Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
644
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оленич Т.С., Гомелева Е.В.

Рассматриваются базовые принципы педагогической деятельности образовательных учреждений. Даны характеристики новых подходов к духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в современных условиях образовательной среды. Описаны направления патриотического воспитания учащихся, раскрываются его задачи. Предлагаются направления духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, которые могут быть положены в основу педагогической концепции. Обозначена система «школа - вуз - православный приход», которая может показать наиболее эффективное соединение, инновационный синтез воспитательных и образовательных программ. Православие в школе и вузе - это исконная традиция российского образования, которая возвращается на своё законное место в современном просвещении молодежи. Это важное основание для того, чтобы школы и вузы занимались не только образованием, но и воспитанием. Духовно-нравственное воспитание в школе должно пониматься более широко и не должно сводится к религиозному аспекту, тут есть и другие составляющие, которые рассмотрены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оленич Т.С., Гомелева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL-MORAL AND CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article examines the basic principles and approaches to the pedagogical activity of educational institutions and describes new approaches to the spiritual, moral and civil-patriotic education of young people in modern conditions of the educational environment. The directions of patriotic education of students are described, its tasks are revealed. The directions of spiritual-moral and civil-patriotic education are proposed, which can be the basis of the pedagogical concept. The system is designated: "school-university-Orthodox parish", which can show the most effective connection, innovative synthesis of educational and pedagogic programs. Orthodoxy at school and university is an age-old tradition of Russian education, which is returning to its rightful place in the modern education of young people. This is an important reason for schools and universities to be engaged not only in education, but also in personal development. Spiritual and moral education at school should be understood more broadly and should not be reduced to the religious aspect, there are other components that are considered in this article.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

УДК 37.01

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Т. С. Оленин1, Е. В. Гомелева2

1 Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация) 2Ростовский государственный университет путей сообщения (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Рассматриваются базовые принципы педагогической деятельности образовательных учреждений. Даны характеристики новых подходов к духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в современных условиях образовательной среды. Описаны направления патриотического воспитания учащихся, раскрываются его задачи. Предлагаются направления духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, которые могут быть положены в основу педагогической концепции. Обозначена система «школа — вуз — православный приход», которая может показать наиболее эффективное соединение, инновационный синтез воспитательных и образовательных программ. Православие в школе и вузе — это исконная традиция российского образования, которая возвращается на своё законное место в современном просвещении молодежи. Это важное основание для того, чтобы школы и вузы занимались не только образованием, но и воспитанием. Духовно-нравственное воспитание в школе должно пониматься более широко и не должно сводится к религиозному аспекту, тут есть и другие составляющие, которые рассмотрены в данной статье.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, православное воспитание, православная культура

SPIRITUAL-MORAL AND CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE

MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

T. S. Olenich1, E. V. Gomeleva2

:Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation) 2Rostov State Transport University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The article examines the basic principles and approaches to the pedagogical activity of educational institutions and describes new approaches to the spiritual, moral and civil-patriotic education of young people in modern conditions of the educational environment. The directions of patriotic education of students are described, its tasks are revealed. The directions of spiritual-moral and civil-patriotic education are proposed, which can be the basis of the pedagogical concept. The system is designated: "school-university-Orthodox parish", which can show the most effective connection, innovative synthesis of educational and pedagogic programs. Orthodoxy at school and university is an age-old tradition of Russian education, which is returning to its rightful place in the modern education of young people. This is an important reason for schools and universities to be engaged not only in education, but also in personal development. Spiritual and moral education at school should be understood more broadly and should not be reduced to the religious aspect, there are other components that are considered in this article.

Keywords: spiritual and moral education, civic and patriotic education, orthodox education, Orthodox culture

Введение. Уровень развития современного общества предопределяет особенности развития современного образования. В этом контексте меняется и образ современного учащегося, современный учащийся, с одной стороны, — активный и индивидуальный, с другой — эгоцентричный, социально ленивый, спорит, ставит под сомнение даже то, что является аксиомой. Представитель нового поколения желает понимать, а не просто знать. И это нормально, закономерно, это соответствует динамике времени, закону ускорения истории, современным образовательным тенденциям. Цель данной статьи — попытка разработки новой педагогической концепции по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подростков с использованием инновационных методов работы на уровне «школа — университет — православный приход».

Основная часть. Очевидно, что меняющиеся стереотипы мышления субъектов педагогической системы сделали и сам процесс образования совершенно иным. В силу этого лидирующие позиции заняли личностно ориентированные технологии. Субъектно-объектная сущность человека заставляет размышлять о многофункциональности индивида, о резервах и источниках его способностей и возможностей вплоть до потенциалов психики, воли, морали. Педагог при этом является той своеобразной нитью-проводником, которая сможет привести ученика к познанию самого себя и общества, к поиску оптимальных путей как собственного развития, так и развития государства. Таким образом, педагог обязан ставить основные задачи: многостороннее развитие личности учеников, адаптация их к жизни в современном быстро меняющемся сообществе. Необходимо, чтобы в этот процесс были вовлечены все субъекты педагогической системы на уровне «школа — университет — православный приход».

Православие в школе и вузе — это исконная традиция российского образования, которая возвращается на своё законное место в современном просвещении молодежи. Это важное направление деятельности придает новый вектор развитию воспитательной и образовательной системы образования.

С присутствием православия в работе школы, в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании юного поколения поднимается на более качественный уровень результативность этой деятельности, а не сводится к религиозному аспекту. На взгляд автора, в деле воспитания и образования в школе и вузе православная церковь должна в перспективе занять ведущую роль и позитивно влиять на духовно-нравственную атмосферу и формирование личности учащихся. Следовательно, система «школа — вуз — православный приход» может показать наиболее эффективное соединение, инновационный синтез воспитательных и образовательных программ.

