СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.485.6
А. Т. Каюмов, Н. Р. Исхакова, Н. З. Сафиуллина
Каюмов А. Т., доктор философских наук, профессор, заведующий каф. философских наук Московского государственного лингвистического университета; e-maiL: [email protected] Исхакова Н. Р., кандидат социологических наук, доцент каф. юридических и гуманитарных дисциплин Университета управления «ТИСБИ»; e-maiL: [email protected] Сафиуллина Н. З, кандидат исторических наук, доцент каф. истории и методики ее преподавания Набережночелнинского педагогического университета; тел.: 8 927 472 45 43
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (на материалах города Набережные Челны)
Статья посвящена межэтническим конфликтам в современном обществе. В течение столетий конфликты различных уровней - от межличностных до межгосударственных - регулировались в России на основе жизненного опыта и здравого смысла. История доказала, что такое управление конфликтами обычно приводит к значительным негативным последствиям, которые можно было бы избежать. Более конструктивное регулирование межэтнических конфликтов может быть обеспечено за счет использования научных знаний.
Мировое сообщество, ставящее своей целью создание новой системы международных отношений, основанной на принципах взаимного уважения, толерантности и гуманизма, обращает серьезное внимание на вопросы соблюдения этнокультурных прав, изучения и пропаганды, лучших образцов духовного наследия любого, даже самого малочисленного народа.
Данная работа является составной частью исследовательского проекта, посвященного изучению межэтнических конфликтов с использованием социологического подхода, с целью выработки дополнительных социально-политических мер по профилактике деятельности по предупреждению конфликтов, сохранению и укреплению мира в современном российском обществе. На основе эмпирического анализа предпринимается попытка формирования позитивного отношения молодежи к людям других культур, созданию благоприятного морально-психологического климата в нашем обществе, который послужит важнейшей предпосылкой успешной социальной адаптации и полной самореализации граждан нашей страны.
В этих условиях обучение студентов основано на принципе диалога культур как эффективного инструмента формирования взаимоуважения в межнациональных отношениях. На основе социологических исследований среди молодежи города Набережные Челны анализируются вопросы межэтнического конфликта в молодежной среде. Разногласия в современном обществе наблюдаются в разных сферах подростковой и молодежной культуры. При этом необходимо отметить, что это могут быть обиды, столкновения, установки. В связи с этим их сложно выявить. Авторами данной статьи указаны наиболее оптимальные пути регулирования межэтнических конфликтов в обществе.
В свете рассматриваемой проблемы молодежь высказала свое мнение по данному вопросу, многие указывают на возможность российской молодежи (или какой-либо ее части) внести свой вклад в формирование взаимоуважения в межнациональных отношениях на основе религиозной, расовой, этнической толерантности. Способность принимать другую культуру, другие традиции как само собой разумеющееся, приспосабливаться к ним стала в определенном смысле залогом выживания сегодняшнего дня мирного сосуществования.
Наиболее надежным способом профилактики конфликтов является создание в семье, в организации, обществе такой нравственно-психологической атмосферы, которая исключает саму возможность возникновения агрессивных устремлений, ведущих к тяжелому конфликту.
Анализируя доступные научные источники и проведенное исследование, можно сделать вывод о соответствии региональной политики в Республике Татарстан, о наличии как позитивных, так и проблемных явлений в сфере практических мероприятий в урегулировании межэтнических конфликтов, о необходимости дальнейшей системной работы в этом направлении.
В процессе работы по предупреждению межэтнических конфликтов нельзя надеяться на использование мгновенных путей решения. Это работа не эпизодическая, а системная, повседневная, будничная.
Все эти факты способствуют предупреждению конфликтов региональной и глобальной безопасности в условиях национальной политики Российской Федерации.
Ключевые слова: межэтнический конфликт; национальная безопасность; российское общество; мировая общественность; толерантность; этнос; духовное наследие; молодежь.
