DOI 10.24412/2541-9056-2022-425-73-80 УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
М.А. Косарева Статья поступила в редакцию 1 ноября 2022 г.
В статье рассмотрены различные инструменты формирования традиционных семейных ценностей у курсантов вузов МВД России. Методами исследования явились теоретический анализ, анализ результатов образовательной деятельности организаций высшего образования, обобщение педагогических и психологических источников. Научная новизна результатов заключается в выявлении педагогических инструментов, позволяющих формировать традиционные семейные ценности в современных условиях и модернизировать возможности образовательной развивающей среды вузов. Доказано, что формирование традиционных семейных ценностей у курсантов вузов МВД России обусловлено контекстом происходящих в современном обществе сложных процессов, выразившихся в переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социального и культурного опыта.
Ключевые слова: семейные ценности, семья, формирование ценностей, курсанты, вузы МВД.
FORMATION OF TRADITIONAL FAMILY VALUES AMONG CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
M.A. Kosareva
The article discusses various tools for the formation of traditional family values among cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The research methods were theoretical analysis, analysis of the results of educational activities of higher education organizations, generalization of pedagogical and psychological sources. The formation of traditional family values among cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia is due to the context of complex processes taking place in modern society, expressed in the reassessment of cultural values of previous generations, the violation of continuity in the transfer of social and cultural experience. It is proved that the formation of traditional family values among cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia is due to the context of complex processes taking place in modern society, expressed in the reassessment of cultural values of previous generations, the violation of continuity in the transfer of social and cultural experience.
Key words: family values, family, formation of values, Ministry of Internal Affairs, university, cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs.
Укрепление и поддержка у курсантов вузов МВД России уважительного отношения к семье, почитание ими традиционных семейных ценностей, стремления к семейно-брачным отношениям и ответственному родитель-ству играет одну из ключевых ролей как в их становлении в качестве членов общества, так и формировании в качестве специалистов в сфере своей профессиональной деятельности. Семейная жизнь, семейное благополучие каждого из нас оказывают огромное влияние не только на духовную сферу нашей жизни и наше психическое состояние, но и могут влиять на дисциплину, наш успех в работе и учебе. Такое воздействие может быть как благоприятным, так и губительным для нашей карьеры, положения в обществе, самоопределения, состояния здоровья и т.д. [4, с. 85]. Привитие будущему офицерскому составу МВД общепринятых семейных устоев является отправной точкой их подготовленности к семейно-брачным отношениям, что в глобальном плане содействует достижению целей государственной политики, направленной на преодоление депопуляции страны, борьбу с мутациями традиционных форм семейных союзов, социальным сиротством, сокращением числа разводов.
Политический курс нашего государства относительно изменения текущего положения института семьи, современных ее проблем и вызовов, а также отношения общества в целом к семейным ценностям, браку, семейному воспитанию детей, родительству изложен в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Правительством Рос-
сийской Федерации. В соответствии с данной концепцией государство ставит перед собой следующие задачи:
• возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;
• установление традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни;
• создание определенных условий для обеспечения семейного благополучия, ответственной позиции роди-тельства, повышения авторитета родителей и поддержания социальной устойчивости каждой семьи [8].
Обеспокоенность государства отношением современной молодежи к семейности, брачно-семейным отношениям, родительству нашла свое отражение также в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Так, один из разделов вышеназванной стратегии посвящен развитию социальных институтов воспитания как одному из ведущих направлений развития воспитания молодого поколения нашей страны. Данный аспект воспитания включает в себя:
• сохранение и поддержку семейного воспитания (в т.ч. содействие развитию культуры приоритетного семейного воспитания детей на принципах традиционных семейных ценностей);
• развитие воспитательной функции в образовательной системе, активной роли семьи в образовании и духовно-нравственном становлении будущих поколений;
• расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов (содействие пропаганде традиционных ценностей и норм поведения
в медиапространстве);
• поддержку различных общественных объединений, ориентированных на популяризацию отцовства, материнства, большой и многопоколенной семьи, семейного устройства детей-сирот [9].
В учебных заведениях военизированного типа воспитание курсантов и слушателей является одной из приоритетных задач. Это связано в первую очередь с тем, что результативность выполнения служебных задач будущего офицера коррелирует с его нравственными ориентирами и личными качествами. Только морально зрелый курсант будет психологически готов к достойному выполнению возложенного на него служебного долга. Воспитательными моментами в ходе обучения будут выступать строгое соблюдение распорядка дня, точность выполнения получаемых приказов, чистота закреплённой территории, ответственное отношение к суточным нарядам и др. Большое влияние имеют различные мероприятия воспитательной работы, формирующие у обучающихся профессиональные и личностные качества, знания, умения и навыки, необходимые будущему сотруднику внутренних дел.
