Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Ирина Геннадьевна, Енова Ирина Владимировна, Бородина Дарья Олеговна

В статье рассматривается тема формирования целевых ориентиров в процессе проектной деятельности у старших дошкольников. Проектная деятельность в дошкольной организации формирует у детей предпосылки к дальнейшей учебной деятельности, что в будущем сказывается на уровне и качестве приобретаемых знаний. Целевые ориентиры являются целью педагогической деятельности в дошкольном учреждении, корректируют и формируют направление развития ребенка в зависимости от поставленных педагогом задач и полученных результатов. В ходе проектной деятельности дети не только приобретают новый опыт, но и делятся своими знаниями и умениями с ровесниками, познают навыки командной работы. Проектная деятельность в дошкольных организациях играет важнейшую роль при формировании целевых ориентиров у детей. Многофункциональность этой деятельности обусловлена тем, что в процессе неё ребенок приобретает новые знания, учится критически мыслить и оценивать свои силы, включает творческий подход к решаемым задачам, учится решать проблемы и обсуждать информацию с ровесниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TARGETS IN PROJECT ACTIVITIES FOR OLDER PRESCHOOLERS

The article deals with the topic of the formation of targets in the process of project activities in older preschoolers. Project activity in a preschool organization forms prerequisite for further educational activities in children, which in the future affects the level and quality of acquired knowledge. The targets are the goal of pedagogical activity in a preschool institution, adjust and form the direction of the child’s development depending on the tasks set by the teacher and the results obtained. In the course of project activities, children not only gain new experience, but also share their knowledge and skills with peers, learn teamwork skills. Project activity in preschool organizations plays an important role in the formation of target orientations for children. The versatility of this activity is due to the fact that in the process of it the child acquires new knowledge, learns to think critically and evaluate his strength, includes a creative approach to the tasks being solved, learns to solve problems and discuss information with peers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Формирование целевых ориентиров в проектной деятельности у старших дошкольников

Калинина Ирина Геннадьевна,

к.п.н., доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» E-mail: irina.fio@mail.ru

Енова Ирина Владимировна,

старший преподаватель кафедры педагогики начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» E-mail: enova.irina@mail.ru

Бородина Дарья Олеговна,

студент ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» E-mail: 89096233834@bk.ru

В статье рассматривается тема формирования целевых ориентиров в процессе проектной деятельности у старших дошкольников. Проектная деятельность в дошкольной организации формирует у детей предпосылки к дальнейшей учебной деятельности, что в будущем сказывается на уровне и качестве приобретаемых знаний. Целевые ориентиры являются целью педагогической деятельности в дошкольном учреждении, корректируют и формируют направление развития ребенка в зависимости от поставленных педагогом задач и полученных результатов. В ходе проектной деятельности дети не только приобретают новый опыт, но и делятся своими знаниями и умениями с ровесниками, познают навыки командной работы. Проектная деятельность в дошкольных организациях играет важнейшую роль при формировании целевых ориентиров у детей. Многофункциональность этой деятельности обусловлена тем, что в процессе неё ребенок приобретает новые знания, учится критически мыслить и оценивать свои силы, включает творческий подход к решаемым задачам, учится решать проблемы и обсуждать информацию с ровесниками.

Ключевые слова: целевые ориентиры, проектная деятельность, старшие дошкольники, педагогическая деятельность, технология проектного обучения.

о

с CJ

со

см

см

Z

22

Проектная деятельность в дошкольном учреждении имеет немаловажное значение среди прочих видов деятельности детей. Она организовывает частично-поисковую деятельность ребенка, активизирует мышление, вырабатывает навыки командной работы. Осуществление проектной деятельности особо важно для формирования личности ребенка, проявлении разносторонних сильных черт, и выражения собственного мнения во время совместной работы с другими детьми [2, с. 103].

Эффективность результативности проектной работы зависит от грамотного решения следующих задач:

1. Прежде всего воспитателю необходимо создать условия для наиболее комфортного формирования ПРОИЗВОЛЬНЫХ психических процессов у детей. Педагог должен учитывать психические особенности каждого ребенка, постараться организовать совместную работу так, чтобы каждый чувствовал себя не обремененным происходящим.

2. Немаловажным является создание условий проектной деятельности, которые поспособствуют развитию творческого потенциала ребенка. Говоря об этом, стоит учитывать, что каждый ребенок может быть экспертен в одной из сфер творчества - вокал, изобразительное искусство и другие. Именно поэтому стоит обратить особое внимание, чтобы в одной группе были дети с разными творческими способностями, чтобы они могли поделиться с остальными ребятами своим мастерством, заинтересовать своей сферой, побудить к развитию собственных интересов и умений.

