Научная статья на тему 'Совершенствование речевой деятельности старшеклассников на основе компетентностного подхода'

Совершенствование речевой деятельности старшеклассников на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
817
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ / ПОРОЖДЕНИЕ РЕЧИ / РЕЧЕВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ПРАКТИКА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / СИТУАТИВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / SPEECH ACTIVITY / KINDS OF SPEECH ACTIVITY / IMPROVEMENT OF SPEECH ACTIVITY / SENIOR PUPIL / COMPETENCE-BASED APPROACH / PERCEPTION OF SPEECH / GENERATION OF SPEECH / THE THEORY OF SPEECH / PRACTICE OF SPEECH ACTIVITY / FUNCTIONAL STYLES OF THE RUSSIAN LANGUAGE / SPEECH GENRE / SITUATIONAL SPEECH EXERCISES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рябухина Елена Анатольевна

Статья посвящена вопросам обновления методической системы, обеспечивающей развитие речевой деятельности старшеклассников. Одним из основных положений этой системы признаётся взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. Рассматриваются типичные этапы учебного процесса, осуществляемого с опорой на коммуникативный опыт учащихся и речеведческие знания. Специальное внимание уделяется ситуативным речевым упражнениям, интегрирующим в себе действия восприятия, понимания, интерпретации, порождения, оценки и редактирования текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving High School Speech Activities on the Basis of Competence-Based Approach

The article is devoted to renewal of methodical system that ensures the development of senior pupil speech. The author considers the idea of interconnected learning basic kinds of speech activity. Reliance on the practice of speech and knowledge of the theory of speech is carried at different stages of the learning process. Specific situational exercises are integrating speech acts of perception, understanding, interpretation, generation, evaluation and editing.

Текст научной работы на тему «Совершенствование речевой деятельности старшеклассников на основе компетентностного подхода»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 372.881.161.1 ББК Ч426.829=411.2.01

Е.А. Рябухина

Пермь, Россия

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация: Статья посвящена вопросам обновления методической системы, обеспечивающей развитие речевой деятельности старшеклассников. Одним из основных положений этой системы признаётся взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. Рассматриваются типичные этапы учебного процесса, осуществляемого с опорой на коммуникативный опыт учащихся и речеведческие знания. Специальное внимание уделяется ситуативным речевым упражнениям, интегрирующим в себе действия восприятия, понимания, интерпретации, порождения, оценки и редактирования текста.

Ключевые слова: речевая деятельность, виды речевой деятельности, совершенствование речевой деятельности, старшеклассники, компетентностно ориентированное обучение, восприятие речи, порождение речи, речеведческие знания, практика речевой деятельности, функциональные стили русского языка, речевой жанр, ситуативные речевые упражнения.

E.A. Ryabuhina

Perm, Russia

IMPROVING HIGH SCHOOL SPEECH ACTIVITIES ON THE BASIS OF COMPETENCE-BASED APPROACH

Abstract: The article is devoted to renewal of methodical system that ensures the development of senior pupil speech. The author considers the idea of interconnected learning basic kinds of speech activity. Reliance on the practice of speech and knowledge of the theory of speech is carried at different stages of the learning process. Specific situational exercises are integrating speech acts of perception, understanding, interpretation, generation, evaluation and editing.

Keywords: speech activity, kinds of speech activity, improvement of speech activity, senior pupil, Competence-based approach, perception of speech, generation of speech, the theory of speech, practice of speech activity, functional styles of the Russian language, speech genre, situational speech exercises.

Специфика процесса обучения и обучающих заданийв компетентностно ориентированном обучении русскому языку [Рябухина 2012], обусловленная ориентацией на достижение личностных, метапред-метных и предметных результатов в единстве, заставляет говорить об обновлении методической системы, обеспечивающей развитие речевой деятельности старшеклассников.

Одноиз основных положений современной методики развития речи основывается на взаимосвязанном обучении всем видам речевой деятельности. В отличие от активно использовавшегося при зна-ниевом подходе имитационного метода совершенствования связной речи, при компетентностном подходе доминируют продуктивные исследовательский, творческий методы, метод моделирования и ситуативного анализа. Именно поэтому развитие и совершенствование речевой деятельности осуществляется на основе анализа речевых явлений с опорой на собственную коммуникативную практику; анализа образцовых текстов с точки зрения их предметного содержания и особенностей построения; сопоставления образцовых текстов с текстами, требующими коррекции; планирования связного высказывания; моделирования отдельных компонентов высказывания во внутренней речи и их реализации во внешней речи; отбора языковых средств, соответствующих замыслу речи; порождения связного устного или письменного высказывания; контроля соответствия созданного текста его замыслу и ситуации

общения. Таким образом, логика обучения разворачивается в направлении от анализа готовых текстов к созданию собственного, как вторичного, так и первичного текста.

