УДК 316.485.6
А. Т. Каюмов, Н. Р. Исхакова, Н. З. Сафиуллина
Каюмов А.Т., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философских наук МГЛУ; e-maiL: [email protected]
Исхакова Н.Р., кандидат социологических наук, доцент кафедры юридических и уманитарных дисциплин Университета управления «ТИСБИ»; e-maiL: [email protected]
Сафиуллина Н.З., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и методики ее преподавания Набережночелнинского педагогического университета; тел: +79274724543
ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ИДЕАЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ (на материалах Республики Татарстан)
Статья посвящена процессам формирования духовно-нравственных ценностей молодежи. Современная Россия - это особое добровольное сообщество народов разных национальностей и конфессий, что превратило ее в неоднородное сообщество. Все эти народности и их духовные ценности не сводятся только к русскому, так как Россия сегодня не имеет социокультурного единства. В современной историко-социологической науке идут споры о месте и роли России и ее культуры в историческом процессе. Начало этой научной дискуссии было положено еще в XVIII в.
Малопродуктивными в научном плане являются наблюдаемые сегодня среди социологов и историков попытки выделить Россию как чисто русскую цивилизацию. Английский писатель Р. Киплинг все-таки ошибался, когда говорил, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не бывать». Однако они сошлись в России благодаря ее двойственного геополитического и цивилиза-ционного положения. Россия расположена на стыке евразийской цивилизации и всегда испытывала сильное влияние соседей. Эта ситуация стала основой для формирования одного из важнейших вопросов национального самосознания: кто мы - Европа, Азия или некая Евразия?
В дальнейшем, в XVIII - XX вв., цивилизационная парадигма развития России связана с модернизациями, которые неоднократно предпринимались на протяжении последних трех веков, предлагая внедрение к условиям России элементов западного типа развития. Движение по этому направлению привело современную Россию к демократическому обществу с рыночной экономикой и конституционным строем. Тем не менее сегодня в стране ситуация остается еще противоречивой. Корни происходящих в России перемен не следует сводить только к социально-экономическим и политическим процессам. Они заложены гораздо глубже - в самом человеке, в его внутреннем духовном мире и сознании. Однако негативную роль в проявлении этих тенденций в духовной сфере человека сыграла идеология советского периода. В результате
перестройки и ослабления коммунистической системы в конце XX столетия это «единство» развалилось, и многонациональная культура России получила новые возможности для возрождения некогда утерянных духовно-этнических, нравственных традиций, эстетических и прочих ценностей созданных нацией. Все эти проблемы современного мира сегодня сказываются на социальном поведении российской молодежи. В сегодняшних геополитических условиях они взаимосвязаны и актуальны, так как приобретают характер приоритетных проблем всего общества.
Научная новизна данной работы состоит в том, что она представляет собой исследование и на основе эмпирических данных предпринимается попытка выявления оптимальных методов регулирования социального поведения современной молодежи. Регулирование межконфессиональных отношений влияет на процессы формирования духовно-нравственных ценностей, культуры, традиций и общественных идеалов многонационального государства как Российская Федерация. Однако в работе по формированию духовно-нравственных ценностей молодежи нельзя надеяться на использование каких-либо быстродействующих и чудодейственных средств. Это работа не эпизодическая, не разовая, а системная, повседневная, будничная. Наиболее надежным способом формирования духовно-нравственных ценностей является создание в семье, в организации, в обществе такой психологической атмосферы, которая исключает самую возможность возникновения негативных явлений.
Таким образом, данное исследование является частью проекта, посвященного изучению формирования духовно-нравственных ценностей молодежи с использованием социологического подхода. На основе эмпирических результатов предпринимается попытка анализа выявления позитивного отношения молодежи к многонациональной российской культуре.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности; сообщество народов; евразийская цивилизация; многонациональная культура; демократическое общество; модернизация, общественные идеалы.
A. T. Kayumov
Doctor of PhiLosophy (Dr. habiL), Professor, Head of the Chair of PhiLosophicaL Sciences of the Moscow State Linguistic University; e-mail: [email protected]
N. R. Iskhakova
PhD. of Sociology, Associate Professor of Socio-Humanities Department Law and Humanities Department University of Management "TISBI"; e-mail: [email protected]
N. Z. Safiullina
PhD. (History), Associate Professor, History and Methods of Teaching her at the Naberezhnye Chelny Pedagogical University; тел: +79274724543
HISTORICAL AND SOCIOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN THE IDEALS OF MODERN CITY YOUTH (based on the materials of the Republic of Tatarstan)
This articLe is devoted to the processes of formation of spiritual and moraL vaLues of youth. Modern Russia is a speciaL voluntary community of peopLes of different nationaLities and confessions, which has turned it into a heterogeneous community. ALL these nationaLities and their spirituaL vaLues are not reduced onLy to the Russian, since Russia today does not have a sociocuLturaL unity. In modern historic-socioLogicaL science, there are disputes about the pLace and roLe of Russia and its cuLture in the historicaL process. The beginning of this scientific discussion was Laid back in the XVIII century.