Говоря о семейных ценностях, Т.Г. Соболева и Е.В. Самохвалова в своих научных трудах понимают под ними культивируемую в современном обществе совокупность основных представлений о семье, которая, в свою очередь, определяет выбор семейных целей и способов организации жизнедеятельности и взаимодействия [10].
С.П. Акутина называет в качестве основных традиционных семейных ду-
ховно-нравственных ценностей материнство, отцовство, семейное воспитание детей, кровное родство, домашний очаг, труд, обычаи и традиции, веру, трудолюбие, мир и др. [1, с. 13-14].
Изучению вопроса формирования традиционных семейных ценностей посвящены исследования многих российских ученых, таких как Т.Ю. Березина, А.А. Кравченко, Л.Г. Пузеп, А.А. Семенова, В.А. Чесноков, Л.В. Ясинских и др. [3; 6; 12; 13 и др.]
Л.В. Ясинских определяет формирование традиционных семейных ценностей как процесс, ориентированный не только на воспитание уважительного отношения к своим родителям, ответственности за близких людей, но и критического отношения к себе и бережного отношения к традиционным ценностям семьи [13].
Н.Н. Гусева отмечает, что в процессе нравственного воспитания будущих офицеров путем использования потенциала семьи и семейных ценностей необходимо решить ряд задач:
• мировоззренческой подготовки в сфере семейных и брачных отношений;
• формирования ценностного отношения к институту семьи в целом;
• обеспечения духовно-нравственного роста личности;
• пропаганды и распространения положительного опыта создания крепких офицерских семей [5, с. 109].
Говоря об особенностях мировоззренческой подготовки кадрового потенциала органов внутренних дел к брачно-семейным отношениям, следует отметить, что данное направление этического воспитания включает в себя информирование курсантов об общих принципах и понятийном аппа-
рате семейной жизни, духовной и практической составляющей брака, ключевой роли семьи в жизни каждого человека и офицера, в частности. Целью такой идеологической работы является формирование устойчивых убеждений относительно необходимости создания крепкого брачного союза, а также нравственное воспитание личности как таковой. Без постижения и уяснения духовно-нравственных ценностей невозможно качественно выполнять свои служебные и общественные задачи будущему сотруднику внутренних дел.
Особый интерес представляет исследовательская позиция Р.А. Алиха-новой, указывающая на то, что семейные ценности являются основополагающими и значимыми ценностями для личности, которые определяют ее жизненные ориентиры и стратегию человека в его жизнедеятельности в целом, направленной на реализацию потребностей в создании семьи и продолжении рода [2, с. 14].
Рассмотрим развивающую образовательную среду высшего учебного заведения МВД России как инструмент формирования традиционных семейных ценностей у будущих офицерских кадров. Одной из задач высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных анализировать большие объемы информации и применять эти данные в своей профессиональной деятельности [11]. Однако это было бы труднодостижимо без соответствующего воспитания обучающихся, без трансляции им духовно-нравственных идеалов, укрепления силы духа и разностороннего развития, формирующего широкий кругозор.
В качестве основных инструментов формирования и развития традиционных семейных ценностей в вузе можно выделить следующие:
• организацию семейно-ориентированных мероприятий (например, просветительские семинары по семейной тематике);
• дополнение локальных актов вузов мероприятиями, направленными на формирование традиционных семейных ценностей;
• проведение курсов повышения квалификации преподавателей, ответственных за воспитательную работу в учреждении;
• создание учебно-методической базы для организации и проведения различных учебных занятий на соответствующую проблематику;
• образование и поддержку тематических молодежных объединений, пропагандирующих традиционные семейные ценности;
• внесение в план воспитательной работы конкурсов, дискуссионных клубов, конференций на тему материнства, отцовства, семьи, брака, духовно-нравственных семейных ценностей;
• включение в календарный план работы празднование основных семейных праздников.
Следует отметить, что преподавательский состав высших учебных заведений способен прививать студентам приверженность к традиционным семейным ценностям, используя при этом опосредованные методы воздействия на обучающихся, например, психологические упражнения и тренинги. Кроме того, немаловажным фактором успешности воспитания молодого поколения в учебных заведениях является наличие у последних соответствую-
щих временных ресурсов.
Воспитательная деятельность по укоренению семейных ценностей в среде студентов вуза представлена двумя основными видами:
• воспитательной работой в процессе обучения (учебно-воспитательной работой). К основным учебным дисциплинам, способствующим формированию традиционных семейных ценностей, относятся философия, психология, педагогика, культурология, социология и физическое воспитание;
• внеучебной воспитательной деятельностью преподавателей и студентов. Важную роль в организации воспитательной деятельности по формированию семейных ценностей студентов занимают органы самоуправления студентов вуза [7, с. 21].
