Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com
2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html
URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/44PDMN119.pdf
Статья поступила в редакцию 10.01.2019; опубликована 28.02.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Дмитриева Ю.В., Кокорева Е.А. Формирование духовности молодежи России в образовательном процессе ВУЗа сегодняшнего дня // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Dmitrieva Yu.V., Kokoreva E.A. (2019). Formation of spirituality of young people in Russia in the educational process of the University today. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN119.pdf (in Russian)
УДК 378 ГРНТИ 14.35.05
Дмитриева Юлия Вячеславовна
НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва, Россия Специалист по учебно-методической работе
Доцент
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=693595
Кокорева Елена Анатольевна
НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва, Россия
Первый проректор E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=890061
Формирование духовности молодежи России в образовательном процессе ВУЗа сегодняшнего дня
Аннотация. В данной статье излагается авторский взгляд на ситуацию со сложившимся духовным кризисом личности в обновленном российском обществе.
Авторами охарактеризована современная ситуация в России как ситуация, созревшая и достаточная для становления духовной составляющей большинства людей, с точки зрения экономических, социальных, политических и социокультурных условий развития современного общества.
Авторами доказано, что в России сегодняшнего дня имеет место духовный кризис, поразивший часть современного общества. Изменения в культурной, социальной, экономической и политической системах повлекли за собой ряд сложных проблем, которые коснулись, прежде всего, личности.
Авторы уверены, что в условиях постоянного столкновения культур различных стран и цивилизаций, принципов различных социумов, духовный кризис личности ярко проявляется и получает свое развитие в современном обществе.
Авторами выявлено, что ежедневно личностью осваиваются духовные и материальные ценности, которые выработало человечество, время не стоит на месте, и формирование индивидуального и общественного сознания проходит все быстрее и быстрее, ускоренными темпами. По сравнению с 80-ми и 90-ми годами 20-го столетия, объем информации,
получаемой молодым поколением, увеличился в три, четыре раза. Сильное социальное расслоение и неравенство ведет к социальной напряженности в молодежной среде. Усложнился процесс адаптации молодых людей в современных условиях, усложнился поиск форм самореализации целых групп молодежи.
Авторы выявили, что острота поставленных вопросов не зависит от конкретного возраста, однако, как показывает неумолимая наука статистика, именно для молодых людей неразрешенность духовных проблем, чаше всего, приводит к глубокому психологическому кризису личности.
Авторами предлагаются пути решения проблемы формирования и совершенствования системы духовных и нравственных ценностей личности в процессе образования и воспитания в современной России, исходя из правовых, культурных и моральных устоев нашего государства.
Ключевые слова: культура; воспитание; образование; система духовных ценностей; духовность; духовный кризис; духовные и нравственные ценности; самосознание; массовое; политическое сознание; душевность; социальная среда; бездуховность; конфессии; гражданское общество; правовое государство; государственная политика; нормативное образование; социальная среда; патриотизм; гражданственность; национальные традиции
В начале XXI вв., в российской общественной мысли все больше проявляется интерес к изучению широкого спектра проблем, относящихся к сфере духовности. Сегодня, на ряду с постоянно меняющимися социальными, культурными, политическими и экономическими условиями жизни людей, притом, далеко не в лучшую сторону, возникает дилемма разрешения противоречий между потребностью личности в духовном развитии и состоянием реальной действительности. А текущая действительность такова: происходит постепенное разрушение системы, веками сложенной по кирпичику особой Российской системы ценностей, с нашим, одной только России понятным, менталитетом. Рассмотрим, что послужило предпосылками, то есть что явилось той питательной средой, в которой сформировались противоречия современной социальной среды.
Мы, россияне, почему-то позволяем переориентировать наши умы, взгляды и духовные ценности на западный манер, а это тоже самое, что ввести в России обязательное поедание супа из лягушек на обед и жареного мяса собак на ужин.
Те, кто мало-мальски понимает в сегодняшней политической ситуации в стране устали повторять, что Россия опять остается без своего лица ... у нас нет необходимости примерять ничего на нее чужое и чуждое нам, россиянам. У нас все было и есть свое, мы развивались и шли по своему пути и этот путь был уникальным, и выстроенная система государственной власти приносила хорошие плоды [3].
