Научная статья на тему 'Виды и формы контроля развития речевой деятельности учащихся основной школы'

Виды и формы контроля развития речевой деятельности учащихся основной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1853
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / ФУНКЦИИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / TYPES AND FORMS OF CONTROL / FUNCTION PURPOSE AND TASKS OF THE CONTROL / SPEECH ACTIVITY / KNOWLEDGE IN THEORY OF SPEECH / SPEECH SKILLS / CONTROL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткина Ольга Сергеевна

Анная статья посвящена вопросу о видах и формах контроля речевого развития учащихся основной школы. Перечислены различные виды контроля, такие, как входной, текущий, тематический и итоговый. Обозначены их функции, цели и задачи в образовательном процессе, а также формы организации контроля (самостоятельные и проверочные работы, ситуативные задания, портфолио) применительно к обучению речевой деятельности учащихся. Ориентируясь на перечень коммуникативно-речевых умений, формируемых на основе базовых речеведческих знаний, учитывая необходимость развития различных видов речевой деятельности и потребность в отработке процессов речепорождения и речевосприятия, в статье представлены варианты контрольно-измерительных материалов для учащихся для того или иного этапа контроля. В основе каждого варианта таких материалов текст с заданиями, построенными таким образом, чтобы можно было проверить сформированность коммуникативно-речевых умений с опорой на речеведческие знания. С помощью предложенных заданий проверяются как умения восприятия и понимания, так и умения порождения текста. Задания имеют деятельностный характер, поэтому, кроме основной части, в каждом задании есть дополнительная: докажи, объясни, сравни. Нередко в задания на порождение текста (высказывания) включены ситуации. Данные контрольно-измерительные материалы могут быть использованы на уроках русского языка в полном или частичном варианте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TYPES AND FORMS OF MONITORING OF SPEECH ACTIVITY DEVELOPMENT OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS

This article deals with the question of the types and forms of control of speech development of secondary school students. It lists the various types of control, such as input, the current, theme and final, and marks their functions, goals and objectives in the educational process, as well as the forms of control organization (independent and verification work, situational tasks, portfolio). Focusing on the list of communicatively-speech abilities (formed on the basic of speech skills) as well as on the need to develop different types of speech activity and to work out the processes and communication skills, the article presents examples of test materials for pupils. At the core of each variant of such materials the text with the tasks for check level of communicatively-speech abilities relying on communication knowledge. With the proposed assignments the abilities to read, understand and create text are checked. Tests suggest different activities, so, except for the main part, in each test there are some additional tasks: to prove, to explain, to compare. These measurement and control materials can be used at the lessons of Russian language in full or partial form.

Текст научной работы на тему «Виды и формы контроля развития речевой деятельности учащихся основной школы»

УДК 372.881.161.1 '242 ББК 4426.819=411.2,5

О. С. Уткина

Пермь, Россия

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу о видах и формах контроля речевого развития учащихся основной школы. Перечислены различные виды контроля, такие, как входной, текущий, тематический и итоговый. Обозначены их функции, цели и задачи в образовательном процессе, а также формы организации контроля (самостоятельные и проверочные работы, ситуативные задания, портфолио) применительно к обучению речевой деятельности учащихся. Ориентируясь на перечень коммуникативно-речевых умений, формируемых на основе базовых речеведческих знаний, учитывая необходимость развития различных видов речевой деятельности и потребность в отработке процессов речепорождения и речевос-приятия, в статье представлены варианты контрольно--измерительных материалов для учащихся для того или иного этапа контроля. В основе каждого варианта таких материалов — текст с заданиями, построенными таким образом, чтобы можно было проверить сформированность коммуникативно-речевых умений с опорой на речеведческие знания. С помощью предложенных заданий проверяются как умения восприятия и понимания, так и умения порождения текста. Задания имеют дея-тельностный характер, поэтому, кроме основной части, в каждом задании есть дополнительная: докажи, объясни, сравни. Нередко в задания на порождение текста (высказывания) включены ситуации. Данные контрольно--измерительные материалы могут быть использованы на уроках русского языка в полном или частичном варианте.

Ключевые слова: виды и формы контроля; функции, цели и задачи контроля; речевая деятельность; речеведческие знания; коммуникативно-речевые умения; контрольно--измерительные материалы.

