ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
УДК 37.061
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-3-30-36
Инновационные технологии образования в контексте кризиса духовной культуры и возрождения традиционных ценностей
Т.С. Оленич Н, К.А. Лукьяненко
Донской государственный технический университет, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1 Н [email protected]
Аннотация
Введение. Рассматриваются проблемы современной духовной культуры в контексте кризиса духовной безопасности и попытки возрождения интереса к традиционным ценностям. Современный культурный кризис рассматривается как актуальная угроза национальной безопасности. Одним из способов преодоления этого кризиса являются инновационные технологии образования, которые призваны уменьшить риски культурного кризиса и адаптировать общество к возвращению к традиционным ценностям.
Материалы и методы. Использованы общенаучные методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, а также сравнительный метод.
Результаты исследования. Достижение духовной безопасности через образование возможно благодаря основным принципам организации духовно-нравственного просвещения (нравственный пример педагога, социально-педагогическое партнерство, индивидуально-личностное развитие, интегративность программ духовно-нравственного воспитания, социальная востребованность воспитания). Одной из интересных современных учебных методик является развитие духовности через спорт и спортивные игры. Университеты занимают в данном конгломерате ведущие позиции в образовательно-воспитательном процессе и процессе социализации личности. Предлагаются инновационные методы для высшей школы: изучение истории региона с помощью коротких 3-Э видеороликов. Для хранения контента — бесплатная платформа YouTube и буклет в виде карты, на которой обозначены памятники Ростова-на-Дону, посвященные культуре и религии; в рамках онлайн проекта предусмотрено создание буклета в электронном виде и свободном доступе для удаленных пользователей. Обсуждение и заключение. Исследуя возможности новых технологий образования для преодоления современных культурных и духовных проблем, авторы пришла к выводам: духовно-нравственное просвещение и формирование личности современной молодежи должно осуществляться по принципу системности и планомерности. Духовная безопасность России должна стать стратагемой культурно-цивилизационного развития общества, дать толчок жизненно важным духовным интересам и потребностям личности.
Ключевые слова: духовная культура, духовная безопасность, технологии образования, традиции
Для цитирования: Оленич Т.С., Лукьяненко К.А. Инновационные технологии образования в контексте кризиса духовной культуры и возрождения традиционных ценностей. Научный альманах стран Причерноморья. 2023;9(3):30-36. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-3-30-36
Я Check for updates
Научная статья
© Т.С. Оленич, К.А. Лукьяненко, 2023
Original article
Innovative Educational Technologies in the Context of Spiritual Culture Crisis and Revival of Traditional Values
Tamara S Olenich H, Konstantin A Lukyanenko
Don State Technical University, 1, Gagarin Square, Rostov-on-Don, Russian Federation H [email protected]
Abstract
Introduction. The article deals with the problems of modern spiritual culture in the context of spiritual security crisis and attempts to revive interest in traditional values. The contemporary cultural crisis is regarded as an urgent threat to the national security. One of the ways to overcome this crisis is innovative educational technologies which are designed to reduce risks of a cultural crisis and adapt society to a return to traditional values.
Materials and methods. General scientific methods are used: analysis and synthesis, deduction and induction, as well as a comparative method.
Results. Achieving spiritual security through education is possible due to the basic principles of organizing spiritual and moral education (moral example of a teacher, social and pedagogical partnership, individual and personal development, integration of programs of spiritual and moral education and social demand for education). One of the interesting modern educational methods is the development of spirituality through sport and games.
Universities occupy leading positions in the educational process and the process of socialization of individuals. The authors of the article suggest the following innovative methods for higher education: studying the history of the region using short 3-D videos. The free YouTube platform and a booklet in the form of a map are used to store the content, on which the monuments of Rostov-on-Don dedicated to culture and religion will be marked with icons; within the framework of the online project, it is planned to create a booklet which will be placed in electronic form in free access for remote users.
Discussion and conclusion. Considering the possibilities of new educational technologies for overcoming modern cultural and spiritual problems, the authors came into conclusion that spiritual and moral education and formation of the personality of today's youth should be carried out according to the principle of consistency. The spiritual security of Russia should become a stratagem for the cultural and civilizational development of society as well as give impetus to the vital spiritual interests and needs of the individual.