Четырёхкомпонентная модель компетентност-но ориентированного образования, включающаяз-нания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения (Бермус 2005), может быть успешно перенесена в сферу обучения старшеклассников речевой деятельности. К окончанию обучения в основной школе в больше или меньшей степени сформированы основные виды речевой деятельности учащихся: слушание, чтение, письмо и говорение. Это позволяет осознанно обращаться к теории речи, на основе анализа текстов и речевых ситуаций пробовать свои силы в формулировании содержания речеведческих понятий, осуществлять сопоставительный анализ самостоятельно добытых знаний и информации, содержащейся в учебнонаучных и научных источниках, составлять для себя опорные конспекты, таблицы или схемы, позволяющие кратко фиксировать речеведческую теорию.

Специфика обучения в старшей школе, связанная с повышением уровня самостоятельности учащихся, предполагает интегративный характер речевых заданий и упражнений, дифференцированный подход к их выполнению. Целесообразно использование таких форм тренировки речевых умений, как практикумы, лабораторные занятия, творческие мастерские, проекты. Как отмечает большинство

исследователей речевой деятельности, включение в обучение моделей речевых ситуаций и выполнение большого количества ситуативных упражнений способствует совершенствованию коммуникативных умений в условиях, аналогичных условиям реальной коммуникации.

Обратимсяк примеру углубления речеведче-ских знаний и совершенствования практики речевой деятельности в процессе изучения функциональных стилей русского языка в старших классах. Представим этапы деятельности старшеклассников и виды речевых упражнений, способствующие реализации идей компетентностного подхода в обучении.

Тема «Жанр заявления».

Этап актуализации знаний, полученных в основной школе.

Задание 1. Вам необходимо устроиться на работу, уволиться, пойти в отпуск, уехать в командировку. Без какого документа не обойтись во всех этих ситуациях?

Вспомните всё, что вы знаете о жанре заявления. По какому плану вы стали бы характеризовать этот жанр и почему? Дайте краткую характеристику жанра по предложенному вами плану (план записывается на доске, старшеклассники уточняют и дополняют ответы друг друга).

Этап углубления и систематизации знаний и способов деятельности (теоретический блок)

Текст №1

Директору ОАО«Уралстроймонтаж» Никифорову С. С.

По окончанию срока мне не заплатили заработную плату. Я два месяца выполнял тяжелейшую работу: выравнивал и штукатурил стены, убирал строительный мусор. За этот период времени не получил ни копейки. На основании статьи Трудового кодекса требую оплаты труда. Работодатель обязан рассчитываться с работниками согласно трудового договора. Я студент, в кармане кот наплакал, и мне очень нужны деньги.

28 августа 2011 г. Петров И.П.

Задание 2.

• Определите стилистическую и жанровую принадлежность этого текста.

• В чём причина возникших затруднений?

• Определите границы знания и незнания того, кто писал заявление.

Задание 3. Для того чтобы помочь автору заявления разобраться с недостатками созданного им текста, предлагаю вам обобщить сведения о жанре заявления при помощи таблицы. Сначала определите ключевые понятия, которые нам потребуются для характеристики жанра, и попытайтесь выстроить на их основе определённую систему (можете опираться на предложенный вами план характеристики жанра, на материалы стилистического энциклопедического словаря, словаря лингвистических терминов, электронные источники, материалы школьного речевед-ческого справочника). Учащиеся работают в группах и выявляют следующую цепочку понятий: функциональный стиль речи - официально-деловой стиль - подстили официально-делового стиля -

жанр заявления - структура жанра - стилистические черты - языковые особенности.

Перед составлением таблицы предлагается уточнить определения первых трёх понятий цепочки (источники те же)

Функциональный стиль речи___________________

Официально-деловой стиль____________________

Подстили официально-делового стиля__________

Задание 4. Для того чтобы составить таблицу, характеризующую жанр в рамках определённого стиля, вы предложили цепочку понятий, которые помогут озаглавить столбики таблицы. Давайте совместно определим форму будущей таблицы:

Таблица 1.

Функц. Сфера Жанр Струк- Стили- Харак-

стиль, приме- устн./ тура стичес- терные

под- нения письм. жанра кие чер- языко-

стиль для речи ты вые

данного (назва- средства

жанра ние)

Задание 5. Заполните графы таблицы, исследуя образцовые варианты заявлений и привлекая необходимую теоретическую информацию.

Текст №2

Декану физического факультета ПГУ А.И.Иванову студента 1 курса Фёдорова М. Т.