В современной ситуации как никогда необходимо возрождение духовности путём воспитания населения, особенно молодежи, в духе любви к Отечеству, в прекращении пропаганды насилия и жестокости. Важным фактором в данной ситуации выступает патриотическое воспитание молодого поколения, главная цель которого состоит в создании условий духовно-культурного, экономического возрождения России, в формировании социальных и личностных качеств человека для наиболее полной их реализации на благо общества, в воспитании гражданина-патриота.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Патриотизм развивается в ходе социализации и обучении учащихся. Воспитание патриотизма является одной из важнейших составляющих всего воспитательного процесса учащихся.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся должно включать в себя следующие направления:

1. Культурно-историческое:

— воспитание у учащихся любви к своей малой родине, родному краю, её замечательным людям;

— вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

— формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;

— приумножать культуру своего Отечества личным вкладом, заботиться о своей земле и о её достоянии;

— осознавать личную ответственность за сохранение богатств окружающего мира малой родины, всей страны.

2. Духовно-нравственное:

— формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

— воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

— формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества.

3. Гражданско-патриотическое:

— изучение государственной системы РФ, её Конституции, гимна, государственной символики;

— формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

— формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

— развитие реально действующего школьного самоуправления.

4. Военно-патриотическое:

— изучение военной истории России, знание боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

— сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

— формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Для гражданско-патриотического воспитания имеют большое значение мероприятия, рассчитанные на пропаганду военной службы, прикладных видов спорта, рассчитанные на участие большого количества молодежи.

Итак, отметим, что данные направления гражданско-патриотического воспитания превалируют над прочими. Но о каком бы из них ни шла речь, на уровне современного образования необходим специфический неординарный подход к обучающимся. Этот подход в первую очередь должен быть ориентирован на индивидуальность каждого учащегося. Тонко и деликатно педагог обязан помочь формирующейся личности полюбить себя, жизнь, общество, страну. А как известно, заставить любить невозможно. Только разумное внутреннее осознание

этого чувства способствует творческому полёту, моральному подвигу, поиску истинного и вечного.

Духовно-нравственное направление — основа для становления полноценной высокоморальной личности, ответственной за свои поступки, свой выбор. Именно такая личность нужна стране, ведь именно она благодаря силе своего духа может исполнить свой долг во что бы то ни стало и на военном поприще, и в науке, и в культуре.

На фоне общечеловеческого кризиса в духовной сфере необходимо в общеобразовательных организациях реализовывать всевозможные направления развития духовно-нравственного потенциала молодёжи. Вовлеченные в творческий процесс школьники будут осознавать важность моральной зрелости и стремиться к социальному прогрессу. Ученики не будут больны пороками века, они не будут страдать телефономанией и игроманией, они станут красиво выражают свои мысли и не будут сквернословить. Эти дети готовы прийти в любую минуту на помощь друг другу, пожилым людям, любому человеку, оказавшемуся в тяжёлой жизненной ситуации.

Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что образовательное учреждение, уделяющее особое внимание гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию юного поколения, будет ежедневно и ежечасно добиваться успехов в воспитании духа молодого поколения, ведь именно он является защитой от нравственной глухоты, влияния западной культуры, посягающей на культурные и национальные ценности россиян.

В ходе реализации гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования в образовательном учреждении необходимо предусмотреть следующие направления, которые могут быть положены в основу педагогической концепции:

1. Создание и функционирование историко-литературного журнала «Мой край донской — казачий край». Каждый выпуск журнала — отдельный проект. Журнал является печатным и электронным образовательным ресурсом.

2. Проект «Историко-литературный журнал» создаётся в рамках работы школьного клуба. Программа историко-патриотического клуба «Мы — дети донской земли» реализуется во внеурочной деятельности добровольного объединения обучающихся различных возрастных групп 5-11 классов.

3. Поисково-исследовательская деятельность. Научный поиск особо привлекает школьников. Попытки проникнуть в глубины наук дают плодотворные результаты.

4. Сотрудничество с Русской православной церковью. В образовательном учреждении нужно вести работу, направленную на вовлечение молодёжи в процесс сотрудничества с церковью. Он выражается во многих аспектах:

— посещение определённой доли обучающихся воскресной школы;

— активное участие школьников в олимпиадах по основам православной культуры;

— выбор туристических поездок, ориентированных на возможность посещения храмов;

— тесное сотрудничестве школы со священнослужителями;

— поисково-проектная деятельность, организованная с целью отражения роли православной церкви и православных святынь в истории Отчизны на разных этапах её исторического развития [1].

Заключение. Разработка новой педагогической концепции по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подростков с использованием инновационных методов работы на уровне «школа — университет — православный приход» станет идейной основой для обновления существующих стратегий развития образовательных

учреждений, повысит потенциал воспитательной работы и будет способствовать развитию духовности и патриотизма у подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Лепехина, Р. Х. Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе : автореферат дис. ... канд. пед. наук / Р. Х. Лепехина. — Москва, 2003. — 29 с.

Об авторах

Оленич Тамара Станиславовна, профессор кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), доктор философских наук, tamara1970@inbox.ru

Гомелева Екатерина Викторовна, доцент кафедры «Экономика, учет и анализ» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС) (344000, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского стрелкового полка народного ополчения, 2), кандидат экономических наук, katya.ternickova@yandex. щ

About the Authors

Olenich, Tamara S., Professor, Department of Orthodox Culture and Theology, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), DPh, tamara1970@inbox.ru

Gomeleva, Ekaterina V., Associate professor, Department of Economics, Accounting and Analysis, Rostov State Transport University (2, Narodnogo opolcheniya sq., Rostov-on-Don, Rostov, 344000, RF), Cand.Sci., katya.ternickova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.