Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогика и психология социального воспитания / формирование ценностного отношения личности / ценности / ценностные ориентации / народная культура / содержание образования / педагогические условия ценностноориентированного воспитания. / Pedagogy and psychology of social education / formation of a person’s value attitude / values / value orientations / folk culture / content of education / pedagogical conditions of value-oriented education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байтуганов В. И.

Статья посвящена актуальной задаче современного образования – формированию ценностных ориентаций детей и молодежи к нормам и ценностям традиционной народной культуры этноса. Рассматриваются вопросы природы ценностного отношения личности, формирования ценностных ориентаций школьников в области традиционной народной культуры, выявляются актуальные ценности-цели и ценности-средства, необходимые школьникам в процессе формирования ценностно-смыслового ядра самосознания личности. На основе выявленных и апробированных педагогических условий автор приводит результаты проведенной опытно-экспериментальной работы, показывает динамику формирования ценностных ориентаций детей и подростков в сфере традиционной народной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байтуганов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS' VALUE ORIENTATIONS BASED ON THE TRADITIONS OF FOLK CULTURE

The article is devoted to the urgent task of modern education the formation of value orientations of children and youth towards the norms and values of the traditional folk culture of the ethnic group. The issues of the nature of the value attitude of the individual, the formation of value orientations of schoolchildren in the field of traditional folk culture are considered, the actual values-goals and values-means necessary for schoolchildren in the process of forming the value-semantic core of the individual’s self-awareness are identified. Based on the identified and tested pedagogical conditions, the author presents the results of the experimental work carried out and shows the dynamics of the formation of value orientations of children and adolescents in the field of traditional folk culture.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 37.013.42 + 376.7+008

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

© 2024 В. И. Байтуганов

аспирант кафедры педагогики и психологии е-mail: vasyuganie @ bk. ru

Новосибирский государственный педагогический университет

Статья посвящена актуальной задаче современного образования - формированию ценностных ориентаций детей и молодежи к нормам и ценностям традиционной народной культуры этноса. Рассматриваются вопросы природы ценностного отношения личности, формирования ценностных ориентаций школьников в области традиционной народной культуры, выявляются актуальные ценности-цели и ценности-средства, необходимые школьникам в процессе формирования ценностно-смыслового ядра самосознания личности. На основе выявленных и апробированных педагогических условий автор приводит результаты проведенной опытно-экспериментальной работы, показывает динамику формирования ценностных ориентаций детей и подростков в сфере традиционной народной культуры.

Ключевые слова: педагогика и психология социального воспитания, формирование ценностного отношения личности, ценности, ценностные ориентации, народная культура, содержание образования, педагогические условия ценностно-ориентированного воспитания.

FORMATION OF STUDENTS' VALUE ORIENTATIONS BASED ON THE TRADITIONS OF FOLK CULTURE

© 2024 V. I. Baituganov

Postgraduate Student of the Department of Pedagogy and Psychology e-mail: vasyuganie @ bk. ru

Novosibirsk State Pedagogical University

The article is devoted to the urgent task of modern education - the formation of value orientations of children and youth towards the norms and values of the traditional folk culture of the ethnic group. The issues of the nature of the value attitude of the individual, the formation of value orientations of schoolchildren in the field of traditional folk culture are considered, the actual values-goals and values-means necessary for schoolchildren in the process of forming the value-semantic core of the individual's self-awareness are identified. Based on the identified and tested pedagogical conditions, the author presents the results of the experimental work carried out and shows the dynamics of the formation of value orientations of children and adolescents in the field of traditional folk culture.

Keywords: pedagogy and psychology of social education, formation of a person's value attitude, values, value orientations, folk culture, content of education, pedagogical conditions of value-oriented education.

В настоящее время смена социальных потребностей, глобализация экономики и, как следствие, поиск механизмов защиты национального суверенитета страны ставит

перед педагогической наукой новые воспитательные задачи: сохранение культурной идентичности нации, формирование ценностных ориентаций личности на основе традиций народной культуры [6; 7; 8; 9]. В указе Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» отмечается, что традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению. Подчеркивается, что сохранение своей национальной самобытности, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности требует сохранения и приумножения традиционных российских духовно-нравственных ценностей в интересах человека, семьи, общества и государства. В «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» поясняется, что приоритетной задачей является формирование новых поколений, разделяющих ценности народной культуры как ориентиры организации жизнедеятельности современного человека. Передать традиционную народную культуру и ценности молодому поколению - вот одна из главных задач образовательных организаций, поскольку без духовного, ценностного содержания образования невозможно воспитать духовно-нравственную личность, способную к развитию и саморазвитию [10; 11; 12; 13].

Степень изученности проблемы. Проблемы теории культуры анализируются в работах Т. И. Баклановой, Ю. В. Бромлея, В. Е. Гусева, М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, Э. С. Маркаряна, Б. Малиновского, П. А. Сорокина и др. Ценности, ценностные ориентации, ценностное отношение личности, факторы и динамика их формирования раскрываются в работах А. Г. Здравомыслова, Н. М. Лебедевой, Д. А. Леонтьева, Т. Парсонса, М. Рокича, В. П. Тугаринова, Э. Фромма, Ш. Шварца, В. А. Ядова, М. С. Яницкого, культурологов и философов М. М. Бахтина, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, В. С. Соловьева, ученых-педагогов Е. В. Бондаревской,

A. В. Кирьяковой, Е. В. Деевой, И. Е. Булатникова, А. В. Репринцева, И. С. Сухорукова, М. И. Лукьяновой, В. В. Серикова, И. С. Якиманской и др. Процессу духовно-нравственного воспитания и образования, основанного на ценностях, посвящены работы отечественных ученых П. Ф. Каптерева, Н. Д. Никандрова, Л. И. Новиковой,

B. А. Сластенина, К. Д. Ушинского и др. Проблема педагогических условий формирования ценностей обучающихся представлена в работах Н. В. Ипполитовой, Н.С. Стерховой, В. А. Ширяевой и др.