заявление.

Прошу Вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам.

Прилагаю письмо с сообщением о болезни моей матери.

13 декабря 2010 г. (подпись)

Текст №3

Декану подготовительного отделения ПГПУ Константинову А.В. учащегося МБОУ СОШ№14 Васильева Т.К.

заявление.

Прошу зачислить на подготовительные курсы по русскому языку и обществознанию с 1 октября 2011 года. Оплату гарантирую.

25 сентября 2011 г. (подпись)

Как вам удобнее работать при заполнении таблицы: в парах или группах? Что должно получиться в результате вашего исследования? Какие дополнительные источники информации вы будете использовать?

Сначала учащиеся исследуют тексты 2 и 3 и на основании этого исследования выдвигают предположения о содержании столбиков таблицы, затем обращаются к учебно-научным и научным источникам и находят информацию, необходимую для заполнения таблицы. Промежуточные результаты работы с теорией озвучиваются группами. После этого учитель может предложить старшеклассникам фрагмент учебного речеведческого справочника, который послужит материалом для самопроверки и

дополнительным источником пополнения информации, включённой в таблицу.

Фрагмент учебного речеведческого справочника.

Функциональная стилистика - это лингвистическая наука, изучающая закономерности функционирования языка в различных сферах общения, соответствующих тем или иным разновидностям человеческой деятельности, а также речевую системность складывающихся при этом функциональных стилей и иных функционально-стилевых разновидностей, нормы отбора и сочетания в них языковых средств [Кожина и др. 2008: 39].

Стиль (от лат. stilus, stulus - остроконечная палочка для письма, затем - манера письма, своеобразие слога, склад речи). В языкознании нет единого определения понятия стиля, что обусловлено многомерностью самого феномена и изучением его с различных точек зрения. Осмысление этого понятия в российской лингвистике базируется на определении В.В. Виноградова: «Стиль - это общественно осознанная, функционально обусловленная, внутренне объединённая совокупность приёмов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа» [Стилистический энциклопедический словарь 2003: 507].

Функциональный стиль - это своеобразный характер речи той или иной социальной её разновидности, соответствующей определённой сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией (Кожина и др. 2008: 91).

Стили книжные (книжная речь) - стили, свойственные книжно-письменной речи: научный, публицистический, художественный, официально-деловой (Стилистический энциклопедический словарь 2003: 509).

Официально-деловой стиль (деловой, официально-документальный, административный, законодательный, официально-канцелярский, деловая словесность) - это функциональная разновидность современного литературного языка, обслуживающая сферу права, власти, администрации, коммерции внутри - и межгосударственных отношений. Официально-деловой стиль относится к социально значимым функциональным разновидностям, так как формирование, развитие и совершенствование деловой речи составляет жизненно важную для каждого общества потребность в эффективном управлении и регулировании.

Стилеобразующие факторы, обусловливающие специфику официально-делового стиля:

- назначение - регулирование отношений в обществе, действий и поведения людей, а также функция объединений и государственных органов;

- тип содержания - нормы, устанавливающие отношения в обществе и государстве;

- цели и задачи общения - выражение предписаний государства, органа, уполномоченного лица, констатация статуса, состояния кого-либо (чего-либо), положения дел в указанной сфере [Кожина 1993: 273].

Стилевые черты официально-деловой речи -точность, не допускающая инотолкования; долженст-вующе-предписующий характер; неличный характер; стандартизированность [Кожина и др. 2008: 324-327].

Подстили офииально-делового стиля. Большинство исследователей дифференцируют официально-деловой стиль на три подстиля: законодательный, юрисдикционный, административный, соответствующие трехчленному делению государственной власти на сферы законодательства, правосудия и управления.

Законодательный подстиль обеспечивает координацию деятельности людей сфере создания нормативных актов. Его жанры - законы, нормативные акты, указы, постановления, а также парламентские речи и т.п.

Юрисдикционный подстиль обеспечивает координацию деятельности людей в сфере применения законов в практике правоохранительных органов. К нему относятся такие жанры, как приговоры, обвинительные заключения, судебные решения, постановления об аресте, подписки, исковые заявления, судебные речи, допросы, показания и т.п.

Административный подстиль обеспечивает координацию деятельности людей в сфере управления в широком смысле, включая финансовое регулирование и управление собственностью. Он объединяет такие жанры, как устав, должностные инструкции, приказы, распоряжения, трудовые соглашения, контракты, служебные записки, объяснительные записки, заявления, заявки, коммерческие письма типа претензии, финансово-бухгалтерские документы, информационно-справочные документы предприятия, документы по личному составу, а также речи-представления, коммерческие переговоры, выступления и доклады на собраниях и проч.

