УДК 130.2 DOI: 10.53315/1995-0713-2024-62-2-89-96
ББК 87.6
А.П. Глазков1, Н.С. Канатьева1, Ф.Г. Шевченко2
1 Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева 2Совета по культуре Астраханской епархии, магистрант теологии
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ И ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА
Статья посвящена осмыслению роли Русской Православной Церкви как социокультурного института в формировании духовно-нравственных ценностей в поликонфессиональном регионе (на примере г. Астрахани). Духовный кризис, который испытывает современное российское общество, может быть преодолен в процессе возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей. РПЦ является одним из духовных социальных институтов, который играет большую роль в их сохранении и воспроизводстве в социокультурном пространстве. Этот потенциал может реализовываться через домашнее семейное воспитание, а также через культурную, просветительскую и социальную деятельность. В статье определяется отношение современной молодежи к роли РПЦ к формированию духовно-нравственных ценностей. На основе проведённого опроса, проведённого среди студенческой молодежи г. Астрахани, авторы приходят к выводу о достаточно высоком уровне признания ею РПЦ как фактора формирования духовно-нравственных ценностей в поликонфессиональном регионе.
Ключевые слова: духовный кризис, традиция, духовно-нравственные ценности, идеалы, воспитание, социализация, религиозность, Русская Православная Церковь, молодое поколение, поликонфессиональный регион.
A.P. Glazkov1, N.S. Kanatieva1, F.G. Shevchenko2
1State University named after V.N. Tatishchev 2Church of the Archangel Michael of God, Chairman of the Council for Culture of the Astrakhan Diocese
THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AMONG THE YOUNGER GENERATION IN A MULTI-CONFESSIONAL REGION
The article is devoted to understanding the role of the Russian Orthodox Church as a socio-cultural institution in the formation of spiritual and moral values in a multi-confessional region (using the example of Astrakhan). The spiritual crisis that modern Russian society is experiencing can be overcome in the process of reviving traditional spiritual and moral values. The ROC is one of the spiritual social institutions that plays an important role in their preservation and reproduction in the socio-cultural space. This potential can be realized through home family education, as well as through cultural, educational and social activities. The article describes the attitude of modern youth to the role of the Russian Orthodox Church in the formation of spiritual and moral values. Based on a survey conducted among the student youth of Astrakhan, the authors conclude that the youth have a fairly high level of recognition of the ROC as a factor in the formation of spiritual and moral values in a multi-confessional region.
Key words: spiritual crisis, tradition, spiritual and moral values, ideals, upbringing, socialization, religiosity, Russian Orthodox Church, young generation, multi-confessional region.
Множество проблем, существование которых признает современное российское общество, являются следствием кризисных тенденций, разворачивающихся в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. Наиболее явные и заметные кризисы - политические, экономические, социальные. Менее очевидный, но более глубокий и системный кризис - это духовный. Духовная сфера, как внутренняя составляющая культуры, пронизывает все уровни и направления деятельности социума и влияет на качество их функционирования. В этой связи при появлении симптомов кризиса в обществе особое внимание необходимо уделять его духовной сфере, ее состоянию. В настоящее время одним из действенных путей оздоровления духовной сферы российского общества признается возрождение и усиление влияния в социуме, особенно среди молодежи традиционных ценностей.
Поддерживают в нормальном состоянии, сохраняют и развивают духовную сферу общества социокультурные духовные институты, в том числе религиозные. Одним из влиятельных социально-культурных институтов духовной сферы российского общества является Русская Православная Церковь (РПЦ). В условиях нарастания кризисных явлений в современном обществе представляет интерес изучение потенциала РПЦ как социокультурного института в деле возрождения и распространения среди молодежи традиционных ценностей как в относительно однородных в конфессиональном отношении регионах, так и в многоконфессиональных. Мы предполагаем, что РПЦ как социокультурный институт может серьезно влиять на развитие духовной сферы современного российского общества и тем самым удержать общество от нравственного распада.
Цель данной статьи - прояснить ситуацию с влиянием РПЦ как социокультурного института на формирование нравственных ценностей среди молодежи поликонфессионального региона. Новизна исследования заключается в том, что впервые предпринимается попытка дать оценку влияния РПЦ как социокультурного института на молодое поколение в поликонфессиональном регионе среди студенческой молодежи города Астрахани.
В исследовании использовался социально-функциональный подход, теоретические методы социально-философского анализа, для прояснения ситуации с отношением студенческой молодежи к роли РПЦ в формировании духовно-нравственных ценностей проводился социологический опрос в вузах города Астрахани.
