Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING AND DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN''S PERSONALITIES / FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS / BASIC NATIONAL VALUES / SPIRITUAL AND MORAL CONCEPTS / SCHOOL TEXTBOOK / WORK WITH TEXT / TEXTS OF EXERCISES / ANALYSIS OF THE TEXT OF SPIRITUAL AND MORAL ISSUES / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ / БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ / ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК / РАБОТА С ТЕКСТОМ / ТЕКСТЫ УПРАЖНЕНИЙ / АНА- ЛИЗ ТЕКСТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Анна Михайловна

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся формирования ценностных ориентаций школьников в процессе обучения русскому языку в 5 - 9 классах. Автор, обращаясь к пред- метной линии учебников по русскому языку, выпущенных под редакцией М.М. Разумов- ской, П.А. Леканта, анализирует тексты духовно-нравственной проблематики, содержащи - еся в упражнениях, и систему работы с ними, опираясь на требования к экзаменационным сочинениям формата основного государственного экзамена.The article deals with the questions concerning the formation of value orientations of schoolchildren in the process of teaching Russian in grades 5-9. The author, referring to the subject line of textbooks on the Russian language, edited by M.M. Razumovskoy, P.A. Lecant, analyzes the texts of the spiritual and moral problecontained in the exercises, and the principles of working with them, relying on the requirements for examination essays in the format of the main state examination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2017. С. 105-116

УДК37.017.93 Ильина Анна Михайловна, Смоленская Православная Духовная Семинария

формирование ценностных ориентаций школьников при обучении русскому языку в 5 — 9 классах

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьников; формирование ценностных ориентаций учащихся; базовые национальные ценности; духовно-нравственные понятия; школьный учебник; работа с текстом; тексты упражнений; анализ текста духовно-нравственной проблематики.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся формирования ценностных ориентаций школьников в процессе обучения русскому языку в 5 — 9 классах. Автор, обращаясь к предметной линии учебников по русскому языку, выпущенных под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, анализирует тексты духовно-нравственной проблематики, содержащиеся в упражнениях, и систему работы с ними, опираясь на требования к экзаменационным сочинениям формата основного государственного экзамена.

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьников как приоритетные задачи современного образовательного процесса определены как последними образовательными стандартами основного общего образования, так и реалиями настоящего времени. В связи с этим изучение процесса формирования ценностных ориентаций обучающихся является актуальным и привлекает внимание и педагогов, и широкой общественности.

Личностные характеристики выпускника как человека, любящего «свой край и своё Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции» [11], уважительно и доброжелательно относящегося «к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира», указанные в «Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования», определяют общую стратегию образовательного процесса. Данную стратегию дополняет «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [3], в которой охарактеризован характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, систему базовых национальных ценностей, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [3] осуществляется в процессе духовно-нравственного развития личности на протяжении всего периода школьного обучения в различных формах учебной и внеучебной деятельности.

Универсальную духовно-нравственную установку «становиться лучше», которая подразумевает «укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести ... развитие совести как нравственного самосознания личности» авторы Концепции считают ведущей в процессе духовно-нравственного развития личности [Там же]. Основным содержанием данного процесса является система базовых национальных ценностей. Она включает патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, труд и творчество, науку, традиционные российские религии, искусство и литературу, природу, человечество. Национальные ценности лежат в основе «целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся» [Там же].

Нравственное развитие через усвоение моральных норм и ценностей, на наш взгляд, является смысловым, ценностным центром процесса обучения и воспитания в целом, наиболее ярко проявляясь в предметной области «Филология» [1]. Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. По-прежнему актуально звучат сегодня слова известного отечественного лингвиста Ф.И. Буслаева: «Родной язык так сросся с жизнью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащегося».