Анализ изученности проблемы и собственная практика обучения позволили выявить противоречия:

- на социальном уровне: между потребностью общества в сформированных ценностных ориентациях обучающихся и слабой готовностью образовательных организаций к формированию ценностей, основанных на традициях народной культуры;

- на научно-теоретическом уровне: между существующими теоретическими закономерностями формирования ценностных ориентаций обучающихся и неразработанностью научных основ использования традиций народной культуры в процессе формирования актуальных ценностей;

- на педагогическом уровне: между возможностью формирования ценностных ориентаций обучающихся на традициях народной культуры и недостаточной изученностью педагогических условий интериоризации ценностных ориентаций обучающихся

Анализ названных противоречий неизбежно ведет к необходимости решения актуальной и общественно-важной проблемы: каким образом сегодня возможно выстроить процесс формирования ценностных ориентаций обучающихся, опираясь на традиции и ценности народной культуры? как пробудить в школьниках устойчивый

интерес к традиционным нормам и ценностям этноса? какие условия способны обеспечить формирование важнейших социально-нравственных качеств детей и молодежи, наиболее типичных, характерных, органически присущих русскому человеку, составляющих фундамент его этнокультурной идентичности? Понятно, что в основе обращения к этой проблеме и ее научного осмысления лежат такие понятия, которые составляют в совокупности суть и структуру этнокультурной идентичности, основу ценностного отношения личности к традиционной культуре этноса: ценности, ценностные ориентации, ценностное отношение, культура, народная культура, ценности народной культуры; раскрываются теоретические аспекты и современное состояние исследуемой проблемы с позиции культурологического, аксиологического и системного подходов [14; 15; 16; 36; 37; 38]. Исследования ценностно-смысловой сферы личности [39; 40; 41; 47; 48; 49; 50] позволяют осуществить дифференциацию ценностных ориентаций на цели-ценности и ценности-средства. На основе выявленных актуальных ценностей народной культуры, таких как ценности семьи, труда, общественного служения, обоснован процесс формирования ценностных ориентаций на протяжении всего обучения в общеобразовательной организации, определен объем содержания образования на традициях народной культуры на каждом этапе образования.

Анализ научной литературы по проблеме ценностных ориентаций, нашедших отражение в трудах В. П. Тугаринова, Д. А. Леонтьева, М. Рокича, Т. Парсонса, А. Г. Здравомыслова, А. В Серого и М. С. Яницкого, позволил в качестве ведущих определений признать следующие:

- ценности - это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью [42];

- ценностные ориентации - это отражение в сознании отдельного человека ценностей общества, культуры и религии, которые он признает в качестве обязательных жизненных целей, а также общих мировоззренческих ориентиров [1].

Д. А. Леонтьев предложил теорию трех форм существования ценностей, переходящих друг в друга. По его мнению, ценности представляют группы явлений: 1) общественные идеалы, 2) предметное воплощение этих идеалов, 3) «модели должного» [19]. Все эти формы были нами использованы как научные методы в выявлении особенностей ценностей народной культуры и их влияния на формирование ценностных ориентаций обучающихся. Общественные идеалы, по нашему мнению, способствуют присвоению обучающимися ценностей общественного служения; предметное воплощение идеалов реализуется в ценностях народной материальной и духовной культур; «модели должного» определяются межпоколенными традициями народной культуры.

Ценностные ориентации существуют в виде иерархической системы (Д. А. Леонтьев [20], М. Рокич [54], В. А. Ядов [52]), которая позволила нам дифференцировать ценностные ориентации народной культуры на цели-ценности и ценности-средства. Ценностные ориентации - явление, которое имеет множество значений. Они, сообразуясь с действительностью, формируют сложную многоуровневую иерархическую систему [53].

На основе теории социального действия Т. Парсонса [21], а также работ Ш. Шварца [55] и Н. М. Лебедевой [18] был обоснован механизм включения ценностей и ценностных ориентаций народной культуры в актуальный ряд ценностных предпочтений обучающихся. Анализ современных нормативно-правовых документов и исследований ценностных ориентаций современных обучающихся (А. В. Кирьякова, Е. В. Деева, И. Е. Булатников, А. В. Репринцев, И. С. Сухоруков, С. В. Пашков,

