Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА В РАЗВИТИИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА'

СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА В РАЗВИТИИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогика и психология профессионального образования / Я-концепция личности / профессиональная идентичность / образовательная деятельность военно-учебного центра. / Pedagogy and psychology of vocational education / self-concept of personality / professional identity / educational activity of the military training center

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митюков Е. А.

В статье автор обращается к анализу социализирующего потенциала образовательной среды военного учебного центра, обеспечивающего эффективное развитие Я-концепции студентов в условиях влияния армейских принципов воспитательного процесса. В поле зрения оказывается природа Я-концепции будущего военного специалиста, особенности ее формирования в среде военного учебного центра, факторы и механизмы развивающего влияния, условия эффективности формирования этого важного личностного и профессионального качества будущих военных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митюков Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZING POTENTIALS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY TRAINING CENTER IN THE DEVELOPMENT OF THE SELFCONCEPT OF THE PERSONALITY OF A FUTURE MILITARY SPECIALIST

In the article, the author turns to the analysis of the socializing potential of the educational environment of the military training center, ensuring the effective development of the students' Self-concept under the influence of the army principles of the educational process. In the author's field of view is the nature of the Self-concept of the future military specialist, the peculiarities of its formation in the environment of the military training center, the factors and mechanisms of developing influence, the conditions for the effectiveness of the formation of this important personal and professional quality of future military specialists.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА В РАЗВИТИИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА»

УДК 316.752+ 37.013.42

СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА В РАЗВИТИИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

© 2023 Е. А. Митюков

аспирант кафедры общей педагогики e-mail: evgen769mit@mail. ru

Воронежский государственный педагогический университет

В статье автор обращается к анализу социализирующего потенциала образовательной среды военного учебного центра, обеспечивающего эффективное развитие Я-концепции студентов в условиях влияния армейских принципов воспитательного процесса. В поле зрения оказывается природа Я-концепции будущего военного специалиста, особенности ее формирования в среде военного учебного центра, факторы и механизмы развивающего влияния, условия эффективности формирования этого важного личностного и профессионального качества будущих военных специалистов.

Ключевые слова: педагогика и психология профессионального образования, Я-концепция личности, профессиональная идентичность, образовательная деятельность военно-учебного центра.

SOCIALIZING POTENTIALS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY TRAINING CENTER IN THE DEVELOPMENT OF THE SELF-CONCEPT OF THE PERSONALITY OF A FUTURE MILITARY SPECIALIST

© 2023 E. A. Mityukov

Postgraduate student of the Department of General Pedagogy e-mail: evgen769mit@mail. ru

Voronezh State Pedagogical University

In the article, the author turns to the analysis of the socializing potential of the educational environment of the military training center, ensuring the effective development of the students' Self-concept under the influence of the army principles of the educational process. In the author's field of view is the nature of the Self-concept of the future military specialist, the peculiarities of its formation in the environment of the military training center, the factors and mechanisms of developing influence, the conditions for the effectiveness of the formation of this important personal and professional quality of future military specialists.

Keywords: pedagogy and psychology of vocational education, self-concept of personality, professional identity, educational activity of the military training center.

В современном мире в условиях господствующего влияния кибернетического пространства, где цифровое социальное взаимодействие является доминирующим фактором воспитания личности, успешная социализация молодого поколения возможна при создании благоприятных средовых условий, где приоритетным направлением воспитания будет ценностно-смысловой базис, сформированный на целостном фундаменте историко-культурного наследия, примерах социального служения, лучших проявлений идентичности

современных реалий, регулировании мотивационных реакций, твердых убедительных ориентиров формирования положительного устойчивого человеческого Я [7; 8; 9; 10]. Человеческое «Я» - это подвижная, сложная, важнейшая система психических процессов, где «Я» целостно, является мировоззренческой, мотивационной, нравственно-психологической и поведенческой человеческой сутью, что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными [36; 37; 38]. Человек - существо уникальное, он постоянно получает знания в семье, неформальных сообществах, образовательных учреждениях, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Человек существует, воспитывается, напитывается знаниями, формирует мотивационно-ценностные отношения, передает опыт и совокупность познаний в рамках множественности средовых явлений. Возможности среды позволяют человеку не только просто быть, а дают возможность приобрести, лишиться или сохранить нечто необходимое для полноценной жизни [45]. Среда - все то, среди чего пребывает объект и посредством чего он реализует себя как личность. Опосредовать - значит преломлять, влиять, оздоравливать, обогащать, облагораживать, одушевлять [5].