Да, не всегда нам было легко и в каких-то областях, особенно экономики наша страна сильно отставала, однако, но вот что у нас было просто замечательно отлажено так это система Российского образования! Ведь большинство светлых умов современной цивилизации это именно выходцы из России. Другой вопрос, что здесь не всегда были созданы комфортные условия для их развития и самосовершенствования, однако уже одно то, что они именно были взращены на нашей, Российской, образовательной почве, на системе исконно русских позитивных духовных ценностей говорит уже о многом. Любой родитель, обучавшийся в школе конца XX века открывая задачник первоклассника сегодняшнего дня, сына или дочери, приходит в ужас! Зная систему образования изнутри, хотим справедливо заметить, что, по сравнению с первыми 15 годами нового тысячелетия, когда упадок всего образовательного процесса был слишком очевиден, сейчас произошел перелом в сторону построения
качественного образовательного процесса в российском обществе, причем начиная с детского сада и вплоть до послевузовского образования. Старая российская образовательная парадигма была жестко уничтожена после распада СССР, что, однозначно, отбросило Россию и ее систему духовных ценностей, которая, к слову сказать, формируется именно в процессе всего образовательного и воспитательного процесса, далеко назад. Иногда создается впечатление, что запад активно делится информацией и теми технологиями, внедрение которых, - заведомо утопично нашей стране. Взять, например, системы ГИА и ЕГЭ. Теперь, образовательный процесс в школах с 6, 7 класса строится по принципу не научить, а именно натаскать выпускников российских школ на сдачу выпускных тестирований. А это значит, что у наших детей напрочь блокируется способность к саморазвитию и способность размышлять и думать творчески, креативно. Мы растим серую массу роботов, не приспособленных жить в нашем, столь отличном от запада, социуме. Россияне оказались абсолютно беспомощными в море нового информационного потока и высоко технологичных нововведений столь чуждых России. А дополнительный пятнадцатилетний провал в образовании лишь усугубил ситуацию. Резко возросло количество нервных расстройств и попыток суицида на почве страха не сдать ЕГЭ. Одна процедура досмотра и допуска в экзаменационный зал напоминает оформление в изолятор временного содержания. Что мы делаем ... мы сами губим нашу нацию позволяя собой манипулировать. Мы искореняем ее еще в зародыше, когда сами же, поддавшись на легкий способ переключить внимание ребенка, который хочет нашего общения, телефоном или планшетом, и он, преспокойненько безгранично и бесконтрольно черпает непонятную и ненужную ему информацию и сети, интерпретируя ее по-своему, и часто эта информация совсем не по возрасту ребенку. Естественно, что, когда ребенок уже сложил свое субъективное мнение о процессе или явлении, доходит время до обсуждения и изучения данного вопроса по возрасту ему становится не интересно, он считает наставления педагогов или родителей полной ерундой. С одной стороны педагог, который пытается привить разумное, доброе, вечное, а с другой западные фильмы об убийствах, насилии, гомосексуализме. С одной стороны, мама с мультиком про Чебурашку или мешок яблок, а с другой телевизор с мультиками о губке Бобе или Симпсонами. Два полюса, юг и север: две абсолютно противоположные системы ценностей. Как все это совместить? Как сформировать правильную систему духовных ценностей обновленной России, нашей родной страны, где люди знают своих соседей, не проходят мимо чужой беды, кормят и лечат бездомных животных, спасают жизнь чужим людям ценой своей собственной, делятся последним куском хлеба.
В связи с этим, существенное значение приобретает задача формирования такой системы ценностей, которая удовлетворяла бы современным жизненным устремлениям людей, восполняла бы образовавшийся «духовный вакуум» и сохраняла бы национальную самобытность российского менталитета, его всеобъемлющую духовность.
По нашему мнению, современную ситуацию в России можно охарактеризовать как ситуацию, созревшую и достаточную для становления духовной составляющей большинства людей, с точки зрения экономических, социальных, политических и социокультурных условий развития современного общества. Следует отметить, что в настоящее время в России имеет место духовный кризис, поразивший часть современного общества. Изменения в культурной, социальной, экономической и политической системах повлекли за собой ряд сложных проблем, которые коснулись, прежде всего, личности.
В условиях постоянного столкновения культур различных стран и цивилизаций, принципов различных социумов, духовный кризис личности ярко проявляется и получает свое развитие в современном обществе. Острота поставленных нами вопросов не зависит от конкретного возраста, однако, как показывает неумолимая наука статистика, именно для молодых людей неразрешенность духовных проблем, чаше всего, приводит к глубокому психологическому кризису личности [5].
https://mir-nauki.com
Духовные и материальные ценности, которые выработало человечество, каждодневно осваиваются личностью, время ускоряет свой бег, и формирование индивидуального и общественного сознания проходит все быстрее и быстрее, ускоренными темпами. По сравнению с 80-ми и 90-ми годами 20-го столетия, объем информации, получаемой молодым поколением, увеличился в три, четыре раза. Сильное социальное расслоение и неравенство ведет к социальной напряженности в молодежной среде. Усложнился процесс адаптации молодых людей в современных условиях, усложнился поиск форм самореализации целых групп молодежи [10].
