Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского
Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 3. С. 55-61.
УДК 373.2
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Чередниченко С. Ю., Давкуш Н. В.
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им В. И. Вернадского»
E-mail: cherednichenko_26596@mail ru
В статье рассматривается актуальность проектной деятельности в работе дошкольных учреждений. Представлен алгоритм работы над проектом. Проведен анализ принципов проектной деятельности в соответствии с принципами дошкольного образования, обозначенными в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, воспитатель, алгоритм построения проекта.
ВВЕДЕНИЕ
Сложные и противоречивые процессы, происходящие в современном обществе, выдвигают проблемы обеспечения новых подходов к организации деятельности дошкольного учебного заведения. Новые формы дошкольного образования создают благоприятные условия для реализации педагогической инициативы, внедрения научных разработок, воплощения принципов обновленного содержания дошкольного образования.
Проектная деятельность стала стимулирующим фактором в развитии дошкольного образования. Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных средств, призванных содействию развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. В связи с этим проектная деятельность приобретает большую актуальность, поскольку призвана скорректировать и обогатить учебный процесс. «Все, что познаю, знаю, для чего мне это нужно и где и как могу применить эти знания» - это основной тезис современного понимания проектирования, что привлекает внимание многих образовательных систем, которые стремятся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В проектной деятельности обретают дальнейшее развитие личностный и деятельностный подходы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,
A. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), а также компетентностный подход (А. Л. Андреев, Л. Н. Боголюбов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина,
B. Н. Куницина, А. К. Маркова и др.).
Внедрению проектного метода в дошкольное образование посвящены работы Н. А. Виноградовой, Т. А. Даниловой, Е. С. Евдокимовой, Л. С. Киселевой, Т. С. Лагоды, Е. П. Панько. Авторы единодушны в оценке значимости проектной детской деятельности для интеллектуального развития детей, организации их
продуктивного взаимодействия, в использовании возможностей привлечения родителей воспитанников, различные социальные институты к работе детского сада. Цель: рассмотреть особенности использования проектной деятельности в работе дошкольных учреждений.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Модернизация содержания дошкольного образования - важный фактор развития системы государственного образования в целом. Цели, ценности и результаты дошкольного образования, обозначенные в рамках ФГОС ДО, не являются принципиально новыми для педагогов, но, безусловно, современны. Поэтому проектная деятельность в работе ДОУ - требование времени, направлена на обеспечение адекватности учебно-воспитательногопроцесса и его результатов.
Проанализируем понятие «проект» с точки зрения различных авторов:
- «проект» - это последовательная деятельность, выполняемая для достижения реальной цели и решения жизненной проблемы (Д. Уоткинс);
- «проект» - это цель, принятая и усвоенная детьми, актуальная для их самодеятельности, конкретная практическая творческая деятельность, поэтапное движение в реализации цели (Л. С. Киселева и др.);
- «проект» - это любое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью (В. Кильпатрик).
Из предложенных определений мы можем сделать вывод, что:
- во-первых, проектная деятельность открывает значительные возможности в развитии свободной творческой личности ребенка, способности действовать самостоятельно, согласно ситуации;
- во-вторых, проект созвучен с современными жизненными позициями: ребенок делает с удовольствием только то, что выбрал и ему интересно;
- в-третьих, иногда знания, полученные детьми остаются теорией, а цель проекта - научить применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач в реальной жизни;
- в-четвертых, индивидуальный темп деятельности над проектом обеспечивает ребенку реализацию собственных возможностей в соответствии с его уровнем развития.
Таким образом, проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности [4, с. 190].
На современном этапе разработаны методические пособия, которые являются основой для осуществления проектной деятельности в дошкольном учреждении:
- доктора психологических наук, профессора Н. Е. Веракса в труде «Проектная деятельность дошкольников» [3];
- кандидата педагогических наук Е. С. Евдокимовой в работе «Технология проектирование в ДОУ» [5] и многие другие.