В современной педагогике профессионального образования накоплены довольно объемные представления о средовом подходе, моделировании образовательных сред в учреждениях различного типа, о факторах среды, механизмах их влияния на личностное и профессиональное развитие будущих специалистов. В этом контексте уместно назвать работы Е.П. Белозерцева, А.П. Бредихина, И.Е. Булатникова, Б.З. Вульфова, И.Ф. Исаева, Ю.С. Мануйлова, А.Н. Махинина, А.Г. Пашкова, Л.И. Переславцевой, А.В. Репринцева, В.А. Сластенина, С.М. Салова, А.Н. Ходусова, М.В. Шакуровой, В.А. Ясвина и др. Философия средового подхода в профессиональном образовании обрела вполне устойчивые черты, концептуальные параметры, позволяющие адаптировать отдельные элементы среды как целостной социально-педагогической системы к целям, задачам профессиональной подготовки специалистов конкретного профиля. Специфика функций и содержание влияний субъектов, включенных в жизнедеятельность образовательной среды конкретного учреждения, позволяют прогнозировать набор личностных качеств и характеристик специалистов, которые получают образование в конкретном учреждении профессионального образования. Образовательная среда выступает тем «духом школы» (Л.Н. Толстой), той специфической атмосферой, которая «пропитывает» (выражение А.С. Макаренко) сознание и внутренний мир каждого будущего специалиста, наполняет его ценностями, смыслами, нормами, принятыми в этой среде [11; 12; 30; 31; 32]. Таким образом происходит своеобразный «перенос» норм и ценностей образовательной среды в среду профессионального сообщества, в систему реальных социальных и профессиональных отношений, в которых регуляторами поведения выступают нормы и ценности, принятые в образовательной среде [27; 28; 29; 33]. По сути, так проявляет себя известный психологический закон единства интериоризации и экстериоризации: те нормы, ценности, традиции, которые вошли в сознание личности под влиянием образовательной среды, будут реализовываться личностью в ее самостоятельной профессиональной деятельности, в реальных ситуациях профессионального поведения и отношений [42; 43; 44]. Именно этим определяется высокая значимость проектирования и реализации потенциала образовательной среды учреждения профессионального образования [46; 49; 50; 51]. С этих позиций образовательная среда военного учебного центра (ВУЦ) обладает вполне выразительными специфическими чертами, отражающими своеобразие профессиональной подготовки будущих военных специалистов. Но и образовательные среды военных учебных центров могут иметь свою специфику, обусловленную профилем подготавливаемых специалистов [34; 35; 39; 40]. Значит, и образовательная среда в этих центрах будет иметь вполне выразительную специфику, вполне специфический набор

субъектов, специфическое содержание деятельности [13; 14; 15]. А следовательно, и набор личностных качеств специалистов может иметь как общие, так и специфические черты.

Образовательная среда военного учебного центра является уникальной системой формирования личности на армейских принципах патриотического воспитания, специфичных правил и жестких границ поведенческих проявлений студентов, ориентирующихся на вполне определенные нравственные нормы и ценности [20; 21]. Особенности образовательной среды военного учебного центра подталкивают молодого человека к быстрому поиску мотивации к саморазвитию, самовоспитанию, основываясь на положительных примерах в лице офицеров-преподавателей, на примере поступков и подвигов выдающихся представителей военной профессии, что позволяет каждому студенту выстраивать собственную Я-концепцию и включаться в ее реализацию [6]. Я-концепция будущего военного специалиста представляет собой некий идеальный образ собственного Я, отсроченный во времени, но позволяющий объективно оценить степень соответствия Я-реального Я-идеальному [52; 53]. Это стремление к собственному идеалу стимулирует студента выстраивать программу самовоспитания, саморазвития, имеющую вполне конкретные цели, личностные параметры [1; 2; 3; 4]. В этом движении личности к своему собственному идеалу очень важна объективная самооценка, без которой нельзя осознать свои недостатки, свое несоответствие Я-идеальному. Такое осознание служит первым и важным шагом на пути к саморазвитию [47; 48]. Самооценка - это и есть начало пути к Я-идеальному [16; 19]. Но идеальный образ не рождается стихийно, случайно, внезапно - он является «продуктом» социального и профессионального взаимодействия, «узнавания» других людей, обладающих всеми признаками профессионального мастерства, высокого воинского мужества, отваги, героизма, готовности к самопожертвованию [22; 23; 24]. Обретение образа собственного Я возможно только через интенсивные контакты с носителями мастерства, с реальными профессионалами, опыт и достижения которых становятся примером для подражания, основой самовоспитания и самосовершенствования [25; 26]. Основу мотивации достижений личности студента (будущего профессионального военного специалиста) составляют примеры поступков достойных защитников Отечества, истинных героев России, участников боевых действий, ветеранов Вооруженных сил - реальных военных, суждения и деяния, образ мыслей и кумиры, взгляды и убеждения, интересы и увлечения которых могут быть примером подражания для студента, стимулом самовоспитания и саморазвития [41]. Молодому человеку необходим такой пример для подражания - он вдохновляет, он побуждает, он привлекает будущего специалиста силой духа, убежденностью, уверенностью в правильности своих действий, твердостью своей жизненной и профессиональной позиции. Речь не о «слепом» копировании опыта кумира, не о примитивном «подражании», а о необходимости иметь в сознании пример подлинно профессионального поведения человека в ситуациях высокого морального и психологического напряжения, в сложных ситуациях морального выбора, в обстоятельствах тяжелых физических нагрузок и испытаний. Образ героя, образ мастера задает планку требований личности к самому себе, рождает в сознании студента некий ориентир самостроительства, самосовершенствования, саморазвития.