Без усилий самой личности в обработке информации достичь определенного уровня в социуме невозможно, и усилия эти необходимо, организовать, подготовить и направить в правильное русло, чтобы восприятие культур различных стран и цивилизаций стало насущной потребностью каждого обучающегося, ибо учебное заведение несет ответственность за процесс социализации и формирования личности и ее духовных ценностей [6].
В настоящее время около ста ВУЗов реализуют направление подготовки «Организация работы с молодежью», ведь учебный и воспитательный процессы неразрывно связаны между собой.
Исходя из образовательной политики нашего государства, в настоящее время формируется несколько новых подходов к образовательной системе и воспитанию как подрастающего поколения, так и молодежи, и студентов.
Именно по окончанию этого пустого, разрушительного периода в 2015 году, на Совете проректоров по воспитательной работе был рассмотрен и принят стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования. В нем были отображены требования к структуре и содержанию воспитательной деятельности, организация системы воспитательной деятельности, развитие студенческого самоуправления. Стандарт направлен, прежде всего, на формирование российской гражданской идентичности обучающихся, обеспечение единства воспитательного пространства на территории всей Российской Федерации. Стандарт был разработан в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами: 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»; 98-ФЗ от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; «Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403-р; Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования; Программой социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2020 г. Программой развития образования до 2020 года; иными нормативными актами Российской Федерации [17].
В процессе обучения студент выступает как активный субъект самопроявления, самодеятельности в области права, экономики, политики, производства, культуры, предпринимательства и т. д. Поэтому, наряду с другими педагогическими парадигмами, положение теории духовного воспитания (самодетерминация личностного развития, открытость педагогического процесса, творческая активность педагога и обучающегося и др.) в наибольшей степени отвечают характеру общественных отношений и формированию личности, в соответствии с социально-экономическими требованиями к ней. Педагогическая эффективность практики духовного и практического воспитания по отношению к вузовской воспитательной системе, определяется рядом как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть связаны с социально-политическими, научно-техническими и ценностно-нравственными аспектами воспитательного процесса [18].
https://mir-nauki.com
При формировании духовного и нравственного процесса, развиваются особенности мировосприятия студентов в молодежной субкультуре. Личностные качества станут ведущей предпосылкой формирования системы духовных ценностей студентов, поскольку основополагающая категория в формировании индивидуальной культуры студента - это его личная духовность. Студенты развивает свою духовную составляющую личности, вбирая в себя культурные и духовные аспекты окружающей их социальной системы. Постигают смысл жизни, тем самым, формируя позицию активного гражданина выходя на рубеж «взрослой» жизни в гражданском обществе.
Система высшего образования призвана помогать формированию знаний, умений и навыков, способных делать так, чтобы мир человеческих взаимоотношений находился в гармонии с окружающей средой. Там, где возникает диссонанс, теряется гармония отношений, возникает проблема в межличностной коммуникации, и в коммуникации между социально -демографическими группами молодежи.
Термин «духовность» - определяет составляющая духовного, неотъемлемой частью которого, - является самосознание.
Где бы человек ни находился - в его разуме, чувствах или воле, - он является душевным. Если он действует и поступает посредством одной из этих трёх частей или если он живёт в одной из этих трёх частей, то он является душевным. Поскольку душевный человек живёт посредством разума, чувств или воли, то духовный человек так жить не должен. Душевный человек живёт не посредством духа, а посредством души, то духовный человек должен жить не в душе, а в духе...
В отличие от душевных людей, духовные не позволяют душе быть во всём господином, они не позволяют разуму, чувствам и воле души играть главную роль. Они живут посредством духа и в духе, и они позволяют лишь духу быть господином и источником их действий и поведения.
Понятия ума, мышления, образа мыслей, душевного склада встречается уже у Р. Эмерсона, однако, свое многоплановое и продуктивное значение эти понятия получили во франкоязычной гуманитористике [16].
В отечественной философской и культурологической литературе духовность, чаще всего, понимают как совокупность представлений, воззрений, «чувствований» общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторический тип цивилизации и социально-политические процессы, которые в целом влияют на государство и гражданское общество.
В указанном подходе духовность молодых людей, особенно в студенческой среде, формирует массовое сознание, но вместе с тем, и массовое духовное сознание оказывает влияние (является актором) по отношению к каждому отдельному индивиду. При анализе духовности целесообразно исходить из того, что данное понятие описывает именно специфику отражения внешнего мира, обуславливающую особенное в способах реагирования достаточно большой группы людей. Этим качеством обладает индивидуальное сознание. Сложность заключается в формировании духовности в повседневной реальности, которая объективно обусловлена «многомерностью» и «многослойностью» самого явления.