O. S. Utkina

Perm, Russia

THE TYPES AND FORMS OF MONITORING OF SPEECH ACTIVITY DEVELOPMENT OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS

Abstract. This article deals with the question of the types and forms of control of speech development of secondary school students. It lists the various types of control, such as input, the current, theme and final, and marks their functions, goals and objectives in the educational process, as well as the forms of control organization (independent and verification work, situational tasks, portfolio). Focusing on the list of communicatively-speech abilities (formed on the basic of speech skills) as well as on the need to develop different types of speech activity and to work out the processes and communication skills, the article presents examples of test materials for pupils. At the core of each variant of such materials — the text with the tasks for check level of communicatively-speech abilities relying on communication knowledge. With the proposed assignments the abilities to read, understand and create text are checked. Tests suggest different activities, so, except for the main part, in each test there are some additional tasks: to prove, to explain, to compare. These measurement and control materials can be used at the lessons of Russian language in full or partial form.

Keywords: types and forms of control; function, purpose and tasks of the control; speech activity; knowledge in theory of speech; speech skills; control tasks.

Частью любого процесса, в том числе и образовательного, является контроль, т.е. определенная система проверки эффективности его функционирования.

В настоящее время система контроля и оценки речеведческих знаний и коммуникативно-речевых умений становится объектом теоретических исследований в связи с изменениями подходов к определению результатов учебных достижений (Е. С. Антонова, Т. М. Воителева, Е. А. Рябухина и др.).

Рассмотрим более подробно виды контроля и формы его организации применительно к речевому развитию учащихся основной школы.

На различных этапах образовательного процесса используются различные виды контроля. Педагогическая теория и практика выделяют:

• предварительный (входной) контроль с такими формами, как тестирование, устный или письменный опрос, контрольная работа;

• текущий с такими формами, как опрос, проверочная работа, самостоятельная работа;

• тематический с такими формами, как опрос, проверочная работа, самостоятельная работа, работа в парах и группах;

• итоговый (заключительный) с такими формами, как контрольная работа, проектная работа, исследовательская работа, портфолио.

У каждого вида контроля свои цели и задачи.

Выбор форм контроля в обучении речевой деятельности, несомненно, определяется использованием текста в качестве основы контрольно-измерительных материалов. Работа выстраивается на основе проверки умений восприятия речи, порождения речи, а иногда совмещает в себе и то, и другое [Баранов 2001: 227-231].

Предварительный (или входной) контроль результатов обучения речевой деятельности направлен на выявление уровня сформированности речеведче-ских знаний и коммуникативно -речевых умений. Применяется он обычно в начале учебного года, иногда перед началом изучения нового материала с целью диагностики [Педагогика 1998: 355]. Учащиеся средней школы имеют различный уровень

сформированное™ коммуникативно-речевых умений. Чтобы учитель мог планировать, корректировать свою работу по изучению отдельных тем раздела «Речь», он должен выявить этот уровень у каждого ученика. Такая диагностика поможет педагогу определить, на чем следует акцентировать внимание учащихся, какие вопросы требуют в обучении больших временных затрат и, самое главное, определить ход индивидуальной работы с каждым обучающимся. Школьники получают объективную оценку своих знаний и умений и материал для рефлексии [Быстрова, 2004: 212].

Один из вариантов предварительного контроля сформированности речевой деятельности пятиклассников — проверка навыков чтения и письма, а также коммуникативно-речевых умений определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип речи, структуру текста.

Приведём пример контрольно-измерительного материала для входного контроля.

Прочитайте текст.

Ночью выпал снег. В белоснежной деревне стало тихо и одиноко, только черные галки сидели на проводах и кричали во все горло. На рассвете Ия открыла глаза и немного удивилась новой обстановке своего жилища. Она зевнула, потянулась и заглянула в окошко: нет ли у калитки следов хозяйки.

Кошка долго изучала нетронутый снег. Видимо, хозяйка не вернется. Никогда. Ия тихо, жалобно заныла. Ничего не поделаешь — придется смириться. Главное — не отчаиваться и заняться делом. Кошка поточила когти о нетесаный пол, вылизала шершавым язычком шерстку и умыла лапкой мордочку. Не могла же она появиться на улице неряхой?

Ия выбралась с чердака на улицу и тут же зажмурилась от слепящей белизны снега. Она встала среди деревни и растерялась. Куда податься? Бежать за хозяйкой в город и там искать свое жилище среди тысяч бетонных коробок или же остаться зимовать в пустом доме?

(по В. Каменеву)

Задания к тексту:

1. Определите тему текста. Объясните свой выбор.

2. Определите тип речи в тексте. Докажите свою точку зрения.

3. Составьте план текста.

4. Выпишите из второго абзаца текста глаголы, помогающие представить действия и мысли кошки, определите время и вид глаголов, обозначьте глаголы неопределённой формы. Какую роль играют в этом абзаце глаголы прошедшего времени? (Ответьте на этот вопрос 2-3 предложениями).