Ученые, работающие над этой проблемой, едины во мнении: образовательный процесс строится не на логике учебного предмета, а в логике деятельности и удобного планирования проекта по содержанию деятельности.
В дошкольном учебном заведении проектная деятельность может быть различной по: объему задач, продолжительности, характеру координации и контактов, форме проведения, виду деятельности. С помощью проектов воспитатель может добиться успеха в решении многих проблем в профессиональной деятельности. Это может быть, например: обновление дидактического обеспечение учебного центра группы; организация выездного познавательно-развлекательного отдыха; разработка и внедрение тематических планов нового направления, ознакомление с темой и методом погружения и тому подобное.
Проект для детей является составной частью проекта воспитателя, его смыслом и целью одновременно. Проектирование дошкольника предусматривает сотрудничество воспитателя с ребенком в творческой деятельности по решению наиболее значимых для ребенка проблем. Задача воспитателя - создать проблемную ситуацию, пробудить у ребенка потребность в решении проблемы. Создать условия для нахождения способов ее решения в зоне наиближайшего развития ребенка и создания конечного продукта в содержательном и насыщенном взаимодействии с ребенком.
Цель ребенка - найти ответы, создать конечный продукт, поставить новые вопросы. После завершения детьми проекта проект воспитателя продолжается анализом эффективностии недостатков, определяются пути совершенствования и реализации новой проблемы.
Условия успешного осуществления проекта:
- учет желаний и опыта участников проекта воспитателя и детей;
- наличие проблемы, интригующее начало, выделение противоречия;
- сотрудничество воспитателя и детей, заинтересованность воспитателя детскими проблемами,занятиями;
- свобода детей в выражении собственного мнения, в выборе деятельности;
- наличие информационной и материальной базы;
- знание методики.
Проблемность, противоречие обеспечивают открытость к новому, формируют склонность к самообучению и саморазвитию ребенка.
Наш современник психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу: «новые формы их содеятельности, сотворчества позволяют найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития при сохранении индивидуальности каждого субъекта культуры» [7]. Таким источником может стать проект, суть которого - свобода его участников в высказывании собственного мнения, в выборе содержания и средств решения проблемы.
Проектная деятельность в ДОУ - одна из новых форм работы педагога с детьми и их родителями. Проектная деятельность осуществляется в несколько последовательных этапов. Существует несколько вариантов алгоритмов разработки
проектов, рассмотрим один из них. Этапы планирования проектной деятельности детей:
I-й этап - подготовка к проекту. Постановка проблемы.
II-й этап - обсуждение проблемы, определение цели, задач, плана работы, конечногопродукта.
Ш-й этап - работа над проектом по плану. Уточнение и коррекция плана в ходе реализациизамысла.
ГУ-й этап - презентация продукта деятельности.
У-й этап - анализ деятельности по проекту и постановка новой проблемы.
Ниже приведен типовой алгоритм деятельности по проекту (см. табл.1).
Таблица 1 \
Алгоритм деятельности по проекту
Этапы проекта Виды деятельности
Деятельность педагога Деятельность детей
I. Постановка проблемы Показывает проблему, возможные противоречия в ней через активизацию мысли и эмоционального состояния, чувств ребенка. Формулирует цель. Погружаются в проблему, определяют цели и содержание деятельности.
II. Обсуждения проблемы, определение задач Привлекает к поиску решения проблемы, погружая детей в игровую, сюжетную ситуацию, или другим путем. Озабочены задачами, высказывают мысли, планируют деятельность, составляют схемы, объединяются в группы.
III. Работа над проектом Организует поэтапную деятельность над проектом. Предоставляет необходимую информацию. Помогает спланировать работу, организует условия для деятельности (эксперимент, моделирование, исследование, материалы, изготовление продукта деятельности). Предоставляет практическую помощь (при необходимости). Осуществляют задуманное. По необходимости подключают родителей. Ищут решение проблемы, собирают информацию, проводят наблюдения и опыты, выбирают необходимые моделирование, исследования, материалы, проводят дидактические и другие игры, изготавливают материальный продукт. Во время работы могут вносить изменения и дополнения.
