Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
245
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ В СВЕТСКОМ И РЕЛИГИОЗНОМ ПОНИМАНИИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ / ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ / СОЧИНЕНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ТЕКСТОВ / ЦЕННОСТНОЕ НАПОЛНЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильина Анна Михайловна

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся формирования духовно-нравственных понятий у подрастающего поколения. Автор, обращаясь к проблематике современных исследований, обозначает основные направления дискуссий, связанных с оценкой феномена духовности в светском и религиозном понимании, и проецирует это на предметную область «Филология», говоря о написании сочинений выпускниками основной школы. Учитывая важность аксиологического подхода в преподавании литературы, необходимо четко обозначать ценностное наполнение духовно-нравственных понятий, отражающихся как в содержании изучаемых в школьном курсе литературы произведений, так и в формулировке тем итогового сочинения и проблемном поле экзаменационных текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CONCEPTS IN THE YOUNGER GENERATION

The article discusses issues related to the formation of spiritual and moral concepts in the younger generation. The author, referring to the problems of modern research, identifies the main areas of discussion related to the assessment of the phenomenon of spirituality in secular and religious terms, and projects it on the subject field «Philology», speaking about writing essays by graduates of a secondary school. Given the importance of the axiological approach in the teaching of literature, it is necessary to clearly indicate the value filling of spiritual and moral concepts, reflected both in the content of the works studied in school literature and in the formulation of the final essay and the problem field of the examination texts.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2016. С. 144-154

Ильина А.М. Смоленская Православная Духовная Семинария

УДК 37.017.92

Проблема формирования духовно-нравственных Понятий у подрастающего поколения

Ключевые слова: формирование духовно-нравственных понятий; духовно-нравственное развитие; феномен духовности в светском и религиозном понимании; аксиологический подход в преподавании литературы; итоговое сочинение; сочинение Единого государственного экзамена по русскому языку; проблемное поле текстов; ценностное наполнение понятий.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся формирования духовно-нравственных понятий у подрастающего поколения. Автор, обращаясь к проблематике современных исследований, обозначает основные направления дискуссий, связанных с оценкой феномена духовности в светском и религиозном понимании, и проецирует это на предметную область «Филология», говоря о написании сочинений выпускниками основной школы. Учитывая важность аксиологического подхода в преподавании литературы, необходимо четко обозначать ценностное наполнение духовно-нравственных понятий, отражающихся как в содержании изучаемых в школьном курсе литературы произведений, так и в формулировке тем итогового сочинения и проблемном поле экзаменационных текстов.

«Приоритетами государственной политики в области воспитания являются формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России» [14] — эти слова в наши дни во многом определяют широкое поле многочисленных современных педагогических исследований и большинства актуальных дискуссий о путях развития отечественного образования. В рамках данной статьи предпринимается попытка обозначить основные проблемы формирования духовно-нравственных понятий у подрастающего поколения в настоящее время.

На наш взгляд, многие из них связаны как с трактовкой основополагающих понятий, определяющих сам процесс духовно-нравственного развития и воспитания, так и с практической реализацией данного процесса.

Вспомним, что при определении понятия «духовно-нравственное воспитание» возникшая дискуссия была связана как с полным неприятием «данного составного термина по той причине, что духовное — это религиозное воспитание, а нравственное — это светское воспитание», так и с отождествлением«^ данным понятием традиционного для советской школы нравственного воспитания, заменой духовно-нравственного воспитания понятием религиозное воспитание» [5, с. 11]. Впо-

следствии сформировался «взгляд на понятие "духовно-нравственное воспитание" как органическое единство с подчиненным положением слова "нравственное" в этом словосочетании» [5, с. 11]. При этом сомнению не подвергался тот факт, что «нравственности не существует без мировоззренческого основания, той или иной картины мира. Нравственное воспитание выступает средством практической реализации определенного мировоззрения, обеспечивает единство мысли и чувства, слова и дела, убеждений и поведения, деятельности человека» [1, с. 40]. Воспитание нравственности не представляется возможным без четких духовных основ, которыми в русской педагогической традиции являются основы православной морали [5, с. 11].

