THE TRANSFORMATION OF SPIRITUAL VALUES: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE
Yanguzin Aibulat Rimovich, DSc of Philosophy, Professor of the department of philosophy and political science, Bashkir State University, Ufa, Republic of Bashkortostan
This article examines the problem of transformation of the spiritual values of contemporary Russian society and possibilities to control this process with the state and public organizations. The relevance of the question is long overdue: during the time of perestroika there was a need for reappraisal. Unfortunately, in a systemic crisis, it is the young people, on which depends the future of the state, requires special attention: its value is not stable, that can contribute to the deterioration of the political, economic and social spheres of public life.
Keywords: spiritual values; transformation of spiritual values; society; youth.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
© Янгузин А.Р., 2017 В настоящей статье рассматриваются проблемы трансформации духовных
ценностей современного российского общества и возможности управления этим процессом со стороны государства и общественных организаций. Актуальность вопроса назрела уже давно: еще во времена перестройки возникла необходимость переоценки ценностей. К сожалению, в условиях системного кризиса именно молодежь, от которой зависит будущее государства, требует особого внимания: ее ценности не стабильны, что может способствовать ухудшению состояния политической, экономической и социальной сфер общественной жизни.
Ключевые слова: духовные ценности; трансформация духовных ценностей; социум; молодежь.
Процесс трансформации духовных ценностей современного российского общества - социально-историческое явление, сущность которого заключается в трансформационных процессах стереотипизи-рованных ценностных представлений социума, групп, личности.
Деструктивные процессы в духовной жизни современного социума создают угрозу жизнеспособности государства в целом. Обозначенное явление выступает катализатором трансформации индивидуальной и общественной морали, выраженной в росте аморальности, правового нигилизма. Для борьбы с этим явлением необходимо создание и реализация матрицы духовных ценностей.
Несмотря на индивидуальный характер духовных ценностей, их своеобразие и неповторимость, существуют ценности универсального порядка, которые имеются сразу у многих, охватывают не одну сферу той или иной деятельности человека. К ним относятся доброта, честность, воспитанность, трудолюбие, человечность, терпимость, порядочность. И когда в тот или иной исторический период какие-либо из подобного рода ценностей перестают быть значимыми, необходимо вмешательство государства или общественных организаций - неотъемлемых составляющих развитого гражданского общества и демократии.
Учитывая современное состояние социума, которое можно охарактеризовать как переходное, важно проанализировать духовные ценности молодежи, их связь с окружающей действительностью, на основании полученных данных сделать прогноз их будущего состояния.
Участие государства в ходе реализации управления трансформациями духовных ценностей молодежи должно заключаться, во-первых, в постановке конкретных целей и задач, направленных на улучшение материальной и духовной составляющих жизни современного российского общества. После проведения исследований, направленных на выяснение приоритетных ценностей, необходимо определить актуальность развития тех общечеловеческих цен-
УДК 130.2 ВАК РФ 09.00.13
ЯНГУЗИН Айбулат Римович, доктор философских наук, профессор, кафедра Философии и политологии, Башкирский государственный университет, Уфа, Республика Башкортостан уап диг'т@уап dex. г и
ностей, которые, с учетом специфики территории России, менее востребованы большим количеством представителей подрастающего поколения. При этом деятельность государственных органов должна соответствовать интересам общественных организаций, в которых на общественных или договорных началах должны состоять заинтересованные граждане России, которым небезразлична судьба своей страны. Здесь необходимо отметить важность продуктивного положительного сотрудничества, как государства, так и граждан.
Иными словами, говоря о восстановлении всей системы созидательных ценностей, необходимо руководствоваться также и демократическими ценностями, которые не допускают преобладание интересов государства над интересами личности.
Важно знать, что духовные ценности при их правильном формировании у молодежи могут способствовать росту благосостояния государства без существенных затрат и принятия конкретных мер, требующих зачастую значительных финансовых затрат. Поэтому именно сегодня необходимо уделить внимание решению проблем, которые стоят перед Россией: демографического кризиса, наркомании, криминогенной обстановки.
Для выявления ослабленных духовных ценностей молодежи необходимо исследовать содержательные стороны системного кризиса, рассмотреть явления и процессы, которые связаны с жизнедеятельностью представителей подрастающего поколения, их отношением к запретам нравственного и юридическогоуров-ня. Видя нормы, нарушаемые молодежью, важно зафиксировать попранные духовно-нравственные ценности, для их дальнейшего восстановления в системе ценностей.
Иначе говоря, ценности - это база, на которой строится многоуровневый механизм социального взаимодействия. Привитые с детства ценности становятся ориентиром для личности, помогают находить верные решения и действовать по совести.
