Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенок Сергей Михайлович

Целью статьи является описание способов формирования образовательной среды, обладающей образовательным и воспитательным потенциалом, позволяющей посредством педагогического наставничества совершенствовать умения и навыки проектной деятельности обучающихся и укреплять традиционные российские духовно-нравственные ценности. Основными задачами исследования стали: уточнение понятия «педагогическая среда», изучение опыта наставничества в высшем образовании; анализ проектов и определение перспектив наставнической деятельности на примере проектов социальной направленности; описание организационно-педагогических условий, позволяющих формировать и совершенствовать навыки проектной деятельности и укреплять у обучающихся традиционные российские духовно-нравственные ценности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORSHIP IN PROJECT-BASED ACTIVITIES AS A WAY OF CREATING EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT A UNIVERSITY (THROUGH THE EXAMPLE OF SOCIALLY ORIENTED PROJECTS)

The purpose of the article is to characterize the ways of creation of educational environment that allows students to develop their skills in project-based activities and strengthen traditional Russian spiritual and moral values in them by the means of mentorship. The main tasks of the study were the following: to give a more exact definition to the concept of “pedagogical conditions”; to look into the mentoring experience in higher education; to analyze projects and determine perspectives for mentorship through the example of socially oriented projects; to characterize organizational and pedagogical conditions that allow developing skills in project-based activities and strengthening traditional Russian spiritual and moral values in students.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 378.1

doi: 10.35266/2312-377X-2023-2-20-29

НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

Сергей Михайлович Косенок

Сургутский государственный университет, Сургут, Россия smkosenok@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9444-6657

Аннотация. Целью статьи является описание способов формирования образовательной среды, обладающей образовательным и воспитательным потенциалом, позволяющей посредством педагогического наставничества совершенствовать умения и навыки проектной деятельности обучающихся и укреплять традиционные российские духовно-нравственные ценности. Основными задачами исследования стали: уточнение понятия «педагогическая среда», изучение опыта наставничества в высшем образовании; анализ проектов и определение перспектив наставнической деятельности на примере проектов социальной направленности; описание организационно-педагогических условий, позволяющих формировать и совершенствовать навыки проектной деятельности и укреплять у обучающихся традиционные российские духовно-нравственные ценности.

Ключевые слова: наставничество, педагогическая среда, проектное управление, традиционные российские духовно-нравственные ценности, социальный проект, организационно-педагогические условия

Шифр специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования.

Для цитирования: Косенок С. М. Наставничество в проектной деятельности как способ формирования образовательной среды в университете (на примере проектов социальной направленности) // Северный регион: наука, образование, культура. 2023. № 2. С. 20-29. DOI 10.35266/2312-377X-2023-2-20-29.

Original article

MENTORSHIP IN PROJECT-BASED ACTIVITIES AS A WAY OF CREATING EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT A UNIVERSITY (THROUGH THE EXAMPLE OF SOCIALLY ORIENTED PROJECTS)

Sergey M. Kosenok

Surgut State University, Surgut, Russia

smkosenok@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9444-6657

Abstract. The purpose of the article is to characterize the ways of creation of educational environment that allows students to develop their skills in project-based activities and strengthen traditional Russian spiritual and moral values in them by the means of mentorship. The main tasks of the study were the following: to give a more exact definition to the concept of "pedagogical conditions"; to look into the mentoring experience in higher education; to analyze projects and determine perspectives for mentorship through the example of socially oriented projects; to characterize organizational and pedagogical conditions that allow developing skills in project-based activities and strengthening traditional Russian spiritual and moral values in students.

Keywords: mentorship, pedagogical conditions, project management, traditional Russian spiritual and moral values, socially oriented project, organizational and pedagogical conditions Code: 5.8.7. Methodology and Technology of Vocational Education.

For citation: Kosenok S. M. Mentorship in project-based activities as a way of creating educational environment at a university (through the example of socially oriented projects). Severny region: nauka, obrazovanie, cultura. 2023;(2):20-29. DOI 10.35266/2312-377X-2023-2-20-29.