В качестве основных элементов формирования традиционных семейных ценностей у курсантов МВД России можно выделить следующие:
- когнитивный: получение студентами знаний о своей семье, об истории своего рода, в том числе знание семейных устоев;
- мотивационно-ценностный: формирование отношения к семье как одной из основополагающих ценностей человека, понимание масштабов роли семьи для индивида, стремление к осознанию и разрешению проблем, возникающих в семье;
- содержательно-деятельностный: формирование активной жизненной позиции во взаимодействии с различными поколениями своей семьи в многообразных формах совместного семейного времяпрепровождения.
Следует отметить, что обучение курсантов в вузах МВД России нацелено в
первую очередь на формирование с практической точки зрения готовности обучающихся к сознательному выбору профессии и успешной дальнейшей профессиональной деятельности. При этом процесс формирования традиционных семейных ценностей является многоплановым, включает в себя различные учебно-воспитательные мероприятия, где задействованы учебные и обеспечивающие подразделения. Следует также подчеркнуть, что результативность данного процесса во многом определяется скоординированной, а самое главное - непротиворечивой интеграцией всех субъектов образовательной среды в учебном учреждении в единую педагогическую систему, направленную на подготовку развитой духовно-нравственной личности.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что на сегодняшний день огромную роль в социализации личности курсанта вуза МВД России как будущего блюстителя общественного порядка играет взращивание почтительного отношения к общепринятым семейным ценностям. Значимость дальнейшего изучения данного вопроса заключается в изобличении и ликвидации пробелов в воспитательной деятельности преподавательского состава, совершенствовании уже действующих моделей воспитания, а также обеспечении эффективной моральной и идеологической подготовки будущих сотрудников внутренних дел к крепкому брачному союзу, ответственному родительству и почитанию старших поколений. Формирование традиционных семейных ценностей у курсантов МВД России представляет собой упорядоченный
процесс становления концептуальных представлений и нравственных установок, норм поведения, передающихся из поколения в поколение.
В ходе работы удалось выявить и обозначить цели и содержание воспитания ценностного отношения к семье у будущих офицерских кадров, основные элементы формирования такого отношения, а также конкретные действия и мероприятия, проводимые в стенах вузов и способствующих такого
рода пропаганде. Трудно переоценить значение надежного семейного тыла, стойкости убеждений относительно семьи и уважения к семейным ценностям для результативной работы и учебы курсанта вуза МВД.
В числе перспективных направлений продолжения данного исследования необходимо проведение сравнительного анализа специфики формирования традиционных семейных ценностей в образовательных организациях.
Список литературы
1. Акутина С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 9-15.
2. Алиханова Р.А. Трансформация традиционных семейных ценностей чеченского народа в условиях глобализации и информатизации общества // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2022. - № 3 (59). - С. 10-15.
3. Березина Т.Ю., Пузеп Л.Г. Формирование представлений о традиционных семейных духовно-нравственных ценностях у студентов педагогического вуза // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 10. - С. 31-35.
4. Гусева Н.Н. Педагогические условия воспитания ценностного отношения к семье у курсантов вузов внутренних войск МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 4 (64). - С. 167-172.
5. Гусева Н.Н. Семейные ценности и нормы в воспитании курсантов военных вузов // Вестник ТОГИРРО. - 2013. - № 3 (27). - С. 109.
6. Кравченко А.А., Семенова А.А. К вопросу о необходимости формирования традиционных семейных ценностей как основы социального благополучия // Ценностные ориентации курсантов военного вуза и их влияние на военно-профессиональную подготовку: Сборник материалов VI Межвузовской научно-методической конференции. - СПб: ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева», 2020. - С. 115-119.
7. Пономарев А.В., Попова Е.В. Концептуальные основы формирования семейных ценностей у студентов вузов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2014. - № 6 (55). - С. 14-23.
8. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_167897/1ae3172271088ff17d13f732abf826846524ab91 (дата обращения 05.10.2022).
9. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ 400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6 (дата обращения 05.10.2022).
10. Соболева Т.Г., Самохвалова Е.В. Формирование традиционных семейных ценностей у молодежи как приоритетная задача воспитательной работы образовательной организации высшего образования // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе: Материалы докладов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием по воспитательной работе. - Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2022. - С. 122-126.
11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 14.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/a9a28ae49b86df0327132598 d1e9b42bffda4ab6 (дата обращения 14.10.2022).
