УДК 371.134
Формирование дискурсивно-стилистической компетенции у будущих педагогов профессионального обучения
М. В. Стурикова
Статья посвящена вопросам реализации в высшем профессиональном образовании компетентностного подхода. Автором вводится понятие «дискурсивно-стилистическая компетенция». Устанавливается структура данной компетенции. На основании опыта работы автора предлагается концепция формирования данной компетенции.
Ключевые слова: дискурсивно-стилистическая компетенция; функциональный стиль; речевые умения; профессиональный дискурс; кейс-метод (case-study).
В условиях введения ФГОС ВПО нового поколения особое внимание уделяется профессиональной подготовке специалиста — конкурентоспособного, компетентного, квалифицированного, готового к эффективной работе, а также его профессиональному развитию и мобильности.
Огромное значение придается сегодня профессиональной подготовке педагогов, которые призваны работать в новых условиях. Успешность осуществления такой подготовки во многом зависит от учета существующих в российской и зарубежной педагогической традиции подходов: андрагогического (Е. В. Бондаревская, А. И. Кукуев и др.), аксиологического (И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.), деятельностного (А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.), компетентностного (Э. Ф. Зеер, Дж. Равен, Д. Хаймс, Н. Хомский,
A. В. Хуторской и др.), личностно ориентированного (Н. А. Алексеев,
B. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), системного (В. Г. Афанасьев, В. С. Садовский, Н. К. Чапаев и др.). Реализация данных подходов возможна только при условии переосмысления теоретических и методологических основ подготовки будущих педагогов в соответствии с совре -менными тенденциями общественного развития.
Одной из составляющих профессиональной подготовки будущих пе -дагогов является формирование дискурсивно-стилистической компетенции, которая является важнейшим инструментом решения профессиональных задач. Формирование дискурсивно-стилистической компетенции возможно на основе компетентностного подхода, который является теоретико-методологической базой модернизации отечественного образования и обеспечивает условия формирования и развития ключевых компетенций, значимых для формирования будущих педагогов.
Дискурсивно-стилистическая компетенция, необходимая будущему специалисту, т. е. имеет два аспекта реализации:
• в процессе коммуникативного взаимодействия преподавателя и студента, связанном с практикой создания и восприятия текстов, принадлежащих жанрам педагогической речи, в рамках семинара, учебной беседы, презентации и т. д.;
• в организации статусно-ролевой речевой деятельности людей, а именно «профессионально-личностного взаимодействия педагога и студента» [2, с. 281], коммуникации мастера производственного обучения и учащегося, начальника и подчиненного, продавца и покупателя и т. д.; во всех подобных случаях создаются речевые произведения, соответствующие профессиональной ситуации.
Владение дискурсивно-стилистической компетенцией выражается в знании соответствий между вариативной формой высказывания и ситуативными условиями речи, т. е. в знании функциональных стилей русского языка, стилеобразующих факторов и языковых особенностей
каждого стиля, принципа выбора и способов организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также в умении использовать разные функциональные разновидности языка в устной и письменной речи. «Стилистика помогает ввести учащегося в речевую ситуацию, подобную естественной» [5, с. 170], таким образом «превращает искусственное говорение в <...> естественное высказывание» [4, с. 11]. Важную роль при этом играет соблюдение стилистических норм, под которыми М. Н. Кожина понимает правила «наиболее целесообразных в каждой сфере общения реализаций принципов отбора и сочетания языковых средств, создающих определенную стилистико-речевую организацию» [5, с. 154].
Формирование данной компетенции у будущих педагогов предполагает развитие умений анализировать текст, находить в нем языковые особенности стиля, осознанно использовать стилистические ресурсы в собственных текстах, ориентироваться в ситуации общения, т. е. учитывать при построении высказывания условия и обстановку. Формирование дискурсивно-стилистической компетенции предполагает формирование «умений использовать и соблюдать регистры общения с применением в них адекватных стилистически маркированных единиц» [6, с. 10 — 11].