Проблема духовного кризиса и необходимость его преодоления достаточно давно уже находится в центре внимания отечественных исследователей. Во многих работах констатируется нарастание духовного кризиса в современном российском обществе. Такой «поворот к духовности», по мнению М.Ю. Поруса, есть «необходимость устранения разрыва между ценностными универсалиями и жизненными устремлениями людей» [7, с. 81]. Среди авторов, которые рассматривали данную проблематику, можно отметить В.А. Руденко («Духовный кризис современного российского общества как следствие догоняющей модернизации»), который связывает развитие духовного кризиса с догоняющей модернизацией, ведущей к возникновению в числе прочих следствий «невосполнимых разрывов значимых социальных связей, разрушение традиционных культур в результате некритического заимствования ценностей и моделей глобальной унифицированной и вестернизированной культуры» [9, с. 32]. В исследовании Ю.Г. Волкова, М.А. Дакоро, Е.С. Сагалаевой, К.С. Талановой доказывается, что «доминантной причиной, определяющей статику духовно-нравственного кризиса, является кризис идеального как результат разрушения общественных идеалов, символизирующих духовные скрепы общества, которые формируют потенциал солидарности,
консолидации и образ будущего развития социума» [3, с. 13]. Об утрате идеала как причине духовного кризиса также говорит исследование А.А. Туман -Никифорова. По его мнению, «преодоление кризиса духовности и духовное совершенствование человека и общества обязательно должны быть связаны с нахождением такого идеала, идеи» [10, с. 92]. В диссертации Д.В. Филюшкиной для обозначения «снижения духовного потенциала общества, связанный с примитивизацией и обнищанием форм духовной жизни, девальвацией высших духовных ценностей, разрушением духовных идеалов в сфере культуры, образования, науки, искусства, творчества» используется понятие «духовная люмпенизация» [13, с. 22].
Духовный кризис в онтологическом смысле - это изменение духовного состояния общества в худшую сторону. Духовный кризис, который захватывает значительную часть общества, как правило, предшествует его социально-политической трансформации. Среди причин, на которые указывают авторы исследований, мы выделим такую как разрушение идеалов. На наш взгляд, эта причина указывает на суть проблемы. В своей основе духовный кризис - это кризис идеалов, их пересмотр, замена одних, более высоких идеалов, на другие, более низкие. Это изменение идеалов в худшую сторону может даже интерпретироваться в обществе как «духовное развитие», как «прогрессивные изменения», но если они, воспринятые как руководство в жизни, на самом деле имеют своим следствием разрушение личности и социума, рост негативного, девиантного поведения, то такое изменение необходимо воспринимать как кризис.
В личном плане духовная жизнь - это внутренняя работа человека над осознанием самого себя и всех тех процессов и событий, с которыми он имеет дело. Идеалы здесь играют ключевую роль. Большое влияние на восприятие личностью идеалов оказывает духовная, культурная среда общества, которая эти идеалы культивирует. Идеал - это образец для подражания, представление о совершенном, которая становится духовной ценностью для личности. XX век для российского общества оказался разрушительным в отношении традиционных идеалов. Две масштабные революции в начале и в конце этого века серьезно модернизировали сферу идеалов и дезориентировали в духовном отношении российское общество. В итоге, в значительной степени были разрушены дореволюционные традиционные ценности, а затем и идеологические ценности коммунистического режима. Феномен духовной люмпенизации, который описан отечественными исследователями, является следствием этой разрушительной работы. Как отмечается в научной литературе, «духовная люмпенизация российского социума проявляется также в девальвации интеллектуально-творческого и образовательного идеалов, что получает свое отражение в процессах духовного самоопределения индивидов и групп и стратегиях их творческой реализации» [14, с. 112].
В настоящее время в качестве основной задачи видится исправление того урона, который был нанесен российскому обществу в духовной сфере. Наступает осознание того, что для выживания социума необходимо возродить традиционные ценности, те идеалы, которые в наибольшей степени необходимы на современном этапе развития России. В научной литературе признается, что традиционные духовно-нравственные ценности обладают большим социально-интегративным потенциалом. Как пишут Лав-ринова Н.Н., Чеботарёв С.А., Кожевникова Т.М., «интегративная функция духовно-нравственной традиции заключается в её способности быть основой, базисом для объединения, интеграции людей в группы, сообщества. Как известно, одним из оснований складывания этноса является общность норм, верований, правил. Перечисленные выше функции духовно-нравственных традиций можно отнести к «общеродовым» функциям. Это функции, которые основаны на общесистемных процессах и закономерностях» [6, с. 189]. Значение традиционных ценностей с точки зрения сохранения
стабильности очень велико, так как «в постоянно изменяющихся объективных условиях духовно-нравственная традиция регулирует человеческую деятельность. Она задаёт устойчивые нравственные ориентиры отношения к реальности, действия и поведения» [6, с. 190].
