РЕЧЕВЕДЕНИЕ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Е. А. Рябухина
Аннотация. Статья посвящена изучению рчеведения в школьном курсе русского языка. Рассматривается вопрос включения речеведческих сведений в программы учебников по русскому языку для основной и старшей школы. В тексте статьи представлены варианты планирования изучения раздела «Речь» в 10-11 классах на базовом и профильном уровнях, указано на недостатки в работе с речеведческим материалом на профильном уровне. Особое внимание уделено понятиям речь и речевой жанр, их лингвистическому содержанию и методическим аспектам включения в работу над связной речью учащихся профильных классов.
Ключевые слова: речеведение, старшие кассы, базовый уровень обучения, речь, речевая деятельность, текст, речевой жанр.
Summary. The article is devoted to the role of speech studies in the school course of the Russian language. The author examines the question of including speech studies information into secondary and high-school Russian textbooks. The article also presents various plans for teaching the "Speech" part in years 10—11 on the basic and specialized levels and points out the shortcoming in teaching speech studies material on the specialized level.. Particular attention is paid to the concepts of "speech" and "speech genre", their linguistic meaning and teaching issues when included into work at specialized classes students' coherent speech.
Keywords: speech studies, high school, basic learning level, speech activity, text, speech genre.
175
Во второй половине XX в. в российской лингвистике активно формируется речеведение - область знаний, включающая комплекс наук, исследующих с разных сторон один и тот же объект - речь, речевую деятельность -и объединенных общим принципом изучения, а именно употреблением, функционированием языка во внешней среде (контексте) [1]. Лингвисты выделяют в речеведении несколько разделов: речевая коммуникация, учение о фактуре речи (устная - письменная, печатная, телефонная, радио-, компьютерная и т.п.), функциональная
стилистика, учение о жанрах речи, учение о правилах речи [1; 2].
Широко известно, что традицию обращения к речеведению в школьном курсе русского языка связывают с именем профессора Т. А. Ладыженской, предложившей систему обучения сочинениям (60-70-ые гг. XX в.), а затем описавшей пути развития связной устной речи учащихся. В ее пособии «Живое слово» отмечается: «Когда в методике говорят об устной (письменной) речи, то подразумевают: а) сам процесс создания устных (письменных) высказываний; б) результат этого процесса, про-
17В
дукт речевой деятельности - устные (письменные) высказывания» [3, с. 6]. Взгляды этого ученого на теорию и практику речевой деятельности отразились прежде всего в учебнике русского языка под редакцией Н. М. Шанского, где коллектив авторов (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова) реализовал идею взаимосвязи изучения языка и речи, ввел помету для тем по развитию речи, уделил особое внимание обучению сочинениям разных видов и жанров. Впоследствии в пособиях «Школьная риторика» (1-9 классы) была представлена методическая система формирования умений успешного коммуникативного взаимодействия.
Специальные разделы, касающиеся рассмотрения вопросов речеведче-ской теории, появляются в учебниках для основной школы во второй половине 80-ых - начале 90-ых гг.: сначала в УМК под редакцией В. В. Бабайце-вой (отдельное пособие «Русская речь» Е. И. Никитиной), а затем в УМК под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта (раздел «Речь», разработанный В. И. Капинос).
Изменения, произошедшие в целях обучения школьников русскому языку в 90-ые гг., повлекли за собой, как отмечают авторы программы к УМК под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта, «усиление речевой направленности курса. Расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности» [4, с. 49]. Этими же авторами выделены три группы понятий, описывающих для школьников содержание ключевых ре-
чеведческих терминов, используемых при обучении связной речи:
1) Текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца.
2) Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный.
3) Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение и их разновидности [4].
Нужно отметить, что внимание к теоретическим основам развития связной речи привело к включению в учебник для основной школы сведений об актуальном членении предложения и способах связи предложений в тексте, о речевых жанрах в рамках изучения определенного функционального стиля, о средствах выразительности различных уровней языка. Подчеркивая особую роль функциональной стилистики в практике преподавания русского языка, В. И. Ка-пинос отмечает, что стилистика «подключает речевое действие к деятельности общения (коммуникации) и превращает искусственное говорение ... в естественное высказывание» [5, с. 11].
