Научная статья на тему 'РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ПРАВОСЛАВНЫЕ И МУСУЛЬМАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / СИСТЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вагапова Ф.Г., Рогожина Е.М.

В данной статье рассматриваются особенности духовнонравственного воспитания в современной России в системе социокультурных коммуникаций. Дается анализ социально-политических институтов как инструмента социального контроля и гаранта стабильности в обществе. Делается вывод о высокой значимости института семьи в современном российском обществе. Выявляется потенциальная роль религиозных институтов в процессе духовно-нравственного воспитания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Вагапова Ф.Г., Рогожина Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF MORAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE MODERNIZATION OF SOCIO-POLITICAL INSTITUTIONS IN MODERN RUSSIA

The article studies the aspects of spiritual and moral education in present-day Russia within the system of socio-cultural communications. It provides analysis of social and political institutions as the instrument of social control and the guarantee of stability in society. The article concludes that the institution of family has a great importance in Russian society. It reveals the potential role of religious institutions in a process of spiritual and moral education.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК: 323.2, ББК: ФЗ(2Рос), ГРНТИ: 11.15.23 + 11.15.82, ВАК 23.00.02

Ф. Г. Вагапова, Е. М. Рогожина

РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности духовно-нравственного воспитания в современной России в системе социокультурных коммуникаций. Дается анализ социально-политических институтов как инструмента социального контроля и гаранта стабильности в обществе. Делается вывод о высокой значимости института семьи в современном российском обществе. Выявляется потенциальная роль религиозных институтов в процессе духовно-нравственного воспитания личности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, социально-политические институты, православные и мусульманские религиозные традиции, современная Россия, система социокультурных коммуникаций.

F. G. Vagapova, E. M. Rogozhina

ROLE OF MORAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE MODERNIZATION OF SOCIO-POLITICAL INSTITUTIONS IN MODERN

RUSSIA

Summary. The article studies the aspects of spiritual and moral education in present-day Russia within the system of socio-cultural communications. It provides analysis of social and political institutions as the instrument of social control and the guarantee of stability in society. The article concludes that the institution of family has a

great importance in Russian society. It reveals the potential role of religious institutions in a process of spiritual and moral education.

Key words: spiritual and moral education, socio political institutions, orthodox and Islamic religious traditions, modern Russia, system of socio-cultural communications.

Проблема рассмотрения духовно-нравственного становления человека в современных условиях актуальна и многоаспектна и включает в себя мировоззренческие учения, идеи, теории, течения, движения, с помощью которых человек пытался научно, рационально (или иррационально) объяснить свою сущность и миссию на Земле.

В процессе своего развития человечество, приспосабливаясь к окружающей среде, вырабатывает инструменты, пригодные для решения важнейших задач и удовлетворения множества потребностей. Таким образом, общество исторически сформировало так называемые социальные институты, аспекты деятельности которых охватывают практически любую область социальных отношений или социальной практики.

В рамках данной статьи нами предпринята попытка рассмотреть роль духовно-нравственного воспитания в контексте трансформации социально-политических институтов в православной и исламской религиозных традициях на современном этапе развития российского общества, форм и методов, используемых в целях непрерывного духовно-нравственного воспитания человека; видов, типов воспитательно-образовательных систем и направлений, современных образовательных учреждений, призванных осуществлять развитие духовно-нравственного воспитания личности.

Само понятие «социальный институт» охватывает самые разные смысловые поля и явления [Ефимова]. Социально-политические институты, в свою очередь, понимаются как совокупность норм и механизмов, которые регулируют определенные сферы общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия) [Седов, 1990, с. 117]. Исходя из этого

33

положения, социологи углубили представление о социальных институтах как о базовых элементах, в сфере которых находится общество.

С данных позиций и мы будем рассматривать социально-политические институты как исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей, предопределяющие организацию жизни общества в целом и включающие в себя системы ценностей, идеалов, образцов поведения, обязательные или рекомендуемые всем, кто охвачен социокультурными связями, то есть всем, кто включен в сферы социально-политических институтов [Добронькова, Кравченко, 2000].

Социально-политические институты, фундаментальные и частные, одновременно выступают и инструментами социокультурного контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам данного общества и соблюдать соответствующую дисциплину, находиться в рамках законов страны.

Иерархия социальных институтов, число их объектов и явлений, растет с усложнением общественного устройства и развитием исследований социума как системы. Число институтов увеличивается, а структура каждого усложняется. Внутри каждого из фундаментальных институтов складывается своя иерархия неглавных частных институтов, которые, в свою очередь, помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей.

