Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: РОЛЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: РОЛЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовный кризис / традиционный уклад / духовно-нравственные ценности / поликонфессиональный регион / Русская Православная Церковь / учащиеся средней школы / школьное воспитание / среднее образование / православные общеобразовательные учреждения / становление личности / spiritual crisis / traditional way of life / spiritual and moral values / multi-confessional region / Russian Orthodox Church / secondary school students / school education / secondary education / Orthodox educational institutions / personality formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазков Александр Петрович, Афанасьев Игорь Александрович, Афанасьева Ольга Михайловна

Преодоление духовного кризиса современного российского общества возможно через усвоение традиционных духовно-нравственных ценностей в процессе обучения подрастающего поколения в средних образовательных учреждениях. Успех этой работы зависит от понимания необходимости этих ценностей самими учащимися. Цель исследования дать объективную оценку потенциалу системы среднего образования для формирования у молодого поколения традиционных духовно-нравственных ценностей. Оценка дается на примере среднего учебного заведения в обучении и воспитательной работе которого присутствует православный компонент, которое расположено в г. Астрахани, в регионе со сложным конфессиональным составом. Проведенное исследование опирается на опыт научной работы в этом направлении отечественных ученых, нормативно-правовые документы, а также на результаты собственного социологического опроса. Авторы пришли к выводу о том, что проверка готовности к принятию учащимися традиционных духовно-нравственных ценностей, должна рассматриваться как составная часть подготовительного этапа создания благоприятных условий для успешного их усвоение в процессе обучения и воспитания. Успешность этой работы в православном учебном заведении в значительной мере обеспечивает семейное воспитание обучающихся на основе христианских принципов. Если смотреть шире, то в средних учебных заведениях, где присутствует религиозный компонент как в обучении, так и в воспитании, усвоение школьниками традиционных духовно-нравственных ценностей будет успешным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глазков Александр Петрович, Афанасьев Игорь Александрович, Афанасьева Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TRADITIONAL SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF RUSSIAN SOCIETY IN THE EDUCATION SYSTEM: THE ROLE OF ORTHODOX GYMNASIUMS

Overcoming the spiritual crisis of modern Russian society is possible through the assimilation of traditional spiritual and moral values during the teaching of the younger generation in secondary educational institutions. The success of this work depends on the understanding of the need for these values by the students themselves. The main goal of the study is to give an objective assessment of the potential of the secondary education system for the formation of traditional spiritual and moral values among the younger generation. Teaching and educational work of this gymnasium has an Orthodox component, it is located in Astrakhan, the region with a complex confessional composition. The conducted research is based on the experience of scientific work written by Russian scientists, regulatory documents, and the results of their own sociological survey. The authors came to the conclusion that checking the readiness of students to accept traditional spiritual and moral values should be considered as an integral part of the preparatory stage of creating favorable conditions for their successful assimilation in the process of education and upbringing. The success of this work in an Orthodox educational institution ensures the family education of students based on Christian and Orthodox principles. Moreover, in secondary educational institutions with a religious component in both teaching and upbringing, the assimilation of traditional spiritual and moral values by schoolchildren will be also successful.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: РОЛЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ»

Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2024. № 2 (79). С. 58-66.

THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture. 2024. Vol. 2 (79). P. 58-66.

Научная статья

УДК 37.018

doi: 10.54398/1818510Х_2024_2_58

Формирование традиционных духовно-нравственных ценностей

российского общества в системе образования: роль православных гимназий

Глазков Александр Петрович1, Афанасьев Игорь АлександровичАфанасьева Ольга Михайловна3

1-3 Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева, г. Астрахань, Россия