В связи с этим мы на дисциплине «Стилистика научного текста» формируем у студентов умения, которые будут необходимы в профессионально ориентированной речи в процессе ведения деловых бесед, переговоров, совещаний, презентаций, собеседований, интервью, тренингов, при написании статей в специальных СМИ и т. д. Для будущих педагогов важны умения составить и провести лекцию, практическое занятие, семинар, задать вопрос, прокомментировать ответ. Кроме того, педагог профессионального обучения в зависимости от специальности должен владеть определенным тематическим подстилем (научно-техническим, научно-естественным, научно-гуманитарным).
Так, для будущих инженеров актуальным является научно-технический подстиль и соответствующая терминология: по специальности «Энергетика» — альтернативные виды топлива, водосчетчик, возобновляемые источники энергии, Единая энергетическая система России, показатель энергоэффективности, система теплоснабжения, теплосчетчик, энергетический ресурс и др.; «Автомобильные технологии» — карбюраторный двигатель, кардан, передаточное число, поршень, редуктор, ротор, сцепление, трансмиссия и др.; «Сварочное и литейное производство» — вакуумная плавка, высокочастотная сварка, газовая сварка, дамасская сталь, зейгерование, карбюраторный двигатель, купеляция, сварочные флюсы, сублимация, чугун и др.; «Машиностроение» -кинематическая цепь металлорежущего станка, коленчатый вал, конвейерная печь, коррозия, привод, токарный станок, фрезерование, фреза, шарикоподшипник, шевер, фрезерный станок, шлифование и др.; «Вычислительная техника и информационные технологии» — база данных, код, гипертекстовый документ, транзистор, компилятор, память, процессор, компьютер и др.
Для будущих специалистов в сфере «человек — человек» актуальным является научно-гуманитарный подстиль и соответствующая терминология: по специальности «Психология» — актуализация, акцентуация характера, апперцепция, вербальное мышление, деменция, депривация, идеология, манипулирование, стресс, невроз, фобии, психотерапия, эйфория, триангуляция и др.; «Правоведение» — власть, закон, казус федерис, октроирование, правительство, уголовное право, образовательное право, криминалистика, исковая давность, убийство, государственный суверенитет, шовинизм, юрисконсульт и др.; «Экономика» — бюджет, девальвация, индекс, ипотека, маркетинг, монополия, продукция, права собственности, кризис, спрос, денежные средства, обли-
гация, стагнация, спрос, эмиссия и др.; «Физическая культура» — адаптивная физическая культура, акробатика, бодибилдинг, гладкий бег, джоггинг, кач, рондат, ациклическое движение, техника, группировка и др.
Научные и профессиональные термины используются говорящим в профессионально ориентированной речи, обладающей специфическими особенностями: адресностью, диалогичностью, информативностью, структурностью. Профессиональный дискурс зависит от профессиональной деятельности (педагогический дискурс, дискурс масте -ра производственного обучения, дискурс ведения следственных мероприятий, судебного процесса, спортивных состязаний, теле- и радиоинтервью, деловых переговоров, рекламный дискурс, дискурс обмена информацией туроператора с клиентом и др.), может быть письменным и устным, проявляется в стандартной и нестандартной профессиональной ситуации. В каждом профессиональном дискурсе используются общенаучная лексика, специальные термины, характерные типы предложений и преследуются определенные коммуникативные цели.
На занятиях мы считаем необходимым уделять внимание созданию текстов разных стилей, в особенности научного (аннотация, рецензия, отзыв, реферат, курсовая работа, дипломная работа, научный доклад), публицистического (статья в газету, журнал [1]; публичное выступление [9, с. 171]), официально-делового (заявление, автобиография, объяснительная записка, докладная записка, доверенность, расписка, резюме и др.). Именно эти стили и жанры востребованы в дальнейшей профессиональной деятельности.
