Научная статья на тему 'РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДИФФУЗИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДИФФУЗИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / ДИФФУЗИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сошенко Инесса Игоревна

Беспрецедентное теоретическое и практическое значение в последнее десятилетие приобрела проблема развития социальных инноваций, в том числе в сфере образования. Это обусловлено переходом к становлению современного общества, развитие которого основано на знаниях, и финансовым кризисом 2008 г. Социальные инновации изменяют сложившиеся социальные практики, преимущественно реализуются в форме проектов, содержание которых направлено на решение общественно значимых социальных проблем, нуждаются в управлении на всех стадиях жизненного цикла (от идеи до диффузии). В образовательных организациях для обеспечения диффузии социальных инноваций в сфере образования целесообразно задействовать наставничество. На основе анализа успешных кейсов диффузии социальных инноваций в сфере образования рассматривается наставничество как: а) подготовка педагогического коллектива к изменениям социальной практики; б) механизм восстановления контекста социальной инновации и ее воспроизводства; в) актив образовательной организации, работающий на рынках «без денег»; г) механизм воспроизводства педагогических кадров. Обоснована значимость трехкомпонентной системы наставничества в образовательной организации: наставничество для наставников, наставничество для педагогов и наставничество обучающихся. Материалы статьи могут стать основой для продолжения исследований диффузии социальных инноваций в сфере образования и трансформации сложившихся систем наставничества в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MENTORING IN THE DIFFUSION OF SOCIAL INNOVATION IN EDUCATION

The problem of the development of social innovations, including in the field of education, has acquired unprecedented theoretical and practical significance in the last decade. This is due to the transition to the formation of a modern society, the development of which is based on knowledge and the financial crisis of 2008. Social innovations change established social practices, are mainly implemented in the form of projects, the content of which is aimed at solving socially significant social problems, and need to be managed at all stages of the life cycle (from idea to diffusion). In educational organizations, to ensure the diffusion of social innovations in the field of education, it is advisable to use mentoring. Based on the analysis of successful cases of diffusion of social innovations in the educational sphere, the article examines mentoring as: a) preparing the teaching staff for changes in social practice; b) a mechanism for restoring the context of social innovation and its reproduction; c) an asset of an educational organization working in the markets “without money”; d) a mechanism for the reproduction of teaching staff. The importance of a three-component mentoring system in an educational organization is substantiated: mentoring for mentors, mentoring for teachers and mentoring students. The materials of the article can become the basis for continuing research on the diffusion of social innovations in the field of education and the transformation of the existing mentoring systems in educational organizations.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДИФФУЗИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 2 (42). С. 83-91 PedagogicalReview. 2022, vol. 2 (42),pp. 83-91

Научная статья

УДК 37.064.2:005. 963. 2:316.422

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-2-83-91

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДИФФУЗИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Инесса Игоревна Сошенко

Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия, sii2007@yandex.ru

Аннотация

Беспрецедентное теоретическое и практическое значение в последнее десятилетие приобрела проблема развития социальных инноваций, в том числе в сфере образования. Это обусловлено переходом к становлению современного общества, развитие которого основано на знаниях, и финансовым кризисом 2008 г. Социальные инновации изменяют сложившиеся социальные практики, преимущественно реализуются в форме проектов, содержание которых направлено на решение общественно значимых социальных проблем, нуждаются в управлении на всех стадиях жизненного цикла (от идеи до диффузии). В образовательных организациях для обеспечения диффузии социальных инноваций в сфере образования целесообразно задействовать наставничество. На основе анализа успешных кейсов диффузии социальных инноваций в сфере образования рассматривается наставничество как: а) подготовка педагогического коллектива к изменениям социальной практики; б) механизм восстановления контекста социальной инновации и ее воспроизводства; в) актив образовательной организации, работающий на рынках «без денег»; г) механизм воспроизводства педагогических кадров. Обоснована значимость трехкомпонентной системы наставничества в образовательной организации: наставничество для наставников, наставничество для педагогов и наставничество обучающихся. Материалы статьи могут стать основой для продолжения исследований диффузии социальных инноваций в сфере образования и трансформации сложившихся систем наставничества в образовательных организациях.