Keywords: spiritual culture, spiritual security, educational technologies, traditions
For citation: Olenich TS, Lukyanenko KA. Innovative Educational Technologies in the Context of Spiritual Culture Crisis and Revival of Traditional Values. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2023;9(3):30-36. https://doi. org/10.23947/2414-1143-2023-9-3-30-36
Введение. Проблема кризиса духовной культуры является актуальным направлением для современной гуманитарной науки в России. Обсуждая вопросы в такой постановке, ученые согласны в вопросе о наличии кризиса, но по-разному рассматривают его источник. По словам Ж. Тощенко, «проблему культурного кризиса необходимо рассматривать во всем ее противоречивом единстве, которое проявляется в отношении преемственности и новаторства» [1, c. 51]. Геополитическая катастрофа, разразившаяся на территории исторической России, привела к тому, что корни нашей истории, нашей культуры, в том числе и духовной культуры, были подорваны на государственном уровне. Социально-экономическая нестабильность, умаление морально-нравственных норм и ценностей, криминализация, отсутствие патриотизма — все это является угрозой национальной безопасности России. Преодоление этой угрозы возможно лишь при условии реализации духовно-нравственной программы, в фундаменте которой заложены идеи культуры и гуманизма [2].
В таких условиях становится актуальным изучение проблемы духовной безопасности личности, поиск инновационных моделей воспитания и образования. Поэтому целью данной статьи является анализ особенностей современного культурного кризиса как актуальной угрозы национальной безопасности и ответ на эти вызовы—инно-вационные технологии образования, которые призваны уменьшить риски культурного кризиса и адаптировать общество к возвращению к традиционным ценностям.
Материалы и методы. Для анализа проблем духовной культуры и инновационных технологий как способа преодоления духовного кризиса в контексте обеспечения национальной безопасности использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, дедукция и индукция, а также сравнительный метод.
Результаты исследования. В постперестроечный период 1990-х - начала 2000-х гг. в России виден всплеск религиозных отклонений и патологий. Также в эти годы наблюдался большой рост интереса к оккультизму
и магии. В это же время (с конца 1980-х гг.) начало активно возрождаться и православие. Постсоветский человек находился в состоянии неопределенности, он не знал ни во что верить, ни как верить [3]. Разумеется, он находился в рискогенной ситуации, так как риск уверовать в «неверное» и/или «неверно» тогда был критично высоким.
Масштаб неофитства в данный промежуток времени был запредельным. Происходила эскалация неопределенности, из-за этого наблюдалось расширенное воспроизводство риска. Ошеломляющее количество неофитов, чей «сырой» религиозный опыт, которого по сути и не было еще, дали импульс к усиленному развитию и распространению таких феноменов, как квазирелигиозность и ультраортодоксия. Эти феномены являются производными гиперрелигиозного сознания многих новообращенных.
На сегодняшний день ситуация не сильно изменилась. По-прежнему люди попадают и в секты, и в экстремистские организации религиозного толка, и в девиантные группы внутри самого православия.
Как правило, религиозная жизнь каждого человека в отдельности (субъективная религиозность) наполнена определенными заблуждениями. Разумеется, в совокупности эти ошибки преобразуются в религиозный опыт. Однако негативная динамика в религиозной жизни с большой вероятностью может привести к серьезным духовным проблемам, с самым трагичным исходом, одним из которых будет культурный кризис и отвержение традиционных ценностей и культуры. Об этих тенденциях пишут многие святые Отцы Церкви, эти тенденции также прекрасно описаны, философски выверены и систематизированы И. Ильиным в его работе «Аксиомах религиозного опыта» [4].
Поэтому каждому человеку в силу его индивидуальных особенностей и способностей необходимо иметь свой собственный ритм в религиозной жизни. Имея перед собой тысячи различных церковных и внецерковных примеров религиозной жизни, верующему человеку необходимо настраивать свой духовный камертон на такой лад, чтобы струна (религиозная жизнь) была не слишком слаба и, наоборот, не была слишком натянута. В этом смысл «золотой середины» и, что очень важно, религиозной меры.
В духовной жизни существует определенная закономерность «взлетов и падений», которые зависят от духовного опыта верующих. Но больше всего рискогенных ситуаций с самыми тяжёлыми последствиями происходит в жизни неофитов и духовно опытных людей.
Духовная ревность является источником и вдохновителем культуры религии, культуры религиозного акта. И поскольку сущностью истинного религиозного акта, как об этом пишет И. Ильин, выступает его верное строение, его искренность и цельность, его духовная чистота и его жизненная сила, постольку «религия начинает разлагаться и гибнуть, когда акт ее слабеет и отмирает» [4, с. 133].