ВВЕДЕНИЕ

В центре внимания педагогов и психологов находятся вопросы, раскрывающие такие актуальные понятия, как «педагогическая среда» и «средовой подход» применительно к образовательному учреждению. Важно определить действенные способы организации эффективной педагогической среды, необходимой для совершенствования проектной деятельности. В центре внимания -воспитание обучающихся средой с помощью преимуществ наставничества.

Описывая социально-педагогические характеристики инновационной среды, Н. А. Пату-тина пишет: «В педагогической науке влияние среды, в которой растет и живет человек, на его развитие является предметом изучения на протяжении практически всей истории педагогических научных изысканий» [1, с. 3].

Понятие «образовательная среда» соотносится с областью социальных взаимодействий, которая связана с «процессом специально организованного, целенаправленного формирования личности по определенному образцу» [2, с. 14].

Педагоги справедливо отмечают, что «вступая во взаимодействие со средой, человек способен сформировать свою собственную систему мировоззренческих принципов, освоить нормы морали, принятые в социальной группе, к которой он принадлежит» [3, с. 54].

Именно поэтому актуальной остается тема организации образовательной среды и ее эффективности в сфере образования и в высшей школе в том числе. Поддерживаем точку зрения, согласно которой «нельзя рассматривать человека как пассивный объект сре-довых влияний, он должен быть активным, взаимодействуя с компонентами среды, идти по пути развития» [4].

Данное положение, по нашему мнению, развивает мысль, отраженную еще в трудах

Л. С. Выготского, учение которого подробно анализирует Ю. С. Мануйлов, отмечая: «Тезис: среда - это источник развития личности, представлен в учении Л. С. Выготского ярко и убедительно. В этой связи притязание сре-дового подхода рассматривать среду в качестве образовательного контента (возможно содержания образования) не кажется превосходящим ее возможности» [5, с. 317].

Ученые исследуют особенности средового подхода как средства педагогического воздействия. «Средовой подход, - пишет Е. М. Харланова, - есть учет и целенаправленное использование возможностей среды в педагогическом процессе, т. е. обращение среды в средство педагогического воздействия» [6, с. 135].

При этом акцент ставится на описание особенностей влияния среды на формирование и развитие личности [7-8].

Обратим внимание на определение понятия «личность» при средовом подходе: «в этом направлении современной отечественной педагогики под личностью понимается человек как субъект обладания ценностями среды (духовными, социальными, материальными и пр.)» [9, с. 316].

Организацию образовательной среды, «основанной на принципах активности, осознанности, систематичности; на планомерном достижении школьником (студентом) учебной цели; на формировании внутренней мотивации учебной деятельности; направленной на воспитание у них самостоятельности, ответственности, толерантности, доброжелательности, креативности» [4] рассматривают как одно из педагогических условий организации управляемой поглощенности учебной деятельностью.

Возникают вопросы, раскрывающие особенности создания эффективной образовательной среды. Считаем, что один из спосо-

бов ее формирования - использование в вузе преимуществ наставничества при организации и реализации проектной деятельности.

В настоящее время наставничество, которое является исторически первой формой передачи социального опыта, является одним из ключевых направлений в развитии образования.

Феномен «наставничество» в сфере высшей школы в настоящее время находится в фокусе внимания различных структур управления.

На государственном уровне речь идет о возрождении института наставничества, о котором говорил В. В. Путин на совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития [9].

Развитие наставничества - одно из центральных направлений в реализации национального проекта «Образование», в соответствии с которым предусмотрено, что к 2024 г. не менее 70 % обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения. Задачи развития наставничества включены в различные проекты этого нацпроекта: «Современная школа», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы» [10].

В 2019 г. подписано Распоряжение «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

Наставничество определяется как «универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, мета-компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве» [11].