Например, неглавный институт семьи и брака содержит иерархию институтов материнства и отцовства, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д., которые также называются социальными практиками или обычаями). К слову, иерархия института семьи, насчитывающая пятисоттысячную историю, постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, патриархальная, нуклеарная, расширенная, сожительство, неполная семья и т.д.

Из всех разновидностей социальных институтов, которые касаются

важнейших проблем общества и его социальной структуры, для нас представляет

интерес социальные институты культуры как фундаментальные институты,

34

обеспечивающие инкультурацию и социализацию личности, обладающие системой правил и норм, закрепляющих и стандартизирующих культурное взаимодействие, делающих его и предсказуемым, и коммуникативно возможным. Данные институты обеспечивают соответствующий социокультурный порядок, в котором протекает культурная деятельность

каждого отдельного индивида. Социокультурные институты призваны обеспечивать возможность вхождения в культуру, приобщения к ее ценностям, нормам и правилам, обучать расхожим культурным поведенческим моделям, а также приобщать

человека к символическому порядку. Интегративность, осуществляемая посредством

институтов, необходима для координации деятельности внутри и вне социокультурного ансамбля, она является одним из условий его выживания; обеспечивает и налаживает коммуникации [Социальные институты культуры].

Однако социально-политические институты могут существовать лишь, базируясь на ценностных установках, превалирующих в том или ином обществе. Ценностные установки, в свою очередь, формируются в рамках религиозной традиции, которая отвечает за духовно-нравственный пласт сознания индивида [Рогожина Е.М., 2013, с. 10-15]. Поэтому в современных условиях поиска новых политических стратегий и способов успешного устранения глобальных и региональных вызовов и угроз духовные лидеры и политики все чаще обращаются к религии как к универсальному инструменту преодоления демографических, этических, социальных и иных видов проблем и противоречий, а также используют механизмы духовно-нравственного воздействия на население в попытке поддержания так называемой «духовной безопасности» граждан с целью поиска новых национальных идей, коррелирующихся особым образом с многогранным понятием национальной идентичности российского народа.

Так, в посланиях Президента России В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации в 2007, 2008 гг. было подчеркнуто: «Духовное единство

35

народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к самобытным культурным ценностям... Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 2008].

Специалисты из разных областей знаний, политические и общественные деятели, а также духовные лица, неустанно занимаются поиском ответов на вопросы о смысле и содержании таких категорий, как: духовно-нравственное воспитание личности в современной России, морально-нравственные ценности, национальный воспитательный идеал и т.д. Множество авторитетных мнений высказываются в рамках проведения на самом высшем уровне различного рода круглых столов и семинаров по данной проблематике. Так, 24 января 2013 г. в Москве в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол «О защите духовно-нравственных традиций русского и других народов Российской Федерации и их законодательном обеспечении», на котором рассматривали различного рода проекты, в частности: «Проект «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [Данилюк, Кондаков, Тишков, 2009].

По мнению авторов данной Концепции, формирование ценностей современного российского гражданина происходит в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, а также в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Однако наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.

Авторы данного Проекта считают, что новая российская

общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором,

обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и

36

гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. При этом образовательным учреждениям необходимо постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, с другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Таким образом, воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях [Данилюк, Кондаков, Тишков, 2009].

В целом, данная Концепция отражает суть политики российского государства в сфере духовно-нравственного воспитания современных граждан РФ в рамках социально-политических институтов.

Говоря о духовно-нравственном воспитании российских граждан, невозможно, на наш взгляд, обойти стороной роль православной и исламской религиозных традиций, поскольку именно монотеистические религии, подобные этим, испокон веков выступали в качестве ментальной матрицы полиэтничного российского государства, которая выполняла и выполняет функции сплочения, воспитания, самоидентификации граждан, способствует формированию морально-нравственного и ценностного каркаса в сознании современного индивида.

В связи с этим, одной из важнейших в социально-политическом плане функций и задач РПЦ и православных приходов, исламской уммы и мечетей является исполнение роли института национальной идентификации, с помощью которого происходит стимулирование образования национального государства.

Кроме того, весь наработанный за века церковью и умой опыт духовной работы крайне востребован сегодня в условиях постсекулярного общества, общества «трансполитического», как говорил Ж. Бодрийяр [Бодрийяр, 2000, с. 12], с присущей ему рацоналистичностью мышления, клиповостью сознания и смешением сфер «повседневного» и «сакрального» [Дюркгейм, 1995, с. 82].