Отметим, что на протяжении нескольких последних лет одним из своеобразных «способов проверки» сформированности ценностных ориентаций школьников косвенно можно считать те сочинения, которые пишут школьники 9 классов в рамках государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (далее ОГЭ). ОГЭ по русскому языку включает «творческое задание (Задание 15), которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи» [10]. Для написания учащемуся предлагаются три варианта сочинения, и в «каждом из них может быть реализована разная установка (исследовательская, аналитическая, ценностная), которая соответствует как разным видам восприятия текста, так и разным формам личностной направленности учащегося» [Там же]. При этом «комплекс педагогических условий, обеспечивающих выполнение предлагаемых речевых задач, является общим для всех вариантов сочинений и включает в себя умение понимать исходный текст как целостность, т.е. раскрывать функциональную значимость различных структурных элементов, которые он в себя включает; владение способами создания рассуждения; педагогическое руководство продуктивной деятельностью учащегося, который должен обрести

опыт создания сочинения-рассуждения того или иного вида [10]. Задание 15.1 предполагает написание сочинения на так называемую лингвистическую тему: учащемуся необходимо объяснить высказывание о языке с опорой на прочитанный текст. Выбирая задание 15.2, школьник пишет сочинение-рассуждение, объясняя смысл ключевой фразы прочитанного текста, в сочинении 15.3 ему предлагается объяснить значение слова, чаще всего это духовно-нравственное понятие, приведя два примера-аргумента. Приведем пример подобного задания:

«Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта» [Там же]. Отметим, что в методических рекомендациях для экспертов по проверке данного вида экзаменационных работ отмечено, что «ценностные понятия в силу своей отвлеченности представляют серьезную трудность для толкования», при этом основная задача экзаменуемого состоит в том, что ему необходимо «показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте... он должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переведя его в поле личностных смыслов» [Там же].

Совершенно очевидно, что подготовка к написанию такого типа сочинений должна осуществляться на протяжении всего периода обучения в 5 — 9 классах, носить систематический характер.

Так как содержание предметных курсов зафиксировано в программах и учебниках, несомненно, важную роль в данном процессе будет играть выбранный учителем учебник (учебный комплекс и т.п.). Современный школьный учебник рассматривается как многофункциональная система (Д.Д. Зуев, И.Я. Лернер, И.П. Товпинец и др.), которая должна обеспечить, по мнению Н.М. Скаткина, гармоническое единство трех его функций: обучения, воспитания и развития. «Содержание должно быть структурировано таким образом, чтобы выявлялись и проявлялись аксиологические составляющие знания» [2]. Как отмечают исследователи, «в данном случае на первый план выходит организация работы с текстами духовно-нравственной проблематики при обучении русскому языку, поскольку только систематическая работа в процессе обучения русскому языку с понятиями и текстами духовно-нравственной проблематики на разных уровнях ... не только позволит подготовить обучающихся к успешному прохождению итоговой аттестации, но и поможет в вопросах духовно-нравственного воспитания» [4].

Каким же образом может происходить формирование ценностных ориентаций школьников при обучении русскому языку в 5 — 9 классах с учетом опоры на учебник? В рамках данной статьи обратимся к предметной линии учебников, созданных группой авторов и выпущенных под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, и

рассмотрим, какие тексты и принципы работы с ними представлены в данных учебниках.

Оставляя в стороне дискуссию о сильных и слабых сторонах школьных учебников русского языка, основных целях и задач, реализуемых разными коллективами авторов, необходимости формирования навыков практической грамотности учащихся и роли учебных текстов как таковых, отметим, что для большинства учебников характерно обращение к текстам духовно-нравственной проблематики. Основной проблемой в данном случае является количество и качество подобных текстов и система работы с ними.

В указанных учебниках под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта количество таких текстов упражнений от 5 к 9 классу возрастает, но все же занимает не более 5% от общего количества упражнений. По своей тематике чаще всего это поучительные рассказы о взаимоотношениях людей, о взаимоотношениях людей и животных, притчи. Приведем несколько наиболее типичных примеров текстов с заданиями к ним.