1 alpglazkov@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0001-7606-2433

2garelii@yandex. ruH

3olgaafanasieva2101@gmail. com

Аннотация. Преодоление духовного кризиса современного российского общества возможно через усвоение традиционных духовно-нравственных ценностей в процессе обучения подрастающего поколения в средних образовательных учреждениях. Успех этой работы зависит от понимания необходимости этих ценностей самими учащимися. Цель исследования дать объективную оценку потенциалу системы среднего образования для формирования у молодого поколения традиционных духовно-нравственных ценностей. Оценка дается на примере среднего учебного заведения в обучении и воспитательной работе которого присутствует православный компонент, которое расположено в г. Астрахани, в регионе со сложным конфессиональным составом. Проведенное исследование опирается на опыт научной работы в этом направлении отечественных ученых, нормативно-правовые документы, а также на результаты собственного социологического опроса. Авторы пришли к выводу о том, что проверка готовности к принятию учащимися традиционных духовно-нравственных ценностей, должна рассматриваться как составная часть подготовительного этапа создания благоприятных условий для успешного их усвоение в процессе обучения и воспитания. Успешность этой работы в православном учебном заведении в значительной мере обеспечивает семейное воспитание обучающихся на основе христианских принципов. Если смотреть шире, то в средних учебных заведениях, где присутствует религиозный компонент как в обучении, так и в воспитании, усвоение школьниками традиционных духовно-нравственных ценностей будет успешным.

Ключевые слова: духовный кризис, традиционный уклад, духовно-нравственные ценности, поликонфессиональный регион, Русская Православная Церковь, учащиеся средней школы, школьное воспитание, среднее образование, православные общеобразовательные учреждения, становление личности

Для цитирования: Глазков А. П., Афанасьев И. А., Афанасьева О. М. Формирование традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества в системе образования: роль православных гимназий // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2024. № 2 (79). С. 58-66. https://doi.org/10.54398/1818510X_2024_2_58.

Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons "Attpribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

© Глазков А. П., Афанасьев И. А., Афанасьева О. М., 2024.

Formation of traditional spiritual and moral values of Russian society

in the education system: the role of orthodox gymnasiums

Alexander P. Glazkov1, Igor A. AfanasyevOlga M. Afanasyeva3 1-3Astrakhan Tatishchev State University, Astrakhan, Russia 1alpglazkov@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0001-7606-2433 2garelii@yandex.ruH 3olgaafanasieva2101 @gmail. com

Abstract. Overcoming the spiritual crisis of modern Russian society is possible through the assimilation of traditional spiritual and moral values during the teaching of the younger generation in secondary educational institutions. The success of this work depends on the understanding of the need for these values by the students themselves. The main goal of the study is to give an objective assessment of the potential of the secondary education system for the formation of traditional spiritual and moral values among the younger generation. Teaching and educational work of this gymnasium has an Orthodox component, it is located in Astrakhan, the region with a complex confessional composition. The conducted research is based on the experience of scientific work written by Russian scientists, regulatory documents, and the results of their own sociological survey. The authors came to the conclusion that checking the readiness of students to accept traditional spiritual and moral values should be considered as an integral part of the preparatory stage of creating favorable conditions for their successful assimilation in the process of education and upbringing. The success of this work in an Orthodox educational institution ensures the family education of students based on Christian and Orthodox principles. Moreover, in secondary educational institutions with a religious component in both teaching and upbringing, the assimilation of traditional spiritual and moral values by schoolchildren will be also successful.

Keywords: spiritual crisis, traditional way of life, spiritual and moral values, multi-confessional region, Russian Orthodox Church, secondary school students, school education, secondary education, Orthodox educational institutions, personality formation

For citation: Glazkov A. P., Afanasyev I. A., Afanasyeva O. M. Formation of traditional spiritual and moral values of Russian society in the education system: the role of Orthodox gymnasiums. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture]. 2024, no. 2 (79), pp. 58-66. https://doi.org/10.54398/1818510X_2024_2_58.

This work is licensed under a Creative Commons Attpribution 4.0 International License.

Введение

Причины многих проблем, с которыми сталкивается современное российское общество, лежат в духовно-нравственной сфере, которая пронизывает все области его жизни. Неблагополучие в этой сфере ведёт к разрушению социальных устоев. Потребительское отношение к жизни, рост отчуждения, разрушение института семьи, достаточно высокий уровень наркомании, алкоголизма, агрессии - это далеко не полный перечень симптомов духовного расстройства общества.

Преодоление духовного кризиса представляет собой сложный и длительный процесс. Одним из действенных способов формирования должного состояния духовной сферы социума является целенаправленное воспитание молодого поколения. Цель данного воспитания - сформировать такое поколение, которое уважительно бы относилось к духовно-нравственным устоям общества. Традиционные ценности могут рассматриваться как важный элемент сохранения устоев общества. Эту свою социальную функцию они сохраняют и в современную нам постиндустриальную эпоху. Как отмечает в своём исследовании С. А. Котова, «Именно благодаря традиции в постиндустриальном обществе происходит самосохранение, воспроизводство и регенерация ценностей, так как сами ценности выступают, с одной стороны, как предохранительный механизм в культуре общества, с другой - являются одним из механизмов его изменения» [5, с. 16-17].