В конце 1990-ых гг. русский язык как отдельный предмет вводится в учебный план 10-11 классов общеобразовательной школы. Первоначально на его изучение отводится 1 час в неделю, поэтому основной целью курса в старшей школе становится систематизация и обобщение изученного. Рече-ведческим сведениям почти не остается места на уроке, внимание сосредоточивается на совершенствовании правописной грамотности, затрагиваются лишь отдельные вопросы рече-
ф
вой нормы. Такой отбор содержания поддерживался тестовыми материалами, использовавшимися на вступительных экзаменах многими вузами.
Системное обращение к речеведе-нию в курсе русского языка для старшеклассников стало одним из основополагающих принципов для авторов учебников лишь в первом десятилетия XXI в. Этому способствовала связь целей обучения с формированием коммуникативной, лингвистической и культуро-ведческой компетенций и содержание требований к уровню подготовки выпускника в Проекте Федерального образовательного стандарта для полной общеобразовательной школы (2004), а также включение в задания тестов ЕГЭ элементов аспектного лингвистического анализа и сочинения-рассуждения на основе заданного текста. В обязательном минимуме содержания образования по русскому языку для старшей школы были выявлены базовый и профильный уровни обучения, которые фиксировали разный объем изучения теоретических сведений, в том числе речеведческих понятий.
Проведенный нами анализ рече-ведческих тем в программах и учебниках для старших классов (Власен-ков А. И., Рыбченкова Л.М., 2008; Голь-цова Н. Г, Шамшин И. В., 2007; Дей-кина А. Д., Пахнова Т. М., 2008; Буне-ев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю. и др., 2008), изучение опыта работы педагогов-практиков позволяют структурировать и систематизировать содержание раздела «Речь» и планировать его изучение на базовом и профильном уровне (табл. 1, 2).
Содержание раздела на обоих уровнях складывается из трех модулей, отражающих вопросы речевой коммуникации, теории текста и сти-
листики (рассмотрение вопросов культуры речи требует специального внимания и в данной статье не затрагивается). Указанные модули представлены в первом столбике таблиц как подразделы. Содержание обучения по каждой из тем подраздела зафиксировано во втором столбике. Поскольку для базового и профильного уровней обучения русскому языку в учебном плане отводится разное количество часов, третий столбик таблиц представляет примерные рекомендации по распределению времени на изучение указанных тем.
Обратимся к рассмотрению варианта изучения раздела «Речь» на базовом уровне в табл. 1.
Как видно из таблицы, на данном уровне в основном предполагается систематизация ранее изученного материала. Более подробно рассматриваются актуальные для старшеклассников жанры устной и письменной речи, средства связи предложений в тексте. Работа с речеведческими понятиями направлена на решение прагматических задач, связанных с совершенствованием речевых умений в типовых ситуациях общения. Распределение часов из-за их небольшого общего количества предполагает вариативность и самостоятельный выбор учителем приемов реализации принципа связи теории с практикой на базовом уровне обучения.
В табл. 2 представлен вариант планирования изучения речеведческих модулей на профильном уровне. При этом большее количество часов, отводимых учебным планом, делает возможным рекомендовать учителю распределение теоретических и практических занятий в соответствии с определенными темами.