Духовность формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и среды обитания человека и, в свою очередь, сама их формирует, выступая как порождающее сознание, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики.
https://mir-nauki.com
Духовность - великий дар человечеству, его сущностное состояние. И если исчезает духовность, то рушится не только сама по себе личность, но и общество, и все государство в целом. Эта данность уже неоднократно доказана историческими фактами.
Отличительная черта русских философов, которые рассуждали на эту тему - это безграничная вера в духовно-нравственное начало и развитие личности. Нравственность они рассматривали не абстрактно, лишь с точки зрения идеала духовного развития человека, а вкладывали в это понятие реальные свойства и действия личности. Человек нравственный, по С.Н. Трубецкому, не может быть оторванным от других людей и жить только своими интересами для себя одного [13]. Линия действенности личности ярко выражена в трудах Н.А. Бердяева. Большой ценностью личности философы считали ее способность вырабатывать в деятельности и сохранять в себе лучшие нравственные качества: любовь, сострадание, отзывчивость, способность к самопожертвованию, защите и сохранению жизни, уважение к другой личности, умение владеть своими чувствами, противостоять низменным инстинктам.
В трудах русских философов нравственное начало выступает особенно выпукло. Философские идеи являются высоконравственными, поскольку опираются на общечеловеческие ценности, нашедшие отражение в христианстве, к которому как к собирательному центру направлены устремления указанных мыслителей. Не отрицая постулатов христианской морали о том, что все, в том числе и судьба человека, предопределено свыше божественной силой, этика религиозных философов не отрицает, в то же время, активной преобразующей деятельности человека.
Н.А. Бердяев, например, связывает эту деятельность с судьбой человека, которая не только стоит в центре мира, но и определяет судьбу этого мира для самого человека [1]. Он верит в безграничное творчество человеческой личности на основе самопознания и саморазвития, на базе духовной сущности самой личности.
Вера в творческие возможности личности составляет отличительную черту взглядов всех выше указанных философов. Несмотря на то, что в целом они ставили развитие личности в зависимость от ее отношения к религии, тем не менее, они не отрицали высокий творческий потенциал самой личности.
Творческий потенциал личности, наряду с другими направлениями действий, должен быть, по мнению, В.С. Соловьева, направлен на борьбу со злом, со всем, что мешает гармоническому развитию этой личности [12]. Мысль о борьбе с дурной действительностью (преступность, наркомания, бездомность и т. п.) крайне важна для сегодняшней практики воспитания молодежи.
Думается, что у нас в воспитании молодежи имеет место существенный пробел. Проблема национализма, например, является ярким примером разрушения духовной культуры общества. Строя воспитание преимущественно на положительных примерах, что само по себе, очень важно, мы подчас забываем о проблеме важности нацеливать молодежь на активную борьбу со злом, т. е. с той дурной действительностью, о которой говорил Н.А. Бердяев. Справедливо подчеркивая значимость достижения общечеловеческих идеалов, мы нередко забываем, что на пути к этим идеалам стоят препятствия, не преодолев которые, нельзя добиться полной гармонии жизни.
Возникновение в XX веке массового общества с массовым производством и потреблением привело к росту масс и их перерождению в тип, который Х. Ортега-и-Гассет назвал «человеком-массой». Не успевая воспринять историческую традиционную культуру, люди этого типа стремятся адаптироваться к социальной среде, слепо копируя мышление и поведение окружающих. «Масса, - утверждал философ, - всякий и каждый, кто ни в добре, ни
в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как все», и не только не удручен, но доволен собственной не отличимостью» [14].
Если в XVIII-XIX веках духовная культура еще оставалась пространством, свободным от коммерческих интересов и игры цен на рынке, то в XX веке бизнес вторгается уже и в духовную культуру, встраивая ее в повседневную рыночную реальность и превращая в инструмент технологической рациональности, призванный выполнять роль «принципа удовольствия». Данное поведение личности ведет к утрате ею духа свободы, бесконечной критике и формированию типа одномерного человека со стандартными потребностями, логикой господства и технологическим мышлением.
Рыночное общество имеет своей целью постоянное увеличение предметов потребления, навязывая, тем самым, индивиду, в качестве целей его бытия цель «больше иметь и больше использовать», что ведет к превращению его в пассивного потребителя благ, развивает у него «синдром отчуждения» и превращает в рыночную личность, утратившую духовную самоидентификацию: «Я таков, каким вы хотите меня видеть» [15]. В этой духовной обезличенности индивида, который не считает смыслом жизни свою духовную самореализацию, Э. Фромм видел главное проявление духовного кризиса современной техногенной цивилизации.
Идеи Н.А. Бердяева, например, о духовно-нравственном развитии личности имеют непреходящее значение для модернизации современного российского образования. Формирование личности на основе общечеловеческих ценностей следует рассматривать как главную стратегическую линию развития современных образовательно-воспитательных систем [1].