В 2021 г. утверждены Методические рекомендации по разработке и внедрению

системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях для учета и использования в работе [12].

В зоне особого внимания на государственном уровне находятся вопросы укрепления морально-нравственного наставничества. Именно об этом рассуждал президент России во время открытого урока «Разговор о важном» с калининградскими школьниками [13]. В. В. Путин охарактеризовал его как часть национального культурного кода россиян. О необходимости разработать и реализовать программы наставничества, обеспечить проведение мероприятий с привлечением Героев Российской Федерации и участников специальной военной операции говорится в перечне поручений по итогам заседания Госсовета, состоявшегося 22 декабря 2022 г.

Открывая Год педагога и наставника, объявленный в России, В. В. Путин подчеркнул: «Вопросы обучения, наставничества - это всегда обращение к будущему. Опираясь на ваши знания и опыт, на традиции отечественной педагогики и, безусловно, используя передовые технологии, мы продолжим формирование суверенной системы образования - это очень важная вещь. Я сейчас сказал: суверенная система образования, -мы все время говорим о суверенитете в разных ипостасях. Это чрезвычайно важная, базовая абсолютно вещь. Причем будем это делать на всех ее уровнях - от школы до колледжей и вузов» [14].

Таким образом, будет значительно укреплена идея активизации наставничества в образовательном процессе при подготовке востребованных, владеющих современными компетенциями кадров, чье мировоззрение базируется в том числе на фундаменте традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Методология исследования основана на системном подходе и включает методы теоретического анализа и обобщения результатов научных исследований по изучаемой проблеме, анализ документов.

Материалом исследования стали результаты проектного управления, развивающегося в университете [15-16], анализ итогов реализации проекта «Сквозные компетенции проектной деятельности» и дисциплины, включенной в учебные планы, - «Основы проектной деятельности».

Выводы также сделаны на основе изучения траектории развития социального проекта «Курс русского жестового языка» и паспорта проекта «Школа гражданского просвещения "Педагогический десант"».

Вкладом автора в исследование является описание организационно-педагогических условий для формирования педагогической среды, позволяющей укреплять традиционные российские духовно-нравственные ценности обучающихся в процессе разработки проектов социальной направленности под руководством наставников.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В Сургутском государственном университете (СурГУ) проектное управление развивается с 2018 г. Система управления проектной деятельностью включает в себя:

1) рабочую группу по проектному управлению, осуществляющую конкурсный отбор проектов и оценку результатов проектов, принимающую решение об их реализации, продолжении и/или закрытии;

2) распределенный проектный офис;

3) дирекцию программы «Приоритет-2030»;

4) руководителей проектов;

5) кураторов проектов.

Проектное управление позволяет создавать условия для реализации разномасштабных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера. Надо отметить, что проектные методы управления в университете внедряются во все сферы деятельности.

С 2020 г. в университете реализуется проект «Сквозные компетенции проектной деятельности». В проектной деятельности у студентов СурГУ формируются компетенции конкурентоспособных выпускников, ориентированных на потребности организаций региона, округа, страны. Среди основ-

ных направлений влияния результатов проекта, указанных в Отчете о самообследовании университета за 2022 г., на развитие вуза можно выделить:

1. Повышение эффективности образовательного процесса.

2. Обеспечение конкурентоспособности вуза путем разработки и реализации мини-и макропроектов с привлечением спонсоров и работодателей.

3. Создание экосистемы для формирования у студентов компетенций проектной деятельности.

4. За счет развития компетенций проектной деятельности, обучающиеся смогут участвовать в различных проектах университета, в том числе в процессе их коммерциализации [17].

Этот университетский проект дал импульс развитию в СурГУ института наставничества. Группа студентов успешно прошла курс по основам проектной деятельности в Академии наставников (совместный проект Фонда «Сколково», рабочей группы НТИ «Кружковое движение» и Агентства стратегических инициатив), став сертифицированными специалистами в данной области. Большая команда преподавателей освоила курс повышения квалификации «Реализация проектной деятельности студентов» в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, а также интенсивы по подготовке наставников проектной деятельности в Академии наставников. В результате сертифицированные наставники уже самостоятельно провели Школу наставников для студентов СурГУ.

