Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММОЙ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» И ОБЪЕДИНЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» КАК УСЛОВИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПЕРИОД ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ШКОЛЬНИКОВ'

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММОЙ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» И ОБЪЕДИНЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» КАК УСЛОВИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПЕРИОД ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ / ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Анна Семёновна, Дорогина Анна Валентиновна

В статье рассматривается опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию в рамках региональной инновационной площадки; исследуется взаимодействие общего и дополнительного образования в период летнего отдыха детей. Цель исследования - выработать алгоритм непрерывности процесса формирования духовно - нравственных ценностей, обеспечивающих открытость социокультурного пространства, возрождение истинно российской ментальности, воспитание трудолюбия, толерантности, креативности, укрепление уважения к историческому прошлому нашей страны, основываясь на идеалах и ценностях православия путём интеграции общего и дополнительного образования. В представленной работе отслеживается механизм интеграции учебного предмета «Основы православной культуры» с дополнительной общеразвивающей программой «Основы православной культуры» и объединением дополнительного образования «Мультимедийная журналистика» в организации летнего отдыха детей младшего и среднего школьного возраста; оцениваются и обобщаются полученные результаты; анализируется уровень вовлеченности детского коллектива в предложенные мероприятия, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей. Научная новизна заключается в методических рекомендациях по интеграции общего и дополнительного образования, обеспечивающей непрерывность процесса формирования духовно-нравственных ценностей у обучающихся. Полученные практические результаты исследования предлагаются для применения в качестве методических рекомендаций при организации процесса формирования духовно-нравственных ценностей, в том числе в период школьных летних каникул.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Анна Семёновна, Дорогина Анна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF THE SUBJECT “FUNDAMENTALS OF ORTHODOX CULTURE” WITH THE ADDITIONAL GENERAL DEVELOPMENT PROGRAM “FUNDAMENTALS OF ORTHODOX CULTURE” AND THE ASSOCIATION OF ADDITIONAL EDUCATION “MULTIMEDIA JOURNALISM” AS A CONDITION FOR THE CONTINUITY OF THE PROCESS OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES DURING THE SUMMER HOLIDAYS OF SCHOOLCHILDREN

The article examines the experience of the school on spiritual and moral education within the framework of a regional innovation platform; examines the interaction of general and additional education during the summer holidays of children. The purpose of the research is to develop an algorithm for the continuity of the process of forming spiritual and moral values that ensure the openness of the socio-cultural space, the revival of a truly Russian mentality, the education of diligence, tolerance, creativity, strengthening respect for the historical past of our country, based on the ideals and values of Orthodoxy through the integration of general and additional education. In the presented work, the mechanism of integration of the subject “Fundamentals of Orthodox Culture” with the additional general development program “Fundamentals of Orthodox Culture” and the association of additional education “Multimedia Journalism” in the organization of summer holidays for children of primary and secondary school age is monitored; the results obtained are evaluated and summarized; the level of involvement of the children’s collective in the proposed activities aimed at the formation of spiritual- moral values. The scientific novelty lies in the methodological recommendations for the integration of general and additional education, which ensures the continuity of the process of formation of spiritual and moral values among students. The obtained practical results of the study are proposed for use as methodological recommendations in organizing the process of formation of spiritual and moral values, including during the school summer holidays.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММОЙ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» И ОБЪЕДИНЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» КАК УСЛОВИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПЕРИОД ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ШКОЛЬНИКОВ»

Интеграция учебного предмета «Основы православной культуры» с дополнительной общеразвивающей программой «Основы православной культуры» и объединением дополнительного образования «Мультимедийная журналистика» как условие непрерывности процесса формирования духовно-нравственных ценностей в период летнего отдыха школьников

Зайцева Анна Семёновна,

директор, учитель русского языка и литературы, Средняя общеобразовательная школа № 3 Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области E-mail: school7403@mail.ru

Дорогина Анна Валентиновна,

заместитель директора по воспитательной работе, учитель английского языка, Средняя общеобразовательная школа № 3 Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области