Отношение к героям само по себе уже служит важным источником информации, позволяющим понять, в какой степени будущий военный специалист имеет свою собственную Я-концепцию, в какой мере готов работать над собой, преодолевать свои собственные недостатки, свое несовершенство. Обращение к образам выдающихся личностей, их подвигам, их мыслям и мотивам поступков служит источником важных внутренних размышлений будущего защитника Родины, поскольку позволяет мысленно представить, как бы он поступил в той ситуации, в которой свой моральный выбор

совершил реальный Герой. Это служит важным механизмом запуска процессов саморазвития, самовоспитания, внутреннего заочного диалога с героической личностью. Но не менее важен и внешний диалог студента со сверстниками, позволяющий соотнести свои оценки и переживания с оценками и эмоциональными состояниями сверстников, находящихся в такой же ситуации, в таких же условиях бытия. Этот момент внутреннего и внешнего диалога - важный этап нравственного саморазвития будущего военного специалиста, побуждающий студента к включению в реальную деятельность с целью приближения к своему Я-идеальному [17; 18]. Для военного человека воинский коллектив имеет очень высокую степень референтности, поскольку сама суть воинского служения предполагает коллективизм как основу достижения профессиональных целей, как необходимое личностное качество. Именно коллективизм воинского сообщества предполагает высокую степень солидарности, сплоченности, организованности, взаимной ответственности и ответственной зависимости (А.С. Макаренко), ценностно-ориентационного единства, опыта взаимодействия, взаимопонимания, групповой идентификации и т.д. И присутствие образов героических личностей, осознание совершенных ими подвигов, примеры самопожертвования, ответственного исполнения воинского долга способствуют выработке Я-концепции будущего военного специалиста, формированию представления о себе самом, отсроченного во времени, но задающего устойчивые векторы саморазвития студента.

Пытаясь выяснить, на примерах каких героев, выдающихся личностей строят свои представления об образе собственного Я нынешние студенты, будущие защитники Родины, будущие военные специалисты, мы провели опрос среди студентов военного учебного центра. Респондентам заранее не предлагался набор таких личностей - каждый студент должен был перечислить несколько имен, которые особенно важны, значимы для него лично, определяют его собственный образ, задают пример для саморазвития, освоения военной профессии (n=1500, сентябрь 2021 г.). Мы попросили студентов ВУЦ назвать имена национальных героев, судьба и поступки которых могут служить для них примером для подражания. Полученные нами результаты дают основу для серьезного анализа и важных выводов в понимании целей, принципов, содержания и организации жизнедеятельности всей образовательной системы ВУЦ, в осмыслении логики восхождения каждого студента к своему Я-идеальному и психолого-педагогическом обеспечении такого восхождения.

Что же показали результаты опроса? Мы приводим перечень названных студентами имен в соответствии с частотой упоминания.

Наибольшее внимание студентов привлекли личности военного деятеля и полководца, генералиссимуса А.В. Суворова (16%), маршала Победы Г.К. Жукова (15%), первого российского императора Петра I (11%) и полководца М.И. Кутузова (10%). Для 7% респондентов качества национального героя наиболее ярко представлены в Президенте Российской Федерации В.В. Путине; 6% студентов отдали предпочтение М.В. Ломоносову, 5% студентов увидели такие проявления в образах Александра Невского и И.В. Сталина, 4% респондентов назвали В.И. Ленина, Ю.А. Гагарина и царя Александра III. По мнению 3% респондентов, черты героев наиболее полно воплощены в образах А.П. Маресьева, Д.И. Менделеева, князя Дмитрия Донского, героя Гражданской войны С.М. Буденного, лидеров народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского, министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова. Для 2% будущих военных специалистов национальными героями России являются П.С. Нахимов, Иван III и Иван IV, Иван Сусанин, А.С. Пушкин, Александр I и Александр II, адмирал Ф.Ф. Ушаков, маршал К.К. Рокоссовский, генерал А.А. Брусилов, маршал авиации, лётчик-ас А.И. Покрышкин, А. Матросов, министр обороны РФ С.К. Шойгу, сооснователь и идеолог неформального международного общественного движения «Реструкт» М.С. Марцинкевич, Герой РФ, российский военный лётчик, самолет которого был сбит турецким истребителем над горами Туркмен, подполковник

О. А. Пешков, русский писатель, драматург, военачальник, генерал от инфантерии М.Д. Скобелев, писатель и драматург М.А. Булгаков, звезда российского спорта в мире единоборств Ф. Емельяненко.