Ключевые слова: социальные инновации, диффузия социальных инноваций, образовательные организации, наставничество, профессиональное развитие, педагогический коллектив

Для цитирования: Сошенко И. И. Роль наставничества в диффузии социальных инноваций в сфере образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 2 (62). С. 83-91. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-2-83-91

Original article

THE ROLE OF MENTORING IN THE DIFFUSION OF SOCIAL INNOVATION IN EDUCATION

Inessa I. Soshenko

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation, sii2007@yandex.ru

Abstract

The problem of the development of social innovations, including in the field of education, has acquired unprecedented theoretical and practical significance in the last decade. This is due to the transition to the formation of a modern society, the development of which is based on knowledge and the financial crisis of 2008. Social innovations change established social practices, are mainly implemented in the form of projects, the content of which is aimed at solving socially significant social problems, and need to be managed at all stages of the life cycle (from idea to diffusion). In educational organizations, to ensure the diffusion of social innovations in the field of education, it is advisable to use mentoring. Based on the analysis of successful cases of diffusion of social innovations in the educational sphere, the article examines mentoring as: a) preparing the teaching staff for changes in social practice; b) a mechanism for restoring the context of social innovation and its reproduction; c) an asset of an

© И. И. Сошенко, 2022

educational organization working in the markets "without money"; d) a mechanism for the reproduction of teaching staff. The importance of a three-component mentoring system in an educational organization is substantiated: mentoring for mentors, mentoring for teachers and mentoring students. The materials of the article can become the basis for continuing research on the diffusion of social innovations in the field of education and the transformation of the existing mentoring systems in educational organizations.

Keywords: social innovation, diffusion of social innovation, educational organizations, mentoring, professional development, teaching staff

For citation: Soshenko I. I. The role of mentoring in the diffusion of social innovation in education [Rol' nastavnichestva v diffuzii sotsial'nykh innovatsiy v sfere obrazovaniya]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 2 (62), pp. 83-91. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-2-83-91

В настоящий период крупнейшие мировые державы, например Российская Федерация, Китай, США, Европейский Союз, и общество справедливо сосредотачиваются на социальных инновациях, рассматривая их как значимый актив для своего развития. Ведь именно социальные инновации изменяют сложившиеся социальные практики, являются сквозными для других типов инноваций (продуктовых, процессных, маркетинговых, организационных [1]), важным ресурсом для «рынков, работающих без денег» [2]. Потенциал социальных инноваций как актива государственного и общественного развития раскрывается в полной мере в том случае, если они проходят весь жизненный цикл от идей до диффузии.

Феномен диффузии инновации исследовали в своих трудах многие ученые. Например, Э. Роджерс рассматривал диффузию как процесс, посредством которого «новые продукты, услуги и идеи распространяются в пространственно-временном континууме по коммуникационным каналам между участниками социальной системы» [3]. Обратим внимание, что в полной мере потенциал социальных инноваций в сфере образования удается использовать не всегда, поскольку, как и любым типам инноваций, без управленческой поддержки им свойственно преждевременное угасание. Для того чтобы этого не произошло, возможно задействовать потенциал системы наставничества.

В целом в педагогической науке понятие «социальные инновации» в сфере образования стало применяться сравнительно недавно. В контексте образования социальные инновации зачастую тождественны инновациям в образовании [4, с. 28] или педагогическим инновациям [5, с. 102]. Они выделяются как класс инноваций по принципу отнесения к социальной сфере (включают в себя любые инновации в социальной сфере). Социальные инновации в сфере образования, по мнению Д. Крюгера и А. Шредера, способствуют активизации вовлеченных в них субъектов, обладают трансформационным потенциалом [6].