A. T. Kayumov, N. R. Iskhakova, N. Z. Safiullina
KayumovA. T., PhD (PhiLosophy), Professor of PhiLosophy,
Head of the Chair of PhiLosophicaL Sciences of the Moscow State Linguistic
University; e-maiL: [email protected]
Iskhakova N. R., Associate Professor of Socio-Humanities Department Law and Humanities Department University of Management "TISBI"; e-maiL: [email protected]
Safiullina N.Z., Associate Professor of History and Methods of Teaching her at the Naberezhnye CheLny PedagogicaL University "; teL: +79274724543
SOCIOLOGICAL ASPECTS OF INTER-ETHNIC CONFLICTS IN THE YOUTH ENVIRONMENT (based on the materials of the town Naberezhnye Chelny)
This articLe is devoted to interethnic confLicts in modern society. Over the centuries, confLicts of various LeveLs - from interpersonal to interstate - have been reguLated in Russia on the basis of Life experience and common sense. History has convincingLy proved that such confLict management usuaLLy Leads to significant negative consequences, which in principLe couLd be avoided. More constructive reguLation of interethnic confLicts can be achieved through the use of scientific knowLedge.
The worLd community, which aims to create a new system of internationaL reLations based on the principLes of mutuaL respect, toLerance and humanism, pays serious attention to the issues of respect for ethno-cuLturaL rights, study and propaganda, and the best exampLes of the spirituaL heritage of any, even the smaLLest peopLe.
This research is an integraL part of the research project devoted to the study of interethnic confLicts using the socioLogicaL approach, with the aim of deveLoping additionaL socio-poLiticaL measures to prevent activities to prevent confLicts, preserve and strengthen peace in modern Russian society. Based on the empiricaL anaLysis, an attempt is made to form a positive attitude of young peopLe to peopLe of other cuLtures, to create a favorabLe moraL and psychoLogicaL cLimate in our society that wiLL serve as an important prerequisite for successfuL sociaL adaptation and fuLL seLf-reaLization of the citizens of our country. Under these conditions, the training of students is based on the principLe of diaLogue of cuLtures as an effective tooL for buiLding mutuaL respect in interethnic reLations. On the basis of socioLogicaL research among young peopLe, the cities of Naberezhnye CheLny are anaLyzing issues reLated to interethnic confLict in the youth environment. Disagreements in modern society are observed in the most diverse spheres of adoLescent and youth cuLture. It shouLd be noted that they can represent grievances, coLLisions, instaLLations. In connection with this, the possibiLity of their detection becomes more difficuLt. The authors of this articLe indicate the most optimaL ways of reguLating interethnic confLicts in society.
In the Light of the probLem, young peopLe expressed their opinion on this issue, many point to the possibiLity of Russian youth (or some part of it) to contribute to the formation of mutuaL respect in interethnic reLations on the basis of reLigious, raciaL, ethnic toLerance. The abiLity to adopt another cuLture, other traditions as a matter of course, to adapt to them has become in a certain sense the key to the survivaL of today - peacefuL coexistence.
The most reLiabLe way to prevent confLicts is to create a moraL and psychoLogicaL atmosphere in the famiLy, in the organization, in society, which excLudes the very possibiLity of the emergence of aggressive aspirations Leading to a serious confLict.
AnaLyzing avaiLabLe scientific sources and conducted research, one can draw a concLusion about the conformity of regionaL poLicy in the RepubLic of Tatarstan, the existence of both positive and probLematic phenomena in the sphere of practicaL measures in the settLement of interethnic confLicts, and the need for further systematic work in this direction.
In the process of working to prevent interethnic confLicts, one can not reLy on the use of any high-speed, instantaneous soLutions. This work is not sporadic, not singLe, but systemic, everyday, everyday.
ALL these facts contribute to the prevention of confLicts of regionaL and gLobaL security in the context of the nationaL poLicy of the Russian Federation.