177
Таблица 1
Изучение раздела «Речь» в 10-11 классе на базовом уровне
178
Раздел, тема Содержание Кол-во часов
Речь 10
1. Речевое общение. Виды речевой деятельности Передача и восприятие смысла. Аудирование и чтение. Говорение и письмо 1
2. Речь письменная и устная, монологическая и диалогическая Разновидности речи по форме использования языка, по характеру участия собеседников в процессе общения 1
3. Формы письменных высказываний и их признаки Особенности письменной речи. Ориентация на зрительное восприятие, возможность совершенствования текста. Формы высказываний 1
4. Рецензия как жанр речи Цель создания рецензии. Композиция. Критическая оценка - важнейшая составляющая рецензии 1
5. Реферат. Требования к созданию реферативной работы Структура реферата. Особенности речи. Библиография. Цитирование 1
6. Деловое письмо Жанры: инструкция, договор, заявление, резюме. Структура, языковые особенности жанра, требования к оформлению 1
7. Особенности устной речи Использование средств звучащей речи. Диалог и монолог. Формы устных высказываний и их использование в разных ситуациях общения 1
8. Доклад как жанр устной речи Структура и содержание доклада, его отличие от реферата и сообщения, речевое оформление 1
9. Основные требования к созданию и языковому оформлению письменных и устных высказываний Систематизация и обобщение полученных знаний 1
10. Контрольная работа 1
Текст 4
1. Текст как речевое произведение Понятие текста. Признаки текста. Тема и основная мысль. Деление текста на абзацы. Композиция текста 1
2. Средства связи предложений в тексте Лексический повтор, местоимения, однокоренные слова, синонимы, антонимы, союзы как средства связи предложений 1
3. Функционально-смысловые типы речи Повествование, описание, рассуждение. Их тематические и структурные признаки 1
4. Контрольная работа 1
Стилистика 6
1. Стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка и его изобразительных возможностях Функциональная и практическая стилистика. Словари русского языка 1
2. Научный и официально-деловой стили Стилевые черты. Средства выражения стилевых черт. Общее и различное 1
3. Публицистический стиль Стилевые черты. Средства выражения стилевых черт. Жанры 1
4. Художественный стиль Стилевые черты. Средства выражения словесной образности. Жанры 1
5. Разговорный стиль Стилевые черты. Средства выражения стилевых черт. Сопоставление разговорного и книжных стилей 1
6. Контрольная работа 1
Всего часов 20
Таблица, отражающая работу с ре-чеведческими понятиями на профильном уровне, свидетельствует о расширении и углублении сведений о речевом общении, о способах и средствах внутритекстовой связи, об особенностях речевого жанра в рамках определенного функционального стиля. Теоретический материал по речеведе-нию, несомненно, должен послужить основой формирования навыков линг-востилистического анализа текста и создания собственных высказываний различного жанра и стиля.
Сопоставление данных в таблицах позволяет выявить базовые речеведче-ские понятия, изучаемые в старших классах на том и другом образовательном уровне, увидеть разницу в глубине изучения материала, констатировать преемственность в построении речевед-ческой составляющей курса по отношению к основной школе. Поскольку принципы научности и доступности являются для школьного обучения непреложными, необходимо отметить, что большинство речеведческих понятий, предлагаемых старшеклассникам, особенно на профильном уровне, нуждается в специальном пояснении, которое отсутствует в учебниках и методических пособиях. Вероятно, назрела необходимость создания школьного речеведческого справочника. Речь идет о справочнике, обеспечивающем системное осознанное
изучение теории речи школьниками на разных уровнях обучения. Несомненно, в процессе работы над таким пособием необходимо учитывать опыт создания и переработки словаря-справочника по педагогическому речеведению [6], а именно принципы отбора понятий для словника, подходы к структурированию материала, типологию словарных статей. Методологический инструментарий будущего справочника для старшеклассников, с нашей точки зрения, должен формироваться с учетом речеведче-ских исследований Т. В. Шмелевой и М. Н. Кожиной.
В данной статье мы остановимся более подробно на лингвометодиче-ском анализе двух из ряда системообразующих речеведческих понятий: I'9 речь и речевой жанр. Содержание первого нуждается в уточнении как для учащихся, так и для учителей в силу своей многозначности и ключевого положения в одноименном разделе школьного курса. Второе требует пояснений, поскольку окончательно сформировалось в лингвистике во второй половине XX в. и появилось в программах и учебниках относительно недавно. Как явствует из таблиц, обращение к речевому жанру в старших классах осуществляется дважды. В разделе «Речевое общение» специальное внимание уделяется учебным жанрам, а также жанрам, обслуживающим насущные
Таблица 2
Изучение раздела «Речь» в 10-11 классе на профильном уровне
180
Раздел, тема Содержание Кол-во часов
Речевое общение. Речь письменная и устная 8
1. Речевое общение Единство двух сторон речевого общения. Передача и восприятие речи. Разновидности речи (диалог, монолог, полилог). Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический 1 (теор.) 1 (практ.)