Одним из важных элементов воспитательного процесса является система образования. Образование как социальный институт оказывает огромное влияние на создание духовной среды общества, которая, собственно, и формирует личность. Безусловно, важнейшим уровнем образовательной системы является среднее образование. В школе ребёнок проводит значительную часть своего времени, здесь он учится не только знаниям, которые даёт наука, но и умению жить, усваивая тот образ жизни, который необходим стране. Помимо специальных воспитательных мероприятий особую роль в формировании мировоззрения молодого поколения играют также предметы гуманитарного профиля, которые могут повлиять на становление духовных основ личности, усвоение им нравственных ценностей. Для успешной работы в этом направлении важен учёт внутренней готовности школьников к осознанию необходимости для них этих ценностей, которые формируют гармонически развитую личность. В этой связи представляется необходимым выяснить отношение учащихся к духовно-нравственным ценностям в средних школах, в которых присутствует религиозно-нравственное воспитание, в частности православное.

Существует большое количество исследований, посвящённых методике духовно-нравственного воспитания учащихся в средних учебных заведениях. Разрабатываются методы диагностики духовно-нравственного развития школьной молодёжи. Есть также работы, которые посвящены духовно-нравственному воспитанию на основе православных ценностей. Среди огромного количества исследований отметим диссертации: Г. С. Тарасенко «Особенности социализации учащихся в современных православных общеобразовательных школах (на материале Санкт-Петербурга)», в которой отмечается «степень значимости и формы воздействия религиозного фактора на становление норм и ценностных ориентации» [10, с. 12]; Т. В. Комогорцевой «Духовно-нравственное воспитание школьников в православно-ориентированной образовательной среде муниципальной школы», в которой утверждается, что, как пишет автор: «Созданная в школе православно-ориентированная образовательная среда оказывает позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание школьников» [4, с. 92]; В. О. Гусаковой «Педагогический потенциал традиций православной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников». В данной диссертации в числе прочих проблем рассмотрено «научное обоснование педагогического потенциала традиций религиозной (православной) культуры и методов его реализации для обеспечения ценностного самоопределения школьников в процессе духовно-нравственного воспитания» [3, с. 301]. В этих исследованиях затрагивается проблема диагностики состояния готовности к усвоению духовно-нравственных ценностей со стороны православно-ориентированных школьников в контексте проблематики формирования православной образовательной среды, использования в полной мере педагогического и воспитательного потенциала православных религиозно-нравственных ценностей.

В то же время отсутствуют научные исследования, связанные с анализом готовности к усвоению духовно-нравственных ценностей учащихся в школах, где присутствует православное религиозно-нравственное воспитание, в тех территориях России, где сосуществуют много конфессий. В них необходимость утверждения традиционных духовно-нравственных ценностей как фактора стабильности приобретает особое значение, так как «в поликонфессиональных регионах опасность возникновения социальной напряжённости будет выше, чем в однородных в конфессиональном отношении» [2, с. 6]. В статье предпринимается попытка в какой-то степени восполнить этот пробел на основе материала православной гимназии г. Астрахани. В этом заключается новизна проведённого исследования.

Цель работы заключается в попытке рассмотреть потенциал православных гимназий как составной части системы образования в деле формирования традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества у молодого поколения. В этой связи мы предполагаем, что имеет значение объективная оценка внутренней готовности к усвоению традиционных духовно-нравственных ценностей школьников

средних учебных заведений, в которых присутствует православный компонент в по-ликонфесиональных регионах на примере православной гимназии г. Астрахани.

В данном исследовании использован социально-философский подход, в рамках которого применялись социологические методы опроса, а также теоретические методы анализа и синтеза, аксиологический метод.

Основная часть

Стремление решить проблемы человека используя исключительно технику и технологии, только через рост его материального благополучия и комфорта не спасает общество от социальных проблем. Технократические тенденции, которые возобладали в современном обществе, превращают человека в элемент производственного механизма. Как верно заметил А. В. Миронов: «В жёсткой детерминации производственного процесса, в поражающей воображение мощи техники выкристаллизовалось представление о человеке как подчинённом и обслуживающем технику элементе» [9, с. 5]. Духовные и психологические последствия утраты человеком своей целостности обесценивают весь относительный рост его материального благополучия и улучшение социального статуса.