The attempts observed today among socioLogists and historians to isoLate Russia as a pureLy Russian civiLization are not very productive in scientific terms. The EngLish writer R. KipLing stiLL made mistakes when he said that "the West is the West, the East is the East, and together they do not come together." However, they came together in Russia due to its duaL geopoLiticaL and civiLizationaL situation. Russia is Located at the junction of the Eurasian civiLization and has aLways experienced a strong infLuence of its neighbors. This situation has become the basis for the formation of one of the most important issues of nationaL identity: who are we - Europe, Asia or some kind of Eurasia.
Later, in the XVI11-XX centuries, the civiLizationaL paradigm of Russia's deveLopment is connected with the modernization that has been repeatedLy undertaken over the past three centuries, suggesting the introduction of Western-type eLements to the conditions of Russia. The movement in this direction Led modern Russia to a democratic society with a market economy and a constitutionaL system. NevertheLess, today the situation in the country remains controversiaL. The roots of the changes taking pLace in Russia shouLd not be reduced onLy to socio-economic and poLiticaL processes. They are Laid much deeper - in the man himseLf, in his inner spirituaL worLd and consciousness. However, the ideoLogy of the Soviet era pLayed a negative roLe in the manifestation of these trends in the spirituaL sphere of man. As a resuLt of the restructuring and weakening of the communist system at the end of the 20th century, this "unity" has coLLapsed and the muLtinationaL cuLture of Russia has acquired new opportunities for reviving the once-Lost spirituaL, ethnic, moraL traditions, aesthetic and other vaLues created by the nation. ALL these probLems of the modern worLd affect today the sociaL behavior of Russian youth. In today's geopoLiticaL conditions, they are interreLated and reLevant, as they acquire the character of the priority probLems of the whoLe society.
The scientific noveLty of this work is that it is a study and an attempt is made on the basis of empiricaL data to identify the optimaL methods for reguLating the sociaL behavior of modern youth. The reguLation of interfaith reLations infLuences the formation of spirituaL and moraL vaLues, cuLture, traditions and sociaL ideaLs
of a multinational, state as the Russian Federation. However, in the work on the formation of spiritual and moral, vaLues of young peopLe, one can not reLy on the use of any high-speed and miracuLous means. This work is not sporadic, not singLe, but systemic, everyday. The most reLiabLe way to create spirituaL and moraL vaLues is to create a psychoLogicaL atmosphere in the famiLy, in the organization, in society, which excLudes the very possibiLity of the emergence of negative phenomena.
Thus, this study is part of a project devoted to the study of the formation of spirituaL and moraL vaLues of young peopLe using the socioLogicaL approach. On the basis of empiricaL resuLts, an attempt is made to anaLyze the identification of a positive attitude of young peopLe towards a muLtinationaL Russian cuLture.
Key words: spirituaL and moraL vaLues; community of peopLes; Eurasian civiLization; muLtinationaL cuLture; democratic society; modernization; sociaL ideaLs.
Россия прошла длительный и сложный путь развития. Ее история является частью мировой истории и не может рассматриваться вне ее контекста. В течение долгого времени в России была сформировалась богатая многонациональная культура и особый тип цивилизации. Следует помнить, что Российская Федерация как государство явилась результатом добровольных присоединений республик национальных меньшинств. Это государство возникло на базе соединения христианского мира, мусульманской цивилизации и классического Востока. Таким образом, современная Россия - это особое добровольное сообщество народов разных национальностей и конфессий, что превратило ее в неоднородное сообщество. Все эти народности и их ценности не сводятся только к русскому, так как Россия сегодня не имеет социокультурного единства. Таким образом, как отмечает Л. И. Семенникова, «...существует не одна русская Россия, а много "России" в одном государстве» [Семенникова 1998]. В современной философской и историко-социологической науке ведутся споры о месте и роли России и ее культуры в историческом процессе. Начало этой научной дискуссии было положено еще в XVIII в. Немецкие ученые, такие как И. Г. Байер и Г. Ф. Миллер выдвинули версию о призвании варягов на Русь и скандинавском происхождении названия страны. Но эта версия не нашла поддержки у М. В. Ломоносова, которому императрица Елизавета Петровна поручила написание обобщающего труда по истории России. Он отрицал варяжское происхождение слова «Русь», считая делом первостепенной важности доказательство самодостаточности русского народа, его культуры и государства.