Key words: interethnic confLict; nationaL security; Russian society; worLd community; toLerance; ethnos; spirituaL heritage; the youth.
Вопросы, касающиеся межэтнических конфликтов, этнического экстремизма, которые связаны с национальной безопасностью, являются самой актуальной проблемой XXI в. Исходя из этого данные вопросы привлекают внимание социологов, политологов, культурологов, историков [Асмолов 2008].
Межэтнические конфликты - это источники различных противоречий, охватывающие все сферы общественной жизни, которые являются доказательством нестабильности общества и политики. Пристальное внимание приковано к этой проблеме в связи с тем, что межэтнические конфликты очень трудно решить, тем более, что они разгораются всё чаще и чаще. В России на протяжении столетий конфликты различного уровня (от межличностных до межгосударственных) регулировались с учетом жизненного опыта и здравого смысла. История доказала, что такое управление конфликтами, как правило, приводит к значительным негативным последствиям, которых возможно было избежать.
Более конструктивное регулирование конфликтов может быть обеспечено за счет использования научных знаний [Харченко 2014, с. 55].
Сегодня на политической карте мира постоянно появляются новые «горячие точки» конфликтов, которые не обходятся без жертв, как среди военных, так и среди мирных граждан. Такие межэтнические конфликты вызывают потоки миграции, увеличивая число беженцев и разрушая судьбы миллионов людей.
Например, сегодня мировая общественность столкнулась с арабо-израильским, сирийским, армяно-азербайджанским, грузино-абхазским, хорвато-сербским конфликтами. В этих государствах ущемляются права национальных меньшинств, даже увольнение или принятие на работу по этническому признаку становится обычным делом. Часто такие этнические конфликты переходят в намеренное уничтожение этноса или их дискриминацию.
Конфликты между этносами чрезвычайно опасны, так как могут затронуть не только отдельные государства, но и интересы всего мира.
Мировое сообщество, ставящее своей целью создание новой системы международных отношений, основанной на принципах взаимного уважения, толерантности и гуманизма, обращает серьезное внимание на вопросы соблюдения этнокультурных прав, изучения и пропаганды, лучших образцов духовного наследия любого, даже самого малочисленного народа [Мухаметшин 2012, с. 110].
Республика Татарстан - многонациональный и поликонфессиональный регион Российской Федерации. Современный социокультурный фон российского общества и республики сформировался исторически на протяжении веков как плюралистическое по духовным ценностям, культуре, традициям и общественным идеалам [Са-фиуллина, Исхакова 2014, 348]. На протяжении столетий на территории нынешней России контактировали различные этносы, такие как славяно-православная, тюрко-мусульманская и другие. В результате Россия всегда была системой смешанных цивилизаций и культур. Численность населения Республики Татарстан, по данным Всероссийской переписи населения за 2015 год, составляет 3 855 тыс. человек, в Набережных Челнах проживает 513 тыс. граждан. Татары составляют 47,42 % населения, русские - 44,87 %, чуваши - 1,95 %, украинцы - 1,31 %, башкиры - 1,16 %, марийцы - 0,66 %, удмурты и мордва по 0,39 %, другие - 1,82 %. Этнические группы в Республике Татарстан с давних времен строили свои отношения на взаимопонимании и уважении. В условиях духовного обновления общества возрастает актуальность исследований, а также изучение политики регулирования межэтнических, межконфессиональных, межнациональных отношений и этносоциальных процессов, происходящих в обществе. Для изучения данного вопроса нами было проведено исследование среди молодежи от 16 до 22 лет города Набережные Челны.
Понятие «молодежь», синхронно вошедшее в жизненный оборот, в единый словарь человечества наряду с такими его базовыми категориями, как «цивилизация», «демократия», «культура», «экология» еще в самое его исходное - «осевое» историческое время, сразу и навсегда стало символом и источником жизни, цивилизационных перемен и социального оптимизма.