Л. В. Мосиенко) позволил выделить в качестве актуальных ценностей-целей семью, труд, общественное служение. Ценностями-средствами реализации семейных традиций в народной культуре, по мнению М. М. Громыко, А. М. Егорычева, Н. М. Лебедевой, выступают добролюбие, благочестие, благожелательность. Ценностями-средствами труда, как утверждают исследователи-этнографы (О. А. Платонов, В. И. Даль), являются любовь к труду, взаимовыручка, коллективизм. С опорой на работы И. А. Ильина, в качестве ценностей-средств общественного служения нами обозначены патриотизм, справедливость, добрососедство [4; 5; 22; 23; 24; 25; 26; 28; 29; 30]. Традиционная народная культура есть устойчивое явление общественной жизни, передаваемое из поколения в поколение и включающее в себя язык, религию, обычаи, обряды, ритуалы, нормы поведения, взгляды, идеи, убеждения, ценности, строящиеся на коллективной основе и являющиеся этническим опытом народа или нации, ориентированные на выживание и дальнейшее развитие общности [2]. По мнению А. В. Костиной [17], традиционность определяет ценностно-нормативное содержание данной культуры, а также социальные механизмы его передачи, а народность -самоидентификацию с народом, выраженную в стереотипах социального поведения, ценностно-нормативных системах, обыденных представлениях [44; 46]. Анализ работ Т. И. Баклановой, Ю. В. Бромлея, Г. Н. Волкова, В. Е. Гусева показал, что в качестве традиций народной культуры, обеспечивающей усвоение и присвоение указанных ценностей-целей и ценностей-средств, выступают: народные праздники, гуляния, народные игры, семейные обычаи; ритуалы укрепления здоровья, гостеприимство; народные обряды, народный календарь, фольклор. Именно они легли в основу отбора содержания, которое было предложено для обучающихся общеобразовательных организаций в процессе формирования их ценностных ориентаций [43; 45].

На основе научной теории содержания образования М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера, а также ценностной парадигмы образования Е. В. Бондаревской, Б. С. Гершунского, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина, теории этнопедагогики К. Д. Ушинского, Г. С. Виноградова, П. Ф. Каптерева, Г. Н. Волкова нами разработано содержание образования на традициях народной культуры в течение одиннадцати лет обучения в школе. На этапе начальной школы логично внедрение дополнительных материалов о народных традициях в дисциплины гуманитарного цикла, создание образовательных общеразвивающих программ для дополнительного образования. На этапе получения основного общего образования содержание обучения целесообразно осуществлять посредством программ по выбору. Выбор предлагается на основе создания коллективов народного творчества (фольклорного, театрального, прикладного, музыкального, хореографического). Обучающиеся звена среднего общего образования содержание народной культуры могут усваивать в процессе создания и работы научно-исследовательских групп по изучению философских основ народной культуры. Сквозной дисциплиной образовательной деятельности дополнительного образования для обучающихся является программа «Школа народной культуры».

Для проверки теоретических положений о влиянии народной культуры на формирование ценностных ориентаций обучающихся была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению сформированности ценностных ориентаций.

Базой нашего исследования стали МОУДО ДДТ «Центральный» и МБОУ СОШ № 29, 4, 12, 99, 156, 182 г. Новосибирска. Всего в экспериментальной работе приняло участие 300 обучающихся, 40 учителей общеобразовательных организаций и 30 педагогов дополнительного образования. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностных ориентаций обучающихся строилась на основе реализации педагогических условий формирования ценностных ориентаций обучающихся на традициях народной культуры: 1) внедрение обучающей

и воспитательной программы «Школа народной культуры»; 2) создание единого педагогического коллектива из учителей и педагогов дополнительного образования, разделяющих ценности народной культуры; 3) создание открытого этнокультурного образовательного пространства.

Реализация первого педагогического условия по формированию ценностных ориентаций обучающихся была построена на основе выполнения образовательной программы «Школа народной культуры».

В созданных классах русской традиционной культуры, функционирующих в начальной школе, была разработана и реализована программа «Русская традиционная культура» для 1-4-х классов: «Детский народный календарь» для 1-го класса, «При солнышке тепло, при матери добро» для 2-го класса, «Как стать мастером» для 3-го класса, «Путь к храму» для 4-го класса. Специфика фольклорного материала и его связь с культурной традицией давала возможность проведения занятий в форме народных игр, обрядовых действ, посиделок, вечерок и др. Использовались и современные формы проведения занятий, такие как викторина, конкурс, рассказ, беседа, диалог. «Народные» формы итоговых занятий проводились как результат изучения той или иной темы. Обрядовые традиционные формы досуга стали темами итоговых занятий: «Супрядки» - по теме рукоделия и работы, «Оспожинки» - по теме обрядовой традиции сбора урожая, «Капусткина вечерка» - по теме осенних праздников, «Осенины» - по теме осенних празднований крестьян Сибири, «Кузьминки» - по теме народных «рукомесленников». Кроме того, для оптимизации усвоения учебного материала и большей наглядности занятий использовались формы передачи знаний, связанные с овладением практическими навыками, такие как целенаправленное прослушивание народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен, посещение фестивалей и концертов русской народной музыки и народного творчества. Среди народных праздников, ставших уже традиционными, - «Осенины», «Кузьминки», «Рождество», «Масленица», «Сороки», «Вербное воскресенье», «Пасха», «Никола-Вешний». В традиции народного календаря были включены и уроки-посещения музеев: «Сибирская береста», краеведческого музея, музея народного быта Областного центра фольклора и этнографии, музея «Алексеевская слобода», краеведческого музея пос. Колывань, музея «Русская изба» ДДТ пос. Колывань, а также собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Праздники «Рождество» и «Пасха» всегда проходили при совместном участии воскресной школы собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского и школы народной культуры.