Многие исследователи выделяют ещё один подстиль официально-делового стиля - дипломатический, поскольку он функционирует в особой сфере регулирования межгосударственных отношений [Кожина и др. 2008: 329-332].

Комментарий к фрагменту речеведческого справочника. Понятия представлены в логике погружения в учебный материал: от общего к частному. Такая логика предполагает сначала восприятие и анализ текста официально-делового стиля; затем выявление сферы его функционирования, стилистических черт и языковых особенностей; далее восстановление и пополнение знаний о наиболее распространённых жанрах официально-деловых текстов, редактирование текстов с ошибками; наконец, создание собственного текста официально-делового стиля в определённом жанре и его коррекцию. Последовательность описанных речевых действий соответствует требованиям построения компетентно-стно ориентированного обучения.

Результаты работы с теоретическим блоком. Анализ текстов 2, 3 и работа с теоретическими

сведениями в процессе углубления и систематизации знаний старшеклассников о таком жанре официально-делового стиля, как заявление, заканчивается заполнением таблицы, являющейся универсальной моделью для систематизации знаний о любом изучаемом жанре книжных стилей, кроме жанров художественного стиля.

Таблица 2. Характеристики жанра заявления

Функц. стиль, под- стиль Сфера приме- нения для данного жанра Жанр устн./ п исьм. речи (название) Струк- тура жанра Стили- сти- ческие черты Характер- ные языковые средства

Офици- ально- деловой стиль, админи- стра- тивный подстиль Управле- ние Заявле- ние (письм. речь) Адресат, заявитель, наименование док-та, содержание, дата, подпись Гочность, не допускающая инотол-кования; неличный характер, стандар-тизи-рован-ность, безэмо-циональ-ность Выражение просьбы при помощи глагола 1-го лица; инфинитивы в роли дополнения, родительный беспредложный при указании заявителя

Особенность работы с речеведческими сведениями в старших классах заключается в том, что отчасти могут совместиться теоретический и обобщающий этапы освоения знаний в рамках изучаемого раздела. Это оправдано спецификой обучения в старшей школе, где, как уже отмечалось, теоретические сведения зачастую не изучаются заново, а углубляются и систематизируются.

Этап закрепления теоретических сведений и отработки способов действия с ними (практический блок).

После фиксации теоретического материала учащиеся возвращаются к тексту первого заявления, написанного с нарушениями законов стиля и жанра, с целью его редактирования. Возможно предложить для редактирования разноуровневые задания:

Задание 6.

Уровень 1. Отредактируйте текст по следующему плану:

• Приведите его в соответствие с композицией жанра;

• Исправьте стилистические ошибки;

• Исправьте речевые недочёты.

Уровень 2. Создайте правильный вариант заявления студента Петрова.

Уровень 3. Проведите самостоятельный анализ недочётов в заявлении студента Петрова и дайте автору письменные рекомендации по их исправлению.

Далее на этапе применения речеведческих знаний и умений в творческих ситуациях для рассматриваемой нами темы уместно совмещение творческого и контрольного блоков.

Задание 7. Составьте заявление о приёме на подготовительные курсы, о предоставлении справки учащегося школы, о пропуске занятий по уважительной причине, о предоставлении отпуска без содержания и т.п. (2 темы на выбор). Вам предстоит проверить и оценить работы одноклассников. Что для этого необходимо? (Коллективно вырабатываются критерии, по которым будут оцениваться заявления: соответствие работы модели заявления, соответствие требованиям стиля, речевая грамотность, правописная грамотность).

Приведённый нами пример помог представить типичные этапы обучения речевой деятельности в рамках определённой темы. Эти этапы предполагают, во-первых, развитие умений текстовосприятия и текстопорождения во взаимосвязи, а во-вторых, постоянное совмещение коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Как уже отмечалось, особого внимания заслуживает специфика упражнений, созданных в соответствии требованиями коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речевых умений. В старших классах такие упражнения совмещают элементы анализа и синтеза речи, нередко приобретают исследовательский и творческий характер. Приведём примеры ситуативных зданий, интегрирующих в себе процессы восприятия, понимания, интерпретации и порождения текста. Покажем несколько вариантов таких заданий к одному и тому же тексту: Исходный текст

(1)Петрович явился с шинелью, как следует хорошему портному. (2)В лице его показалось выражение такое значительное, какого Акакий Акакиевич никогда ещё не видал. (З)Вынувши шинель, Петрович весьма гордо посмотрел и, держа в обеих руках, набросил весьма ловко на плеча Акакию Акакиевичу; потом потянул и осадил её сзади рукой книзу; потом драпировал ею Акакия Акакиевича несколько нараспашку. (4)Акакий Акакиевич, как человек в летах, хотел попробовать в рукава; Петрович помог надеть и в рукава, - вышло, что и в рукава была хороша. (5)Словом, оказалось, что шинель была совершенно и как раз впору.

