Научная статья на тему 'Специфика реализации метода проектов в образовательно-воспитательном процессе ДОО'

Специфика реализации метода проектов в образовательно-воспитательном процессе ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОО / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEO / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / PROJECT METHOD / CREATIVE DESIGN ACTIVITY / RESEARCH DESIGN ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаходжаева Нодира Ахметовна

В статье раскрывается актуальность организации проектной деятельности дошкольников. Раскрываются условия, принципы и специфические особенности реализации метода проектов в образовательно-воспитательном процессе ДОО. Сделан акцент на необходимости учета сенситивных периодов развития детей дошкольного возраста при выборе содержания и методики реализации проектов. Раскрыта сущность исследовательской проектной деятельности. Приведены этапы реализации творческой проектной деятельности дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT METHOD IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PEI

The article reveals the relevance of organizing the design activities of preschoolers. The conditions, principles, and specific features of the implementation of the project method in the educational process of early childhood care are revealed. The emphasis is placed on the need to take into account the sensitive periods of development of preschool children in the selection of the content and methods of project implementation. The essence of research design activities is revealed. Stages of the implementation of creative design activities of preschoolers are given.

Текст научной работы на тему «Специфика реализации метода проектов в образовательно-воспитательном процессе ДОО»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО Исаходжаева Н.А. Email: Isakhodjaeva692@scientifictext.ru

Исаходжаева Нодира Ахметовна - старший преподаватель, кафедра методики дошкольного образования, Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается актуальность организации проектной деятельности дошкольников. Раскрываются условия, принципы и специфические особенности реализации метода проектов в образовательно-воспитательном процессе ДОО. Сделан акцент на необходимости учета сенситивных периодов развития детей дошкольного возраста при выборе содержания и методики реализации проектов. Раскрыта сущность исследовательской проектной деятельности. Приведены этапы реализации творческой проектной деятельности дошкольников.

Ключевые слова: ДОО, дошкольная образовательная организация, метод проектов, творческая проектная деятельность, исследовательская проектная деятельность.

THE SPECIFICS OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT METHOD IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PEI Isakhodjaeva N.A.

Isakhodjaeva Nodira Akhmetovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF METHODOLOGY PRESCHOOL EDUCATION, INSTITUTE OF RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF MANAGERS AND SPECIALISTS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article reveals the relevance of organizing the design activities of preschoolers. The conditions, principles, and specific features of the implementation of the project method in the educational process of early childhood care are revealed. The emphasis is placed on the need to take into account the sensitive periods of development of preschool children in the selection of the content and methods of project implementation. The essence of research design activities is revealed. Stages of the implementation of creative design activities of preschoolers are given.

Keywords: PEO, preschool educational organization, project method, creative design activity, research design activity.

УДК 373.21

В настоящее время система развития детей в дошкольных образовательных организациях (ДОО) Узбекистана претерпевает существенные изменения [1]. Все более важным становится развитие интегративных личностных качеств в ребенке. В этих условиях успех работы воспитателя обеспечивается использованием личностно ориентированных образовательных технологий, а также широкого спектра методов организации индивидуальной и групповой работы детей. Одним из них является метод проектов, использование которого в ДОО имеет ряд специфических особенностей.

Метод проектов способствует интеграции детей в различные виды деятельности, стимулирует самостоятельное накопление знаний в условиях открытого доступа к

информации. Акцент смещается с пассивного восприятия ребенком информационных блоков на активную исследовательскую и развивающую деятельность. В результате проектной деятельности ребенок осознает наличие проблемы, поэтапно проходит шаги по ее решению (раскрывает сущность проблемы, определяет пути решения, составляет план действий, участвует в распределении задач между участниками проекта, выполняет необходимые операции. Проектная деятельность требует подготовки со стороны воспитателя и соблюдения ряда условий:

1. Точная однозначная формулировка проблемы, которая определяет объект проектной деятельности.

