Научная статья на тему 'Совместная деятельность и открытая профессионализация педагога как концептуальные основы наставничества'

Совместная деятельность и открытая профессионализация педагога как концептуальные основы наставничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТКРЫТЫЙ И ЗАКРЫТЫЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / MENTORING / JOINT ACTIVITY / OPEN AND CLOSED PROFESSIONALISM / LIFELONG EDUCATION OF ADULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздеева Светлана Ивановна

Анализируется проблема организации наставничества как механизм реализации непрерывного образования взрослых, как механизм внутрифирменного обучения работников, позволяющий закрепить и адаптировать их в профессии. Наставничество рассматривается как совместная деятельность опытного педагога и молодого специалиста, направленная на профессионально-личностное развитие всех участников деятельности. Делается сопоставительный анализ организации наставничества с позиции закрытого и открытого профессионализма педагога с учетом таких критериев, как цель, содержание, характер взаимодействия, формы совместной работы, вид профессиональных проб, результаты. Рассматриваются разные варианты реализации практики наставничества: супервизия, менторство, коучинг, тьюторство. С учетом этих вариантов выделены разные типы наставников, которые могут сопровождать молодого специалиста не только с целью адаптации, но и с целью погружения в инновационное пространство образовательной организации. Делается вывод о необходимости исследования эффективности разных практик наставничества и изучения его содержания, форм, результатов и эффектов, в том числе поиск механизмов соорганизации подходов к наставничеству в логике закрытой и открытой профессионализации педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOINT ACTIVITY AND OPEN PROFESSIONALIZATION OF A TEACHER AS A CONCEPTUAL BASIS OF MENTORING

The problem of organizing mentoring is analyzed as a mechanism for the implementation of lifelong adult education, as a mechanism for in-company training of employees, which allows them to be fixed and adapted in the profession. Mentoring is considered as a joint activity of an experienced teacher and a young specialist, aimed at the professional and personal development of all participants in the activity. A comparative analysis of the organization of mentoring is made from the position of a teacher’s closed and open professionalism, taking into account criteria such as: purpose, content, nature of interaction, forms of collaboration, type of professional samples, results. Various options for implementing the practice of mentoring are considered: supervision, mentoring, coaching, tutoring. Given these options, different types of mentors have been identified that can accompany a young specialist, not only for adaptation, but also for immersion in the innovative space of an educational organization. The conclusion is drawn about the need to study the effectiveness of different mentoring practices and study its contents, forms, results and effects, including the search for mechanisms for co-organizing approaches to mentoring in the logic of a teacher’s closed and open professionalization.

Текст научной работы на тему «Совместная деятельность и открытая профессионализация педагога как концептуальные основы наставничества»

ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА

УДК 37 . 08

РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-6-91-96

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОТКРЫТАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА КАК КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА*

С. И. Поздеева

Томский государственный педагогический университет, Томск

Анализируется проблема организации наставничества как механизм реализации непрерывного образования взрослых, как механизм внутрифирменного обучения работников, позволяющий закрепить и адаптировать их в профессии. Наставничество рассматривается как совместная деятельность опытного педагога и молодого специалиста, направленная на профессионально-личностное развитие всех участников деятельности. Делается сопоставительный анализ организации наставничества с позиции закрытого и открытого профессионализма педагога с учетом таких критериев, как цель, содержание, характер взаимодействия, формы совместной работы, вид профессиональных проб, результаты. Рассматриваются разные варианты реализации практики наставничества: супервизия, менторство, коучинг, тьюторство. С учетом этих вариантов выделены разные типы наставников, которые могут сопровождать молодого специалиста не только с целью адаптации, но и с целью погружения в инновационное пространство образовательной организации. Делается вывод о необходимости исследования эффективности разных практик наставничества и изучения его содержания, форм, результатов и эффектов, в том числе поиск механизмов соорганизации подходов к наставничеству в логике закрытой и открытой профессионализации педагога.

Ключевые слова: наставничество, совместная деятельность, открытый и закрытый профессионализм, непрерывное образование взрослых.