Религиозная жизнь — это постоянная динамика. Стояние на месте приводит к скатыванию назад, к ослаблению и закономерному падению. Всегда важно идти вперед. Но без резких ускорений и чрезмерностей. Обращение к традиции аскетической практики дает нам возможность понять, что умеренная интенциональность и умеренная интенсификация являются необходимыми условиями для обретения подлинного религиозного опыта: «Не горячись, раньше времени не стремись к высшему, в духовной жизни скачки не уместны, должна быть терпеливая постепенность...» [5, с. 160]. Золотая середина и умеренное постоянство (интенция) являются главным условием духовного роста, но не спешка, не чрезмерность [5, с. 844].
Чем дальше продвигается в религиозной жизни человек — тем сложнее испытания и преграды, которые предстоит преодолевать. Духовное возрастание должно обеспечивается пропорциональным уровнем подготовки. Если правила соблюдаются на этом пути — вероятность падения минимальна. Именно поэтому у достаточно воцерковленных людей, кто придерживается «срединного пути», вероятность оступиться — минимальная. У них уже достаточно опыта, чтобы не замахиваться на невыполнимое и достаточно уважения к соблюдению необходимых правил в духовной жизни. Так становится совершенно ясно, что в религии, как и в любой рискогенной сфере человеческого бытия, важным подпунктом правил безопасности является информированность.
Рассмотрим данные процессы в молодежной среде. Молодежь — подвижная и мобильная социальная группа, она реагирует на малейшие изменения в жизни социума, она может как отвергать традиции социума, так и давать импульс к их развитию. Религиозность молодежи — степень приобщения ее к религиозным ценностям и системам. Определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения молодежи [6]. Культурная идентичность — принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом [6]. Потеря идентичности возможна в связи с быстрыми изменениями социокультурной среды, которые человек не успевает осознавать. В таком случае кризис идентичности может принимать массовый характер, рождая «потерянные поколения».
Приобщение молодежи к культурному наследию своего народа также является очень востребованным молодежью (70 % поддерживают данный вид деятельности) направлением деятельности Русской Православной Церкви. Для России западный путь не подходит, так как архетипы православной культуры сформировали совершенно иные нравственные нормы и традиции. Патриарх Кирилл отмечает, что в западном мышлении со времен Руссо закрепилось представление о достаточности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, а личность сама выберет себе доброе и полезное для жизни.
Духовная безопасность России может и должна выступать стратагемой культурно-цивилизационного развития общества, дать толчок жизненно важным духовным интересам и потребностям личности, «оторвать» эту личность от потребительского бума. А обществу и государству помочь с выработкой форм и способов общественного контроля за формированием духовных ценностей, отвечающих национальным интересам России, где патриотизм и активная гражданская позиция будут стоять на первом месте и где нужно выстраивать такую систему отношений, которая позволила бы обеспечить благоприятные условия для позитивного созидания духовности, опираясь, в том числе, на общественные интересы и сложившиеся религиозные нормы поведения в рамках традиционных конфессий.
А. Возьмитель определяет духовно-нравственную безопасность как «состояние личности, общества и власти, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное существование и функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни. Выход за рамки этой нормы ведет к распаду общества как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных оснований» [7]. Таким образом, безопасность достигается выстраиванием системы взаимоотношений субъектов общественной жизни, при которой создаются комфортные предпосылки к созиданию духовного и нравственного развития и жизни.
Обобщая, можно утверждать, что духовно-нравственная безопасность является особой частью безопасности национальной, которая служит культурно-духовным фоном нравственного развития уровня качества жизнедеятельности «человеческого фактора» в системе национальной цивилизации. А по мнению Л. Газгиреевой и Л. Бурняшевой, кроме этого, — «это процесс сохранения и позитивного видоизменения идеалов, ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, разделяемых массами людей и властными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующего устойчивость, преемственность и динамику общественного развития» [8].
Процессы глобализации и евроатлантической интеграции, распространение среди российской молодежи ценностей постмодерна разрушают православную традицию и присущие ей культуру и мораль. Перед обществом и государством стоит задача выработать формы и способы общественного контроля за формированием духовных ценностей, которые будут соответствовать национальным интересам России. Центральным ядром такой духовной системы должны стать отношения, в рамках которых патриотизм и активная гражданская позиция, но в то же время, будут обеспечены благоприятные условия для позитивного созидания духовности.