Участие студентов в работе проектных команд дает возможность вносить вклад в планирование проектной деятельности и выполнение поставленных задач в рамках ожидаемых стандартов качества для достижения успеха продукта проекта.

Наш университет вступил в консорциум «Лига вузов проектного обучения», созданный по инициативе Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Это объединение единомышленников, сплоченных идеей внедрения проект-

ного обучения и наставничества как в свои университеты, так и в российскую систему образования.

Среди целей лиги, в которую также входят Астраханский, Череповецкий государственные университеты и Тамбовский государственный технический университет - создание уникальных практик, форматов, продуктов и подходов к использованию проектной деятельности в вузе.

Одно из преимуществ СурГУ - включение проектной деятельности в образовательный процесс: обучающиеся имеют возможность сформировать и постоянно совершенствовать навыки командной работы при разработке и внедрении проектов. С 2020 г. в учебные планы образовательных программ введена дисциплина «Основы проектной деятельности», она включена в программы специалитета и в состав ядерных дисциплин бакалавриата.

Эта дисциплина позволяет заложить как теоретический фундамент, необходимый для грамотной и эффективной работы над проектами, так и выработать умения доводить идею до реализации. Осваивать дисциплину студенты могут с привлечением образовательных ресурсов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Для эффективного взаимодействия всех участников проектного обучения была разработана электронная автоматизированная система АИС «Студент СурГУ» 1, на которой выставляется информация о содержании проектов, разрабатываемых в рамках дисциплины «Основы проектной деятельности», мероприятиях. Это эффективное средство для общения. На платформе «Студент СурГУ» по итогам за 2022 г. было представлено 544 проекта, из них социальных - 280; инновационных - 69; предпринимательских - 60; технических - 47; научно-исследовательских - 46; творческих - 29; организационных - 13.

Все проекты, а социальные особенно, позволяют наставникам формировать педагогическую среду, в которой успешно могут

1 Электронная автоматизированная система АИС «Студент СурГУ». URL: https://student.surgu.ru/#/.

укрепляться традиционные духовно-нравственные ценности.

Необходимо отметить, что наставничество уже доказало свою эффективность в качестве образовательной технологии, позволяющей преподавателю не только передавать знания, формировать умения и навыки, но и воспитывать обучающегося. Наставники нацеливают обучающихся на поиск путей самостоятельного решения той или иной проблемы.

В настоящее время фокус внимания сконцентрирован на разработке моделей компетенций, методов диагностики и обучения наставников молодежных проектов. Так, тема ключевых компетенций наставника проектного обучения обсуждается в статье В. Н. Никольского «Компетенции наставника проектного обучения и его роль в освоении проектного подхода учащимися». Автор разделяет такие понятия, как «проектная деятельность» и «проектное обучение»: «Проектная деятельность рассматривается как деятельность, направленная на решение конкретной проблемы и организованная по принципам проекта, включающая часть или все этапы жизненного цикла проекта. Проект ограничен во времени и ресурсах и решает проблемы известного круга стейкхолдеров. Проектное обучение отличается от проектной деятельности нацеленностью на два типа результатов: продуктовый (создание продукта, направленного на решение проблемы) и образовательный (развитие человека и команды в целом)» [18, с. 136].

Проектное обучение и проектная деятельность важны для создания педагогической среды в университете. Одно из преимуществ такой среды - она позволяет укреплять под руководством наставников традиционные российские ценности особенно при разработке и внедрении проектов социальной направленности.

«К традиционным ценностям, - отмечено в Указе "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", - относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, вы-

сокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [19].

