Научная статья на тему 'Через современную молодежную политику государства (на примере Республики Татарстан)'

Через современную молодежную политику государства (на примере Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
125
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ДУХОВНЫЙ КРИЗИС / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗАПАДНЫЕ ЦЕННОСТИ / КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ УСТОИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / SPIRITUAL VALUES / YOUTH POLICY / SPIRITUAL CRISIS / CONSUMER BEHAVIOR / WESTERN VALUES / CRISIS PHENOMENA / TRADITIONAL FOUNDATIONS / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каюмов А. Т., Сафиуллина Н. З., Исхакова Н. Р.

Данная статья посвящена изучению формирования духовных ценностей современного молодого поколения в условиях системного кризиса общества и государства. Большое влияние на молодежь сегодня оказывают социальные процессы, происходящие в современном обществе, где духовные ценности подрастающего поколения играют заметную роль. Духовные ценности молодежи это совокупность моральных качеств, с помощью которых определяются категории морали к истине. Данная система духовных ценностей формируется на основе отношения молодых людей к народным традициям и определятся как мораль современного гражданского общества. Актуальность и значимость этого направления деятельности не вызывают сомнений, поскольку процесс формирования духовных ценностей молодежи в условиях системного кризиса современного общества и государства проходит в особо сложных социально-политических и экономических условиях. В обществе наблюдаются крайне негативные процессы и явления, связанные с насаждением и подменой основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитание молодого человека не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Молодежь не только будущее нашей страны, но и ее сегодняшний день. Поэтому обществу важно знать жизненные запросы и предпочтения молодых людей. Научная новизна данной работы состоит в том, что она представляет собой исследование, в котором на основе эмпирических данных предпринимается попытка выявления оптимальных методов регулирования в процессах формирования духовных ценностей городской молодежи. Активное участие молодых людей в различных процессах развития общества и государства мы связываем с успешным осуществлением общественноэкономических и политических преобразований в нашей стране. Формирование духовности современной молодежи является, несомненно, сложным и значимым направлением в жизни всего общества и государства. Региональная молодежь в целом достаточно здраво оценивает происходящие вокруг них кризисные явления в развитии современного общества и государства. Большая часть молодежи под духовным кризисом современного общества понимает уход от традиционных устоев жизнедеятельности общества, навязывании им потребительского поведения и западных ценностей. Молодежь осознает сегодня свою значимость в происходящих социально-политических процессах и готова внести свой посильный вклад в возрождение и развитие общества и государства. Таким образом, данное исследование является частью проекта, посвященного изучению формирования духовных ценностей молодежи. На основе эмпирических результатов предпринимается попытка анализа выявления отношения молодежи к государственной молодежной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Каюмов А. Т., Сафиуллина Н. З., Исхакова Н. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THROUGH THE MODERN YOUTH POLICY OF THE STATE (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

This article is devoted to the study of the formation of the spiritual values of the modern young generation in the conditions of a systemic crisis of society and the state. Today social processes that are taking place in modern society, where the spiritual values of the younger generation play a significant role, have a great influence on young people. Spiritual values of young people are a combination of moral qualities, through which categories of morality are determined to the truth. This system of spiritual values is formed on the basis of the attitude of young people to folk traditions and is defined as the morality of modern civil society. The relevance and significance of this line of activity are not in doubt, since the process of the formation of spiritual values of young people in the context of a systemic crisis of modern society and the state takes place in particularly difficult socio-political and economic conditions. In society, there are extremely negative processes and phenomena associated with the planting and substitution of the foundations of the existence of civil society by the standards of the consumer society, the education of a young man not as a citizen, but as a simple consumer of certain goods and services. Young people are not only the future of our country, but also its present day. Therefore, it is important for society to know the life needs and preferences of young people. The scientific novelty of this work is that it is a study and, on the basis of empirical data, an attempt is made to identify the optimal methods of regulation in the processes of shaping the spiritual values of urban youth. Work on the formation of the spiritual values of society is not sporadic, not single, but systematic, regular and consistent. The most reliable way to realize this direction in the formation of spiritual values is to create in the society a psychological atmosphere that excludes the very possibility of the emergence of negative phenomena. We associate the active participation of young people in various development processes of society and the state with the successful implementation of socioeconomic and political transformations in our country. The formation of the spirituality of modern youth is undoubtedly a complex and significant direction in the life of the whole society and the state. Regional youth as a whole are sufficiently sober and sensible to assess the ongoing crisis phenomena around them in the development of modern society and the state. Most of the youth under the spiritual crisis of modern society understands the withdrawal from the traditional foundations of the life of society, the imposition of consumer behavior and Western values. A significant part of the youth is aware today of its importance in the ongoing social and political processes and is ready to make its contribution to the revival and development of society and the state. Thus, this study is part of a project devoted to the study of the formation of the spiritual values of young people. On the basis of empirical results, an attempt is made to analyze the identification of the attitude of young people towards the state youth policy.