В качестве примера социальных инноваций в сфере образования исследователи выделяют концепцию и платформы для обучения на протяжении всей жизни, инициативы, позволяющие улучшить управление школами и раскрыть потенциал учителей, действующих в логике концепции открытых инноваций (Г. Чесбро), инициативы, преодолевающие институциональные разрывы разных уровней и видов образования, и иное [6]. Социальные инновации в сфере образования, реализованные в форме проектов, могут быть направлены на решение таких социальных потребностей: 1) обеспечение равных возможностей получения образования; 2) совершенствование образовательных возможностей; 3) преодоление недостатка профессиональных навыков и компетенций; 4) улучшение участия взрослых в образовании и профессиональном обучении [7, с. 25-26].

Некоторые примеры социальных инноваций в сфере образования, реализуемые на территории Российской Федерации, проанализированы в публикации авторского коллектива А. Шредер, А. А. Шабунова, А. В. Попов, Т. С. Соловьева, М. А. Головчин [7]. Дополнить авторский перечень проектов можно реализованными и поддержанными проектами, инициированными в рамках концепции «Школа - центр социума» // Рыбаков Фонд [8], практикой школы совместной деятельности

(МБОУ СОШ № 49 г. Томска), развивающейся как «практика соорганизации, участия взрослых и детей в своем образовании» [9, с. 83].

Кроме того, хотелось бы выделить как пример социальной инновации в сфере образования феномен, который исследовала и ввела в категориальный аппарат педагогической науки профессор Г. Н. Прозументова - образовательные инновации, характеризующиеся «созданием мест личного присутствия» субъектами образования [9].

Общим для обозначенных выше инноваций является то, что у них есть сходная цель - изменить сложившиеся социальные практики, чтобы обеспечить субъектам образования, образовательным организациям и государству новые способы взаимодействий, взаимовлияния и конкуренто-спобности в современном сложном мире, усилить их способность действовать вместе. Именно позитивные изменения сложившихся социальных практик в самом широком смысле являются результатом действия социальной инновации.

Специфика социальных инноваций в сфере образования заключается в том, что их создание и развитие сопровождается вовлечением в сетевые взаимодействия разных субъектов образования, а результаты множественны, отсрочены во времени и сложно измеримы [10, 11].

Развитие социальных инноваций в образовательной организации может привести к институа-лизации новой социальной практики и ее диффузии за пределы организации. Вместе с тем нередки случаи сопротивления педагогического коллектива социальным инновациям и, как следствие, «угасание» последних.

Можно выделить несколько универсальных уроков, которые следует извлечь из успешных кейсов диффузии социальных инноваций в сфере образования. Урок первый заключается в том, что социальные инновации в сфере образования требуют управления. Второй урок является логическим продолжением первого и заключается в том, что диффузии социальной инновации в сфере образования способствует наставничество.

Традиционная модель наставничества, реализуемая в образовательных организациях, направлена на «сопровождение молодого специалиста более опытным работником (мастером, профессионалом): помощь опытного специалиста в овладении молодым работником азами профессии» [12, с. 87].

Диффузию социальных инноваций в сфере образования обеспечивают последователи иннова-торов, воспроизводящие новую социальную практику в своей профессиональной деятельности. Следовательно, наставничество, являющееся общей компетенцией управления [13, с. 7], обогащает профессиональный опыт молодых и зрелых педагогов и управленцев.

Важную роль в диффузии социальной инновации в сфере образования может оказать действующая система наставничества, реализуемая в образовательной организации. Кратко рассмотрим основные направления и содержание деятельности системы наставничества, сформированной в практике деятельности МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка» г. Томска (далее - Центр). Система наставничества Центра состоит из трех взаимосвязанных подсистем: наставничество для наставников, наставничество педагогов и наставничество обучающихся. Дизайн системы наставничества Центра сложился под воздействием внешних факторов, определяемых государственной политикой в сфере образования [14], и внутренних факторов - социальных инноваций в сфере образования, реализуемых в формате проектов, обеспечивающих достижение социальных общественно значимых результатов.