Существующие в настоящее время регламентирующие воспитательные и образовательный процесс документы опираются «на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России»[14].Это человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга. Само духовно-нравственное развитие личности, согласно Концепции, представляется последовательным расширением и укреплением ценностно-смысловой сферы личности, осуществляемым в процессе социализации, формированием способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [8].

При этом духовно-нравственное воспитание личности гражданина России закономерно воспринимается как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей [Там же]. Их носителями являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), а также мировое сообщество [Там же]. Авторы Концепции считают ведущей универсальную духовно-нравственную установку «становиться лучше», которая подразумевает «укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести» [Там же].

Отметим, что «создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина призваны традиционные российские религиозные организации, общественные организации, СМИ, учреждения культуры, спорта, социальной работы» [Там же]. Роль религии в данном процессе заключается в том, чтобы «обеспечить чистоту, основательность и устойчивость нравственности и общественной морали» [Там же].

Сформирован и современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Система базовых национальных ценностей является основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьникови призвана стать смысловой основой пространства духовно-нравственного развития личности. Она включает патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, труд и творчество, науку, традиционные российские религии, искусство и литературу, природу, человечество. Национальные ценности лежат в основе «целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся» [8].

Таким образом, можно утверждать, что общее смысловое поле для формирования духовно-нравственных понятий у подрастающего поколения определено и связано с системой базовых национальных ценностей и духовных отечественных традиций. Это, в свою очередь, стало своеобразной отправной точкой для возникновения дискуссий о ценностных ориентирах современного общества и их оценке с разных точек зрения.

Речь шла и о необходимости «нового теоретического осмысления категории "духовно-нравственные ценности", и о разработке социально-философской модели ценностной доминанты образовательной парадигмы как аксиологического основания современных образовательных социокультурных комплексов» [10], и об основных направлениях, «в рамках которых осуществляются теоретические исследования феномена духовности» [9].

Несомненным является то, что «сложная организация ценностей может быть представлена только в единстве содержания образования и процессов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» [12, с.15].

Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживает оценка феномена духовности в светском и религиозном понимании, что также является, учитывая светский характер общего образования, предметом многочисленных дискуссий. По мнению Т.В. Скляровой, «общим для религиозного и светского понимания феномена духовности является признание духовности источником ценностно-смыслового наполнения жизни личности, проявляющегося в ее устремленности к нематериальным целям» [12, с. 16]. Т.В. Склярова отмечает также, что «духовно-нравственное развитие и воспитание в религиозной традиции значительно отличается от таковых в светском понимании», приводя конкретные примеры существующих различий: «источником духовного развития в религиозной традиции является Абсолют, в светском понимании — ценности, сложившиеся в процессе культурного развития общества или государства» [Там же]. Следовательно, цель духовного развития, нравственность, совесть и другие понятия будут по-разному восприниматься «в зависимости от религиозного или светского основания их трактовки» [Там же].

В связи с этим определяется и цель изучения предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе и «Основы духовно-нравственных культур народов России» в основной школе — знакомство«учащихся с

мировоззренческим разнообразием и иерархией ценностей светской и религиозных культур» [12, с. 16]. Само же изучение религиозных культур «может основываться на обращении к теологии как комплексу наук, объясняющих духовные явления в земном мире с позиций той или иной религиозной традиции и/или культуры» [Там же]. Учитывая тот факт, что государственный стандарт «Теология» в настоящее время существует в системе высшего образования, данное утверждение, как уже было отмечено, можно считать достаточно дискуссионным.

Обратимся к практической стороне процесса формирования духовно-нравственных понятий у подрастающего поколения. Учитывая, что духовно-нравственные ценности определяют все виды деятельности обучающихся, в рамках данной статьи рассмотрим отдельные аспекты изучения предметной области «Филология».