Текст научной работы на тему «Через современную молодежную политику государства (на примере Республики Татарстан)»

УДК 316.485.6

А. Т. Каюмов, Н. З. Сафиуллина, Н. Р. Исхакова

Каюмов А. Т., доктор философских наук, профессор; заведующий кафедрой философских наук ФГБОУ ВО МГЛУ; е-таЛ: atkayum@gmaiL.com

Сафиуллина Н. З, кандидат исторических наук; доцент кафедры истории

и методики ее преподавания Набережночелнинского педагогического

университета; тел.: 89274724543

Исхакова Н. Р., кандидат социологических наук,

доцент кафедры юридических и гуманитарных дисциплин

Университета управления «ТИСБИ»; е-та^ LiLia_iskhakova@maiL.ru

МОНИТОРИНГ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ СОВРЕМЕННУЮ МОЛОДЕЖНУЮ ПОЛИТИКУ ГОСУДАРСТВА (на примере Республики Татарстан)

Данная статья посвящена изучению формирования духовных ценностей современного молодого поколения в условиях системного кризиса общества и государства. Большое влияние на молодежь сегодня оказывают социальные процессы, происходящие в современном обществе, где духовные ценности подрастающего поколения играют заметную роль. Духовные ценности молодежи - это совокупность моральных качеств, с помощью которых определяются категории морали к истине. Данная система духовных ценностей формируется на основе отношения молодых людей к народным традициям и определятся как мораль современного гражданского общества.

Актуальность и значимость этого направления деятельности не вызывают сомнений, поскольку процесс формирования духовных ценностей молодежи в условиях системного кризиса современного общества и государства проходит в особо сложных социально-политических и экономических условиях. В обществе наблюдаются крайне негативные процессы и явления, связанные с насаждением и подменой основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитание молодого человека не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Молодежь не только будущее нашей страны, но и ее сегодняшний день. Поэтому обществу важно знать жизненные запросы и предпочтения молодых людей. Научная новизна данной работы состоит в том, что она представляет собой исследование, в котором на основе эмпирических данных предпринимается попытка выявления оптимальных методов регулирования в процессах формирования духовных ценностей городской молодежи.

Активное участие молодых людей в различных процессах развития общества и государства мы связываем с успешным осуществлением общественно-экономических и политических преобразований в нашей стране.

Формирование духовности современной молодежи является, несомненно, сложным и значимым направлением в жизни всего общества и государства. Региональная молодежь в целом достаточно здраво оценивает происходящие вокруг них кризисные явления в развитии современного общества и государства. Большая часть молодежи под духовным кризисом современного общества понимает уход от традиционных устоев жизнедеятельности общества, навязывании им потребительского поведения и западных ценностей. Молодежь осознает сегодня свою значимость в происходящих социально-политических процессах и готова внести свой посильный вклад в возрождение и развитие общества и государства.

Таким образом, данное исследование является частью проекта, посвященного изучению формирования духовных ценностей молодежи. На основе эмпирических результатов предпринимается попытка анализа выявления отношения молодежи к государственной молодежной политике.

Ключевые слова: духовные ценности; молодежная политика; духовный кризис; потребительское поведение; западные ценности; кризисные явления; традиционные устои; гражданское общество.

