Научная статья на тему 'Исследование сущностных характеристик понятия «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»'

Исследование сущностных характеристик понятия «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1046
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярославцева Е.В.

В данной статье делается анализ основных подходов к определению терминов «воспитание», «духовно-нравственное воспитание». Исследуются сущностные характеристики понятия «духовно-нравственного воспитания младших школьников».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование сущностных характеристик понятия «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»»

редь на подрастающее поколение. Регулярное использование этого метода в эфире способно также повлиять на духовно нравственное воспитание подрастающего поколения.

Выводы

Таким образом, мы отобрали, на наш взгляд, наиболее перспективные инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания. Перспективой дальнейших исследований является экспериментальная проверка предложенных нами форм и методов духовно-нравственного воспитания.

Список литературы:

1. Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии // Инновации в образовании. - 2011. - № 1. - С. 59-64.

2. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.

3. Сидоров В.Н. Профессиональная деятельность социального работника: Ролевой подход. Учеб. пособие / В.Н. Сидоров. - Винница: Глобус-пресс, 2006. - 408 с.

4. Тлупова Э.Н. Метод проектов как современная педагогическая технология [Электронный ресурс] / Э.Н. Тлупова. - Режим доступа: Шр://шрог-tal.ru/.

5. Челябова М.А. Формы и методы духовно-нравственного воспитания в реализации ФГОС [Электронный ресурс] / М.А. Челябова. - Режим доступа: http://nsportal.ru/.

ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОНЯТИЯ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

© Ярославцева Е.В.*

Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

В данной статье делается анализ основных подходов к определению терминов «воспитание», «духовно-нравственное воспитание». Исследуются сущностные характеристики понятия «духовно-нравственного воспитания младших школьников».

Ключевые слова воспитание, духовно-нравственное воспитание, сущностные характеристики, духовно-нравственное воспитание младших школьников.

* Магистрант кафедры Педагогики и педагогического и социального образования.

Введение

Одним из центральных понятий настоящей диссертации является «духовно-нравственное воспитание младших школьников». На сегодняшний день в педагогике разработаны достаточно продуктивные теоретические конструкции, позволяющие определить сущность, содержание, основные особенности процесса духовно-нравственного воспитания применительно к младшему школьному возрасту. В то же время, нельзя констатировать, что ведущие системообразующие характеристики этого процесса изучены полностью, скажем более - сегодня актуальной остается задача переосмысления содержательной и процессуальной сторон духовно-нравственного воспитания младших школьников, его ведущих механизмов. Это вызвано не только необходимостью повышения эффективности воспитательных воздействий в общеобразовательной системе, но и общими процессами гуманизации и демократизации общества, введением стандартов ФГОС начального общего образования второго поколения. В стандарте ФГОС определены основные походы к организации внеурочной деятельности.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1-4 класс) предполагает разработку планов внеурочной деятельности, которые и в теории, и в практике рассматриваются как организационный механизм реализации основной образовательной программы начального общего образования школы, и определяет содержание направлений внеурочной деятельности и требований к ней. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1-4 класс), внеурочная деятельность организовывается по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и интеллектуальное). Организация занятий по данным направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса. Общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования во взаимодействии могут иметь большой потенциал для развития младших школьников.

Целью статьи является исследование основных сущностных характеристик понятия «духовно-нравственное воспитание младших школьников».

Методика

Важной задачей реформирования системы духовно-нравственного воспитания является приведение ее в соответствии с образовательным стандартом ФГОС. В соответствии с данным стандартом в основную образовательную программу включена программа воспитания и социализации учащихся, основанная на базовых национальных ценностях. В письме Министерства образования и науки РФ от 13 мая 2013 года «О направлении Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе» обо-

значена необходимость сделать акцент на развитии личности, познавательных и созидательных способностей младших школьников.

Исходя из сказанного, мы определяем целью настоящего параграфа дефиницию понятия «духовно-нравственное воспитание младшего школьника», выявление его сущности, содержания, особенностей в условиях школы и учреждений дополнительного образования. Рассмотренные в указанном контексте задачи составят единую концептуальную основу, определяющую практику воспитания духовно-нравственного воспитания.