О духовном кризисе общества говорится в научной литературе достаточно давно. Проблемы духовного характера в обществе были, можно сказать, всё время, другое дело, что есть определённый порог безопасности, переход которого делает разрушение духовных основ социума опасным с точки зрения его выживания. Необходимость разобраться с причинами духовного кризиса общества является актуальной на каждом историческом этапе его развития. Установление объективных причин кризисных явлений позволяет осознать масштаб опасности и начать поиск действенных средств для того, чтобы остановить разрастание кризиса и создать предпосылки для его преодоления.

Важным условием преодоления духовного кризиса являются традиционные духовно-нравственные ценности, которые вырабатывались многими поколениями людей и сложились в определенный уклад жизни. Сейчас традиционный уклад в силу огромных социальных сдвигов, которые произошли в России в XX в., в значительной степени оказался разрушенным. Огромную роль в восстановлении этих традиционных ценностей играет семья и система образования. Как пишет Ю. В. Лыхина: «Система ценностей, формирующих и человека как личность и общественную мораль, создаётся главным образом семьей и всей системой образования» [8, с. 28]. В этом процессе можно особо отметить социальный институт среднего образования. Возрождение традиционных ценностей, их осознание молодым поколением во многом закладывается через обучение в школе. Одним из важных результатов влияния семьи в усвоении ребёнком ценностей, который может рассматриваться в качестве определённого показателя в успешной реализации школьной воспитательной работы, а также восприятия духовно-нравственных ценностей через гуманитарные науки, является внутренняя готовность учащегося к их усвоению. Воспитание представляет собой духовную деятельность не только из-за того, что включает в себя духовные ценности и идеалы. Это также и становление и развитие самосознания личности ребёнка, понимания, кто он есть, в чём смысл его жизни. В этом отношении воспитание представляет собой, по мысли Е. В. Бондаревской, «диалог с сознанием ребёнка, внутренним миром его чувств, образов, мыслей, идей, с его духовно-нравственным опытом, совестью, ответственностью, коллизиями душевной жизни, духовным потенциалом, который изначально заложен в душе каждого человека» [1, с. 328-329]. Речь идёт об определении, на какую сформировавшуюся подготовленную личность ребёнка может уже вкладываться учебный материал гуманитарных наук, который несёт в себе духовную ценностную составляющую.

Термин «воспитание» широко распространён, но несмотря на общее понятное всем смысловое его содержание в современной научной педагогической литературе он может интерпретироваться различным образом. В отечественной педагогике, советской и российской, сложилось, условно говоря, два основных понимания

воспитания, в широком и узком смысле. В широком смысле - это влияние социально-экономических и политических условий и культуры на становление личности, которое влияет на обретение им принятых в обществе норм поведения и ценностей. В узком смысле - это целенаправленное педагогическое воздействие на человека с целью усвоения им определённых личностных качеств, идеалов, ценностей, соответствующих образу развитой в духовном смысле и полезного участника социальных отношений. В современной российской педагогической литературе (например, в трудах Х. Й. Лийметс, Л. И. Новиковой, В. А. Караковского, Н. Л. Селивановой) в понимании воспитания также делается акцент на создании благоприятных условий для развития личности. Речь идёт, как пишет в этой связи П. В. Степанов, «об управлении процессом развития личности ребёнка» [11, с. 126]. В таком случае получается, что, как замечает этот автор, «суть феномена воспитания - управление через создание благоприятных условий» [10, с. 127]. Думается, что воспитание в узком его смысле необходимо рассматривать как целенаправленное воздействие, которое при этом учитывало бы фактор создания благоприятных возможностей для развития личности. Для этого целенаправленного воздействия важны не только организационные и технологические моменты воспитательного процесса, но и его содержательная часть, которая заключает в себя конкретные идеалы и ценностные установки, которые прививаются личности.

Идеалы и ценности, в соответствии с которыми воспитывается молодое поколение, имеют важное функциональное значение. Вместе с этим в настоящее время возрастает внимание к их смысловому содержанию.