A. T. Kayumov, N. Z. Safiullina, N. R. Iskhakova

KayumovA. T., Doctor of PhiLosophy, Professor, Head of the Department of PhiLosophy ,

Moscow State Linguistic University; e-maiL: atkayum@gmaiL.com Safiullina N.Z, Candidate of HistoricaL Sciences, Associate Professor of History and Methods of Teaching It, Naberezhnye CheLny PedagogicaL University; teL: 89274724543 Iskhakova N. R., Candidate of SocioLogicaL Sciences,

Associate Professor of the Department of LegaL and Humanitarian DiscipLines, University of Management "TISBI"; e-maiL: LiLia_iskhakova@maiL.ru

MONITORING OF SPIRITUAL VALUES THROUGH THE MODERN YOUTH POLICY OF THE STATE (on the example of the Republic of Tatarstan)

This articLe is devoted to the study of the formation of the spirituaL vaLues of the modern young generation in the conditions of a systemic crisis of society and the state. Today sociaL processes that are taking pLace in modern society, where the spirituaL vaLues of the younger generation pLay a significant roLe, have a great infLuence on young peopLe. SpirituaL vaLues of young peopLe are a combination of moraL quaLities, through which categories of moraLity are determined to the truth. This system of spirituaL vaLues is formed on the basis of the attitude of young peopLe to foLk traditions and is defined as the moraLity of modern civiL society.

The reLevance and significance of this Line of activity are not in doubt, since the process of the formation of spirituaL vaLues of young peopLe in the context of

a systemic crisis of modern society and the state takes pLace in particuLarLy difficult socio-poLiticaL and economic conditions. In society, there are extremeLy negative processes and phenomena associated with the pLanting and substitution of the foundations of the existence of civiL society by the standards of the consumer society, the education of a young man not as a citizen, but as a simpLe consumer of certain goods and services. Young peopLe are not onLy the future of our country, but aLso its present day. Therefore, it is important for society to know the Life needs and preferences of young peopLe.

The scientific noveLty of this work is that it is a study and, on the basis of empiricaL data, an attempt is made to identify the optimaL methods of reguLation in the processes of shaping the spirituaL vaLues of urban youth. Work on the formation of the spirituaL vaLues of society is not sporadic, not singLe, but systematic, reguLar and consistent. The most reLiabLe way to reaLize this direction in the formation of spirituaL vaLues is to create in the society a psychoLogicaL atmosphere that excLudes the very possibiLity of the emergence of negative phenomena.

We associate the active participation of young peopLe in various deveLopment processes of society and the state with the successfuL impLementation of socioeconomic and poLiticaL transformations in our country.

The formation of the spirituaLity of modern youth is undoubtedLy a compLex and significant direction in the Life of the whoLe society and the state. RegionaL youth as a whoLe are sufficientLy sober and sensibLe to assess the ongoing crisis phenomena around them in the deveLopment of modern society and the state. Most of the youth under the spirituaL crisis of modern society understands - the withdrawaL from the traditionaL foundations of the Life of society, the imposition of consumer behavior and Western vaLues. A significant part of the youth is aware today of its importance in the ongoing sociaL and poLiticaL processes and is ready to make its contribution to the revivaL and deveLopment of society and the state.

Thus, this study is part of a project devoted to the study of the formation of the spirituaL vaLues of young peopLe. On the basis of empiricaL resuLts, an attempt is made to anaLyze the identification of the attitude of young peopLe towards the state youth poLicy.

Key words: spirituaL vaLues; youth poLicy; spirituaL crisis; consumer behavior; Western vaLues; crisis phenomena; traditionaL foundations; civiL society.

Одним из важных и государственно значимых направлений осуществления молодежной политики в Российской Федерации является деятельность ее различных субъектов по формированию духовных ориентаций современного молодого поколения.

На сегодняшний день огромное воздействие на молодое поколение оказывают социальные процессы, совершающиеся в современном мире, где духовные ценности подрастающего поколения представляют особую значимость. Духовные ценности молодежи - это

совокупность моральных качеств, с помощью которых определяются категории морали к истине. Данная система духовных ценностей формируется на основе отношения молодых людей к народным традициям и определятся как мораль современного гражданского общества.

Актуальность и важность этого направления деятельности не вызывают сомнений, поскольку процесс формирования духовных ценностей молодежи в условиях системного кризиса современного общества и государства проходят в особо сложных социально-политических и экономических условиях. В обществе наблюдаются крайне негативные процессы и явления, связанные с насаждением и подменой основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитание молодого человека не как гражданина, а как простого потребителя этих либо других продуктов и услуг [Семенникова 1998, с. 485]. Молодое поколение не только перспектива нашего государства, но и ее настоящий период. По этой причине немаловажно понимать актуальные требования и предпочтения молодых людей.