Для того чтобы определить, какие общечеловеческие и иные ценности у современной молодежи стабильны, какие уходят в прошлое, какие только формируются, необходимо учитывать совокупность факторов, влияющих на данные процессы. В России уже был опыт исследования ценностной сферы подрастающего поколения в прошлом столетии, который именовался "Динамика ценностных ориента-ций молодежи России XX века". В рамках проекта анализировались, в основном, фундамен-
тальные ценности, которые, будучи соотносимы с остальными сферами жизни общества и, несмотря на наличие кризисных явлений, по мнению исследователей, оставались стабильными и нерушимыми.
Динамика ценностей прослеживалась на уровне таких сфер общественной жизни, как семья, культура и образование. При этом, несмотря на интенсивные трансформационные процессы, духовные ценности в рамках названных сфер остаются стабильными в системе собственной интерпретации. Иначе говоря, исторические и социокультурные факторы меняют форму ценности, но не ее содержанию. Трансформируется оболочка, которая приспосабливается к действительности, внешним факторам социального, политического, экономического и религиозного порядка, однако базовые элементы не подвержены существенным изменениям. Именно поэтому речь идет о динамике, как бы видимой текучести формы духовных ценностей, а не внутренней трансформации их содержания.
Итак, для того, чтобы эффективно управлять процессом трансформации духовных ценностей подрастающего поколения, необходимо, во-первых, определить состав фундаментальных ценностей, которые наиболее распространены в сознании молодежи. Во-вторых, важно знать систему распределения ценностей, их иерархию в сознании масс. В-третьих, нужно выявить структурные особенности ценностей, а также их склонность к трансформациям.
Помимо перечисленных выше особенностей ценностных характеристик сознания молодежи, необходимо и важно учитывать исторический опыт, включающий своеобразие менталитета и стереотипов российского общества. Положительный результат, может быть, достигнут лишь при сочетании теории и практики, положений гуманитарных наук с данными, полученными эмпирическим путем.
И речь здесь идет не только о проведении социологических исследований. Важно изучение многочисленной научной литературы по данной проблеме - рассмотрение проблемы трансформации духовных ценностей должно проводиться на стыке философии, социологии, психологии, экономики, педагогики и других наук. Для получения объективной картины, отвечающей философскому отражению окружающего мира и тех его граней, которые связаны с процессом трансформацией духовных ценностей, необходимо анализировать результаты, полученные учеными при рассмотрении вопросов зарождения ценностных ус-
тановок, идеалов, жизненных планов молодежи в период с начала прошлого столетия и до сегодняшнего дня.
В процессе изучения динамики и трансформации ценностей современной молодежи необходимо иметь четкое представление об истоках экстремизма (в различных его проявлениях принимают участие молодые люди), социальных проблемах, с которыми сталкивается подрастающее поколение, социально-экономические особенности различных регионов -территорий, где осуществляют свою позитивную или негативную функцию молодежные объединения.
В ходе изучения процесса трансформации духовных ценностей важно ставить задачу не только выявить те аспекты проблемы, которые имеют место в настоящее время; необходимо также провести прогноз трансформаций, выявить перспективы динамики духовных ценностей в будущем, определив тенденции их развития в настоящем. Важную роль здесь должен играть такой фактор, как преемственность идеалов, жизненных планов и интересов. Для решения поставленных целей и задач помимо анализа научной литературы важны эмпирические исследования на стыке философии и социологии. Социология как наука для получения обобщающих результатов должна вооружиться опытом и знаниями философии - науки, которая явилась базисом методологии многих самостоятельных дисциплин.
Если говорить о современном периоде развития духовных ценностей, можно отметить, что в массовом сознании по причине экономической нестабильности,увеличении расстояния между положением богатых и бедных, отсутствия социальных гарантий, происходит конфликт ценностей.
Современная молодежь и ей предшествующее поколение, обделены в ценностном отношении. Старые ценности, которые были сформированы еще в советский период, рухнули на глазах поколения молодых людей, родившихся в начале 1980-х годов. У многих из них уже есть дети, которым необходимо прививать ценности: добра, справедливости, уважения к старшим и другие. Однако зачастую эти ценности непосредственно от родителей поступают к ним в ограниченном количестве. Исключение может составлять школа, которая, при благоприятныхусловиях,способна сформировать полноценную личность. Но если положительных факторов недостаточно, индивида, не богатого ценностями, всю жизнь будут сопровождать пессимизм и чувство растерянности,
неверие в общество, государственную власть и в самого себя.