Малопродуктивными в научном плане являются наблюдаемые сегодня среди политиков попытки выделить Россию как чисто русскую цивилизацию. Английский писатель Р. Киплинг все-таки ошибался, когда говорил, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Однако они сошлись в России благодаря ее двойственному геополитическому и цивилизационному положению. Россия расположена на стыке цивилизаций и всегда испытывала сильное влияние соседей. Эта ситуация стала основой для формирования одного из важнейших вопросов национального самосознания: кто мы - Европа, Азия или некая Евразия?
Однако первая половина XIII в. внесла большие коррективы в судьбу русских земель. Они оказались под натиском католической и монголо-татарской экспансий. Это привело к распаду социокультурной целостности.
Многовековое владычество Степи повлияло на становление русского государства и характера, усиливая его противоречивость, отделяя его от европейских соседей. Казалось бы, христианство должно было роднить Россию с Европой. Но Степь оставила ей духовную связь только с Византией.
Тем не менее события XIII в. не смогли остановить ход историко-культурного развития Руси. Уже на рубежах XIV-XV вв. постепенно начинает вырисовываться облик будущего многонационального Русского государства. «В конце XV века Московская Русь заявила о себе как об одном из сильнейших государств Европы» [Костомаров 2004], хотя и следует признать, что цивилизаци-онная парадигма этого времени (вплоть до начала XVIII в.) была восточной. При этом важно понять, что Россия не обладала целостностью. Она была кочевой и оседлой, мусульманской и православной, языческой и буддийской. Особенность культурного процесса XVI-XVII вв. состояла в том, что Московская Русь не пережила ни Ренессанса, ни Реформации, а только элементы ренессанского и реформационного характера. Начался сложный поиск собственного пути, способ перехода к новому историческому времени.
В дальнейшем, в XVШ-XX вв., цивилизационная парадигма развития России связана с модернизациями, которые неоднократно происходили на протяжении последних трех веков, предлагая внедрение к условиям России элементов западного типа развития. Движение по этому направлению привело современную Россию
к демократическому обществу с рыночной экономикой и конституционным строем.
Тем не менее в стране ситуация остается еще противоречивой. Надо еще многое сделать для того, чтобы в многонациональном государстве в рамках Конституции были защищены права и привилегии субъектов федерации, которые выступают как национальные республики в составе РФ. Корни происходящих в стране перемен не следует сводить только к социально-экономическим и политическим процессам. Они гораздо глубже - в самом человеке, в его внутреннем духовном мире и сознании. Однако негативную роль в проявлении этих тенденций в духовной сфере народов сыграли идеологические установки КПСС. Широкое распространение в условиях тоталитаризма получили представления о формировании в СССР новой исторической общности - «советский народ». Считалось, что по своим ценностным ориентациям культуры народы СССР едины, по форме существования и выражения (язык, жанровые характеристики и т. д.) - национально самобытны. Однако в результате перестройки и ослабления коммунистической системы в конце XX столетия это «единство» распалось, в результате многонациональная культура России приобрела новые возможности для возрождения некогда утерянных духовно-этнических, нравственных традиций, эстетических и прочих ценностей созданных нацией, которая ее отношение к социально-экономическим и историко-культурным процессам. Все эти проблемы современного мира сказываются сегодня на социальном поведении российской молодежи. В сегодняшних геополитических условиях они взаимосвязаны и актуальны, так как приобретают характер приоритетных проблем всего общества.
Необходимо подчеркнуть, что культура, имея общеисторический характер, тесно связана с прошлым, с преемственностью, учитывая целевой аспект понимания данного феномена - и с будущим. Она также исторически конкретна, так как в ней фиксируется уровень социальности, цивилизованности человека и общества [Каюмов 2016].
Научная новизна данной работы состоит в том, что она представляет собой научное исследование и на основе эмпирических данных предпринимается попытка выявления оптимальных
методов регулирования социального поведения современной молодежи. Координация межконфессиональных отношений влияет на процессы формирования духовно-нравственных ценностей, культуры, традиций и общественных идеалов многонациональных государств.
На наш взгляд, состояние научных исследований на сегодняшний день по данной проблеме всесторонне не раскрывает суть межконфессиональных отношений. Важным и определяющим сегодня является решение этой проблемы в условиях многонациональной России, реализующей идеи реального федерализма, которые позволяют в рамках единой страны в полной мере учитывать национальные и региональные интересы народов разных конфессий.