Продолжение таблицы 1
IV. Презентация продукта деятельности Помогает организовать презентацию выполненной работы. Продукт деятельности готовят к презентации и презентуют его (праздники, выступления, выставки, походы).
V. Анализ деятельности над проектом постановка новой проблемы Организует общение в ходе работы над проектом, оценку различных ситуаций. Привлекает внимание к новой проблеме связанной с предыдущей. Делятся воспоминаниями и впечатлениями. Оценивают ход работы. Определяют новую проблему.
В конце проекта полезно провести самоанализ. Вопросы для самоанализа могут быть такие:
1. С чего все начиналось?
2. Как возникла идея?
3. Чья это была идея?
4. Как другие отнеслись к ней?
5. Что удалось, а что нет?
6. Которые почувствовали проблемы?
7. Благодаря чему удалось их решить?
8. Что больше удивило (пугало, радовало, тревожило)?
9. Что далось легко? Трудно? Почему?
10. Какие изменения произошли в жизни вашей группы за время проекта?
11. Сколько детей проявили себя активными и творческими?
12. Дети свободно выражали свои желания? Что побудило или мешало?
13. Какие приемы и методы были более удачными в активизации деятельности? Проектная деятельность детей имеет особенности, которые отличают проект от
продуктивной деятельности:
- необходимость анализа возможностей решения проблемной ситуации (исследование нескольких вариантов);
- наличие мотивов (реализация смысла — для чего?);
- адресный характер (для кого?) продукта проекта.
Одна из трудностей, которая возникает перед воспитателем в ходе организации проектной деятельности, - необходимость сохранять позицию консультанта. Несоблюдение воспитателем позиции консультанта, помощника, порождает типичные ошибки: навязывание проблем и вопросов детям, единоличное планирование деятельности детей, чем искажает поисково-исследовательскую природу проектной деятельности.
Выделим положительные моменты проектной деятельности с детьми дошкольного возраста:
- изменение позиции воспитателя - из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников;
- изменяется психологический климат в группе;
- знания, приобретенные в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, то есть знания нужны детям и поэтому интересны;
- дети приобретают умение рассуждать: учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;
- развитие коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, оказывать содействие - иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута;
- самоконтроль, сознательная дисциплинированность в группе.
Об актуальности проектной деятельности позволяет судить и соотнесение ее педагогических принципов с принципами дошкольного образования, обозначенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (см. табл. 2).
Отечественный педагог М. В. Крупенина [6] полагала, что проектирование комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.
Таблица 2
Сравнительный анализ принципов проектной деятельности
Педагогические принципы проектной деятельности (М. В. Крупенина) Принципы дошкольного образования (п.1.3ФГОС ДО)
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,требований,методов возрасту и особенностям развития). Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,раннего и дошкольного возраста),обогащение (амплификация) детского развития. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,становится субъектом образования (далее -индивидуализация дошкольного образования)
Сотрудничество детей и взрослых Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.Сотрудничество ДОО с семьей
Продолжение таблицы 2
Деятельностный подход Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
Взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Учет этнокультурной ситуации развития детей
ВЫВОДЫ
Анализируя особенности организации проектной деятельности в дошкольном учреждении, можно прийти к выводу, что такой подход способствует гармоничному развитию личности ребенка через собственный интерес и сотрудничество с педагогом, а также повышает профессиональное мастерство самого воспитателя. Считаем, что активное внедрение проектной деятельности в современных ДОУ будет перспективным в ближайшее время, так как является потребностью общества.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003
2. Веракса, Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду: творческие проекты / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. -2010. - № 2. - С. 31-36.
3. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников :пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.
4. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду :пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
5. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. - М.: Сфера, 2006. - 64 с.
6. Крупенина, М. В. На путях к методу проектов / М. В. Крупенина; под редакцией Б. В.Игнатьева, М. В Крупениной. - М.: Государственное издательство, 1930. - 224 с.
7. Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства / Д. И. Фельдштейн. - М.: МПСИ : Флинта, 1997. - 158 с.
UDC 373.2
The Relevance of project activities in the work of preschool educational
institutions
Cherednichenko S. Y., Davkush N.V.
Complex and contradictory processes occurring in the modern society, put forward the problem of providing new approaches to the organization of the activities of preschool educational institution. New forms of preschool education are to create favourable conditions for the implementation of pedagogical initiatives, introduction of scientific developments embody the principles of the updated content of preschool education.
The project activity was the motivating factor in the development of preschool education. The modern teacher is always in search of new, more effective ways to facilitate the development of creative abilities of
children, formation of skills of self-development and self-education. In this regard, the project activity is gaining increasing importance, since it is meant to correct and enrich the learning process. "All that I perceive, I know what I need and where and how can we apply this knowledge" is the main thesis of the modern understanding of design that attracts the attention of many educational systems that strive to find a balance between academic knowledge and pragmatic skills.
Analyzed the concept of "project" from the point of view of various authors. At the present stage has developed manuals, which are the basis for the implementation of project activities in a preschool institution.
In pre-school project activity can be varied by the scope, duration and the nature of coordination and contacts the holding, type of activity. With projects the teacher can succeed in solving many problems in their professional activities. This can be, for example: updating the didactic support of the educational centre of the group; organizing educational and entertainment activities; development and implementation of thematic plans of the new directions, the introduction to the subject of immersion, and the like.
Project for children is an integral part of the project educator, its meaning and purpose at the same time. Design of a preschooler involves the cooperation of the educator with the child in creative activities with the most significant child problems. The task of the teacher to create a problem situation, to arouse in the child the need to resolve the problem.To create conditions for finding ways of its solution in the zone of the nearest development of the child and create the final product in a meaningful and rich interaction with the child.
Project activity kids has the features that will distinguish the project from other productive activities: the need of the analysis of possibilities of solving a problem situation (several variants); the presence of motifs (implementation of sense - for what?); targeted (for whom?) product of the project.
By analyzing the characteristics of the organization of project activities in a preschool institution can come to the conclusion that this approach contributes to the harmonious development of child's personality through self-interest and cooperation with the teacher, but also enhances professional skills of the educator. Believe that the active implementation of project activities in the current DOE is promising in the near future, as is the need of the society.
Keywords: project, project activity, the caregiver, the algorithm of construction of the project.
References
1. Federal state educational standard of preschool education. - Access mode: http: //www. firo. ru/?page_id= 11003
2. Veraksa, N.E. Organization of project activities in kindergarten: creative projects / NE Veraksa, A. N. Veraksa // Educator? Methodist of preschool. - 2010. - №2. - P. 31-36.
3. Veraksa, NE Project activity of preschool children: manual for teachers of preschool institutions. / NE Veraksa, A. N. Veraksa. - Moscow: Mosaic - Synthesis, 2008. - 112 p.
4. Vinogradova, N.V. A. Educational projects in kindergarten: allowance / NA Vinogradova, E. P. Pankova. - Moscow: Iris Press, 2008. - 208 p.
5. Evdokimova, E.S. Design technology in the DOW / E.S. Evdokimova. - Moscow: Sphere, 2006. - 64 p.
6. Krupenina, M.V. On the way to the project method / M.V. Krupenina; Edited by B. Ignatiev, M.V. Krupenina. - Moscow: State Publishing House, 1930.-224 p.
7. Feldstein, D.I. Social development in the space-time of childhood / DI Feldstein. - Moscow: IPSI: Flint, 1997. - 158 p.