3. Не стоит забывать и о собственной инициативе каждого ребенка, его предложения и идеи должны быть рассмотрены и согласованы с членами его команды. Проявление инициативы у ребенка свидетельствуют о его заинтересованности в работе и желании внести в общее дело свою собвственную мысль и идею. Не стоит подавлять идеи ребенка, даже если кажется, что они не совсем подходят к проводимой деятельности, - стоит развить и предложить ребенку варианты осуществления его идеи, подходящие к теме проектной деятельности.

4. Старший дошкольник - это ребенок с достаточным уровнем самосознания. Необходимо стремиться к тому, что в ходе проектной деятельности у него формировалось адекватное отношение к собственной работе, оценка своих сил и результата работы. Следует помнить о развитии здоровой самооценки, умение признавать свои ошибки и видеть свои достижения.

5. В проектной деятельности старших дошкольников важным критерием успешности проводимой деятельности является формирование навыков командной работы. Ребята должны активно коммуницировать друг с другом, делиться идеями, помогать товарищам. В совместной деятельности детей формируются навыки парнерского общения. Важно, чтобы дети слушали и слышали друг друга и вместе были нацелены на хороший результат.

6. Проектная деятельность детей - отличная почва для формирования нравственных предст-влений. К примеру, старший дошкольник должен усвоить, что даже если ему хочется что-то сказать, не стоит перебивать говорящего в это время товарища, потому что он может запутаться и сбиться с рассказа. Ребенок должен научиться уважать других детей, уметь ставить себя на место своих товарищей. В ходе работы ребёнок усваивает золотое правило морали - «относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

7. Проектная деятельность способна привести к формированию учебно-познавательного мотива. Заинтересованность ребенка в проводимой им работе побуждает его к приобретению новых знаний и мотивирует учиться. Именно поэтому важно не подавлять интерес ребенка и стимулировать его работу похвалой и поощрением.

В ходе проектной деятельности очень важна роль воспитателя как взрослого человека, так как у старших дошкольников отсутствуют навыки письма, что затрудняет поиск ими нужной информации. Воспитатель должен помочь детям соори-ентироваться в потоке информации, учить их находить и выделять главное и нужное, помогать усваивать новые знания [1, с. 3].

На этапе определения проблемы воспитателю необходимо создать игровую ситуацию; на этапе планирования предстоящей работы взрослый должен помочь наметить ключевые задачи в соответствие с желанием и предпочтениями детей. Необходимо помогать ребенку на этапе сбора информации - отвечать на их вопросы, использовать наглядно-иллюстративные методы. От правильных действий взрослого зависит то отношение, которое сформируется у детей в ходе проводимого проекта.

Важно предусмотреть включение всех детей в работу - и тихих, и застенчивых детей, и детей с ограниченными возможностями, способствовать грамотному контакту социума, заинтересовать их в совместной деятельности и проследить, чтобы для них она прошла максимально комфортно, дала плодотворный результат и эмоциональное удовольствие.

В проектной деятельности ведущей ролью со стороны работы педагога является формирование у детей целевых ориентиров. Задачей целевых ориентиров является определение направления дальнейшего развития ребенка, а также его корректировка в случае необходимости, выявляя необходимые для этой корректировки педагогические подходы.

Плодотворность проведенной деятельности и эффективность подобранных воспитателем методов благоприятно сказывается на определении направления развития ребенка. Воспитателю необходимо обладать достаточным уровнем компетенции и знаний в своей области, чтобы проектная деятельность осуществилась по задуманной траектории [7, с. 41].

Решая различные задачи в проектной деятельности, работая с взрослым и своими сверстниками, ребенок приобретает способность критически мыслить, учится сомневаться, подвергать анализу продукт своей деятельности. Формирование данных черт благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, а также способствует совершенствованию у него Soft skills.

Дошкольный возраст является одним из самых важных в жизни человека, а старший дошкольник - это ребенок, уже стоящий на пороге на открытия новой для себя роли. Именно поэтому необходимо осозновать важность качественных и своевременных ориентиров, которые он приобретает в ходе игры и в процессе проектной деятельности в дошкольном учреждении.

Целевые ориентиры, представленные в программе ФГОС ДОУ, предполагают формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на пороге завершения им дошкольной организации. Также они позволяют составить индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка. Метод проектов позволяет старшим дошкольникам приобретение навыков решения практических задач путем интеграции знаний из других областей своей деятельности и использовании сторонних источников (совет родителя, наставление воспитателя и беседа с ним, знания, полученные при просмотре научной телепередачи и тп.).

Педагогическая деятельность в ходе проектной деятельности также фокусируется на эмоциональной активности детей. Поэтому в ходе проекта у старших дошкольников воспитатель может использовать такие методы, как:

- сюрпризный момент. Способствует оживлению детей, а также и активизирует их деятельность, вызывая бурю эмоций. Его необходимо заранее спланировать и тщательно отрепетировать. К сюрпризным моментам можно отнести таинственный предмет или загадочное письмо.