Небольшая часть респондентов (1%) назвали писателя К.Г. Паустовского, московского князя и внука Александра Невского Ивана Калиту, основателя воздушно-десантных войск В.Ф. Маргелова, изобретателя М.Т. Калашникова, генерала Л. Рохлина, военачальника и государственного деятеля, героя войны 1812 года А.П. Ермолова, генерал-лейтенанта Д.М. Карбышева, генерал-лейтенанта А.И. Лебедя, а также водрузившего знамя Победы над Рейхстагом Мелитона Кантарию, героя Гражданской войны В.И. Чапаева, адмирала А.В. Колчака, казачьего атамана, завоевателя Сибири Ермака; революционера Н.И. Бухарина и В.В. Куйбышева, Салавата Юлаева, писателя В.И. Даля, российского летчика, штурмана К. Мурахтина, экс-прокурора Крыма Н. Поклонскую, поэта В. Маяковского, рок-звезду Виктора Цоя, мэра Москвы С.С. Собянина, писателя Ф.М. Достоевского, писателя и участника Крымской войны Л.Н. Толстого, руководителя ополчения Донбасса И. Стрелкова (Гиркина), партизанку Зою Космодемьянскую, полковника-фронтовика Л.И. Брежнева, юного партизана Володю Дубинина, дипломата В.М. Молотова, основателя отечественной космонавтики С.П. Королёва, музыканта и педагога М. Казиника, математика, географа, геофизика, астронома О.Ю. Шмидта, государственного деятеля С.Ю. Витте, дипломата А.М. Горчакова, волонтера Аиду Горбунову, спортсменов Александра Карелина и Александра Попова, а также почитаемых русских святых - Ксению Петербуржскую, Матрону Московскую и Сергия Радонежского.

Понятно, что приведенный перечень имен выдающихся личностей, названных в ходе опроса студентами, оказался достаточно противоречивым. В этом перечне оказались люди с разными политическими, нравственными, религиозными убеждениями, представители разных эпох, разных сфер общественного служения и профессиональной деятельности. Но надо признать и то, что студенты таким выбором героев показывают очень разное понимание и своего собственного будущего. На наш взгляд, такое разнообразие исторических персон лишь актуализирует необходимость целенаправленной работы со студентами, более глубокого их погружения в историю страны, в традиции и нормы воинского сообщества, в судьбы истинных героев Отечества.

В ходе опроса мы попросили студентов уточнить, какими мотивами обусловлен их выбор героических личностей, чем притягателен для студента конкретный герой. Оказалось, почти все студенты внутренне ищут пример истинного воина, олицетворяющего собой наиболее типичные черты защитника Отечества (табл.).

Мотивы выбора будущими военными специалистами героических личностей для самовоспитания и формирования Я-концепции (п=1500, сентябрь 2021 г.)

Мотивы Кол-во, %

1. Образ героя убеждает в необходимости развивать свои силы и волю 54

2. Пример героя заставляет меня стойко преодолевать трудности 52

3. Герой служит примером закалки своего характера 49

4. Хотел бы быть таким же смелым, решительным, сильным, как и герой 46

5. Поступки героя служат примером выполнения воинского долга 41

6. Пример героя служит образцом в отношении к людям, друзьям, воинам 39

7. Восхищаюсь прозорливостью и мудростью выдающегося человека 37

8. Судьба героической личности позволяет понять свое предназначение 33

9. Пример героя помогает мне в выборе жизненных целей, перспектив 27

10. Герой остается таким же человеком, каким и был всегда в жизни 25

11. Выдающийся человек дает пример отношения к Родине и к людям 17

12. Привлекает почет и уважение героя, признание его заслуг 9

13. Пример личности показывает путь к получению признания, работы 7

Анализ мотивов обращения студентов ВУЦ к образу героя в формировании собственной Я-концепции сопряжен с анализом основных потребностей, определяющих отношение будущего военного специалиста к судьбе и поступкам выдающегося человека. Опираясь на теорию мотивации Дэвида МакКлелланда, можно увидеть три основные группы потребностей в выборе героических личностей: потребность в достижениях, потребность в соучастии, потребность во властвовании. Понятно, что доминирующей потребностью оказывается стремление студентов к личным достижениям, к накоплению профессионального опыта, который делает человека не столько героем, сколько мастером, признанным авторитетом. В полученных нами результатах такая мотивация обнаруживается в подавляющем большинстве ответов студентов. Среди полученных результатов заметна существенная часть тех, кто наряду с потребностью в достижениях признается в стремлении к подлинному товариществу, воинскому братству, участии в судьбе других, заботе о своих боевых товарищах. Но есть и небольшая группа курсантов, для которых более всего привлекательны карьера, почет и уважение, признание заслуг, возможность получения достойной работы и положения в обществе. Образы выдающихся героических личностей очень важны в формировании всего спектра социально-нравственных качеств молодого человека, в обретении этнокультурной идентичности личности. Не случайно борьба за молодежь сегодня активно сместилась в сферу нравственной оценки событий прошлого и связанных с этими событиями исторических личностей. Моральная дискредитация ключевых исторических персон порождает (особенно у плохо образованных молодых людей) в целом негативное отношение к собственному историческому прошлому, циничный взгляд на национальную историю и национальную культуру.