Особенно важно для студентов овладеть жанрами устной деловой речи: деловая беседа, деловые переговоры, деловое совещание. Они примечательны тем, что это комбинированные жанры: каждый из них состоит из нескольких жанров. Беседа, переговоры, совещания включают в свою структуру несколько других профессиональных жанров,
таких, как мнение, отчет, анализ ситуации, выступление в прениях, конструктивное предложение, пожелание и др. В рамках устной деловой речи актуализируются и этикетные речевые жанры: приветствие, благодарность, извинение и т. д.
Студенты обучаются как диалогическим, так и монологическим жанрам речи, востребованным в различных профессиях, с учетом специфики конкретной специальности. Так, для менеджеров является востребованным анализ экономической ситуации, для специалистов по менеджменту или маркетингу — презентация и др.
Таким образом, мы пытаемся обучить студентов свободному оперированию тщательно отобранными в соответствии со специализацией жанровыми формами и сформировать у них готовность к практической реализации приобретенной коммуникативной компетенции (рис. 1).
Рис. 1. Структура дискурсивно-стилистической компетенции, формируемой при подготовке педагога профессионально обучения
Студентам, обучающимся по специальности 050501.65 «Профессиональное обучение (по отраслям), важно понимать, что основная задача мастера производственного обучения — формирование у учащихся профессиональных компетенций. Для реализации этой задачи педагогу необходимо владеть терминологическим аппаратом конкретной специальности, умением устно излагать материал.
Роль устного общения мастера и учащегося чрезвычайно велика: речевое общение выполняет в процессе производственного обучения две основные функции: сообщения и побуждения. Мастер и учащийся в ходе процесса обучения сообщают друг другу свои мысли, высказывают желания, чувства. Мастер, руководя процессом обучения, советует, убеждает, инструктирует. При помощи речи мастер ведет систематическое разъяснение учащимся значение, задачи и содержание профессиональных действий, предстоящих работ, порядок их выполнения, побуждает работать целеустремленно, настойчиво. Речь необходима и для того, чтобы восстановить в памяти учащихся и научить применять на практике знания по специальным и другим предметам, необходимые для осознанного выполнения учебно-производственных заданий.
Так, при обучении будущих мастеров по специальности «Парикмахерское искусство и дизайн прически» (030504.04) востребованными являются следующие жанры: объяснение, комментарий, наводящая фраза, наводящий вопрос, напоминание и др. Обучающимся следует напомнить, что любая стрижка строится по законам геометрии: пряди должны быть отделены строго параллельными проборами; стрижка производится при определенном угле наклона. При создании композиции прически следует ориентироваться на четыре линии: границы роста волос надо лбом, переносицы, кончика носа, окончания подбородка и на линию губ, только тогда можно добиться гармонии и т. д.
Будущему педагогу по физической культуре (специальность 050720.65), кроме знания педагогических терминов, необходимо зна-
ние спортивных терминов, умение четко и логично объяснять последовательность выполнения упражнений, правил подвижных игр; комментировать ход спортивной игры и допущенные игроками ошибки.
В профессиональной деятельности мастера производственного обучения важно владение устной речью, так как демонстрация наглядных пособий, заданий, а также действий профессионала, как правило, сопровождается комментарием.
Таким образом, умелое владение дискурсивно-стилистической компетенцией является критерием педагогического мастерства.
Как было показано выше, в своей работе по формированию дискурсивно-стилистической компетенции мы берем за основу жанровый подход и придерживаемся принципов, которые представлены далее на схеме (рис. 2).
С целью формирования дискурсивно-стилистической компетенции используются активные формы обучения, например, дискуссия, которая может быть этапом использования кейс-метода (case-study), или метода конкретных ситуаций (его относят к неигровым имитационным активным методам обучения [3]). Цель кейс-метода — «совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса — оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы» [7]. Данный метод очень эффективен, т.к. предназначен для получения знаний по предмету, акцент обучения при этом переносится не на овладение готовыми знаниями, а на их выработку, на сотворчество преподавателя и студента; результатом применения этого метода являются также навыки профессиональной деятельности, развитие системы ценностей студента, «преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала» [8, с. 11].
