих трех лет.
Обратимся к ставшей уже традиционной форме написания сочинения в формате Единого государственного экзамена по русскому языку. Как известно, выпускникам необходимо написать сочинение по прочитанному тексту, обязательно сформулировав и прокомментировав одну из проблем, поставленных автором текста, а также сформулировав позицию автора (рассказчика), выразить свое согласие или несогласие с точкой зрения автора прочитанного текста. Своё мнение нужно аргументировать, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения [8].
Оценивание данного сочинения «предполагает проверку эквивалентности восприятия текста с помощью комментария одной из проблем, заявленных автором текста. Комментируя проблему исходного текста, участник экзамена, кроме смыслов, лежащих на поверхности текста, имплицитно показывает свой художественный вкус, этический и эстетический опыт, чувство стиля» [11].
Вновь оставляя за рамками данного рассуждения полемику по поводу формализации подготовки учащихся к этому виду сочинения, своеобразного «натаскивания» на необходимую проблему, отметим, что, на наш взгляд, практически невозможно, учитывая тенденцию усложнения проблематики тестов ЕГЭ по русскому языку последних лет, «натаскать» на понимание духовно-нравственных понятий.
Анализируя отражение ценностных ориентаций выпускников в текстах сочинения ЕГЭ по русскому языку, обратимся к «Методическим рекомендациям для учителей, подготовленным на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по русскому языку» [Там же].
По результатам проведенного экзамена было определено четыре уровня выполнения экзаменационной работы: минимальный, удовлетворительный, хороший и отличный. «Анализ написанных сочинений показал, что все группы испытуемых, кроме испытуемых с неудовлетворительным уровнем подготовки, овладели способностью формулировать проблему, поставленную автором текста, и определять позицию автора по отношению к этой проблеме. Наиболее не освоенными коммуникативными умениями для всех групп экзаменуемых оказались умения прокомментировать поставленную проблему и аргументированно выразить свою точку зрения» [11].
Анализ проблематики и авторской позиции в текстах Единого государственного экзамена по русскому языку предполагает осознанное восприятие и анализ с опорой на прочитанный текст таких нравственных категорий, как любовь к Отчизне, самопожертвование, нравственно зрелая личность, вечные ценности, справедливость, добро и зло, духовные ценности, благородство, нравственные принципы и побуждения и др.
Однако, анализ сочинений свидетельствует о том, что всего лишь 8% экзаменуемых «демонстрируют широту осмысления одной из мировоззренческих проблем: верно формулируют проблему; дают комментарий с опорой на прочитанный текст; приводят два аргумента, один из которых является литературным» [Там же].
По-прежнему наиболее не освоенными коммуникативными умениями для всех групп экзаменуемых оказались умения прокомментировать поставленную проблему и аргументированно выразить свою точку зрения. Анализ выполнения задания по написанию сочинения подтверждает констатацию учеными (Т.Г. Бирюкова, Л.О. Бутакова, С.М. Евграфова, Е.В. Лукашевич, Н.Л. Мишанина, Н.В. Орлова и др.) изменения возрастных параметров речевого развития школьников в сторону их понижения, примитивность эмоций, неглубокие стереотипные представления и суждения [Там же].
Немногим более половины выпускников — 68% — способны сформулировать проблему, заявленную в тексте, дать комментарий с опорой на прочитанный текст, но при этом они допускают фактические ошибки, приводят только один литературный аргумент или два аргумента из жизненного опыта. 24% экзаменуемых способны сформулировать проблему, но не умеют её прокомментировать и аргументировать свою точку зрения, в лучшем случае приводят только один аргумент из жизненного опыта [Там же].
Следовательно, вопрос о формировании ценностных ориентаций школьников в условиях подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку в настоящий момент не теряет своей актуальности.
На наш взгляд, одним из возможных способов решения данной проблемы можно считать создание системы работы с текстами духовно-нравственной проблематики на протяжении всего периода школьного обучения, которая способствовала бы освоению и присвоению основных нравственных понятий.
Рассмотрим, не претендуя на всестороннее описание, в качестве возможного примера элементы работы с отрывком из рассказа В. Токаревой, данного в качестве исходного текста для написания сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку. Приведем фрагмент текста:
«В редакцию пришло письмо от рабочего Нечаева, в котором он поведал о конфликте с инженером Зубаткиным.