Мы не ставили задачу детального анализа мотивации будущих военных специалистов, но влияние мотивации на формирование Я-концепции остро чувствуется, осознается студентами. К счастью, в рядах будущих защитников Отечества большинство составляют те, кто сознательно идет в профессию военного «не ради славы», «не ради наград», «не ради званий», кого влекут высокий социальный статус профессии, ее важная социальная миссия, атмосфера настоящего боевого братства, коллективизм [46]. А условием вхождения в это боевое братство становятся выносливость, выдержка, воля, владение современной техникой и оружием, нравственная зрелость, чувство долга, ответственности, взаимопомощь, взаимовыручка, готовность к самопожертвованию. Важно и то, что пример героя побуждает молодых людей стремиться к самосовершенствованию, формирует устойчивую потребность в физическом и духовном саморазвитии, задает вектор движения к своему идеалу, ориентирует на преодоление собственных недостатков [36]. Не случайно в описании истинного героя С.В. Пашков называет наиболее важные личностные качества: храбрость, мужество, бескорыстие, отвагу, самоотверженность, ответственность, готовность к самопожертвованию и т.д. [28].

Образовательная среда может создавать разные по валентности и направленности влияния, которые не всегда имеют однозначно позитивный вектор. Но их наличие призвано только укрепить силу позитивных интенций, закрепить важные социально ценные качества и проявления в будущих защитниках Родины. По сути, «воспитание от противного» тоже возможно, ибо позволяет студенту понять, кто друзья, а кто враги, кто живет интересами воинского коллектива, а кто готов к иждивенчеству, социальному паразитированию, имитации боевого товарищества. Специальная военная операция Вооруженных сил России проявила разное отношение в среде российской молодежи к ее целям и геополитическому обоснованию: небольшая часть молодежи приняла сторону противников России, ее врагов [43; 44]. Иначе как предательством такую позицию юных граждан назвать невозможно. Примером такого предательства стал скандал в Санкт-Петербургском университете, где на историческом (!) факультете возникло небольшое сообщество молодых людей,

исповедующих либеральную идеологию, которые стали открыто глумиться по поводу трагической гибели в зоне СВО студента-историка, добровольца Федора Соломонова. Искренний порыв студентов, потерявших друга, яркого харизматичного лидера, вызвал циничные комментарии у либеральной тусовки истфака, громко заявившей: «Рашизм не пройдет!» [45]. Проявление отношения к Родине, выражение подлинных гражданских чувств, собственной социальной и профессиональной позиции не может носить ситуативный характер, зависеть от внешней конъюнктуры - выгодно или невыгодно быть патриотом, защитником Отечества. Эти качества либо есть в человеке, либо их нет.

В проявлениях готовности личности к исполнению воинского долга, включенности в жизнь воинского коллектива важна не только эмоциональная сторона отношения молодого человека к защите Отечества, к реализации своей важной социальной и профессиональной миссии. Не менее важна деятельная, поведенческая сфера личности, в которой получают реальное воплощение и закрепление в виде устойчивых поведенческих стереотипов, паттернов, алгоритмов профессионального поведения и отношений сформированность базовых представлений, развитость социально-ценных эмоций, готовность к бескорыстной практической деятельности во благо страны, во благо других людей [40; 43; 44]. Это и есть один из важнейших индикаторов способности человека «жить по совести»: не ставить своё личное благо выше блага других людей; не ущемлять чьё-то чувство достоинства; не использовать другого человека ради достижения личных, узкоэгоистических, корыстных целей; заботиться о благе Отечества, принесении пользы людям. Этот очень важный переход от эмоциональных переживаний к практическому действию отражает социальную направленность личности, всю систему жизненных приоритетов человека [46]. Присутствие в сознании будущего защитника Родины образа героя, пример его поступков формирует критерии нравственной оценки проявлений других людей, их способности действовать в интересах своего народа. Не случайно И.С. Сухоруков предупреждает: «Отсутствие четких критериев оценки человека, отсутствие способности к объективной оценке самого себя, отсутствие опыта соотнесения себя и других закрепляет неадекватность самооценки и уровня притязаний человека; в нем не формируется устойчивая привычка думать не только о себе и своих желаниях, но и учитывать желания окружающих его людей. Доминирование собственных желаний и стремления удовлетворить их любой ценой неизбежно ведет к эгоизации сознания, непреодолимому нарциссизму, игнорированию желаний и чувств других людей» [45].

Потенциал субъектов образовательной среды военного учебного центра позволяет пробуждать стимул к совершенствованию индивидуальных положительных качеств, поиску социального взаимодействия в условиях воинского коллектива, стремление студента приблизить содержание Я-реального к идеальному образу истинного защитника Отечества [2; 19; 37]. Адаптация к армейским требованиям погружает молодого человека в среду напряженной военной деятельности, волевой саморегуляции, культивирования понятий чести, долга и самопожертвования во имя высших идеалов. Основными ориентирами конструирования Я-концепции будущего военного специалиста будут совокупность примеров воинского мастерства, пантеон национальных героев, индивидуальный положительный опыт военно-социального окружения, сформированный под влиянием субъектов образовательной среды военного учебного центра образ носителя истинного военного мастерства, настоящего гражданина своей страны. Успешная адаптация личности к новым социокультурным условиям зависит от эффективности его деятельности, принятия четко сформулированных требований военной среды, принципов единоначалия, соблюдения строгой воинской дисциплины и субординации межличностных отношений в воинском коллективе [13; 14; 15].