В разделе дополнительной программы «При солнышке тепло, при матери добро», входящем во второй год обучения, осуществлялось обучение основным нравственным понятиям народной культуры, таким как семья, труд, Родина, народ. Через загадки, пословицы, поговорки, а также сказки, приговорки обучающиеся постигали азы духовной жизни русского народа, учились основам народного мировосприятия, узнавали о традициях взаимовыручки и помощи в семье, уступчивости и умению прийти на помощь родным, близким и своим товарищам, составляли родословные своей семьи. Раздел «Как стать мастером» был посвящен разнообразным народным ремеслам. В рамках данного раздела ежегодно устраивался праздник «Кузьминки» как праздник мастеров, в котором принимали участие все желающие, а также родители, выставляя свои изделия и поделки на конкурс «Золотая курица» школы народной культуры. Раздел программы «Путь к храму» был основан на изучении святоотеческих традиций на примере жизни и подвигов святых равноапостольных князей русских. Занятия проводились совместно с воскресной школой собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В цель данного курса также входило изучение старославянского языка, древних рукописей из житийного списка.

В среднем звене дополнительная программа «Школа народной культуры» предполагала создание творческих коллективов народного художественного

творчества. Были созданы и успешно функционируют народные коллективы: ансамбль песни и танца «Ваталинка»; песенные коллективы: фольклорный ансамбль «Васюганье», хор «Сибирская казачья песня», вокальный ансамбль «Новолетье»; коллективы театрального искусства (народный фольклорный театр «Вертеп») и инструментального исполнительства (ансамбль баянистов, ансамбль русских народных инструментов). Кроме того, были созданы творческие коллективы декоративно-прикладного искусства (плетения из лозы, росписи по дереву «Северные узоры», студия «Мастер традиционной культуры» по изготовлению глиняной игрушки). Данные коллективы, работая по общеобразовательным общеразвивающим программам художественной направленности, добились существенных успехов на муниципальных, областных, региональных и международных конкурсах и выставках, а программа «Школа народной культуры» была удостоена Большой золотой медали Международной выставки УЧСИБ-2015 «За программно-методическое обеспечение образовательного процесса».

Программа «Школа народной культуры» для старших классов была разработана с учетом включения старшеклассников в понимание философских основ народной культуры посредством создания исследовательских групп по следующим направлениям: этнографические и фольклорные исследования - клуб «Сеятели»; философское направление - творческая лаборатория «Наследие славянофилов»; открытая студия «Русское слово» - изучение русской словесности.

Работа философского клуба строилась на изучении философского и культурного наследия русских ученых-философов, этнографов, филологов среди которых Ю. Ф. Самарин, братья Иван и Петр Киреевские, В. И. Даль и др. Особенно тщательно были изучены работы Ивана Киреевского, проведены конференции и круглые столы с участием преподавателей высшей школы. Темы круглых столов: «Роль и значение самобытности русского народа в исторической судьбе государства Российского»; «Петровская эпоха и ее влияние на ход русской истории»; «Православие и народность как способ сохранения русской культуры».

Обучающиеся принимали участие в региональных, всероссийских и международных конкурсах и конференциях: «Юность, наука, культура» (2005-2014), «Через прошлое к будущему» (2003-2023), «Международные Рождественские образовательные чтения» (2017-2023). В результате исследовательской деятельности под руководством научных руководителей были проведены школьные конференции, лучшие доклады были отмечены призами и ценными подарками. Среди обучающихся 9-11 классов работа Анастасии Анасенко «Светоч христианской веры в деяниях высокопреосвященнейшего митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея» (2015) и Анастасии Тимофеевой «История крестьян Приобья конца XIX-ХХ (по материалам с. Огурцово Новосибирской области)» (2016) - научный руководитель доктор исторических наук Е. Ф. Фурсова; Марии Зубковой «Тема семьи в русских пословицах и поговорках» и Алексея Чубука «Влияние реформы русского правописания 1918 г. на культуру русского языка» - научный руководитель учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Л. А. Лютикова.

Реализация второго педагогического условия - создание единого педагогического коллектива из учителей и педагогов дополнительного образования, разделяющих ценности народной культуры, - было построено на изучении потребностей, интересов и ценностей педагогов дополнительного образования и школьных учителей, их заинтересованности в формировании ценностных ориентаций обучающихся на ценностях народной культуры, привнесении их в педагогическую практику общеобразовательной организации [33; 34; 35]. На базе средних общеобразовательных школ были проведены обучающие семинары по темам:

«Народная культура и дети»; «Программа "Школа народной культуры" и ее реализация в условиях общего и дополнительного образования», «Актуализация ценностей семьи, труда, общественного служения в преподавании гуманитарных предметов». В этой работе оказывала помощь администрация школ, руководители методических объединений. Для выявления интересов и наклонностей обучающихся к традициям народной культуры на вводных занятиях по видам народного художественного творчества были проведены мастер-классы педагогов дополнительного образования: роспись по дереву, изготовление глиняной игрушки, бисероплетение, народное пение, хореография. На классных собраниях для родителей проводились выставки декоративно-прикладного творчества, устраивались концерты с участием детей студии народного пения, хореографии, народных инструментов, организовывались круглые столы. В результате сформировалось заинтересованное отношение родителей, учителей к изучаемым направлениям дополнительного образования, определяющим внеурочную деятельность в школе. В результате тестирования родителей, школьных учителей и классных руководителей было выявлено положительное отношение к ценностям народной культуры педагогических коллективов, после чего были созданы классы народной культуры на базе образовательных учреждений.