Таким образом, наставники проектов могут работать с обучающимися как над разработкой проектов, так и над укреплением духовно-нравственных ценностей. Такая деятельность будет успешной при наличии ряда организационно-педагогических условий. Авторы солидарны с определением названного понятия, высказанным Т. А. Потенко, Д. В. Мухиной и Г. Р. Асатрян: «Обобщение и уточнение позиций различных авторов к определению организационно-педагогических условий позволили нам в качестве ключевых выделить следующие их признаки: 1) целенаправленность - выделяются и создаются для достижения педагогических целей; 2) системность -образуют систему, обеспечивая синергетиче-скую эффективность решения педагогических задач; 3) управляемость - могут быть использованы для управления образовательным процессом или его составляющими; 4) адекватность - должны определяться структурой педагогического процесса и соответствовать ей» [20].

Приведем пример разработки проекта в рамках дисциплины «Основы проектной деятельности». Под руководством наставника студенты разработали социальный проект «Курс русского жестового языка», цель которого - подготовка обучающего курса русского жестового языка для поддержки коммуникации глухих и слабослышащих людей. «Жизнь» проекта не остановилась на этапе разработки паспорта. Далее социальный проект был представлен на Всероссийском конкурсе «Профессиональное завтра», организованном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и занял первое место. Затем с целью реализации проекта студенты приняли участие в конкурсе на получение гранта Губернатора Югры и получили финансовую поддержку.

Одним из результатов проекта стало объединение инклюзивных волонтеров «Общение

без границ». На следующем этапе планируется участие в двух конкурсах: «Моя страна -моя Россия» (проект президентской платформы «Россия - страна возможностей») и во Всероссийском конкурсе молодежных проектов «Росмолодежь» (грант для физических лиц).

Значимость проекта видится в совершенствовании инклюзивной культуры и укреплении духовно-нравственных ценностей.

Продуктивной формой взаимодействия могут стать сетевые проекты различной направленности, основой для которых должна стать проблема, актуальная для системы образования.

Важно, чтобы проектная деятельность строилась на основе теоретического фундамента. Такой теоретический фундамент как раз и закладывается во время изучения дисциплины «Основы проектной деятельности». В это же время вырабатываются умения представлять проекты во время защиты.

Благодаря совместной проектной деятельности в процессе обучения формируется целый ряд профессиональных компетенций, одновременно происходит осмысление ценностей профессии, т. е. происходит профессиональная социализация.

Особенно важно, чтобы по окончании изучения дисциплины не прекращалась проектная деятельность, образовательная среда не должна носить прерывистый характер. Студентам необходимо предоставить условия для продолжения процесса формирования навыков проектной деятельности на новом, более высоком уровне, как было показано на примере проекта «Курс русского жестового языка».

Необходимо отметить, что в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре внедрена система предоставления грантов губернатора на развитие гражданского общества.

Покажем на примере проекта «Школа гражданского просвещения "Педагогический десант"», какие организационно-педагогические условия необходимы для его успешной реализации.

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., гражданское воспитание включает «создание

активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества» [21].

Стоит отметить, что образовательные учреждения в первую очередь ориентированы на создание условий для развития гражданственности у подрастающего поколения в образовательном пространстве, при этом важно сохранить лучшие черты российского просвещения.

Разработчики проекта провели опрос среди школьников городов Сургута, Донецка и Самары, студентов, а также наставников и педагогов (918 респондентов). Ряд вопросов к респондентам был направлен на выяснение уровня общей культуры, самостоятельности мышления и развития гражданского самосознания. В итоге были выявлены проблемы и сделаны выводы о том, что для эффективного формирования гражданственности обучающихся необходимо внедрение новых методов и форм учебно-воспитательной работы в направлении гражданского воспитания.

Реализация проекта «Школа гражданского просвещения "Педагогический десант"» ориентирована на решение целого ряда важных задач в становлении жизненной гражданской позиции подрастающего поколения, среди которых: создать организационно-педагогические условия обеспечения эффективности процесса гражданского самоопределения и самореализации личности обучающегося в непрерывной системе образования; выстроить систему мероприятий (онлайн-лекции, конференции, мастер-классы, круглые столы, социальные практики и др.), направленные на популяризацию достижений отечественной науки и российских ученых, способствующих развитию гражданского общества и повышению качества и уровня его жизни.

