Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
820
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна, Рябцев Алексей Владимирович

В статье представлены результаты изучения проблем формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей личности. Сформулированное авторское видение не исчерпывает всего спектра ценностно-смысловых, организационных, психолого-педагогических, методических и иных аспектов. Однако заданный вектор проблемного анализа ситуации, возникшей в современной системе образования, позволяет актуализировать поиск учеными и педагогами-практиками наиболее эффективных форм, методов и средств формирования традиционных духовно-нравственных ценностей личности на определенном этапе возрастного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна, Рябцев Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF TRADITIONAL SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF AN INDIVIDUAL: THE PROBLEM ANALYSIS

The article presents the results of studying the problems of the formation of traditional Russian spiritual and moral values of the individual. The formulated author's vision does not exhaust the entire spectrum of value-semantic, organizational, psychological, pedagogical, methodological and other aspects. However, the given vector of problematic analysis of the situation that has arisen in the modern education system makes it possible to update the search by scientists and practitioners for the most effective forms, methods and means of forming traditional spiritual and moral values of a person at a certain stage of age development.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ»

tology of the modern era. A conceptual framework of a new education system is proposed that meets the parameters of a new image of the future.

Key words: instrument of reflection of meanings, ontology, image of the future, conceptual framework, transformation of education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аршинов В. И., Лайтман М., Свир-ский Я. И Сфирот познания. - М.: URSS ЛКИ, 2007. - 244 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. Вопросы теории и. истории психологии. - 488 с.

3. Гирц К. Насыщенное описание: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры: сб. ст. -СПб., 1997. - Т. 1. - С. 171-202.

4. Григорьева Т. П. Синергетика и Восток (Свободные размышления о метафило-софии) // Труды объединенного центра проблем космического мышления: сборник статей. -М.: Международный центр Рерихов, 2013. -Т. 3. - С. 396-419.

5. Лескова И. А. Субъектоцентрирован-ный подход к построению содержания высшего образования: дисс. ... доктора пед. наук // ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования. -М., 2019. - 437 с.

6. Ополев П. В. Усложнение и упрощение в культуре // Гуманитарные исследования. - 2017. - № 3 (16). - С. 38-42.

7. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

8. Фрумин И. Д [и др.]. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования // Современная аналитика образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - № 2 (19) - 28 с.

9. Шанин Теодор. Идея прогресса [Электронный ресурс] // The Post-Development Reader (Ed. by Majid Rahnema with Victoria Bow-tree.). - L., 1997. - URL: https://www.yabloko.ru/ Publ/Articles/shanin-2.html.

О. А. Милькевич, А. В. Рябцев

УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ

о

В ведение. Кардинальное изменение со-циалью-культурюго вектора развития нашей страны, попытка изоляции русской культуры на фоне усиления направленности государственной политики на сохранение и трансляцию культуры и культурного наследия определяют особое отношение всех социальных институтов к проблеме ценностей и смыслов формирующейся личности.

Подписанный 9 ноября 2022 Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», с одной стороны, определил цели и задачи, инструменты реализации данного аспекта государственной политики. С другой стороны, данный документ стал отправной точкой формирования нормативно-правовой основы построения системы сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Отметим, что проблема формирования ценностей подрастающего поколения не является новой для педагогической науки и образовательной практики. В исследованиях Б. М. Бим-Бада, Б. С. Брушлинского, Е. В. Бон-даревской, Н. Д. Никандрова и др. представлены сущность и характеристика аксиологического подхода как основания построения образовательного процесса, формы и методы формирования ценностей личности. Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания представлены в исследованиях Е. П. Белозер-цева, В. А. Беляевой, И. Ф. Бережной, Т.А Дро-

новой и др. Однако недостаточно изученным и относительно новым для образовательной практики выступает вопрос о формировании традиционных российских духовно-нравственных ценностей личности, закрепленных в обозначенном выше Указе Президента РФ.

Цель исследования: изучение проблем формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей личности.