Приведем в качестве примера один из проектов, находящийся на стадии диффузии социальной инновации: сетевой социально значимый проект «Уроки Добро-ТЫ!». Проект направлен на позитивное отношение к инклюзивному образованию, способствует развитию совместной детско-взро-слой деятельности, совместной учебной и досуговой деятельности детей с расстройствами аутич-ного спектра и здоровых обучающихся. Динамика показателей развития сетевого социально значимого проекта «Уроки Добро-ТЫ!» представлена в таблице.

Динамика показателей развития сетевого социально значимого проекта «Уроки Добро-ТЫ!»

Критерии Количественные результаты 2018-2019 гг. Количественные результаты 2019-2020 гг.

Количество вовлеченных образовательных организаций МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка» г. Томска; СОШ № 34 г. Томска; СОШ № 43 г. Томска МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка» г. Томска; СОШ № 12 г. Томска; СОШ № 34 г. Томска; СОШ № 51 г. Томска; СОШ «Эврика развитие» г. Томска; ДОУ № 5 г. Томска

Количество классов 5 16

Количество (норма) типичных детей Более 300 человек Более 500 человек

Количество детей с расстройством аутичного спектра 9 16

Количество вовлеченных учителей и воспитателей 5 17

Количество вовлеченных методистов 4 7

Количество вовлеченных тьюторов 9 16

Количество вовлеченных родителей Более 300 человек Более 500 человек

Количество вовлеченных педагогов учреждений дополнительного образования 17 30

Количество вовлеченных волонтеров 40 50

Количество проведенных мероприятий 16 49

Анализ данных, приведенных в таблице, демонстрирующих приращение показателей развития проекта «Уроки Добро-ТЫ!», свидетельствует о том, что новая социальная практика, инициированная Центром, последовательно «проникает» в другие образовательные организации г. Томска. Диффузию социальной инновации обеспечивают взаимосвязанные компоненты системы наставничества Центра: наставничество для наставников, наставничество для педагогов, наставничество обучающихся. Кратко рассмотрим функциональное назначение каждого компонента системы наставничества Центра и приоритетных используемых наставнических практик, применяемых в рамках сетевого социально значимого проекта «Уроки Добро-ТЫ!».

Наставничество для наставников направлено на активизацию новых процессов - моделей координации совместной деятельности, которые сопровождает конкретный педагог-наставник, и создание условий для децентрализации управления проектом, что способствует устойчивости социальной инновации (ее диффузии даже при выходе конкретного наставника из проекта). Приоритетные используемые наставнические практики: 1) супервизия (для критического анализа педагогом-наставником своей профессиональной деятельности в статусе наставника, выявления и нивелирования дефицитов в децентрализации управления проектом); 2) флеш-наставничество (для приращения профессиональных и личностных компетенций в формате персонифицированных мастер-классов).

Наставничество педагогов направлено на воспроизводство социальной практики и активизацию сетевых взаимодействий педагогов, вовлеченных в социальные инновации, обеспечивающих устойчивость социальной практики во внутриорганизационных и межорганизационных сетевых взаимодействиях. Приоритетные используемые наставнические практики: 1) менторинг (для начинающих педагогов преимущественно в групповом формате); 2) групповое ситуативное наставничество (для педагогов, вовлеченных в конкурсы профессионального мастерства на базе Центра и на уровне муниципалитета, региона, Российской Федерации и иных держав); 3) реверсивное на-

ставничество (для зрелых педагогов, например, по развитию цифровой грамотности, наставничество над которыми осуществляют молодые педагоги); 4) виртуальное наставничество (для обеспечения наставнического сопровождения в режиме онлайн).