E-mail: anya.dorogina2016@yandex.ru

В статье рассматривается опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию в рамках региональной инновационной площадки; исследуется взаимодействие общего и дополнительного образования в период летнего отдыха детей. Цель исследования - выработать алгоритм непрерывности процесса формирования духовно - нравственных ценностей, обеспечивающих открытость социокультурного пространства, возрождение истинно российской ментальности, воспитание трудолюбия, толерантности, креативности, укрепление уважения к историческому прошлому нашей страны, основываясь на идеалах и ценностях православия путём интеграции общего и дополнительного образования. В представленной работе отслеживается механизм интеграции учебного предмета «Основы православной культуры» с дополнительной общеразвивающей программой «Основы православной культуры» и объединением дополнительного образования «Мультимедийная журналистика» в организации летнего отдыха детей младшего и среднего школьного возраста; оцениваются и обобщаются полученные результаты; анализируется уровень вовлеченности детского коллектива в предложенные мероприятия, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей. Научная новизна заключается в методических рекомендациях по интеграции общего и дополнительного образования, обеспечивающей непрерывность процесса формирования духовно-нравственных ценностей у обучающихся. Полученные практические результаты исследования предлагаются для применения в качестве методических рекомендаций при организации процесса формирования духовно-нравственных ценностей, в том числе в период школьных летних каникул.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, основы православной культуры, летний отдых детей, формирование нравственных ценностей, интеграция общего и дополнительного образования.

Введение

Тема духовно-нравственного воспитания не теряет своей актуальности. В Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» образование и воспитание названы первым пунктом в числе областей, в которых реализуется государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей. В документе даётся чёткое определение традиционным ценностям - это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности. К ним относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, созидательный труд, милосердие, справедливость, взаимопомощь, историческая память [14, п. 4]. Формирование этих ценностей - главная задача духовно-нравственного воспитания. В документе акцентировано, что особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию. Именно интеграция учебного модуля «Основы православной культуры» с одноимённой дополнительной общеразвивающей программой и объединения дополнительного образования «Мультимедийная журналистика» были взяты за основу в организации летнего отдыха детей 7-14 летнего возраста.

Мы решили выработать алгоритм озвученной выше интеграции с целью апробации непрерывного процесса формирования духовно - нравственных ценностей, обеспечивающих открытость социокультурного пространства, возрождение истинно российской ментальности, воспитание трудолюбия, толерантности, креативности, укрепление уважения к историческому прошлому нашей страны, основываясь на идеалах и ценностях православия. Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач:

• Раскрыть особенности формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей на основе православной культуры;

• Разработать и апробировать механизм интеграции общего и дополнительного образования в период детского летнего отдыха;

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

• Предложить полученный опыт в качестве методических рекомендаций. Теоретическая база. Вопросы формирования духовно-нравственных ценностей рассматриваются в работах Батурина Г.И. [2], Арефьева И.П. [1]. Роль православия в формировании высоконравственной личности раскрывается в работах Протоиерея Н. Винокурова [5], Зелинского К.В. [8]. Организация работы над процессом интеграции общего и дополнительного образования отражена в работах Прокудина В.П. [13], Бондаренко Л.П. [4], Зайцевой А.С. [7]. О важности укрепления духовно-нравственных ценностей говорится в Указе Президента РФ [14], в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [15].

При изучении теории и организации интегрированного образования в работе использован эмпирический метод исследования (сбор информации, анализ полученных сведений, наблюдение), теоретический метод (обобщение после сбора и анализа данных). Для выявления общих закономерностей и анализа процесса интеграции с опорой на количественные показатели использован статистический метод исследования.

Практическая значимость работы заключается в том, что представленные в статье методические рекомендации по формированию духовно-нравственных ценностей у детей в период летнего отдыха посредством интеграции общего и дополнительного образования могут быть использованы в деятельности других образовательных организаций.

Основная часть

Духовно-нравственное развитие личности - педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности школьника, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные идеалы [15, ст. 87].

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни [6, с. 5]. Данный недостаток ведет к формированию деструктивного поведения детей. Одной из причин деструктивного поведении подрастающего поколения нами видится в отсутствии направляющего ориентира в период детского летнего отдыха. Воспитательный процесс неразрывно связан с образовательным: на протяжении всего учебного периода в ребенке формируются нравственные ценности. С на-5 ступлением летних каникул прерывается образовательный, а вместе с ним и воспитательный просо цесс. Нам стало важно выстроить воспитательную еЗ работу в период летнего отдыха детей таким об-^ разом, чтобы добиться непрерывности в процес-

се формирования духовно-нравственных идеалов у подрастающего поколения.

