Научная статья на тему 'Проблема духовно-нравственного развития в отечественной педагогической мысли'

Проблема духовно-нравственного развития в отечественной педагогической мысли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / нравственность / духовно-нравственное развитие / творчество / самосовершенствование / spirituality / morality / spiritual and moral development / creativity / self-improvement

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Злата Владимировна Васильева

В статье анализируются понятия «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное развитие». Проводится обзор представлений о духовности и нравственности в отечественной педагогической литературе. Формулируются выводы, что нравственность характеризует отношение к другим людям, а духовность выражает внутренние ценностно-смысловые ориентации человека. Дается интерпретация понятия «духовно-нравственное развитие» как самостоятельной уровневой и содержательной характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Spiritual and Moral Development in National Pedagogical Thought

The article analyzes the concepts “spirituality”, “morality”, and “spiritual and moral development”. The review of ideas about spirituality and morality in the national pedagogical literature is conducted. Conclusions that morality characterizes the attitude to other people, and spirituality expresses the internal value-semantic orientations of a person are formulated. The interpretation of the concept “spiritual and moral development” as an independent level and content characteristic is given.

Текст научной работы на тему «Проблема духовно-нравственного развития в отечественной педагогической мысли»

УДК 378 ББК 74.03(2)

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10035

Проблема духовно-нравственного развития в отечественной педагогической мысли

The Problem of Spiritual and Moral Development in National Pedagogical Thought

Злата Владимировна ВАСИЛЬЕВА,

адъюнкт кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России

E-mail: zlatavas@gmail.com

Научный руководитель: Н.Ф. Гейжан, доктор педагогических наук Рецензент: В.И. Хальзов, доктор педагогических наук

Аннотация. В статье анализируются понятия «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное развитие». Проводится обзор представлений о духовности и нравственности в отечественной педагогической литературе. Формулируются выводы, что нравственность характеризует отношение к другим людям, а духовность выражает внутренние ценностно-смысловые ориентации человека. Дается интерпретация понятия «духовно-нравственное развитие» как самостоятельной уровневой и содержательной характеристики.

Ключевые слова: духовность; нравственность; духовно-нравственное развитие; творчество; самосовершенствование

Abstract. The article analyzes the concepts "spirituality", "morality", and "spiritual and moral development". The review of ideas about spirituality and morality in the national pedagogical literature is conducted. Conclusions that morality characterizes the attitude to other people, and spirituality expresses the internal value-semantic orientations of a person are formulated. The interpretation of the concept "spiritual and moral development" as an independent level and content characteristic is given.

Keywords: spirituality; morality; spiritual and moral development; creativity; self-improvement

Отношения между людьми и человека с внешним миром существовали с возникновения человеческого общества, были осознаны более трех тысяч лет назад. Осмысление вопросов, относящихся к этим сферам, отражены в религиях и философских учениях древности. Именно в них возникли понятия морали, нравственности, духовности, которые определяют социальные отношения, человеческое мировоззрение, самосознание, выражают необходимость самосовершенствования как цель жизни.

Рассмотрим сущность основных компонентов духовно-нравственного развития. Понятие «нравственность» происходит от слова «нравы», что соответствует латинскому термину mores. Поэто-

му в научной литературе «мораль» и «нравственность» часто понимаются как синонимы.

Духовность и нравственность — понятия развивающиеся, имеющие многовековую историю, и в силу этого в их определении много противоречивых, спорных точек зрения. Так, мораль и нравственность многими понимаются как равные по значению, потому что латинское mores, как и греческое ethos, было переведено русским «нрав», «обычай». Со временем понятия «этика», «мораль» и «нравственность» приобрели собственные оттенки. В частности, мораль стала пониматься как характеристика общественная, выражаемая в нормах и ценностях (классовая, религиозная, корпоративная), а нравственность — как личностная характеристика. Понятие «нрав-

ственность» в философии определяется через различение добра и зла, выражается в деятельности и имеет ценностное значение. В психологии и педагогике нравственность также ценностная характеристика, проявляющаяся в отношении к другим людям (в триаде «отношение к себе, к другим, к делу»; в целом — к миру). «Мораль — это объективная, общественная сторона явления, а нравственность — его субъективная, индивидуальная сторона. Нравственность есть гуманное отношение к другому, «любовь к ближнему»» [1, с. 28].