Процесс духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях должен ориентировать на освоение и сохранение культурных и национальных традиций. Эта тема центральная в творчестве педагогов: К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, В. В. Зеньковского, Б. Е. Райкова, С. И. Гессена. В современных условиях развития общественной жизни можно говорить о взаимодополнительности функций науки и религии в культуре и образовании. Наука является источником инноваций, религия в своей сути выступает хранителем традиций. Инновации невозможны без опоры на традицию и через институализацию включаются в традицию. Одной из самых эффективных форм привития чувств любви к Родине молодежи, уважения традиций, приобщения духовным ценностям является краеведческая работа, опирающаяся на духовное и культурное достояние России. Это особенно актуально в период мировой глобализации и стирания этнических, культурных и религиозных границ. Данная проблема в самых различных аспектах рассматривается такими исследователями: Л. Я. Аверьяновым,
B. П. Бабинцевым, М. К. Горшковым, Ю. А. Зубок, Д. Л. Константиновским, А. Л. Купрейченко, А. Л. Фетисовой, Ф. Э. Шерегой. Применительно к современной российской действительности проблема духовно-нравственной безопасности достаточно разнопланова и только отчасти освещена некоторыми современными авторами: священнослужителями, педагогами, психологами, социологами (А. И. Кравченко, Р. Г. Яновским, В. А. Ефимовым, А. И. Хвыля-Олинтером, И. Я. Медведевой, Т. Л. Шишовой, Н. Е. Марковой, Г. П. Звездиной, М. Ю. Зеленковым,
C. Г. Кара-Мурзой и др.) Данные авторы предлагают новейшие (инновационные) модели воспитания и образования в условиях культуры постмодерна и внедрения западной основы образования.
Инновационные модели образования включают, на наш взгляд, следующие формы: а) изучение истории Родного края, вовлечение обучающихся в знакомство с историческим прошлым региона, с культурным и духовным наследием предшествующих поколений путем коротких 3-Э видеороликов. Для хранения контента используется бесплатная платформа YouTube и буклет в виде карты, на которой обозначены памятники Ростова-на-Дону, посвященные культуре и религии; б) в рамках онлайн проекта предусмотрено создание буклета, который будет размещен в электронном виде и свободном доступе для удаленных пользователей.
Для социологического исследования; проанализировать круг тем, которые необходимо заложить в описание портрета; провести исследование индикаторов поведения молодежи, составить психологический и социальный портрет. На основе проведённых исследований предлагаем внедрить в образовательное пространство инновационные образовательные методики.
Процессы глобализации и распространение среди российской молодежи ценностей постмодерна разрушают православную традицию и присущие ей культуру и мораль. В таких условиях становится актуальным изучение
проблемы духовной безопасности личности, что и является целью данной статьи. В процессе формирования традиционных ценностей, именно духовная безопасность является смысловым ядром национальной безопасности, защитой от негативных трендов, связанных с духовной сферой.
Перед обществом и государством стоит задача выработать формы и способы общественного контроля за формированием духовных ценностей, которые будут соответствовать национальным интересам России. Центральным ядром такой духовной системы должны стать отношения, в рамках которых занимают фундаментальную позицию патриотизм и активная гражданская позиция, но в то же время будут обеспечены благоприятные условия для позитивного созидания духовности. При этом опираясь на общественные интересы и сложившиеся религиозные нормы поведения в рамках традиционных конфессий, влияние на формирование системы общественных отношений и воспитание духовных и нравственных идеалов молодежи должны оказать в первую очередь самые многочисленные конфессии: православие и ислам.
Базовые национальные ценности, вокруг которых группируется воспитание в образовательном процессе, как правило, сводятся к следующим темам:
- история России, российских народов, жизненный опыт своих родителей, семьи, рода, предков;
- традиционные российские религии;
- произведения литературы и искусства, лучшие образцы отечественной и мировой культуры;
- периодическая литература, СМИ, отражающие современную жизнь;
- фольклор народов России;
- общественно полезная и личностно значимая деятельность;
- учебные дисциплины;
- другие источники информации и научного знания.
Духовно-нравственное просвещение и формирование личности современной молодежи, посредством ресурсов вузов будет осуществляться по принципу системности и планомерности. Духовная безопасность должна стать смысловым ядром национальной безопасности, выступать буфером всех негативных трендов, так или иначе связанных с духовной сферой [2]. Конкретная задача: создание собственной модели инновационного кластера «безбарьерности» образования и воспитания.