Являясь региональной инновационной площадкой (РИП) по духовно-нравственному воспитанию именно с опорой на православную культуру, наша школа интегрирует преподавание учебной дисциплины «Основы православной культуры» (ОПК) с дополнительным образованием. Преподавание модуля «Основы православной культуры» осуществляется в рамках обязательной предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе и «Основы духовно-нравственного воспитания» в 5 и 6 классах. Именно этот модуль был выбран родительской общественностью нашей школы. В школе действует кружок «Основы православной культуры» для детей в возрасте 10-14 лет, где цель в воспитательном аспекте становится общей: формирование в ребенке способность к осознанному нравственному выбору с опорой на этические нормы православной культуры. Взаимодействие учебной дисциплины и кружка ОПК заключается в наличии в последнем большого количества практики. Напомним, что 30 уроков ОПК знакомят детей с символами православия (иконами), с церковным пением, с известными людьми, почитаемые Церковью, с христианским отношением к семье, родителям, труду, ответственности. Все эти темы перекликаются друг с другом в программах общего и дополнительного образования. Но временные рамки урока зачастую не дают возможность более детально подойти к рассмотрению этих тем. В планировании дополнительной общеразвивающей программы ОПК предусмотрены экскурсии (в том числе и выездные) в храмы, музеи, где представляется возможность более детально изучить предлагаемые темы. Занятие кружка продолжительностью 1 час проходит раз в неделю, что тоже накладывает ряд ограничений во времени - длительное пребывание на экскурсиях не представляется возможным. Поэтому выездные экскурсии в храмы и музеи соседних населённых пунктов, посещение мастерских вынесены в период летней оздоровительной кампании и включены в воспитательную программу летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. При поддержке Свято-Казанского храма по окончании смены пришкольного лагеря начинает свою работу Летний православный трудовой лагерь, деятельность которого рассчитана на 7 дней по 4 часа. Сразу поясняем, что ребёнок не вовлекается в религиозные практики и его не заставляют участвовать в богослужениях. В трудовом лагере ребята работают по благоустройству храма, принимают участие в экологическом десанте, помогают нуждающимся, имеют возможность побеседовать с настоятелем храма, посещают мастер-классы по народному ремеслу, ходят в поход, где учатся ловить рыбу и ставить палатки, проходят полосу препятствий и квест, выезжают на экскурсии. Кроме поддержки в организации и работе Трудового лагеря, нашим социальным партнером, Свято-Казанским храмом п. Нижний Уфалей, объ-

явлен летний фотоконкурс, посвященный 170-летию храма. Конкурс проводится с июля по октябрь для всех желающих по номинациям: история храма, иконы, архитектура, ландшафт, лица.

Объединение дополнительного образования «Мультимедийная журналистика» краеведческой направленности: ребята из кружка являются постоянными участниками акций по тематике родного края. Созданные ими фото и видео материалы используются на классных часах и внеклассных мероприятиях, а печатные конкурсные материалы заняли место в школьном музее. Взаимодействие Объединения с предметом и кружком ОПК происходит через решение следующих задач: • Составить буклет «Карта экскурсий в исторические музеи и храмы Челябинской области»;

• Создать сборник виртуальных экскурсий «Храмы России».

Задачи являются долгосрочными и рассчитаны на весь летний период. Часть материалов детьми была получена при личном посещении описываемого объекта, часть взята из сети Интернет. Результаты проделанной работы достаточно масштабны. Интерес к решению поставленных задач проявили не только кружковцы. Так в составлении буклета (Рис. 1, 2) принимали участие 36% детей из смены школьного лагеря, 100% детей, посещавших трудовой лагерь, при этом от общего количества членов кружка «Мультимедийная журналистика» в пришкольном лагере было 67%, а в трудовом -12%.

Карта экскурсий в исторические музеи и храмы Челябинской области

Ишокш веков щерив и бшш г лившим

укршшенкш етл ш городов Рьсснн, ш

б Д ЛЫШШПЯО ШЗ 1Н и я

отг-шгагтса: вшпресоай он иео® ЫЧВО и

■рхнпкэдмй.