Наставничество обучающихся направлено на раннюю профессиональную ориентацию, вовлечение в педагогическую профессию и обеспечение устойчивости новой социальной практики в детском сообществе. Приоритетные используемые практики: 1) групповое наставничество (для обучающихся, вовлеченных в межорганизационные волонтерские практики); 2) менторинг (для обучающихся, являющихся наставником обучающихся).

В 2021 г. система наставничества Центра отмечена малой золотой медалью конкурса «Золотая медаль», организованного в рамках выставки «Учебная Сибирь - 2021» (г. Новосибирск).

Взаимосвязь наставничества и социальных инноваций можно раскрыть посредством общих точек пересечения, свойственных этим двум феноменам: во-первых, наставничество и социальные инновации позволяют создавать новые модели взаимодействия для решения сложившейся социальной проблемы; во-вторых, наставничеству и социальным инновациям свойственны отсроченные во времени результаты и эффекты; в-третьих, наставничество и социальные инновации способствуют разным типам карьерного роста педагогов (вертикальному, горизонтальному, центростремительному, статусному) [15, с. 14]; в-четвертых, наставничество и социальные инновации способствуют «открытому профессионализму педагога» [16, с. 13].

Из анализа особенностей наставничества, исследованных разными авторами, следует вывод о значимой роли наставничества и личности наставника в решении задач управления. По результатам данного исследования в контексте диффузии социальной инновации эта роль проявляется в следующих областях:

Во-первых, наставничество как подготовка педагогического коллектива к изменениям социальной практики.

Существует несколько форм изменения сложившейся социальной практики, получивших широкое распространение в образовательных организациях, в частности директивная и гибкая. Директивные изменения обычно происходят по указке «сверху», их смысл и цель не всегда понятны педагогам и в этой связи часто вызывают активное или пассивное сопротивление педагогического коллектива. На наш взгляд, именно наставничество выступает механизмом управления в диффузии социальной инновации, поскольку позволяет:

- встраивать гибко и «снизу» новую социальную практику в профессиональную деятельность педагогического коллектива;

- формировать профессиональные инновационные педагогические внутриорганизационные и межорганизационные сетевые взаимодействия и сообщества;

- создавать среду для положительного восприятия социальных инноваций педагогами и снижения сопротивления им;

- передавать «снизу» ценность инноваций в профессионально-личностном становлении и развитии педагогов.

Во-вторых, наставничество как механизм восстановления контекста социальной инновации и ее воспроизводства.

Драйверами диффузии социальных инноваций являются педагоги, носители инноваций и восприимчивые к инновационной деятельности. А значит, именно педагоги, являющиеся агентами инноваций, будут обеспечивать воспроизводство новых социальных практик, восстанавливать контекст коллективной ценности социальных инноваций, являться формальными или неформальными наставниками для педагогов.

Значимость выбора в качестве наставника педагога, являющегося агентом изменений, определяется возможными эффектами такого взаимодействия, например, открытость новым задачам и со-

циальным практикам; развитие субъектности, инициативности и мотивированности на изменение сложившихся социальных практик и инновационную деятельность наставляемых педагогов. Кроме того, в качестве эффекта следует отметить самореализацию педагогов-наставников.

Такие эффекты возможны, поскольку наставник, являющийся педагогом - агентом изменений, передает наставляемым не механические способы организации деятельности, а дает в руки «удочку для ловли рыбы» посредством вовлечения в разные модели организации совместной деятельности (авторитарную, лидерскую, партнерскую) как модели взаимодействия наставника и подопечного

[17]; сопровождения разных типов совместного действия (открытого, закрытого, обращенного

[18]); вовлечения в исследовательскую деятельность, инновационную деятельность, инновационные проекты, образовательные программы и иные формы социальной практики.

В-третьих, наставничество как актив образовательной организации, работающий на рынках «без денег».