Феномен психолого-педагогического сопровождения адаптации личности молодого человека в условиях военного сообщества заключается в конкретизации правил деятельности, где нет дискуссий относительно правильности и целесообразности отданных приказов, распоряжений [3; 4; 12]. Молодой человек получает и накапливает опыт профессионального поведения и вынужден перестраивать индивидуальное мировоззрение, ориентироваться на идеальные образы средового окружения, наблюдать за ними и выстраивать собственные направления совершенствования аспектов Я-концепции [23]. Возможность реализации внутренних потенциалов в аскетических условиях выводит процессы саморегулирования на новый уровень, где в первом приближении становятся стереотипы военно-ориентированных эмоционально-волевых качеств, таких как выдержанность, смелость, решительность, стрессоустойчивость и др. Глубокий самоанализ позволяет сформировать личностный морально-волевой потенциал, который позволит молодому человеку успешно социализироваться в гражданском обществе, быть примером для сверстников, не имеющих навыка в военной профессиональной сфере. Для большинства гражданской молодежи социальная успешность воспринимается в виде материальных благ, их финансово-количественного показателя, средства разжигания тщеславия у одних и зависти у других. Социальные сети подогревают сложившийся стереотип успешности, демонстрируя в виде эталона образ бессодержательного, одурманенного материальными благами молодого человека, в арсенале которого лишь алчность и потребительское желание. Появление в подобном обществе сообщества молодых людей с устойчивой положительной Я-концепцией, сформированной в среде военного учебного центра на принципах, проверенных в самых суровых условиях армейского быта, дает надежду на преобладание устоев нравственности над тенденциями понимания современной успешности. Социализирующий нравственный потенциал образовательной среды военного учебного центра позволяет интегрировать мотивационно-ценностный базис защитников Отечества разных поколений, проверенных кризисом исторических эпох и укоренившихся в нашей национальной идентичности в виде пантеона национальных героев, судеб и поступков выдающихся людей, совершавших свои подвиги, жертвовавших собой ради будущего, ради того, чтобы жила Родина.

Образовательная среда военного учебного центра как целостная социально-педагогическая система выстроенных в единой логической последовательности субъектов среды формирует и развивает Я-концепцию личности по определенному военно-профессиональному образцу, которая способна конкурировать в социальной среде, закрепить определенные модели социального и профессионального поведения и инспирировать укоренившиеся положительные аспекты Я-концепции в ближайшее социальное окружение. Основой влияния социализирующего потенциала образовательной среды военного учебного центра выступают системный, средовой и культурологический подходы. Системный подход позволяет выстроить логику взаимодействия субъектов среды, организации их упорядоченных влияний на будущих специалистов. Системность предполагает обращение субъектов к общей, единой для них цели воздействий на студентов, но при этом у каждого из субъектов оказываются свои специфические функции и содержание деятельности, свои способы влияния на личность - на тех, кто готовится к профессиональному служению стране [37]. Средовой подход, обладая огромным научно-исследовательским потенциалом, позволяет развернуть богатство теории и практики образовательной среды военного учебного центра и в совокупности с антропологическим и историософским (историко-педагогическим) подходами гарантировать актуализацию положительного прошлого и укоренение перспективного настоящего. Культурологический подход как конкретно-научная

методология познания и преобразования педагогической реальности обеспечивает изучение и формирование ценностных ориентаций личности, устойчивого (инвариантного) образа скоординированного морального сознания, создавая нравственные, культурно-исторические условия социализации будущих военных специалистов [17].

Мы живем в непростое время. Сегодняшние события в Украине порождают массу социально-педагогических, социально-психологических, социально-культурных, социально-политических следствий. Каждый человек делает выбор: с кем он сейчас -со страной или «в стороне» от своей страны? Нынешние студенты, готовящие себя к служению Отечеству, его защите, понимают всю меру ответственности за судьбу своей страны и своего народа, встают на путь социального служения, осознавая свою миссию и добросовестно готовясь к ней. Студенты не случайно называют в качестве своих кумиров выдающихся полководцев, мудрых общественных и политических деятелей, вся жизнь и судьба которых была связана со служением Родине, защитой ее независимости и суверенитета. Формирование Я-концепции будущего военного специалиста предполагает интеграцию усилий всех субъектов среды в целостный, системный процесс, важнейшим результатом которого станет личность военного специалиста, гордо несущего звание защитника Отечества, продолжателя дела своих великих предшественников.

Библиографический список

1. Аболин, Л. М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: автореферат диссертации ... доктора психологических наук / Л. М. Аболин. - Москва, 1989. - 43 с.