2. Речь письменная Особенности устной и письменной речи 1 (теор.)
и устная: общая
характеристика
3. Речь письменная Формы письменных высказываний. 1) Деловое письмо: письмо, записка, деловые бумаги. 2) Жанры научно-учебного письма: план, конспект, реферат, аннотация. 3) Жанры публицистического письма: рецензия, статья, репортаж. Культура письменной речи 2 (практ.)
4. Речь устная Формы устного высказывания и использование их в разных ситуациях общения. 1) Рассказ, дружеская беседа. 2) Ответ, сообщение, выступление, доклад. 3) Диспут, дискуссия 2 (практ.)
5. Культура Средства звучащей речи. Ориентация 1 (теор.+ практ.)
разговорной на собеседника. Типичные языковые черты
и публичной речи устного высказывания. Риторика
Текст как речевое произведение 10
1.Основные Смысловая и композиционная целостность. 1 (теор.)
признаки текста Формальная связность. Относительная
(высказывания) завершенность высказывания. Основная мысль высказывания
2. Содержательно- Тема и рема. Способы сцепления предложений: 2 (теор.)
композиционный цепная и параллельная связь. Средства связи
анализ текста предложений: лексический повтор, однокоренные слова, слова близкой семантики (целое и его части), синонимы, антонимы, местоимения, союзы,
наречия, вводные слова и др. Анализ текста. Поиск способов и средств связи (цеп- 2 (практ.)
ная и параллельная связь, лексический повтор и др.)
З.Функционально- Описание. 1 (теор.+ практ.)
смысловые типы Повествование. 1 (теор.+ практ.)
речи Рассуждение. 1 (теор.+ практ.)
Создание и редактирование текста 2 (практ.)
с использованием различных типов речи
Стилистика 14
1. Функционально- Характеристика речи с точки зрения сферы 1 (теор.)
стилистическая и ситуации общения. Речь книжная и разговорная
дифференциация
языка
Ф
2. Характеристика функциональных стилей речи Разговорный стиль речи. Культура разговорной речи. Цель, жанры, признаки и особенности разговорного стиля речи. Официально-деловой стиль речи (унификация деловых бумаг). Цель, жанры, признаки и особенности официально-делового стиля речи. Научный стиль речи. Цель, жанры, признаки и особенности научного стиля речи. Публицистический стиль речи. Цель, жанры, признаки и особенности публицистического стиля речи. Художественный стиль речи. Цель, жанры, признаки и особенности художественного стиля речи 1 (теор. + практ.) 1 (теор. + практ.) 1 (теор. + практ.) 1 (теор. + практ.) 1 (теор. + практ.)
3. Стилистика ресурсов. Средства словесной образности (в т.ч. тропы) Богатство русской разговорной и книжной речи. Лексические средства: синонимы, паронимы, омонимы, фразеологизмы и др. Тропы: эпитет, сравнение, метафора, метанимия, гипербола, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза, синекдоха, литота. Их использование в «ткани» текста 2 (теор. + практ.)
4. Фигуры речи Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, инверсия, элип-сис, умолчание, парцелляция, параллелизм, бессоюзие, многосоюзие, риторические фигуры 2 (теор. + практ.)
5. Лингвостилисти-ческий анализ художественного текста Схема анализа. Сохранение целостности текста. «Зависимость отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта воздействия» 4 (теор. + практ.)
Контрольная работа по курсу 2
Всего часов 34
Ф
социальные потребности. В разделе «Стилистика» жанры изучаются с точки зрения построения и языкового выражения устойчивых форм высказывания в рамках определенного стиля.
Основанием в отборе речеведческо-го материала для школьного курса русского языка стало, прежде всего, содержание понятия речь. Оно рассматривается лингвистами в двух значениях:
1) речь как деятельность, как процесс;
2) речь как продукт речевой деятельности. В первом значении понятие применяется при осмыслении основных видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения. В этом же значении речь представляется старшеклассникам как «деятельность гово-
рящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива» [7, с. 386]. Процессуальное понимание значения термина речь становится основой формирования представлений о различиях языка и речи. М. Р. Львов акцентирует внимание на том, что в указанном значении речь - это «вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто осуществляемое при поддержке невербальных средств, жестов, мимики» [8, с. 7]. Однако стоит отметить, что для формирования у старшеклассников системного представления о процессе речевой деятельности, а также для совершенствова-
181
182
ния их коммуникативнои практики необходимо пополнить имеющуюся в учебниках информацию об особенностях устной и письменной речи, о законах речевого взаимодействия. Для профильного уровня обучения необходимы сведения об участниках коммуникации, о кодировании и декодировании информации в процессе обмена ею, о специфике внутренней речи.