В городах и ©влаг ЧГелжЙ шшжо Я: ойхлиш стоялг ^аюшЕьае зфажы, Ш'эш тир ые еи жиг?: ИИЮТ'В ЕЯЭ1Й1ППЬ

ШГрО ПЕЕШИНШ

шмжуссшвги

Мы т-осжралжсь

слго%а.ть наяФшвм

®6ЛЭЧ8-£ГЕ63Ш1Ы.Э ЕНЙПШН6 1ш БШ'&ЧЗЬТЛЭЛЙШЦШ.ё

зряжи, не агод31 бея пл. ТгррЖТ'ДрНЖ ЧГбЛЯ'бШШЙБбОЙ бШЬР'ЗЖШ.

г-

11

.... —^гг - У

гШ^

Ь ■ г1

Шк

\ГП

и Г«рСС*с£н4 ЕМ

П Яшпттфаш ш -я

Рис. 1. Лицевая страница буклета

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Рис. 2. Одна из рабочих страниц буклета

о с

U

см оо

В создании сборника виртуальных экскурсий «Храмы России» (Рис. 3) помимо детей приняли участие и взрослые: родители, чьи дети посещали трудовой православный лагерь, активно включились в работу, предлагая варианты оформления, ссылки и генерацию QR кодов на публикации видеоматериалов. В итоге сборник представляет собой документ с фотографиями, краткой информацией, активными ссылками и QR кодами на виртуальное посещение храмов.

Рис. 3. Общий вид страницы сборника

Личность ребёнка сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии [3, с. 43]. Но как изучить уровень духовно-нравственного воспитания? Особенность духовно-нравственного воспитания как раз в том, что его «результат», при всём многообразии методов и приёмов, очень сложно зафиксировать. Представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения с ним, причем продолжительного, охватывающего разные этапы его жизни и развития. Само же духовно-нравственное воспитание - процесс динамический, непрерывный, не прекращающийся на протяжении всей жизни человека. Соответственно, о конечном его результате судить практически невозможно. Но мы можем судить о положительной динамике применения своего опыта интеграции общего и дополнительного образования. В течение двух лет деятельности РИП мы практикуем интегрирование курса «Основы православной культуры» с учебными предметами и программами дополнительного образования. Рассмотрим вовлечённость детей на примере их деятельности в период летнего отдыха: участие

в волонтёрских акциях, участие в экологическом десанте, участие в трудовом лагере, участие в выездных экскурсиях, участие в летних фото и видео конкурсах. Данные берем от общего количества учащихся с 1 по 8 классы, динамику сравниваем за два года (Рис. 4). В результате мы видим, как выросло среди детей число тех, кто активно стал заниматься волонтерской деятельностью; достаточно резко увеличилось количество желающих участвовать в летних конкурсах; это же можно отнести и к участию в трудовом лагере. В целом, положительная динамика прослеживается по всем показателям.

Вовлеченность детей в деятел ьность духовно-нравственной направленности в летний период

45 40 35 30 25 20

Jlllll

трудовой лагерь летние конкурсы

волонтерство экодесант экскурсии

■ 2022 ■ 2023

Рис. 4

Отдельно хочется отметить, что в число детей, посещавшие трудовой лагерь, стали входить дети из группы риска и именно они чаще отзывались на просьбы о помощи.

Главное назначение предмета «Основы православной культуры» - развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Интеграция предмета ОПК с кружковой деятельностью - закрепление полученных навыков и знаний на практике.

Резюмируя, можно предложить следующий алгоритм интеграции:

ЦЕЛЬ Непрерывность процесса формирование духовно-нравственных ценностей в организации летнего отдыха детей

ИНТЕГРАЦИЯ

ИНСТРУМЕНТ Общее образование Основы православной культуры Дополнительное образование

Кружок «Основы православной культуры» Объединение «Мультимедийная журналистика»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Летний пришкольный лагерь, Православный трудовой лагерь, Фотоконкурс, Сборник виртуальных экскурсий «Храмы России», буклет «Карта экскурсий в исторические музеи и храмы Челябинской области

0

5

0

Данные рекомендации были сформированы в ходе инновационной деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» Верхнеу-фалейского городского округа.