2. Агапов, В. С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: автореферат диссертации . кандидата психологических наук /

B. С. Агапов. - Москва, 1999. - 21 с.

3. Баррон, Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя / Ф. Баррон // Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - С. 153-159.

4. Белинская, Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичность / Е. П. Белинская // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 40-46.

5. Белозерцев, Е. П. Средовой подход к педагогическому образованию офицеров российской армии в контексте вызовов современной эпохи (постановка проблемы) / Е. П. Белозерцев, Э. Р. Мязитов // Известия Воронежского гос.пед.университета. - 2017. -№ 2 (275). - С. 40-46.

6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - Москва: Прогресс, 1986. - 422 с.

7. Булатников, И. Е. Аксиологические основы развития социальной и профессиональной ответственности личности: что может воспитание? / И. Е. Булатников // Вестник Костромского гос. университета. - 2010. - Том 16. - № 1. - С. 110-120.

8. Булатников, И. Е. Воспитательная система как фактор формирования ответственного отношения будущих специалистов к профессиональной деятельности / И. Е. Булатников // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 4 (61). - С. 92-97.

9. Булатников, И. Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи / И. Е. Булатников // Вестник Костромского государственного университета. - 2012. - № 1. -

C.146-152.

10. Булатников, И. Е. Проблемы и опыт развития ответственного отношения будущих специалистов-транспортников к профессиональной деятельности: что может

воспитание? / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2010. - № 14. -С.146-159.

11. Булатников, И. Е. Проблемы формирования ответственного отношения студентов ССУЗов к профессиональной деятельности в массовой практике социального воспитания: тревожные тенденции и векторы надежды / И. Е. Булатников // Психолого-педагог. поиск. -2010. - № 16. - С. 119-132.

12. Булатников, И. Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - № 1 (17). -С. 79-90.

13. Булатников, И. Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. -

2012. - №3 (23). - С. 60-72.

14. Булатников, И. Е. Философско-педагогическое наследие Б.З. Вульфова и реалии современного российского образования: векторы деструкции социальности молодёжи / И. Е. Булатников // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2022. -№ 1 (52). - С. 185-200.

15. Булатников, И. Е. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования / И. Е. Булатников, А. В. Репринцев // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - № 22. - С. 19-34.

16. Данилова, О. Ю. Профессиональная Я-концепция личности руководителя (методика изучения) / О. Ю. Данилова // Теория и практика общественного развития. -

2013. - № 3. - С. 75-79.

17.Деева, Е. В. Пантеон национальных героев в системе средств формирования ценностного отношения подростков к истории и культуре Русского мира / Е. В. Деева // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2019. - № 4 (43). - С. 183-195.

18.Деева, Е. В. Пантеон национальных героев как основа этнокультурного воспитания подростков в деятельности детских общественных объединений / Е. В. Деева // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. - Чебоксары: ЧГПУ, 2017. - С. 411-416.

19. Дутчина, О. Б. Проблема развития Я-концепции личности студента: монография / О. Б. Дутчина. - Хабаровск: Издательство Тихоокеанского. государственного университета, 2017. - 100 с.

20.Дьяченко, М. И. Военная психология и педагогика / М. И. Дьяченко. - Минск,

1999.

21.Дьяченко, М. И. Психология высшей военной школы. / М. И. Дьяченко. -Москва, 1983.

22. Зуева, Е. Ю. Исследования Я-концепции успешности личности в психологии / Е. Ю. Зуева// Вестник Университета Российской академии образования. - 2018. - № 5. - С. 40-45.

23. Кайгородов, Б. В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте / Б. В. Кайгородов // Мир психологии. - 2002. - № 2. - С. 117-126.

24. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. - Москва: Политиздат, 1984. - 335 с.

25. Костенко, В. Ю. Возможное Я: Подход Хейзел Маркус / В. Ю. Костенко // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2016. - Том 13. - № 2. - С. 421-430.

26. Кун, М. Эмпирические исследования установок личности на себя / М. Кун, Т. Макпартлэнд // Современная зарубежная социальная психология. - Москва, 1984. -С.180-187.

27.Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов. - Москва, Нижний Новгород: Ун-т Рос. акад. образования, 2002. - 155 с.

28. Пашков, С. В. Героические страницы национальной истории России в системе средств формирования духовно-нравственной культуры подростков и юношества / С. В. Пашков // Берегиня. 777. Сова. - 2023. - № 1-2 (56-57). - С. 66-82.

29. Пашков, С. В. Духовная парадигма и нравственный выбор русского человека в контексте глобализации современного мира / С. В. Пашков // Берегиня. 777. Сова. - 2021.

- № 4 (51). - С. 180-192.

30. Пашков, С. В. Духовно-нравственное развитие личности в современном мире как противостояние добра и зла: миссия институтов образования / С. В. Пашков // Берегиня. 777. Сова. - 2022. - № 2-3 (53-54). - С. 85-94.