Во-первых, приведём лишь некоторые примеры из школьного курса литературы, где, на наш взгляд, «знакомства с мировоззренческим разнообразием и иерархией ценностей светской и религиозных культур» [12] будет недостаточно. Отметим, что в настоящее время одним из самых востребованных подходов в преподавании литературы является аксиологический подход, который «предполагает не только нахождение в художественном произведении ценностей высшего порядка, но и отношение к самому произведению как к ценности эстетического уровня...» [16, с.32]. Будем также помнить, что вся литература досоветского периода «вышла из православной купели» (И. Шмелев), и христианские ценности являются ее духовным стержнем. В связи с этим полноценное понимание произведения без их анализа не представляется возможным.

Изучение древнерусской литературы предполагается практически во всех существующих школьных программах. Это уже хрестоматийно известные отрывки из «Поучения Владимира Мономаха», «Повести временных лет», «Жития Петра и Фев-ронии Муромских», «Жития Сергия Радонежского», «Жития Александра Невского» и других произведений. Говоря о древнерусской литературе, невозможно не учитывать тот факт, что «письменность православных славян на протяжении столетий носила почти исключительно религиозный характер» [11], при этом религия определяла не просто набор тем древнерусской книжности, и именно вера обуславливала самую сущность старинной словесности.

Рассуждая о пользе чтения книг (отрывок из «Повести временных лет»), стоит поинтересоваться, какие именно книги полезно читать. Отвечая на данный вопрос, так или иначе придется говорить о церковных книгах, пророческих беседах, евангельских и апостольских поучениях. Анализируя жития, говоря о поступках святых, сыгравших значительную роль в истории Отечества, необходимо, пусть и в доступной для возраста школьников форме, анализировать феномен святости.

И дальнейшее знакомство с одами Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова, изучение поэзии и прозы и золотого, и серебряного века русской литературы не представляется возможным без качественной работы по анализу духовно-нравственных понятий именно в контексте православного мировоззрения.

Во-вторых, не только при изучении литературных произведений осознание духовно-нравственных понятий становится весьма востребованным. Обратимся к особенностям тематики и проблематики сочинений, которые необходимо писать выпускникам образовательных организаций, реализующих программы среднего (полного) общего образования, то есть тем учащимся, которые заканчивают одиннадцатый класс.

Итоговое (так называемое «декабрьское») сочинение «нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию» [7], в ходе его написания требуется создать письменное высказывание на публицистическую тему с привлечением литературного материала и опорой на текст хотя бы одного литературного произведения. Ежегодно определяются пять тематических направлений итогового сочинения, непосредственным образом связанных с ценностными оценками духовно-нравственных понятий. Приведем (в сокращении) тематические направления итогового сочинения 2019 — 2020 учебного года и официальный комментарий к ним:

«Война и мир» — к 150-летию великой книги

Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми...

Надежда и отчаяние

В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость.

Добро и зло

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы.

Гордость и смирение

Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений (вы-

делено нами. — А.И.). Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» — как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию.

Он и она

...Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она» [7].

В рамках указанных тематических направлений формулируются конкретные темы сочинений. 4 декабря 2019 года в Смоленской области и в других областях зоны 2 выпускникам были предложены следующие темы:

«Согласны ли Вы с убеждением автора романа "Война и мир", что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?

Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?

Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла — сердце человека?

Считаете ли Вы смирение добродетелью?

Что мешает взаимопониманию между любящими?» [13].

Напомним, что одним из основных критериев при оценке данного сочинения является привлечение литературного материала для раскрытия темы. Поскольку каждая из тем сформулирована как вопрос, подразумевается, что выпускники будут аргументировать ответ, свою точку зрения, показывая, с одной стороны, верное понимание духовно-нравственного понятия или понятий, определенных выбранной темой, с другой стороны, приводя необходимый для иллюстрации материал изученных произведений.

Рассуждая о духовных исканиях, поисках истины героями произведений, сложно избежать хотя бы минимального анализа исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского, так или иначе соприкасавшихся с вечной Истиной.

Выбор книги, возвращающей надежду ее читателю, может быть, разумеется, глубоко личным, при этом одним из самых часто задаваемых специалистам Федерального института педагогических исследований вопросов является следующий: «Возможна ли в сочинении опора на Библию?».В комментарии к Критерию №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции». О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру [6].