В этом контексте мониторинг ценностей молодежи, а также выяснение особенностей восприятия ими социально-политических процессов и деятельности различных институтов социализации и субъектов осуществления молодежной политики является важным приоритетным направлением социологического исследования молодежи. Полученные данные могут позволить совершенствовать формы и механизмы реализации молодежной политики в Российской Федерации. Эти обстоятельства обусловили выбор объекта, предмета, формулировки цели и задач исследования.

Объектом исследования в данной статье явилась современная молодежь города Набережные Челны Республики Татарстан.

Предмет исследования - изучение и анализ духовных ориентаций молодежи, оценка и отношение их к происходящим событиям современного общества, особенности восприятия процесса формирования духовно-ценностных ориентаций, а также отличительных черт реализации молодежной политики.

Цель исследования - выявить отношение молодых людей к духовно-ценностным ориентациям современной городской молодежи и особенностям реализации молодежной политики в Российской Федерации.

Задачи исследования:

1. Выявить отношение городской молодежи к кризисным явлениям, которые проявляются в современном развитии общества и государства.

2. Провести анализ восприятия молодежью причин кризисных явлений в развитии современного общества и государства.

3. Выяснить, что молодежь понимает под духовно-нравственным кризисом современного общества.

4. Выявить, какие институты, по мнению молодых людей, оказывают максимальное воздействие на процедуру развития ценностных ориентаций городской молодежи.

5. Определить наиболее предпочтительные ценности для современной городской молодежи, а также представление и их соотнесение с западными ценностями.

6. Выяснить, как молодежь оценивает роль института СМИ в процессах формирования ценностных ориентаций современной городской молодежи.

7. Определить отношение молодежи к деятельности различных государственных, религиозных и социально-политических институтов.

8. Выяснить представление молодежи о своем месте, роли в происходящих кризисных процессах и перспективах возрождения общества и государства.

Государственная молодежная политика современного общества является наиболее приоритетным направлением, который определяет деятельность государства. Эта политика направлена на осуществление в интересах молодых людей ее экономического, социального, исторического и культурного развития. Активное участие молодых людей в различных процессах развития общества и государства мы связываем с успешным осуществлением общественно-экономических и политических преобразований в нашем государстве.

На сегодняшний день основные положения реализации молодежной политики изложены в Распоряжении Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Этот акт считается базой для последующего формирования общегосударственной молодежной политики, ее законодательной основой,

фактической работы органов государственной власти и управления, которые обязаны оказывать всестороннюю помощь и содействие полноценному формированию духовных ценностей и развитию молодого поколения.

Задачами молодежной политики на сегодняшний день являются:

- подготовка конкурентоспособных специалистов, на которых будет спрос на рынке труда с учетом их профессиональных качеств;

- внедрение новых механизмов привлечения молодежи к научно-технической и творческой деятельности;

- совершенствование работы государственных и муниципальных образовательных органов власти по трудоустройству и занятости молодежи;

- усовершенствование, урегулирование и внедрение механизмов создания благоприятных условий с целью обеспечения социальной защиты граждан;

- оптимизация работы по профилактике распространения СПИДа; алкогольной, наркотической зависимости;

- патриотическое воспитание молодого поколения, основанное на национальных традициях;

- поддержка инициативы молодого поколения сравнительно ее роли в общественной жизни страны, помощь в укреплении функционирующих новых общественных молодежных и детских объединений, поощрение волонтерского движения1.

В Республике Татарстан организована система реализации молодежной политической деятельности на уровне центральных органов государственной власти. Молодежная политика регионального уровня - это системный процесс, который призван оказывать влияние на молодое поколение в контексте следующих факторов: воспитание, досуг, образование, занятость и т. д. В этом процессе принимает участие множество отраслевых и территориальных институтов, общественные объединения и организации [Глухова 2011, с. 22].

1 Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Российская газета : интернет-портал. 08.12.2014. URL : www.rg.ru/2014/12/08/molodei-site-dok.html (25.09.2015).

В целях осуществления молодежной политики было проведено социологическое исследование среди молодого поколения города Набережные Челны Республики Татарстан. Город Набережные Челны обладает всеми без исключения причинами именоваться молодежным мегаполисом, вследствие того то, что в нем проживают молодые люди 28 % (от 15 до 29 лет), что является достаточно высоким процентом.