(6)Акакий Акакиевич расплатился с портным, поблагодарил и вышел тут же в новой шинели в департамент. (7)Петрович вышел вслед за ним и, оставаясь на улице, долго ещё смотрел издали на шинель и потом пошёл нарочно в сторону, чтобы, обогнувши кривым переулком, забежать вновь на улицу и посмотреть ещё раз на свою шинель с другой стороны, то есть прямо в лицо.

(8)Между тем Акакий Акакиевич шёл в самом праздничном расположении всех чувств. (9)Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия. (10)В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо. (11)Дороги он не приметил вовсе и очутился вдруг в департаменте; в швейцарской он скинул шинель, осмотрел кругом и поручил в особенный надзор швейцару. (12)Неизвестно, каким образом в депар-

таменте все узнали, что у Акакия Акакиевича новая шинель и что капота более не существует. (13)Все в ту же минуту выбежали в швейцарскую смотреть новую шинель Акакия Акакиевича.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание 1. Познакомившись с фрагментом текста Н.В. Гоголя, предложенным для лингвостилистического анализа, один из десятиклассников заметил, что он изобилует речевыми ошибками. Школьника возмутило, что в его сочинении все нарушения норм русского литературного языка рассматриваются как отрицательные явления речи, а предлагаемый для анализа текст оценивается многими исследователями как шедевр русской литературы.

• В чём не смог разобраться твой ровесник?

• Действительно ли в приведённом фрагменте достаточно частотны случаи нарушения речевых норм?

• Укажи их и квалифицируй.

• Напиши небольшое сочинение-рассуждение о роли нарушений норм русского литературного языка в данном тексте.

Задание 2.

Преобразуйте 12) и 13) предложения фрагмента повести Н.В. Гоголя «Шинель» в полилог. Запишите его, соблюдая правила пунктуации.

Перед созданием полилога уточняется, что необходимо вспомнить (учесть) при выполнении задания, далее эти позиции используются при оценивании получившихся текстов.

• Сущность полилога;

• Средства передачи устного речевого взаимодействия на письме;

• Сохранение смысла исходного текста;

• Особенности историко-культурного фона: имена чиновников, социальный статус служащих департамента, их взаимоотношения;

• Особенностиречи чиновников первой половины XIX века: лексика, грамматика, речевой этикет (на основе гоголевского и других прецедентных текстов);

• Особенности идиостиля автора (гоголевская ирония, авторское отношение к Башмачкину);

• Объём работы;

• Речевая и правописная грамотность.

Таким образом, совершенствование речевой

деятельности старшеклассников в свете современных требований методики преподавания русского языка предполагает опору на имеющиеся у школьников речеведческие знания и речевые умения, организацию самостоятельного исследования речевых понятий и речевых явлений, проверку результатов собственного исследования теоретическими данными, зафиксированными в учебно-научных и научных источниках, оформление результатов работы с теоретическими сведениями в виде краткого конспекта, схемы, таблицы, которые впоследствии могут использоваться как справочный материал. На этапе тренировки в применении речеведческих знаний создаются условия для приобретения разнообразного опыта коммуникативной деятельности, что обеспечивается постоянным обращением к текстам (воспринимаемым и порождаемым) как основной дидактической единице, моделированием ситуативных заданий, формированием умений оценивания собственной речи и речи других людей на основе критериальной системы.

ЛИТЕРАТУРА

Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос: интернет-журнал. - 2005. - 10 сентября. - URL: Шр://^^ш. eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm (дата обращения:

27.10.2009).

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. Учебник для студентов пед.институтов. - М.: Просвещение, 1993. -323 с.

Кожина М.Н. и др. Стилистика русского языка: Учебник / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимов-ский. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 464 с.

Рябухина Е.А. Теоретические основы моделирования обучения русскому языку в логике компетентностного подхода: моногр. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2012. -183 с.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 696 с.

Данные об авторе:

Елена Анатольевна Рябухина - кндидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры методики преподавания русского языка и литературы Пермского государственного педагогического университета; докторант кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета.

Адрес: 614990. г. Пермь, ул. Сибирская, 24, ауд. 43.

E-mail: [email protected]; [email protected].

About the author:

Ryabukhina Elena Anatolyevna - Ph.D, Associate Professor of Perm State Pedagogical University (Perm).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.