Через личные и общественные идеалы осуществляется осознание реальности и выработка личностных качеств, духовных ценностей, принципов жизни, установок сознания. По своей природе идеалы сверхопытны, трансцендентальны, поэтому конкретный идеал, который устанавливает для себя человек имеет для него гипотетический характер. Большую роль в выборе идеала играет в таком случае фактор веры. Опыт подтверждает избранный идеал или опровергает его. На формирование личностных идеалов большое влияние оказывает духовная сфера общества, его культура, тот уровень, который ею достигнут. Как в свое время заметил известный российский мыслитель Г.П. Федотов, «человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления и возможности» [11, с. 254]. Культура - это «система ценностей и высших смыслов», благодаря которым человек «доопределяется», то есть из «потенциального» (биологического), становится «актуальным», то есть человеком «в полном смысле этого слова» [2]. Необходимость восстановления традиционных ценностей становится все более и более очевидной. Эта задача является естественной для социокультурного института. Как отмечают А. А. Радугин, О. А. Радугина, «одной из важных характеристик социокультурного института является то, что социальное взаимодействие в его структурах осуществляется на основе традиции» [8, с. 171].
Восстановление влияния традиционных ценностей в обществе в настоящее время признается в качестве важной государственной задачи в контексте решения проблемы духовной безопасности. Существенную роль в решении этой задачи играет государство как руководящая сила. Значение традиционных ценностей было отмечено в известном Указе № 809 Президента Российской Федерации. В этом Указе дается развернутая формулировка понятия традиционных ценностей, в которой подчеркивается их значение для укрепления гражданского единства: «Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» [12]. Государство, располагая огромными ресурсами, может в значительной степени возродить утраченное и восстановить то, что было разрушено в эпоху великих исторических потрясений. Это большая и кропотливая воспитательная работа по противодействию разлагающему влиянию дегуманизирующих идей, но успех этой работы будет способствовать выходу из духовного кризиса.
Традиционные ценности могут прививаться молодому поколению целым рядом социальных институтов. Первый воспитатель ребенка - это семья, которая является естественным хранителем традиционных ценностей, передаваемых из поколения в поколение. В семье закладывается та нравственная основа, которая помогает вступающему в жизнь человеку ориентироваться в мире, общаться с другими людьми, ставить цели, выполнять свои обязанности, и т.д. Отметим также в числе основных воспитателей подрастающего поколения институт образования. Образовательные учреждения самого разного уровня обладают большим воспитательным потенциалом, который может быть успешно реализован для приобщения учащихся к традиционным
нравственным ценностям. Становление личности, формирование мировоззрения, осознание необходимых для жизни ценностей и идеалов происходят в то время, когда молодой человек учится сначала в среднем учебном заведении, и потом, когда получает высшее образование. Таким образом, социальные институты семьи и образования в первую очередь могут повлиять на становление личности, в выборе позитивных для него и общества идеалов и ценностей, выработать, если так можно выразиться, духовный иммунитет. При этом отметим, что если семья, дошкольные учреждения и в значительной мере средняя школа прививают традиционные ценности на уровне данности, как правила жизни и идеалы, которые уже даны, то высшая школа помогает молодым людям осознать их необходимость, сделать осознанный и уже свободный выбор в пользу духовно-нравственных ценностей. Для успешности этого выбора требуются большие усилия.
В этой связи можно отметить еще один общественный институт, который оказывается естественным соработником государства, семьи и образования в деле возрождения традиционных ценностей - это институт религиозных организаций. Речь идет о традиционных для России конфессиях - христианство, ислам, буддизм и иудаизм. Одной из таких конфессиональных организаций является Русская Православная Церковь. Как пишет в этой связи один из исследователей этой проблемы, «лишь объединив усилия учреждений образования и культуры, органов по делам молодежи, а также привлекая помощь негосударственных организаций, в том числе церкви, можно возродить стройную систему формирования базовых нравственных ценностей» [1, с. 11].