Следуя общенаучной традиции, мы считаем необходимым, начать рассмотрение заявленной проблемы с дефиниции ведущих понятий, составляющих логико-содержательную основу исследования. В качестве центральной нами определяется понятийная триада: «воспитание - духовно-нравственное воспитание - духовно-нравственное воспитание младших школьников».

Выбор такого подхода к описанию феномена духовно-нравственного воспитания объясняется следующими причинами:

- во-первых, это отвечает внутренней логике нашего исследования, а также традициям и культуре научного поиска. Поскольку, в дальнейшем мы неоднократно будем апеллировать к логическим взаимосвязям, то уточним, что под внутренней логикой понимается определенная последовательность теоретических, опытных и экспериментальных действий, направленных на: а) гипотетический отбор ведущих идей и предположений исследования; б) теоретическую разработку основных концептуальных положений; в) их практическую реализацию в опытно-экспериментальной части исследования; г) проверку достоверности полученных данных; д) теоретическое осмысление полученных результатов; ж) формулирование выводов и практических рекомендаций.

- во-вторых, в указанной триаде понятие «духовно-нравственное воспитание младших школьников» не является самодостаточным. Являясь не только семантической, но и сущностной производной базовой категории «воспитание» оно отражает определенный этап в личностном развитии, сохраняя при этом единую логику воспитательного процесса. Определить сущность процесса духовно-нравственного воспитания, не обращаясь к анализу категории воспитание невозможно, ибо нарушается принцип системности. Такая логика отвечает принципу системного подхода, под которым в общенаучной методологии понимается «рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов совокупности отношений и связей между ними» [8].

Исходя из этого, определение сущности духовно-нравственного воспитания мы начнем с краткой характеристики таких базовых педагогических категорий как «воспитание» и «духовность». При этом надо иметь в виду,

что на сегодняшний день имеется огромное число ее интерпретаций и свойственная ей противоречивость автоматически эксплицируется на трактовки ресоциализации. Понимание в воспитания в общем виде следует понимать в таких трактовках:

- Воспитание - это целенаправленный сознательно контролируемый процесс формирования заданных качеств личности воспитанника [2].

- Воспитание - это процесс создания множества стимулов воспитаннику, заставляющих его развиваться.

Сказанного достаточно, чтобы, имея серьезные теоретические основания перейти к определению сущности, содержания, особенностей такого процесса как духовно-нравственное воспитание.

Духовно-нравственное воспитание является одним из аспектов воспитания, одной из ведущих целей развития и формирования личности. Все чаще духовно-нравственное воспитание рассматривается как социально-культурная деятельность.

Понятие духовность является одним ключевых в истории человеческой культуры и обширным по своему содержанию. В педагогическом словаре понятие «духовность рассматривается в трех значениях: 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ее ориентирами становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ее нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом [4].

Исследователи считают, что вышеописанное определение лишний раз подтверждает сделанный в научной литературе вывод о сосуществовании двух принципиально отличающихся направлений в исследовании духовной культуры: светской и религиозной. В религиозной литературе абсолютная духовность ассоциируется с Богом, а светское понимание духовности связано с внутренними характеристиками личности человека, с его разумом, нравственностью, интеллектом, творчеством и т.д. [1]. Указывает на взаимосвязь светской и религиозной духовности Л.П. Буева.

Хамматова С.А. указывает на то, что у светского и духовного общий фундамент - забота о человеческой душе и забота о сохранении того, что составляет сущность человечности. Истоки этих видов духовности различны: у светской духовности - это знания, у религиозной духовности - опора на веру. Единым есть понимание смысла светской и религиозной духовности: поиск правды реальной жизни ради утверждения добра и сохранения, спасения человечности в каждом [9].

Несмотря на большое распространение влияния религии и увеличения числа верующих, Плотникова Е.З. выражает обеспокоенность ростом бездуховности. По мнению исследователя, распространение религии и религиозности не играет значительной роли в укреплении духовности. Посещение

детьми воскресных школ, введение в учебных план средней школы религиозного учения оказывает однобокую услугу в обучении и воспитании подрастающего поколения. Становлению духовности человека в обществе играют положительную такие качества как соборность, толерантность и нравственное совершенствование. Однако настораживает, представление о религии как о единственной форме духовности, которое предполагает отстранение от духовности всех неверующих в Бога, что может рассматриваться как одна из форм принуждения к вере. Признавая роль религии в духовном становлении общества, Е.З. Плотникова категорически не признает ее монополию в этом вопросе [7].