Проект рассчитан на участие в нем педагогов, студентов и школьников из трех городов Российской Федерации (Сургут, Донецк, Самара) с целью развития стратегии организации целенаправленного взаимодействия молодежи с окружающей социальной средой в условиях гражданского общества.

Формирование гражданского сознания и укрепление гражданских и социальных

компетенций - одна из приоритетных целей в этом проекте, а педагоги выступают в роли наставников.

Для слушателей программы проекта - это школьники старших классов, студенты из Сургута, Донецка и Самары будут подготовлены: курс лекций, комплекс мастер-классов, круглых столов, тренингов, планируется также участие в межрегиональном форуме волонтеров просвещения. На начальном этапе проекта будет организована сетевая команда педагогов и обучающихся, реализующих проект, разработана содержательная часть проекта. Во время основного этапа будут реализованы теоретические модули и различные виды практических занятий. На заключительном этапе запланированы мониторинг и диагностика, итоговый отчет. Кроме того, будут подготовлены публикации научных статей и информация для средств массовой информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ результатов технологии проектного управления, применяемой в университете, а также итогов внедрения проекта «Сквозные компетенции проектной деятельности» и дисциплины «Основы проектной деятельности» дают основание для формулировки следующих организационно-педагогических условий, необходимых для использования преимуществ наставничества в проектной деятельности в качестве способа формирования педагогической среды, благоприятной для укрепления у обучающихся традиционных российских духовно-нравственных ценностей:

- сформированность в университете проектного управления и наличие в структуре образовательной организации подразделения (проектного офиса), осуществляющего планирование и внедрение проектов;

- наличие в университете команды специалистов, владеющих методами проектного управления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- прохождение преподавательским составом курсов повышения квалификации, проведение обучающих семинаров, тренингов для совершенствования компетенций проектной деятельности; знание основ наставнической деятельности;

- наличие у преподавателей опыта по разработке и внедрению проектов, в том числе в рамках программы развития университета;

- наличие в учебных планах основных образовательных программ учебных дисциплин, дающих теоретическую подготовку, необходимую для разработки проектов, а также закрепления умений выявлять проблемы и в командном взаимодействии разрабатывать проекты, оформлять их паспорта;

- создание условий для развития проектной деятельности, которая должна продолжаться и после освоения теоретических ос-

Список источников

1. Патутина Н. А. Социально-педагогические характеристики инновационной среды компании // Науковедение. 2014. Выпуск 5 (24). С. 170. URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 31.03.2023).

2. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.

3. Шарапова И. В., Игнатович В. К. Социально -педагогическая среда как пространство условий и образовательных возможностей подростка // Педагогика: история, перспективы. T. 3. № 1. 2020. С. 48-58.

4. Плетнева Е. Н. Педагогические условия формирования управляемой поглощенности учебной деятельностью в школе и вузе // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 4. С. 85-87. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=2874 (дата обращения: 31.03.2023.).

5. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в свете педагогических идей Льва Семеновича Выготского // Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Социо-кинетика. № 4. 2016. С. 315-319.

6. Харланова Е. М. Субъектно-средовый подход как теоретико-методологическая стратегия исследования развития социальной активности будущих специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 6 (18). С. 134-137.

7. Дубовицкая С. В., Беккер И. Л. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности // Известия Пензен. гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2011. № 24. С. 631-638.

8. Ясвин В. А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам // Известия Саратов. Ун-та. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18. Вып.1. С. 80-90.