31. Пашков, С. В. Духовно-нравственные ценности этноса как основа жизненного самоопределения личности в современном мире / С. В. Пашков // Современные тенденции развития этнопедагогики в образовательном пространстве мира. - Чебоксары: ЧГПУ, 2022. -С. 245-254.

32. Пашков, С. В. Милосердие как социально-психологическая характеристика нравственного развития личности: механизмы формирования в условиях глобализации культуры / С. В. Пашков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. - 2021. -№ 4 (60). - ШЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get р<й/4240 (дата обращения: 12.04.2023).

33. Переславцева, Л. И. Личностное и профессиональное становление будущего специалиста в образовательной среде вуза как психолого-педагогическая проблема / Л. И. Переславцева // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. II Международная научно-практическая конференция. - Ереван,

2020. - С. 582-589.

34. Переславцева, Л. И. Образовательная среда вуза как фактор формирования жизненной стратегии личности / Л. И. Переславцева // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст: Сборник статей. - Кострома,

2021. - С. 212-215.

35. Репринцев, А. В. Герои нашего времени. На каких героических примерах подвигов современников можно воспитывать молодёжь? / А. В. Репринцев // Берегиня. 777. Сова. - 2023. - №1-2 (56-57). - С. 50-65.

36. Репринцев, А. В. Героизация национальной истории как основа социально-нравственного воспитания подростков и молодёжи / А. В. Репринцев // Берегиня.777.Сова.

- 2022. - № 4 (55). - С. 167-183.

37. Репринцев, А. В. Героизация национальной истории как основа формирования патриотизма и гражданственности молодежи в системе социального воспитания / А. В. Репринцев // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс / под редакцией И.Ю. Тархановой. -Ярославль, 2021. - С. 240-246.

38. Репринцев, А. В. Диалектика социального и индивидуального в процессе этнической социализации подростков / А. В. Репринцев // Теория и практика современного воспитания и обучения. - Воронеж: ВГПУ, 2023. - С. 223-231.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. Репринцев, А. В. Русский мир как пространство подлинного гуманизма: риски и противоречия инкультурации современных подростков и юношества / А. В. Репринцев // Современные тенденции развития этнопедагогики в образовательном пространстве мира. - Чебоксары: ЧГПУ, 2022. - С. 279-288.

40. Репринцев, А. В. Социальное воспитание как процесс формирования активной жизненной позиции современных подростков и молодёжи. Перечитывая философско-педагогическое наследие Б. З. Вульфова / А. В. Репринцев // Берегиня. 777. Сова. - 2022. -№ 1 (52). - С. 167-184.

41. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - Москва: Изд-во Московского ун-та, 1983. - 284 с.

42. Сухорукое, И. С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков / И. С. Сухоруков // Ученые записки. Электронный журнал Курского гос. ун-та. - 2021. - № 4 (60). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4193 (дата обращения: 15.04.2023).

43. Сухоруков, И. С. Подросток между традициями национальной культуры и реалиями информационной эпохи: риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности личности / И. С. Сухоруков // Берегиня. 777. Сова. -2022. - № 4 (55). - С. 184-198.

44. Сухоруков, И. С. Этнокультурная идентичность и дифференциация "своих" и "чужих" в подростковой среде: особенности этнической социализации подростков в условиях глобализации культуры / И. С. Сухоруков // Берегиня. 777. Сова. - 2021. -№ 4 (51). - С. 193-210.

45. Сухоруков, И. С. Этнокультурная идентичность как основа формирования жизненной стратегии подростка / И. С. Сухоруков // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст: сборник статей. - Кострома: КГУ, 2021. - С. 92-98.

46. Сухоруков, И. С. Этнокультурная идентичность личности подростка в контексте культурно-исторического подхода в социальной психологии / И. С. Сухоруков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. -№ 4 (60). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4235 (дата обращения: 15.04.2023).

47. Шаповал, И. А. Возможности психодиагностики Я-концепции и самоотношения в демонстрации характеристик и функциональности границ Я / И. А. Шаповал, Е. С. Фоминых // Клиническая и специальная психология. - 2018. - Том 7. - № 4. -C. 44-60.

48. Шибутани, Т. Я-концепция как персонификация. Социальная психология / Т. Шибутани; [пер. с англ. В.Б. Ольшанского]. - Ростов н/Д: Феникс, 1988. - 538 с.

49. Ясвин, В. А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам / В. А. Ясвин // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. -2018. - Том 18. - № 1. - С. 80-90.

50. Ясвин, В. А. Технология средового проектирования в образовании / В. А. Ясвин // Социально-политические исследования. - 2020. - № 1 (6). - С. 74-93.

51. Ясвин, В. А. Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии / В. А. Ясвин // Психология. Журнал ВШЭ. - 2020. -Том 17. - № 2. - С. 295-314.

52. Kuhn, М. Self-conception / М. Kuhn // Dictionary of the social synesis. - в1епсое, 1965. - Р. 628-631.

53. Turner, J. Self and collective: cognition and social context / J. Turner // Personality and Social Psychology Bulletin. -1994. - 20(5). - Р. 454-463.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.