Третье педагогическое условие - создание этнокультурного образовательного пространства - было основано на теории этнокультурного моделирования, разработанного автором статьи [3]. Моделирование этнокультурного пространства предполагало построение содержания воспитания, включение педагогических процессов, связанных с народной культурой, в общеобразовательную среду и ее проектирование [27; 31]. Этапами же организации модели воспитательной системы в рамках образовательного пространства стали следующие: исходное состояние и его определение; моделирование будущей Школы народной культуры; внедрение новой системы. Были определены как цели функционирования, так и дальнейшее усовершенствование открытого образовательного пространства через развитие свойств системы, таких как цельность, взаимодополняемость, связанность [32; 51]. А это значит, успешность работы оценивалась по участию обучающихся в следующих мероприятиях: проведение православных народных календарных праздников, концертов, творческих отчетов, паломнических поездок, фестивалей традиционного народного творчества. Партнерство осуществлялось со структурами власти, администраций различного уровня, а также спорта, культуры, общественных структур. Педагогическое событие как один из инструментов взаимодействия деятельности субъектов реализовывалось в виде проведения народных календарных праздников, создание абонемента народных праздников в рамках образовательного пространства Центрального района г. Новосибирска совместно с воскресной школой (отделением православной культуры) собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского, организации выставочных и культурных мероприятий в рамках культурных проектов Новосибирского краеведческого музея, Союза художников России, Российского фольклорного союза и др.; создания мини-музеев русской культуры в сетевом взаимодействии образовательных организаций и проведения в них мероприятий; организация концертов на площадках города, в том числе для пожилых людей, ветеранов войны, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проведение Дней открытых дверей, экскурсий, Дней семьи в пространстве школы, организация помощи ветеранам, социальным сиротам, пожилым и др.

На предварительном этапе исследования был осуществлен опрос учителей, родителей и обучающихся, позволивший выявить отношения респондентов к актуальным ценностям народной культуры. Опрос (рис. 1) показал, что наиболее предпочтительными из предложенных групп ценностей стали ценности семьи,

ценности общественного служения, ценности труда, что свидетельствует о предпочтении респондентами ценностей семьи, труда и общественного служения среди предложенных групп ценностей.

Рис. 1. Результаты выбора актуальных ценностей народной культуры среди опрошенных (%)

Полученные данные послужили основанием для выбора ведущих критериев определения результативности опытно-экспериментальной работы. Методиками выявления усвоения и присвоения ценностей семьи, труда и общественного служения стали опросники Н. П. Капустина для 3-4-х классов, 6-9-х классов; опросник М. И. Лукьяновой для 7-8-х классов, Ш. Шварца - Билски в редакции М. И. Бобневой в интерпретации для русской традиционной культуры Н. М. Лебедевой.

В качестве экспериментальных групп выступили обучающиеся 4-х и 7-х классов школы «Васюганье». Выбор 4-х классов был обусловлен тем, что заканчивался период включения всех обучающихся в процесс формирования ценностных ориентаций посредством изучения народных традиций и ценностей народной культуры в предметах обязательного обучения. Седьмые классы были выбраны на основании психологических особенностей возраста, когда народные ценности подвергаются резкому переосмыслению с точки зрения современных культурных преобразований. Контрольные группы составили обучающиеся 4-х и 7-х классов общеобразовательных

организации, в программу которых знакомство с народными традициями в широком объеме не входит.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в течение всех одиннадцати лет обучения и практически имела два цикла (с 2003 по 2023 г.). Эмпирические данные представлены началом 2020/21 учебного года и окончанием учебного года 2022/23.

■ Высокий уровень «Средний уровень ■ Низкий уровень

ЭГ-2 НА НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭГ-2 НА ОКОНЧАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ К Г- 2 НА НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЯ К Г- 2 НА ОКОНЧАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

40 45 15

50 46

41 47 12

42 49 9

Рис. 2. Динамика сформированное™ ценностных ориентации по критерию «отношение к ценностям семьи» на начало и окончание опытно-экспериментальной работы (%)

■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень

ЭГ-2 НА НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭГ-2 НА ОКОНЧАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ К Г- 2 НА НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЯ К Г- 2 НА ОКОНЧАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

38 42 20

49 50

40 45 15

42 49 9

Рис. 3. Динамика сформированности ценностных ориентации по критерию «отношение к ценностям труда» на начало и окончание опытно-экспериментальной работы (%)

■ Высокий уровень «Средний уровень ■ Низкий уровень

ЭГ-2 НА НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭГ-2 НА ОКОНЧАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ К Г- 2 НА НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЯ К Г- 2 НА ОКОНЧАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

35 44 21

50 48 2

38 45 17

41 45 14

Рис. 4. Динамика оценки сформированности ценностных ориентации по критерию «отношение к ценностям общественного служения» на начало и окончание опытно-экспериментальной работы (%)

Вывод: во всех экспериментальных группах (ЭГ-2) произошло увеличение процента сформированности ценностных ориентации обучающихся на высоком и среднем уровнях и уменьшение на низком. Разница результатов в экспериментальных и

контрольных группах убедительно свидетельствует о том, что наиболее эффективное увеличение сформированности ценностных ориентаций обучающихся произошло в экспериментальных группах, нежели в контрольных.