Рост бездуховности в современном западном обществе имеет в качестве своих проявлений рост преступности (особенно в молодежной среде), алкоголизма, наркомании, сексуальных извращений, расширение числа деклассированных элементов, слоев и групп. Наряду с этим, и поэтому, в стане с многовековой духовной почвой, возникает протест против бездуховности общества, в котором главную роль играет удовлетворение материальных потребностей.
Духовность - по мнению русских философов, - это то, что может изменить современный внутренний мир личности, и внешний мир социума и, в конечном счете, спасти его от уничтожения или самоуничтожения. История не знает аналогов Российскому государству, где духовность веками впитывалась с молоком матери.
Все это так, однако, изменение мира нельзя осуществить одной лишь духовностью. Чтобы добиться полной свободы личности, нужно освободить ее, прежде всего, от экономической зависимости. Вместе с тем, говоря о процессах образования и воспитания, нельзя надеяться на их эффективность без духовности всего учебно-воспитательного процесса, без духовности самой личности, без решения проблемы национализма - ведь обучение и образование не имеет национальных границ и рамок. Высшим проявлением духовности философы считали свободу мысли и воли человека и, наконец, свободу его судьбы.
В России в конце XIX, начале XX века началась модернизация в сфере материального производства, нарождался новый капиталистический строй, новая экономическая формация, которая, сама по себе, порождала кризис религиозного типа духовности, что, в известной мере, создавало ту социальную и духовную ситуацию, которая имела место в западной и восточной Европе. Вместе с тем, в России происходили и свои, особенные от Европы специфические процессы, приведшие, впоследствии к тяжелейшему духовному кризису.
В начале XX века начал распространяться атеистически-революционный радикализм, который приобрел форму социализма и сформировал новый социальный слой разночинцев, у
https://mir-nauki.com
которых атеизм стал идейной основой политического радикализма и новой разночинной культуры.
Происходившая в этот период секуляризация общественного сознания привела к тому, что у рабочих и крестьянских масс религиозные представления вытеснялись социалистическими и коммунистическими идеями, которые воспринимались ими как духовная санкция их бунтарских устремлений.
Существенную роль в сломе религиозного типа духовности сыграло разрушение дворянской культуры в ходе рабочих и крестьянских бунтов 1905-1907 гг., революций 1905 г., и 1917 г. года и последовавшей за ними гражданской войны. Крестьянские массы усматривали в дворянской культуре ценности, связанные с враждебным им господствующим классом, и безжалостно уничтожали ее. Советская власть относилась к старой культуре нигилистически, поощряя разрушение церквей, уничтожение дворянских поместий, санкционируя массовую высылку за границу деятелей культуры, а также массовые репрессии против интеллигенции и сословия священнослужителей внутри страны.
Носителем нового типа духовности, который, по сути дела, представлял вариант бездуховности, связанный с абсолютизацией идеологических ценностей, стал человек, сформированный войнами и революциями и, потому, «склонный переносить военные методы на устроение жизни, готовый практиковать методическое насилие, властолюбивый и поклоняющийся силе» [1]. Начавшаяся в 30-е годы индустриализация страны привела к известной американизации типа советского человека, особенно представителей государственного и хозяйственного аппарата. У человека нового типа исчезает дух революционного бунтарства и главной добродетелью становится добродетель строительства, прежде всего, экономического строительства, представляющая коммунистическую метаморфозу морали протестантизма.
Анализируя причины регресса в области духовной культуры в социалистическом обществе, Н.А. Бердяев утверждал: «Основная ошибка заключается в предположении, что возможно фабричное производство людей. ...Советы хотят создавать не только новое общество, но и нового человека. И тут они сбиваются с пути. Забывают, что приходится иметь дело с живыми душами, а не геометрическими линиями. Человеческая душа сложна, многогранна и многообразна. Если вы запретите человеку испытывать печаль, тоску и выражать свои лирические переживания в словах, то вы создадите не нового человека, а автомат» [2], что, собственно, и начало происходить в начале 90-х годов в России.
Именно тогда произошел слом тоталитарного политического режима и начался переход к обществу с рыночной экономикой и демократией, призванной обеспечивать права и свободы отдельных граждан. Выбранные антигуманные способы реформирования общества и противоречия в действиях власти при осуществлении реформ, привели к резкому снижению и так невысокого жизненного уровня людей, а ослабление деятельности правоохранительных органов в условиях либерализации политического режима, - к всеобщей криминализации общества.
По мере того, как в обществе начали утверждаться рыночные отношения, стала происходить коммерциализация российской культуры, что было связано с сокращением расходов государства на культуру в целом [11]. Одновременно, в Россию хлынул с Запада поток произведений порнографической литературы и искусства, стали массовыми явлениями проституция, наркомания, с помощью средств массовой информации начали распространяться не лучшие образцы западной массовой культуры.