Современное российское общество сегодня озадачено значительным распространением экстремистской и террористической активности. Ее распространение связано с большим количеством причин. Основные из них:
- слабая поддержка развития молодежных программ;
- занятость молодежи;
- усиление расслоения общества на «богатых» и «бедных»;
- проблемы, связанные с получением качественного образования;
- социально-политические факторы, такие как активность националистически настроенных партий и организаций, деятельность различных неформальных групп;
- в обществе можно отметить страх, тревогу, неуверенность в завтрашнем дне.
В связи с этим снижаются ценности молодежи, их моральные и духовные качества. А это, в свою очередь, создает основу для активизации деятельности экстремистских организаций [Чупров 2009, с. 96].
На основе социологических исследований, проведенных авторами данной работы в 2014 г. среди подростков г. Набережные Челны Республики Татарстан, были проанализированы вопросы, касающиеся современного экстремизма и терроризма в молодежной среде. Экстремистские взгляды в современном обществе наблюдаются в самых разнообразных сферах подростковой и молодежной культуры [Исхакова 2014, с. 165].
Одной из опасных и трудно прогнозируемых для общества крайних мер экстремистов является терроризм. В результате социологического опроса было выявлено следующее:
- 50 % опрошенных дали правильное определение термину «терроризм» - «устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения»;
- 30 % - под экстремизмом понимают «незаконное право применения вооруженной силы одним государством против суверенитета другого»;
- 20 % ответили, что это «открытое и откровенное заявление о своих действиях поступках».
Исходя из анализа ответов респондентов, нет оснований нивелировать уровень знаний об экстремизме и терроризме, хотя определенная взаимосвязь между этими явлениями прослеживается.
Однако при ответе на вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что настоящая дружба может быть между представителями только одной конфессии? 95 % опрошенных выбрали ответ «нет», т. е. не согласны с данным утверждением. Этот факт можно объяснить тем, что возможно среди их знакомых, друзей есть лица других конфессий, с которыми они поддерживают хорошие отношения. И лишь каждый десятый затруднился ответить на данный вопрос. На вопрос о причинах конфликта с другими конфессиями 90 % респондентов выбрали ответ: «неприязнь». Знание и уважение конфессиональных особенностей народов, их культуры, обычаев и обрядов очень актуальны сегодня, в период укрепления государственности. Они могут сыграть заметную роль сохранения и развития дружбы и сотрудничества между народами проживающих на территории многоконфессиональной России. Эти направления находят отражения в современной национальной политике Российской Федерации [Исхакова 2010, с. 163].
В современных условиях духовного обновления общества возрастает оценка культурного наследия прошлого народов разных конфессий. Так, например, для изучения влияния элементов исламской культуры на формирование самосознания и самоидентификацию молодежи был задан вопрос: «Ощущаете ли Вы себя носителем элементов мусульманской культуры?». Треть респондентов себя к таковым не отнесли. Таким образом, большая часть респондентов не считает себя носителем элементов исламской
культуры. Исправить данную ситуацию могла бы популяризация национальной культуры именно среди молодежи, поскольку, как показал опрос, большинство респондентов, изучавших исламскую культуру (34 %), ограничились лишь знаниями школьной программы. В то же время результаты анкетирования демонстрируют благоприятную ситуацию: в целом около 60 % респондентов так или иначе изучали исламскую культуру [Исхакова 2014, с. 167].
Популяризация исламской культуры, по возможности, не должна быть навязчивой, поскольку сознательное желание изучать культуру ислама выразили лишь 37 % респондентов, а навязывание каких-либо ценностей может вызвать неприятие, протест или отторжение.
Одна из наиболее важных ролей при изучении исламской культуры отводится материальной культуре и ее визуальным проявлениям. Благодаря проведенному опросу можно установить распространенность знаний о различных визуальных элементах исламской культуры среди респондентов, например основная часть опрошенных (88 %) встречают элементы архитектуры исламской культуры в виде куполов и минаретов в повседневной жизни, в каллиграфии - 48 %, арки и порталы - 37 %, растительный орнамент - 34 %, геометрический орнамент - 20 %. 71 % респондентов считают важным присутствие элементов исламской культуры в повседневной жизни, 52 % опрошенных отмечают их исключительно положительное влияние на формирование духовно-нравственных основ молодежи; у 37 % опрошенных вызывает интерес изучение национальных традиций и истории татарского народы; 28 % респондентов изъявили повышенный интерес к культуре ислама, из них 26 % считают, что присутствие элементов культуры ислама повлияло на формирование их эстетического вкуса. Также важно отметить, что ни один из респондентов не высказал отрицательного отношения к мусульманской культуре).