«Муравей и голубка»

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Прочитайте текст выразительно, то есть с паузами и смысловыми (логическими) ударениями на отдельных словах, соблюдая нормы произношения. Можно ли данный текст озаглавить иначе — «Долг платежом красен»? Докажите» [5, с. 29].

Выполняя данное упражнение, пятиклассники не только тренируются в выразительном чтении текста, но и размышляют о заголовке текста, в котором, как известно, чаще всего отражается его основная мысль. Большинство заданий к текстам подобного рода в указанных учебниках 5 класса содержит и упражнение на отработку или закрепление изучаемой темы, и элементы смыслового анализа текста. На наш взгляд, на данном этапе школьного обучения это представляется целесообразным.

В шестом классе сохраняется такой же тип формулировки заданий к текстам упражнений, однако смысловой анализ может содержаться уже в первом задании:

«1. Прочитайте рассказ и придумайте к нему разные заголовки, отражающие тему и основную мысль.

С утра было холодно, накрапывал дождь. Но после обеда выглянуло солнце. Мальчики отвязали плоскодонную лодку и поплыли вверх по реке к заветному местечку. Там брались крупные окуни.

Закинув удочки, оба, усевшись поудобнее, стали ждать поклёвки.

— А что это там плывёт? — вдруг спросил Витя, указывая на тёмные точки. <...>

— Белки, — тихо сказал Витя, когда течение понесло некоторых зверьков поближе к лодке.

— Смотри, выплыть не может! — вскрикнул Серёжа. — Сейчас утонет! И другая тоже! Уже захлёбывается!

Витя тут же взялся за вёсла и стал грести, а Серёжа, стоя на носу, ловко подхватывал сачком плывущих белок и сажал их в лодку. Измокшие, обессиленные зверьки даже не пытались выскочить из неё.

Витя причалил лодку кормой к берегу. Белки мигом побежали по скошенному лугу.

Ребята трудились больше часа.

Наконец маленькие переселенцы закончили свою опасную переправу, и река опустела.

Мальчики облегчённо вздохнули, разминая усталые руки.

(По Г. Скребницкому).

2. Найдите то место в тексте, с которого начинается развёртывание основных событий, укажите наиболее напряжённый момент. 3. Найдите в прочитанном отрывке все элементы рассказа. 4. Выделите микротемы и составьте план текста. 5. Проведите анализ строения каждой из частей, а также использованных в них языковых средств. 6. Напишите изложение» [6, с. 195 — 196].

Именно в шестом классе учащиеся, работая с упражнениями, проводят более тщательный анализ строения текста, учатся составлять план, выделять смысловые фрагменты и определять их взаимосвязь.

Семиклассники также отрабатывают необходимые навыки работы с текстом:

«1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Ч..ловек как трава как р..стение, на которое и(з,с)вечно действуют две против.. положные силы: тяжести привязанности пр..кр..плённости к земле и стремления вверх, полёта, роста.

У прор..стающего семени появляются два р..стка. Один неукоснительно стр.. мится вниз а другой кверху. Один пр..вр..щается в корни к..торые все глубже будут зарываться в землю, другой в стебель а то и в ствол к..торый будет т..нуться выше в небо. С одной стороны, р..стение тянет к себе центр земли, а с другой стороны — центр солнца. Поэтому р..стение не обв..сает, подобно мёртвому бе..чу(вс, с)твен-ному шнуру. Пока оно ж..во, то есть пока оно сп..собно подвергаться воздействию внешних к..смических сил и воспринимать их, оно будет натянуто в пространстве. Оно ра..тягиваетсяв противоположные стороны двумя, к..залось бы, враждебными а на самом деле согласованно действующими силами. (В.Солоухин)

2. Прочитайте текст и озаглавьте его. Как вы понимаете основную мысль текста? 3. Охарактеризуйте правописание пропущенных букв сначала в корне, потом — в приставке. 4. Объясните постановку знаков препинания. 5. Найдите в тексте все причастия и разберите их по составу» [7, с. 47].