Духовность чаще всего рассматривается через религиозное сознание, например, как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [2, с. 183], или как «свойство человеческой личности, возникающее в процессе развития души и тела на основе духа» [3, с. 263]. Однако духовность может иметь светский характер, тогда она определяется через идеологию, творчество, самоотдачу, любовь, признание реальности более широкой, чем отдельный человек.

Важным остается вопрос, является ли понятие «духовно-нравственный» (в контексте развития этой характеристики) самостоятельным, образующим некое новое качество при объединении? Или это просто соединение духовных и нравственных характеристик в процессе воспитания и развития личности. От ответа на поставленные вопросы зависят стратегия и тактика формирования этих качеств у специалиста.

В большинстве публикаций на эту тему такой вопрос не поднимается, сочетание рассматривается как нормативно заданное, исторически возникшее недавно, но смысл которого понятен. Для педагогических материалов типично рассмотрение этих понятий по отдельности.

В отечественной педагогической традиции особенности духовного и нравственного воспитания с XI по XX вв. исследованы В.А. Мосоловым, который пишет о направленности российской педагогики на воспитание человека с определенными ценностными ориентациями, соответствующими эпохе. Отмечается, что развитие духовности и нравственности было связано с воспитанием человека и гражданина (общечеловеческого и национального) в дореволюционный период начиная с XI в. В данный период понимание духовности переплеталось с православием. Воспитывался патриотизм, основанный на героическом прошлом русского народа. В этом митрополит киевский Иларион (XI в.) видел общегосударственную задачу. «Иларион показал и

духовный путь человечества от закона к благодати, и то, как Бог-Воспитатель через христианизацию Руси, деятельность князя Владимира, приучал русский народ к национальной самоидентификации и к осознанию себя частью человечества» [4, с. 5, 15].

Нормы нравственности как различения добра и зла зафиксированы в Уставе Ярослава Мудрого (соавтором данного документа был Иларион), регламентировавшем семейно-брачные отношения. Многие статьи Устава направлены на защиту женщины, ее чести и достоинства.

Владимир Мономах впервые в древнерусской литературе в «Поучении» связал нравственное воспитание с деятельностью. Честь и достоинство человека он связал с трудолюбием, нравственным пороком считал лень. Мономах разработал систему военно-физического воспитания, направленную на развитие силы, выносливости, смелости, отваги, храбрости других волевых и нравственных качеств, необходимых для защиты Отечества. Кроме того, как отмечает В.А. Мосолов, в «Поучении» прослеживается «призыв к деятельному, мирскому служению отчизне» [4, с. 10]. По мнению В.О. Ключевского, еще в XVII в. Русское общество было однородным по своему нравственно-религиозному составу, но западное влияние разрушило эту цельность [5, с. 148—149].

В работе «Духовная моему сыну» В.Н. Татищев подводит итог развитию общества первой трети XVIII в. Говоря о службе, автор выделяет храбрость как наилучшую характеристику воина, который должен задумываться «как свой живот, так и пользу Отечеству сохранить». На гражданской службе наиболее важно охранение правосудия: быть честным, защищать немощных, помогать бедным [6, с. 83].

В сочинении М.В. Ломоносова «О размножении и сохранении российского народа» сделан акцент на роли нравственного воспитания и его взаимосвязи с физическим и умственным развитием, возможностью укрепления мощи России в усилении духовности русского народа [7].