Огромный вред образованию и воспитанию молодежи нанесло прямо-таки угодническое перенесение средствами массовой информации западных образцов так называемой массовой
https://mir-nauki.com
культуры в нашу, российскую действительность. Бездумное подражание низкопробным «шедеврам» иного мира, массовое тиражирование бульварной литературы и особенно дикая, громогласная, громоподобная музыка отупляют сознание молодежи.
Это «искусство» расшатывает нервную систему, влечет молодежь к пассивности, нигилистическому отношению к учебе, безразличному отношению к подлинной культуре своего русского народа, воспитывает алчность, отвращение к труду и стремление к легкой наживе, глушит творческую мысль, возбуждает звериные инстинкты насилия и разрушения и в целом отвлекает молодых людей от решения тех жизненно важных проблем, которые стоят перед нашим гражданских обществом. Осуществляется подлинное насилие над личностью, над ее духовностью. Получается, что под эгидой, так называемой свободы, мы теряем свои национальные духовные ценности, оставляя, в очередной раз Россию без своего лица.
Действительно, обеднение духовности, которое мы замечаем сейчас в обществе, во многом, если не в решающей степени, объясняется обеднением творческой мысли элит государства, зависит от нашей приверженности к прежним идеалам без их критического осмысления и определяется бездумным, автоматическим перенесением старых догм и идей, верных для своего времени, в совершенно новые исторические условия и новую реальность жизни. Это порождает разрыв в духовной ткани общества и государства.
Эти мысли о духовном кризисе в обществе и государстве полностью применимы и к системе образования и воспитания сегодняшнего дня. Думается, что недостатки в духовной и нравственной системах зависят не столько от экономического фактора, который, конечно же, имеет место быть, но и от косности и ущербности нашего массового сознания, нашего упорного цепляния за старое, от боязни, а подчас и неспособности решительно отбросить устаревшие постулаты и смело принять новые идеи, созвучные новому времени, но адекватными общему менталитету государства российского. Кто не хочет меняться вместе со временем, обречен на отставание во всех сферах общества и государства, однако эти изменения не должны ломать государственных устоев и исторически сложившейся системы духовных ценностей. Они должны лишь совершенствоваться одновременно с развитием российского общества.
Проблемы духовности, воспитания и обучения - важнейшие проблемы формирования личности в любом обществе. Личность, в конечном счете, тоже оказывает влияние на формирование общества, на его духовно-идеологическую составляющую. Следует заметить, что понятие «бездуховность» является более сложной компонентой, чем мы привыкли считать. В любой «бездуховности» есть своя «духовность». Вопрос лишь в том, чем именно она наполнена. Существующая в обществе бездуховность оказывает кране негативное влияние на учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях, и это не может не вызывать законную тревогу.
В связи с этим, огромная степень ответственность по воспитанию молодого поколения, будущего нации и государства, ложится именно на учителя в школе, и преподавателя в колледже и ВУЗе. Необходима новая, адаптированная к системе российского образования нормативно-правовая и учебно-методическая база, которая помогала бы преподавателям воспитывать настоящего гражданина своей страны, общества и государства. Здесь необходимым и обязательным будет патриотическое воспитание нашей молодежи. Необходимо укреплять связь времен и народов, населяющих Россию, а не примерять на нашу страну «пальто с чужого плеча».
Обучение и воспитание неразрывно связаны между собой. В процессе обучения и воспитания, одновременно, осуществляется познание истины, формируется и преображается личность, происходит ее культурное рождение.
https://mir-nauki.com
Содержание образования отражает определенные ценности, характерные для цивилизации в тот или иной конкретный период ее развития. В образовании ведь важно не только то, какую сумму знаний получил обучающийся, но и то, зачем он их получил, для чего и как он будет их использовать. Таким образом, основная цель образования, в самом содержании образования, и в России сегодняшнего дня она выступает очень ярко и выходит на передний план.
Разрабатывая схему образования, Б.С. Гершунский, например, дает такие отправные вехи: образование как ценность, система, процесс, результат [4]. Эта схема довольно полно отражает содержание образования. Что касается постулата ценности, то следует иметь в виду, что в каждый исторический период развития цивилизации существуют и свои особые ценности образования. Есть, конечно, общечеловеческие ценности, но есть и конкретные, имеющие значение лишь в тот или иной период развития цивилизованного общества. Иначе говоря, ценности могут меняться, однако порой проходят годы, десятилетия, века, прежде чем человечество воспримет новое, привыкнет к нему и отвыкнет от старого.