Рынки, работающие «без денег», - это рынки, для которых деньги являются значимым, но не приоритетным активом [2]. С позиции актива образовательной организации наставничество позволяет управленцам, заинтересованным в инновационном развитии образовательной организации, решать задачи в сфере профессионального развития педагогического коллектива, организации волонтерского движения и социально ориентированных проектов.

Наставничество, являясь формой внутриорганизационного профессионального развития, позволяет с минимальными финансовыми затратами, без отрыва от производства и с учетом специфики образовательной организации сформировать профессиональные компетенции у молодых и опытных педагогов, плавно привлечь их к реальному уровню сложности поставленных перед ними задач и решаемых проблем, включая волонтерские практики и социальные проекты.

В контексте диффузии социальной инновации наставничество как актив образовательной организации - это возможность:

- соединять гибко традиционные и инновационные социальные практики,

- экономить финансовые, временные и организационные ресурсы;

- создавать условия для сервисного сопровождения диффузии социальной инновации.

В-четвертых, наставничество обучающихся как механизм воспроизводства педагогических кадров.

Данная роль наставничества направлена на профессиональную ориентацию педагогически одаренных обучающихся, наиболее мотивированных к профессиональной педагогической деятельности. Развитие наставничества обучающихся, вовлечение в наставнические практики педагогов актуализировано положениями Концепции поддержки развития педагогического образования [19], в которой конкретизированы проблемы развития непрерывного педагогического образования -«входа» в педагогическую профессию и профессиональную подготовку педагогов. На государственном уровне значимая роль отводится наставничеству в реализации национального проекта «Образование» [14], введенного в 2018 г.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что наставничество может и должно играть значимую роль в диффузии социальных инноваций в сфере образования. Данный тезис основывается на следующем:

- наставничество обладает способностью оказывать влияние на профессионально-личностное развитие наставляемых через разные способы совместной деятельности и типы совместного действия;

- диффузия социальной инновации является продуктом совместной деятельности и сооргани-зации разных типов совместного действия;

- наставничество выводит на первый план диффузии социальной инновации субъектность педагога;

- наставничество создает особую среду, способствующую формированию у педагогов ценности социальных инноваций в сфере образования и инновационной деятельности, которая организуется «сама собой», без давления «сверху»;

- наставничество формирует самоорганизующиеся сообщества, продвигающие социальные

инновации за пределы образовательной организации.

Список литературы

1. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. М., 2010. 107 с. URL: https:// mgimo.ru/upload/docs_6/ruk.oslo.pdf (дата обращения: 21.01.2021).

2. Рот Э. Кому что достанется - и почему. Книга о рынках, которые работают без денег / перевод с англ. О. Медведь; научн. ред. О. Романенко. М.: Манн, Иванов и Фебер, 2016. 256 с.

3. Rogers E. M. Diffusion of innovations. URL: https://teddykw2.files.wordpress.com/2012/07/everett-m-rogers-diifusion-of-innovations.pdf (дата обращения: 21.01.2021).

4. Педагогика: учеб. для вузов / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Питер, 2013. 304 с.

5. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2 кн. / под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. Брянск: Изд-во Брянского гос. ун-та, 2003. Кн. 1. 174 с.

6. Schröder A., Krüger D. Social Innovation as a Driver for New Educational Practices: Modernising, Repairing and Transforming the Education System. URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/11/4/1070 (дата обращения: 21.01.2021).

7. Шредер А., Шабунова А. А., Попов А. В., Соловьева Т. С., Головчин М. А. Социальные инновации как эффективный ответ на современные вызовы в сфере образования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10, № 5. С. 21-36. doi: 10.15838/esc/2017.5.53.2

8. Концепция «Школа - центр социума» // Рыбаков Фонд: официальный сайт. URL: https://concept. rybakovfoundation.ru/ (дата обращения: 21.01.2021).

9. Потенциал концепции исследования и управления образовательными инновациями Г. Н. Прозументовой в решении задач развития образования / отв. ред. С. И. Поздеева. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. 154 с.