РПЦ может рассматриваться как исторически сложившийся традиционный социокультурный институт, который действует в социальной и духовной сферах. В своем научном исследовании А.М. Капалин замечает: «Как социальный институт РПЦ обладает рядом характерных (институциональных) признаков: наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе, наличие юридической формы (РПЦ выступает как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экономическую основу ее существования), наличие четко разработанной догматики и детализированного культа» [5, с. 11]. Как духовная организация РПЦ связана с духовной сферой, с миром культуры. По своим функциям социокультурные институты, устанавливая правила в духовной сфере, «обеспечивают совместное существование людей, приводя их интересы если и не к общему знаменателю, то направляя в сторону взаимодействия и сотрудничества, формируя определённый образ жизни» [15, с. 81]. РПЦ, таким образом, как социокультурный институт играет важную роль в воспитании молодого поколения, сохраняя традиционные духовные ценности и идеалы, которые формировались в течение столетий в значительной мере под влиянием Церкви. Церковь их санкционирует на сакральном уровне, то есть на уровне духовном в религиозном смысле этого слова. Духовные ценности в церковном понимании опираются на фундамент религиозных заповедей, Церковь их поддерживает также через религиозные практики и богослужебную деятельность. Конечно, в первую очередь, РПЦ оказывает влияние на православную молодежь, на православно верующих людей. В то же время РПЦ как социокультурный институт может в значительной мере расширить свое участие в деле воспитания молодого поколения. В России существует разнообразный этно-конфессиональный состав. Есть области, где традиционно православие имеет сильные позиции, в то же время есть регионы, которые отличаются разнообразным конфессиональным составом. К этому добавим также факт наличия достаточно большого количества неверующих молодых людей. Через благотворительность, культуру, искусство, деятельность в социальной сфере РПЦ может влиять на молодое поколение в целом.
Астраханская область относится к числу поликонфессиональных регионов. По данным статистики за 2017 год, в Астраханской области существует 30 вероисповеданий, большинство из них относится к традиционным для России конфессиям -РПЦ (99 приходов), мусульманским объединениям (78), буддистским общинам (5), иудейским (2) и др. [4, с. 30]
В этой связи рассмотрим на примере Астрахани, как учащаяся в высших учебных заведениях города молодежь, среди которой есть представители разных конфессий, оценивает и относится к влиянию РПЦ в формировании духовных ценностей. Для того, чтобы выяснить этот вопрос, нами был проведен социологический опрос студентов г. Астрахани. Опрос проходил в феврале 2024 года. Цель опроса заключалась в том, чтобы выявить мнение учащейся молодежи многоконфессионального города Астрахани о роли РПЦ в формировании духовно-нравственных ценностей. В опросе приняли участие 369 человек. Из них отнесли себя к религиозным людям (разной конфессиональной принадлежности) 66,4%; отрицательно ответили на вопрос о своей религиозности 33,6% опрошенных. В процессе опроса были получены следующие результаты.
Студентам было предложено ответить на вопрос: «влияет ли религиозность человека на формирование нравственности?». На этот вопрос положительно ответили 77,2%, отрицательно - 22,8%. На следующий вопрос: «совершая негативный, плохой поступок, вспоминаете Вы свою религиозную идентичность (принадлежность религии)?», ответ «да» выбрали 31,7%, «нет» выбрали 30,1%, ответ: «в этот момент я подвержен(а) эмоциям - 18,4%, ответ: «вспоминаю после, и мне за это бывает стыдно - 19,8%. Вопрос: «могут ли Ваши религиозные взгляды повлиять на Ваш выбор в вопросах нравственности и морали?». На этот вопрос респонденты положительно ответили 61,2%, отрицательно - 38,8%. Ключевой вопрос опроса: «Православная Церковь, как социальный институт через свою деятельность (проповедь, социальная помощь, просветительская деятельность) формирует ли в обществе нравственные ценности? На этот вопрос респонденты положительно ответили 78%, отрицательно - 22%.