Заключение

Таким образом, мы можем с уверенностью заявить о возможности непрерывного формирования у детей духовно-нравственных ценностей в период летнего отдыха. Эффективность интеграции общего и дополнительного образования подтверждается его результативностью: создание буклета «Карта экскурсий в исторические музеи и храмы Челябинской области», сборника виртуальных экскурсий «Храмы России», деятельность Летнего православного трудового лагеря и анализ вовлечённости детей в запланированных мероприятиях.

Практические рекомендации по организации летнего отдыха детей с целью формирования духовно-нравственных ценностей через интеграцию общего и дополнительного образования на основе православной культуры могут быть востребованы в деятельности любой общеобразовательной организации.

Стоит сказать о роли региональных инновационных площадок, которые дают возможность апробации педагогических идей, оказывают информационно-методическое сопровождение и нормативно-правовую поддержку. Для педагогического коллектива общеобразовательного учреждения региональными кураторами инновационной площадки постоянно организовываются научно-методические семинары и конференции: «Духовно-нравственная культура народов России», «Проблемы культурного образования»; проводятся курсы повышения квалификации. Администрация получает полную консультацию по вопросам сопроводительной документации деятельности РИП.

Считаем, что формирование нравственных идеалов - процесс беспрерывный и долгосрочный и должен задействовать все субъекты образования.

Литература

1. Арефьев И.П. Духовно-нравственное воспитание: нерешенные вопросы // Педагогика. -2012. - № 7. - С. 49-54. - Библиогр.: с. 54

2. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К.Л. Лисова, Г.Ф. Суворова. - М.: Народное образование, 2002. - 112 с

3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории. - М.: Педагогика, 2011

4. Бондаренко, Л.П. К вопросу об интеграции основного общего и дополнительного образования школьников / Л.П. Бондаренко, В.В. Никулина, О.В. Чепурная, Р.В. Фальков // Педаго-

гика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). - Казань: Молодой ученый, 2018. -С. 76-78.

5. Винокуров Н. (протоиерей). Отступи перед промыслом таинственным Его. Десять принципов православного воспитания / Протоиерей Н. Винокуров // Духовно-нравственное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 41-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещении, 2009

7. Зайцева А.С. Формирование школьного образовательного пространства, направленного на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся, потребностей общества и региона в формировании духовно-нравственной личности в рамках РИП //Проблемы культурного образования [Электронный ресурс]: сборник научных и учебно-методических трудов (ежегодник). Вып. 18 / сост.: Ю.Г. Маковецкая, Т.В. Соловьёва. С. 72

8. Зелинский, К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения / К. Зелинский // Нар. образование. - 2008. -№ 1. - С. 213-218

9. Международный образовательный портал. Методы работы с детьми в современных условиях. Режим доступа: https://www.maam.ru/ detskijsad/- metody- raboty-s-det mi-v-sovremenyh-uslovijah.html

10. Метлик, И.В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / И.В. Метлик // Воспитание школьников. - 2012. - № 2. - С. 9-18. - Библиогр: с. 18.

11. Михайлова, М.Б. Коллективная проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании учащихся / М.Б. Михайлова // Начальная школа. - 2012. - № 12. - С. 5-6.

12. Муртазина В.М. Адаптированная программа нравственного воспитания младших школьников / В.М. Муртазина // Завуч начальной школы. - 2008. - N1. - с. 114-121

13. Прокудин Ю.П. Интеграция общего и дополнительного образования детей в школе полного дня: опыт реализации //Науки об образовании. Вестник ТГУ, выпуск 4, 2010

14. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202211090019

15. Федеральный закон от 29.12.2012 N273^3 (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: https://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

INTEGRATION OF THE SUBJECT "FUNDAMENTALS OF ORTHODOX CULTURE" WITH THE ADDITIONAL GENERAL DEVELOPMENT PROGRAM "FUNDAMENTALS OF ORTHODOX CULTURE" AND THE ASSOCIATION OF ADDITIONAL EDUCATION "MULTIMEDIA JOURNALISM" AS A CONDITION FOR THE CONTINUITY OF THE PROCESS OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES DURING THE SUMMER HOLIDAYS OF SCHOOLCHILDREN

Zaytseva A.S., Dorogina A.V.