Теоретическая значимость исследования заключается в характеристике проблем формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей; актуализации необходимости рассмотрения содержательного наполнения традиционных российских духовно-нравственных ценностей и его соотнесения с возможностями освоения личностью на различных этапах возрастного развития, а также методического сопровождения реализации идеи сохранения и укрепления обозначенных ценностей.

Практическая значимость исследования заключается в возможности проектирования путей решения обозначенных проблем формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей, интеграции усилий различных социальных институтов в решении обозначенных проблем с использованием имеющихся ресурсов и возможностей.

Изложение основного материала статьи. Обратившись к тексту Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», можно выделить несколько значимых положений: «Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала. Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эф-

фективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность» [7].

Такое понимание значимости сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей отражает историю и культуру народов, проживающих на территории страны России; позволяет в единстве рассматривать прошлое, настоящее и будущее страны с позиции сохранения передового опыта, культурного и исторического наследия и обеспечения условий для становления и самореализации личности; обеспечивает ценностно-смысловое единство общества.

Следует подчеркнуть, что проблема сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей является продолжением тех изменений в системе образования, которые связаны с постепенным формированием нормативно-правовых оснований воспитательной работы. Как отмечается в ранее опубликованных работах, «Декларация государством значимости и ценности образования, последовательная разработка и внедрение совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих нормативно-правовых документов и мероприятий организационно-управленческого характера свидетельствует о признании системообразующего значения образования, в том числе и воспитания, в обеспечение устойчивого развития страны, ее социальной безопасности и динамичного развития» [8, с. 121].

В конце XX - начале XXI века сложилась уникальная ситуация, суть которой заключается в принятии государством множества нормативно-правовых документов, регулирующих сферу образования (Указ Президента России №1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», Закон РФ «Об образовании», № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Российской Федерации», № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») и недостаточной разработке и внедрении нормативно-правовых оснований организации воспитания на различных ступенях и уровнях образования [5].

Постепенно ситуация изменяется, формируется система нормативно-правовых оснований в области воспитания (Федеральная программа развития образования на 2000-2005 гг., Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральный закон № 304 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») [5].

Авторами выделены тенденции развития государственной образовательной политики в вопросах образования:

- усиление воспитательной компоненты (в частности, патриотического воспитания) в образовании;

- внедрение культурно-просветительской деятельности во взаимодействие образовательных организаций с семьями обучающихся в контексте обеспечения непрерывности воспитательно-образовательного процесса;

- усиление историко- и культуро-охран-ной деятельности среди всех слоев и групп населения;

- формирование позитивного образовательного и воспитательного контента, его распространение посредством СМИ;

- консолидация усилий всех социальных институтов в решении задач образования и воспитания;

- усиление государственного и общественного контроля над решением задач образования и воспитания [8, с. 122].

Следует подчеркнуть, что понятие «духовно-нравственные ценности» вошло в активный научный оборот в связи с разработкой и реализацией Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Значительный акцент в характеристике сущности духовно-нравственного развития и воспитания личности был перенесен на воспитание нравственности и духовности (Л. В. Ков-туненко, М. К. Сайфетдинова, С. Н. Безрядин,

О. Б. Мазкина; Т. А Маслова; О. М. Назарова, Э. С. Семинская; Г. И. Семенова, В. И. Семки-на и др.). Такое понимание содержания духовно-нравственного развития и воспитания личности определило выбор форм и методов его реализации, оценки результатов. Однако в данной Концепции были четко определены и охарактеризованы базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество [2]. К сожалению, данные ценности остались вне поля разработки либо их формированию уделялось недостаточное внимание, о чем свидетельствует анализ научных и методических публикаций.

Значимым для данного периода является обеспечение методического сопровождения реализации данной концепции посредством разработки примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Т. А. Маслова отмечает: «Духовно-нравственное развитие обучающихся должно находиться в нераздельной связи урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи. В основе и этой программы должны быть ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям. Необходимо при этом обеспечивать создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания. Программа предполагает формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику, а также формирование у обучающегося активной деятельностной позиции» [4, с. 55].