Конфликт возник на охоте. Они гнали зайца, бежали по окончательно раскисшему осеннему полю. Заяц широко, активно прыгал — и вдруг сел, развернувшись лицом к преследователям. Нечаев так и написал: лицом, не мордой. Когда охотники подбежали и приподняли зайца, стало ясно, почему он не убежал: у него на каждой лапе налипло по килограмму грязи, и он не мог скакать. Заяц это понял и остановился. Но сидеть спиной к преследователям ещё страшнее, и он развернулся, чтобы «встретить смерть лицом к лицу».
Зубаткин вернул зайца на землю, сдёрнул с плеча винтовку и нацелился в упор, и это была уже не охота, а расстрел. Нечаев сдёрнул с плеча свою винтовку и нацелился в Зубаткина. И добавил словами, что, если Зубаткин убьёт зайца, он, Нечаев, убьёт Зубаткина. Зубаткин не поверил, однако рисковать не стал. Он опустил ружьё и дал Нечаеву кулаком по уху. Нечаев драться не собирался, но агрессия порождает агрессию. Посреди осеннего поля произошла большая драка с нанесением словесных оскорблений и телесных травм.
По заданию редакции Веронике надо было побеседовать с участниками конфликта и написать статью. Она начала с Зубаткина.
Зубаткин был похож на Кирибеевича из «Песни о купце Калашникове» — та же обаятельная наглость, лучезарная улыбка хозяина жизни. Он смотрел на Веронику с таким видом, будто она сидела в его кабинете, а не он — в её. Зубаткин знал, что юридические законы на его стороне, а морально-нравственные категории — это что-то весьма неопределённое и неосязаемое, как облако. Нравственность у каждого своя. Как почерк» [5].
Отдельно отметим, что именно этот исходный текст вызвал наибольшие затруднения при написании сочинения выпускниками 2014 года. Связано это было, с одной стороны, с тем, как было воспринято его содержание, что было определено экзаменуемыми как позиция автора (рассказчика).
Для формулировки и комментария одной из проблем, поставленных автором текста, учащимся необходимо, на наш взгляд, вначале сориентироваться в содержании исходного текста. Для этого целесообразно использовать традиционную работу с вопросами, в ходе ответов на которые определяется «проблемное поле текста». Можно предложить обсудить следующее:
Почему Нечаев не дал Зубаткину застрелить зайца?
Какие личностные качества Нечаева вас привлекают?
Почему Зубаткин начал драку?
Какую характеристику Зубаткину дает автор?
Почему Зубаткин так уверен в своей правоте?
Дает ли автор в тексте свое определение морально-нравственным категориям?
Кажущаяся простота предлагаемых вопросов несколько обманчива, поскольку подавляющее большинство учащихся, к сожалению, при ответе на последний вопрос цитирует: «морально-нравственные категории — это что-то весьма неопределенное и неосязаемое, как облако. нравственность у каждого своя ... как почерк», тем самым совершая фактическую ошибку и неверно формулируя позицию автора (рассказчика).
Печальным парадоксом в сочинениях выпускников 2014 года было выражение своего согласия с точкой зрения автора прочитанного текста и дальнейшее приведение аргументов, прямо противоположных этому. Экзаменуемые рассуждали о высоких нравственных понятиях долга, чести, совести, опираясь на произведения классиков русской литературы, в которых содержались примеры совершенно другого, истинного, понимания нравственности.
В данном случае абсолютно необходимо проводить словарную работу по толкованию значения основных нравственных понятий на уроках русского языка и литературы.
Так, например, значение слова «нравственность» в «Большом толковом словаре русского языка» С.А. Кузнецова содержит следующие сведения: «1. Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. Человек высокой, безупречной нравственности. Развитие нравственности. Требования нравственности. Слабые, жалкие представления о нравственности. Упадок нравственности. 2. Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами. Законы, кодекс, нормы нравственности» [2].
Вполне вероятно, что после вдумчивого анализа данной словарной статьи выпускники не будут утверждать, что нравственность может быть «у каждого своя, как почерк». В данном случае учащиеся приходят к пониманию того, что это суждение не является авторской точкой зрения, а содержит авторскую оценку Зубаткина как человека безнравственного.
