ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru
УДК 304.442:177(477)
КРИЗИС ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Руско Н.М.
В статье рассматривается понятие «духовность» как целостного феномена. Охарактеризовано современное состояние духовности в Украине и раскрыты основные пути формирования духовной культуры с помощью философского, культурологического, теологического, языковедческого, педагогического и психологического подходов. В статье проанализированы кризисные явления, имеющие место в современной духовной культуре, и рассмотрены детерминанты негативных процессов в современном обществе. Можно констатировать, что приоритетной сферой в духовном и культурном развитии общества было и остается образование, главной задачей которого на современном этапе является развитие духовной культуры личности.
Ключевые слова: культура, кризис, духовность, религиозность, общество, личность, молодежь, государство, мораль, ценности.
SPIRITUAL CULTURE CRISIS IN MODERN SOCIETY Rusko N.M.
The article researches the concept of spirituality as a holistic phenomenon, characterises the current state of spirituality in Ukraine and reveal the basic ways of forming spiritual culture with the help of philosophical, cultural, theological, linguistic, pedagogical, and psychological approaches. Moreover, the crisis in the today's spiritual culture is analysed, and the determinants of the negative processes in the modern society are examined. Therefore, we can state that education remains a priority area in the spiritual and cultural development of the society. In the current phase of state construction, the main educational objective is the development of the spiritual culture of personality.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru
Keywords: culture, crisis, spirituality, religion, society, personality, the youth, state, morals, values.
В современном обществе остро наблюдается потеря духовно-нравственных качеств людей, особенно среди молодежи. По нашему мнению, это является следствием недостаточного внимания к воспитательному процессу подрастающего поколения, которое уже через несколько лет войдет во взрослую жизнь.
Духовные проблемы современности не столь ярко выделяются на фоне социально-экономических вопросов, однако они являются более глубокими и важными для человека и общества, чем проблемы материального характера. Очевидно, что общество, потерявшее нравственные ориентиры, не может рассчитывать на будущее, в котором торжествуют идеалы морали и гуманизма, где духовно обогащается личность, требовательная к поведению человека и непримиримая к безнравственности.
Крах советской идеологии и соответствующей системы духовных ценностей создали своеобразный ценностный вакуум, который в значительной степени заполняется псевдо ценностями, порожденными массовой культурой. Такие процессы таят в себе разрушительный потенциал, поскольку изнутри разлагают национальное сознание и уничтожают самобытную духовность народа [15, с. 1]. Современной социокультурной ситуации в Украине присущи тенденции роста бездуховности. Это проявляется как в отношении к жизненным проблемам, к культуре, к образованию, так и в поведении, в человеческих взаимоотношениях. Деморализующие процессы в обществе, кризис духовности, культ легких денег и удовольствий, которые навязываются средствами массовой информации, создали осложненную ситуацию в воспитании и развитии нравственных ценностей [14].
В то же время годы независимости Украины показали, что кризис духовности до настоящего времени не только не преодолен, но и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. Духовный кризис общества и реальная
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru опасность потери культурной идентичности активизируют интенсивный поиск ценностей культурной интеграции. Именно поэтому современную цивилизацию как «общество риска» захлестнул стихийный процесс духовных поисков [2, с. 16].
Цель данной статьи - проанализировать кризисные явления в духовной культуре и в этой связи рассмотреть детерминанты негативных процессов в современном обществе.
Кризис человеческой культуры - это дисбаланс развития духовной (гуманитарной в образовании) и материальной (узкоспециализированной) составляющих. Часто этот дисбаланс проявляется в виде духовного кризиса общества. Например, при подготовке специалистов в сфере менеджмента у нас часто руководствуются сугубо экономическими подходами, что приводит к дегуманитаризации образовательного процесса. А ведь главная задача менеджеров - правильная организация работы людей, а не только умение нажимать на кнопки калькулятора. Все это свидетельствует о том, что сегодня в украинском образовании продолжается давно уже начатый процесс уничтожения моральных ценностей и народных традиций, при этом обществу ежедневно и целенаправленно навязывают какую-то сублимацию западного образа жизни [4, c. 511].