Усиление заботы государства в вопросах организации воспитательной работы, сохранения исторического и культурного наследия, создания условий для успешной социальной идентификации подрастающего поколения в условиях глобальных вызовов определяет значимость формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Обращение к тексту Указа Президента позволяет обозначить их перечень: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственые идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство России» [7]. Следует подчеркнуть, что рассматриваемый Указ создает основания для пересмотра системы воспитательной работы на всех ступенях образования.

Изучение научной и методической литературы, а также опыт реализации программ взаимодействия вузов и учреждений среднего профессионального и общего образования позволяют сформулировать ряд проблем, затрудняющих реализацию идеи сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Теоретико-методологические проблемы включают в себя проблему осмысления сущности понятий «ценность» и «смысл». Постепенное вычленение в общественном сознании ключевых смыслов, отражающих различные аспекты жизнедеятельности человека и определяющих взаимопонимание между членами определенной социальной группы, принятие ими условных границ в выборе моделей поведения и отношений, является предпосылкой формирования ценностей. Ценности являются общепризнанными, объединяющими отдельные социальные группы и сообщества, т. е. это смыслы, принятые и признанные большинством. С позиции поликультурности нашего общества значимым является определение смыслов и ценностей как взаимосвязанных категорий, способных создавать единство и од-

новременно - определенные разночтения в понимании ценностей разными категориями людей и отдельными личностями. Это может быть наглядно проиллюстрировано складывающейся на территории России уникальной ситуацией в связи с присоединением новых территорий или в ходе сравнения мировоззрения жителя г. Москвы и жителя горного района Алтая, Дагестана или Крайнего Севера.

Важным является определение сущности каждой из духовно-нравственных ценностей, обозначенных в Указе Президента. Так, достаточно близкими в обыденном толковании выступают такие ценности, как «патриотизм», «гражданственность», «служение Отечеству и ответственность за его судьбу»; недостаточно определено содержание таких ценностей, как «высокие нравственные идеалы», которые могут включать в себя в том числе и заявленные как самостоятельными ценности «гуманизм», «милосердие», «справедливость». Например, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству», «социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство» [2].

С позиции педагогической науки необходимо определить сущность традиционных российских духовно-нравственных ценностей, психолого-педагогический механизм их формирования, поддержания и сохранения, а также критерии и методы изучения их сформи-рованности.

Методические проблемы отражают потребность образовательной практики в разработке конкретных рекомендаций по реализации идеи сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Так, первоначально необходимо определить содержание каждой из перечисленных выше духовно-нравственных ценностей с учетом возрастных психолого-педагогических характеристик личности (т. е. необходимо определить для каждого возраста доступное и оптималь-

ное содержание). Для ценности «патриотизм» подобная работа была проведена в период советской и постсоветской практики воспитания, была четко определена последовательность патриотического воспитания по принципу постепенного расширения границ восприятия образа Родины - от малой родины к понятиям «Родина», «Отчизна» в широком толковании. Одновременно в методической литературе употреблялись понятия «воспитание патриотизма», «воспитание патриотических чувств». Именно поэтому важно определить для каждого возраста, что именно формируем/сохраняем/укрепляем .

Кроме того, важно с учетом накопленной педагогической практики и достижений современной педагогики определить наиболее значимые формы, методы и средства формирования традиционных духовно-нравственных ценностей, присущих российскому обществу. Воспитательно-социализирующий потенциал социально-культурных практик и их значимость в формировании социально-культурных норм и ценностей позволяет расширить опыт их применения при условии отбора наиболее целесообразных и эффективных [6, с. 42]. Сложным остается вопрос включения работы по формированию обозначенных ценностей в систему образовательной деятельности учреждения, включая образовательный процесс, воспитательную работу, внеурочную деятельность. С позиции обеспечения непрерывности и преемственности в реализации рассматриваемой социальнозначимой задачи важно определить ресурсы, социальные институты, конкретные учреждения и форматы взаимодействия с различными группами населения в рамках сохранения духовно-нравственных ценностей. Осуществляемая просветительская работа посредством СМИ, включая интернет, не является достаточной и несет сложность в оценке человеком достоверности и надежности информации на фоне его профессиональной, семейной загруженности и недостатка времени для последовательного ее изучения.