В городе существуют такие проблемы современности, как наркомания, проституция, пьянство, что является показателем низкого уровня духовности. Подобную оценку поставили сами молодые люди при опросе. Молодежь дает оценку уровню своей духовности на 5 баллов из 5 % респондентов; 27 %о на 4 балла. 24 %о опрошенных ответили, что «личному духовному развитию ничего не мешает», а 54 % отметили, что «отсутствие времени и денег» создает им большую проблему в повседневной жизни. В качестве факторов, мешающих развитию духовности общества, были отмечены также коррупция, пьянство, воровство. Среди опрошенных респондентов 51 % отметили отсутствие интересов к книгам, театру, искусству; 45 % - бесцельное проведение времени; 42 % - стремление к получению легких денег. Помимо этого, 21 % опрошенных отметили следующие причины: отсутствие стремления к получению образования и наличие большого количества развлекательных учреждений. Тем не менее 25 % опрошенных полагают, что их личному развитию ничто не мешает, 6 % считают, что ничего не мешает повышению духовного уровня.

На вопрос анкеты: «Согласны ли вы с утверждением о том, что современное общество и государство всё еще находятся в состоянии системного духовного кризиса?» большая часть молодежи (67 %) ответила утвердительно; около 18 % опрошенных респондентов затруднились ответить; около 4 % высказали свое мнение и лишь 11 % выразили свое несогласие с фактом его наличия. На вопрос: «В чем вы видите причину системного духовного кризиса современного общества?» были получены следующие ответы: 23 % опрошенных объясняют это фактом навязывания обществу западных ценностей «американского образа жизни»; 22 % - имеющими место социально-политическими проблемами; 15 % - общемировым кризисом политической, социально-экономической, культурной и духовной сфер жизнедеятельности; около 11 % - кризисными явлениями в экономике;

38 % - в духовно-нравственном кризисе современного общества; 15 % - затруднились ответить на данный вопрос и около 7 % высказали свое мнение. Подобную информацию можно найти в работах ученых социологов МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ и др.

Современное молодое поколение недостаточно реалистично. Молодежь не осознает, что не все в этой жизни безупречно, и не все готовы взять на себя ответственность за происходящие в государстве процессы, осознать, что необходимо для улучшения качества жизнедеятельности общества. На вопрос: «Как можно изменить существующее положение к лучшему?» были получены от молодых людей следующие ответы: 66 % опрошенных не знают конкретных путей, направленных на совершенствование духовных ценностей общества; 15 % считают, что следует усилить пропагандистскую работу по борьбе с наркоманией; 9 % отметили пассивность и равнодушие современной молодежи к насущным проблемам общества; около 10 % опрошенных не смогли дать конкретный ответ.

На вопрос: «Какие ценности для вас сегодня являются наиболее близкими и предпочтительными?» были получены следующие ответы: 44 % опрошенных проигнорировали и не дали конкретного ответа; 37 % - духовное самосовершенствование; 8 % - стремление к самореализации; 5 % - патриотизм, любовь к Родине; 3 % - вера в Бога; 3 % - карьерный рост.

Считают себя счастливыми - 81 % человек, и это значит, что «не в духовности счастье» для молодежи. У молодежи интересовались: «С каким чувством вы смотрите в будущее?» 30 % - с надеждой и оптимизмом; 30 % - спокойно; 24 % - с тревогой; 9 % - испытывают страх и отчаяние; 7% - беззаботно живут сегодняшним днем. Уверенность в завтрашнем дне им дает стабильный заработок, хорошие друзья, образование, а кому-то и вера в Бога. Верующими себя назвали 48 % опрошенных; 15 % - неверующими, 36 % - затруднились в ответе. 6 % -определили роль религии как «источника нравственных и духовных ориентиров», 55 % - как «помощь возрождения национальных ценностей культуры». Положительное мнение о религии высказали 58 % молодых людей. Отрицательное отношение - 34 %. 6 % - отметили религиозность у своих приятелей, и это воспринимается как отрицательная особенность, в связи с которой возникает необходимость в воспитании религиозной толерантности [Исхакова и др. 2014, с. 164-169].

Молодые люди ценят друг у друга следующие качества: «отзывчивость» - 54 %, «честность» - 51 %, «надежность» - 39 %, «предприимчивость» - 30 %, целенаправленность - 18 %, «интеллигентность» -15 %, «любовь к родине» - 6 %, «стремление к знаниям» - 6 %, «принципиальность» - 4 %, «скромность» - 3 %.

Крайне интересной является оценка молодежи деятельности различных социально-политических и религиозных институтов. Деятельность религиозных организаций одобряют - 23 % опрошенных респондентов; не одобряют - 69 %; 8 % - затруднились с ответом.