Возможным также представляется (при необходимости) и составление синонимических и антонимических рядов в ходе работы со значением нравственного понятия: нравственность — безнравственность; мораль — безнравственность; моральный — безнравственный; морально — безнравственно; нравственность — порочность. В целом такая лексическая работа будет способствовать более точному описанию проблемы, поставленной автором текста, ее комментарию и формулировке авторской позиции, а также дальнейшему подбору примеров для аргументации выпускником своего мнения.
Совершенно справедливо утверждение о том, что «нравственности не существует без мировоззренческого основания, той или иной картины мира. Нравственное воспитание выступает средством практической реализации
определенного мировоззрения, обеспечивает единство мысли и чувства, слова и дела, убеждений и поведения, деятельности человека» [1, с. 38].
Основными понятиями нравственности являются добро, добродетель, долг, достоинство, дружба, духовность, зло, любовь, милосердие, подвиг, порок, призвание, совесть, сострадание, справедливость, стыд, счастье, честность, честь и др. Именно они должны быть освоены и присвоены школьниками в процессе формирования ценностных ориентаций.
Мировоззренческой основой для данного процесса в настоящее время является система базовых национальных ценностей, определяющая содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников. На наш взгляд, христианская этика дает четкие объективные основания этим понятиям, исключая всякий релятивизм. Поэтому невозможно обойтись без религиозной составляющей при рассмотрении духовно-нравственного содержания произведений русской литературы и текстов с глубокой моральной проблематикой. А работа по подготовке к экзаменационным сочинениям выпускников, таким образом, служит, с одной стороны, своеобразным средством формирования ценностных ориентаций, освоения и присвоения норм нравственности и морали путем постижения художественных произведений классической литературы, с другой стороны, является одним из стимулов к дальнейшему развитию и совершенствованию системы школьного образования в целом.
Литература
1. Галицкая И.А., Метлик И. В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009. №10. С.36 — 46.
2. ГРАМОТА РУ. Справочно-информационный портал — русский язык для всех: [сайт]. URL: http://www.gramota.ru/ (дата обращения 23.12.2016).
3. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.: Просвещение, 2011.
4. «Методические рекомендациям ФГБНУ «ФИПИ» по подготовке к итоговому сочинению (изложению)», разработанные на основе анализа работ участников итогового сочинения (изложения). // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»: [сайт]. URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie (дата обращения 23.12.2016).
5. Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года. // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»: [сайт]. URL: www.fipi.ru/.../1455276057/ru_met_rek_2016.doc (дата обращения 23.12.2016).
6. Сочинение 11.рф. все о выпускном сочинении: [сайт]. URL: http://sochinenie11. ru/o/388-vse-temy-sochineniy-2-dekabrya-2015-goda.html (дата обращения 23.12.2016).
7. Сочинение 11.рф. все о выпускном сочинении: [сайт]. URL: http://sochinenie11.ru/ novosti/556-vse-temy-sochineniy-7-dekabrya-2016-goda.html (дата обращения 23.12.2016).
8. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» [сайт]. URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie (дата обращения 23.12.2016).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. http:// минобрнауки.рф (дата обращения 23.12.2016).
10. Хачикян Е.И. Особенности формирования ценностных ориентаций на уроке литературы. // Социальное воспитание 2013, № 2. С. 19 — 24.
11. Цыбулько И.П. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по русскому языку Москва, 2016 // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»: [сайт]. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1471851127/ russkiy_yazyk.pdf (дата обращения 23.12.2016).
Ilina Anna
Smolensk Orthodox Theological Seminary
Formation of valuable orientations of schoolboys in the course of preparation of graduates for exam essays
Keywords: spiritual and moral education and personal development of schoolchildren; final certification of graduates; the formation of valuable orientations of pupils; basic national values; final essay; unified state exam in Russian language; spiritual and moral concepts
The article deals with the formation of valuable orientations of students in the process of spiritual and moral education and development. The author, based on the basic normative documents, analyzes particular themes and issues of the final works and works in the exam on the Russian language format, paying attention to the assimilation necessary for successful writing of spiritual and moral concepts. The preceding code works with the text contains a description of certain techniques that contribute to the definition required for further reasoning and problem formulation of the author's position.