Учитывая многочисленные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, не-

обходимо методическое сопровождение деятельности по сохранению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, включая разработку методических материалов, обучение педагогических работников всех ступеней образования, обеспечение критериально-диагностическим инструментарием (возможно, с применением ИКТ, программных продуктов и средств).

Обозначенные проблемы являются системообразующими с позиции эффективного осуществления деятельности по сохранению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Выводы. Задача сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей является значимой как с позиции государства, так и с позиции конкретного сообщества людей и личности. Именно ценности задают векторы развития государства, общества и человека, определяя модели его поведения, особенности мировосприятия, анализа происходящего в окружающем мире. Обозначенные теоретико-методологические и методические проблемы требуют детального изучения и разработки с позиции педагогической науки и образовательной практики. Системное, комплексное изучение проблемы формирования и сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей обеспечит возможность минимизации ошибок в проектировании и реализации соответствующего направления деятельности образовательных организаций, взаимодействия социальных систем и институтов.

Сформулированное авторское видение не исчерпывает всего спектра ценностно-смысловых, организационных, психолого-педагогических, методических и иных аспектов. Однако заданный вектор проблемного анализа ситуации, возникшей в современной системе образования, позволяет актуализировать поиск учеными и педагогами-практиками наиболее эффективных форм, методов и средств формирования традиционных духовно-нравственных ценностей личности на определенном этапе возрастного развития.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты изучения проблем формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей личности. Сформулированное авторское видение не исчерпывает всего спектра ценностно-смысловых, организационных, психолого-педагогических, методических и иных аспектов. Однако заданный вектор проблемного анализа ситуации, возникшей в современной системе образования, позволяет актуализировать поиск учеными и педагогами-практиками наиболее эффективных форм, методов и средств формирования традиционных духовно-нравственных ценностей личности на определенном этапе возрастного развития.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, воспитательная работа, ценности, смыслы, проблемы формирования ценностей.

SUMMARY

The article presents the results of studying the problems of the formation of traditional Russian spiritual and moral values of the individual. The formulated author's vision does not exhaust the entire spectrum of value-semantic, organizational, psychological, pedagogical, methodological and other aspects. However, the given vector of problematic analysis of the situation that has arisen in the modern education system makes it possible to update the search by scientists and practitioners for the most effective forms, methods and means of forming traditional spiritual and moral values of a person at a certain stage of age development.

Key words: spiritual and moral values, educational work, values, meanings, problems of formation of values.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гогоберидзе З. М. Проблемы формирования духовно-нравственных ценностей студентов в многонациональном коллективе // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 66-69.

2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. - 23 с.

3. Ковтуненко Л. В. Роль образовательной организации в формировании духовно-нравственных ценностей обучающихся // Перспективы науки. - 2020. - № 8 (131). - С. 66-69.

4. Маслова Т. А. Основные идеи формирования духовно-нравственных ценностей личности в педагогической системе С. А. Рачин-ского // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 52-56.

5. Милькевич О. А. Реализация задач государственной образовательной политики в вопросах воспитания в деятельности регионального педагогического вуза // Вестник педагогических наук. - 2022. - № 4. - С. 128-132.

6. Милькевич О. А. Социально-культурные практики как средство становления участников образовательных отношений субъектами культуры // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2022. - № 2 (58). - С. 41-48.

7. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 [Электронный ресурс] // URL: www.kremlin.ru/acts/bank/ 48502 (дата обращения: 16.01.2023).

8. Рябцев А. В. Государственная образовательная политика в вопросах воспитания в 1992-2022 годах // Исторический бюллетень. -2022. - Т. 5. - № 3. - С. 119-124.

9. Сайфетдинова М. К. Формирование у студентов духовно-нравственных ценностей посредством деятельности духовно-просветительского центра // Вестник Саратовского областного института развития образования. -2022. - № 3 (30). - С. 47-53.

10. Семенова Г. И. Этнопедагогические основы формирования духовно-нравственных ценностей современной молодежи // Современные проблемы науки и образования. - 2020. -№ 1. - С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.