Достижение благоприятных целей в этом направлении возможно только благодаря основным принципам организации духовно-нравственного просвещения, в которые входят: нравственный пример педагога, социально-педагогическое партнерство, индивидуально-личностное развитие, интегративность программ духовно-нравственного воспитания, социальная востребованность воспитания.
Нравственный пример практически полностью ложится на плечи педагогов образовательной системы, а остальные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания так или иначе выходят за рамки образовательных учреждений и распространяются на такие субъекты социализации как семья, общественные организации, традиционные российские религиозные объединения, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Университеты занимают в данном конгломерате ведущие позиции в образовательно-воспитательном процессе и процессе социализации личности. Фундаментальные знания — как база адресного подхода использования особых форм и методов педагогической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей обучающейся молодежи — являются тем важнейшим фактором, благодаря наличию или отсутствию которого вообще (априори) не считается возможным говорить о каком-либо образовании и воспитании и, конечно же, о полноценной социализации.
Вузы являются ключевым фактором не только в вопросах сохранения культуры, но и ее активной трансляции, передачи знаний из поколения в поколение. Вузы, располагая большим информационным потенциалом, имеют возможность посредством технологий образования и специфических форм и методов работы могут эффективно формировать духовно-нравственную личность. Мы сознательно отказываемся от Западных методик, использующих НЛП в ролевых играх, сессиях, по слому прежних личностных установок. Широкое использование данных методик не является безопасным средством воспитания личности.
Одной из интересных современных учебных методик является развитие духовности через спорт и спортивные игры. В 1990-е гг. бытовало мнение, что спорт христианину не нужен, так как он мешает спасению и способствует греховности: гордыня и тщеславие, поскольку духовное отношение превалирует над телесностью, стало важнейшей моделью восприятия этой сферы. Лишь десятилетие спустя физическая культура и спорт стали пониматься как одно из продуктивных направлений миссионерской деятельности в формате духовно-нравственного воспитания [2].
Обсуждение и заключение. Авторы приходят к выводам, что в процессе формирования традиционных ценностей у молодежи духовная безопасность является смысловым ядром национальной безопасности и буфером всех негативных трендов, связанных с духовной сферой. Духовная безопасность России может и должна выступать стратагемой культурно-цивилизационного развития общества, дать толчок жизненно
важным духовным интересам и потребностям личности. Традиционные культурные ценности, ядром которых является православие, могут быть основой для культурного и духовного «ренессанса» русского общества. Одним из возможных путей достижения этого является использование актуальных технологий образования.
Список литературы
1. Тощенко Ж.Т., Бойко В.Э., Егоров В.К. и др. Духовная культура современного российского общества. Состояние и тенденции формирования: материалы круглого стола. Социология власти. 2005;3:47-75.
2. Olenich T., Biryukov I. Adaptation of Young People in Conditions of Self-Isolation in COVID-19 in the Perspectives of Educational Technologies and Sport Spirituality. Pennsylvania: IGI-Global; 2021. URL: https://www.igi-global.com/ chapter/adaptation-of-young-people-in-conditions-of-self-isolation-in-covid-19-in-the-perspectives-of-educational-technologies-and-sport-spirituality/278930 (дата обращения: 02.05.2023).
3. Булгаков С. Первообраз и образ: сочинения в двух томах. Т. 1. Вступ. статья И.Б. Роднянской, коммент. В.В. Сапова и И.Б. Роднянской. СПб.: ИНАПРЕСС, Москва: Искусство; 1999. 416 с.
4. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2 т. Москва: Рарогъ; 1953. 448 с.
5. Великие русские старцы: Жития, чудеса, духовные наставления. Под общей ред. Аристарха (Лоханова), игумена. Москва: Трифонов Печенгский монастырь; Новая книга; Ковчег; 2001. 944 с.
6. Olenich T., Mekushkin A., Ugrekhelidze N. On the issue of the transformation of the psychological portrait of the modern Russian youth in a socio-cultural context (the case of questioning target students' groups in Don State Technical University). E3S Web of Conferences. 2020;175(8):15032. URL: https://www.researchgate. net/publication/342524908_0n_the_issue_of_the_transformation_of_the_psychological_portrait_of_the_ modern_Russian_youth_in_a_socio-cultural_context_the_case_of_questioning_target_students'_groups_in_ Don_State_Technical_Universi (дата обращения: 29.04.2023). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017515032
7. Возьмитель А.А. Духовная безопасность: социологический анализ. Мир России. Социология. Этнология. 2006;2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnaya-bezopasnost-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения: 01.05.2023).