А.А. Прокопович-Антонский в работе «О воспитании» связывал физическое и моральное воспитание, предмет которого — «образование телесных и душевных способностей человека». Красота души влияет на красоту и крепость тела. Нравственные качества приобретаются «просвещением ума и образованием сердца, нравственным воспитанием». Нужно учить детей преодолевать трудности, пробуждать любовь к добру, искоренять наклонность ко злу [8, с. 349—350, 358]. Отметим, что преодоление трудностей в

качестве нравственно воспитывающего средства развивалось в статье К.Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении».

Проблемы нравственного воспитания волновали прогрессивных людей XIX столетия в России. Например, в статье «Вопросы жизни» Н.И. Пирогов ставит вопрос о необходимости нравственного воспитания человека и гражданина: «Все, готовящиеся быть полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми» [9, с. 449]. Для достижения успеха на этом пути необходимо, чтобы направление воспитания соответствовало нравственным основам общества.

К.Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе в русском воспитании» рассматривает влияние семейного и общественного воспитания на развитие нравственности. По его мнению, нравственность не является следствием «учености и умственного развития». Но воспитание, влияние литературы, общественной жизни могут оказать воздействие «на образование нравственного достоинства в человеке». Развитие нравственности автор ставит выше развития ума и приобретения знаний, высказывая убеждение, что «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Нравственное в человеке выражает его «стремление к проявлению доброй воли к борьбе со злом» [10, с. 265].

В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д. Ушинский рассматривает свободный труд как источник личностного, нравственного и общественного развития человека: «Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья» [11, с. 229].

Источником духовности народа, согласно К.Д. Ушинскому, является родной язык: «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина» [12, с. 395—396]. В языке выражаются творчество человека, его любовь к отчизне. Духовное наследие поколений остается, сохраняется в языке. Духовность в данном случае понимается К.Д. Ушинским через творчество и любовь, выраженные в языке.

Наиболее полно понятия «духовность» и «нравственность» разрабатываются в русской религиозной философии. Философия всеединства B.C. Соловьева положила начало «русскому духовному ренессансу» первой трети XX в. Его учение оказало влияние на многих русских философов, сформировавших духовно-ренессансную линию философии всеединства (Н.А. Бердяев,

П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков).

Духовность в философской традиции всеединства является свойством мироздания. В русской философии всеединства античная диада «макрокосм — микрокосм» трансформируется в триаду «космос — духовность — человек». То есть человек, обладающий духовностью и нравственностью, становится связующим звеном, синтезом идеального и материального миров [13, с. 187—188].

И.А. Ильин выделял приоритет духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. Духовно-нравственное развитие личности неразрывно связано, по И.А. Ильину, с ценностями православия. Духовность он рассматривал как «внутреннюю «направленность» человека», придающую высшую ценность жизни. Обращение к внутреннему опыту — важное условие формирования духовности. Среди доминантных основ духовного бытия И.А. Ильин выделял веру и любовь [14, с. 9—10]. Кроме того, духовность он связывал с религиозной верой и искусством (творчеством), призванным одухотворить бессознательное в человеке. Как и К.Д. Ушинский, мыслитель полагал, что изучение родного языка — один из наиболее важных элементов развития духовности. Идея воспитания «духовно-зрячего» человека опирается на духовные основы бытия. Нравственность И.А. Ильин видел в следовании приоритетным ценностям православия (вера в добро, честь, совесть и т.д.).

В советский период произошла деформация парадигмы отечественной педагогической мысли, отказ от равновесия общечеловеческих, национальных и классовых ценностей. Приоритет классового подхода повлиял на политизацию педагогики и этики, направленных на воспитание социального типа личности, убежденной в приоритете классовых ценностей над общечеловеческими. Вместе с тем ведущей идеей советского воспитания выступили коллективная трудовая деятельность, самоотверженность, служение (атеистическая духовность — по определению В.А. Мосолова) [4, с.110]. Кроме того, марксистское положение о гармонично развитой личности легло в основу умственного, трудового, физического, эстетического и нравственного воспитания.