В современном банке мировой общественной мысли имеется свыше 80 формул определения статуса молодежи. Интегральной для них является мысль о жесткой диалектической связи и взаимообусловленности прогресса и молодежи. Все революции «сверху» и «снизу», критические пороги социальных систем и формационные «встряски», через которые цивилизация только и двигалась вперед, меняло свое качество, проходили на фоне молодежного бума. Молодежь делала свое дело - «пускала под откос» отжившие формы социального бытия, утверждала новые. Она постоянно играла свою неоднозначную роль генератора, интегратора и разрушителя общественных устоев одновременно, «ревизора», «селекционера» старых и творителя новых систем социальных ценностей. Соблюдение закона приоритетности молодежных проблем облегчало задачу выхода народов, общества, систем к новому, более высокому уровню цивилизационного развития, а нарушение его - толкало на путь прозябания, застоя и потерь.
Историю человечества, равно как и историю отдельных его составляющих - народов, стран, цивилизаций чаще всего измеряют, изучают как военную, хозяйственную политическую, культурную историю. Но главной движущей силой эволюционных и революционных процессов, их катализатором и ускорителем является тот инновационный капитал, который аккумулируется и постоянно воспроизводится каждым новым молодым поколением. В этом контексте вся история человечества - непрерывная цепь смены поколений. Каждый народ, каждое общество, в той мере неизбежно обречено на динамичный прогресс или на регресс, на продолжение или завершение своей истории, в какой они своевременно осваивают науку и искусство решения молодежных проблем, совершенствуют механизмы обеспечения единства и преемственности поколений. Через смену поколений происходит смена типов цивилизаций, характеризующих качественный уровень и историческую зрелость человечества. Полнокровная деятельность каждого нового молодого поколения в качестве равноправного и активного субъекта социального творчества обеспечивает качественную и количественную характеристику каждой страны и каждой исторической эпохи [Шайхелисламов, Тагиров 2007, с. 58].
По данным проведенного опроса в 2015 г., больше половины (66,7 %) молодежи считают, что в Набережных Челнах существуют дружественные межэтнические отношения. Это подтверждается тем,
что среди молодежи почти все опрошенные (90 %) имеют друзей из других этнических групп. Никто из опрошенных респондентов не считает, что у них «Отношения плохие и существуют постоянные конфликты». И с этим не согласна лишь меньшая часть (26 %) опрошенных, которые отметили, что «никаких конфликтных отношений нет, их интересы не пересекаются». Это говорит о том, что в целом межэтнические отношения в Набережных Челнах между этносами действительно бесконфликтные.
На возможность возникновения межэтнического конфликта в Набережных Челнах был задан вопрос: «Примешь ли ты участие в этническом конфликте, если это касается интересов вашей этнической группы?», 53,3 % опрошенных респондентов ответили, что «будут действовать в зависимости от обстоятельств», «ни в коем случае» -40 %, и 6,7% считают, что «да, безусловно, приму участие».
Также был задан вопрос: «Как Вы считаете, возможен ли в Набережных Челнах открытый межэтнический конфликт?», 60 % опрошенных полагают, что «такой этнический конфликт возможен».
При этом, по мнению большей части молодых людей, (73,3 %) ответили, что «они смогли бы связать свою жизнь с человеком другой этнической группы».
Среди студентов, высказавших свое мнение по данному вопросу, многие указывают на возможность российской молодежи (или какой-либо ее части) внести свой вклад в формирование взаимоуважения в межнациональных отношениях на основе религиозной, расовой, этнической толерантности. Способность принимать другую культуру, другие традиции как само собой разумеющееся, приспосабливаться к ним стала в определенном смысле залогом выживания сегодняшнего дня - мирного сосуществования.