К примеру, А.П. Колпакова считает, что духовно-нравственное воспитание личности в школе представляет собой усвоение и свободу выбора школьником духовно-нравственных ценностей и претворение их в практические действия и поведение [5].

Пархоменко Н.А. рассматривает духовно-нравственное воспитание как сложный, нелинейный, целенаправленно организованный процесс восхождения ребенка к культуре обнаружение и открытие им с помощью педагога духовных ценностей и смыслов, развитие его духовных сил - разума и свободы, творчества и саморегуляции, способности преобразованию себя. Содержание духовно-нравственного воспитания включает: формирование духовного слоя сознания школьника; ценностное отношение к другому человеку; специфическую структуру ценностных ориентаций и идеалов; устойчивость нравственных поступков. По мнению Н.А Пархоменко, духовно-нравственное воспитание - это процесс формирования и развития личности, направленный на принятие личностью высших ценностей и внутренне их переживание как своих собственных [6].

Принципиальное различие духовности и образованности подчеркивает В.Д. Шадриков. Образованность, по мнению ученого, находится в сильной связи с интеллектом и способностями. Исследователь утверждает, что человек может многое знать, обладать талантами, и не быть в то же время духовным. Шадриков В. указывает на условие, при котором знание обретает духовность: личностная значимость. Духовные способности, по мнению исследователя, основаны на сочувствии и сопереживании [10].

Глумной А.В. духовно-нравственное воспитание как процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции нравственного поведения [3].

Анализ определения «духовно-нравственное воспитание младших школьников» позволяет констатировать, что это понятие слабо разработанное. Поэтому попробуем сформулировать данное определение самостоятельно. Под духовно-нравственным воспитанием младшего школьника следует понимать: целенаправленное организационное взаимодействие воспитанника

с педагогами, воспитателями, тренерами, с окружающим миром на уровне достижения современной национальной и мировой культур, формирования системы реальных отношений к себе, обществу, основной целью которых является сформированная духовно-нравственная личность, представление о которой совпадает с требованиями ФГОС.

Таким образом, мы проанализировали основные понятия нашего исследования: выяснили сущность и содержание. Анализ определений понятий свидетельствует о неоднозначности трактовок искомых понятий. Обобщая основные представления о духовно-нравственном воспитании, следует подчеркнуть, что оно часто рассматривается как: взаимодействие, содействие, формирование и развитие личности. Для задач нашего исследования близок аспект взаимодействия, который будет раскрываться через инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания.

Список литературы:

1. Адамова А.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеучебной деятельности на основе системного подхода: дис. ... канд. пед. наук / А.Г. Адамова. - М., 2008. - 174 с.

2. Анисимов В.В., Грохольская С.Ф., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики / В.В. Анисимов, С.Ф. Грохольская, Н.Д. Никандров. - М.: Просвещение. - 574 с.

3. Глумной А.В. Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Глумной. - М.: РГБ, 2005. - 172 с.

4. Духовность / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров // Педагогический словарь. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С. 40.

5. Колпакова А.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства: дис. ... канд. пед. наук / А.П. Колпакова. - Якутск, 2004. - 123 с.

6. Пархоменко Н.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры: дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Пархоменко. -Курск, 2003. - 141 с.

7. Плотникова Е.З. Педагогические условия активизации саморазвития духовно-нравственной культуры студентов педагогического колледжа: дис. . канд. пед. наук / Е.З. Плотникова. - Казань, 2003. - 216 с.

8. Социологический энциклопедический словарь: На рус., англ., нем., фр. и чеш. яз. / ред.-координатор Г. Осипов. - М.: Норма, 2000. - 488 с.

9. Хамматова С.А. Введение в проблему духовно-нравственного воспитания учащегося в условиях социальных перемен / С.А. Хамматова. - Ч. 1. -Уфа: Изд-во Башкирского университета, 2000. - 124 с.

10. Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1994. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.