Ориентиром к пониманию конкретного содержания этих ценностей, как о нём говорит государственная власть, может рассматриваться указ Президента № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В данном документе сформулировано определение традиционных ценностей и даётся перечень этих ценностей, которые государственная власть на высшем уровне признаёт как необходимые с точки зрения обеспечения национальной безопасности [12]. Ни одна из этих ценностей по своему смысловому содержанию не противоречит доктринам православного христианства и других традиционных конфессий России, а также мировоззренческим установкам нерелигиозных людей, живущих по совести.

Для того чтобы усвоить должные и позитивные для общества ценности и идеалы, учащемуся требуется приложить значительные собственные усилия. Для некоторых воспитуемых (так называемые «трудные дети») такое усилие может очень тяжело даваться. Это касается как организуемого школой внеучебного воспитательного процесса, так и через усвоение этих ценностей в рамках изучения гуманитарных школьных предметов. Если мы ставим вопрос о благоприятных условиях, которые требуется создать для успешного усвоения тех ценностей, на которые направлен воспитательный процесс, то в таком случае необходимо учитывать внутреннюю готовность школьника к восприятию этих конкретных идеалов, установок и соответствующих им личностных качеств. Проверка готовности к принятию основных ценностей, усвоение которых требуется в процессе воспитания, является составной частью подготовительного этапа к созданию благоприятных условий для успешной воспитательной работы и в целом учебного процесса.

В средних учебных заведениях, где присутствует религиозная составляющая как в обучении через гуманитарные предметы, так и в воспитании, как мы можем предположить, усвоение школьниками традиционных духовно-нравственных ценностей будет успешным. Как правило, верующие родители стараются придерживаться тех нравственных устоев, которые соответствуют религиозным нормам поведения, прививают его своим детям и сами подают пример в этом. В этом отношении общеобразовательные школы, в которых в качестве учебного и воспитательного компонента присутствует православие, обладают большим воспитательным потенциалом. Речь идёт о православных гимназиях, которые возникли в разных регионах

Российской Федерации в постсоветский период. В настоящее время, по данным на 2022 г., существуют 140 таких школ, которые имеют статус зарегистрированного среднего учебного заведения [7, с. 56]. Это достаточно большой контингент учащихся, и проверка нашего предположения через исследование состояния готовности к восприятию традиционных духовно-нравственных ценностей в этих учебных заведениях представляет определённый научный интерес. Хотелось бы ещё отметить, что традиционные духовные ценности, о которых говорится в контексте национальной безопасности, в значительной мере связаны с православной верой. Так, в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» вместе с утверждением о светском характере Российского государства, свободе совести и свободе вероисповедания также содержится указание «на особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры» [13]. Школы с православным компонентом в образовании относятся к светским учебным заведениям, поэтому они являются составной частью общенациональной системы среднего образования. Традиционные духовно-нравственных ценности, которые определены в указе Президента, включаются в воспитательный процесс всего среднего образования и соответствуют христианским нравственным принципам. Однако отметим, что в отличие от школ, где отсутствует религиозная составляющая, в православных школах их усвоение закрепляют ещё вероучительные образовательные и воспитательные элементы, а также семейное религиозное воспитание.

В этой связи особый интерес для исследования внутренней готовности к усвоению традиционных духовно-нравственных ценностей школьников средних учебных заведений, в которых присутствует православный компонент, представляет Астраханская область, которая является регионом со сложным конфессиональным составом. В муниципальном образовании «Город Астрахань» с 2011 г. функционирует государственное бюджетное образовательное учреждение «Православная гимназия имени священномученика Иосифа, митрополита Астраханского и благодетельницы Веры Жилкиной» (далее - Православная гимназия). Православная гимназия является особым учебным заведением, в котором ставятся задачи не только обучения и воспитания в исторических и культурных традициях России, но и в качестве элемента гуманитарного образования и воспитательного процесса используется православный компонент, который одна из традиционных конфессий России - Русская православная церковь (РПЦ).