Сегодняшний интерес к теме наставничества в образовательных организациях разного типа актуализирован следующими факторами:

1. Приход молодых специалистов (эта цифра медленно, но неуклонно растет) в сочетании с высокой текучестью и постоянным обновлением кадров, особенно в инновационных ОУ В этом случае наставничество в организации становится «прикрепительно-закрепи-тельным» управленческим механизмом, т. е. механизмом: а) прикрепления молодого специалиста к данному ОУ (особенно если в этом специалисте заинтересован работодатель); б) закрепления в педагогической профессии с последующим профессиональным и карьерным ростом. Данный управленческий механизм проявляется в том, что новичку назначают наставника - опытного, квалифицированного педагога, который дальше сопровождает его по «школьным коридорам». Мы опросили студентов, бывших бакалавров, поступивших в 2019 г. магистратуру и в школу одновременно (12 человек), и выяснили, что только один студент выбрал наставника, а всем остальным их назначили. В первый месяц работы со-

* Публикация подготовлена в рамках госзадания Министерства образования и науки РФ Пр . № 27 .7674.2017/Б4 .

держание деятельности наставника (как показал опрос) заключается в организации помощи при работе с документами, при подготовке и проведении родительских собраний, проверке конспектов уроков, предоставлении необходимой информации. Самой распространенной формой является посещение наставником уроков у своего подопечного, их анализ, советы, методические рекомендации. Отметим, что к наставничеству в первые месяцы работы молодого специалиста подключаются управленцы начального звена: заместитель директора по УВР, руководитель МО, заведующий кафедрой начального образования. Это означает, что новичок попадает в руки разных наставников, задача которых - помочь адаптироваться на новом рабочем месте.

2. Необходимость непрерывного образования взрослых, которое является «действенным инструментом настройки поведения взрослого человека на социальные и технологические изменения» [1, с. 54]. Динамичность, неустойчивость, неопределенность современной жизни побуждают нас постоянно учиться, а это можно делать и в позиции подопечного, и в позиции наставника. Традиционно считается, что наставничество ориентировано только на подготовку и рост молодого специалиста, у которого постепенно ликвидируют в первую очередь методические дефициты, т. е. затруднения, связанные с методикой преподавания конкретного учебного предмета. К сожалению, сам наставник (его способности, умения) и его профессионально-личностное развитие остаются «за кадром».

Исследования НИ ВШЭ [1] показывают, что внутрифирменное непрерывное образование сегодня успешно конкурирует с государственной образовательной системой, а повышение квалификации на рабочем месте наиболее продуктивно (конечно, при соответствующей его организации). В этом случае наставничество становится эффективным инструментом непрерывного образования и профессионально-личностного развития, во-первых, молодого специалиста, особенно в период адаптации и погружения в профессию, когда он осваивает уровень первичной и элементарной профессиональной подготовки, во-вторых, наставника, который не просто передает новичку накопленный опыт, а анализирует, осмы-ливает собственный опыт, реконструирует его в дидактические формы, ищет эффективные приемы его передачи своему подопечному.

В этой связи считаем важным зафиксировать тенденцию омоложения педагогов-наставников. Ими теперь становятся педагоги с опытом работы 10-15 лет (а не 25-30), в результате чего возрастной разрыв между наставником и учеником сокращается, что способствует более комфортному профессиональному общению. Кроме того, наставнику тоже есть куда расти: он может осваивать более высокие уровни профессионализма: проверенный профессионал, совершенное владение профессией, выдающийся авторитет.

3. Наличие разных методов корпоративного обучения [1], среди которых наставничество занимает особое место. Сегодня мы слышим много разных иноязычных терминов и не всегда понимаем их содержание и то, как связано с ними наставничество:

- супервизия - наблюдение за профессиональной деятельностью подопечного и оценка сформированности его компетентности;

- менторинг - целенаправленная передача опыта от старшего к младшему;

- коучинг - раскрытие потенциала личности обучаемого;

- тьюторство - сопровождение с обсуждением опыта переноса знаний в практику.