37

Так РПЦ, которая исторически аккумулирует в себе традиционные патриархальные ценности, такие как: «православие-самодержавие-народность» и рассматривает верховную власть авторитарного типа как сакральную для достижения наиболее значимого результата, существует в реальности в условиях взаимодействия с политической властью и политической системой, которая нацелена на иные ценностные категории: демократизацию, модернизацию, вестернизацию. Поэтому для обеспечения наибольшей эффективности в условиях восстановления нации после кризиса идеологий и, как следствие, духовного и нравственного кризиса нации, применительно к прихожанам, РПЦ использует модель так называемой «либеральной религии», в рамках которой происходит увеличение роли «низовой религиозности» (усиление обрядовой стороны религии и интенсификации роли церковных приходов) [Рогожина Е.М., 2010, с. 80-84].

Таким образом, получается, что в структуре современного гражданского общества церковный приход представляет собой один из институтов. Церковь выступает в качестве объединяющего начала верующих православных граждан, моделирует духовную связь, общность убеждений, целей и принципов, порождающих и организующих практики и условия взаимного согласования действий верующих.

В целом, символический капитал Церкви коренится в исторической памяти, культурных символах, а также той роли, которую она сыграла в формировании российской государственности, принципов общественной морали и норм поведения. Следовательно, РПЦ с помощью инструмента религиозности легитимизирует различного рода общественные порядки, институты и отношения в государстве, выступая, тем самым, как элемент гражданского общества, что позволяет оптимизировать диалог с другими конфессиями [Ситников, 2012].

Отметим также, что в последние годы накоплен определенный опыт изучения богатой истории совместного проживания православных и мусульман, являющихся представителями традиционных религий России. Нарастающая тенденция международно-политической идентификации мусульман привела к возрождению ислама в России. Связано это, прежде всего, с осознанием себя

38

частью мирового мусульманского сообщества. Религиозные институты вышли в публичную сферу: политику, экономику, образование, активны в социально-общественной сфере, успешно применяют рекламу и PR-технологии, выступают в медийном поле информационного пространства страны, создают собственные мусульманские СМИ, медиа индустрии, используя инновационные технологии в масс-медиа. Проблемы укрепления государственности страны и правовой системы, консолидации российского общества не могут игнорировать духовно -нравственный и культурно-интеллектуальный потенциал ислама, который, думаем, необходим в процессах демократических преобразований политики России.

Обращаясь к духовным традициям ислама, необходимо отметить, что образовательно-воспитательные возможности ислама в России находят свои формы реализации на основании российских законов, прежде всего Конституции РФ, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015), Закона N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г.) и т.д. [Вагапов, Вагапова, 2012, с. 36-45].

Таким образом, российские мусульмане реализуют свои гражданские потребности, как и все граждане РФ, на основании законодательных актов, регламентирующих политическую, социальную жизнь страны и с учетом морально-нравственных устоев ислама, дошедших испокон веков от предков.

Не секрет, что особая роль в нравственном воспитании и религиозном образовании возложена на семью. Ведь именно в руки родителей Всевышний возложил свою любовь и заботу о детях. Исламская нравственность и мораль дают возможность понять детям и молодежи назначение в этой жизни, в этом обществе, и что женщина одарена божественным венцом материнства, а мужчина как пример должен быть достойным мусульманином [Вагапова, 2005].

Можно говорить о том, что в традиционной мусульманской семье непререкаемым авторитетом, лидером, является старший мужчина - для более молодого поколения мужчин-сыновей и женшин, детей. Родители - авторитет, пример подражания детям. Учитель - ученикам. Это традиционно...

Однако необходимо отметить, что сейчас исламские исторические традиции института семьи и брака (как и христианские) испытывают сложности социально обусловленной трансформации семьи. На смену семейным традициям расширенной (или сложной) патриархальной семьи традиционного типа, в состав которой входит несколько супружеских пар или несколько поколений взрослых людей, приходит процесс нуклеаризации. Нуклеарная семья (лат. nucleus - ядро), простая семья, основная семья - семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей или одного из родителей со своими детьми, не состоящими в браке [Нуклеарная семья].

Переход от сложной семьи к нуклеарной идёт при переходе от традиционного к индустриальному обществу. Согласно Бим-Баду Б.М. и Гаврову С.Н.: «Сегодня наиболее распространенным типом в ареале христианской / постхристианской цивилизации является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке» [Бим-Бад, Гавров, 2010, с. 34].

К сожалению, в нынешнем современном обществе наблюдается тревожная

тенденция трансформации семейно-брачных отношений, сопровождающаяся

снижением рождаемости, ростом разводов, увеличением количества неполных

семей и др. Характерен распад семьи не только из-за социально-экономических

причин, но и из-за утраты традиционных уважительных отношений между

супругами, между детьми и родителями. Нарушена иерархия внутрисемейных

отношений: когда лидер - глава один, амбиции других не выставляются.