Нами был проведён социологический опрос учащихся 5-8-х классов Православной гимназии г. Астрахани. В анкетировании принимали участие 78 человек. Учащимся было предложено три вопроса по 18 подпунктов в каждом. В первом предлагалось дать самооценку степени сформированности у них личностных качеств, социальных установок, отношения к семейным ценностям, здоровью, Родине, культуре. В первом вопросе использовалась оценочная шкала - шкала согласия с суждениями, т. е. предлагалось оценить степень своего согласия с мнением или высказыванием соотнести себя к какой-то градации оценочной шкалы. Во втором вопросе предлагалось выбрать то, что респонденты больше всего хотели достичь во взрослой жизни. В третьем вопросе - выбрать между суждениями, какие качества необходимы для достижения намеченных целей. Во втором и третьем вопросах, содержащих по 18 подпунктов, использовался метод выбора между суждениями, выражающими установку по отношению к некоторому объекту с ранжированием по предпочтительности важного ответа.

В процессе анкетирования были получены следующие результаты. Респонденты интересуются историческим прошлым своей страны и её национальной культурой (98,7 % - 5 класс; 75 % - 6 класс; 85 % - 7 класс; 97,6 % - 8 класс). Большинство учащихся уважают чужое мнение, терпимо относятся к недостаткам других людей, умеют прощать обиды (92,3 % - 5 класс; 98,8 % - 6 класс; 60,1 % - 7 класс; 70,6 % -8 класс). Респонденты также отметили, что им было бы приятно ощущать себя представителями своего народа за границей (76,9 % - 5 класс; 87,5 % - 6 класс; 85 % -

7 класс; 98,3 % - 8 класс). Во втором вопросе респондентам было предложено выбрать наиболее значимые ценности, которые они бы хотели достичь в будущей взрослой жизни. В этом вопросе респонденты выделяют первостепенными: здоровье (69,2 % - 5 класс; 58 % - 6 класс; 45 % - 7 класс; 58,8 % - 8 класс) и развлечения (46,2 % - 5 класс; 87,5 % - 6 класс; 43 % - 7 класс), дети в 8 классе, как удалось выявить в результате нашего исследования, ведут более серьёзный, осознанный образ жизни, выбрав 2,1 % ответов на этот вопрос. Среди предложенных качеств, необходимых для достижения наличия целей, респонденты выделили: аккуратность (53,9 % - 5 класс; 50 % - 6 класс; 45,8 % - 7 класс; 41,2 % - 8 класс) и уверенность в себе (46,2 % - 5 класс; 50,7 % - 6 класс; 38 % - 7 класс; 47,1 % - 8 класс). Сегодня важно развивать позитивное отношение к семье, браку, осознанное отношение к нравственным ценностям семейной жизни: любви, заботе о любимом человеке, продолжении рода. Так, 82,5 % респондентов женского пола считает семейные ценности и традиции важными в жизни молодёжи. Респонденты мужского пола поддерживают данное мнение (39,7 %). Причём важным для респондентов мужского пола является не только создание семьи, но и ориентация на перспективу счастливой семейной жизни, намерение стать хорошим супругом, взять на себя ответственность на благополучие семьи (61,5 %). Этот же показатель у респондентов женского пола достигает 72,3 %.

Выводы

Исходя из результатов опроса, можно сделать следующие выводы. Результаты анкетирования показывают достаточно высокий уровень готовности к осознанию духовно-нравственных ценностей. Об этом говорит большое количество интересующихся историческим прошлым и национальной культурой России - в среднем 89 % учащихся. Это предполагает и готовность к восприятию патриотических идей. На достаточно высоком уровне стоит отношение к браку и традиционным семейным ценностям. У подавляющего большинства опрошенных есть когнитивная установка на формирование здорового образа жизни, они осознают важность отказа от вредных привычек, при этом следовать режиму дня и соблюдать рациональный режим не считают нужным.

Готовность здесь, как мы видим, достаточно высокая, хотя пространство для воспитательной работы, безусловно, ещё есть, учитывая воздействие социокультурной среды, социальной коммуникации в целом и развитие самого школьника, становление его внутреннего мира, его психологии и т. д. Все это даёт на будущее элемент непредсказуемости. Поэтому речь идёт о своего рода старте, о начале серьёзной воспитательной работе с учениками, в том числе и через обучение гуманитарным наукам.