9. Стенографический отчет о совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых по-

нов проектной деятельности в рамках учебных дисциплин;

- создание условий для участия обучающихся в конкурсах проектов разного уровня с возможностью получения грантовой поддержки;

- процедура выявления проблем в социальной сфере, которые могут быть решены посредством проектной деятельности. Процесс разработки и реализации проекта является основой укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

References

1. Patutina N. А. Sotsialno-pedagogicheskie kharakteris-tiki innovatsionnoi sredy kompanii. Naukovedenie. 2014;(5):170. URL: http://naukovedenie.ru (accessed: 31.03.2023). (In Russian).

2. Yasvin V. A. Obrazovatelnaya sreda: ot modeliro-vaniya k proektirovaniyu. Moscow: Smysl; 2001. 365 p. (In Russian).

3. Sharapova I. V., Ignatovich V. K. Socio-pedagogical environment as a space of conditions and educational opportunities for adolescents. Pedagogy: History, Prospects. 2020;3(1):48-58. (In Russian).

4. Pletneva Е. N. Pedagogicheskie usloviya formiro-vaniya upravlyaemoi pogloshchennosti uchebnoi deyatelnostiu v shkole i vuze. Modern Problems of Science and Education. 2008;(4):85-87. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=2874 (accessed: 31.03.2023.). (In Russian).

5. Manuilov Yu. S. Sredovoi podkhod v svete peda-gogicheskikh idei Lva Semenovicha Vygotskogo. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2016;(4):315-319. (In Russian).

6. Kharlanova Е. М. Subieektno-sredovyi podkhod kak teoretiko-metodologicheskaya strategiya issle-dovaniya razvitiya sotsialnoi aktivnosti budushchikh spetsialistov. The World of Science, Culture and Education. 2009;(6):134-137. (In Russian).

7. Dubovitskaya S. V., Bekker I. L. Educational environment as a factor of personal development. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo. Public sciences. 2011;(24):631-638. (In Russian).

8. Yasvin V. А. Issledovaniya obrazovatelnoi sredy v otechestvennoi psikhologii: ot metodologicheskikh diskussii k empiricheskim rezultatam. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2018;18(1): 80-90. (In Russian).

9. Stenograficheskii otchet o sovmestnom zasedanii Gosudarstvennogo soveta i Komissii pri Prezidente po monitoringu dostizheniya tselevykh pokazatelei sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya. URL:

казателеи социально-экономического развития. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19882 (дата обращения: 25.03.2023).

10. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 28.03.2023).

11. Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися : Распоряжение Минпро-свещения России от 25.12.2019. № Р-145. URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/2020/02/Raspo ryazhenie-Minprosveshheniya-Rossii-ot-25.12.2019-N-R-145-Ob.pdf (дата обращения: 31.03.2023).

12. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. URL: http://ioc.rybadm.ru/ news/nastavnik/met_rekomen.pdf (дата обращения: 28.03.2023.).

13. Путин назвал наставничество частью национального культурного кода в России. URL: https://ria.ru/20220901/nastavnichestvo -18138144 97.html (дата обращения: 25.03.2023).

14. Президент России Владимир Путин дал старт Году педагога и наставника. URL: https://edu. gov.ru/press/6613/prezident-rossii-vladimir-putin-dal-start-godu-pedagoga-i-nastavnika/ (дата обращения: 31.03.2023).

15. Косенок С. М. Проектное управление в университете // Вестн. Сургут. гос. ун-та. 2022. № 3 (37). С. 16-22.

16. Косенок С. М., Безуевская В. А. Проектное управление в университете - ответ на вызовы времени // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9. № 4. С. 595-604.

17. Отчет о результатах самообследования. Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет». URL: https://www.surgu.ru/publish/document/reportEduD ocLink/otchet_po_samoobsledovaniu_2022.pdf (дата обращения: 31.03.2023).

18. Никольский В. Н., Неслуховская А. В. Компетенции наставника проектного обучения и его роль в освоении проектного подхода учащимися // Исследователь. 2020. № 1. С. 135-143.

19. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022г. № 809. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/48502 (дата обращения: 31.03.2023).