10. Кучко Е. Е. Систематизация подходов к классификации инноваций // Социология. 2008. № 4. С. 61-70.

11. Усманов Б. Ф. Социальная инноватика: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Социум, 2009. 518 с.

12. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 87-91.

13. Адольф В. А. Избранные труды. Красноярск, 2020. 215 с.

14. Национальный проект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https:// edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 21.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Яровых Ю. В. Карьерный рост педагога: типологизация, проблемы, перспективы // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 13-17.

16. Организация наставничества в Школе совместной деятельности: практика и концептуализация. Кн. 8 / под ред. С. И. Поздеевой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2020. 266 с.

17. Поздеева С. И. Стратегии организации наставничества как сопровождение молодого педагога в школе // Современные образовательные технологии в начальной школе: материалы заочной Всероссийской научно-практ. конф. / под ред. Л. А. Никитиной. Барнаул: Алтайский гос. пед. ун-т, 2017. С. 55-58.

18. Поздеева С. И. Концепция развития открытого совместного действия педагога и ребенка в начальной школе: дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2005. 393с.

19. Концепция поддержки развития педагогического образования: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р // Правительство Российской Федерации. URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 21.01.2021).

References

1. Rukovodstvo Oslo. Rekomendatsii po sboru i analizu dannykh po innivatsiyam [Oslo Guide. Guidelines for collecting and analyzing innovation data]. Мoscow, 2010. 107 p. (in Russian). URL: https://mgimo.ru/upload/ docs_6/ruk.oslo.pdf. (accessed 21 January 2021).

2. Rot E. Komy chto dostanetsya - i pochemu. Kniga o rynkakh, kotorye rabotayut bez deneg [Who gets what - and why: The new economics of matchmarking and market desing]. Perevod s angliyskogo O. Medved', nauchnaya redaktsiya O. Romanenko. Moscow, Mann, Ivavov i Feber Publ., 2016. 256 p. (in Russian).

3. Rogers E. M. Diffusion of innovations. URL: https://teddykw2.files.wordpress.com/2012/07/everett-m-rogers-diffusion-of-innovations.pdf (accessed 21 January 2021).

4. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Pod red. A. P. Tryapitsinoy [Pedagogy: a textbook for universities. Ed. A. P. Tryapitsiyna]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2013. 304 p. (Standart tret'ego pokoleniya. Ychebnik dlya vuzov) (in Russian).

5. Obshchaya i professional'naya pedagogika: uchebnoye posobiye dlya studentov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti «Professional'noye obucheniye»: V2 knigakh. Kniga 1. Pod red. V. D. Simonenko, M.V Retivykh [General and professional pedagogy: Textbook for students studying in the specialty "Vocational Education": In 2 books. Book 1. Ed. V. D. Simonenko, M.V Retivykh]. Bryansk, Bryansk state university Publ., 2003. 174 p. (in Russian).

6. Schröder A., Krüger D. Social Innovation as a Driver for New Educational Practices: Modernising, Repairing and Transforming the Education System. URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/11/4/1070 (accessed 21 January 2021).

7. Shreder A., Shabunova A. A., Popov A.V., Solov'eva T. S., Golovchin M. A. Sotsial'nye innovatsii kak effektivnyy otvet na sovremennye vyzovy v sfere obrazovaniya [Social innovations as an effective response to modern challenges in the field of education]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz, 2017, vol. 10, no. 5, pp. 21-36. DOI: 10.15838/esc/2017.5.53.2 (in Russian).

8. Kontseptsiya «Shkola - tsenrt sotsiuma» [The concept "School is the center of society"]. RubakovFond: ofitsial'nyy sayt [Rybakov Foundation: official foundation] (in Russian). URL: https://concept.rybakovfoundation.ru/ - Zagl. s ekrana (accessed 21 January 2021).