Таким образом, открытие православных гимназий, их развитие может способствовать укреплению духовно-нравственных начал у российской молодёжи. Данный вывод согласуется в целом со словами министра просвещения РФ С. С. Кравцова, которые он произнёс на форуме руководителей православных частных школ и гимназий в Нижнем Новгороде 29 мая 2023 г.: «Православная школа - это оплот нашей духовности. Государственные школы должны изучить опыт православных гимназий, чтобы прививать детям ценности, которыми всегда была сильная Россия» [6]. Опыт Астраханской православной гимназии показывает, что в средних учебных заведениях, где присутствует православный воспитательный и образовательный компонент, способны продолжить воспитание обучающихся, начатое в воцерковлённых семьях, которое основывается на духовно-нравственных ценностях и традициях православного христианства, и вывести его на уровень успешной социализации. Православные гимназии как составная часть системы среднего образования могут внести значимый вклад в формирование традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества. Этот создаёт успешные предпосылки для преодоления духовного кризиса современного российского общества.

Список литературы

1. Бондаревская, Е. В. Миссия и смыслы воспитания в кризисном обществе / Е. В. Бон-даревская // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гуманит. ун-т профсоюзов, 2007. - С. 328-329.

2. Глазков, А. П. Государственно-конфессиональные отношения в российском обществе / А. П. Глазков, А. А. Лагунов, С. А. Храпов. - Астрахань : Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2022. - 160 с.

3. Гусакова, В. О. Педагогический потенциал традиций православной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников : дис. ... д-ра пед. наук / В. О. Гусакова. - Санкт-Петербург, 2023. - 539 с.

4. Комогорцева, Т. В. Духовно-нравственное воспитание школьников в православно-ориентированной образовательной среде муниципальной школы : дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Комогорцева. - Великий Новгород, 2019. - 172 с.

5. Котова, С. А. Философский анализ трансформации традиционных ценностей в постиндустриальном обществе : автореф. дис. ... канд. филос. наук / С. А. Котова. - Москва, 2014. - 22 с.

6. Кравцов рекомендовал государственным школам изучить опыт воспитания православных гимназий. - URL: https://www.vremyan.ru/news/519995 (дата обращения: 12.02.2024).

7. Крат, А. В. Историко-педагогические предпосылки, условия и факторы открытия православных общеобразовательных школ в новейшей истории России / А. В. Крат // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. - 2022. - Вып. 64. - С. 52-64. - doi: 10.15382/sturIV202264.52-64.

8. Лыхина, Ю. В. Преодоление кризиса духовности в эпоху постмодерна / Ю. В. Лыхина // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Сер.: Социология. Педагогика. Психология. - 2016. - № 2, т. 2 (68). - С. 22-30.

9. Миронов, А. В. Ценности технократизма / А. В. Миронов // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Философия. - 2009. - № 2. - С. 5-12.

10. Тарасенко, Г. С. Особенности социализации учащихся в современных православных общеобразовательных школах (на материале Санкт-Петербурга) : автореф. дис. ... канд. соц. наук / Г. С. Тарасенко. - Санкт-Петербург, 2004. - 19 с.

11. Степанов, П. В. Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях / П. В. Степанов // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 2. - С. 121-129.

12. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (дата обращения: 04.12.2023).

13. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями). - URL: https://www. https://base.garant.ru/171640/ (дата обращения: 02.02.2024).

References

1. Bondarevskaya, E. V. Missiya i smysly vospitaniya v krizisnom obshchestve [The mission and meanings of education in a crisis society]. Dialog kultur i tsivilizatsiy v globalnom mire [Dialogue of cultures and civilizations in the global world]. St. Petersburg: St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions; 2007, pp. 328-329.

2. Glazkov, A. P., Lagunov, A. A., Khrapov. S. A. Gosudarstvenno-konfessionalnye otnosheniya v rossiyskom obshchestve [State-confessional relations in Russian society]. Astrakhan: Publisher: Sorokin Roman Vasilevich; 2022, 160 p.

3. Gusakova, V. O. Pedagogicheskiy potentsial traditsiy pravoslavnoy kultury v dukhovno-nravstvennom vospitanii shkolnikov [The pedagogical potential of the traditions of Orthodox culture in the spiritual and moral education of schoolchildren]. Dr. Ped. Sci. Diss. St. Petersburg: 2023, 539 p.

4. Komogortseva, T. V. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie shkolnikov v pravoslavno-orientirovannoy obrazovatelnoy srede munitsipalnoy shkoly [Spiritual and moral education of schoolchildren in an Orthodox-oriented educational environment of a municipal school]. Dr. Ped. Sci. Diss. Velikiy Novgorod: 2019, 172 p.