- включение игровых и сказочных персонажей. Данный метод используется для создания у детей ощущения сказочности, вызывает у них еще больший интерес к проекту.

- использование музыкального сопровождения, подходящего проводимой деятельности. Вырабатывает у детей эмоциональный отклик и погружает в атмосферу происходящего.

- поощерение и похвала. Несомненно, играют роль в развитии мотивации у детей, ребенок захочет стараться ещё лучше, чтобы и дальнейшая его деятельность вызывала одобрение воспитателя.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Навыки, приобретенные ребенком при совершении проектной деятельности, безусловно, влияют на его мышление и формируют у него ключевые ориентиры развития. В старшем дошкольном возрасте при формировании целевых ориентиров делается акцент на усвоении ребенком роли «деятеля», а не «исполнителя», которой он уже владеет, и эта роль способствует развитию его волевых качеств и привитию важных умений [6, с. 103].

Педагогическая деятельность в этом случае направлена на то, чтобы ребенок учился проявлять инициативу, разрабатывать и доводить до ума собственные идеи (при помощи и содействии товарищей по команде), анализировать свою работу и получать продукт собственной деятельности. При этом проводят именно проектную деятельность, а не индивидуальную для того, чтобы ребенок учился реализовывать себя в обществе и находить общий язык, перенимал на себя роль деятеля и создателя.

Воспитателю важно развивать у ребенка потребность в новых знаниях, интерес к получению новой информации и нового опыта, следить за эмоциональной отдачей и способствовать тому, чтобы проект приносил старшему дошкольнику положительные эмоции, вовремя решать возникающие проблемы, связанные с возможными трудностями, с которыми может столкнуться ребе-нок[5, с. 116].

Вывод: проектная деятельность в дошкольных организациях играет важнейшую роль при формировании целевых ориентиров у детей. Многофункциональность этой деятельности обусловлена тем, что в процессе неё ребенок приобретает новые знания, учится критически мыслить и оценивать свои силы, включает творческий подход к решаемым задачам, учится решать проблемы и обсуждать информацию с ровесниками. Также в процессе проекта ребенок формирует представление о новой для себя учебной роли «деятеля», начинает проявлять характерные навыки, усваивает спектр задач, поставленных воспитателем.

Литература

1. Аксенова, Т.А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Т.А. Аксенова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 12.6 (116.6). -С. 1-6.

2. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек). - М.: Сфера, 2015.

3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2013.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под ред. Прохоровой Л.Н. -М.: АРКТИ, 2010.

5. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. - Образовательные проекты, 2021.

6. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания-Москва, 2017.

7. Тугушева Г. П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста. - Москва: Детство-пресс, 2021.

FORMATION OF TARGETS IN PROJECT ACTIVITIES FOR OLDER PRESCHOOLERS

Kalinina I.G., Enova I.V., Borodina D.O.

State Humanitarian and Technological University

The article deals with the topic of the formation of targets in the process of project activities in older preschoolers. Project activity in a preschool organization forms prerequisite for further educational activities in children, which in the future affects the level and quality of acquired knowledge. The targets are the goal of pedagogical activity in a preschool institution, adjust and form the direction of the child's development depending on the tasks set by the teacher and the results obtained. In the course of project activities, children not only gain new experience, but also share their knowledge and skills with peers, learn teamwork skills. Project activity in preschool organizations plays an important role in the formation of target orientations for children. The versatility of this activity is due to the fact that in the process of it the child acquires new knowledge, learns to think critically and evaluate his strength, includes a creative approach to the tasks being solved, learns to solve problems and discuss information with peers.

Keywords: targets, project activity, senior preschoolers, pedagogical activity, technology of project training.

References

1. Aksenova, T.A. The development of a preschooler in cognitive research activities in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard / T.A. Aksenova. - Text: direct // Young scientist. - 2016. - № 12.6 (116.6). - Pp. 1-6.

2. Ivanova A.I. Natural-scientific observations and experiments in kindergarten (man). - M.: Sphere, 2015.

3. Ivanova A.I. Methods of organizing environmental observations and experiments in kindergarten. Manual for DOW workers. -M.: Sphere Shopping Center, 2013.

4. Organization of experimental activities of preschoolers. Ed. Prokhorov L.N. - M.: ARKTI, 2010.

5. Poddyakov N.N. Creativity and self-development of preschool children. The conceptual aspect. - Educational projects, 2021.

6. Savenkov A.I. Little researcher. How to teach a preschooler to acquire knowledge - Moscow, 2017.

7. Tugusheva G. P., Chistyakova A.V. Game-experimentation for older preschool children. - Moscow: Childhood Press, 2021.

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.