Источником воспитания счастливого человека, полноценной развивающейся личности А.С. Макаренко считал коллективный труд с социально значимым результатом. Стремление воспитанников к завтрашней радости педагог использовал для вовлечения их в трудовую дея-

тельность, развития инициативы, активности, целеустремленности.

Нравственность А.С. Макаренко рассматривал в контексте трудовой деятельности: «У нас труд есть дело чести, дело доблести, геройства. В нашем обществе труд является не только экономической категорией, но и категорией нравственной». Именно в трудовой деятельности происходит духовно-нравственное развитие личности — формируется отношение к себе, другим людям и к делу. «Логической осью» нравственного закона, по А.С. Макаренко, являются интересы коллектива, а нравственное воспитание человека «базируется на воспитании его способностей, на развитии его сил, его созидательного, творческого актива» [15, с. 285—286]. В коллективе формируются социально значимые умения и навыки, духовно-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция, патриотизм. Нравственное влияние коллектива на личность является важной составляющей концепции А.С. Макаренко.

Проблемы духовности и нравственности рассматривались В.А. Сухомлинским на протяжении всего творчества («Проблемы воспитания всесторонне развитой личности», «Духовный мир школьника», «Как воспитать настоящего человека», «Рождение гражданина», «Павлышская средняя школа», «Слово учителя о нравственном воспитании», «Моральные ценности семьи» и др.). Духовность раскрывается у автора через идеологию, творчество, самоотдачу, любовь к Родине, гражданственность, патриотизм. Нравственность выражается в таких этических категориях, как «долг», «ответственность», «достоинство», «честь», «стыд», «сопереживание», и выступает в качестве основополагающего компонента гармонии человеческой личности. Совесть в произведениях В.А. Сухомлинского является границей в формировании чувства добра и зла.

Служение своей стране, обществу выдающийся педагог рассматривает как основу человеческого счастья. Выстраивание четкой картины ценностей, выработка нравственных склонностей (человеколюбие, бескорыстная помощь окружающим), установка на самостоятельное преодоление препятствий и жалости к себе являются путями воспитания сильной личности [16]. Таким образом, духовно-нравственное развитие личности, по В.А. Сухомлинскому, осуществляется через служение делу, стране, трудовую деятельность. Поскольку именно в служении и труде соединяются духовные и нравственные качества и ориентации личности.

На рубеже 1980—1990-х годов появились новые социальные условия, которые привели к изменению идеологических основ общества. В исследованиях по проблемам духовно-нравственного развития отмечаются его сложность, комплексность, ориентация на освоение и сохранение ценностей, важность самосовершенствования. Эта же тенденция сохранилась и в начале нового тысячелетия. Например, В.А. Беляева пишет: «Духовно-нравственное воспитание есть процесс организованного целенаправленного внешнего воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие комплексное, интегрированное относительно мнения, желаний и чувств личности. Понятие духовно-нравственного становления личности выводится как процесс целенаправленного освоения человеком духовных и нравственных ценностей бытия, определения своего духовного идеала, саморазвития и самосовершенствования своей духовной и душевной жизни». В то же время автор отмечает, что проблема отсутствия определенного идеала в этой сфере тормозит процесс развития молодых людей, а необходимость «воспроизводства духовно-нравственного потенциала общества» рождает противоречие. Данное противоречие может разрешиться созданием идеального образа, который должен стать ориентиром и фактором духовно-нравственного развития молодежи [17, с. 77—78].