Второе значение понятия речь имеет синоним «текст». В теории речи текст определяется как языковая ткань произведения, как «снятый момент языкового творческого процесса, представленный в виде конкретного произведения» (И. Р. Гальперин). В этом смысле текстом можно считать и пословицу, и афоризм, и отдельное слово. Понимание текста как «языковой ткани», особенно в процессе его анализа, встречается в работах ученого-методиста Т. М. Пахновой и реализовано в учебнике-практикуме по русскому языку для старших классов А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой.
Как отмечает М. Р. Львов, «в рамках значения, обозначающего речь как продукт речевой деятельности, исследуются:
• структуры текста, его компоненты, внутритекстовые связи;
• стили речи;
• речевые жанры;
• использование языковых средств (лексических, грамматических и проч.) в пространстве текста;
• использование стилистических фигур, тропов, фразеологии, средств звукописи, ритмики и пр. (то, что изучает поэтика);
• языковая норма и ее нарушения (ошибки) в области словоупотребления, грамматики, орфоэпии, сочетаемости (валентности) слов и пр., а так-
же способы редактирования, совершенствования текста;
• средства устной выразительности речи (интонация, паузы, логические ударения, тембр голоса, невербальные средства устной речи); графические средства в речи письменной; знаки препинания, правила и традиции их употребления, шрифтовые выделения, расположение текста на странице, дополнительные знаки-символы (математические, графические и проч.), средства записи звучащей речи (фонограммы и пр.)» [8, с. 9].
Наиболее полно указанные направления изучения текста как продукта речевой деятельности реализуются в курсе русского языка на профильном уровне (учебник-практикум А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой; учебники русского языка для 10 и 11 класса Бунеевых).
Достаточно важным для формирования системных представлений учащихся об особенностях коммуникации в разных сферах деятельности человека и развития языковой личности старшеклассника является понятие речевого жанра (далее РЖ). При обращении к нему авторы школьных учебников опираются на исследования М. М. Бахтина, который предпринял попытку отделить жанры художественной литературы от жанров, используемых в жизни, определив последние как «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний» [9, с. 241]. Старшеклассники должны понимать, что речевые жанры напрямую связаны с теми конкретными событиями, ситуациями, которые встречаются в жизни человека. Выбор и реализация подходящего к данной ситуации РЖ определяется не только коммуникативной задачей, но и условиями общения. Именно поэтому изучение речевых
жанров в школьном курсе русского языка невозможно без теории функциональных стилей и носит практикоори-ентированный характер.
Рассматривая с этих позиций принципы отбора материала для изучения, Т. А. Ладыженская отмечает, что в старших классах «основное внимание уделяется учебным РЖ (реферат, доклад, тезисы), а также жанрам, которые будут необходимы в последующей личной жизни и профессиональной деятельности» [10, с. 12]. Среди последних сегодня наиболее востребованы жанры средств массовой информации и официально-делового стиля. Г И. Богин подчеркивает, что «в минимум знаний выпускника школы необходимо включить сведения о речевых жанрах, активно используемых в речевой практике» [11, с. 14]. Это положение с разной степенью полноты реализовано в выходивших последовательно на рубеже XX и XXI в. пособиях: учебнике русского языка для старших классов А. И. Власенкова, Л. М. Рыбчен-ковой, в пособии «Риторика. 10 класс» под редакцией Т. А. Ладыженской, в учебнике русского языка для 10 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Буневой, Л. Ю. Комиссаровой. Примечательно, что в последнем рассматриваются теоретические и прикладные аспекты работы над речевыми жанрами с учетом дифференциации материала на базовом и профильном уровне.