9. Potentsial kontseptsii issledovaniya i upravleniya obrazovatel'nymi innovatsiyami G. N. Prozumentovoy v reshenii zadach razvitiya obrazovaniya. Otv. red. S. I. Pozdeeva [The potential of the concept of research and management of educational innovations G.N. Prozumentova in solving the problems of the development of education. Ed. S. I. Pozdeeva]. Tomsk, TSU Publ., 2017. 154 p. (Universitetskie chteniya) (in Russian).

10. Kuchko E. E. Sistematizatsiya podkhodov k klassifikatsii innovatsiy [Systematization of approaches to the classification of innovations]. Sotsiologiya, 2008, no. 4, pp. 61-70 (in Russian).

11. Usmanov B. F. Sotsial'naya innovatika: uchebnoye posobiye [Social innovation: textbook]. Moscow, Sotsium Publ., 2009. 518 p. (in Russian).

12. Pozdeeva S. I. Nastavnichestvo kak deyatel'nostnoye soprovozhdeniye molodogo spetsialista: modeli i tipy nastavnichestva [Mentoring as an activity support for a young specialist: models and types of mentoring]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, vol. 2 (16), pp. 87-91 (in Russian).

13. Adol'f V. A. Izbrannye trudy [Selected works]. Krasnoyarsk, 2020. 215 p. (in Russian).

14. Natsional'nyy proekt «Obrazovaniye»: Ministerstvo prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii [National project "Education": Ministry of Education of the Russian Federation]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (accessed 21 January 2021).

15. Yarovykh Yu. V Kar'ernyy rost pedagoga: tipologizatsiya, problemy, perspektivy [Career growth of a teacher: typology, problems, prospects]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 5 (146), pp. 13-17 (in Russian).

16. Organizatsiya nastavnichestva v Shkole sovmestnoy deyatel'nosti: praktika i kontseptualizatsiya. Kniga 8. Pod red. S. I. Pozdeevoy [Organization of mentorship in the School of joint activity: practice an conceptualization. Book 8]. Tomsk, Izdatel'stvo Tomskogo TsNTI, 2020. 266 p. (in Russian).

17. Pozdeeva S. I. Strategii organizatsii nastavnichestva kak soprovozhdenie molodogo pedagoga v shkole [Strategies for organizing mentoring as an accompaniment of a young teacher at school]. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v nachal'noy shkole: materialy zaochnoy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Pod red. L. A. Nikitinoy [Modern educational technologies in primary school: materials of the correspondence All-Russian Scientific and Practical conference edited by L. A. Nikitina]. Barnaul, Altay State pedagogical university Publ., 2017. Pp. 55-58 (in Russian).

18. Pozdeeva S. I. Kontseptsiya razvitiya otkrytogo sovmestnogo deystviyapedagoga i rebenka v nachal'noy shkole. Dis. dokt. ped. nauk [Concept of development of open joint action of a teacher and a child in primary school. Diss. doct. of ped. sci.]. Tomsk, 2005. 393 p. (in Russian).

19. Kontseptsiya podderzhki razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya: utverzhdena pasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 4 sentyabrya 2014 g. № 1726-р [The concept of support for the development of teacher education: approved by the order of the Government of the Russian Federation of September 4, 2014 No. 1726-r]. Pravitel'stvo Rossiysoy Federatsii [Government of the Russian Federation]. URL: http://static.government.ru/ media/files/ipA1NW42XOA.pdf (accessed 21 January 2021).

Информация об авторах

Сошенко И. И., кандидат педагогических наук, директор офиса коммерциализации образовательных и научно-технических разработок, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

Information about the authors

Soshenko I. I., Candidate of Pedagogical Sciences, Director of the Office of commercialization of educational, scientific and technological developments, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

Статья поступила в редакцию 26.01.2022; принята к публикации 01.03.2022 The article was submitted 26.01.2022; accepted for publication 01.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.