Исходя из результатов опроса можно сделать следующие выводы. Результаты проведенного опроса показывают, что учащиеся в высшей школе в подавляющем своем большинстве признают влияние религиозности на формирование нравственности. При этом если сопоставить процент людей, который отрицательно ответили на вопрос о своей религиозности (33,6%) и процент тех, кто отрицательно ответил на вопрос о влиянии религиозности человека на формирование нравственности (22,8%), то значительная часть нерелигиозных людей также признает этот факт. О большом влиянии на то, что религия удерживает от безнравственности верующих людей, говорят и ответы на вопрос о совершении негативного поступка. Одну треть опрошенных память о своей религиозной идентичности удерживает от совершения безнравственного поступка, а почти двадцать процентов опрошенных призналась, что вспоминают о своей религиозности после совершения поступка, за который им становится стыдно, то есть иными словами наступает раскаяние - действенное для исправления человека духовное нравственное чувство. Вместе это составляет 51,8%, то есть чуть более половины опрошенных. Более половины опрошенных ответили положительно и на вопрос о том, что религиозные взгляды влияют на выбор в вопросах нравственности и они становятся решающим фактором в этом выборе. На вопрос о признании Православной Церкви социальным институтом, который через свою деятельность формирует нравственные ценности, подавляющее количество опрошенных (78%) ответило положительно. При этом эта цифра в целом совпадает с количеством участвующих в опросе религиозно верующих людей.
Таким образом, мы можем прийти к выводу о том, что в поликонфессиональном регионе значение РПЦ в формировании нравственных ценностей признается большинством студенческой молодежи вне зависимости от конфессиональной ее принадлежности. Отрицает такое влияние меньшинство опрошенных. Это позволяет нам также сделать вывод о большом потенциале сотрудничества различных российских конфессий в деле формирования традиционных нравственных ценностей у молодежи.
Молодежь сегодня зачастую выступает в роли нравственного индикатора, поэтому важно не упустить ее воспитание, помогая молодому поколению разобраться и сориентироваться в вопросах духовно-нравственного характера. Поиск форм сотрудничества различных социальных институтов для усвоения молодым поколением традиционных нравственных качеств человека, живущего в поликонфессиональном регионе, расширяет границы воспитательного процесса. В данном процессе призваны принимать участие все социальные сферы жизнедеятельности человека, с которыми он общается.
Список литературы
1. Бобров В.В. Социализирующая роль Русской Православной Церкви: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Саранск, 2005. - 18 с.
2. Васильев Г.Е. Культура как сфера доопределения человека // Журнал института наследия 2020 №1/20 https://nasledie-journal.ru/ru/journals/335.html (дата обращения: 28.02.2024)
3. Волков Ю.Г., Дакоро М.А., Сагалаева Е.С., Таланова К.С. Духовно-нравственный кризис в России: статические характеристики // Социально-гуманитарные знания. -2014. - №12. - С.7-13.
4. Доклад «Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2017 году» подготовлен государственным учреждением Астраханской области «Центр стратегического анализа и управления проектами». Вып. 24. Отв. ред. Е.Г. Селиверстова, Д.А. Аверкин. 178 с. Официальный сайт Астраханской областной администрации URL:https://www.astrobl.ru/sites/default/files/uploads/doklad_o_socialno_ekonomicheskom_ razvitii_2017.pdf (дата обращения: 01.10.2021)
5. Капалин А.М. Социальные функции института Русской Православной Церкви: Автореф дис. канд. соц. наук. - Тюмень, 2009. - 27 с.
6. Лавринова Н.Н., Чеботарёв С.А., Кожевникова Т.М. Социальные функции духовно-нравственных традиций в культуре // Неофилология. - 2022. - Т.8. - № 1. -С. 179-192.
7. Порус В.Н. Духовность как проблема современной России // Политическая концептология. - 2012. - № 1. - С.69-81.
8. Радугин А. А, Радугина О. А. Социокультурный институт как идеальный конструкт культуры // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2012. - Т.2. - № 1. - С.165-173.
9. Руденко В. А. Духовный кризис современного российского общества как следствие догоняющей модернизации // Общество: политика, экономика, право. - 2009. - №1-2. -С.32-35.
10. Туман-Никифоров А. А. Кризис духовности как проблема отсутствия цементирующего социум идеала // Философия и общество. - 2011. - №3. - С.91-102.
11. Федотов Г.П. Рождение свободы // Судьба и грехи России: в 2-х Т., Т.2. - СПб.: София, 1991. - 348 с.
12. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/405579061/ (дата обращения: 01.03.2024)
13. Филюшкина Д.В. Духовная люмпенизация российского общества: детерминирующие факторы и социальные проявления: Автореф дис. докт. филос. наук. -Ростов-на-Дону, 2014. - 54 с.
14. Шилина Н.А., Беликова Н.Ю., Лугинина А.Г. Социокультурные риски и духовная люмпенизация российского общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - №12. - Вып.1. - С.110-113.
15. Янковская Л.В. Образ жизни и социокультурные институты - единство и противоречия // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). - 2018. - № 2 (16). - С.80-82.