При этом можно отметить определённую смысловую взаимосвязь текстов, предложенных для работы именно в 7 классе. Если отрывок из предыдущего упражнения приводил учащихся к размышлению о том, что человек может тянуться и вверх, и

вниз, то в следующем упражнении это человеческое стремление уже обозначено как хочу и надо.

«Продолжите текст В.П. Крапивина. Напишите, часто ли в своей жизни вы сталкиваетесь с проблемой «хочу» и «надо», как в её решаете. Сохраните публицистический стиль речи. Воспользуйтесь вопросами-размышлениями с союзом или.

«ХОЧУ» И «НАДО»

Этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова.

С самого утра уже возникает противоречие: вставать или ещё немного полежать?..» [Там же, с. 285].

Таким образом при работе с учебником в 7 классе закладывается определённая система написания сочинений с опорой на прочитанный текст духовно-нравственной проблематики.

В 8 классе подобных упражнений становится больше и тематика текстов усложняется.

«Прочитайте текст. Определите тип речи, способ и средства связи предложений.

Право на личное счастье — святое право каждого человека. Но надо чаще спрашивать себя: что я, лично я, сделал для того, чтобы люди были счастливы, чтобы недостатков в жизни стало меньше? Что я сделал для своих товарищей, для всего общества? Стало ли кому-то легче от того, что на свете есть я?

(А. Сурков)

Предположим, что текст упр. — это вывод, которым заканчивается проблемная статья. Подумайте, каков был тезис. Сформулируйте его сами или продолжите данный ниже текст.

Все мы хотим, чтобы жизнь наша была лучше, справедливей. Но некоторые рассуждают так: «Пусть это сделает кто-то, а я приду на готовое»... [8, с. 112 — 113].

В данном случае учащиеся, выполняя подобные задания, приобретают и совершенствуют навыки создания текста, все части которого должны быть четко и логично взаимосвязаны. При этом школьники рассуждают о таких понятиях, как мораль, совесть, счастье, доброта и др.

Наибольшее количество упражнений, содержащих тексты духовно-нравственной проблематики, содержится в учебнике 9 класса. В них также сохраняются задания, непосредственно связанные с изучаемой темой, однако, чаще всего они следуют после смыслового анализа текста.

«1. Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль?

Одно из привычных наших чувств — зависть. Мелкое, негодное чувство, недостойное человека со сколько-нибудь развитым самолюбием. Оно предполагает большую слабость. Завидуем тому, у кого есть то, чего у нас нет. Завидуем тому, у кого есть то, чего мы и не надеемся получить, бессильны получить. Потому и завидуем.

И напрасно подчас завидуем. По пословице: «В чужих руках ломоть больше кажется». А поглядишь, и ломоть вовсе не так уж велик, да и нам никто не мешает обзавестись таким же, а то и побольше.

Да уж где нам! Сиротинки мы, всеми обиженные. Вот у наших соседей всё есть, всё хорошо. Кто-то наделил их всеми благами, а нас этими благами обделил. Кто?

Силён тот, кто хочет быть сильным. И кто имеет силу и сознаёт ее, тот легко скуёт своё счастье. А завидовать не надо никому. Зависть — один из худших грехов, который ведёт к греху ещё противнейшему, — к унынию.

(По Ф. Сологубу)

2. Выпишите из текста сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, в том числе и такие предложения, которые называют местоименно-со-относительными. Обозначьте грамматические основы. Составьте горизонтальную схему каждого предложения. 3. На основе данного текста напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение, объясняя в нём, актуальна ли в наши дни проблема, поднятая автором ещё в конце девятнадцатого века» [9, с. 90].