Заключительным этапом экспериментальной деятельности, подтверждающим наши положения об эффективности использования традиций народной культуры для формирования ценностных ориентаций обучающихся, стала оценка сформированности ценностных ориентаций на основе методики измерения М. Рокича в модификации В. А. Ядова и Д. А. Леонтьева. При подсчетах в качестве процедур математико-статистического анализа использовался критериально-уровневый анализ с процентным распределением испытуемых по уровням и расчетом среднего уровневого показателя (СУП), а также корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. Кроме того, был проведен расчет статистической значимости различий уровневых показателей и корреляций. После этого все значения были сведены в единую таблицу: где СУП в экспериментальных группах (ЭГ) существенно менялся в сторону увеличения, что свидетельствует о качественных изменениях в духовно-нравственной сфере обучающихся при выборе и предпочтении ими ценностных ориентаций. Это касается увеличения процента выбора у испытуемых традиционных ценностей народной культуры как наиболее значимых в своей жизни, чего нельзя сказать о контрольных группах (КГ), где СУП остался практически неизменным.

Средние уровневые показатели целей-ценностей в экспериментальных и контрольных группах

Диагностируемые показатели принятия ценностных ориентаций обучающимися Данные ЭГ Данные КГ

СУП до после СУП до СУП после

% обучающихся СУП после

выс. ср. низ.

Ценности общественного служения 1,66 28 68 4 2,24* 1,82 1,91

Ценности труда 1,96 22 72 6 2,16 2,00 2,08

Ценности семьи 1,64 38 56 6 2,32** 1,98 2,05

Значимость различий СУП до и после *р<0,05, **р<0,01

Уровневый показатель «ценности семьи» в группе ЭГ вырос с 1,64 до 2,32 (р<0,01). Это произошло за счет значительного увеличения числа обучающихся с высоким (с 12 до 38%) и средним (с 40 до 56%) уровнем принятия данной ценности и резкого сокращения числа обучающихся с низким уровнем принятия (с 48 до 6%), то есть в 8 раз. Существенно повысился СУП по критерию «ценности общественного служения». Если в начале эксперимента в группе ЭГ 52% учащихся имели низкий уровень этого показателя, 40% - средний уровень (СУП=1,66), то в результате эксперимента процент обучающихся с высоким и средним уровнем увеличился в 1,8 раза, а процент обучающихся с низким уровнем сократился в 13 раз и составил всего 4% против 52%, что привело к значительному статистически значимому повышению СУП=2,24 (р<0,01). Показатель СУП «ценности труда» увеличился от 1,96 до 2,16. Ранговые различия, соответственно, вывели на первое место как наиболее выбираемые ценности семьи, затем выбираются как наиболее предпочтительные ценности общественного служения и ценности труда.

Таким образом, ценности-цели традиционной народной культуры -общественного служения, семьи и труда - интернализуются (выбираются

и присваиваются) обучающимися как наиболее значимые в их жизни в процессе учебно-творческой и педагогической деятельности.

В результате нашего исследования по формированию ценностных ориентаций обучающихся мы пришли к следующим выводам.

1. Выявлены актуальные ценности-цели и ценности-средства для обучающихся на традициях народной культуры во взаимодействии организаций общего и дополнительного образования.

2. Разработано содержание образования по формированию ценностных ориентаций обучающихся на традициях народной культуры для всех уровней школьного образования: в начальной школе через предметы гуманитарного цикла; в среднем звене за счет освоения разнообразных видов народного художественного творчества; в старших классах через изучение философских основ народной культуры. Обобщающим курсом для всех обучающихся является дисциплина «Русская традиционная культура».

3. Создана, апробирована и внедрена схема формирования ценностных ориентаций обучающихся, основанная на традициях народной культуры.

4. Доказана эффективность процесса формирования ценностных ориентаций обучающихся на основе народной культуры.

Конечно, современный мир стремительно меняется, изменяя привычные способы культурной трансмиссии, передачи социокультурного опыта предков входящим в жизнь поколениям детей и молодежи. Сегодня в процесс социального воспитания активно вторгаются информационная среда, социальные сети, массовая культура. Их влияние носит напористый, стихийный, неконтролируемый, неуправляемый характер, что в значительной мере осложняет процесс приобщения будущих граждан к традиционным ценностям и нормам культуры, традициям этноса, дезориентирует молодое поколение в пространстве культуры, в выборе целей и ценностей человеческого бытия. Сохранить достижения культуры, обеспечить их трансляцию в сознание подростков и молодежи способна только целостная, системная совместная работа семьи, школы, институтов культуры и искусства. Сегодня сохранение традиций культуры выступает важнейшей предпосылкой сохранения российской государственности, национального суверенитета и территориальной целостности России.

Библиографический список

1. Алексеев, П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва: Проспект, 2016. - 592 с.

2. Байтуганов, В. И. Народная художественная культура. Теория. История. Современность: метод. материалы к лекц. курсу / В. И. Байтуганов. - Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2018. - 124 с. - URL: http://library.lgaki.info:404/2020/Байтуганов_Народная.pdf (дата обращения: 27.12.2023).