Можно объяснить светским характером образования и хрестоматийным употреблением некоторое видоизменение известной цитаты из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «.Ужасно то, что красота есть не только страшная, но итаин-ственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей» [3]. Но в любом случае, выбирая данную тему, выпускники строят рассуждение о нравственном выборе человека, о том, чем и как он руководствуется, выбирая между добром и злом, имеющими весьма конкретное воплощение или в окружающих людях, или в жизненных обстоятельствах.

Смирение является одной из христианских добродетелей — эта азбучная истина. Можно, конечно, понимать значение данного духовно-нравственного понятия как некоторое абстрактное «положительное нравственное качество человека; высокую нравственность, моральную чистоту» [2].Однако самым типичным примером художественного персонажа, являющего своеобразным олицетворением смирения (при всей сложности восприятия современными школьниками данного понятия), для выпускников является Соня Мармеладова. Понять всю глубину образа этой героини невозможно без опоры на ее христианское мировоззрение.

Проблема взаимопонимания между любящими может быть раскрыта на материале множества самых разных литературных произведений и предоставляет широкий выбор для аргументации своей точки зрения, однако размышления о преодолении таких человеческих недостатков, как эгоизм (себялюбие) и о понимании любви как христианской добродетели в данном случае представляется весьма целесообразным.

Еще одним сочинением, которое необходимо написать выпускникам, является сочинение в рамках Единого государственного экзамена по русскому языку (задание 27). Данное сочинение пишется на основе прочитанного текста и предполагает обязательную формулировку и подробный комментарий одной из проблем, поставленных автором текста, а также формулировку его позиции и выражение своегоаргу-ментированного отношения к ней.

Проблемное поле текстов ЕГЭ по русскому языку непосредственным образом связано с духовно-нравственными понятиями. Приведем примеры наиболее типичных формулировок: проблема патриотизма как общезначимой ценности, проблема нравственных возможностей человека, нравственной оценки факта войны, существования вечных ценностей в контексте времени, манипуляции общечеловеческими ценностями,проблема возможности сопоставления Добра и Зла, проблема понимания истинных человеческих ценностей,нравственной прочности человека, проблема оценки человеческого поступка и т.п. При этом точка зрения автора в тексте далеко не всегда может быть выражена максимально прозрачно, чаще всего она отражается в самом преподнесении материала и однозначно свидетельствует о том, что самопожертвование во имя отчизны — это высшее проявление благородства и духовности, меняются взгляды, оценки людей, но невозможно отменить вечные ценности, добро и зло нельзя поменять местами, Добро и Зло сопоставлять нельзя, их нельзя уравнивать, так как это взаимоисключающие понятия,истинными, настоящими ценностями являются ценности не материальные, а духовные и т.п.

Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживает и изменение критерия оценки аргументации собственного мнения по сформулированной проблеме (с 2019 года выпускники «избавлены» от необходимости приведения литературного аргумента), что неизбежно повлекло за собой расширение проблематики текстов ЕГЭ по русскому языку.

Четыре года назад тексты, подобные приведенному далее, можно было считать скорее редким исключением, чем правилом, их однозначно относили к категории «трудных». Обратимся к тексту В. Захарова, посвященному давно включенному в школьную программу роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

«В первой редакции "Мастера и Маргариты" встреча московских литераторов с иностранным специалистом по белой и черной магии изображена не совсем так, как в том варианте, который мы привыкли читать. Берлиоз объясняет молодому поэту Антоше Безродному (позже автор исправит на Ивана Бездомного), какую стихотворную подпись надо сочинить к уже готовому рисунку в журнале "Богоборец". Поэт слушает своего наставника и при этом выводит прутиком на земле лик. В этот самый момент в их разговор вмешивается загадочный иностранец. Его приводит в горячий восторг воинствующий атеизм московских литераторов, но он желает удостовериться в прочности их безбожия. Проверка на прочность исключает всякую двусмысленность: он предлагает молодому поэту растоптать ногами нарисованный на земле лик. Слабо? Поэт конфузится, ему кажется такое предложение нелепым: действительно, с какой радости он должен отплясывать под чужую дудочку.