5. Главная героиня этого текста попала в непростую ситуацию. Прочитайте еще раз 2 последние предложения. Как бы вы ответили на вопросы, содержащиеся в них? Что «посоветовали» бы кошке? Запишите свой ответ (объём ответа — 3-4 связанных между собой предложения).

Аналогичная работа может быть предложена на этапе итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения пройденного материала, определяет глубину и прочность знаний и умений. Проводится также с целью выявления пробелов в знаниях учащихся и определения способов своевременной ликвидации пробелов. Он связан с систематическим наблюдением педагога за работой класса в целом и конкретного учащегося в частности на всех этапах обучения. Данный контроль стимулирует учащегося к ответственной подготовке к каждому занятию [Педагогика 1998: 355].

Текущий контроль развития речевой деятельности может осуществляться в виде опроса по изучаемой речевой теме, в виде ситуативных заданий, небольшой самостоятельной работы.

Представим вариант контрольно-измерительных материалов для текущего контроля, проверяющего знания о тексте как единице языка и речи, умения определить тему текста и устанавливать связи между предложениями в тексте.

Прочитайте отрывок:

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шёрстку гладко. Конь выбивается, хочет погулять на травке. Не в коня корм. У монголо-татарской знати было много коней. Они кочевой народ и часто перемещались верхом. Конь продолжает выбиваться, не хочется ему быть в конюшне. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. Пасли коней простые кочевники. А этот парень не промах — крепко привязал коня. Коней на переправе не меняют.

1. Можно ли определить тему текста в этом отрывке? А основную мысль? Почему? Ответ запишите развернуто.

2. Сколько текстов можно выделить в данном фрагменте? Запишите их.

3. Какие языковые единицы остались не включёнными в тексты? Произнесите их. Что они обозначают?

Тематический контроль осуществляется периодически после изучения определённой темы, раздела. Целью такого контроля является обобщение и систематизация знаний и умений учащихся, а также подготовка к итоговому контролю. Данный контроль показывает качество усвоения учащимися определённого завершённого отрезка учебного материала [Педагогика 1998: 357].

Представим вариант контрольно-измерительных материалов для тематического контроля по теме «Стили речи» в 6 классе. Предложенная работа проверяет умения определять стилистическую принадлежность текста, подтверждая свою точку зрения анализом коммуникативной ситуации и языковых средств, использованных автором для достижения цели высказывания [Рябухина 2012: 136-138].

Прочитайте два текста:

Однажды ночью я проснулся от того, что мне показалось, будто я оглох во сне. Я долго лежал, прислушиваясь, и понял, что это не я оглох, а просто за стенами дома наступила невероятная тишина. Такую тишину называют мертвой. Умерло все: и

дождь, и ветер, и беспокойный сад. Слышно было только посапывание кота.

Я открыл глаза. Комнату заливал белый, ровный свет. Я встал и подошел к окну: на улице все было снежно и безмолвно. Высоко в небе стояла чистая луна, а вокруг нее переливался желтый круг.

Когда же успел выпасть первый снег? Я подошел к часам. Черные стрелки показывали два часа.

Уснул я в полночь. Это значит, за два коротких часа и поля, и леса, и сады так переменились.

На ветку клена в саду села большая черная птица. С ветки посыпался снег. Птица уже давно улетела, а снег все падал, как стеклянный дождь. Потом снова все стихло.

СНЕГ. Атмосферные осадки — белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой. Идет снег. Выпал снег. Мокрый снег. Снег слепит глаза. Белый как снег. Вечные снега (на вершинах высоких гор). Сугробы снега. Идти по снегу. Нужен как прошлогодний снег (совершенно не нужен; разг. неодобр.). Как снег на голову (совершенно неожиданно; разг.). Зимой снега не допросишься (о том, кто очень жаден, разг.).

(Словарь Ожегова)

1. Определите тему каждого текста. Что вы обнаружили?

2. Определите стилистическую принадлежность каждого текста? Докажите правильность своего ответа (3-4 предложения).

3. Опишите ситуации, в которых применяются подобные тексты.

4. Создайте небольшой устный текст той же стилистической принадлежности, что и второй текст, по теме «Мировой океан», пользуясь толковым словарём и учебником географии для 6 класса.

Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения на определённой ступени. Данный контроль призван определить конечные результаты, он охватывает всю систему знаний и умений по предмету. Итоговая проверка и учет знаний и умений учащихся — это не только среднеарифметический балл, но и диагностика уровня обученности в соответствии с поставленной целью. В качестве итогового контроля в разделе «Речь» в соответствии с требованиями ФГОС могут быть использованы, наряду с комплексным анализом текста, ситуативные задания (задачи), исследовательские задания, проекты, портфолио.