3. Байтуганов, В. И. Теория и методика этнокультурного моделирования в современном образовании и воспитании / В. И. Байтуганов. - Новосибирск: НГОНБ, 2015. - 186 с.

4. Булатников, И. Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи / И. Е. Булатников // Ярославский педагогический вестник. - Том II. - 2012. - №5. - C. 24-30.

5. Булатников, И. Е. Концепция социально-нравственного воспитания личности в педагогическом наследии А. С. Макаренко: диалектика социального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и индивидуального / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2013. -№ 2 (26). - С. 99-112.

6. Булатников, И. Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - №4 (24). - С. 23-35.

7. Булатников, И. Е. Современные проблемы социально-нравственного воспитания молодежи сквозь призму концепции А. С. Макаренко: диалектика вечного и временного / И. Е. Булатников // Берегиня. 777. Сова. - 2013. - № 2 (17). - С. 58-65.

8. Булатников, И. Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - №3 (23). - С. 60-72.

9. Булатников, И. Е. Философско-педагогическое наследие Б. З. Вульфова и реалии современного российского образования: векторы деструкции социальности молодёжи / И. Е. Булатников // Берегиня. 777. Сова. - 2022. - № 1 (52). - С. 185-200.

10. Булатников, И. Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К. Д. Ушинского / И. Е. Булатников // Известия Российской академии образования. - 2014. - № 3 (31). -С. 14-34.

11. Булатников, И. Е. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования / И. Е. Булатников, А. В. Репринцев // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - № 22. - С. 19-34.

12. Деева, Е. В. Включение подростковых сообществ в освоение историко-культурного наследия малой родины на основе современных информационных технологий / Е. В. Деева // Гуманизация образовательного пространства. материалы Международного форума. - Саратов, 2021. - С. 55-63.

13. Деева, Е. В. Общественные объединения подростков как среда формирования ценностно-смыслового базиса личности / Е. В. Деева // Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека: сборник статей международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию М. И. Рожкова. - Ярославль, 2021. - С. 199-203.

14. Деева, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитания гражданственности и патриотизма подростков в деятельности общественного объединения / Е. В. Деева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2023. - № 4 (68). - С. 264-269. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/5135 (дата обращения: 27.12.2023).

15. Деева, Е. В. Теоретико-методологические подходы к формированию ценностного отношения подростков к малой родине в деятельности общественных объединений / Е. В. Деева // Теория и практика современного воспитания и обучения: материалы международной научно-практической конференции. - Воронеж, 2023. -С. 291-299.

16. Деева, Е. В. Теоретические подходы и опыт формирования ценностного отношения подростков к истории малой родины в деятельности общественных объединений / Е. В. Деева, П. В. Матренин // Известия Российской академии образования. - 2014. - № 4 (32). - С. 93-106.

17. Костина, А. В. Традиционная культура: к проблеме определения понятия / А. В. Костина // Знание. Понимание. Умение: информ. гуманитар. портал. - URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina/ (дата обращения: 27.12.2023).

18. Лебедева, Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. - 2000. - Том 21. - № 3. - С. 73-87.

19. Леонтьев, Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности / Д. А. Леонтьев // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 1996. - № 4. - С. 35-44.

20. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. - 1996. - № 4. -С. 15-26.

21. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. - Москва: Акад. проект, 2020. - 401 с. - ШЬ: https://socioline.ru/pages/taIkott-parsons-o-strukture-sotsialnogo-dejstviya (дата обращения: 27.12.2023).

22. Пашков, С. В. Героические страницы национальной истории России в системе средств формирования духовно-нравственной культуры подростков и юношества / С. В. Пашков // Берегиня. 777. Сова. - 2023. - № 1-2 (56-57). - С. 66-82.

23. Пашков, С. В. Духовная парадигма и нравственный выбор русского человека в контексте глобализации современного мира / С. В. Пашков // Берегиня. 777. Сова. -2021. - № 4 (51). - С. 180-192.

24. Пашков, С. В. Духовно-нравственное развитие личности в современном мире как противостояние добра и зла: миссия институтов образования / С. В. Пашков // Берегиня. 777. Сова. - 2022. - № 2-3 (53-54). - С. 85-94.

25. Пашков, С. В. Духовно-нравственные ценности этноса как основа жизненного самоопределения личности в современном мире / С. В. Пашков // Современные тенденции развития этнопедагогики в образовательном пространстве мира. - Чебоксары: ЧГПУ, 2022. - С. 245-254.

26. Пашков, С. В. Милосердие как социально-психологическая характеристика нравственного развития личности: механизмы формирования в условиях глобализации культуры / С. В. Пашков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. - 2021. - № 4 (60). - С. 793-806. - ШЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4240 (дата обращения: 27.12.2023).

27. Репринцев, А. В. Герои нашего времени. На каких героических примерах подвигов современников можно воспитывать молодёжь? / А. В. Репринцев // Берегиня.777.Сова. - 2023. - №1-2 (56-57). - С. 50-65.

28. Репринцев, А. В. Диалектика внешнего и внутреннего в процессе интериоризации личностью ценностей и нормативов культуры / А. В. Репринцев // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: монография. -Ярославль, 2023. - С. 52-81.

29. Репринцев, А. В. Диалектика отношений учителя и культуры в условиях социальной неопределенности. Остается ли педагог субъектом культуры общества будущего? / А. В. Репринцев // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. - 2022. - № 3 (63). - С. 123-144. - ШЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4538 (дата обращения: 27.12.2023).