20. Потенко Т. А., Мухина Д. В., Асатрян Г. Р. Организационно-педагогические условия формирования предпринимательских компетенций обучающих-

http://kremlin.ru/events/president/news/19882 (accessed: 25.03.2023). (In Russian).

10. Natsionalnyi proekt "Obrazovanie". URL: https://edu. gov.ru/national-project (accessed: 28.03.2023). (In Russian).

11. Ob utverzhdenii metodologii (tselevoi modeli) nas-tavnichestva obuchayushchikhsya dlya organizatsii, osushchestvlyayushchikh obrazovatelnuyu deyatel-nost po obshcheobrazovatelnym, dopolnitelnym obshcheobrazovatelnym i programmam srednego professionalnogo obrazovaniya, v tom chisle s primeneniem luchshikh praktik obmena opytom mezhdu obuchayushchimisya: Order of the Ministry of Education of the Russian Fedrtation No. R-145 of December 25, 2019. URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/2020/02/Rasporyazhenie-Minprosve shheniya-Rossii-ot-25.12.2019-N-R-145-0b.pdf (accessed: 31.03.2023). (In Russian).

12. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke i vne-dreniyu sistemy (tselevoi modeli) nastavnichestva pedagogicheskikh rabotnikov v obrazovatelnykh organizatsiyakh. URL: http://ioc.rybadm.ru/news/ nastavnik/met_rekomen.pdf (accessed: 28.03.2023.). (In Russian).

13. Putin nazval nastavnichestvo chastiu natsionalnogo kulturnogo koda v Rossii. URL: https://ria.ru/ 20220901/nastavnichestvo-1813814497.html (accessed: 25.03.2023). (In Russian).

14. The President Vladimir Putin launched the Year of Teachers and Mentors. URL: https://edu.gov.ru/ press/6613/prezident-rossii-vladimir-putin-dal-start-godu-pedagoga-i-nastavnika/ (accessed: 31.03.2023). (In Russian).

15. Kosenok S. M. Project management at the university. Surgut State University Journal. 2022;(3):16-22. (In Russian).

16. Kosenok S. M., Bezuevskaya V. A. Project management at the university: a response to the challenges of time. Journal of Economics, entrepreneur-ship and law. 2019;9(4):595-604. (In Russian).

17. Otchet o rezultatakh samoobsledovaniya. Byudzhetnoe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga - Yugry "Surgutskii gosudarstvennyi universitet". URL: https://www.surgu.ru/publish/document/reportEduD ocLink/otchet_po_samoobsledovaniu_2022.pdf (accessed: 31.03.2023). (In Russian).

18. Nikolskii V. N., Neslukhovskaya A. V. The competences of the project-based education mentor and the mentor's role in the development of the student's project approach. Researcher. 2020;(1):135-143. (In Russian).

19. On Approving the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values : Executive Order of the President of the Russian Federation No. 809 of November 9, 2022. URL: http://www.krem lin.ru/acts/bank/48502 (accessed: 31.03.2023). (In Russian).

ся педагогических направлений // Педагогика и просвещение. 2019. № 3. С. 16-25. URL: https://nbpublish.com/ppmag/contents_2019_3.html #30376 (дата обращения: 10.04.2023).

21. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1d eda8b17e988c587d6/ (дата обращения: 10.04.2023).

20. Potenko T. A., Mukhina D. V., Asatryan G. R. Organizational and pedagogical conditions for the development of entrepreneurial competence of students studying pedagogics. Pedagogy and education. 2019;(3):16-25. URL: https://nbpublish.com/ppmag/ contents_2019_3.html#30376 (accessed: 10.04.2023). (In Russian).

21. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda : Order of the Government of the Russian Federation No. 996-r of May 29, 2015. URL: http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/400951e 1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6/ (accessed: 10.04.2023). (In Russian).

Информация об авторе

Information about the author

С. М. Косенок - доктор педагогических наук, профессор.

Sergey M. Kosenok - Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.