Главная причина того, что современный мир находится в кризисе, заключается в том, что прогрессирует диспропорция между техническими достижениями цивилизации и ее духовно-нравственным развитием. Сейчас фактически утрачена вера в мессианское призвание науки и достижения справедливого и высокогуманного общества. Сегодня можно говорить об антропологическом кризисе современной цивилизации, кризисе идей, деформациимировоззрения как отдельного человека, так и общества в целом. На лицо соответствующие симптомы: разочарование, потеря смысла жизни, рост заболеваний на фоне развитой медицины, развитие тревожности и депрессий, пустота и бездуховность, апатия и скука, хронический стресс и алкоголизм, рост наркомании, отсутствие ощущения счастья и покоя,
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru ощущение бесполезности жизненных сил, крах семьи и семейных ценностей, угасание любви и радости, чувство одиночества и безысходности [9, c. 11-12].
По мере роста научно-технического и производственного потенциала человечества, повышения способности человека влиять на состояние окружающей действительности и условия своего собственного существования, все более важной становится нравственная направленность конкретных действий индивида, все большее значение приобретает то, какие именно ценности исповедует наша цивилизация. Если раньше в человеческой культуре доминировали религиозно-конфессиональные, познавательные, эстетические, утилитарно-практические ценности и т.п., то сейчас наступает время, когда определяющими для человека и человечества должны стать ценности этические, так как от этого зависит само выживание земной цивилизации.
Особенно остро проблема места и роли нравственных ценностей в общественной жизни Украины проявилась в период постсоветской трансформации. При этом очевидно, что решение современных проблем общества без опоры на нравственную составляющую человеческого существования невозможно, поскольку не наполненный и не пронизанный нравственностью (моральными ценностями) интеллект человека способен разрушить не только окружающий мир, но и самого себя.
Следует обратить внимание на влияние современных средств массовой информации, от которых в большой степени зависит состояние духовности в обществе. Мы являемся свидетелями своего рода вседозволенности в подаче информации широким слоям населения, включая молодежь и подрастающее поколение. Сегодня, к сожалению, в украинском телевизионном эфире отсутствуют пределы допустимого в области нравственности и морали. Идет целенаправленный процесс насаждения обществу штампов поведения, штампов мышления и речи, что не имеет ничего общего с культурой речи. В этой связи, проблема возрождения духовно-нравственных ценностей очень актуальна.
Теперь уточним, что же такое понятие «духовность»? Как отмечает Д.А. Леонтьев не стоит отождествлять духовность ни с бескорыстием, ни с
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru творчеством, ни с нравственностью, ни с религиозностью. По мнению исследователя, «духовность не тождественна бескорыстию, поскольку последнее может быть следствием разных психологических основ и механизмов, как зрелых, так и весьма упрощенных. Духовность не тождественна творчеству, поскольку творчество, в том числе в высших общепризнанных своих проявлениях, может вполне уживаться с гедонистическим, эгоистическим или полевым, ценностно индифферентным стилем поведения. Не все великие творцы являются в одинаковой степени зрелыми интегрированными личностями; история культуры являет нам самые разные примеры. Духовность не тождественна нравственности, поскольку нравственность может принимать и ригидно-фанатичные, твердолобые, лишенные духовности формы. Духовность не тождественна и религиозности, которая может являться и нередко является ее основой, но это не единственно возможная основа. Сама по себе религиозная ориентация не определяет уровень личностного развития, она выполняетфункцию медиатора, смысловой опоры, но не движущей силы личностного развития. Можно сказать: какова личность, такая у нее и вера. Религиозность может с равным успехом и способствовать развитию личности, и, наоборот, консервировать и тормозить развитие личности. Человеку, который стремится быть субъектом собственной жизни и строить свою жизнь по высшим законам на основе духовности, религиозная вера часто служит в этом поддержкой, помогая реализовывать жизньтаким образом. Но и человек, который, наоборот, стремится снять с себя ответственность за свою жизнь и жить по принципу конформизма и бездуховной пассивности, также нередко находит опору в религиозной вере, которая помогает ему осуществить и этот выбор. Религиозность, таким образом, не первична, она может поддерживать и выбор духовного развития, и выбор стагнации и приспособленчества» [12, с. 17-18].
При этом современные научные исследования не предоставляют однозначного определения такого явления, как духовный кризис. Ученые
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru говорят о «психодуховных кризисах» [10, с. 123], «трансперсональном духовном кризисе» [6, с. 80], «экзистенциальном кризисе» [8, с. 9] и т.д.