5. Kotova, S. A. Filosofskiy analiz transformatsii traditsionnykh tsennostey v postindustrialnom obshchestve [Philosophical analysis of the transformation of traditional values in a post-industrial society]. Dr. Ph. Sci. Diss. Abstr. Moscow: 2014, 22 p.

6. Kravtsov rekomendoval gosudarstvennym shkolam izuchit opyt vospitaniya pravoslavnykh gimnaziy [Kravtsov recommended public schools to study the experience of educating Orthodox gymnasiums]. Available at: https://www.vremyan.ru/news/519995/ (accessed: 12.02.2024).

7. Krat, A. V. Istoriko-pedagogicheskie predposylki, usloviya i faktory otkrytiya pravoslavnykh obshcheobrazovatelnykh shkol v noveyshey istorii Rossii [Historical and pedagogical prerequisites, conditions and factors of the opening of Orthodox secondary schools in the modern history of Russia]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4 "Pedagogika. Psikhologiya" [Science Journal of the Orthodox St. Tikhon's Humanitarian University. Series 4 "Pedagogy. Psychology"]. 2022, vol. 64, pp. 52-64. doi: 10.15382/sturIV202264.52-64.

8. Lyhina, Yu.V. Preodolenie krizisa dukhovnosti v epokhu postmoderna [Overcoming the crisis of spirituality in the postmodern era]. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Seriya "Sotsiologiya. Pedagogika. Psikhologiya" [Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Series "Sociology. Pedagogy. Psychology"]. 2016, no. 2, vol. 2 (68), pp. 22-30.

9. Mironov, A. V. Tsennosti tekhnokratizma [The values of technocracy]. VestnikRossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya "Filosofiya" [Science Journal of the Peoples' Friendship University of Russia. Series "Philosophy"]. 2009, no. 2, pp. 5-12.

10. Tarasenko, G. S. Osobennosti sotsializatsii uchashchikhsya v sovremennykh pravoslavnykh obshcheobrazovatelnykh shkolakh (na materiale Sankt-Peterburga) [Features of socialization of students in modern Orthodox secondary schools (based on the material of St. Petersburg)]. Cand. Soc. Sci. Diss. Abstr. St. Petersburg: 2004, 19 p.

11. Stepanov, P. V. Ponyatie "vospitanie" v sovremennykh pedagogicheskikh issledovaniyakh [The concept of "education" in modern pedagogical research]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2017, no. 2, pp. 121-129.

12. Ukaz Prezidenta RF ot 9 noyabrya 2022 g. № 809 "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiyskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostey" [Decree of the President of the Russian Federation No. 809 dated November 9, 2022 "On approval of the Foundations of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (accessed: 04.12.2023).

13. Federalnyy zakon ot 26 sentyabrya 1997 g. № 125-FZ "O svobode sovesti i o religioznykh obiedineniyakh" (s izmenenijami i dopolneniyami) [Federal Law No. 125-FZ of September 26, 1997 "On Freedom of Conscience and on Religious Associations" (with amendments and additions)]. Available at: https://www. https://base.garant.ru/171640/ (accessed: 02.02.2024).

Информация об авторах

Глазков А П. - доктор философских наук, доцент;

Афанасьев И. А - магистрант;

Афанасьева О. М. - магистрант.

Information about the authors

Glazkov A P. - Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor;

Afanasyev I. A. - graduate student;

Afanasyeva O. M. - graduate student.

Вклад авторов

Глазков А П. - научное руководство, работа над источниками, доработка текста, итоговые выводы;

Афанасьев И. А - разработка концепции исследования, проведение эмпирического исследования, обработка и представление материалов;

Афанасьева О. М. - написание исходного текста, итоговые выводы.

Contribution of the authors

Glazkov A P. - scientific management; processing and presentation of statistical data, source materials; follow-on revision of the text; final conclusions;

Afanasyev I. A. - research concept; justification of the purpose of the article; writing the draft; the consolidation of data; final conclusions;

Afanasyeva O. M. - writing the draft; the consolidation of data; final conclusions.

Статья поступила в редакцию 18.02.2024; одобрена после рецензирования 28.02.2024; принята к публикации 29.03.2024.

The article was submitted 18.02.2024; approved after reviewing 28.02.2024; accepted for publication 29.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.