Представим вариант проектной работы для итогового контроля речевой деятельности шестиклассников. Для неё специально выбрана тема, не связанная непосредственно с разделом «Речь». В ходе выполнения проекта будут проверены умения восприятия и понимания текстов учебно-научного и научно-популярного подстилей, умения определения значения языковых единиц и их роли в тексте, умения подбора текстов, содержащих изучаемую единицу, умения анализа и переработки информации, умения поиска дополнительной информации, умения создания текста определённого жанра, уме-

ния публичного представления результатов проектной деятельности.

Проект «Похвальное слово фразеологизму»

Цель проекта: подготовить похвальное слово фразеологизму.

Задачи проекта:

1. Углубить и обобщить знания о фразеологизмах, полученные на уроках русского языка.

2. Изучить дополнительные сведения по истории происхождения устойчивых сочетаний слов, познакомиться с группами фразеологизмов.

3. Исследовать языковой материал, объяснить значение устойчивых выражений в предложениях.

4. Выявить функции фразеологизмов в тексте.

5. Подобрать интересные тексты с фразеологизмами.

6. Исправить ошибки в употреблении фразеологизмов.

7. Подготовить похвальное слово фразеологизму.

Работа осуществляется в группах, предлагается список дополнительной литературы о фразеологизмах, текстовый материал, позволяющий реализовать 3, 4 и 6 задачи, информация о жанре похвального слова.

Особого внимания заслуживает способ проверки и оценки результатов подобного проекта. Он опирается на технологию критериального оценивания. Проектный продукт оценивается по критериям, которые связаны с коммуникативно-речевыми умениями создания текста определённого жанра по заданной теме. Комплексный характер результата обусловливает описание каждого критерия с учётом возможных уровней выполнения задания и оценивания каждого уровня в баллах, что позволяет увидеть пробелы в разных группах речеведческих знаний и коммуникативно-речевых умений школьников.

ЛИТЕРАТУРА

Антонова Е. С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5-6 классов. — 2-е изд. — М.: ООО «Кейс»; ООО «Омега-Л», 2011. — 88 с.

Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2006. — 319 с.

Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. — М.: Академия, 2001. — 368 с.

Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. Е. А. Быстровой. — М.: Дрофа, 2004. — 240 с.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.

Примерные программы по учебным предметам: Русский язык. 5-9 кл.: проект. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 112 с.

Рябухина Е. А. Моделирование методической системы компетентносно-ориентированного обучения теории и практике речи: монография. — Пермь: ПГПУ, 2012. — 219 с.

Рябухина Е. А. Теоретические основы моделирования обучения русскому языку в школе в логике компе-

тентностного подхода: монография. — Пермь: Изд-во ПГПУ, 2012. — 183 с.

REFERENCES

Antonova E. S. Tajna teksta. Rabochaja tetrad' dlja razvitija rechi i myshlenija shkol'nikov 5-6 klassov. — 2-e izd. — M.: OOO «Kejs»; OOO «Omega-L», 2011. — 88 s.

Voiteleva T. M. Teorija i metodika obuchenija russkomu jazyka: ucheb. posobie dlja vuzov. — M.: Drofa, 2006. — 319 s.

Metodika prepodavanija russkogo jazyka v shkole: uchebnik dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / M. T. Baranov, N. A. Ippolitova, T. A. Ladyzhenskaja, M. R. L'vov; pod red. M. T. Baranova. — M.: Akademija, 2001. — 368 s.

Obuchenie russkomu jazyku v shkole: ucheb.posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov / E. A. Bystrova,

S. I. L'vova, V. I. Kapinos i dr.; pod red. E. A. Bystrovoj. — M.: Drofa, 2004. — 240 s.

Pedagogika. Uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov i pedagogicheskih kolledzhej / pod red. P. I. Pidkasistogo. — M: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 1998. — 640 s.

Primernye programmy po uchebnym predmetam: Russkij jazyk. 5-9 kl.: proekt. — 2-e izd. — M.: Prosveshhenie, 2010. — 112 s.

Rjabuhina E. A. Modelirovanie metodicheskoj sistemy kompetentnosno-orientirovannogo obuchenija teorii i praktike rechi: monografiya. — Perm': PGPU, 2012. — 219 s.

Rjabuhina E. A. Teoreticheskie osnovy modelirovanija obuchenija russkomu jazyku v shkole v logike kompetentnostnogo podhoda: monografiya. — Perm': Izd-vo PGPU, 2012. — 183 s.

Данные об авторе

Ольга Сергеевна Уткина — аспирант кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь). Адрес: 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24. E-mail: matvey1907@gmail.com.

About the author

Olga Sergeevna Utkina is a postgraduate of the Department of Methods of Teaching Russian Language and Literature, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.