Теперь, учитывая вышеизложенное, уточним, что же такое понятия «духовность», «духовное развитие», «духовные ценности», «моральные ценности». Итак, по нашему мнению:
1. Духовность - это состояние человека, которое формируется на основе высших ценностей, их приоритетности в намерениях, поступках и имеет тенденцию постоянно меняться от внутренних и внешних воздействий, определяется личностным развитием.
2. Духовное развитие - это развитие высших ценностей и общечеловеческих качеств, в результате которого происходит расширение мировоззрения, мировосприятия, мироощущения личности и общества.
3. Духовные ценности - это идеи, качества человеческого характера, верования, которые формируются во внутреннем мире личности на уровне глубинных чувств, и, опираясь на которые, человек духовно развивается;
4. Моральные ценности - это идеи, нормы, общечеловеческие качества, верования, которые формируются во внешнем мире, в обществе, и, опираясь на которые, человек и человечество духовно развиваются.
Формирование духовного мира детей и молодежи, духовности, как ведущего качества личности - большая и сложная задача, стоящая в центре внимания педагогов, воспитателей, учителей, родителей, широкой педагогической общественности. Особую актуальность эта задача приобретает сегодня, когда сложности социально-экономического и политического развития Украины серьезно затронули молодежь. Средства массовой информации и коммуникации все больше влияют на общество и, особенно, на молодежь, пропагандируя насилие, культ оружия, силу, прививая моральный релятивизм, конформизм и цинично-гедонистическое отношение к повседневности [14, с. 33].
В этом контексте духовный кризис можно охарактеризовать как кризис общественных идеалов и ценностей, составляющих нравственное ядро
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru культуры, и которые придают культурной системе качество органической целостности и подлинности. Трансформации в сознании людей ведут к разлому самого социума, поскольку социальные институты зависят от индивидов, которые их поддерживают [15, с. 16].
Сейчас, когда человечеством создано столько материальных благ, особой необходимости в тяжелом труде не существует, у людей появилось гораздо больше творческих возможностей. Вместе с тем многочисленные «соблазны мира» отвлекают внимание человека от самосовершенствования, направляют личность на потребление вместо служения, самоотдачи и творчества [18, с. 87].
По мнению Е.А. Помыткина [15, с. 87], одной из особенностей современности является увеличение объема информации и вовлечение человека с первых дней жизни в информационное пространство. С одной стороны, человек получает огромные возможности доступа к происходящим в мире событиям, а с другой - рискует превратиться в пассивного наблюдателя и потребителя информации. Если раньше духовные лидеры и проповедники годами путешествовали по планете, чтобы донести содержание и смысл своего учения последователям, то сейчас любая новость может быть распространена практически мгновенно во все уголки земного шара через сеть Интернет и средства массовой информации.
Вместе с тем духовный опыт приобретается непосредственно, а значительное количество информации, которая окружает человека, оказывается для него ненужной, а иногда даже вредной. Высокодуховную личность характеризует способность выборочного восприятия действительности, поиска духовной истины, умение отделять важную информацию от ненужной. Духовность объединяет человечество в высших стремлениях к реализации идеалов истины, добра и красоты. В этих условиях современному человеку легче сравнивать различные философские взгляды и выделять полезное и приемлемое [17].
Формирование духовности молодежи в высшем учебном заведении конкретизируется через систему целого ряда задач и принципов:
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru
1) формирование культуры, толерантного отношения к традициям и обычаям; сохранения их и передача от поколения к поколению;
2) развитие качеств и положительных моральных качеств, побуждение их к самосовершенствованию;
3) отношение к христианским традициям;
4) развитие значимых черт и качеств личности;
5) формирование понимания сущностных вопросов о смысле и цели жизни человека и личностного отношения к ним;
6) формирование черт личности будущего специалиста.
Становление духовности студенческой молодежи происходит сегодня в
условиях расцвета так называемой массовой культуры. Само понятие «массовая культура» неоднозначное и противоречивое, оно рассматривается в философской, культурологической, психолого-педагогической науке под различными углами.