По количеству симпатий молодежи к армии были получены следующие результаты: 45,3 % молодежи относятся одобрительно; 28,9 % высказали свое негативное отношение к армии; остальные затруднились с ответом.

По количеству симпатий выделяется институт СМИ: 45 % молодежи - одобрительно отозвались об их деятельности; неодобрительно - 38 %; остальная часть молодых людей затруднилась ответить на этот вопрос.

По степени доверия к институтам правоохранительных органов голоса респондентов разделились следующим образом: 33 % молодых людей - одобрительно отозвались об их деятельности; 49 % -высказали свое неодобрительное отношение к ним; остальные затруднились ответить.

В ходе анкетирования был также задан закрытый вопрос: «Как вы проводите свободное время?». Многие респонденты (74 %) дали развернутые положительные ответы. «Встречи с друзьями» предпочитают - 61 %; «просмотр телевизионных программ, видео» - 62 %; «чтение газет, книг и журналов» - 41 %; 63 % - «проводят в кругу близких и друзей»; 30 % - предпочитают развлекательные программы; 84 % - читать детективы, фантастику, мистику и любовные романы. Досуговой деятельностью занимаются всего 8 % от общего числа всех респондентов. Несмотря на эту ситуацию молодежь всё же пытается реализовать себя и стремится к самовыражению. Это значит, что молодые люди стремятся осознавать проблемы жизни общества и государства. Они не мирятся с ними, а пытаются их решить сами, т. е. улучшить свою жизнь. С таким мнением современная молодежь способна внушить другим людям оптимизм [Сафиуллина, Исхакова 2014, с. 125].

Таким образом, проведенное исследование выявило, что формирование духовности современной молодого поколения является, безусловно, трудным и значимым направлением в жизни всего общества и государства. Региональная молодежь в целом достаточно здраво оценивает происходящие вокруг них кризисные явления в развитии современного общества и государства. По мнению молодых людей, духовный кризис общества и государства являет собой закономерный результат процесса «вестернизации» - навязывания молодежи западных ценностей - «американского образа жизни». Большая часть молодежи под духовным кризисом современного общества понимает уход от традиционных устоев жизнедеятельности общества, навязывании им потребительского поведения и западных ценностей. Значительная часть молодежи сегодня осознает свою значимость в происходящих вокруг социально-политических процессах и готова внести свой посильный вклад в возрождение и развитие общества и государства. Наша молодежь в состоянии внести свой вклад в освобождение общества от «американского влияния», и современная молодежная политика призвана помочь молодежи реализовать эти задачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Глухова М. Ф. Инфраструктура региональной молодежной политики: основные признаки и типологии // Регионология. 2011. Т. 75. № 2. С. 22. Исхакова Н. Р. и др. Морально-нравственный потенциал формирования духовной культуры молодежи (на материалах Республики Татарстан) / Исхакова Н. Р., Сафиуллина Н. З., Исхакова Л. М., Шарафутдинова Т. Г. // В мире научных открытий. 2014. № 5 (53). С.164-169. Сафиуллина Н. З., Исхакова Н. Р. Исторические аспекты развития национальной культуры народов России (на материалах Республики Татарстан) // Адлеровские социологические чтения. 2014. Т. 7. № 1. С. 123-126. Семенникова Л. И. Цивилизации в истории человечества. Брянск : Курсив, 1998. 539 с.

REFERENCES

Gluhova M. F. Infrastruktura regional'noj molodezhnoj politiki: osnovnye priznaki

i tipologii // Regionologija. 2011. T. 75. № 2. S. 22. Ishakova N. R. i dr. Moral'no-nravstvennyj potencial formirovanija duhovnoj kul'tury molodezhi (na materialah Respubliki Tatarstan) / Ishakova N. R.,

Safiullina N. Z., Ishakova L. M., Sharafutdinova T. G. // V mire nauchnyh otkrytij, 2014. № 5 (53). S.164-169 Safiullina N. Z., Ishakova N. R. Istoricheskie aspekty razvitija nacional'noj kul'tury narodov Rossii (na materialah Respubliki Tatarstan) // Adlerovskie sociologicheskie chtenija, 2014. T. 7. № 1. S. 123-126. Semennikova L. I. Civilizacii v istorii chelovechestva. Brjansk : Kursiv, 199S. 539 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.