Secondary School No. 3 of the Verkhneufaleysky City District of the Chelyabinsk Region

The article examines the experience of the school on spiritual and moral education within the framework of a regional innovation platform; examines the interaction of general and additional education during the summer holidays of children. The purpose of the research is to develop an algorithm for the continuity of the process of forming spiritual and moral values that ensure the openness of the socio-cultural space, the revival of a truly Russian mentality, the education of diligence, tolerance, creativity, strengthening respect for the historical past of our country, based on the ideals and values of Orthodoxy through the integration of general and additional education. In the presented work, the mechanism of integration of the subject "Fundamentals of Orthodox Culture" with the additional general development program "Fundamentals of Orthodox Culture" and the association of additional education "Multimedia Journalism" in the organization of summer holidays for children of primary and secondary school age is monitored; the results obtained are evaluated and summarized; the level of involvement of the children's collective in the proposed activities aimed at the formation of spiritual- moral values. The scientific novelty lies in the methodological recommendations for the integration of general and additional education, which ensures the continuity of the process of formation of spiritual and moral values among students. The obtained practical results of the study are proposed for use as methodological recommendations in organizing the process of formation of spiritual and moral values, including during the school summer holidays.

Keywords: spiritual and moral education, the foundations of Orthodox culture, summer holidays for children, the formation of moral values, integration of general and additional education.

References

1. Arefyev I.P. Spiritual and moral education: unresolved issues // Pedagogy. - 2012. - No. 7. - pp. 49-54. - Bibliogr.: p. 54

2. Baturina G.I. Moral education of schoolchildren on folk traditions: methodological material / G.I. Baturina, K.L. Lisova, G.F. Suvorova. - M.: National education, 2002. - 112 p.

3. Boldyrev N.I. Moral education of schoolchildren: questions of theory. - M.: Pedagogy, 2011

4. Bondarenko, L.P. On the issue of integration of basic general and additional education of schoolchildren / L.P. Bondarenko, V.V. Nikulina, O.V. Chepurnaya, R.V. Falkov // Pedagogy today: problems and solutions: materials of the III International Scientific Conference (Kazan, March 2018). - Kazan: Young Scientist, 2018. - pp. 76-78.

5. Vinokurov N. (Archpriest). Retreat before His mysterious providence. Ten principles of Orthodox education / Archpriest N. Vinokurov // Spiritual and moral education. - 2002. - No. 6. -pp. 41-44.

6. Danilyuk A. Ya. The concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia in the field of general education: project / A. Ya. Danilyuk, A.M. Konda-kov, V.A. Tishkov. Russian Academy of Sciences. education. Moscow: Prosveshchenie, 2009

7. Zaitseva A.S. Formation of a school educational space aimed at satisfying the interests and needs of students, the needs of society and the region in the formation of a spiritual and moral personality within the framework of RIP //Problems of cultural education [Electronic resource]: collection of scientific and educational works (yearbook). Issue 18 / comp.: Yu.G. Makovet-skaya, T.V. Solovyova.p. 72

8. Zelinsky, K. Spiritual and moral education at school: opportunities and limitations / K. Zelinsky // Nar. education. - 2008. - No. 1. - pp. 213-218

9. International Educational Portal. Methods of working with children in modern conditions. Access mode: https://www.maam. ru/detskijsad/-metody-raboty-s-detmi-v-sovremenyh-uslovijah. html

10. Metlik, I.V. Spiritual, moral and civic education at school: features and correlation in the educational process / I.V. Metlik // Education of schoolchildren. - 2012. - No.2. - p. 9-18. - Bibliogr: p. 18.

11. Mikhailova, M.B. Collective project activity in the spiritual and moral education of students / M.B. Mikhailova // Elementary school. - 2012. - No. 12. - p. 5-6.

12. Murtazina V.M. Adapted program of moral education of younger schoolchildren / V.M. Murtazina // Head teacher of primary school. - 2008. - N1. - p.114-121

13. Prokudin Yu.P. Integration of general and additional education of children in a full-time school: implementation experience //Ed-ucation sciences. Bulletin of TSU, Issue 4, 2010

14. Decree of the President of the Russian Federation No. 809 dated November 9, 2022 "On Approval of the Foundations of State Policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values" http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202211090019

15. Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 04.08.2023) "On Education in the Russian Federation". Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.