Массовую культуру трактуют как крайнее выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения сознания (Ф. Ницше, З. Фрейд, К. Юнг и др.), как своеобразную идеологию, в привнесении которой в массовое сознание заинтересована правящая верхушка общества (В. Липман, А. Шлезингер), как явление вполне положительное, что расширяет возможности образования и воспитания (Е. Шилз, З. Бжезинский), как прибыльную отрасль экономики (Х. Ортега и Гассет) [1].
В этой классификации массовая культура рассматривается и со стороны количественной характеристики, и со стороны качественной. Основное негативное влияние массовой культуры специалисты видят именно с точки зрения качественного подхода, который определяет массовую культуру через рынок, ведь массовая культура - это все, что продается и пользуется массовым спросом [13, с. 8]. Следует отметить, что с преобразованием массовой культуры в товар она приобретает такие «рыночные признаки» как: простота, примитивность, посредственность, развлекательность, ориентированность на подсознание и инстинкты. Основными темами массовой культуры становятся
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru насилие, патологический страх, ужасы, секс, карьера и тому подобное. Очень метко о негативных последствиях массовой культуры говорил А. Швейцер, который отметил, что культура, которая развивается как материальная сторона без соответствующего духовного прогресса, напоминает корабль, который лишен управления и стремительно мчится навстречу катастрофе [11, с. 218].
Следует отметить, что существует целый ряд причин, порождающих в современной культурологии стойкое ощущение кризиса культуры. «Главное -осознание новых реальностей: универсального характера жизненно важных процессов, взаимодействия и взаимозависимости культурных регионов, общности участи человечества в современном мире, т.е. тех реальностей, которые являются источником цивилизации и одновременно ее следствием» [16].
Ю. Золотарева справедливо утверждает, что «общность судеб различных культурных регионов представлена "катастрофами": мировые войны, тоталитарные режимы, фашистская экспансия, международный терроризм, экономические депрессии, экологические потрясения и т.д. Все эти процессы не могли протекать локально, не затрагивая внутренней жизни других народов, не нарушая стиля культурного развития. Все это, с точки зрения О. Шпенглера, только доказывает ошибочность эволюционного пути всей западной цивилизации» [7, с. 361].
Кризис в культурной практике Европы XX века носит необратимый характер. Представитель так называемого второго поколения Франкфуртской школы Ю. Хабермас считает, что современное государство способно вытеснять кризисные явления из одной сферы общества в другую. Так политический кризис может быть вытеснен в экономику, экономический - в социальную сферу и т.п. Но область культуры, как подчеркивает Ю. Хабермас, это -область, в отношении которой понятие кризиса сохраняет свое значение, где он не может быть «смягчен», так как культура не подчиняется административному регулированию, которое осуществляет государство. В данном случае Ю. Хабермас говорит о подлинной культуре, о неформальной морали и искусстве,
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru
а не о «массовой» суррогатной культуре, которая заполнила пространство Европы в нашу эпоху [5].
Подводя итоги вышесказанному, следует сказать, что системным кризисом, по нашему мнению, выступает духовный кризис. Это ощущение для огромного количества людей бессмысленности той жизни, которую они ведут. Жизнь затруднена тем, что в ней трудно найти позитивное содержание из-за разрушения «старых» и дискредитации «новых» ценностей. Радикальные социально-политические трансформации, глобальный экологический кризис конца ХХ - начала XXI веков показали, что ни один из существующих способов развития общества не может служить эталоном.
Мы стали свидетелями девальвации исторических целей и ценностей и несовершенства западного потребительского общества. Молодой человек, находящийся под влиянием мировоззрения общества потребления, обычно переживает состояние тяжелого духовного кризиса, вызванного тем, что он попадает во власть антиномий [3, с. 43, 45].
Миросозерцание и отношение к миру молодого поколения определяется цивилизационными изменениями, которые происходят в жизни современной Украины. Под влиянием средств массовой информации, телевидения, Интернета, многочисленных периодических изданий молодежь призывают жить сегодняшним днем, добиваться быстрых результатов, соответствовать стандартам общества потребления. Поведение человека как бы программируется, и даже если творческие личности, исходя из чувства протеста, пытаются «ломать» эти стандарты, то и они не могут вырваться из порочного круга. Их бунт принимает гротескные формы (кричащая внешность, эпатажная одежда), которые, по сути, являются также поведенческими программами общества потребления, работающими на его интересы [3, с. 4445].