Такие индивиды либо ограничивают свою активность в настоящем и полностью погружаются в раздумья о "прекрасном прошлом", в воспоминания о хорошей жизни, когда государство не могло не обеспечить гражданина работой и жильем; либо определенный момент начинают заниматься критикой современного политического курса, критикуют культуру, экономику, бизнес, результаты новейших научных исследований (в частности, большой общественный резонанс вызвал запуск в сентябре 2008 года адронного коллайдера в Швейцарии), при этом сами не терпят, чтобы их критиковали. Третьи - это чисто маргинальные личности, лишившиеся ценностей, нередко находят выход в наркотиках и алкоголе, становятся сектантами. И лишь те, у кого активная жизненная позиция, могут добиться успеха, переоценивая имеющиеся скудные ценности для того, чтобы обогатить их на культурном и семейном (жизненном) уровнях.
Современная наука должна поставить задачи по преодолению перечисленных выше явлений - результата деформации духовных ценностей. И начать необходимо именно с молодежи. Сотрудничество науки и образования, общественных организаций и государственных органов способно стать залогом разработки эффективной программы по стабилизации духовных ценностей российского социума. Учитывая сказанное выше, следует отметить, что процесс трансформации ценностей во многом связан с их демократизацией и либерализацией.
Социальные процессы в большей степени оказывают влияние на внешнее оформление духовных ценностей, их преломление в свете современных преобразований, социальных, экономических и политических реформ. Однако, как справедливо замечает М.В. Силантьева "Переходя на уровень первичных обобщений (представления), такие основания получают в общественном сознании статус "ценностей". Параллельно происходит сакрализация тех реалий, которые соответствуют объективациям подобных метафизических переживаний. Объективации частично замещают, а иногда и полностью вытесняют исходное онтологическое основание, оставаясь тем не менее органически связанными с ним. Собственно ничего, кроме неомарксиситских построений на тему отчуждения, приспособленных к современному периоду, за этими рассуждениями не стоит"[1, 75]. Всяческая модернизация тех или
иных общественных отношений способна вызвать обновление духовных ценностей, их новую интерпретацию, однако внутреннее основание, "ядро" ценности, сохранится и не изменится. Категория ценности, какая была, такая и останется.
Это касается, в первую очередь, традиционных ценностей, которые на протяжении веков не изменялись; можно было наблюдать лишь внешнюю изменчивость, формальной стороны. В качестве примера можно привести христианскую религию. Ее основные догматы сводятся к тому, что Иисус Христос своим Воскресением из мертвых победил смерть и благодаря этомуу каждого человека есть возможность приобщиться к вечной жизни. На протяжении длительных веков церковная история знала множество нововведений, однако главные догматы и ценности, которые сформировались на основе требований христианства, исходящих из базовых религиозных положений, не изменились.
Различные попытки модернизации религии предпринимались ранее, предпринимаются и теперь, но внутренняя, сущностная основа, охватывающая основные догматы, остается неизменной. Меняется форма, благодаря которой человек имеет возможность соприкоснуться с теми или иными ценностями, меняется механизм доходчивости и доступности, способствуя пониманию вековых ценностей в условиях современного мира.
Точно также обстоит дело и с духовными ценностями моральной сферы, которые, претерпевая внешние изменения, внутренне остаются стабильными и нерушимыми. К примеру, такая ценность, как "справедливость" и много веков назад несла тот же смысл, что и несет сегодня. Формы трактовки или толкования справедливости изменялись на протяжении истории, но не сущность данного понятия.
Исследуя процесс трансформации духовных ценностей, протекающий среди различных возрастных групп населения, можно заметить некоторые детали. В частности, выбор профессии молодым поколением в условиях современности сопровождается изменением трудовой мотивации. Труд постепенно утрачивает характер духовно-нравственной ценности среди молодежи. Его могут избрать в качестве ценности на начальном этапе трудовой и деловой карьеры. В дальнейшем на первое место как ценность приходят деньги и именно они определяют способ дальнейшего существования современного молодого чело-
века (в статусе учредителя предприятия, акционера, генерального директора и т. д.). На фоне смены некоторых индивидуальных предпочтений происходит процесс утверждения в обществе общечеловеческих ценностей в качестве приоритетов. Но при этом важно знать, что само по себе они не могут стать регуляторами поведения, общения, делового сотрудничества, в том числе и среди представителей молодежи. Поскольку в современном российском обществе отсутствует пропаганда (в хорошем смысле слова) образа оптимистично настроенного труженика, который живет не ради наживы, а ради того, чтобы свои трудом принести пользу стране и обществу. К сожалению, в современном мире, в условиях рыночной экономики, такие образы уже давно ушли в прошлое.
В связи с этим необходимо формировать новый образ - образ успешного человека, который в любых условиях способен зарабатывать деньги, не только, чтобы суметь обеспечить себя самым необходимым, но и для того, чтобы купить автомобиль, приобрести квартиру, построить дачу, воспитать сыновей и дочерей, которые, в свою очередь, своими успехами радовали бы родителей. Именно такая и подобная ей ценностная формула должна содержаться в матрице духовных ценностей, которую необходимо разработать.