Опрос показал, что свыше половины респондентов (57 %) встречали представленные нами элементы исламской культуры за пределами республики Татарстан, и 66 % из встречавших испытывали при этом положительные эмоции, как гордость (29 %), радость (21 %), ностальгию (16 %), еще 29 % респондентов отметили узнаваемость этих элементов. Причем соотношение замеченных респондентами объектов в повседневной жизни республики
и за ее пределами почти не различаются: вне республики также чаще всего встречаются купола и минареты (63 %) и каллиграфия (26 %), чуть реже - арки и порталы характерной для мусульманской архитектуры формы, а геометрический и растительный орнамент респонденты встречали с одинаковой частотой (8,5 %). Необходимо отметить, что почти половина опрошенных (46 %), встречая данные визуальные элементы исламской культуры за пределами республики, воспринимает их как нечто знакомое, личное и родное, 60 % респондентов в подобной ситуации ощущают свою причастность к культуре и народу Татарстана. Это очень важное наблюдение, если принять во внимание, что ранее только треть респондентов назвали себя носителями мусульманской культуры республики. Сравнив эти цифры, можно сделать вывод, что большая часть молодежи не осознает в полной мере влияния на них традиционной национальной культуры либо, находясь в этой среде большую часть жизни, настолько свыклась с ней, что свою принадлежность к мусульманской культуре они ярче воспринимает ее издалека, лишь покинув привычную среду. Этот вывод перекликается с идеей урбаниста Кевина Линча [Линч 1982, с. 85], изучавшего формирование и восприятия места, заключающейся в том, что образ места складывается только тогда, когда человек его покидает.
Также необходимо отметить, что большое число респондентов (63 %) считает, что наличие визуальных элементов исламской культуры в республике Татарстан повлияло на их восприятие себя как части населения республики. При этом только 43 % опрошенных исповедуют ислам, среди остальных оказалось 40 % христиан и 8,5 % атеистов. Таким образом, можно сказать, что визуальные элементы исламской культуры стали важной частью жизни народов Татарстана, независимо от их религиозной принадлежности, образовавшийся в сочетании с другими существующими здесь культурными традициями единый культурный слой. Подобная поликультурная среда позволяет воспитывать людей толерантных, свободных, открытых новому и уважающих чьи бы то ни было конфессиональные и культурные традиции. Кроме того, визуальные элементы исламской культуры становятся важным инструментом самоидентификации молодежи, помогая формировать образ и осознание себя как жителя многокультурной и многонациональной республики и части богатой многовековой культуры народов Татарстана [Сафиуллина 2014, с. 125].
Однако в работе по предупреждению конфликтов на конфессиональной почве нельзя надеяться на использование каких-либо быстродействующих, чудодейственных средств. Это работа не эпизодическая, не разовая, а системная, повседневная, будничная. Наиболее надежным способом профилактики конфликтов является создание в семье, в организации, в обществе такой нравственно-психологической атмосферы, которая исключает самую возможность возникновения агрессивных устремлений, ведущих к тяжелым конфликтам и экстремизму.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исхакова Н. Р., Сафиуллина Н. З. К вопросу возрождения этнических традиций народов (на материалах Республики Татарстан). Дискриминация, терроризм и другие виды нетерпимости (Современный мир: единство и разнообразие): учебно-методическое пособие / под ред. С. А. Гончарова, В. Ю. Сморгуновой. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 295 с.
Исхакова Н. Р. [и др.]. Морально-нравственный потенциал формирования духовной культуры молодежи (на материалах Республики Татарстан) / [Н. Р. Исхакова, Н. З. Сафиуллина, Л. М. Исхакова, Т. Г. Шарафутдино-ва] // В мире научных открытий. 2014. № 5 (53). С. 164-169. Каюмов А. Т. Культура информационного мира как предмет философского анализа // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация: Набережные Челны. 2016. № 5 (72). [Электронный журнал]. URL: kpfu.ru/nomer-5-72-za-2016-god-259038.html Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших
деятелей. М. : ЭКСМО, 2004. 1024 с. Линч К. Образ города / пер. с англ. В. Л. Глазычева ; ред. А. В. Иконников.
М. : Проспект, 1982. 328 с. Сафиуллина Н. З., Исхакова Н. Р. Исторические аспекты развития национальной культуры народов России (на материалах Республики Татарстан) // Адлеровские социологические чтения. Т. 7. 2014. № 1. С. 123-126.
Семенникова Л. И. Цивилизации в истории человечества. Брянск : Курсив, 1998. 539 с.
Чупров В. И., Зубок, Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М. : Академия, 2009. 320 с.