2. Понимание всеми участниками проекта (в том числе родителеми) конечной цели.

3. Наличие информационной, материально-технической базы, а также поддержки родителей для осуществления всех этапов проектной деятельности.

4. Понимание всеми участниками методов реализации проекта.

5. Владение воспитателем методикой организации проектной деятельности в ДОО.

Реализация проектов в ДОО имеет ряд специфических особенностей. При работе с

дошкольниками воспитатель, не подсказывая готовый ответ, постоянно подталкивает детей к правильному решению. Наводящими вопросами помогает обнаружить проблему или провоцирует ее появление, а затем, заинтересовав детей, предлагает вместе поискать пути ее устранения. Следует понимать, что в совместной деятельности помощь воспитателя и родителей необходима, но не должна быть чрезмерной. Требуется соблюдение баланса, чтобы с одной стороны ребенок, преодолевая трудности, развивался, а с другой стороны не угас его интерес из-за чрезмерно сложных «нерешаемых» задач.

Следующей особенностью, которую необходимо учитывать воспитателю при выборе целей и методов проектной деятельности, являются сенситивные периоды развития воспитанников. Сенситивный период - это максимально благоприятный период для развития определенных качеств, свойств, способностей. Например, в период с 2 до 4 лет у большинства детей интенсивно развиваются органы чувств, речь, самосознание, развивается мелкая моторика, восприятие норм и правил. В младших группах разностороннему развитию каждого ребенка, формированию Я-концепции способствует индивидуальная проектная деятельность. В старшей группе происходит интенсивное становление социальных потребностей [2], детей больше привлекает совместная деятельность. В возрасте 4-6 лет у большинства детей происходит интенсивное социальное развитие, поэтому акцент следует делать на групповых проектах. При этом мы хотим подчеркнуть слово «большинство», на которое опирается традиционная педагогика. Все понимают, что у одних воспитанников определенные сенситивные периоды сменяются быстрее, а у кого-то они растянуты по времени. Организуя проектную деятельность, воспитатель может подбирать те или иные проблемные ситуации, комбинируя индивидуальную и групповую работу. Тем самым создаются максимально благоприятствующие условия для развития каждого ребенка.

Проект дает возможность детям исследовать, экспериментировать и творчески преобразовывать объект проектной деятельности. Способствует успешной социализации, так как, имея долгосрочный характер, такая деятельность позволяет вовлечь не только воспитателя и дошкольников, но и родителей, родственников, а также друзей дошкольника [3]. Проектная деятельность в ДОО должна базироваться на следующих принципах:

• Акцент на ребенке, его развитии, а не точном следовании теме и запланированному маршруту;

• Запрет на сравнение детей между собой - каждый ребенок имеет право работать в индивидуальном темпе и выйти на свой уровень успеха;

• Усвоение необходимого базиса знаний достигается за счет их систематического применения в различных ситуациях.

• Ребенок должен получать удовлетворение от участия в проекте.

В ДОО имеются условия для реализации творческой проектной деятельности (ориентированной на практические результаты) и исследовательской проектной деятельности (ориентированной на поиск и систематизацию информации).

Исследовательская проектная деятельность дошкольников заставляет их задуматься, почему возникает то или иное явление, почему происходят какие-то изменения. Дошкольники, вступив в возраст «почемучек» сами показывают интересные для них темы. Воспитателю следует не отвечать на вопросы, а направлять детей на поиск ответов.

Так как у детей дошкольного возраста еще отсутствует опыт самостоятельного сбора и анализа информации, воспитатель подсказывает, как именно можно получить необходимые сведения:

• подумать самому,

• спросить у тех, кто может знать,

• провести наблюдение за объектом,

• посмотреть по телевизору,

• провести эксперимент.

Полученную информацию дошкольник может обсудить в группе.