12. Чесноков В.А. Формирование традиционных семейных ценностей как фактор сохранения государственных ценностей // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: НГПУ, 2021. - С. 82-85.
13. Ясинских Л.В. Формирование традиционных семейных ценностей как основа нравственного воспитания личности // Нравственно-патриотическое воспитание детей и подростков в условиях современного образования: Материалы Международных Рождественских чтений. - Екатеринбург: УГПУ, 2015. - С. 213-216.
References
1. Akutina S.P. K probleme klassifikacii semejny4x duxovno-nravstvenny4x cennostej // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. -2009. - № 94. - S. 9-15.
2. Alixanova R.A. Transformaciya tradicionny4x semejny4x cennostej chechenskogo naroda v usloviyax globalizacii i informatizacii obshhestva // Gumanitarny4e nauki (g. Yalta). - 2022. -№ 3 (59). - S. 10-15.
3. Berezina T.Yu., Puzep L.G. Formirovanie predstavlenij o tradicionny4x semejny4x duxovno-nravstvenny4x cennostyax u studentov pedagogicheskogo vuza // Vy4sshee obrazovanie segodnya. - 2018. - № 10. - S. 31-35.
4. Guseva N.N. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya cennostnogo otnosheniya k sem4e u kursantov vuzov vnutrennix vojsk MVD Rossii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2014. - № 4 (64). - S. 167-172.
5. Guseva N.N. Semejny4e cennosti i normy4 v vospitanii kursantov voenny4x vuzov // Vestnik TOGIRRO. - 2013. - № 3 (27). - S. 109.
6. Kravchenko A.A., Semenova A.A. K voprosu o neobxodimosti formirovaniya tradicionny4x semejny4x cennostej kak osnovy4 sociaTnogo blagopoluchiya // Cennostny4e orientacii kursantov voennogo vuza i ix vliyanie na voenno-professionaTnuyu podgotovku: Sbornik ma-terialov VI Mezhvuzovskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. - SPb: FGKVOU VO «Voen-naya akademiya materiaTno-texnicheskogo obespecheniya imeni generala armii A.V. Xruleva», 2020. - S. 115-119.
7. Ponomarev A.V., Popova E.V. KonceptuaTny4e osnovy4 formirovaniya semejny4x cennostej u studentov vuzov // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. - 2014. - № 6 (55). -S. 14-23.
8. Rasporyazhenie PravitePstva RF ot 25.08.2014 № 1618-r «Ob utverzhdenii Koncepcii gosudarstvennoj semejnoj politiki v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda»
[E'lektronny'j resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897/ 1ae3172271088ff17d13f732abf826846524ab91 (data obrashheniya 05.10.2022).
9. Rasporyazhenie PravitePstva RF ot 29.05.2015 № 996-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» [E4lektronny4j resurs]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b76d 470a1deda8b17e988c587d6 (data obrashheniya 05.10.2022).
10. Soboleva T.G., Samoxvalova E.V. Formirovanie tradicionny'x semejny'x cennostej u mo-lodezhi kak prioritetnaya zadacha vospitateTnoj raboty' obrazovatel'noj organizacii vy'sshego obrazovaniya // Osnovny'e problemy4 i napravleniya vospitatel'noj raboty4 v sov-remennom vuze: Materialy' dokladov V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem po vospitatel'noj rabote. - Barnaul: Altajskij gosudarstvenny'j texnicheskij universitet im. I.I. Polzunova, 2022. - S. 122-126.
11. Federally*]" zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 14.07.2022) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [E4lektronny4j resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/a9a28ae49b86df0327132598d1e9b42bffda4ab6 (data obrashheni-ya 14.10.2022).
12. Chesnokov V.A. Formirovanie tradicionny'x semejny'x cennostej kak faktor soxraneniya gosudarstvenny'x cennostej // Sovremenny'e napravleniya psixologo-pedagogicheskogo so-provozhdeniya detstva: Materialy4 VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Novosibirsk: NGPU, 2021. - S. 82-85.
13. Yasinskix L.V. Formirovanie tradicionny'x semejny'x cennostej kak osnova nravstvennogo vospitaniya lichnosti // Nravstvenno-patrioticheskoe vospitanie detej i podrostkov v usloviyax sovremennogo obrazovaniya: Materialy' Mezhdunarodny'x Rozhdestvenskix chtenij. - Ekaterinburg: UGPU, 2015. - S. 213-216.
Для ссылки: Косарева М.А. Формирование традиционных семейных ценностей у курсантов вузов МВД России // Гуманитарные исследования Центральной России. -2022. - №4 (25). - С. 73-80.
DOI 10.24412/2541-9056-2022-425-73-80