Рис. 2. Принципы организации учебного процесса по формированию дискурсивно-стилистической компетенции
Вследствие того, что работа студентов в микрогруппах является неотъемлемой частью кейс-метода, использование этой формы деятельности в значительной степени способствует формированию дискурсивно-стилистической компетенции, т. к. на занятии ведется обсуждение ситуаций как совокупности обстоятельств или положения дел, в которых студенты обнаруживают противоречия: «Студенты слу-
шают друг друга, говорят сами, записывают, анализируют полученный результат, при этом спорят, учатся слушать, соглашаться с лучшим проектом решения, находят ошибки, проектируют решения, действия, готовят материал для дискуссии» [8, с. 22]. Студенты представляют варианты решения поставленной перед ними проблемы, отвечают на вопросы, оппонируют. Методика проведения дискуссии в кейс-методе предложена М. Р Варданян, Н, А. Палиховой. Исследователи предлагают проводить дискуссию в три этапа: 1) сообщение представителей микрогрупп, 2) ответы на вопросы, составленные членами оппонирующих микрогрупп или преподавателем, 3) отзыв экспертов на работу микрогрупп с учетом правильности и оригинальности принятого решения, содержания заданных вопросов, качества выполненной практической работы. Каждая микрогруппа знает порядок дискуссии, критерии оценки выполнения работы и обсуждения проблемы. В результате дискуссии принимается единое, наиболее оптимальное решение, получившее одобрение экспертов и преподавателей, при этом у студентов появляется опыт решения нестандартных задач, развивается логическое дискуссионное мышление, формируется дискурсивно-стилистическая компетенция, хотя, безусловно, кейс-метод — не единственная форма обучения, пригодная для работы над развитием речевых способностей студентов.
Не вызывает никаких сомнений, что владение дискурсивно-стилистической компетенцией является важной составляющей профессиональной подготовки будущего специалиста — педагога профессионального обучения.
Литература
1. Вакуров В. Н. Стилистика газетных жанров : учебное. пособие для вузов по специальности. «Журналистика» / В. Н. Вакуров, Н. Н. Кохтев, Г. Я. Солганик. — Москва : Высшая школа, 1978. — 183 с.
2. Евтюгина А. А. Формирование профессионально-речевой образованности студентов педагогических вузов : диссертация ... доктора педагогических наук / А. А. Евтюгина. — Екатеринбург, 2007. — 371 с.
3. Интернет в гуманитарном образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. — Москва : ВЛАДОС, 2001. - 272 с.
4. Капинос В. И. Значение стилистики в практике преподавания родного языка / В. И. Капинос. — Пермь : ПГПИ, 1982. — 117 с.
5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина, Л. Р. Ду-скаева, В. А. Салимовский. — Москва : Флинта, Наука, 2010. — 464 с.
6. Корякина А. Н. Педагогические условия формирования стилистической компетенции у старшеклассников якутской школы : автореферат диссертации... кандидата педагогических наук / А. Н. Корякина. — Якутск, 2008. — 22 с.
7. Метод кейс-решений (case-study) — создание кейсов, обсуждение кейсов, анализ, проблема [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www. cases.ru/.
8. Практическая педагогика : учебно-методическое пособие на основе метода case-study / М. Р Варданян [и др.]. — Тобольск : ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. — 188 с.
9. РомановаН. Н. Обучение монологической (ораторской) речи в вузе / Н. Н. Романова // Русский язык в школе. — 2006. — № 3. — С. 106—110.
© Стурикова М. В., 2012
Formation of Would-Be Vocational Education Teachers' Discourse-Stylistic Competence
M. Sturikova
The article is devoted to the issues of the competence approach realization in higher vocational education. The author introduces the term discourse-stylistic competence and determines the structure of this competence. A conception on this competence formation is offered on the basis of the author's professional experience.
Key words: discourse-stylistic competence; functional style; speech competence; professional discourse; case method.
Стурикова Марина Владимировна, старший преподаватель, кафедра русского языка и культуры речи, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург), [email protected].
Sturikova, M., senior lecturer, Department of Russian Language and Speech Culture, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg), [email protected].