Современная женщина, получив возможность самостоятельно зарабатывать,

получила также и личную свободу в семье. Получив экономическую свободу, она

тем самым получила свободу от мужчины. Семья в таких условиях перестала

быть для женщины преференцией, жизненной необходимостью, что ведет к

40

отмиранию семейных связей между родственниками. Дети, имея возможность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, становятся независимы от родителей. Старики, у кого хорошее пенсионное пособие, не нуждаются в помощи детей. Это привело к упрощению функции семьи в современном обществе, к потере значения семьи как защитного механизма для выживания людей в тяжелых жизненных условиях. «Размывание» традиционного семейного уклада повлияло на появление внебрачных свободных связей между мужчиной и женщиной, которые раньше считались безнравственными и осуждались государственной и религиозной идеологией.

Обращаясь к российской действительности, хотелось бы надеяться, что религиозные традиции семейного уклада, положительно трансформируясь в нынешних социально-экономических, политических условиях, изменяя форму, сохранят традиционное духовно-нравственное содержание.

В целом, подводя итог, следует констатировать следующие положения:

1. Российское государство не в полной мере оценивает значимость социального института семьи, хотя в последнее время положительная динамика к данной проблеме прослеживается;

2. В рамках православной и исламской религиозных традиций, исторически формирующих духовно-нравственный облик российского государства, под пристальным вниманием и с непосредственным участием государственной власти происходит процесс становления современного национального воспитательного идеала - высоконравственного, творческого, компетентного, ответственного, патриотически настроенного гражданина России, воспитанного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации;

3. В современных условиях православные граждане России и мусульмане, не изменяя сущностные стороны ислама и православия, должны найти оптимальные формы воздействия религии на воспитательно-образовательный процесс российской молодежи и в целом на процесс социально-политических трансформаций с учетом многообразия форм и единства содержания исламских и

православных традиций относительно поликультурного пространства РФ;

41

4. В силу российского закона об отделении религии от государства, религиозные институты законодательно отстранены от решения задач государственного аппарата и проблем, которые зачастую и породили сами власть имущие. Поэтому на общество, которое сформировано в контексте духовно-нравственной политики религиозных институтов, возлагается, как и на государство, большая ответственность за консолидированный процесс воспитания каждого члена общества, сохранение института семьи, формирование толерантного и адекватного отношения в поликультурном пространстве страны.

Литература

Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. - М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010.

Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.

Вагапов Р.Н., Вагапова Ф.Г. Ценностные ориентиры образовательных программ исламской тематики: продвижение форм и технологий (на примере Нижегородской области) // Работа с мусульманской молодежью в образовательных учреждениях и религиозных объединениях в России и за рубежом. Сборник материалов и научных статей, представленных на IV международной научно-практической конференции «Работа с мусульманской молодежью в образовательных учреждениях и религиозных объединениях в России и за рубежом». Москва, 25-26 ноября 2011. - Москва: Издательство Московского исламского университета, 2012.

Вагапова Ф.Г. Роль религиозного образования в укреплении нравственного воспитания детей и молодежи (на примере Нижегородской области) // Исламское образование в России: проблемы современности. Материалы научно-практического семинара, посвященного 10-летию Нижегородского исламского медресе «Махинур». Н.Новгород. 2005.

ДоброньковаВ.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. - М., 2000.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.

Ефимова Т.В. Социальные институты: опыт культурологического анализа. - Режим доступа: www.cr-joumal.ru/rus/joumals/189.html&j_id=13. Загл. с экрана.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. - № 17. -сентябрь 2009. // Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: www.vestnik.edu.ru/proect.html. Загл. с экрана.

Нуклеарная семья // Словари и энциклопедии на Академике. - Режим доступа: dic.academic.ru/dic.nsf/seksolog/572. Загл. с экрана.

Седов Л.А. Институт социальный // Современная западная социология. - М., 1990. С.

117.

Ситников А.В. Влияние православия на институты власти и гражданского общества в современной России: автореферат диссертации кандидата философских наук: 09.00.14. М., 2012. - Режим доступа: http://www.famous-scientists.ru/list/13110. Загл. с экрана.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=67870;fld=134;dst=4294967295. Загл. с экрана; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008. - Режим доступа:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=81294;fld=134;dst=429496. Загл. с экрана.

Рогожина Е.М. Влияние религиозного фактора на процесс формирования политического лидерства в современной России // Нижегородский журнал международных исследований, 2010. Осень-зима. С. 80-84.

Рогожина Е.М. Политическое лидерство и политический процесс в современной России: политико-культурное измерение: Учебное пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2013.

Социальные институты культуры. - Режим доступа: http:// aganta.ru/ kultura.php?id_url=17. Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.