Но Воланд, шпион душ человеческих, знает, как подобрать ключик к этому нехитрому замочку, он хихикает над трусостью лже-атеистов, которые только на людях богохульствуют, а глубоко в душе припрятали веру в Бога! Так, на всякий случай! Иванушка начинает топтать рисунок, чтобы у иностранца не оставалось никаких сомнений в отваге и партийной принципиальности постоянного автора журнала "Богоборец".

Позже Булгаков серьезно переработал эту сцену, очевидно, посчитав подобную провокацию представителя нечистой силы чрезмерно демонстративной, тенденциозной, почти фарсовой. Но думается, что в черновом варианте очень явственно, определенно обнажена важная для Булгакова мысль: человека без веры легко обольстить, легко сбить с праведного пути, легко подчинить чужой воле. Поэт скорее всего сам бы стер свой механически начертанный рисунок, но Воланду важно было придать непроизвольным движениям глубоко нравственный, символико-ритуаль-ный смысл. Легкая насмешка, хохоток, щелчок по самолюбию и — Иванушка под беззвучный смешок беса исполняет своей обрядовый танец: подошва его сандалий удаляет с поверхности Земли очертания священного лика.

Кажется, ничего особенного не случилось! Ведь не икону бросили в огонь, ведь не крестик швырнули на тело убитой старухи, как это сделал Раскольников. Что тут такого? Созданное на пыли и вернулось в прах! Но за внешней пустячностью происшедшего таится роковой смысл, неоглядную глубину которого не может прозреть

человек. Нет, Солнце по-прежнему восходит на востоке, по-прежнему Волга впадает в Каспийское море, по-прежнему время с той же постоянной скоростью стекает в вечность. Но что-то изменилось в глубинных пластах человеческой истории. На каком-то важном изгибе жизнь круто изломилась, и все пошло не так, как должно было пойти.

Понтий Пилат, отправивший на казнь безвинного человека, Иванушка Безродный, стерший ногами скорбный лик. Один совершил свое преступление под влиянием страха, другой поддался капризам умело раззадоренного самолюбия. Если бы они могли знать, чем обернутся их действия! Перед людьми, лишенными веры, истина предстает как неизбежность, как необратимое последствие только тогда, когда уже поздно что-либо менять, когда утраченного уже не воротить. Вера позволяет человеку видеть дальше собственного носа, вера дает человеку силы жертвовать ради высокого и великого, вера дает человеку духовность, приподнимающую его над обычным животным. Только что теперь об этом говорить: трясущийся за свою жизнь Понтий Пилат уже утвердил приговор, поэт уже сплясал свой дикий танец. Теперь поздно что-либо менять. История свернула на тот смутный путь, куда ее увлекло слепое и бездушное, как древний ящер, безверие [4, с. 219 — 220].

Примерный круг проблем данного текста определен авторами пособия следующим образом: «1. Проблема нравственного выбора человека. (Что определяет нравственный выбор человека? Какие качества помогают человеку сделать правильный шаг?) 2. Проблема веры как проявления нравственной стойкости человека. (Для чего людям нужна вера? Какой способностью наделяет вера человека?) 3. Проблема нравственной ответственности человека. (В чем заключается нравственная ответственность человека? Почему от поступков каждого человека зависит судьба мира?» Авторская позиция заключается в том, «что человек сам решает, как ему поступать в той или иной ситуации, и этот выбор обусловлен его жизненными ценностями, его нравственными принципами; вера помогает человеку руководствоваться не сиюминутными интересами, а высшими принципами, которые помогают ему в трудный момент принять правильное решение; от действий каждого человека зависит судьба мира, и только понимание своей высокой ответственности позволяет человеку делать правильный выбор» [Там же].

Думается, что именно при работе с подобного рода текстами, а также при формировании духовно-нравственных понятий у обучающихся следует помнить слова Константина Дмитриевича Ушинского о том, что «задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни. Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному — вы не достигли цели воспитания» [15]. Стоит ли напоминать о том, что нравственное и духовное педагог воспринималв контексте традиций Православия?