Нам представляется необходимым более глубокое теоретическое осмысление понятия РЖ на профильном уровне с опорой на достижения функциональной стилистики [12; 13]. Целесообразно, например, сообщить учащимся, что речевым жанрам присущи следующие свойства:
• объективность по отношению к индивиду;
• нормативность;
• историческая и социальная обу-слов ленность;
• оценочное отношение к дей-стви тельности;
• функция интеграции индивидов в социум;
• дифференцированность по сферам человеческой деятельности и общения.
Работа над особенностями и взаимосвязью указанных свойств будет способствовать углублению понимания специфики речевого жанра.
Систему представлений о речи дополнят сведения о первичных и вторичных речевых жанрах, что поможет старшеклассникам не смешивать жанровые классификации в лингвистике и литературоведении.
Поскольку речевые жанры необходимы для обслуживания процесса общения в различных сферах деятельности, их композиция и содержание определяются, прежде всего, экстралингвистическими факторами. Очень важно при переходе к практической работе с речевыми жанрами указать на то, что они допускают разную степень свободы в развертывании содержания:
1) тексты, построенные в соответствии с более или менее жесткими моделями (кулинарный рецепт, инструкция, театральная афиша);
2) тексты, соотносимые с моделями, имеющими довольно общий характер (газетное сообщение о каком-либо событии, рецензия на литературное произведение);
3) тексты нерегламентированные, содержание которых не подлежит строгой заданности (частная переписка, жанры художественных произведений) [13, с. 353].
183
184
На основе анализ учебных пособий для 10-11 классов и учета особенностей продуктивной учебной деятельности учащихся при переходе от речеведческой теории к практике можно предложить универсальную схему работы над речевым жанром:
• Анализ образцового текста с точки зрения коммуникативной задачи, стилистической принадлежности и особенностей построения. Рабочее определение жанра.
• Знакомство с научным определением жанра, его анализ; дополнение рабочего определения.
• Анализ теоретических сведений о композиции и особенностях структурных частей жанра.
• Знакомство с языковыми средствами, специфичными для жанра.
• Работа с изученными теоретическими сведениями на материале образцового текста.
• Самостоятельный подбор текстов, доказательство их жанровой принадлежности.
• Анализ, трансформация, создание отдельных композиционных частей изучаемого жанра.
• Редактирование текстов с недочетами в композиции и языковых средствах.
• Создание связного высказывания в определенном стиле и жанре.
• Анализ созданных высказываний.
Эта схема иллюстрирует систему
формирования навыка анализа чужого, порождения и самоанализа собственного высказывания в определенном стиле и жанре. С целью более глубокого освоения речевых жанров в рамках определенного функционального стиля в профильных классах целесообразно также использовать элективные курсы.
Связь изменений в преподавании
русского языка с развитием лингвистической науки бесспорна, поэтому одной из задач школьной методики на современном этапе становится максимальное использование открытий в области ре-чеведения для совершенствования и развития языковой личности учащегося.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кожина М. Н. Речеведческий аспект теории языка // Б1уИ81ука. - VII. - Оро1е, 1998.
2. Шмелева Т. В. Речеведение: в поисках теории // 8ИН81ука. - Оро1е, 1997.
3. Ладыженская Т. А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. -М.: Просвещение, 1986.
4. Разумовская М. М. и др. Программа по русскому языку. 5-9 классы / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов // Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. - М.: Дрофа, 2009.
5. Капинос В. И. Значение стилистики в практике преподавания родного языка. -М.: Просвещение, 1982.
6. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. - М.: Флита: Наука, 1998.
7. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Эксмо, 2007.
8. Львов М. Р. Основы теории речи: пособие для студентов педвузов. - М.: Академия, 2000.
9. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979.
10. Риторика. 10 класс: Метод. рекомендации / Под ред. Т. А. Ладыженской. - М.: Ба-ласс, 2002.
11. Богин Г. И. Речевой жанр как средство ин-дивидуации // Жанры речи. - Саратов, 1997.
12. Кожина М. Н. и др. Стилистика русского языка: Учебник / М. Н. Кожина, Л. Р. Ду-скаева, В. А. Салимовский. - М.: Флинта: Наука, 2008.
13. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2003. ■