8. Газгиреева Л. Х., Бурняшева Л. А. Экзистенциальные основы духовной безопасности российского общества. Власть. 2011;2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnye-osnovy-duhovnoy-bezopasnosti-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 04.05.2023).
References
1. Toshchenko ZhT, Boyko VE. Dukhovnaya kultura sovremennogo rossiyskogo obshchestva. Sostoyaniye i tendentsii formirovaniya: materialy kruglogo stola = Egorov VK and others. Spiritual culture of modern Russian society. Formation status and trends: materials of the round table. Sociology of power. 2005;3:47-75. (In Russ.).
2. Olenich T, Biryukov I. Adaptation of Young People in Conditions of Self-Isolation in COVID-19 in the Perspectives of Educational Technologies and Sport Spirituality. Pennsylvania: IGI-Global; 2021. Available from: https://www. igi-global.com/chapter/adaptation-of-young-people-in-conditions-of-self-isolation-in-covid-19-in-the-perspectives-of-educational-technologies-and-sport-spirituality/278930 (Accessed 2 May 2023).
3. Bulgakov S. Pervoobraz i obraz: sochineniya v dvukh tomakh = Prototype and image: compositions in two volumes. V. 1. Introductory article by I.B. Rodnyanskaya, commentaries by VV Sapova and IB Rodnyanskaya. Saint Petersburg: INAPRESS, Moscow: Iskusstvo; 1999. 416 p. (In Russ.).
4. Ilyin IA. Aksiomy religioznogo opyta = Axioms of religious experience. In two volumes. Moscow: Rarog; 1953. 448 p. (In Russ.).
5. Velikiye russkiye startsy: Zhitiya, chudesa, dukhovnyye nastavleniya = Great Russian elders: Lives, miracles, spiritual instructions. Under the general editorship of Aristarchus (Lokhanov), hegumen. Moscow: Pechenga Monastery; New Book; Kovcheg; 2001. 944 p. (In Russ.).
6. Olenich T, Mekushkin A, Ugrekhelidze N. On the issue of the transformation of the psychological portrait of the modern Russian youth in a socio-cultural context (the case of questioning target students' groups in Don State Technical University). E3S Web of Conferences. 2020;175(8):15032. Available from: https://www.researchgate.net/ publication/342524908_On_the_issue_of_the_transformation_of_the_psychological_portrait_of_the_modern_Russian_ youth_in_a_socio-cultural_context_the_case_of_questioning_target_students'_groups_in_Don_State_Technical_ Universi (Accessed 29 April 2023). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017515032
7. Vozmitel AA. Dukhovnaya bezopasnost: sotsiologicheskiy analiz = Spiritual Security: Sociological Analysis. The world of Russia. Sociology. Ethnology. 2006;2. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnaya-bezopasnost-sotsiologicheskiy-analiz (Accessed 1 May 2023).
8. Gazgireeva LKh, Burnyasheva LA. Ekzistentsialnyye osnovy dukhovnoy bezopasnosti rossiyskogo obshchestva = Existential foundations of the spiritual security of Russian society. Power. 2011;2. Available from: https://cyberleninka. ru/article/n/ekzistentsialnye-osnovy-duhovnoy-bezopasnosti-rossiyskogo-obschestva (Accessed 4 May 2023).
Об авторах:
Оленич Тамара Станиславовна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и мировых религий, Донской государственный технический университет, (РФ, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), [email protected]
Лукьяненко Константин Александрович, старший преподаватель кафедры православной культура и теологии, Донской государственный технический университет, (РФ, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), [email protected]
Поступила в редакцию 20.05.2023
Поступила после рецензирования 12.06.2023
Принята к публикации 15.06.2023
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
About the Аuthors:
Olenich Tamara Stanislavovna, Ph.D. (Advanced Doctorate) in Philosophy, Professor, Department of Philosophy and World Religions, Don State Technical University (1, Gagarin Square, Rostov-on-Don, 344000, RF), tamara1970@ inbox.ru
Lukyanenko Konstantin Aleksandrovich, Senior Lecturer, Department of Orthodox Culture and Theology, Don State Technical University (1, Gagarin Square, Rostov-on-Don, 344000, RF), [email protected]
Received 20.05.2023
Revised 12.06.2023
Accepted 15.06.2023
Conflict of interest statement
The authors do not have any conflict of interest.
All authors have read and approved the final manuscript.