Следует сказать и о том, что ценности образования могут основываться как на объективных закономерностях развития общества, так и на нормативных актах, разработанных государственными органами. В идеале и те, и другие должны находиться в гармоническом единстве. Однако, так бывает далеко не всегда. И если образование, базирующееся на объективных законах развития общества, всегда адекватно интересам этого общества, то нормативное образование может и не совпадать с реалиями жизни.
В большей части государственное образование устроено так, что для государства важно, чтобы объект его воспитания четко усваивал то, что передает ему государство. Меньше всего оно заботится о том, чтобы человек осознал те или иные законы, явления, принципы, а требует лишь, чтобы он запомнил их и принял к своему исполнению. В этом заключается одно из противоречий и, одновременно, ограниченность системы государственного образования и воспитания. Государство как бы сковывает своими рамками развитие творческой активности личности. Но, с другой стороны, нельзя весь педагогический процесс пускать на самотек и игнорировать необходимость какого-либо централизованного государственного руководства образованием и воспитанием. Государство - это социально-экономическая система, которая заинтересована, прежде всего, в подготовке профессиональных кадров во всех сферах своей жизнедеятельности, которые бы отвечали структурным переменам и требованиям государства, удовлетворяли его потребности в экономической и социальной сферах, защищали его национальные интересы.
Как известно, действующий Федеральный государственный стандарт основного общего образования включает в себя обязательную предметную область «Духовно-нравственная культура народов России». Однако, в эту предметную область, в отличие от других, ни одного предмета не включено. Возникает вопрос: как же реализовать ее на практике? Из разъясняющего письма Министерства от 25 мая 2015 г. №08-761 вытекает, что реализация предметной области «Духовно-нравственная культура народов России», ее наполнение и организационные формы признаются компетенцией регионов и конкретных образовательных организаций. Со стороны федерального центра речь может идти только об установке общих концептуальных и методологических принципов, которые лежат в основе этой области, а также создания ряда альтернативных учебных программ и учебно-методических комплектов (УМК), прошедших профессиональную экспертизу и одобренных педагогическим сообществом. Большинство трудностей и конфликтов при внедрении данной предметной области связано, по нашему мнению, с недостатком вариативных курсов. Нет связи между учебными заведениями общего образования и теми учебными заведениями, которые готовят специалистов для социально-экономической сферы государства.
https://mir-nauki.com
В настоящее время никто и ничто не ограничивает возможности самих конфессий участвовать в разработке курсов при соблюдении их культурологического характера. Уже имеются курсы, посвященные основам православной, мусульманской, буддистской, иудейской культур. Однако в обществе сохраняется и другая тенденция. Существует потребность в полностью светских, внеконфессиональных курсах. Такие курсы дают широкую картину того, как исторически, последовательно развивалось понимание того, что такое нравственность, духовность и культура.
Необходимо разрешить противоречие между развивающимся корпоративным капиталистическим строем и все более возрастающей потребностью общества в личности настоящего гражданина, гражданина-патриота [7; 8; 9].
Государству необходимо создать целостную систему государственных и негосударственных институтов и информационную базу в виде нормативно-правовой и учебно-методической документации, формирующую индивидуальное и массовое сознание студентов, и акцентирующую свое внимание на создании условий формирования системы духовных и нравственных ценностей.
В настоящее время разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», она является новым вариантом ранее принятых программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, и сохраняет преемственность в процессе формирования патриотического сознания граждан на основе инновационных технологий воспитания патриотизма в современных условиях. Данная программа предполагает взаимодействие государственных структур и гражданского общества в решении проблем развития патриотизма и массового сознания молодежи и студентов.
Концепция духовного воспитания определяет целевые установки воспитания молодёжи в соответствии с теми изменениями, которые сегодня происходят в обществе и государстве с ориентацией на будущее. В качестве цели духовного воспитания руководящий состав и коллектив преподавателей НАНО ВО «ИМЦ» берет за основу формирование гуманистически ориентированной правовой и духовной личности по отношению к обществу и себе самой.
Образовательный и воспитательный процесс в НАНО ВО «ИМЦ», прежде всего, связан, с формированием у студенческой молодежи правового самосознания, включая духовность, патриотические чувства и настроения как мотивы деятельности. Примером может служить уже дважды проведенный в НАНО ВО «ИМЦ», в рамках возрождения лучших русских национальных и духовных традиций, весенний русский балл.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990. с. 101.
2. Бердяев Н.А. О творческой свободе и о фабрикации душ. М.: Советская библиография. - 1989. - №6. - с. 85.
3. Булавина М.А. Тенденции развития института прав человека в Российской Федерации Вестник Московского государственного открытого университета. Москва. Серия: Экономика и право. 2013. № 3. С. 48-55.
4. Гершунский Б.С. Прогнозирование в сфере образования: Теория и практика. М: ИТПИМИО, 1994. - 209 с.