Исходя из результатов опроса можем сделать вывод, что в целом межэтнические отношения в Набережных Челнах стабильные, спокойные и дружественные. Жители города уважительно относятся друг к другу. Во всяком случае, больше половины опрошенных считают открытый конфликт возможным только в том случае, если его специально разжигать и вызывать межэтническую вражду.
Также важно отметить, что региональные власти делают всё, чтобы отношения в республике были доброжелательными. Об этом свидетельствует наличие организаций и предприятий, объединяющих различные
этносы. Например, в Набережных Челнах работает Дом дружбы народов «Родник», девиз: «Доброе братство - лучшее богатство!».
Дом дружбы организовывает мастер-классы по декоративно-прикладному искусству различных культур, проводит дегустацию блюд национальной кухни; на базе «Родника» есть этносоциальный детский лагерь «Чемодан». На базе этих объединений проводятся межэтнические фестивали, концерты, т. е. создаются условия, способствующие сохранению языка, традиций, обычаев и обрядов. Следует отметить, что в декабре 2016 г. в Набережночелнинском государственном педагогическом университете прошло всероссийское мероприятие «Диалог культур» по заказу Министерства образования Республики Татарстан, где были проведены мастер-классы с участием ведущих ученых, «круглые столы», где участники знакомились с различными культурами, творчеством и духовным наследием народов Поволжья. Такие мероприятия, несомненно, способствуют объединению этносов и помогают расширить межцивилизационный диалог между народами.
Все эти факты могут способствовать предупреждению конфликтов региональной и глобальной безопасности в условиях национальной политики Российской Федерации. Информация, которая появляется в прессе и на центральном телевидении, а также на уроках в школе, на различного рода мероприятиях, посвященных толерантности и терпимости, - всё это должно быть под контролем государства. Бороться с межнациональными конфликтами нелегко, необходимо их не допускать.
Успешная деятельность по предупреждению конфликтов может вестись только в границах, устанавливаемых: 1) психологическими; 2) нравственными; 3) правовыми требованиями к регулированию межэтнических взаимоотношений. Эта работа не разовая, а системная, повседневная. Наиболее надежным способом профилактики этнических конфликтов является создание в семье, в обществе такой нравственно-психологической атмосферы, которая исключала бы возможность возникновения тяжелых этнических конфликтов [Исхакова, Сафиуллина 2010, с. 146].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность
в общественном сознании России. М., 2008. С. 310-326.
Дробижева Л. М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // От толерантности к согласию. М., 2007. С. 63-75.
Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М. : Аспект-Пресс, 2005. 286 с.
Исхакова Н. Р., Сафиуллина Н. З., Исхакова Л. М. К вопросу возрождения этнических традиций народов (на материалах Республики Татарстан) // Дискриминация, терроризм и другие виды нетерпимости (Современный мир: единство и разнообразие): учебно-методическое пособие / под ред. С. А. Гончарова, В. Ю. Сморгуновой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 295 с.
Мухаметшин А. Г., Сафиуллина Н. З., Исхакова Н. Р. Из истории развития педагогической мысли, духовно-этнических традиций татарского народа (на материалах Республики Татарстан) : Монография // Возрождение духовно-этнических традиций народа (на материалах Республики Татарстан) : монография. Набережные Челны : ФГБОУ ВПО «НИСПТР», 2012. 418 с.
Сафиуллина Н. З., Исхакова Н. Р., Исхакова Л. Н. Проблемы экстремизма в молодежной среде (социологический анализ на материалах исследований школ г. Набережные Челны) // Конфликтология XXI века. Пути средства укрепления мира; материалы Второго Санкт-петербургского международного конгресса конфликтологов. СПб. 2014. 440 с.
Харченко С. В. Межэтнические отношения в Казахстане: историческое наследие и современное состояние // Социол. исслед. 2014. № 2. С. 53-65.
ШайхелисламовР. Ф., Тагиров Э. Р. Гражданское образование: гуманитарный вектор. Казань : Изд-во ОО «Центр оперативной печати», 2007. 121 с.