В литературе по профессионально-нравственному и духовно-нравственному воспитанию наряду с термином «воспитание» духовности и нравственности постоянно используются термины «развитие», «формирование» качеств личности. Первый из них («развитие») носит самый широкий характер, второй («формирование») означает некий этап, заканчивающийся присвоением определенных отношений и ценностей. Однако в возрасте, в котором начинается обучение в образовательных организациях МВД России, молодые люди приходят уже со сформированными характеристиками ценностно-смысловой сферы. Поэтому, говоря о духовно-нравственной сфере личности курсантов и слушателей, целесообразно использовать термин «развитие» уже имеющихся качеств. В процессе профессиональной подготовки сотрудников полиции речь идет о развитии как обогащении, расширении, углублении, осознании, включении их в мировоззренческий контекст. Развитие духовно-нравственных ценностей молодых людей, обучающихся в образовательных организациях, предусмотрено Федеральным законом «Об образовании в

Российской Федерации», ФГОС ВО, а в образовательных учреждениях МВД России — и нормативными правовыми установлениями.

Анализ понятия «духовно-нравственное развитие» в отечественной педагогической мысли позволяет сделать следующие выводы. «Нравственность» — категория развивающаяся, во все времена понималась как характеристика отношения одного человека к другому (другим людям). Категория «духовность» до XX в. понималась как характеристика религиозная. В советской педагогике и психологии духовность рассматривалась как верность идеалам коммунизма, патриотизма, защиты страны. Со второй трети XX в. духовность понимается как характеристика ценностно-смысловой сферы человека.

Понятие «духовно-нравственность» стало применяться с середины XX в. для характеристики уровня ценностного развития человека как результата воспитания. По сравнению с нравственным и духовным понятие «духовно-нравственное» привнесло новый смысл. Оно используется как самостоятельная уровневая и содержательная характеристика, отражающая одновременно особенности (уровень отношения человека) к делу и другим людям. При этом отношение к себе и к миру, как подчеркивает А.Е. Зим-були, должно быть осмысленно уважительным [18]. Эквивалентом этого понятия в отечественной традиции являются понятия «служение» (делу, отечеству, другим людям) и «добродеяние» (творчество, конструктивность, взаимопомощь, защита), включенные в личную систему ценностей человека.

Список литературы

1. Михалец И.В. Духовно-нравственные отношения студентов: монография. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2011.

2. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 2006.

3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000.

4. Мосолов ВА. Воспитание в России. Опыт парадигмального анализа педагогической мысли XI—XX веков: монография. СПб., 2000.

5. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.

6. Татищев В.Н. Духовная моему сыну // Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985. C. 81—84.

7. Ломоносов М.В. О сохранении русского народа. М., 2011.

8. Прокопович-Антонский АА. О воспитании // Антология педагогической мысли России

XVIII в. М., 1985. C. 349—364.

9. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Антология педагогической мысли России первой половины

XIX в. (до реформ 60-х гг.). М., 1987. С. 449.

10. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Моя система воспитания. О нравственности. М., 2018. C. 257—322.

11. Ушинский КД. Труд в его психическом и воспитательном значении // Моя система воспитания. О нравственности. М., 2018. С. 223—254.

12. Ушинский К.Д. Родное слово // Моя система воспитания. О нравственности. М., 2018. С. 391—414.

13. Ковалева Г.П. Эмпирические истоки категории «духовность» в онтологии трансцендентного космизма // Вестник КемГУКИ. 2014. № 26. С. 185—192.

14. Асанова Л.И. Проблемы духовно-нравственного воспитания в философско-педагогичес-ком наследии И.А. Ильина (1883—1954): авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Н. Новгород, 2005.

15. Макаренко A.C. Из статьи «О коммунистической этике» // Педагогические сочинения: в 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 281—287.

16. Сухомлинский ВА. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избранные произведения: в 5 т. Киев, 1979. Т. 1. С. 59—218.

17. Беляева ВА., Кухтин A.A. Духовно-нравственное воспитание личности в школе и вузе: монография. Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2007.

18. Зимбули А.Е. Духовно-нравственное воспитание: векторы и парадоксы // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2015. № 1. С. 71—81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.