Отметим, что именно подобного рода задания непосредственно связаны с подготовкой учащихся к ОГЭ, именно к написанию сочинения. Большинство текстов содержат размышления автора на нравственные темы, именно с ними связаны те сочинения-рассуждения, которые должны написать девятиклассники, при этом формат сочинения напрямую соотносится с экзаменационным. Например, «на основе сказки Е. Пермяка «Счастливые часы» напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимаете смысл пословицы Человек в труде познаётся, а в отдыхе раскрывается. Продумайте аргументы, с помощью которых вы будете подтверждать свою точку зрения. Используйте в качестве аргументов факты, содержащиеся в указанном тексте, и (или) собственные жизненные наблюдения» [9, с. 170].

«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, он невольно дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура... Если человек живет, чтобы приносить людям добро, давать радость, то он оценивает себя как человека, желающего достойно прожить свою жизнь.

По-моему, главная жизненная цель не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах, а должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своим соотечественникам, к стране. Очень важно, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

(По Д.С. Лихачеву)

5. На основе этого текста напишите небольшое по объему сочинение-рассуждение, выразив в нем свое отношение к мысли, высказанной Д.С. Лихачевым» [9, с. 228].

Таким образом, можно отметим, что в учебниках по русскомуязыку под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта для учащихся 5—9 классов представлена определённая система работы с текстами духовно-нравственной проблематики. В 5—6 классе она заключается, в первую очередь, в выполнении заданий по изучаемой теме и в смысловом анализе текстов, подборе заголовка и составлении плана. Начиная с 7 класса учащиеся более глубоко проводят смысловой анализ текста, составляют план и приступают к написанию сочинений на нравственные темы. Тематика сочинений усложняется, требования к сочинению-рассуждению максимально приближены к экзаменационным. Несмотря на то, что общее количество текстов духовно-нравственной проблематики в упражнениях данных учебников невелико, задания для работы с ними выстроены в такой системе, которая во многом способствует формированию ценностных ориентаций учащихся именно на уроках русского языка в процессе работы с учебником.

Литература

1. Ильина А.М. Формирование ценностных ориентаций школьников в процессе подготовки выпускников к экзаменационным сочинениям // Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии: ежегодный научный журнал. Смоленск: Свиток, 2016.

2. Клепиков В. Н. Формирование ценностных ориентаций школьников в контексте ФГОС второго поколения. Как формируются ценностные ориентации школьников?//Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4. Матаненкова ТА. Формирование ценностной ориентации школьников на уроках словесности: система работы с текстами духовно-нравственной проблематики: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. А.М. Ильина, Т.А. Матаненкова, О.К. Сливкина. Смоленск: Свиток, 2016. — С. 21.

5. Русский язык. 5 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2014.

6. Русский язык. 6кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2013.

7. Русский язык. 7 класс: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2016.

8. Русский язык. 8 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2015.

9. Русский язык. 9 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 2-е изд, стереотип. М.: Дрофа, 2015.

10. Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом. Под редакцией И.П. Цыбулько. Авторы-составители: В.Н. Александров, О.И. Александрова, Е.Н. Зверева, Л.С. Степанова, И.П. Цыбулько.Москва, 2017 http://www.fipi. ru/oge-i-gve-9/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf (дата обращения 10.10.2017)

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Ы1р://минобрнауки.рф

Ilina A.M.

Smolensk Orthodox Theological Seminary,

PhD

Formation of value orientations of schoolchildren in the teaching of Russian in grades 5 to 9

Key words: spiritual and moral upbringing and development of schoolchildren's personalities; formation of value orientations of students; basic national values; spiritual and moral concepts; school textbook; work with text; texts of exercises; analysis of the text of spiritual and moral issues.

The article deals with the questions concerning the formation of value orientations of schoolchildren in the process of teaching Russian in grades 5-9. The author, referring to the subject line of textbooks on the Russian language, edited by M.M. Razumovskoy, P.A. Lecant, analyzes the texts of the spiritual and moral problecontained in the exercises, and the principles of working with them, relying on the requirements for examination essays in the format of the main state examination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.