Отрицательные процессы трансформации духовных ценностей молодежи связаны с тем, что отсутствуют общественные организации, в которых современный молодой человек мог бы себя реализовать. Если в советские времена был комсомол, куда могли вступать молодые люди, то теперь таких организаций нет. Существуют спортивные секции, кружки, но их роль в современном мире сильна в той мере, в какой молодежь готова туда идти. К сожалению, социальные тенденции в современной России на фоне открытия в благополучных регионах спортивных секций, клубов и кружков (в домах творчества, центрах по эстетическому воспитанию детей и молодежи и прочих учреждениях), наблюдаются отрицательные явления: наркомания, никотиновая зависимость, сложная демографическая ситуация.
Духовные ценности молодежи сменяются установками на высокое качество жизни, но, при этом, нередко упускается из виду, что для достижения поставленных целей необходимо трудолюбие и упорство, но их-то как раз и не хватает молодым людям сегодня. "В условиях формирования в России новой системы ценностных ориентаций, важно прививать такие ценности, как активная гражданская позиция
и чувство долга. Необходимо также руководствоваться принципом самоценности человеческой личности, что будет способствовать ослаблению антагонистических процессов в социуме"[2, 389].
Основные теоретические выводы относительно трансформации духовных ценностей можно свести к следующему:
1. Своевременная потребность многостороннего изучения трансформации духовных ценностей в современной России, детерминирующего изменения в духовной жизни общества их сущности, содержания, структуры, их анализ на уровне дефиниционного осмысления с учетом того, что духовные ценности в современной России представляют собой особый объект научного познания, внутренняя специфика которого раскрывается в контексте историко-культурных, политических и социально-экономических факторов и их сочетания на определенном этапе исторического развития.
2. Важно проведение исследования функциональных, сущностных, структурных и содержательных оснований духовных ценностей в современной России,выявление тенденций и особенности изменения сознания россиян в условиях трансформирующегося социума. В ходе исследований возможно применение концептуального подхода к изучению трансформации духовных ценностей, определению ори-ентационных предпочтений российского общества на современном этапе.
3. Необходим глубокий социально-философский анализ источников и причин процесса трансформации духовных ценностей, определение критериев, совокупность которых свидетельствует о необходимости корректировки, как самихтрадиционных духовных ценностей, так и вариантов их толкования.
4. Целесообразен анализ значения трансформации духовных ценностей в условиях как социальной стабильности, так и системного кризиса. Кроме того с целью эффективного решения задач, можно использовать положения синергетики, значение которых нельзя абсолютизировать, но использовать лишь в той мере, в которой допустимо применять принципы самоорганизации к изучению трансформации духовных ценностей в современной России.
5. Необходимо уделять внимание осуществлению анализа трансформации духовных цен-
ностей с позиции диалектики и синергетики, выявлению их тенденции и противоречия в ходе трансформации ценностных предпочтений на территории современной России. Осмысление трансформации духовных ценностей может осуществляться посредством рассмотрения различных сторон изучаемой проблемы, ее компонентов и структурных составляющих (многоуровневый, дифференцированный подход).
6. Важноопределение наличия необходимых условий и предпосылок для корректировки су-ществующихдуховныхценностей и ориентаций либо изменения отношения индивидов к уже существующим стереотипам и установкам. При этом необходимо иметь в виду, что трансформация духовных ценностей, происходящая в переходный, исторический период, способна радикально преобразовать общественное сознание и его структурные составляющие.
7. Необходима разработка новых подходов к проблеме трансформации духовных ценностей, разрешению деструктивных последствий, выработке матрицы духовных ценностей, включающей комплекс мер, направленных на предотвращение процесса деформации в моральном сознании как личности, так и общества в целом. Также важно учитывать, что трансформация духовных ценностей может способствовать как стабилизации процессов внутри социума, так и привести к негативным процессам в различных сферах общественной жизни, в связи, с чем возрастает актуальность исследования данной проблемы посредством использования новейших достижений современной науки и, при условии их применения в рамках гуманизма, не отступая от общечеловеческих ценностей.
8. Необходимым является анализ и изучение механизмов возможного влияния особенностей российской культуры и российского менталитета на процесс трансформации духовных ценностей, их качественные и количественных показатели.
Примечания:
1. Силантьева М.В. Национально-культурный миф в условиях современного трансцензуса: философский анализ // Гуманитарный вектор. Сер. Философия. Культурология. - 2016. - Т. 11. - № 2.
2. Янгузин А.Р. Аспекты матрицы духовных ценностей // Евразийский юридический журнал. -2017.-№4(107).