44PDMN119
5. Гнездилов Г.В., Курдюмов А.Б., Кокорева Е.А., Киселев В.В. Возрастная психология и психология развития. Учебное пособие. (2-е издание, дополненное и переработанное) // М.: Издательский дом «БИБЛИО-ГЛОБУС», 2017. - 228 с.
6. Islamov A.E., Rassolov I.M., Petunova S.A., Albovd A.P., Zaikina I.V., Shulga T.I. STUDENTS' TOLERANT BEHAVIOR FORMATION MECHANISMS // IEJME: Mathematics Education Т. 12, -2017 - № 1 С. 43-50.
7. Жириновский В.В. Политическая классика. Москва, 1996. Том 1 О судьбах России. Монография. М.: АО "Астра-семь". 256 с. ISBN: 5-7642-0061-5.
8. Жириновский В.В. Политическая классика. Москва, 1997. Том 6 Геополитика и политика 1993-1994 годы. Монография. М.: Издательский Дом Грааль». 1997, -264 с. ISBN: 5-89579-004-6.
9. Жириновский В.В. Политическая классика. Том. 2. Политика и экономика / Монография. М.: АО «Астра-семь», 1996, 256 с. ISBN: 5-7642-0062-3.
10. Продвижение образовательных услуг высших учебных заведений: информационно-маркетинговый аспект / Беспалов В.П., Кулешов С.М. Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 2. С. 92-95.
11. Попков А.А., Слоботчиков О.Н. Некоторые особенности экономической системы русской цивилизации // Образование. Наука. Научные кадры. - 2017 - № 3 С. 119122.
12. Соловьев В С. Сочинения: В 2-х тт. М. Мысль, 1989. Т.1. С. 264.
13. Трубецкой С.Н. Собрание сочинений. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1910. Т.2. С. 120.
14. Х. Ортега-и-Гассет. Восстание масс. М: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 509 с.
15. Фромм Э. Человек для самого себя / Психоанализ и этика. - Минск., 1992. - 253 с.
16. Р. Эмерсон. Нравственная философия / Издательство: М.: АСТ, Харвест, 2001. -384 с.
17. Юлова Е.С., Батеева Е.В., Питерская А.Л. Моделирование интерпритационной деятельности как профессиональной компетенции при преподавании юридических дисциплин. В книге: Формирование системы независимой оценки квалификации и качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2014) Материалы Всероссийской конференции. В.Н. Голубкин, Э.Ю. Есипова, Н.Г. Малышкина, И.М. Александрова. 2014. С. 15-18.
18. Юлова Е.С., Питерская А.Л., Батеева Е.В. Многосторонняя форма коммуникации как фактор реализации компетентностного подхода в образовательном процессе. В сборнике: Гуманитарное образование в парадигме сложности: сборник научных статей Сборник научных статей. Москва, 2016. С. 56-67.
Dmitrieva Yulia Vyacheslavovna
Institute of world civilizations, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Kokoreva Elena Anatolyevna
Institute of world civilizations, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Formation of spirituality of young people in Russia in the educational process of the University today
Abstract. This article presents the author's view on the situation with the current spiritual crisis of the individual in the updated Russian society.
The authors describe the current situation in Russia as a situation ripe and sufficient for the formation of the spiritual component of the majority of people in terms of economic, social, political and socio-cultural conditions for the development of modern society.
The authors proved that in Russia today there is a spiritual crisis that has affected part of modern society. Changes in the cultural, social, economic and political systems have led to a number of complex problems that have affected, first of all, the individual.
The authors believe that in a constant clash of cultures of different countries and civilizations, the principles of different societies, the spiritual crisis of the individual is clearly manifested and is developing in modern society.
The authors found that every day a person develops spiritual and material values that have developed humanity, time does not stand still, and the formation of individual and social consciousness is faster and faster, at an accelerated pace. Compared to the 80s and 90s of the 20th century, the amount of information received by the younger generation has increased three, four times. Strong social stratification and inequality leads to social tension among young people. The process of adaptation of young people in modern conditions has become more complicated, the search for forms of self-realization of entire groups of young people has become more complicated.
The authors found that the acuteness of the questions does not depend on the specific age, however, as the inexorable science of statistics shows, it is for young people that the unresolved spiritual problems, most often, leads to a deep psychological crisis of the individual.
The authors propose ways to solve the problem of formation and improvement of the system of spiritual and moral values of the individual in the process of education and upbringing in modern Russia, based on the legal, cultural and moral foundations of our state.
Keywords: culture; upbringing; education; system of spiritual values; spirituality; spiritual crisis; spiritual and moral values; self-consciousness; spirituality; social environment; lack of spirituality; confessions; civil society; legal state; state policy; normative education; social environment; patriotism; citizenship; national traditions