Творческая проектная деятельность дошкольников, как правило, предполагает совместную работу группы над общей задачей, в которой каждому участнику отведена определенная роль. Коллективный результат может быть оформлен и представлен на выставке, детском празднике. Творческая проектная деятельность реализуется в 4 шага:

Шаг 1. Обозначение проблемы и цели проекта, определение продукта, который должен получиться в результате. Обсуждение этапов выполнения проекта, формулирование задач. Выполняется указанное в игровой форме, когда преподаватель не навязывает условия, а вырабатывает их совместно с детьми, которые предлагают свои решения или дополнения.

Шаг 2. Воспитатель помогает участникам спланировать свою деятельность. На этом этапе дети объединяются в рабочие группы, распределяют между собой задачи и роли.

Шаг 3. Дети выполняют свои задачи, развиваясь и формируя необходимые навыки. Воспитатель контролирует и направляет общий ход проекта, оказывая дошкольникам требуемую практическую помощь.

Шаг 4. Воспитатель организовывает презентацию, выставку или праздник (форма представления проекта зависит от тематики проекта). Дети принимают непосредственное участие в подготовке, а затем представляют зрителям (родителям, друзьям, воспитателям) полученный в проектной деятельности продукт.

Таким образом, мы видим, что и творческая, и исследовательская проектная деятельность дошкольников требуют постоянного внимания педагога-воспитателя, предварительного планирования и налаженного сотрудничества с родителями. Такой подход позволяет направить естественную любознательность детей на целенаправленную познавательную, коммуникативную и творческую деятельность, сформировать социальные связи, повысить способность к активной осознанной целенаправленной работе над учебным материалом на следующей ступени образования.

Список литературы /References

1. О мерах по созданию экспериментальной площадки для реализации проектов внедрения инновационных подходов в сферу дошкольного образования. ПКМ Республики Узбекистан № 605 от 19.07.2019 // Национальная база данных законодательства, 22.07.2019 г. № 09/19/605/3456.

2. Сибилева Л.В., Быстрай Е.Б., Артеменко Б.А., Путина Е.В. Психолого-педагогические проблемы социально-нравственного развития личности ребенка дошкольного возраста // Вестник ЮУрГГПУ, 2016. № 9. С. 105-110.

3. Якупова Л.М. Проектная деятельность - партнерская деятельность // Проблемы педагогики, 2019. № 6 (45). С. 59-60.

THE PECULIARITIES OF TRANSLATION OF TECHNICAL

TEXTS

Nishonov U.I. Email: Nishonov692@scientifictext.ru

Nishonov Usmonkhon Ibragimovich - Senior Teacher, UZBEK LANGUAGE AND LITERATURE DEPARTMENT, MANAGEMENT IN PRODUCTION

FACULTY,

FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article depicts the peculiarities of translation of technical texts from the native language (Uzbek) into Russian. The urgency of the article lies in the need to improve the quality of translation of technical texts through the collection of information about cultural and extra-linguistic factors, the need to improve the quality of translated texts, elimination of errors in translation. The author of this research has set a goal to review and disassemble the peculiarities of translation of technical texts that affect the translation process and the choice of translation strategy.

Keywords: quality, translation, technical, text, impact, feature, errors, information, cultural, factor, extra linguistic.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ТЕХНИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

Нишонов У.И.

Нишонов Усмонхон Ибрагимович - старший преподаватель, кафедра узбекского языка и литературы, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности перевода технических текстов с родного языка (узбекского) на русский язык. Актуальность статьи заключается в необходимости повысить качество перевода технических текстов через сбор информации о культурных и экстралингвистических факторах, необходимости повышения качества переводимых текстов, устранения ошибок в переводе. Автор данного исследования поставил цель рассмотреть и разобрать особенности перевода технических текстов, которые оказывают влияние на процесс перевода и выбор переводческой стратегии.

Ключевые слова: качество, перевод, технический, текст, влияние, особенность, ошибки, информация, культурный, фактор, экстралингвистический.

UDC 372.881.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.