Развитие украинской государственности, проведение реформ, формирование гражданского общества невозможны без формирования духовности в обществе, прежде всего, среди молодежи. С первых лет
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru независимости Украины основной задачей государственного управления стало развитие экономики, поэтому решение проблем в духовной сфере общества происходило по остаточному принципу. Отсутствие четкой программы духовного возрождения тормозило воплощение любых реформ во всех сферах общественной жизни, в частности в сфере образования.
Несмотря на это, приоритетной сферой в духовном и культурном развитии общества было и остается образование, главной задачей которого на современном этапе государственного строительства является развитие духовной культуры личности. Именно это должно стать основой формирования и становления правового государства, призванного постоянно заботиться о духовном, физическом и социальном развитии личности.
Список литературы:
1. Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы [Электронный ресурс] // Ассоциация исследователей Психической Энергии [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/qtb82L (дата обращения: 15.11.2017).
2. Бобак М.1. Проблема збереження духовно-моральних цшностей у процес виховання тдростаючого поколшня // Вюник Житомирського державного ушверситету. Серiя «Педагопчш науки». 2010. № 53. С. 52-55.
3. Вакуленко В.М. Про деяк аспекти кризи духовност сучасно! молодi Духовшсть особистост : методолопя, теорiя i практика. 2015. № 1 (64). С. 4256.
4. Вальчук А.М. Духовна криза суспшьства та проблема реалiзацii нащонально! ще! в сучаснш Укра!ш // Ушверситетсью науковi записки. 2006. № 3-4 (19-20). С. 511-513.
5. Видяпина В.И. Кризис культуры XX века и пути его преодоления [Электронный ресурс] // Бакалавр экономики. Хрестоматия. E-библиотека ВГУЭС [сайт]. 2002. URL: https://goo.gl/GBaptb (дата обращения: 15.11.2017).
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru
6. Гроф С. Современный глобальный кризис есть, в сущности, кризис духовный. Интервью Московскому психотерапевтическому журналу // Консультативная психология и психотерапия. 2007. № 4. С. 68-81.
7. Золотарёва Ю. Кризис культуры и его определение в свете теории социокультурных трансформаций // Международный научный журнал «Инновационная наука» 2016. № 9. С. 36-362.
8. Карпинский К. В. Опросник смысложизненного кризиса: монография. Гродно: ГрГУ, 2008. 108 с.
9. Кисельов М.М. Предмет та статус бюлопчно! етики // Сучасш проблеми бюетики / [М.С. Абдуллаходжаева, Т.М. Амбросова, Е.А. Андриянова та ш.]. К.: Академперюдика, 2009. 278 с.
10. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: методическое пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007. 336 с.
11. Кравець М.С. Культуролопя: тдручник для студенев вищих навчальних закладiв I-IV акредитацп. Львiв: Новий Свгг. 2007. 320 с.
12. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. № 7. С. 16-21.
13. Лучаншова О.П. Духовна культура студенев вищих навчальних закладiв в умовах сощально-гумаштарно! кризи // Вюник Дншропетровського ушверситету iменi Альфреда Нобеля. Серiя «Педагопка i психолопя». Педагогiчнi науки. 2015. № 2 (10). С. 15-20.
14. Маслова Н.В. Тайны и явь воспитания. Воспитательный аспект ноосферного образования. Симферополь: изд. ФЛП Лемешко К.А., 2011. 168 с.
15. Помиткш Е.О. Психолопя духовного розвитку особистостг монографiя. К.: Наш час, 2007. 280 с.
16. Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры [Электронный ресурс] // Социология [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/9vEChL (дата обращения: 15.11.2017).
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. № 4. www.st-hum.ru
17. Шевченко О.В. Духовне виховання у сучаснш шм'! [Электронный ресурс] // VuzLib.com [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/WSKKLZ (дата обращения: 15.11.2017).
18. Яковенко 1.О. Формування духовност особистост на основi християнських цшностей // Науковий вюник Мелггопольського державного педагопчного унiверситету. Серiя «Педагопка». 2012. № 9. С. 335-340.
Сведения об авторе:
Руско Надежда Михайловна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа (Ивано-Франковск, Украина).
Data about the author:
Rusko Nadiya Mykhaylivna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Philosophy Department, Ivano-Frankivsk National Technical University of Oil and Gas (Ivano-Frankivsk, Ukraine).
E-mail: [email protected].