Таким образом, можно утверждать, что ценностное наполнение основополагающих понятий, определяющих процесс духовно-нравственного развития и воспи-

тания обучающихся при подготовке, в данном случае, к написанию экзаменационных сочинений, а, следовательно, и на протяжении изучения всего школьного курса русской литературы непосредственно связано с практической реализацией данного процесса. Такая же взаимосвязь может прослеживаться как при изучении других гуманитарных дисциплин, так и при построении всего учебного и воспитательного процесса. Для достижения высокого уровня духовно-нравственного развития подрастающего поколения и формирования у него духовно-нравственных понятий необходимым представляется четкое ценностное наполнение данных понятий исходя из контекста отечественной культуры и истории, во многом сформированной Православием.

Литература

1. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009. №10. С. 36—46.

2. Грамота.ру. Справочно-информационный портал — русский язык для всех: [сайт]. URL: http://gramota.ru/slovari/dic (дата обращения 17.12.2019).

3. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Кн. 3, гл. III // Lib.ru/Классика: [сайт]. URL: http://az.lib.rU/d/dostoewskij_f_m/text_0100.shtml (дата обращения 17.12.2019).

4. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цы-булько. М.: Изд-во «Национальное образование», 2015.

5. Зыбина Т.М. От слова — к Слову. Интегрированное обучение религиозной лексике: учебно-методическое пособие. Смоленск, 2014.

6. Итоговое сочинение: вопросы и ответы //Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»:[сайт]. URL: http://www.fipi.ru/content/itogovoe-sochinenie-voprosy-i-otvety (дата обращения 17.12.2019).

7. Комментарии к направлениям итогового сочинения в 2019 — 2020 учебном году // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»:[сайт]. URL:http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/2019/kommentarii_otkr_napravleniya.pdf (дата обращения 17.12.2019).

8. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2014.

9. Лаптева О.И. Духовно-нравственные ценности как детерминанты развития человека // Развитие территорий. 2015. № 3. С. 38—43.

10. Молчан Э.М. Духовно-нравственные ценности в культурно-образовательном пространстве социума // Экономические и социально-гуманитарные исследования. № 1 (21). 2019. С. 93-100.

11. Ранчин А.М. Своеобразие древнерусской литературы //Слово. Образовательный портал: [сайт].https://www.portal-slovo.ru/philology/42393.php (дата обращения 17.12.2019).

12. Склярова Т.В. Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся // Сибирский педагогический журнал. Вопросы воспитания и обучения. № 5. 2017. С. 13-19.

13. Сочинение 11.рф. все о выпускном сочинении: [сайт]. URL: https://sochinenie11.ru/ novosti/613-vse-temy-itogovogo-sochineniya-4-dekabrya.html (дата обращения 17.12.2019).

14. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Российская газета. RG^U^s^]. URLhttps://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 17.12.2019).

15. Ушинский К.Д. О воспитании. // Азбука веры. Православноеобщество. URL: https://azbyka.ru/deti/my-sli-k-d-ushinskogo-o-vospitanii(дата обращения 17.12.2019).

16. Формирование ценностной ориентации школьников на уроках словесности: система работы с текстами духовно-нравственной проблематики: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. А.М. Ильина, ТА. Матаненкова, О.К. Сливкина. Смоленск: Свиток, 2016.

Ilyina A.M.

Smolensk Orthodox Theological Seminary

The problem of the formation of spiritual and moral concepts in the younger generation

Keywords: the formation of spiritual and moral concepts; spiritual and moral development; the phenomenon of spirituality in secular and religious terms; axiological approach to teaching literature; final composition; essay on the unified state exam in Russian; problem field of texts; value filling of concepts.

The article discusses issues related to the formation of spiritual and moral concepts in the younger generation. The author, referring to the problems of modern research, identifies the main areas of discussion related to the assessment of the phenomenon of spirituality in secular and religious terms, and projects it on the subject field «Philology», speaking about writing essays by graduates of a secondary school. Given the importance of the axiological approach in the teaching of literature, it is necessary to clearly indicate the value filling of spiritual and moral concepts, reflected both in the content of the works studied in school literature and in the formulation of the final essay and the problem field of the examination texts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.