Все эти методы, на наш взгляд, можно трактовать как варианты реализации практики

наставничества, т. е. наставничество - это практика вхождения в профессию, которая строится как совместные действия наставника и подопечного, а супервизия, менторинг, коучинг - это способы реализации данной практики. В этой связи наставник может быть: а) ментором: обучает, показывает, контролирует; б) супервайзером: наблюдает, анализиру-

ет, оценивает; в) коучем: поддерживает, раскрывает, тренирует; г) тьютором: сопровождает, обсуждает, рефлексирует. Все перечисленные ролевые позиции могут быть сконцентрированы в одном человеке (это будет, на наш взгляд, наивысший уровень профессионализма наставника), а могут проявляться в разных педагогах-наставниках: один больше тяготеет к менторству, другой предпочитает быть коучем (тренером), третий - тьютором. При втором варианте важно обеспечить встречу и взаимодействие молодого специалиста с разными наставниками, каждый из которых решает особый круг профессиональных задач. Эту функцию может выполнить или основной наставник, сопровождающий в течение трех лет подопечного (иногда его называют наставник-методист), или наставник-«навигатор» [2], владеющий информацией об инновационном потенциале как школы в целом, так и отдельных педагогов (например, руководитель инновационой образовательной программы).

На наш взгляд, ценность и уникальность наставничества в том, что это реальная практика, формируемая в образовательной организации, т. е. инновация, которая растет и развивается снизу, а не по указке сверху. Именно поэтому так важно знать, как по-разному организована эта практика, обсуждать это разное, анализировать и вместе выявлять продуктивные и эффективные способы, приемы организации, а для этого нужно особое коммуникативно-исследовательское пространство в педагогическом сообществе. Сегодня в образовательных организациях разработаны и реализуются прежде всего разные формы наставничества, т. е. именно формы, способы работы с молодыми специалистами наиболее «раскручены». Менее «раскручены», на наш взгляд, такие аспекты, как цель, содержание, результаты, концептуальные основы наставничества. Например, когда говорят о результатах наставнической деятельности, больше имеют в виду, что произошло с подопечным (его заслуги, достижения, награды), и гораздо меньше о том, что происходит с наставником с точки зрения повышения компетентности и профессионально-личностных качеств, изменения личностных смыслов. Еще меньше анализируются изменения в совместной деятельности наставника и подопечного: модели их взаимодействия, способы соорганизации, позиции участников, которые повлияли на профессионально-личностное развитие всех участников.

Именно по данным параметрам различаются живые практики наставничества, именно это интересно обсуждать, а не только его формы. Например, если целью наставничества в школе считается адаптация молодого специалиста к профессии, к конкретному ОУ, его коллективу, то содержанием наставничества становится психологическое (создание комфортных для адаптации условий) и методическое (приучение к методическим нормам) сопровождение; в таком случае, как правило, ведущим типом наставника будет ментор. Если цель наставничества понимать по-другому - погружение в педагогическую профессию, в инновационную деятельность ОУ - то содержание наставничества меняется: к методической и психологической составляющей добавляется деятельностный компонент, когда подопечного учат организации совместной деятельности (с детьми, родителями, коллегами). Тогда меняется и тип наставника, который не только учит азам методики, а сопровождает ученика по «коридорам» профессии и инновационной деятельности. Такой наставник будет взаимодействовать с подопечным в разных моделях совместной деятельности (авторитарной, лидерской, партнерской [3]) и быть то ментором, то коучем, то навигатором, то тьютором в зависимости от конкретной ситуации и актуальности задач профессионального развития подопечного [4]. В любом случае именно совместная деятельность (модели взаимодействия, позиции участников, способы их соорганизации) становится концептуальным основанием организации наставничества. Однако это возможно только в тех школах, где совместная деятельность педагога и ребенка является особым предметом образования [5, 6], т. е. если в школе детей учат взаимодействию, то и наставническая деятельность стро-

ится в том же ключе чрез поиск наиболее эффективных способов взаимодействия наставника и подопечного.

При всем внешнем разнообразии опыта наставничества концептуально оно может строиться в логике закрытого или открытого профессионализма [4, 7, 8]. В первом случае подопечного ведут к некой извне заданной норме (профессиональному эталону), делая акцент на дидактическое взаимодействие (авторитарная модель), во втором - строят совместную профессиональную деятельность, диалогическое полисубъектное взаимодействие, давая подопечному возможность выбора, инициативы, самоопределения, самоанализа, а наставнику - возможность профессиональной самореализации [9, 10].