30. Репринцев, А. В. Диалектика социального и индивидуального в процессе этнической социализации подростков / А. В. Репринцев // Теория и практика современного воспитания и обучения. - Воронеж, 2023. - С. 223-231.

31. Репринцев, А. В. Искусство и человек в системе духовных ценностей постиндустриального мира: векторы эволюции смыслов и эталонов культуры / А. В. Репринцев // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. - 2021. - № 3 (59). - С. 242-260. - ШЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4068 (дата обращения: 27.12.2023).

32. Репринцев, А. В. Миссия современного российского учителя в контексте педагогического наследия А.С. Макаренко / А. В. Репринцев // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - №2 (26). - С. 129-142.

33. Репринцев, А. В. Риски и противоречия формирования ценностно-смысловой сферы личности в «цифровую» эпоху / А. В. Репринцев // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: монография. - Ярославль, 2023. - С. 143-177.

34. Репринцев, А. В. Русский мир как пространство подлинного гуманизма: риски и противоречия инкультурации современных подростков и юношества / А. В. Репринцев // Современные тенденции развития этнопедагогики в образовательном пространстве мира. -Чебоксары: ЧГПУ, 2022. - С. 279-288.

35. Репринцев, А. В. Современные подходы и опыт исследования ценностно-смысловой сферы подростков и молодёжи / А. В. Репринцев // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: монография. - Ярославль, 2023. - С. 177-217.

36. Репринцев, А. В. Социальное воспитание как процесс формирования активной жизненной позиции современных подростков и молодёжи. Перечитывая философско-педагогическое наследие Б. З. Вульфова / А. В. Репринцев // Берегиня. 777. Сова. - 2022. - № 1 (52). - С. 167-184.

37. Репринцев, А. В. Субъектность как основа отношения личности подростка к национальной истории и культуре: риски и противоречия социального воспитания / А. В. Репринцев // Страховские Чтения. - 2021. - № 29. - С. 229-238.

38. Репринцев, А. В. Формирование ценностно-смыслового базиса личности: диалектика свободы, необходимости и ответственности / А. В. Репринцев // Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека. - Ярославль, 2021. - С. 26-31.

39. Репринцев, А. В. Ценностное отношение личности к действительности как продукт интериоризации ценностей и норм культуры / А. В. Репринцев // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: монография. - Ярославль,

2023. - С. 109-143.

40. Репринцев, А. В. Этническая социализация личности в поликультурном мире: риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности детей и молодежи / А. В. Репринцев // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. - 2021. - № 4 (60). - С. 306-321. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4192 (дата обращения: 27.12.2023).

41. Репринцев, А. В. Этническая социализация подростков и юношества в условиях эскалации международной напряженности: как сохранить нормы и ценности гуманизма? / А. В. Репринцев // Актуальные проблемы развития личности в условиях современных реалий. - Ереван, 2022. - С. 520-531.

42. Серый, А. В. Ценностно-смысловая сфера личности : учебное пособие / А. В. Серый, М. С. Яницкий. - Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 1999. - 92 с.

43. Сухоруков, И. С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды / И. С. Сухоруков // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. -Елец: ЕГУ, 2020. - С. 292-299.

44. Сухоруков, И. С. Культурная трансмиссия в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков: риски цифровизации / И. С. Сухоруков // Актуальные проблемы развития личности в условиях современных реалий. - Ереван, 2022. - С. 653-669.

45. Сухоруков, И. С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде / И. С. Сухоруков // Вестник Костромского государственного университета. - 2020. -Том 26. - № 4. - С. 14-24.

46. Сухоруков, И. С. Подросток между традициями национальной культуры и реалиями информационной эпохи: риски и противоречия формирования

этнокультурной идентичности личности / И. С. Сухоруков // Берегиня. 777. Сова. -2022. - №4 (55). - С. 184-198.

47. Сухоруков, И. С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира / И. С. Сухоруков // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сборник статей. -Ярославль, 2021. - С. 247-252.

48. Сухоруков, И. С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» / И. С. Сухоруков // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. - Чебоксары, 2020. - С. 196-204.

49. Сухоруков, И. С. Ценностно-смысловые основы свободного самоопределения подростка в социальной среде: механизмы этнокультурной самоидентификации личности / И. С. Сухоруков // Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека. - Ярославль, 2021. - С. 112-117.

50. Сухоруков, И. С. Этнокультурная идентичность и дифференциация «своих» и «чужих» в подростковой среде: особенности этнической социализации подростков в условиях глобализации культуры / И. С. Сухоруков // Берегиня. 777. Сова. - 2021. -№4 (51). - С. 193-210.

51. Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: коллективная монография: в 2 томах. Том 1 / под научной редакцией М. И. Рожкова. -Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. - 295 с.

52. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция / В. А. Ядов. - Москва: ЦСПиМ, 2013 [Электронный ресурс]. -URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/8jlz9e6zjk/direct/97145776 (дата обращения: 27.12.2023).

53. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

54. Rokeach M. The Nature of Human Values. - New York: Free Press, 1973. -

438 p.

55. Schwartz S. H., Bilsky W. Towards a psychological struc-ture of human values // Journal of Personality & Social Psychology.- 1987. - № 53. - P. 550-562.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.