Организация наставнической деятельности в контексте закрытого и открытого профессионализма педагога

Критерии сравнения Наставничество как закрытая профессионализация Наставничество как открытая профессионализация

Цель наставничества Закрепить в школе, адаптировать к педагогической профессии Погрузить в инновационное пространство школы, вовлечь в образовательные инновации

Содержание наставниче ства Методическое сопровождение, обучение методическим азам профессии, совершенствование предметной компетентности Деятельностное сопровождение, обучение организации совместной деятельности как особому предмету профессиональной деятельности

Тип взаимодействия наставника и ученика Дидактическое, однонаправленное (учит только наставник), авторитарная модель приучения к профессиональной норме Недидактическое (учатся друг у друга). Соорганизация разных моделей взаимодействия и разных типов совместного действия: закрытого, обращенного, открытого

Тип наставника Наставник-методист, который назначается администрацией и прикрепляется к молодому специалисту Разные типы наставников (методист, коуч, тьютор, навигатор), постоянный и «плавающий» наставник

Формы работы Посещение наставником рабочих уроков, посещение наставником уроков у своего наставника. Открытые уроки, конкурсы, индивидуальное консультирование, мероприятия Деятельностные формы: уроки-лаборатории, совместная разработка уроков и занятий, экспертиза, написание методических разработок

Характер профессиональных проб Неосознанная методическая проба: показ - исполнение - контроль Осознанная, рефлексивная, деятельност-ная: вычленение профессионального затруднения - поиск нового способа действия - его апробация - рефлексия

Результат Обогащение методического инструментария молодого педагога, закрепление в профессии Развитие деятельностных качеств (пробле-матизированность, открытость, рефлексивность) как у молодого специалиста, так и у наставника

Противопоставление закрытого и открытого профессионализма важно осуществлять безоценочно: это просто разные подходы, разные взгляды на педагогическую профессию. Наше предположение состоит в том, что инновационные образовательные организации тяготеют к открытой профессионализации, в том числе как возможности погружения педагогов в образовательные инновации, реализуемые по инициативе самих педагогов.

Таким образом, наставничество в перспективе может стать интересным исследовательским пространством, пространством глубокого изучения разнообразной живой практики, т. е. пространством анализа, экспертизы, вычленения нового, интересного и продуктивного в сфере обучения молодых специалистов. Интересным направлением исследований может стать поиск способов соорганизации закрытой и открытой профессионализации, в том числе в реализации наставнической деятельности в образовательной организации.

Список литературы

1. Век живи - век учись: непрерывное образование в России / под ред . И . А. Коршунова, И . Д . Фрумина . М . : Изд . дом

ВШЭ, 2019 .

2 . Поздеева С . И . Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместного действия

педагога и ребенка . Томск, 2013, 168 с .

3 . Прозументова Г . Н . Школа совместной деятельности . Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской

деятельности педагогов школы. Томск, 1994. 41 с .

4 . Поздеева С . И . Стратегия наставничества в концепции открытого профессионализма педагога: организация пробных

действий молодого специалиста // Развитие практики пробного действия в образовании и профессиональной деятельности / под ред . С . И . Поздеевой, Л . Г . Смышляевой . Томск: Изд-во ТГПУ, 2018 . С . 171-180 .

5 . Plotnikova N . N . , Pozdeeva S . I. Forms of organizing collective educational activity in primary school // Procedia - Social and

Behavioral Sciences . Vol . 214 (5 December 2015) . Р. 51-58 .

6 . Pozdeeva S . I . The collaborative teacher pupil activity as a condition of children communicative competence development //

Procedia - Social and Behavioral Sciences . 2015 . Vol . 206 . Р . 333-336.

7 . Поздеева С . И . Особенности гуманитарного управления инновациями для становления профессионализма педагога

начальной школы // Вестник Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2013 . Вып . 9 (137) . С . 194-196 .

8 . Поздеева С . И . Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вест-

ник Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2016 . Вып . 1 (166) . С . 88-90.

9 . Круглова И . В . Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф .... канд . пед .

наук М , 2007

10 . Вахитова Г . Х . Организация наставничества в контексте полисубъектного взаимодействия в предшкольном образова-

нии // Вестн. Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2018 . Вып . 8 (197) . С . 140-143.

Поздеева Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, Томский

государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 03.10.2019

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-91-96

JOINT ACTIVITY AND OPEN PROFESSIONALIZATION OF A TEACHER AS A CONCEPTUAL BASIS

OF MENTORING*

S. I. Pozdeyeva

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The problem of organizing mentoring is analyzed as a mechanism for the implementation of lifelong adult education, as a mechanism for in-company training of employees, which allows them to be fixed and adapted in the profession. Mentoring is considered as a joint activity of an experienced teacher and a young specialist, aimed at the professional and personal development of all participants in the activity. A comparative analysis of the organization of mentoring is made from the position of a teacher's closed and open professionalism, taking into account criteria such as: purpose, content, nature of interaction, forms of collaboration, type of professional samples, results. Various options for implementing the practice of mentoring are considered: supervision, mentoring, coaching, tutoring. Given these options, different types of mentors have been identified that can accompany a young specialist, not only for adaptation, but also for immersion in the innovative space of an educational organization. The conclusion

* The publication was prepared as part of the state task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (project No . 27 .7674.2017 / B4) .

is drawn about the need to study the effectiveness of different mentoring practices and study its contents, forms, results and effects, including the search for mechanisms for co-organizing approaches to mentoring in the logic of a teacher's closed and open professionalization.

Keywords: mentoring, joint activity, open and closed professionalism, lifelong education of adults.

References

1. Vek zhivi - vek uchis': nepreryvnoe obrazovaniye v Rossii [Century live - Century study: lifelong education in Russia] . Ed . I. A. Korshunova, I. D . Frumina . Moscow, HSE Publ . , 2019 (in Russian) .

2 . Pozdeyeva S .I. Innovatsionnoye razvitiye sovremennoy nachal'noy shkoly: postroyeniye otkrytogo sovmestnogo deystviya

pedagoga i rebenka [Innovative development of modern elementary school: creation of open joint action of the teacher and child] . Tomsk, 2013. 168 p . (in Russian) .

3 . Prozumentova G . N . Shkola sovmestnoy deyatel'nosti. Eksperiment: razvitiye tseli vospitaniya i issledovatel'skoy deyatel'nosti

pedagogov shkoly [School of joint activities . Experiment: the development objectives of education and research activities of the teachers of the school] . Tomsk, 1994. 41 p . (in Russian) .

4 . Pozdeyeva S . I . Strategiya nastavnichestva v kontseptsii otkrytogo professionalizma pedagoga: organizatsiya probnykh

deystviy molodogo spetsialista. Pod red . S . I . Pozdeyevoy, L . G . Smyshlyayevoy [Development of practice of test action in education and professional activity. Ed . S . I. Pozdeyeva, L . G . Smyshlyayeva] . Tomsk, TSPU Publ . , 2018 . Pp . 171-180 (in Russian)

5 . Plotnikova N . N . , Pozdeyeva S . I . Forms of organizing collective educational activity in primary school . Procedia - Social and

Behavioral Sciences, 2015, vol . 214, pp . 51-58 .

6 . Pozdeyeva S . I. The collaborative teacher pupil activity as a condition of children communicative competence development .

Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol . 206, pp . 333-336.

7 . Pozdeyeva S . I. Osobennosti gumanitarnogo upravleniya innovatsiyami dlya stanovleniya professionalizma pedagoga

nachal'noy shkoly [The humanitarian features of innovation for the teacher competence formation at primary school] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol . 9 (137), pp . 194-196 (in Russian) .

8 . Pozdeyeva S . I . Razrabotka kontseptsii otkrytogo professionalizma pedagoga kak issledovatel'skaya zadacha [Development of

the concept of open professionalism of a teacher as a research problem] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol . 1 (166), pp . 88-90 (in Russian) .

9 . Kruglova I. V. Organizatsiya nastavnichestva kak soprovozhdeniya professional'nogo razvitiya molodogo pedagoga v shkole.

Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Mentoring as a condition for the professional development of a young teacher at school . Abstract of thesis of cand . ped . sci . ] . Moscow, 2007 (in Russian) .

10 . Vakhitova G . Kh . Organizatsiya nastavnichestva v kontekste polisub"ektnogo vzaimodeystviya v predshkol'nom obrazovanii

[Organization of mentoring in the context of polysubject interaction in preschool education] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2018, vol . 8 (197), pp . 140-143 (in Russian) .

Pozdeyeva S. I., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.